Какие формы контроля бывают – Основные виды, формы и методы контроля
Методы, формы и виды контроля на уроке по ФГОС
Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:
- В чем заключаются функции учебного контроля?
- Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
- Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
- Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?
Функции учебного контроля
Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:
- Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
- Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
- Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
- Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
- Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
- Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
- Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.
Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.
Разнообразие видов контроля
Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:
- Предварительный
- Текущий
- Тематический
- Итоговый контроль
При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.
Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.
Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.
В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.
Формы контроля знаний и умений учащихся.
В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:
- Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
- Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
- Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
- Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
Методы контроля
Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.
Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.
- Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
- Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
- Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.
Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.
Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.
В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.
Типы контроля
В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:
- Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
- Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
- Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.
Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.
Средства контроля
Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:
- Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
- Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
- Вопросы перекрёстного выбора. Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
- Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
- Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.
Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.
Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.
Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.
Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.
Требования, предъявляемые к контролю в обучении
Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:
- Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
- Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
- Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
- Экономичным по временным затратам.
- Разнообразие используемых методов и форм контроля.
Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.
aujc.ru
Основные виды, формы и методы контроля
Основная часть процесса обучения включает в себя контроль. Его делят на 4 вида: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
- Предварительный контроль. Обладает диагностическими задачами и проводится с целью выявления знаний, умений, навыков перед началом обучения. Его применяют в начале учебного года перед изучением нового материала.
Прослеживается его важность, так как характер изучения новой темы зависит от степени усвояемости прошлой. Если педагог не владеет такой информацией, то он не способен грамотно проектировать и управлять учебным процессом. Предварительный контроль позволяет фиксировать начальный уровень обученности, при сопоставлении которого с достигнутыми имеется возможность измерить «прирост» знаний, степень формирования умений, навыков, проанализировать динамику и эффективность учебного процесса, сделать выводы о вкладе учителя в обученность детей, оценить профессиональную компетентность.
- Текущий контроль. Выполняется посредством учителя в ходе ежедневной работы для квалификации степени сформированности знаний, умений, навыков и оценки их глубины и прочности. Контроль способствует обнаружению пробелов учащихся и позволяет помочь в усвоении нового материала.
Функция текущего контроля – обратная взаимосвязь. Учитель получает сведения о ходе процесса усвоения новой темы каждого ученика. Он позволяет не только видеть необходимые сведения, но и контролировать учебно-воспитательный процесс, вести наблюдение за работой класса.
Осуществление текущего контроля выполняется при помощи устного опроса: выборочный или фронтальный. При использовании тестовых заданий можно сэкономить время и проверить знания 2-3 последних проведенных уроков. Окончание работы характеризуется наличием анализа допущенных ошибок.
- Периодический контроль. Его рассматривают в качестве тематического с целью систематизации знаний обучаемых. Применение целесообразно после завершения модулей, раздела программы или в конце учебной четверти. Такой контроль служит помощником в подведении результатов работы определенного периода времени.
- Итоговый контроль. Необходим для обозначения конечных результатов обучения для систематизации и обобщения всего учебного материала. Его осуществление характерно для конца учебного года или по завершении курса обучения в качестве экзаменов.
Последнее время технологии итоговых испытаний с применением компьютеров и специализированных программ становятся часто используемым видом контроля. Тестовые задания имеют несколько вариантов ответов, из которых следует выбирать верное решение. Использование информационных технологий связано с их максимальной объективностью при выведении конечного результата. Минус лишь в том, что они не способны выявлять конкретные затруднения учащихся персонально, что делает преподаватель при наличии традиционной системы формального контроля.
3. Основные виды контроля
Контроль является фундаментальным элементом процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать вне независимости от контроля. Фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в организации.
Основными видами контроля по срокам осуществления являются следующие:
— предварительный;
— текущий;
— заключительный.
По форме осуществления все эти виды контроля практически идентичны, так как имеют одну и ту же цель, которая заключается в том, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым, но различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль.
Этот вид контроля называется предварительным, так как он осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля являются реализация определенной политики, процедур, правил и линий поведения. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организации за счет тщательного анализа деловых и профессиональных навыков и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.
