Отражение истории в литературе – Отголоски истории в русской литературе
Историческая тема в литературе. | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Презентация на тему: «Историческая тема в русской литературе» Выполнила: ученица 6В класса МОУ ПСОШ №2 Хрущёва Екатерина Руководитель: учитель русского языка и литературы МОУ ПСОШ №2 Колесник Е.И. Г.Первомайск 2011-2012 учеб. Год . Золотые страницы историиСлайд 2
1.Выявить, как влияли исторические события на литературу того времени. 2. Узнать, как отражались эти события в произведениях различных поэтов. 3.Выяснить, каково значение событий, происходящих в истории, для литературы XVIII-XIX веков. Цели исследования
Слайд 3
Известно, что литература неотъемлемо зависит от истории. Писатели и поэты в своих произведениях выражают свою точку зрения по поводу событий происходящих в стране. Поэтому важно знать, что происходило в стране. Связь литературы и истории
Слайд 4
Цели и задачи Создать положительный образ истории в литературе и подтвердить ее главное значение в русской литературе XXI века. Выяснить, как отразилась история в литературе России. Рассмотреть творчество некоторых русских писателей на историческую тему. Узнать, как относятся к этой теме люди, которые меня окружают.
Слайд 5
Результаты опроса
Слайд 6
Актуальность выбранной темы Актуальна ли историческая литература? Да, актуальна — и еще как! Время «симметрично», а особенно время истории. Забота о прошлом — это забота о будущем. Мы храним прошлое для будущего. Мы способны далеко заглянуть в будущее, если только умеем глядеть в прошлое. Любой современный опыт есть одновременно и опыт истории. Чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. …чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер .
Слайд 7
Как появилась литература? Появление литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание. Первые исторические произведения позволяют народу осознать себя в историческом процессе, задуматься над своей ролью в мировой истории, понять корни событий современности и свою ответственность перед будущим. Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам.
Слайд 8
Пушкин, разумеется, не сразу стал тем, чем он был. Он учился у своих предшественников и претворил в собственном языковом мастерстве все достижения искусства слова, которые были добыты поэтами и писателями XVII и XVIII вв. В языке пушкинских произведений мы имеем возможность наблюдать традиционные элементы русского литературного языка, полученные им в наследие от прошлых периодов развития. Это прежде всего церковнославянизмы, мифологизмы , риторические приемы высокого слога и пр. “Пушкин — гениальный поэт русской нации”
Слайд 9
Но как всё же выглядела историческая тема в произведениях этого великого писателя? Глубочайший интерес Пушкина вызвал образ древнего русского летописца, выведенного в трагедии. «Характер Пимена не есть мое изобретение,- писал поэт.,- В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: умилительная кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое…
Слайд 10
А.Н.Толстой
Слайд 11
О произведениях на историческую тему задумывается Алексей Николаевич Толстой Алексей Толстой открыл мир людей многих эпох. Он открыл обширное богатство человеческих образов – всегда живых, всегда задевающих сердце, всегда вызывающих у нас беспокойство. Он вошел в историю советской литературы как писатель, наиболее широко и художественно своеобразно поставивший в своем творчестве «русский вопрос» – тему России, русского народа, его истории, его значения в мировой цивилизации. Тема России объединила все многообразие сюжетов и жанров его творчества и обусловила многие особенности его художественных поисков. На разных этапах деятельности Алексея Толстого эта тема меняла свои очертания, но неизменно волновала писателя, сопутствовала его тернистому пути от начала крушения Российской империи через нелегкое принятие Октябрьской революции до кануна победы страны в Великой Отечественной войне.
Слайд 12
Почему русские писатели выбирают именно историческую тему? На отражение писателем исторического прошлого оказывают непосредственное влияние и разработанность тех или иных исторических проблем и тем в исторической науке, и достигнутый уровень обработки исторических источников. Подлинно художественные исторические произведения проникнуты историзмом, чужды модернизации и субъективизма, которые искажают историческую правду. Лучшие образцы исторической художественной литературы представляют не только эстетическую, но и историко-познавательную ценность. Историческая художественная литература способна нарисовать ушедшую эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живых образах общественную деятельность, идеологию, быт, психику ее представителей; историческая художественная литература, обладающая силой большого эмоционального воздействия, воплощающая исторические события в живой, образной форме, способствует приобщению к истории широких слоев народа, молодежи. Исторический памятник
Слайд 13
Война 1812 года вызвала бурное написание произведений, главной мыслью которых была именно Отечественная война! Патриотические настроения и темы войны 1812 года получили непосредственное отражение в ряде басен Крылова, в которых осмеиваются Наполеон, попавший в безвыходное положение («Волк на псарне»), и участь французов, голодавших в Москве («Ворона и Курица»). Басня «Обоз» одобряет умную медлительность Кутузова в борьбе с Наполеоном. Бездарность адмирала Чичагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь отступления через реку Березину, высмеяна в басне «Щука и Кот». Значение Отечественной войны 1812 года для развития литературы не сводится, однако, к появлению ряда произведений на темы войны.
Слайд 14
Гражданская война 1918—1920 Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918—1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей. Много бумаги было исписано в ответ на революцию и контрреволюцию, но лишь немногое, что вышло из-под пера творцов рассказов и романов, смогло в полной точности отразить все то, что двигало народом в столь трудные времена и именно в том направлении, в котором нужно было наивысшим постам, не имеющим единого лица. Также не везде описана моральная ломка людей, попавших в наитруднейшее положение зверя революции. А тот, кто возбудил, развязал войну.… Разве им стало лучше? Нет! Они тоже оказались в руках того чудовища, которое они сами же и породили.
Слайд 15
Н.В. Гоголь тоже писал на тему истории
Слайд 16
Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба— 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (1-й том — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.
Слайд 17
На основании изложенного материала я делаю вывод… Человек в истории, литературе, философии, искусстве — это всегда первоочередное, весомее всего остального, во все времена актуально. Именно с этой позиции расцениваем возрастание актуальности исследуемой темы, потому что на фронтах гражданской войны, во главе, прежде всего люди, описанные в художественных произведениях – Чапаев, Клычков , Левинсон, Мелехов… Литература в ярких образах запечатлела черты реальных героев, создала собирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния, идейные мытарства и мировоззрение целого поколения русского общества, из которого складывается его менаталитет . Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие исторические процессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения .
Слайд 18
Самооценка Я выяснила, что история является неотъемлемой частью литературы и жизни народа. История и литература, — науки взаимосвязанные между собой очень крепкими и неразрывными нитями великой сущности России и ее жителей. В современном мире историческая литература активно обсуждается в разных слоях общества. И вместе с тем непрерывно развивается в глазах людей, которых это интересует. История оставила несмываемый след в литературе. История важная часть жизни каждого человека. Знать историю своей семьи, историю своего государства – значит иметь широкое представление о жизни. К сожалению не всех окружающих меня людей интересует историческая литература, но все же большая часть заинтересована в этой очень важной и интересной темой. Я довольна работой, которую проделала. Узнала много нового и интересного для себя лично.
Слайд 19
Список литературы 1 . В. Г. Белинский, Сочинения В. Ф. Одоевского. 2 . М. Н. Загоскин, Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Вступительная статья Б. Неймана , Гослитиздат , М., 1986. 3 . М. Н. Загоскин, Рославлев, или Русские в 1812 году. Вступительная статья 4 . И.И.Лажечников, Полное собрание сочинений в 12 томах, изд. «Вольф», Спб.,1899-1900. 5 . И. И. Лажечников, Ледяной дом. Вступительная статья М. В. Нечкиной , Гослитиздат , М., 1988. 6 . В. Г. Белинский, Два романа Лажечникова. М.1995г. 7 . Таврина Ксения Владимировна. Историческая тема в русской литературе. 8 . Особенности исторического жанра художественной литературы 9.Ресурсы Интернета.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Литература — художественное отражение жизни человека и общества | 7 класс учебник «Русская литература»
Если на каждой странице данного учебника написать названия произведений русской литературы, оставивших вечный след в памяти людей и ставших достоянием мирового искусства, — этих страниц не хватило бы.
