cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пальчиковая гимнастика железнова – Железновы Пальчиковая Игра слушать и скачать на MIXMUZ

Пальчиковая гимнастика Железновой — упражнения, в чем польза, как проводить

Содержание статьи

Для дошкольника движение и навыки подражания — это основа будущего здоровья и гармоничного развития. Точность и разнообразие мелкой моторики — залог правильной и выразительной речи, богатого воображения, хорошей памяти и восприятия, творческих способностей малыша. Существует множество потешек и упражнений для развития мелкой моторики. Популярна и очень эффективна методика пальчиковых игр Екатерины Железновой. Такие занятия не только полезны, но и увлекательны для малышей.

Что такое пальчиковые игры и чем они полезны

Двигательная система человека находится в тесной взаимосвязи с речевой. Точнее, центры, отвечающие за движение, особенно — движение пальцев и кистей рук, находятся в головном мозге рядом с центрами, отвечающими за речь. Поэтому чем активнее дошкольник движется, тем лучше он говорит.

Кроме речи, пальчиковые игры развивают и другие способности ребенка:

  1. Учат концентрировать внимание и правильно его распределять. От подобного навыка во многом зависят школьные успехи. Способность произвольно управлять собственным вниманием детки осваивают только к шести-семи годам.
  2. Тренируют и развивают память. Пальчиковая гимнастика требует запоминать положения пальцев, последовательность движений и стишков, которыми сопровождаются упражнения.
  3. Учат малышей вслушиваться в речь взрослых и понимать ее, способствуют повышению речевой активности и созданию положительной эмоциональной атмосферы.
  4. Развивают воображение и фантазию. При помощи рук можно поведать настоящую историю. После того как родители покажут малышу, как это делается, он сам сочиняет «пальчиковые сказки».
  5. Помогают усилить способность крохи контролировать собственные движения.
  6. Обеспечивают тренировку пальцев и кистей, в результате они становятся подвижными, сильными и гибкими, что благотворно сказывается на освоении письма в будущем.

Пальчиковые упражнения будут эффективны, только если выполнять их систематически. Хорошего результата удастся добиться при ежедневных занятиях продолжительностью по пять минут.

Железновы Екатерина Сергеевна и Сергей Станиславович, дочь и отец, вместе создали специальную методику для раннего музыкального развития под названием «Музыка с мамой».

При использовании игр Железновых малыш не только развивается, между ним и родителями формируются доверительные взаимоотношения, тесная эмоциональная связь. Подобные занятия доставляют массу удовольствия и улучшают настроение.

Методики Железновых

Пальчиковые упражнения Железновой — один из способов проведения пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики в игровой форме. Такие игры идеально подойдут для детей от двух до пяти лет. Все игры сопровождаются веселыми песенками и стишками.

Играя в пальчиковые игры Екатерины Железновой, дети получают различные сенсорные впечатления, учатся сосредотачиваться на каком-либо конкретном занятии, тренируют внимательность. Герои таких игр — дождик и солнышко, бабочка и паук, козочка и заяц — приводят в восторг малышей 1,5—2 лет. Эти персонажи помогают научить детей счету, понять значение слов «выше», «ниже», «право», «лево», «сверху», «снизу». Насколько крохе придется по душе игра, зависит от презентации ее взрослым. Для самых маленьких большое значение имеет спокойствие, ласка, бережность и осторожность прикосновений.

Для трех-пятилетних детей важна речь и выразительность мимики взрослого, поэтому, чтобы рассказать стишок выразительно, потребуется выучить его наизусть.

Совет
Движения, которые проделывает правая и левая рука, контролируются различными полушариями головного мозга. Поэтому вначале научите малыша выполнять упражнение одной ручкой, затем — второй, и только после этого обеими одновременно.

С играми, где необходимо действовать пальчиками по очереди, к примеру, «2 рыжих таракана» или «2 толстеньких поросенка» самостоятельно могут справиться только малыши, которым уже исполнилось четыре-пять лет. Ребенок младше этого возраста выполняет упражнения только с помощью взрослого.