Текущий контроль
Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Он производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Текущий контроль не проводится одновременно с выполнением самой работы, а базируется на измерении фактических результатов после проведения работы. Данный вид контроля основан на обратных связях. Это связано с тем, что управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
Заключительный контроль
Осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Хотя заключительный контроль и осуществляется слишком поздно, чтобы реагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция состоит в том, чтобы способствовать мотивации.
4. Основные этапы контроля
В процедуре контроля имеется три четко разграниченных этапа:
— выработка стандартов и критериев;— сопоставление с ними реальных результатов;
— принятие необходимых корректирующих действий.
На каждом этапе реализуется определенный комплекс различных мер.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это определенные цели, которые поддаются измерению и основываются на процессе планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и определенного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе важно определить то, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом принимается еще одно важное решение о том, насколько допустимы или относительно безопасны отклонения от результатов. На этой стадии процедуры дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий.
На третьем этапе следует выбрать одну их трех линий поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения; пересмотреть стандарты.
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Как правило, наиболее эффективным контролем является простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньшее количество усилий и более экономичны, но самое важное состоит в том что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее, то такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией.
Таким образом, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
studfiles.net
Виды и формы педагогического контроля
Одним из важнейших вопросов проблемы педагогического контроля является вопрос, касающийся классификации его основных форм.
В литературе имеется классификация, которая предусматривает следующие основания для выделения форм педагогического контроля.
По способам контроль подразделяется на традиционный и нетрадиционный.
В зависимости от характера — субъективный и объективный.
По использованию технических средств обучения — машинный и безмашинный контроль.
По форме контроля — устный и письменный.
По массовости — индивидуальный, фронтальный, групповой.
По типу контролирующего лица — учитель, ученик-напарник, самоконтроль.
По дидактическим материалам — без дидактического материала, с дидактическим материалом, на основе знакомого проработанного материала, на основе нового материала.
По времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
В современной педагогике особое внимание акцентируется на видах педагогического контроля. Различают следующие виды педагогического контроля:
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые педагоги осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, семестра. Цель его — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета, устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов педагог планирует, если необходимо повторение материала; учитывает его результаты в дальнейшей организации учебной деятельности учащихся.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях педагога за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом занятии. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учащихся и качестве учебно-воспитательной работы на занятии. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как учащиеся усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает педагогу наметить рациональные методы и приемы учебной работы, правильно дозировать материал, находить оптимальные форматы учебной работы учащегося, осуществляется постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.
В течение учебного года действия педагога в момент оценки будут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа учащегося оказывается более высокой, то оценка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением.
Если же ответ или работа учащегося заслуживает хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал, то педагог сначала выясняет, почему учащийся ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на учащегося, т.е. будет ли она служить стимулом, получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.
Если же педагог придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на учащегося, он не выставляет ее. В таком случае педагог ограничивается оценочным суждением, из которого учащийся должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую он обычно получает за свои ответы, а также осознать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.
Если ответ или работа учащегося будет, заслуживает удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.
В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительным причинам следует отнести леность или халатное отношение учащегося к учебному труду.
Педагогу следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного учащегося вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного учащегося она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующее, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное.
Тематический контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечивается периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно учащиеся владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала, темы, подтемы, неполных тем или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его задача — проверить и оценить знания учащихся по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связную с проблемным обучением.
Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:
— учащимся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку.
— при выставлении окончательной отметки педагог не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме.
— возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированными действиями учащегося, отражает его желание и интерес к учению.
Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого учащегося перед тем, как педагог переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль – экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность учащегося к дальнейшей учебе.
Заключительный контроль — защита дипломной работы, сдача государственных экзаменов
Краткая характеристика основных форм традиционного контроля
Контроль знаний на семинарском занятии
Основной функцией семинара является познавательная, а контрольная функция имеет вспомогательное значение.