За свою тысячелетнюю историю русская литература обогатилась выдающимися произведениями — замечательным миром образов, мыслей, идей. Изучить все произведения, получить о каждом полное представление невозможно. Но знать имена выдающихся поэтов и писателей, читать созданные ими творения необходимо. Литература, как и любой другой вид искусства, обогащает нас, делая умнее, образованнее, воспитывает характер, доставляет наслаждение. Дорогу ко всему подлинно значимому и прекрасному в мире литературы открывают те произведения, которые мы называем классическими.
Творцом произведения, которому суждено стать классическим, может быть только особо выдающийся, гениальный художник. Если ему удалось в своем творчестве выразить то, что волнует всех, находит отклик у каждого читателя, то перед нами — великое творение. Говоря о подобных произведениях, мы ставим вопрос и о том времени, когда они были созданы. Это время может совершен* но отличаться от современности. Казалось бы, и искусство определенной эпохи может представлять только исторический интерес. Но нет. Особенность классического произведения заключается в том, что оно типично для своего времени и вместе с тем раскрывает общечеловеческие ценности. В нем отражается определенная эпоха со своими неповторимыми признаками и в то же время выражаются существенные и важные для человечества взгляды, мысли, идеи. При этом общечеловеческое начало в произведении становится наиболее важным.
Слово «литература” происходит от латинского littera, которое переводят как «буква”, «письмена”, т. е. письменность, все написанное.
Долгим был путь от рисуночного письма древнего человека к современной буквенной литературе. Были на этом пути иероглифы и клинопись, каменные плиты, обожженные глиняные таблички, дощечки, покрытые воском. Появление бумаги и печатного станка в средние века стало настоящим информационным взрывом. Рельефное изображение буквы на деревянном, металлическом, пластмассовом брусочке с тех пор и по сей день называется литерой. Все напечатанное стало литературой. Так возникло первое, са мое общее значение этого слова. Литература -это вся совокупность письменных произведений того или иного народа, эпохи, всего человечества в целом.
Письменность как средство информации имеет две стороны: первая — умение писать, вторая — способность воспринимать текст. Может показаться, что чтение гораздо проще, чем овладение правилами правописания. На самом деле это не так. Подлинная образованность и культура человека определяются не только тем, сколько и каких книг он прочел, но и тем, как он умеет читать.
Человек может удовлетворять свою любознательность, обратившись к политической, публицистической, научно-популярной литературе. Средства массовой информации знакомят его с жизнью страны и планеты. Но совершенно особое место занимает художественная литература, с которой связано другое значение термина «литература” как совокупности художественных словесных произведений. Именное этим значением связано название учебного предмета. В этом значении литература — это явление искусства, искусство слова.
Чтение художественных произведений имеет свои особенности, здесь есть свои, порой весьма сложные «формулы”, разобраться в которых весьма непросто.
Ответы на многие важные вопросы дает литературоведение — наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведе ний. так и творческого наследия писателей, связь с традициями национальной и мировой литературы. Литературоведение изучает теоретические понятия, необходимые для осмысления художественного текста. С некоторыми из них вы уже познакомились в 7 классе и знаете, что такое система образов, образ-персонаж, автор-повествователь, художественное время и художественное пространство, пейзаж в искусстве и т. д. Вероятно, вы поняли, что постижение художественного произведения — это сложный процесс. Сложность его объясняется и тем, что литература на всем протяжении своей истории изменялась и прошла тысячелетний путь от устного народного творчества до современной, чрезвычайно многогранной системы, называемой литературным процессом.
Литература как специфический вид искусства, художественно отражающий жизнь человека и общества с древнейших времен и до наших дней, как и история, развивается по хронологическому принципу. В течение исторического пути в литературе развивались тенденции и направления, преемственность и традиции, формировались основные этапы, давшие названия периодам и стилям в литературе. В 8 классе вам предстоит изучение с историкохронологических позиций основных направлений, периодов и стилей в литературе: древней русской литературы, литературы средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в русской литературе.
Что же такое направление и стиль?
Направление, или течение- это литературные понятия. обозначающие общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ. Литературное направление характеризуется общностью духовно-эстетических основ художественных произведений, обусловленной сходством социально-культурной ситуации и однотипного миропонимания писателей. Однако идеалы отдельных авторов, их отношение к поставленным проблемам и представление о путях и способах решения может быть различным.
Так, в основе романтического миропонимания и романтизма как литературного направления лежат глубокое разочарование в действительности, жажда совершенства, страстное стремление к абсолютным идеалам. Однако конкретное содержание «разлада” и «мечты” у писателей-романтиков было неодинаковым: одни жаждали кардинального переустройства общественной жизни (например, Байрон, Лермонтов), другие искали спасения в религии (Шатобриан, Жуковский), третьи — в слиянии с природой и возврате к народной старине.
Чередование и определенная последовательность, хронологичность смены литературных направлений в разных странах позволяют рассматривать их как явление наднациональное, международное, как явление мировой литературы. Однако в каждой отдельно взятой стране и в национальной литературе литературное направление имеет ряд специфических признаков. Так, для русского романтизма характерно сочетание собственно романтических начал с сентиментализмом (например, у Жуковского), классицизмом (у Рылеева), анакреонтикой (у Батюшкова), реализмом (у Пушкина, Лермонтова, Гоголя).
При всем конкретно-историческом своеобразии национальных разновидностей литературных направлений они могут быть сближены по значению в литературном процессе. Такова, например. роль сентиментализма — «оппонента” классицизма и предшественника романтизма в литературном процессе Франции и России. Между национальными разновидностями литературных направлений, таким образом, существует внутренняя связь — выражение закономерностей общелитературного порядка и основа взаимовлияний в литературе.
С содержанием понятий литературного направления, течения, периода тесно связано понятие стиль в литературе. Словом stylos древние греки называли деревянную, костяную или металлическую палочку, заостренную на конце и предназначенную для писания на восковых дощечках. Но научное понятие стиль, конечно, гораздо сложнее и многограннее.
Литература, как и искусство в целом, обладает единством содержания и формы произведения. Стиль обеспечивает эту прочную связь в самом процессе творчества. Первоначальное значение слова «стиль» помогает понять, что явление связано с творчеством, единым способом обработки того материала, которым располагал художник перед началом работы.
Характер отпечатка зависит от stylos, но не зависит от восковой дощечки; почерк зависит от нажима пера, но не от качества бумаги. Иначе говоря, художественный стиль — это инструмент освоения и передачи действительности писателем.
Одна и та же тема (например, «маленького человека”) по- разному решается Пушкиным в «Станционном смотрителе”, Гоголем в «Шинели”, Достоевским в «Бедных людях” благодаря различию стилей, которыми реализуется различие художественного сознания авторов. По-разному предстают в разных стилях одни и те же предметы, события, мысли. Да и такой материал, как язык, тоже преобразуется под воздействием стиля, поэтому мы говорим «язык Пушкина”, «язык Гоголя”, «язык Достоевского”.
Вот мир Достоевского: слово звучит с напряженностью, доходящей до исступления, с постоянной интонацией вопроса, требующего незамедлительного ответа. Детали и описания резко контрастны, события и отношения героев конфликтны, всякая идея находит заостренное выражение в сюжете. Отсюда можно заключить, что напряженность, контрастность и гиперболичность — свойства стиля Достоевского, которые соответствуют трагическому образу мира, созданному им в своих романах и повестях.
Формирование литературных стилей, направлений, периодов — сложный исторический процесс, для понимания которого нужны знания теоретических понятий, чтение и анализ произведений разных писателей.