Как заниматься

Рекомендации по проведению игр:

  1. Проговаривайте стихи максимально выразительно, с понижением и повышением голоса, одновременно выполняя движения.
  2. Будет хорошо петь стихи под какую-нибудь мелодию.
  3. Проделывайте все упражнения вместе с малышом, это даст возможность создать необходимое настроение, поможет крохе запомнить движения и правильно их делать.
  4. После нескольких занятий дети обычно начинают повторять за взрослыми кусочки фраз, а чуть позже — и весь стишок, соотнося при этом движения с произносимыми словами.
  5. Не относитесь к выполнению упражнений слишком требовательно. Произносить стишок, одновременно выполняя упражнение, получится у малыша далеко не сразу. Очень важно изначально не отбить у ребенка охоту заниматься.
  6. Начинайте с двух-трех игр, постепенно добавляя к ним новые. Со временем у крохи появятся любимые упражнения, к которым он будет с удовольствием возвращаться много раз.
  7. Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, попытайтесь выяснить причину отказа и по возможности устраните ее.
  8. Постарайтесь не акцентировать внимание на ошибках ребенка при выполнении упражнений. Но обязательно хвалите малыша за малейший успех, это будет подталкивать его к более значимым достижениям.

Все пальчиковые игры Кати Железновой проводятся тремя способами:

  • движения выполняет взрослый, а ребенок наблюдает;
  • взрослый проделывает движения ручками крохи;
  • малыш делает движения собственными ручками.

Примеры игр и ссылка на аудио и видео

Часы: ребенок садится на колени или на подушечку и, перебирая пальчиками (как будто это ножки маленькой мышки), «бежит» от коленей к собственной макушке.

  1. «Мышка полезла в 1-й раз, поглядеть, который час, вдруг часы сказали: «Бооом!» — малыш делает 1 хлопок ладошками над головой.
  2. «Мышка скатилась кувырком» — ручки крохи скатываются вниз, на ковер.
  3. «Мышка полезла 2-й раз, поглядеть, который час, вдруг часы сказали: «Бооом, бооом!» — ребенок дважды хлопает в ладошки над головой.
  4. «Мышка скатилась кувырком» — ручки опять опускаются.
  5. «И полезла в 3-й раз, поглядеть, который час, часы опять сказали: «Бооом, бооом, бооом!» — малыш трижды хлопает в ладоши над головой.
  6. «Мышка скатилась кувырком» — ручки ребенка снова скатываются.

Перчатка:

  1. «Веселенькая мышка перчаточку нашла» — раскройте малышу ладошку, растопырьте пальчики, поворачивайте ручки то тыльной стороной вверх, то ладошкой.
  2. «Гнездо устроив» — сложите ладошки вместе ковшиком.
  3. «Мышат позвала» — разгибайте и сгибайте пальчики (зовущий жест).
  4. «Им корку хлебушка дала погрызть» — кончиком большого пальчика постучите по кончикам других пальцев.
  5. «Погладила всех» — большим пальчиком погладьте другие пальцы, начиная с кончика мизинца.
  6. «И отправилась спать» — сложите ладошки малыша вместе и поместите их под одну из его щечек, как будто ребенок спит.

Тараканы:

  1. Повторите дважды: «Под пакетом за буфетом 10 тараканов» — малыш раскрывает ладошки и прижимает их по бокам к столу, шевелит растопыренными пальчиками (это тараканы).
  2. «Самый смелый таракан прибежал ко мне в карман» — ребенок пальчиками изображает тараканий бег по своему туловищу и заползание.
  3. «Под пакетом за буфетом 9 тараканов» — кроха загибает один пальчик и крутит остальными, демонстрируя, что осталось всего 9 тараканов.
  4. Дважды повторите: «Под пакетом за буфетом 9 тараканов» — ребенок раскрывает ладошки и располагает их с растопыренными пальчиками по бокам стола (1 пальчик загнут, так как тараканов осталось 9), шевелит пальчиками.
  5. «Самый смелый таракан прибежал ко мне в карман» — малыш опять изображает пальчиками тараканьи бега.

Повторяйте упражнения, пока тараканов не останется совсем.

Поросятки: кроха растопыривает пальчики и по очереди каждым из них «идет» по коленочкам или поверхности стола.