Контрольной функции семинара отводятся задачи не только проверки знаний, но и степени усвоения лекционного материала, чтобы учесть это в последующих лекциях.
Как подтверждает практика, контрольная функция семинара зависит от формы семинарского занятия и методов его ведения. Часто основным методом ведения семинара является вопросно-ответный метод и семинарское занятие сводится к поверхностной проверке знаний, к набору необходимого количества оценок для очередной аттестации. Но внедрение в практику творческих элементов ведения семинарских занятий, способствующих самостоятельному усвоению знаний, их закреплению, активизация интеллектуальных способностей студентов дают значительно лучшие результаты.
Семинарские занятия могут проводиться в виде дискуссий, учебных диспутов, конференций, занятий с решением задач, применением контрольных работ, обсуждением рефератов, просмотром кинофильмов и т.д.
Главной задачей семинара является углубленное изучение программного материала. И поэтому оценки, полученные студентами на семинаре за устные ответы, занимают важное место в контроле, наряду с оценками при помощи вышеуказанных форм.
Экзамен
Важнейшей формой контроля в учебном заведении является экзамен. Экзамен кроме контролирующей несет еще и обучающую, воспитательную и мотивирующую функцию. Обучающая состоит в выявлении по ходу экзамена ряда моментов, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в семестре и при подготовке к экзамену. Воспитательная функция включает в себя ряд сторон: нравственную (честная сдача экзамена), дисциплинарную, дидактическую. Мотивирующая функция: правильно организованный и профессионально проведенный экзамен может в значительной мере стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе.
Одна из основных задач экзамена — направить работу студента на установление связей с другими дисциплинами, другими разделами данного курса, между знаниями внутри раздела, т.е. на обобщение материала, являющегося предпосылкой цельного восприятия изучаемых явлений.
По примеру западных стран сейчас все чаще используют письменные экзамены: они экономят время экзаменатора, позволяют унифицировать подход к оценкам, в известной мере даже являющийся защитой от недобросовестности экзаменатора (письменный ответ — это документ, позволяющий проверить обоснованность оценки и даже подать апелляцию).
На устном экзамене в прямой беседе со студентом проверяются не только знания, но и понимание студентом учебного материала. Только в устной беседе со студентом возможно вскрыть слабое звено в его знаниях, разобраться и укрепить именно это звено, только беседа «глаза в глаза» позволяет вывести студента за пределы курса, убедить его в своих возможностях, стимулируя тем самым его дальнейшую успешную работу. При устном экзамене выше степень неформальности общения со студентом, а это — залог успешности учебных контактов в последующем семестре.
Кроме проверки знаний на экзамене задаются так же дополнительные вопросы. Цель этих вопросов — помочь студенту при слабом ответе на вопрос билета, навести на правильный ответ, сделать оценку объективной. Для сильных студентов возможна организация «нестандартных экзаменов», в которых вопросы билета изначально выходят за пределы прочитанного курса, но связаны с изученным в семестре материалом. В этом случае студенту разрешается пользоваться лекциями, учебниками и справочниками. Выбор такого экзамена добровольный, он требует больше времени на подготовку к ответу и на сам ответ.
Практикуется также «экзамен-автомат», когда экзаменационная оценка проставляется по итогам успешной работы студента в семестре. Но нередко «автоматическая» оценка лишает студента возможности установить и укрепить связи между темами и разделами учебного курса.
Установлено, что студенты готовятся к экзамену весьма неравномерно: в первые отведенные на экзамены дни — в 2-3 раза менее интенсивно, нежели в последние. При этом продолжительность подготовки студента к экзамену прямо соизмеряется со временем, затраченным им на работу над предметом в семестре. Количество дней на подготовку к экзамену — не менее 3-х. Подготовка к ответу на самом экзамене при средней усвоенности курса — от 0,5 до 1 часа, для более сложных предметов она, как правило, больше, чем для несложных.