Каковы особенности классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма в русской литературе, каким образом они преломляются в творчестве отдельных писателей и поэтов; что такое историзм, цикличность, хронологичность по отношению к истории словесности; каково место русской словесности в истории мировой литературы?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете, внимательно изучив учебник, начиная от фрагментов из «Слова о полку Игореве” и «Повести временных лет” до произведений писателей XX в. Мировая литература представлена в 8 классе творчеством У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Дж. Байрона, чьи произведения в определенной степени оказали влияние на развитие русской литературы. В раздел учебника «Русская литература Казахстана” включены произведения И. Шухова и Ю. Герта.
1. Что такое литература: история, наука или искусство? Кокос определение и почему вы считаете наиболее точным?
2. В чем отличие литературы от других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры, кино, театра, телевидения и т. п.?
3. В чем, на ваш взгляд, заключается задача литературы — учить, воспитывать, убеждать, утешать, тревожить? Обоснуйте свой ответ примерами из прочитанных книг.
4. Каково место и значение литературоведческого анализа в процессе постижения художественного текста?
5. Прочитайте в рабочей тетради и перескажите текст «Совет поэта».
6. Прочитайте в рабочей тетради текст «Доверяйте искусству” и выполните задания к нему.
7. Прочитайте в рабочей тетради афоризмы н высказывания об искусстве и литературе. Выберите наиболее интересные, с вашей точки зрения, и поясните их смысл.
8. Заполните в рабочей тетради таблицу о значении литературы в жизни человека цитатами из прочитанных книг и афоризмами.
9. Выполните в рабочей тетради задание 1.
10. Расскажите о книге, прочитанной вами в последнее время и в определенной степени изменившей ваши взгляды на жизнь.
1. Что изучает литературоведение как наука?
2. Что такое литературное направление?
3. Что такое стиль в литературе? Каково первоначальное значение слова «стиль?
4. Приведите примеры, характеризующие стиль писателя.
5. Что обозначает хронологический принцип в литературе?
6. Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?
tak-to-ent.net
Концепция истории ХІХ века и ее отражение в литературе
Разве не понятно стремление Горького обрести реальную действенную силу для изживания тех же душевных недугов, о которых и он с болью писал в романе «Мать», повестях «Лето», «Городок Окуров», ? Разобщению и бессознательности широких масс Горький, как и другие художники, противополагал единение и духовное пробуждение. Но истоки этого процесса увидел, в отличие от многих своих современников, в совместной социальной деятельности народа. Не в ней одной, между прочим. Идея «коллективной души» нашла в горьковском творчестве и отнюдь не материалистическое воплощение, о чем будет сказано позже. Сейчас лишь хочется подчеркнуть: позитивные представления писателя были реакцией на конкретные трагические катаклизмы мира.
Мысль о преодолении отчуждения между людьми «управляла» не только Горьким. На ином «полюсе» литературы, обращенной к каким-то глубинным, редким психологическим состояниям, возникло сходное побуждение. Факт, который сразу снимает надуманное ее разграничение по признаку разных «измов»-группировок.
«Странный» А. Ремизов, которого подозревали в чудовищных нарушениях правды жизни, постоянно «накапливал» свидетельства обреченности опустошенного мира.
В талантливой повести «Крестовые сестры» раскрыта трагедия униженной страждущей души: иллюзорность мечты о счастье, обреченность личности, длинный ряд жертв и преступников города-хищника. Ремизов вовсе не закреплял за человеком врожденных пороков (в чем настойчиво подозревали писателя), корень зла видел в ложном пути России, начатом еще по воле Петра I, разрушившего патриархальный нравственный уклад.
Неостановимое движение страны по «относливой волне» и привело, по мысли автора, к бесчинствам жестокой бюрократической машины, с другой стороны, к аморальной деятельности штрхистов. Между этими двумя враждебными силами люди вынуждены были терпеть «крестные» муки. В стихии всеобщего распада обречены на гибель и незаурядные натуры — чистый, самоотверженный Маракулин, способная на подвижничество Марья Александровна, др. Ремизов сгустил, слив в единый монолит, многие мрачные предчувствия Ф. М. Достоевского: мотив «вседозволенности» — до торжества темных инстинктов, одиночество человека — до полного его «растворения» в круговороте бессмысленного существования, растлевающее влияние города — до мистической власти каменного мешка — Буркова двора, соединившего в своем «чреве» обездоленных.
С такой концепцией истории можно и поспорить. Но именно она позволила передать предел и насилия над личностью, и ее незащищенности. В избранной ситуации Ремизов открыл особые, незнакомые еще литературе депрессивные психологические процессы, тайники «парализованного» вездесущей опасностью сознания. Но тем свои наблюдения отнюдь не ограничил.
Предчувствие смерти рождает в душе Маракулина жажду жизни, хотя в сложившихся условиях даже малейшее отдохновение невозможно. Однако страдание помогает прозрению. Маракулин приходит к тяжкому и необходимому для себя выводу: испытания нужны, чтобы «видеть, слышать, чувствовать». Обретенная мудрость сближает героя с его окружением, по-новому обнаруживает подлинное назначение одухотворенного человеческого бытия. Возвышенное нравственное начало все-таки побеждает, пусть в скромных пределах индивидуального опыта.
В другой ремизовской повести — «Пятая язва» — заметна ориентация на творчество Н. В. Гоголя. Характерная для многих его произведений сращенность реального и сверхъестественного доведена здесь до абсурда: «бабушка Двигалка-Филиппьевна чорта родила», у исправника «выросли ослиные уши…». «Чудесное» дано на грани действительного и кажущегося, как «овеществление» замшелого сознания жителей городка Студенец. В этом смысле рождение черта мало чем отличается от, скажем, предложенного здесь же лечения «блудодеянием».
«Калечные» люди выглядят не уродами, а изуродованными всеобщим застоем. Раздумье об их спасении тесно связано с образом главного героя — следователя Боброва. Он сначала твердо придерживался законности, затем тоска толкнула его к «жесточайшим обличениям» (потому и сделала «пятой язвой» городка). И лишь после мук, потерь Бобров задумывается о судьбах обделенных радостью земляков. В «тайном его сердце» возникают два представления. Первое — о «подвиге, вольном страдании». Второе — о противодействии «смолчливости», «податливости» народа. Как соединить подвижничество с борьбой против терпеливости — Бобров не знал. Но свою мечту о красоте, искоренении зла выразил страстно, с любовью к несчастным. Писатель чутко уловил витающую в самой атмосфере эпохи мысль о пробуждении человеческого духа.
О том же напряженно размышляет и Куприн. Отдельные достижения он провидит в коллективном опыте вольных мореходов («Листригоны»), протестующей мысли («Черная молния»), самоотверженной защите правды и добра («Анафема). А прозрение души связывает, как всегда, с любовью. Страстной, огненной — в повести «Суламифь». Утонченной, всеобъемлющей — и «Гранатовом браслете».
«Тайное тайных» духовного бытия притягивало внимание многих писателей. В произведениях, содержащих реальную картину жизни, тоже возникали мотивы «надземного» свойства, хотя и чуждые мистике. В восприятии людей усматривались некие дополнительные импульсы, обогащающие процесс познания. А. Ремизов, скажем, был увлечен расшифровкой человеческих снов. Интуитивно личность более точно, как он считал, определяет свое отношение к миру. Сновидения ремизовских героев чаще носили мрачный характер. Но в предощущении неведомого угадывалась таинственная душевная энергия. Она-то и волновала автора. И не только его одного.
На какой-то период Горький поверил в возможность воссоединить индивидуальные способности людей в «коллективную душу», обладающую чудесной, божественной силой. Так представлялось преодоление слабости, разобщенности народа (повесть «Исповедь»). Л. Андреев хотел понять, чтобы изжить противоречия, невидимые пути мысли, «идущей издревле» и приедшей человечество к катастрофическим последствиям (драма «Мысль»). Б. Зайцев писал об освобождении от «ограниченной, трехмерной жизни» (повесть «Голубая звезда»).