  1. «Вот этот толстенький поросеночек все время хвостиком вилял» — мизинчики.
  2. «Вот этот толстенький поросеночек спинку о забор чесал» — безымянные.
  3. «Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросят я люблю» — ребенок показывает ручками «фонарики».
  4. «Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросят я люблю» — малыш разжимает и сжимает кулаки.
  5. «Вот этот толстенький поросеночек носиком землю ковырял» — средние пальчики.
  6. «Вот этот толстенький поросеночек сам картинку нарисовал» — указательные.
  7. «Ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросят я люблю» — кроха разжимает и сжимает кулаки.
  8. «Вот этот толстенький поросеночек лежебока, нахал» — большие пальчики.
  9. «Хочет спать посерединке и своих братцев растолкал» — малыш сжимает ручку в кулачок, большой палец находится внутри кулака.

Два козленка: ребенок на ручках зажимает большими пальчиками безымянные и средние пальцы.

  1. «Однажды в гости пошел козленочек через мостик» — малыш держит кисти в горизонтальном положении и сближает ручки.
  2. «Ему навстречу пошел второй, он возвращался к себе домой» — ребенок дважды соединяет ручки с размаха.
  3. «2 рогатых глупеньких братика стали на мостике друг с другом бодаться, никто из них не хотел уступить и второго вперед пропустить, долго 2 козленка бодались, разбегались, друг друга толкали и с разбегу лбами — бууух!» — кроха хлопает в ладошки на слове «бух».
  4. «С мостика в воду плюююх!» — малыш роняет ручки на колени.

Змея: детская ручка — «змейка», кончики пальцев соединены, руки другого малыша или взрослого — «это дорога».

  1. «Поглядите-ка, ребята, у меня есть змея» — медленно вращает кистью.
  2. «По коврам и креслам ползает она» — проделывает ручкой движения, наподобие волн, изображая передвижение змеи. Змейка движется по дорожке, большой пальчик немного отведен вниз (змеиный ротик). Поначалу змея ползет медленно, постепенно ускоряясь (сообразно произносимым фразам).
  3. «Хотя нет у змеи ног, очень быстро она ползет, широко раскрыв рот» — кончики пальцев снова сомкнуты, ребенок вертит кистью, как будто змейка оглядывается.
  4. «Нету у змеи глаз, и она поймала ни лягушек или стрекоз, а малыша за нос» — змейка хватает за носик второго участвующего в игре ребенка.

Гвоздики: пальчики на одной руке сжаты в кулак — это молоток. Другая ручка — гвоздики. Молоток поочередно стучит по каждому пальчику.

  1. «Бам, бам, бам, бам, по гвоздикам бьем молоточком. Гвоздики не забиваются, а только искривляются» — пальчики-гвоздики согнуты.
  2. «Надо клещи нам взять, и будем гвоздики вырывать» — пальчики второй руки становятся клещами (их кончики смыкаются, образуя кольцо) и выпрямляют кривые «гвоздики», по очереди потянув за них.
  3. «Я тянул-потянул и все гвоздики разогнул».

Черепаха: детская ручка сжата в кулак, большой пальчик находится вверху.

  1. «Моя черепаха в коробочке живет» — детская ручка лежит на ладошке второй руки.
  2. «Плавает в ванночке» — движение в воздухе кулачком наподобие волны.
  3. «По полу ползает» — черепаха (кулачок) ползет по второй ручке.
  4. «Ее на ладони я буду качать» — малыш возвращает ручки в первоначальное положение.
  5. «Она не станет меня кусать» — отрицательный взмах ребенка головкой.

Горшочек:

  1. «Под крышечкой» — кроха смыкает пальчики и поворачивает вниз ладошку.
  2. «Маленький горшочек» — прижимает к ладошке кулачок второй ручки (большой палец находится внутри кулака).
  3. «Откроем крышечку» — поворачивает руку ладошкой вверх.
  4. «Мышь — прыг!» — резко поднимает большой пальчик.

Радуга:

  1. «Посмотрите — радуга» — ребенок маховым движением изображает над головой полукруг.
  2. «Над деревьями» — поднимает ручки вверх, пальчики разомкнуты.
  3. «Домами» — складывает над головой руки, изображая крышу дома.
  4. «Над рекой и волной» — делает волнообразное движение.
  5. «И немного надо мной» — дотрагивается до своей головы.