Долгое время идут споры о том, нужны ли экзамены вообще. Их противники утверждают, что экзамены — это лотерея, к тому же они сопровождаются стрессом. Другие говорят, что на экзамене возможны случайности, но экзамен — точно не лотерея, ведь вероятность того, что кому-то из студентов как в лотерее — выпадет получить все пятерки на всех экзаменах за 5-6 лет учебы практически равна нулю. А стресс на экзамене имеет не только негативные, но и позитивные стороны: стресс на экзаменах тренирует студента, готовит его к преодолению куда более серьезных опасных жизненных испытаний, высокое умственное напряжение на экзамене, в чем-то сходное с ситуацией индивидуального мозгового штурма, может побудить студента выйти за пределы возможностей, характерных для спокойной обстановки.
studfiles.net
Виды и формы контроля
Титульник
Содержание
Введение
Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того, чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, учителю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается по средствам текущего контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтом актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля.
Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьными предметами.
Цель курсовой работы – изучение форм и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Анализ литературы для установления сущности педагогического контроля учебных достижений в свете современной образовательной практике.
2. Охарактеризовать основные понятия педагогического контроля
- Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний
учащихся.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку.У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Говоря, например, о такой дисциплине как «Иностранный язык» следует заметить, что основным компонентом содержания обучения ему являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка (а следовательно и умения) невозможно без того, чтобы учащийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне (главным образом от учителя), он даёт оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. При формировании речевых навыков и умений оценку действиям учащегося должен давать учитель. Оценка действий учащегося и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление нельзя без наблюдений за действиями учащегося или без ознакомления с их результатами. Кроме того, для того чтобы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственно говоря, и представляет собой контроль.
Из сказанного ясно, почему контроль в обучении приобретает особое значение и требует более полного теоретического обоснования.
Глава 1 . Контроль учебных достижений как элемент управления качеством образования.
1.1 Сущность педагогического контроля
Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.
Контроль — это одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимную связь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, сравнить работу разных преподавателей, дать оценку достижениям учащегося и обнаружить недостатки в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений.
Само понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу имеет несколько трактовок. С одной стороны, педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к обыденному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников.
1.2 Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении
достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования,
углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для
последующего включения студентов в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения
учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и
навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых,
конкретизация основной цели контроля связана с обучением студентов
приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в
самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает
воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за
выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то
можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Контролирующую
Обучающую
Диагностическую
Прогностическую
Развивающую
Ориентирующую
Воспитывающую
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
mirznanii.com
Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции.
Поделись с друзьямиКонтроль бывает разных видов, форм и может составляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный. Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к начал) обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.
Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Отсроченный контроль — определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельно-обучаемых и педагогической работы обучающих. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опpoca обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устранятся субъективизм учителя при оценивании знаний.
Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно сочетание устного и письменного опроса.
К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования:
• индивидуальный характер контроля. Контроль доли осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроле на всех этапах процесса обучения;
• разнообразие форм проведения контроля, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;
• всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллекту субъективные и ошибочные суждения и выводы; индивидуальные личностные качества обучаемых;
• единство требований со стороны обучающих.
В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.
Рейтинговая сумма баллов с учетом перечисленных выше активов формируется по результатам таких видов контроля, как:
1. Входной контроль — контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине.
2. Текущий контроль — непрерывно осуществляемое «отслеживание» уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях, лабораторно-практических занятиях; своевременного и аккуратного оформления отчета о лабораторной работе и его защите; быстроты и точности решения ситуационных задач. По всем видам деятельности ведется учет баллов, принятый кафедрой, исходя из важности и трудности выполняемых работ.
3. Рубежный контроль — контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, расчетно-графическом задании или системе заданий в виде тестов.
4. Итоговый контроль — контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного или экзаменационного теста по всему предмету.
5.Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).