Расковать стесненные способности людей — вот о чем грезили писатели, хотя очень часто сомневались в достижении такой мечты. Неудивительно, что многих захватили напряженные раздумья о кардинальной переплавке человеческого сознания.
Эта перспектива для одних сопрягалась с ростом прогрессивных исторических сил. Для тех же, кто изверился в социальном существовании, но не потерял высоких идеалов перестройки мира, будущее совершенство приближалось деянием избранных творцов Прекрасного. Так складывались противоположные представления о развитии: от преобразований общества — к повсеместной духовной гармонии и, напротив, от духовных прозрений единиц — к гармонизации реального бытия.
Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора
www.uznaem-kak.ru
|
vvhudlit.shpl.ru
Отражение исторических событий в искусстве
Статья «Отражение исторических событий через призму
искусства на уроке истории»
История, как наука, основывается на фактах. Запомнить фактический материал человеку помогают эмоции и чувства, возникающие у него при получении любой информации. Изучение истории в школе возможно одновременно с развитием эстетического чувства. Фактический материал урока основывается на визуализации, т.е. посредством внимательного рассмотрения репродукции картины, полно отражающей тему урока, или прочтение выдержек из произведения художественной литературы, где так же наиболее полно отражена тема урока, позволяет вызвать интерес к изучению вопроса. Такой метод способствует не только развитию эстетического, художественного начала в каждом ребенке, а также способствует углублению изучения темы, рассмотрение ее с нескольких сторон и активизации творческого начала школьника. История дает возможность комплексного развития личности, основываясь на изучении различных аспектов жизнедеятельности людей разных эпох и народов. Если говорить об Отечественной истории и о отечественных же художниках, описывающих самые яркие моменты истории России, можно выделить выдающегося мастера исторической живописи В. Сурикова,(1) который отразил в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю русского народа: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899). А так же великий русский художник Васнецов(2) вошел в анналы отечественного искусства прежде всего как мастер, обратившийся к национально-легендарной истории. Общенародной известностью и любовью пользуются такие его работы, как «Богатыри», «После побоища князя Игоря Святославича с половцами». Выдающимся мастером исторического жанра был также А. П. Рябушкин, главным героем картин которого стал праздничный национальный русский быт. По-своему подошел к исторической теме В, А. Серов. Его «Петр I» — царь-гигант, идущий по берегу в сопровождении едва поспевающих за ним придворных. В самом движения художник передал устремленность Петра-преобразователя, сделавшего Россию крупнейшей мировой державой. Исторический жанр занял достойное место и в творчестве советских художников. Увидев эти полотна на уроке истории, школьники воспринимают историю не как сухие факты, а как реальность, быль. Дети начинают вглядываться в лица персонажей, замечать настроение момента, вспоминая всю ситуацию в стране. На картине находятся знакомые нюансы быта и нравов изучаемой эпохи. История оживает. Возникает потребность анализировать, высказать собственное мнение, а бывает и поспорить.
История и литература идут рука об руку в школьном курсе и решают одни и те же задачи человеческого познания. История делает это с помощью рационального набора средств: законы объективного развития, научные принципы классификации, а литература свойственными только ей средствами — средствами образного, картинного отображения действительности. Нравственно-воспитательное и познавательное значение этих двух предметов неоценимо. Осуществление синтеза истории и литературы в преподавании этих предметов является залогом не только успешного усвоения набора определённых знаний, но и получения действительно полного гуманитарного образования. Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве иллюстративного материала на уроках. Всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания, потому что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Вот один из примеров. Есть в курсе истории 8 и 10 класса тема «Крымская война». На уроке учителю необходимо рассказать ученикам о причинах войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Севастополя. Но материал учебника (особенно в 10-м классе базового уровня) сухой и недостаточно эмоциональный. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно прочитать отрывок из «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого о защите бастиона. После прослушивания отрывка, у учеников возникают чувства восхищения, страха, ненависти, гордости. Школьный учебник, к сожалению, такую бурю чувств у ребенка вызвать не может. Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. В произведениях художественной литературы мы находим материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, — обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, можно зачитать отрывок из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Таким образом, опираясь на живопись и художественную литературу на уроках истории можно не только привлечь внимание учеников к историческим фактам, но и обеспечить увлеченность и заинтересованность предметом в более углубленном варианте. Пробудить потребность в анализе и коллективном обсуждении фактического материала в классе.
Кудряшова Н.В.
infourok.ru
Реферат на тему «История православной книги и отражение христианских мотивов, сюжетов, образов в русской классической литературе XVIII, XIX, XX веков»
Экзаменационная работа
итоговой аттестации
за курс основной школы
по литературе
История православной книги и отражение христианских мотивов, сюжетов, образов в русской классической литературе XVIII, XIX, XX веков.
Ученицы 9 класса
Чугуновой Марии
Руководитель: Кирпичниковой Н.А.
Дивеево
2012год
Оглавление.
1.Оглавление…………………………………………………………………2с.
2.Введение………………………………………………………………….2-4с.
3.Основная часть
Глава I История православной книги на примере русской литературы XVIIIвека в творчестве Г.Р.Державина, М.Ломоносов………………….5-8с.
Глава II История православной книги на примере русской литературы XIX века в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева ………………………………………………………………………………9-12с.
ГлаваIII История православной книги на примере русской литературы XX века в творчестве А. А. Блока, А.А.Ахматовой, И. А. Бунина……….13-17с.
4.Заключение…………………………………………………………………19с.
5.Список литературы………………………………………………….20-21с.
6.Приложения……………………………………………………………22-40с.
ВВЕДЕНИЕ.
Научная новизна: история православной книги на примере русской литературы XVIII, XIX, XX века.
Актуальность данной работы продиктована возникшим в последние десятилетия интересом к философско — нравственным и религиозным аспектам в русской литературе, а так же с введением в общеобразовательные учреждения православного компонента. Исследования, приведённые в реферате, могут быть использованы на уроках литературы, и в качестве межпредметных связей.
Цель данной работы: исследовать историю православной книги, мотивы православия (на основе Библии) в творчестве русских поэтов-классицистов XVIII, писателей XIX и XX века.
Цель определяет следующие задачи:
Выяснить историю православной книги, выявить Библейские мотивы в русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Изучить интерпретацию библейского текста (при переложении псалмов) в творчестве М.Ломоносова и Г.Р.Державина.
Рассмотреть интерпретацию Библейского текста в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.
4. Определить степень преобразования Библейского текста в поэзии и прозе XX века на примере творчества А. А. Блока, А.А.Ахматовой, И. А. Бунина.
Цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из оглавления, введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Библия
Велика…бывает польза от учения книжного;
книги наставляют и научают нас…
Это- реки, напояющие вселенную , это
источники мудрости, в книгах ведь неизме-
римая глубина; ими мы в печали утешаемся;
они — узда воздержания.
«Повесть временных лет»
С самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её. Но если вдуматься: книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени”, с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие. Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, будущее планеты Земля. Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей . Книга – источник знания. Она верно служит людям на протяжении многих веков. Православная книга прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Истории православной книги мы и посвящаем наше исследование. Когда не было книг, тогда были “предания» т.е. передаваемые от одного человека к другому, от поколения к поколению устно, или с помощью наскальных рисунков. Первую книгу, написанную на папирусе, греки называли he biblos, если же она была небольшой, говорили to biblion — книжечка, а во множественном числе — ta biblia. В этих книгах записаны, заповеди, исторические свидетельства, песнопения, жизнеописания, молитвы, размышления, исследования, послания, поучения, пророчества. Авторы книг — пророки, священнослужители, цари, апостолы. Книги православной Библии делятся на две части, возникшие в разное время: 39 книг Ветхого Завета, (примерно X — III вв. до н.э.) и 27 книг Нового Завета (конец I — начало II в. н.э.). Они написаны были на — древнееврейском, арамейском, греческом. Все образы и мотивы, идея творящего слова Библии легли в основу русской православной литературы, которая родилась вместе с письменностью, а письменность пришла на Русь вместе с Книгой Книг – Библией. Она стала самой цитируемой православной книгой русской литературы: по ней ребёнок учился грамоте, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности. В 1564 Иван Федоров и его помощник белорус Петр Мстиславец. в Москве издают первую печатную книгу «Апостол», невиданным для того времени тиражом — около тысячи экземпляров, отпечатанную в два цвета, чего еще не могли делать заграничные мастера. 1565 они издали «Часовник». В 1569 «Учительное Евангелие», В 1574 «Азбуку». В 1580 Новый Завет.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Глава I История православной книги на примере русской литературы XVIIIвека в творчестве Г. Р.Державина, М. Ломоносова.