Вещи:

  1. «Это мой зонтик, я в дождик его беру» — малыш поднимает правую ручку и сгибает ее, показывая зонтик.
  2. «Пусть дождик идет — я останусь сухим» — барабанит пальчиками левой руки по зонтику (правой руке).
  3. «Это — книжка» — прижимает друг к другу ладошки (локти согнуты).
  4. «Могу прочитать» — раскрывает ладошки, изображая открытую книжку.
  5. «Могу картинки в ней показать» — вытягивает ручки с открытыми ладошками.
  6. «А это — мой мячик, ловкий, веселый» — сжимает руку в кулачок и вращает им.
  7. «Его я кидаю над головой» — мяч (кулачок) прыгает и ударяется о ладошку второй руки.
  8. «А это — котенок, люблю я его, и мурчит он так лишь для меня одного» — ребенок по очереди гладит одну ручку другой.

В интернете можно найти множество видеоуроков с пальчиковыми играми Железновых. Примеры некоторых из них:

razvivashka.online

Методическая разработка по логопедии ( группа) на тему: Пальчиковые игры Екатерины Железновой.

Пальчиковые игры

Екатерина Железнова
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет
часть 2

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Этоне только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

ЧАСЫ

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки 

Мышь полезла в первый раз 

Посмотреть, который час. 

Вдруг часы сказали: “Бом!”, 

Один хлопок над головой. 

Мышь скатилась кувырком. 

Руки «скатываются» на пол. 

Мышь полезла второй раз 

Посмотреть, который час. 

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” 

Два хлопка. 

Мышь скатилась кувырком. 

Мышь полезла в третий раз 

Посмотреть, который час. 

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” 

Три хлопка. 

Мышь скатилась кувырком. 

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка

Перчатку нашла, 

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 

Гнездо в ней устроив, 

Складываем ладоши «ковшом» 

Мышат позвала. 

Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест) 

Им корочку хлеба

Дала покусать, 

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. 

Погладила (отшлёпала) всех 

Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 

и отправила спать. 

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). 

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их. 

Сейчас все котята по парам стоят: 

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых, 

Два маленьких самых

И самых красивых. 

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза) 

Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы») растопырены, шевелим ими. 

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. 

Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот». 

За буфетом под пакетом девять тараканов. 

Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов. 

За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) 

Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. 
И так далее. 

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 

Хлопаем по всему телу ладонями. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

Щипаем себя, как бы собирая складки. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 

ПОРОСЯТА

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. 

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 

Мизинцы. 

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 

Безымянные. 

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

«Фонарики». 

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

Сжимаем и разжимаем кулачки. 

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 

Средние. 

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 

Указательные. 

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

Сжимаем и разжимаем кулачки. 

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, 

Большие. 

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. 

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. 

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. 

Как-то раз к кому-то в гости 

Шёл козлёнок через мостик, 

Держим кисти горизонтально, сближаем руки. 

А навстречу шёл другой, 

Возвращался он домой. 

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. 

Два рогатых глупых братца 

Стали на мосту бодаться, 

Не желая уступить 

И другого пропустить. 

Долго козлики сражались, 

Разбегались и толкались. 

Вот с разбега лбами — бух! 

На слово «бух» — хлопаем в ладоши. 

И с моста в водичку — плюх! 

Роняем руки на колени. 

ЗАЙЦЫ

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. 

Десять серых зайцев 

Дремали под кустом, 

И двое вдруг сказали: 

“Вон человек с ружьём” 

Двое закричали: 

“Давайте убежим!”, 

Двое прошептали 

“Давайте помолчим!”, 

Двое предложили: 

“Мы спрячемся в кустах!” 

А двое вдруг спросили: 

«Он может сделать “Бах”?» 

“Бах” — выстрелил охотник, 

Хлопаем в ладоши. 

Нажав ружья курок, 

Бежим пальчиками по столу или коленям. 

И десять серых зайцев 

Пустились наутёк. 

РАЗМИНКА

Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом. 

Головами покиваем, 

Носиками помотаем, 

А зубами постучим 

И немножко помолчим. 

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим 

И про ручки не забудем. 

Пальчиками потрясём 

И немножко отдохнём. 

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками. 

Мы ногами поболтаем 

И чуть-чуть поприседаем, 

Ножку ножкой подобьём 

И сначала всё начнём. 

Подпрыгиваем на месте в ритме текста. 
Далее темп ускоряется. 

Головами покиваем,

… 

Плечиками мы покрутим,

… 

ВЕСНА

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. 