Поскольку рейтинг — это шкала достижений студентов, то совершенно очевидно, что должен быть стандартный инструмент измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, является педагогическим тестом достижений. Обычно в тесте нет заданий, на которые можно найти прямой ответ в учебнике, поэтому возможность списывания практически исключена или бессмысленна.
Таким образом, рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Это, пожалуй, наиболее важная положительная сторона рейтинга, кроме тех, что отмечены выше.
Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на блоки возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов, ее реализация в вузе, создает условия для развития личности студента. Самостоятельная деятельность по приобретению студентами знаний и умений предполагает четкую регламентацию обучения в зависимости от содержания предмета, условий обучения, уровня подготовленности студентов к восприятию и усвоению материала.
Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студенток и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) обучающихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого обучающегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Качество усвоения студентами подлежащего изучению материала, приобретенного (усвоенного) ими опыта и, следовательно, деятельности, которую они могут осуществлять в результате обучения, может характеризоваться уровнями усвоения (деятельности). Напомним их.
1-й уровень — уровень представления (знакомства). Студент, выведенный на этот уровень, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне студент обладает знанием-знакомством и способен опознать, различить и соотнести эти объекты и процессы.
2-й уровень — уровень воспроизведения. Студент может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
3-й уровень – уровень умений и навыков. На этом уровне усвоения студент умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения: умение, когда студент выполняет действия после довольно продолжительного предварительного продумывания последовательности и способов их осуществления, навык, когда действие выполняется автоматически. Обдумывание каждой предстоящей операции резко «свернуто» во времени. Создается впечатление, что исполнитель работает «не думая».
4-й уровень – уровень творчества. Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Например, рационализаторство и изобретательство, работа по реконструкции в ходе реального курсового проектирования, при участии в научно-исследовательской работе. Чтобы вывести студента на уровень творчества, недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями и навыками по определенному, пусть даже весьма широкому набору учебных элементов. Необходимо обучить его умению самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие склонности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.
Для достижения любого уровня усвоения студент должен осуществить учебную деятельность (УД), состоящую из трех видов действий: ориентировочной основы действия (ООД), исполнительских действий (ИД) и контрольных действий (КД), выполняемых студентами обычно с помощью преподавателя:
УД = ООД + ИД + КД.
Здесь ООД заключается в получении студентами необходимой информации, осознании поставленной перед ними задачи усвоения. С помощью полученных от преподавателя инструктажа и ориентировки они выбирают пути, средства и методы (выбирают программу) ее решения; ИД состоят в интеллектуальной переработке полученной информации и выполнении упражнений с целью усвоения знаний, умений и навыков. Студент выполняет программу, разработанную в ходе ООД; КД – действия, с помощью которых проверяются полнота, правильность и качество выполнения ООД и ИД.
Приведенные выше характеристики контроля качества знаний и умений весьма условны. Качество обучения, по С.И.Архангельскому , рассматривается как способность студентов выполнять определенные требования, поставленные перед ними, с учетом целей и задач изучения того или иного предмета.
students-library.com
Виды и формы контроля — часть 2
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методики выделения и сбора объектов проверки.
г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося.
1.3 Виды и типы контроля
Контроль — неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
· предварительный
· текущий
· итоговый
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, — исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь — индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с достигнутым позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о «вкладе» педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить профессионализм педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль над ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в ходе усвоения материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные ошибки.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения,
Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям — они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)
Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)
Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)
Внешний контроль
В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:
1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.
2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся.
3. Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.
Содержание контроля
Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся.
Рассмотрим два из них:
Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.
Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.
Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.
Оценка и отметка знаний учащихся
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В средних специальных заведениях знания и умения учащихся оцениваются по десятибалльной системе.
Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося. [ 3 ]
Взаимный контроль
Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности студентов трудно переоценить.
Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществить проверку знаний учащихся. В учебном заведении сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко.
Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности студентов, их взаимоотношение с товарищами. [8]
Самоконтроль
На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.
В другом – в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания преподавателя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие учащиеся боятся приступать к решению проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.
mirznanii.com