В отечественном литературоведении есть мнение, что русская литература XVIII века, эпохи русского Просвещения, была социальной, гражданственной и сатирической. С пафосно — гражданским звучанием, что прослеживается в трудах А.В. Западова «Державин», «Ломоносов», «Поэты 18 века». Сейчас, в XXI, веке начался процесс переоценки литературных явлений. И мы попробуем доказать, что литература XVIII века – это звено в единой цепи великой русской православной литературы, духовно — религиозной по преимуществу.
Таким образом, актуальность исследования продиктована возникшим в последние десятилетия интересом к философско — нравственным и религиозным аспектам в русской литературе, требующим переоценки сложившихся в отечественном литературоведении, представлений о художественном процессе как отражении общественно — политической и социальной действительности. Несмотря на перевороты в сознании, при всей переориентировке на западное мировоззрение, литературно — общественное сознание XVIII века все же было сильно традиционной православной духовностью. Вот основные Библейские жанры в русской литературе. В это время русская литература «пользовалась одним с Церковью языком, не уходила далеко от церковных стен» [8, с.27]. У многих писателей возникает духовная потребность в выражении своих чувств именно в формах, близких к молитвам и псалмам. Обращение, например, Г. Р.Державина к форме «литературной молитвы» указывает на «запасы» духовной тоски дворян той эпохи по Богу, по молитве. Но при всем том они поют свои «псалмы» точно не от себя лично, а от лица многих [14, 4]. Их духовная поэзия явно следует традиции ветхозаветных псалмопевцев. Они плачут о своем сословии молитвою человека, отпавшего от близкого Богообщения. Они наполнены позывом пробудиться и вознести песнь к Богу. М. Ломоносов, Г.Р. Державин «горели» в своих духовных стихах молитвенным восхищением делами Божьими, именем Божьим, величием, премудростью. Тон их произведений хвалебный, благодарственный Богу – Творцу. Через это их христианский голос был обращен к современникам. И первое, к чему они звали, – очнуться от земного, воздавать хвалу Творцу, а не твари, вечно живому, а не тленному [11]. Такова духовная позиция писателей и их эстетическая ориентация в своем творчестве на образцы текстов Священного Писания. Библейские образы встречаются, например, в торжественных одах «Бог» и «Христос» Г. Р. Державина, ему принадлежит переложение более двадцати псалмов. Примечательны: «Праведный судия» (1789, Пс. 100), «Истинное счастье» (1789, Пс. 1), «Помощь Божия» (1793, Пс. 120), «На тщету земной славы» (1796, Пс. 48), «Желание в горняя» (1797, Пс. 83), «Братское согласие» (1799, Пс. 132), «Утешение добрым» (1804, Пс. 71), «На безбожников» (1804, Пс. 52), «Надежда на Бога» (1807, Пс. 45), «Благодарность» (1807, Пс. 137), «Умиление» (1807, Пс. 70), «Воцарение правды» (1809, Пс. 96), «Упование на защиту Божию» (1811, Пс.58), «Сострадание» (1813, Пс. 41). Текст переложения, как и всех остальных, очень близок к тексту оригинала:
Не буди ты жестокосерд:
Будь щедр, не презирай убога;
Чти истину и буди тверд,
Смирен, и уповай на Бога.
Он в сердце праведно войдет,
Которое Его найдет [41, с.46].
Псалтырь: «Уповай на Господа и твори благостыню, и упасешися в богатстве ея…» [12, с.48]. «Властителям и судиям» (1780) – переложение псалма 81-го, принадлежащего, как указано в Псалтыри, Асафу, известному певцу, поэту, прорицателю при Давиде, царе Израильско-Иудейского государства (конец XI — Xв. до н.э.). Псалом Асафа: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются» [12, с.90]. Державин:
Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса [6, с.106].
Ярким примером подобного творчества являются переложения псалмов Ломоносова. В его духовных одах духовное содержание Псалтыри доминирует, а также нормативные языковые средства церковнославянского языка. Заслуга поэта состоит в том, что он сумел сохранить в своих переложениях дух Библейских заповедей и «высокий слог» Псалтыри. Его перу принадлежит 8 переложений:1743г. – переложение 143, 145 псалмов; 1747г. – переложение 14 псалма; 1748 – 49гг. – переложение 103 псалма; 1749 – 51гг. – переложение 1, 26, 34, 70 псалмов. Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами», т.е. народными песнями, и пользовались популярностью не только в XVIII, но и в XIXв. Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами «Никто не уповай вовеки// На тщетну власть князей земных» [10, с127]. В духовных одах – стихотворных переложениях Библии – Ломоносова наиболее ярко прослеживаются такие темы: восхищение гармонией, красотой мироздания, обличение гонителей, недоброжелателей. Это, например, переложение 26 псалма, которое созвучно судьбе поэта и точно соответствует по смыслу Библейскому тексту:
Господь, спаситель мне и свет:
Кого я убоюся?
Господь сам жизнь мою блюдет:
Кого я устрашуся?
Во злобе плоть мою пожрать
Противны устремились;
Но злой совет хотя начать,
Упадши, сокрушились [10, с.93].
В Псалтири: «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого я убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша» [12, с.53]. Или: Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать,
И с тем, кто в пагубу приводит
В едином месте заседать.
Но мысль и волю подвергает
Закону Божию во всем,
И точно оный соблюдает
Во всем течении своем [10, с.16]. В оригинале: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» [12, с.13].
Глава II История православной книги на примере русской литературы XIX века, в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева
«Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящего…» Духом этим наполнен был русский XIX век (даже когда бунтовал). Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния — это и животворило его[7].