Стучат всё громче дятлы, 

Синички стали петь. 

Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. 

Встаёт пораньше солнце, 

Чтоб землю нашу греть. 

Движения повторяются. 

Встаёт пораньше солнце, 

Чтоб землю нашу греть. 

Бегут ручьи под горку, 

Растаял весь снежок, 

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). 

А из под старой травки 

Ладони сомкнуты «ковшом». 

Уже глядит цветок… 

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) 

А из под старой травки 

Уже глядит цветок 

Движения повторяются. 

Раскрылся колокольчик 

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. 

В тени там, где сосна, 

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). 

Динь-динь, звенит тихонько, 

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь». 

Динь-динь, пришла весна. 

Динь-динь, звенит тихонько, 

Динь-динь, пришла весна.

Далее (часть 3) >>>

ЖУЧОК

Этот маленький жучок 

По земле* гуляет,

Перебираем пальцами по ступням.

Листик сладенький найдёт 

И его кусает. 

Щипаем ступни. 

Чтоб ещё листочек съесть, 

Хочет он повыше влезть.

Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).

Этот маленький жучок 

По траве* гуляет…

Перебираем пальцами по коленям.

Этот маленький жучок 

По кустам* гуляет… 

Перебираем пальцами по животу.

Этот маленький жучок 

Выше залезает,

Перебираем пальцами по груди.

Вот он ямочку нашёл,

«Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи.

Лёг и отдыхает.

Пальчики сжимаем в кулаки. 

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

Опускаем голову вниз, глаза закрываем. 

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ

Как- то серенький козёл

В огород поесть зашёл.

Указательные пальцы выпрямлены, 

пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам —

Есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами — трава,

Опускаем подбородок.

А над головой — листва.

Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись — капусту кушай,

Наклоняемся вниз.

А вверху — большие груши.

Встаём на носочки, тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,

Поворачиваемя назад.

Впереди кусты цветут,

Возвращаемся обратно.

Слева — молодой лучок,

Справа — вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь — сто ягодок, там — двести,

Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.

Крутимся.

И, пока он выбирал,

Пёс его в сарай прогнал.

Наклонив голову, убегаем от «пса». 

ЗМЕЙКА

Одна рука — «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка — «дорожка».

Посмотрите-ка, друзья,

У меня живёт змея!

Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам 

Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Нет у этой змейки глаз

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,

Волнообразные движения рукой.

А ребёночка за нос.

«Змея» хватает за нос партнёра по игре. 

ГВОЗДИ

Одна рука — «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) — гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. «Молоток» стучит по «гвоздям» — по очереди по каждому пальцу. 

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы — гвозди — согнуты. Пальцы другой руки — клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и «вырывают гвозди» — поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул. 

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний «идут» по другой руке.

Эти — любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти — тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

В КОМНАТЕ

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука — чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение «от себя» тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Кошка коготками лавочку скребёт,

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Курочка рябая пол крылом метёт.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих

Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

Кашки наварила, с ложки кормит их

«Зачерпываем кашку из кастрюльки» левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). 

ДОМ

Я хочу построить дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было, 

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

«Стряхивающие» движения

И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,

Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом, 

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами

Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе

«Чистим шёрстку». 

Или спит.

Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.

Шевелим «ушами».

Слышит шаги и лисиц, и волкОв,

Прячется в норку свою от врагов

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. 

ЧЕРЕПАШКА

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне, 

Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.

«Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить

Отрицательный жест головой. 

ГОРШОК

Под крышкой — 

Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.

Маленький горшок,

Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.

Открыли крышку —

Поворачиваем «крышку» ладонью вверх.

Мышка — скок!

Резко поднимаем большой палец. 

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами, 

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями, 

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

МОИ ВЕЩИ

Вот это — мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит —

Останусь сухим.

«Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони «книжечкой».

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты. 

Вот это — мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю

Над головой.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой.

nsportal.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.

 

Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению.

Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.


      В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.

      Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.

      В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике.

      Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Сейчас очень широко используются пальчиковые игры Екатерины Железновой.

      Пальчиковые игры Железновой предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками.

      Прежде, чем переходить к описанию пальчиковых игр Железновой, хотелось бы рассказать, какую роль они играют в развитии мелкой моторики ребенка и в развитии в целом. Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность.