А. С. Пушкин (1799-1837) говорил: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелие, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.» [13 ]. Стих «Пророк» — почти дословное повторение начала VI главы Книги пророка Исайи. О чем рассказывается в этом эпизоде библейской книги? Почему, по Пушкину, серафим должен был произвести такую болезненную операцию с человеком? Потому что человек, соприкоснувшийся лицом к лицу с Богом, должен погибнуть, исчезнуть, раствориться. Пророк Исайя так и говорит: горе мне, я человек грешный, с грешными устами, живущий среди грешных людей. И Бог, когда посылает его на служение, вовсе его не утешает, не ободряет и не убеждает: «Ничего подобного, ты останешься целым». Да, Бог молчаливо признает, что прикосновение к Нему для грешного человека смертельно. И чтобы не произошло этого обжигающего, опаляющего соприкосновения, огненный серафим меняет сердце человека, его уста, очищает его всего. И тогда человек становится проводником Божьей воли.»Восстань, пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», — это по-Библейски, это согласуется с Ветхим Заветом: Бог повелел Исайе и другим пророкам жечь сердца людей, вести их к покаянию и Богопознанию.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Для творчества М.Ю. Лермонтова, для его лирики, драм, прозы и поэм, неотъемлемым компонентом его художественного стиля являются ветхозаветные образы. Лермонтов с детства соприкасался с религиозно-молитвенным обиходом в доме бабушки, был приобщен к кругу образов «Писания» и христианского культа. Например,тема «Пророка», строка из стихотворения «Поэт», 1838г.: «Твой стих, как божий дух, носился над толпою» [9с. 42] вызывает в памяти картину сотворения мира:
«Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою» ( Бытие, 1.2). Горький дар, который отравляет пророку жизнь на земле. Это тоже соответствует Библейской модели, потому что пророки видели зло мира и обличали его беспощадно. Или в стихотворении «Молитва» (1829):
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж приникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Несмотря на распространенное мнение, что Тютчев в молодости не был религиозен, он достаточно регулярно посещал богослужения Православной Церкви. «В этих обрядах, столь глубоко исторических в этом русско — византийском мире, где жизнь и обрядность сливаются, во всем этом… открывается величие несравненной поэзии», — писал он. В 1840 г., поздравляя родителей с праздником Пасхи, он жаловался: «Я никак не могу привыкнуть к тому, чтобы встретить его наступление без тоски по родине». Слушая лекции в Сорбонне, был знаком с Гейне, Шеллингом. Однако блеск европейской культуры не ослеплял его. Он трезво понимал ее недостатки, и прежде всего, — «противохристианское начало», воплощенное как в католицизме, с его поклонением власти папы, так и в революции. В России же он видел христианскую империю, т. к. считал, что отличительная черта русской нации — смирение[15]. По своим убеждениям Тютчев был близок к славянофилам. У него есть такие стихи, которые посвященные только религиозной тематике, что свидетельствуют о глубоком и искреннем стремлении к вере:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
ГлаваIII История православной книги на примере русской литературы XX века в творчестве А. А. Блока, А.А.Ахматовой, И. А. Бунина.
Многие писатели XX-ого века затрагивали Библейские мотивы в своих произведениях, среди них: Александр Александрович Блок (1880-1921) в его творчестве, которого присутствует православный момент «светлого начала, например: «Возмездие»
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Восприятие Блоком Христа не было просто поверхностным и симпатичным украшением и об этом свидетельствует, к примеру, такое его стихотворение, посвященное Евгению Иванову:
Вот Он – Христос – в цепях и розах
За решеткой моей тюрьмы.
Вот агнец кроткий в белых розах
Пришел и смотрит в окно тюрьмы.
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо.
Но лик и синее небо – одно.
Единый, светлый, немного грустный –
За ним восходит хлебный злак,
На пригорке лежит огород капустный,
И березки и елки бегут в овраг.
И все так близко и так далеко,
Что, стоя рядом, достичь нельзя,
И не постигнешь синего ока,
Пока не станешь сам как стезя…
Пока такой же нищий не будешь,
Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг,
Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь,
И не поблекнешь, как мертвый злак [2].
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966). Библейские, христианские, литургические образы – одна из важнейших примет её поэтического стиля, во многом обусловившая черты ее лирической героини, разработку важнейших в ее творчестве литературных тем. Особенно это касается патриотической, гражданской темы, ставшей одной из важнейших для Ахматовой с конца 1910-х годов, в эпоху революции и гражданской войны, и продолжавшейся в произведениях 1930-х годов, времени Великой Отечественной войны и позже. Так, в поэме «Реквием», достаточно детально исследованной в литературоведении, произведении — своеобразной визитной карточке поэта, Евангельские образы Страстей Христовых (наряду с жанрами молитвы, плача) являются ключевыми в создании его внутренней формы. Одной из важных вех ее поэтического творчества стало стихотворение «Когда в тоске самоубийства…», написанное в 1917 и, по-видимому, в начале 1918 года. Лирическая героиня Ахматовой, по сути дела, идя вслед за Христом, трижды искушавшимся нечистым, выдерживает, очевидно, сильное, ибо многие ему поддались, искушение мыслью бросить Родину и уехать за границу: Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух [1, 316].
Так темы патриотизма и веры (напомним, что, согласно православному миросозерцанию, Отечество земное — прообраз и символ Отечества Небесного) исключительно ярко обозначились в лирике Ахматовой в трагическую революционную эпоху. Многие аналогичные примеры обнаруживаются как в дооктябрьских ее произведениях («Думали: нищие мы, нету у нас ничего…»), так и в более поздних («Согражданам» и др.).Итак, Ахматова создает, опираясь на образ Библейской книги Бытия, свой, литературный, индивидуальный, образ лирической героини и ее исторической эпохи. Ее стихотворение уникально и вместе с тем в ряде своих характерных черт необходимо опирается на источник, Священное Писание, вне которого его внутренняя форма вообще бы не состоялась или была бы принципиально иной. Подчеркнем, что речь не идет о какой-либо «полемике» с Библейской книгой или «подмене» ее содержания.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) . Ему хотелось передать в стихах свое впечатление о Галилее, о Иерусалиме, о детстве Христа. Он пишет поэму «Мать», где все просто, все человечно, но через эту земную простоту, как в «Песни Песней», светится бессмертное и Божественное. Контуры жанра молитвы намечаются уже в юношеских стихотворениях Бунина «Под орган душа тоскует…» (1889), «В костеле» (1889), «Троица» (1893) и др. Молитвенное обращение к Христу первоначально сопрягается здесь с эстетическим переживанием таинственно-величавого храмового пространства, овеянного «куреньем мглы» и увенчанного скорбным «Христа распятьем», а также звучания органной музыки, в которой «мука о земном» преображается «песнью небесных сил». Изобразительный ряд этих поэтических молитв строится на символических обобщениях о личностном бытии в мире, о присутствии Сущего в земном и тленном. Запечатленная в распятии «крестная мука» Христа оказывается сопричастной лирическому переживанию онтологической и социальной малости, бедности человеческой жизни, в чем слышатся отзвуки православные интонаций: О Благий и скорбный! Буди. Милостив к земле! Скудны, нищи, жалки люди. И в добре, и в зле! Непосредственные молитвенные обращения соединяются здесь с глубокой рефлексией о молитве, в которой выразился вопрошающий, ищущий дух лирического «я». Через религиозное переживание герой стремится освятить Словом не выразимые обычным человеческим языком сердечные движения. В стихотворении «Троица», где молитвенное чувство облечено в пейзажные образы, картины крестьянских трудов и праздников, мистика церковного быта и бытия открывает сокровенную глубину и живительные корни народной души, которая становится здесь собирательным субъектом лирического переживания: Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье…
Молитвенная направленность лирического переживания раскрывается у Бунина и через обращение к природному бытию. В стихотворении «В Гефсиманском саду» (1894) обращенная к «Господу скорбящему» молитва выстраивается от лица природы, предощущающей грядущую голгофскую драму. В многоголосом молитвенном слове терна – будущего «венца мученья»; «кипариса», которому суждено стать материалом для креста; ветра, жаждущего облегчить «лаской аромата» страдания Спасителя и «возвестить» Его учение «от востока до заката», – явлено таинственное единство природного мироздания. В стиле этой поэтической молитвы слились отзвуки древнего предания и живого, непосредственного воззвания ко Христу, образ Которого предстает в призме психологических деталей. Элементы описания и опосредованного пейзажными образами лирического монолога оказываются в глубоком взаимопроникновении:
Но снова Он в тоске склонялся,
Но снова он скорбел душой –
И ветер ласковой струей
Его чела в тиши касался…
Через уединенный диалог с природной бесконечностью бунинский герой восходит к личностному молитвенному общению с Творцом – как, например, в стихотворении «За все Тебя, Господь, благодарю!» (1901) [3].
В стихотворении «Вход в Иерусалим» (1922) глубокое вчувствование в саму атмосферу Евангельского события, в психологические детали образа Христа поднимает духовный уровень поэтической молитвы до масштаба сокрушенного личностного диалога с грядущим на вольную смерть Спасителем и интуитивного приближения к тайной предначертанности Его пути: «Ты вступаешь на кротком осляти. В роковые врата – на позор, На проклятье!».
Заключение.
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам, что история православной книги не ограничивается лишь конкретно Библией, Апостолом, Часословом. Но, можно сказать, что практически вся русская классическая литература, и в частности рассмотренная нами, несёт в себе зерна православия: о Боге, добре, милосердии, хвалении Вышнему, человеколюбии, молитве, уподоблении человека Образу и Подобию Божьему. Даже на рубеже XIX — XX веков полных тревожными предчувствиями и предсказаниями, русская классическая литература почти всегда выражает идею связи времен, преемственности культур, глубокую мысль о спасении человека и мира и человеческой цивилизации в целом, через покаяние и веру в Святую Троицу. В заключении нашей работы, хотелось бы отметить, что начиная 90-х годов теме «христианство и литература» стало уделяться достаточно большое внимание. «В настоящее время, – отмечает М. М.Дунаев, – осмысление русской культуры вне ее отношения к христианству, библейским истокам является неполным» [ 7 ]. П. Е. Бухаркин, продолжая эту мысль, добавил: « Изучение словесных памятников религиозной жизни может прояснить как творчество того или другого писателя, духовно-нравственные поиски какой-либо эпохи, так и общие пути русского самосознания». Отражение текстов Псалтыри в русской литературе исследует Л. Ф. Луцевич в своих работах «Псалтырь в литературе» и «Псалтырь в русской поэзии». Исследователь прослеживает влияние Псалтыри на тексты художественных произведений поэзии и прозы XVII–XXв. как отдельную проблему. Однако, несмотря на все увеличивающееся количество исследований, проблема взаимоотношения христианства и русской литературы далека от своего разрешения. Поэтому в перспективе данной работы предполагается дальнейшее исследования истории православной книги на примере творчества русской классической литературе, выявление Библейских тем, мотивов, сюжетов и образов.
Список использованной литературы.
Ахматова А.А. «Стихотворения», Эксмо 2008
Блок А. А «Стихотворения. Поэмы. Пьесы», Эксмо 2008. – 156с.
Бунин И. А «Стихотворения», Терра-книжный клуб, 2004. -232с.
Васильева, Л. Ю. «Стилистические особенности переложения псалмов М.В.Ломоносова» Л.Ю.Васильева // Ломоносов и русская литература [Сборник статей; Отв. ред. А.С.Курисов]. – М.: АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького, 1987. – С. 234–247;
Виноградов, И. И. Духовные искания русской литературы// И.И.Виноградов. – М: Знание, 2005. – 405с.
Державин Г.Р. Сочинения: в 4 т. // Г. Р. Державин [Вступ. ст. и примеч. Я. Грота]. – СПб, 1886 – 4 т.
Дунаев М. М. «Православие и русская литература». В 6-ти частях. Ч. I.: XVIII–XIXвв. // М. М.Дунаев. – М.: Христианская литература. 2001 – 495 с.
Западов. А. В. «Поэты XVIII века» (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин) // А. В. Западов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 287с.
Лермонтов М. Ю «Стихотворения и поэмы», Бао-пресс, 2007 год
Ломоносов М. В. «Стихотворения» [Сост., подгот. текста, вступ. статья и примеч. Е.Н.Лебедева]. – М.: Сов. Россия, 1984. – 458с.
Луцевич, Л. Ф. «Псалтырь в русской поэзии» // Л.Ф.Луцевич. – СПб, 2002. – 607 с.
Псалтирь с поминовением живых и усопших. – М.: «Ковчег», 2001. – 212с.
Пушкин. А. С. Собрание сочинений: в 6 т: Статьи и наброски // А. С. Пушкин – М: Художественная литература, 1976. – 768с.
Романов, Б. Р. «Духовные стихотворения Державина» // Б. Романов Лепта. – 1993. – №4. – С. 178–202;
Ф. И. Тютчев «Лирика», Эксмо, 2007 год
Ресурс Internet
http://www.samiosobie.info
http://palomnik.org/bibl lit/psalm
http://essaissbay.ru
http://slovari yandex.ru
http://www.nashislova.ru
http://gimjivist.edusite.ru
http://www.lestovka.ru
http://www.izdatsovet.ru
http://www.pravoslavbiseda.ru
Приложения.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12
Приложение №13
Приложение №14
Приложение №15
Приложение №16
Приложение №17
Приложение №18
Приложение №19
infourok.ru
«Характерные особенности эпохи «великого перелома» и их отражение в литературе» бинарный урок истории и литературы
Тема: «Характерные особенности эпохи «великого перелома»
и их отражение в литературе».
Бинарный урок истории и литературы. 11 класс.
Учителя Семенюкова В. Б. и Версаль М. Г.
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить систематизировать ЗУН по периоду «великого перелома» с точки зрения исторической науки и литературы как искусства;
развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, а также умение выступать перед аудиторией и аргументировать свое мнение; воспитательная: воспитывать уважение к историческому наследию предшествующих поколений, чувство ответственности и сопричастности к их судьбе; формировать познавательный интерес к истории и литературе.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Планируемый результат: урок будет способствовать более глубокому пониманию учащимися эпохи «великого перелома» благодаря рассмотрению событий не только через исторические факты и явления, но и сквозь призму литературных произведений того времени.
Оборудование: ПК, интерактивная доска; электронный учебник (ЭУ) «История Казахстана 9 класс»; иллюстрации; раздаточный материал.
Содержание и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово. Ознакомление с темой урока. (1 стр. флипчарта).
Учитель литературы: «История и литература близки друг другу. Их интересует человек, его жизнь, взаимоотношения между людьми, особенности развития народов и государств. Но история — это наука, а литература — искусство, поэтому они различаются в подходах к изучению и изображению одного и того же предмета.
История опирается только на проверенные факты. Литература же смешивает факты с художественным вымыслом, который, чаще всего, преобладает. Писатели и поэты всегда первыми откликаются на происходящие события, дают им свою оценку и выражают свое отношение».
3. Беседа об особенностях эпохи «великого перелома» в СССР.
Учитель истории: «Интересно, что эпоха конца 20-30-х годов ХХ века получила у историков и писателей разные названия. Писатели называют этот период эпохой «великого перелома», а историки — «сталинской (социалистической, советской) модернизацией».
— что же такое модернизация?
— сталинская модернизация – это комплекс мероприятий, проведенных в СССР в конце 1920-30-х годов с целью преодоления общей отсталости страны от Запада в рамках построения соц. общества. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция. (2 стр. флипчарта).
— что такое индустриализация? Когда она началась?
— индустриализация – это процесс переоборудования имеющихся предприятий новой машинной техникой и строительство новых промышленных предприятий. Курс на индустриализацию был взят на 14 съезде ВКП(б) в 1925 году. (3 стр. флипчарта).
— какова главная цель индустриализации?
— превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, тем самым ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада.
— за счет каких средств проводилась индустриализация?
— за счет ограбления крестьянства, продажи сырья за границу, принудительных займов у населения.
4. Слово учителя об особенностях жанра «производственного романа».
Учитель литературы: «После объявления курса на индустриализацию страны стал особенно популярным жанр «производственного романа». Он представлял собой писательский отклик на “задачи момента” — ускоренную индустриализацию страны, изображал стройки 1-ой пятилетки и параллельно проводимую “формовку” “нового человека”. Обращение писателей к этой проблематике позволяло продемонстрировать власти свою лояльность, а для некоторых из них — еще и основанием для получения прощения за прежние грехи: так, Л. Леонов после “Вора” (1927), вызвавшего гневные критические нападки, выступил с романом “Соть” (1930), изображающим строительство в лесной глуши бумажного комбината; В. Катаев после сатирических “Растратчиков” (1926) опубликовал роман “Время, вперед!” (1932) — хронику одного дня на строительстве уральского промышленного центра, — который был расценен как “значительное явление советской литературы”.
Одним из самых масштабных проектов индустриализации было строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Кстати, это событие получило отражение в юмористическом романе И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Предлагаем вам посмотреть кинохронику о строительстве этой магистрали».