      При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!

      Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.

      Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

      С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет, а если ваш малыш младше, то такие игры он сможет выполнить только с Вашей помощью.

 

  • Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.
  • Предложенные стишки можно пропевать под любую мелодию.
  • Выполнять все упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность. Это поможет малышу не только запомнить и правильно выполнять упражнения, жесты, но и создаст необходимый настрой!
  • При проведении повторных занятий Вы заметите, что ребенок сначала начинает повторять за вами отрывки фраз, а в дальнейшем и все стихотворение, соотнося слова и движения. Не требуйте от него выполнения непосильных задач, например, произносить стихотворение и выполнять движения. Все это у него получиться постепенно, главное сейчас не отбить охоту заниматься!
  • Начинать следует с двух или трех игр, постепенно дополняя их новыми. Таким образом, у ребенка появятся любимые игры, к которым Вы будете возвращаться снова и снова.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  •  Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.     

 

 

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

 

1. Взрослый сам выполняет движения — ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

 


nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио) | Happymomsplace

Дорогие родители, тема этой статьи: «Пальчиковая гимнастика для малышей до года». И ниже представлены стихи и аудио Екатерины Железновой и Ермаковой С. О. для проведения пальчиковой гимнастики.

Пока малыш маленький, ему самому еще сложно выполнять пальчиковую гимнастику, поэтому любимая мама или папа могут ему в этом помочь, проделывая различные манипуляции с ручками и пальчиками ребенка.

Если Вы еще не знаете, что такое пальчиковая гимнастика, нужна ли она Вашему ребенку, какова ее польза и общие рекомендации к проведению занятий, читайте обязательно об этом всем в двух следующих статьях:

1. «Пальчиковая гимнастика для детей. Это нужно Вашему ребенку?!»

2. «Пальчиковая гимнастика для детей. Рекомендации к проведению занятий»

 Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)

Екатерина Железнова

 Пальчиковые игры у Железновой идут от 1,5 года. Я незначительно адаптировала занятия, чтобы родители могли заниматься с ребенком до года. Так как пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводятся, как показ или как пассивная гимнастика руки и пальцев ребенка. А детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе с родителями.

Выбирайте стишок, который понравиться Вам и Вашему малышу, а также подходит по возрасту ребенку, и наслаждайтесь веселой и полезной для здоровья пальчиковой гимнастикой:)

 1. ЛАДОШКА

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

 

2. ПАЛЬЧИКИ

(1) Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(2) Вместе – это пять друзей

(2. погладить сразу все пальчики)

(3) Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

(3.  взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

(4) Каждый пальчик мы возьмем и

И сожмём, сжимаем, сожмём,

(4-поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого) 

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т.д…

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

(5) Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

(5. нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей и т.д…

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

 Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)

 

3. РИСОВАНИЕ

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы черту нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Мы волну нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Точки мы нарисовали.

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой)

 4. ЧЕРВЯЧКИ

2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять

(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять

(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)

Вдруг ворона подбегает,

(бежим своими пальцами по ладошке малыша)

Головой она кивает

(взрослый кивает головой)

Каркает, вот и обед

(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)

Глядь, а червячков уж нет.

(раскрываем кулачок).

 5. АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин.

Ведь много нас, а он один.

 Эта долька — для утят.

Эта долька для котят.

 Эта долька — для ужа.

А эта долька — для ежа.

 Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

 (на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)

 Он сердит на нас — беда!!!

Все разбегайтесь кто куда!

 (в конце слегка потрясем ручками малыша)

 6. ВОЛК

(1) Нам очень хочется сейчас, пойти гулять в лесочек,

(1. берем одну ручку малыша и читаем стишок)

И чтоб нас серый волк не съел,

(2) Пойдем вдвоем, дружочек

(2. прислоняем вторую ручку малыша к первой и сразу откладываем одну ручку в сторону)

(3) В час – волка нет

В два – волка нет

В три – волка нет

В четыре – волк бежит,

И громко рычит

(3. на каждую строчку стиха, пальчики второй руки по очереди покачиваем аккуратно вперед и назад)

 7. ЛАДУШКИ

 (1) Ладушки, ладушки,

Где были? — У бабушки!

Что ели? — Кашку.

Кашку — малашку.

Кашка — сладенька.