5. Просмотр видеосюжета о Турксибе. Учитель истории проводит беседу.
— когда началось строительство Турксиба? когда планировалось завершить?
— началось в 1927 году, планировалось завершить через пять лет.
— когда Турксиб был сдан во временную и постоянную эксплуатацию?
— во временную эксплуатацию сдан в 1930 году, в постоянную – 1 января 1931 года.
— какие районы страны соединил Турксиб?
— Среднюю Азию, Казахстана и Сибирь.
6. Работа с флипчартом. (4 стр. флипчарта). Учитель истории: зачеркните названия тех предприятий, которые не имеют отношения к эпохе индустриализации.
— Джамбулский завод суперфосфатов, Гурьевский нефтехимический завод, Байконур.
6. Беседа об особенностях коллективизации. (5 стр. флипчарта).
Учитель истории: что такое коллективизация? когда она началась?
— коллективизация – это насильственное объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. Курс на коллективизацию был взят на 15 съезде ВКП(б) в 1927 году. Началась в 1928 году. 1929 год – год «великого перелома».
— какую роль играла наглядная агитация? (см. флипчарт)
— наглядная агитация являлась важнейшим средством воздействия на умы людей, поскольку телевидения в те далекие годы еще не было.
— каковы цели коллективизации?
— огосударствление с\х, централизованное управление с\х, ликвидация кулачества и байства, получение средств на индустриализацию.
7.Учитель литературы: «Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе “сплошной коллективизации.
В отношении к коллективизации и раскрываются характеры героев, их жизненные принципы. Именно коллективизация становится тем «переломом», который нередко называют «великим» и который наверняка и был таковым по силе влияния на судьбы людей.
8. Просмотр видеосюжетов из кинофильма «Поднятая целина», их анализ.
Учитель литературы: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием”, — пишет Шолохов. На примере Гремячего Лога мы видим, как события того трагического времени отразились на судьбах всего российского крестьянства».
9. Беседа о последствиях насильственной коллективизации. (6 стр. флипчарта).
Учитель истории: каковы причины и последствия страшного голода 1930-1932 годов (на примере Казахстана)?
— коллективизация в Казахстане сопровождалась принудительной седентаризацией кочевого населения, что привело к падежу скота и как следствие к голоду среди бывших кочевников-скотоводов. Из 40,5 млн. голов скота осталось 4, 5 млн. Из 6,2 млн. человек от голода погибли 2,1 млн. человек, более 1млн. человек покинули республику, из них 414 тыс. вернулись, а 616 тыс. не вернулись. 372 восстания против коллективизации были жестоко подавлены.
10. Анализ рассказа М. Шолохова «Алешкино сердце».
Учитель литературы: Тема голода отражена во многих произведениях, одно из них — рассказ М.Шолохова «Алешкино сердце».
Учитель литературы: «Картины, открывающиеся читателю, одновременно завораживают и потрясают: по земле «идет голод», безглазый человек, идет «бездорожно», «шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце». Зримо передает автор внешний вид длительно голодающего подростка, его постоянное желание наесться. Нежданная и настоящая радость для Алешки – «еще теплый трупик жеребенка», «теплый, парной от крови». «До последней тоненькой кишочки» собирает Алешка трупик. «Объевшись волокнистого мяса», умирает сестренка, «младшая, черноглазая», Нюратка. У Алешки с матерью нет сил похоронить девочку, ее тельце и «курчавую головку» родные лишь «слегка прикидали землей». Через неделю соседка Макарчиха, «баба ядреная и злая», убивает старшую сестру Алешки за то, что умирающая от голода девочка залезла в ее хату и съела щи. Еще через несколько дней умирает от голода мать Алешки. Мальчик, еле передвигающий ноги от слабости, решается на воровство: он залазит в погреб к все той же соседке Макарчихе, которая, поймав мальчика, бьет его железкой по голове и выкидывает на берег реки.
«…хату и подворье еще до смерти мать пораспродала соседям: хату — за 9 пригоршней муки, базы — за пшено, леваду Макарчиха купила за корчажку молока».
Ни жалости, ни сочувствия, ни милосердия не дождался Алешка ни от соседки, ни от односельчан, ни от попа, несшего домой в праздник «пироги и солонину». Спас его очкастый политком Синицын, заставший Алешку в сарае, где «из щелей струею желтой сочится хлеб», который мальчик «брал в пригоршню…и жевал жадно».
Еще больший трагизм и ощущение безнадежности придают рассказу образы-запахи, связанные с голодом и смертью: тошнотворно «воняет» от Алешки, от «круглой гноящейся раны», в которой «из сукровицы кажут острые головки черви»; из «неметеной горницы» Алешкиной хаты «духом падальным несет».
Да, произведение поражает натуралистическим изображением смерти и голода, однако показывает человеческую жизнь такой ценностью, ради которой можно пожертвовать собственной. Поэтому и название рассказа утверждает сердечность и гуманность даже в самых нечеловеческих и страшных обстоятельствах».
11. Беседа об особенностях культурной революции в СССР. (7 стр. флипчарта).
Учитель литературы: «Важным направлением сталинской модернизации была культурная революция — комплекс мероприятий, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества».
— в чем состоит суть культурной революции, проводимой в СССР?
— ликбез, всеобуч, формирование нового советского человека, соцреализм.
Учитель истории: что такое ликбез и всеобуч? Как компартия формировала нового советского человека?
Учитель литературы: «В 1920-30-е годы в литературе и искусстве начинает утверждать метод соцреализма. Он четко определял тематику произведений: непременное изображение классовой борьбы, якобы раздирающей общество; художник должен «перековывать человеческий материал». Поэтому в произведениях заранее был известен сюжет и поступки героев, а финалы почти всегда оптимистичны. Положительный герой — заложник своего политического долга, которому он безоговорочно верен вплоть до самопожертвования; жизненный путь его — пример героического преодоления всяческих трудностей и обычно почти полного забвения всего личного ради общественного.
В это время появилось много произведений, не имеющих художественной ценности, поскольку они создавались лишь для воспитания масс в нужном для большевиков русле. Однако создавались и произведения подлинного искусства, хотя и они считались написанными в соцреалистической традиции: «Тихий Дон» Шолохова, «Хождение по мукам» А.Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Тынянова, «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова и др.»
— объясните, какие принципы лежали в основе этого метода.
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
— какую роль играла литература в эпоху модернизации?
— литература была одним из главных способов воздействия власти на умы и сердца людей.
12. Работа с флипчартом (8 стр. флипчарта).
Учитель литературы: соотнесите произведения с направлениями модернизации.
Индустриализация | Коллективизация | Культурная революция |
1) Ф.Гладков «Цемент» 2) И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок» 3) Н.Островский «Как закалялась сталь» | 1) М. Шолохов «Поднятая целина» 2) А.Платонов «Котлован» 3) А.Твардовский «Страна Муравия» | 1) Ч.Айтматов «Первый учитель» 2) Г.Белых и Л.Пантелеев «Республика ШКИД» 3) А.Макаренко «Педагогическая поэма» |
13. Подведение итогов урока. Беседа. (9 стр. флипчарта).
Учитель истории: удалась ли модернизация, проводимая большевиками в СССР в конце 20-х — 30-е годы ХХ века?
— модернизация удалась: к началу 40-х годов СССР из страны, ввозящей машины и оборудование превратился в страну их производящую; рыночное хозяйство эпохи НЭПа превратилась в плановую командно-административную экономику.
Черчилль так сказал о Сталине: «Он был величайшим, не имеющим себе равных в мире диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием». Но, несмотря на успехи модернизации, мы не восторгаемся Сталиным как инициатором этих перемен, поскольку методы, выбранные им, отличались жестокостью и цинизмом.
14. Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Отражение эпохи модернизации в кино».
kopilkaurokov.ru