Бабушка — добренька.

Кашку поели, и полетели!

(1. хлопаем в ладоши, придерживая ручки малыша своими).

(2) Полетели! Полетели! Полетели! Полетели!

(2. взрослый имитирует руками крылья птиц)

(3) На головку сели.

(3. взрослый ладони кладет на голову малыша)

И снова запели…

(можно повторить сначала)

 8. ДЕСЯТЬ МЫШЕК

 (1) Одна мышка, две мышки, три мышки вышли,

Четыре мышки, пять мышек, шесть мышек вышли,

Семь мышек, восемь мышек, девять мышек вышли,

Десять мышек вышли погулять.

(1. Ручка сжата в кулачок. Сначала разгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с большого).

(2) Десять мышек, девять мышек, восемь мышек только,

Семь мышек, шесть мышек, пять мышек только

Четыре мышки, три мышки, две мышки только,

Одна мышка, нет никого.

 (1. Сначала сгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с мизинца).

 9. ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТВОЙ ДОМИК

 Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я большой пальчик,

А дом мой тут.

 Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я указательный

А дом мой тут.

 Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я средний пальчик

А дом мой тут.

 Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я безымянный,

А дом мой тут.

 Пальчик, где твой домик,

Как тебя зовут?

Я мизинчик,

А дом мой тут.

 (Когда поете песенку, разминайте пальчики малыша подушечками своих пальцев, начиная с большого, а на слово «тут», покачивайте слегка пальчик вперед/назад. Песенка повторяется 2 раза с каждой ручкой)

Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи)

Ермакова С. О.

У Светланы Олеговны Ермаковой пальчиковая гимнастика от года, поэтому я, как и в предыдущем случае, чуть-чуть адаптировала занятия пальчиковой гимнастика, чтобы родителям можно было заниматься с ребенком до года.

 1. НА ЛУЖКУ

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять.

(1–2 строчки – взрослый пальцем своей руки считает пальцы на ручке малыша, слегка нажимая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(3–4 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки выполняет круговые поглаживания ладони малыша).

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять.

(5–7 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

 2. ПОМОЩНИКИ

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

(1–2 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

(3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения, взрослый пальцами своей руки растирает пальчики руки малыша, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец)

Затем повторяем все для другой руки.

 3. СПОРТСМЕНЫ

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

(берем ручку малыша в свою)

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

(3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно пальцы малыша на двух ручках, начиная с мизинца)

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

(5–6 строчки – повторяем дважды и поглаживаем все пальчики малыша)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

(7–8 строчки – повторяем дважды и сжимаем ладони малыша в кулачки, а затем разжимаем)

 4. ШАЛУНЫ

 Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

(1–2 строчки – взрослый пальцами своей руки поглаживает ладонь малыша)

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

(3–4 строчки – взрослый руками нажимает аккуратно на подушечки пальцев ручки ребенка)

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

(5–6 строчки – взрослый пальцами своей руки «бегает» по ладони малыша)

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

(7–8 строчки –  поглаживаем все пальчики малыша)

 Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.

 5. ТИМОШКА

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

(1–2 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки круговыми движениями поглаживает ладонь руки малыша)

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

(5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца малыша)

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

(7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки)

 6. ЦВЕТОЧКИ

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается —

Цветочки раскрываются.

(1–4 строчки – раскрываем ладонь руки ребенка и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком»)

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

(5–6 строчки – сжимаем ручку в кулачок)

Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.

 7. ПЧЕЛКА

Пчелка села на цветок,

Распрямила хоботок,

Собрала пыльцы немножко

Прямо в сумочки на ножках.

(1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони малыша)

 8. КУКЛА-НЕВАЛЯШКА

Кукла-неваляшка,

Пестрая рубашка,

По сторонам качается,

Всем мило улыбается.

(1-4 строчки – расправляем ладони малыша и наклоняем кисти рук то вперед, то назад).

 9. ЦВЕТЫ

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

(1-4- синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)

 Веселых игр и здоровых малышей Вам!

Подготовила материалы: Акопджанян Е.В. (Мама Алена:))

 Источники:

1. Екатерина Железнова «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…», «Музыка с мамой (Пальчиковые игры)» http://www.m-w-m.ru/

2. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет».

3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов».

(Visited 51 729 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

happy-people.org.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *