Отношение носова к котьке из огурцов – Сочинение Анализ рассказа Огурцы Носова
Сочинение Анализ рассказа Огурцы Носова
Одним из лучших писателей для детей стал Николай Николаевич Носов. В его творчестве преобладают рассказы сатирической и поучительной направленности. Писатель в своих произведениях доступным языком учит детей никогда не врать, ценить настоящую дружбу, уметь признавать ошибки и не бояться исправлять плохие поступки. Приводя в пример разное поведение своих маленьких героев писатель показывает таким же маленьким читателям, как следует поступать в определенных ситуациях.
Рассказом «Огурцы» автор осуждает воровство, призывает детей к честности и крепкой дружбе. Двое хороших друзей Павлик и Котька постоянно проводили время вместе, ходили на рыбалку, гуляли и играли. И вот как-то проходя мимо чужого огорода, решили они огурцов нарвать. Даже сторож их приметил, начал свистеть, а они повели себя, как настоящие хулиганы, наворовали огурцов и убежали. Сторож был стар и ему не далось догнать ребят.
Павлик на пути домой сообразил, что они поступили не хорошо и решил отдать наворованные огурцы другу, тем самым избавляя себя от вины. А Котька не понимая до конца, какой же плохой поступок они совершили, с радостью принял огурцы. Но по возвращению домой тут же понес наказание и был выставлен за дверь мудрой мамой, которая объяснила сыну, что брать чужое — значит воровать, а воровать очень плохо и недопустимо, поэтому все взятое без спроса следует вернуть обратно.
Пришлось Котьке признать ошибку и отвечать за свой непутевый поступок. Когда шёл он обратно чувство страха пересиливало и возникало желание выкинуть огурцы в яму, но все таки ему стало жалко невиновного сторожа, которому пришлось бы нести наказание за чужие выходки и собравшись с силами духа и отважившись он дошёл до огорода. Плачь мальчика символизировал его раскаяние и сторож не стал наказывать озорника. Мальчик с чувством стыда перед старым сторожем даже признался, что успел съесть один огурец.
Все разрешилось мирно. Сторож принял сорванные огурцы и простил маленького, несмышленого воришку. Котька с радостным чувством собственного достоинства побежал домой.
Эта история послужила поучительным уроком для Котьки на всю жизнь. У мальчика больше никогда не возникнет желание без спроса брать чужое.
Сочинение по рассказу Огурцы
Воспоминания о беззаботном детстве появляются вовремя чтения очередного рассказа детского писателя Николая Носова. В его произведении содержатся элементы воспитания и нравоучения, связанные с поучительными историями. Детские душевные переживания, последствия поступков персонажей учат вести себя правильно в различных ситуациях.
В рассказе «Огурцы» мы сталкиваемся с первой проблемой в жизни – Котька боится вернуть украденные огурцы. Они с другом Павликом проходили мимо колхозного поля и увидели множество огурцов. Их можно было легко сорвать, и они набрали по несколько штук. Им помешал сторож, который прогнал их с поля. Павлик отдал все плоды другу, а Котька, не подозревая подвоха принёс овощи домой и получил взбучку от матери. Мать отправила его назад и велела вернуть огурцы.
По тёмным улицам было страшно идти, и мальчик хотел сдаться и оставить их в ближайшей яме. Потом он представил бедного старика, что его могут выгнать с работы, стойко понёс на ночное поле. Его плач услышал сторож и вышел на встречу нашему герою. Паренёк отдал огурцы и пожаловался на друга, спокойно спящего дома. При этом умный пожилой мужчина сказал, что каждый должен сам думать и нести ответ за свои поступки, а не сваливать вину на другого человека. Старичок дружелюбно отнёсся к бедному парню. Он разрешил положить на место плоды. Однако, Котька вспомнил, что один плод был съеден и попросил простить за него старика. Сторож с пониманием простил мальчика и на детском сердце ему стало легче.
Жизнь меняется все идут в ногу с прогрессом. Но общие плоды остаются, например, на даче и очень трудно пройти мимо и не взять чужой урожай. В рассказе поставлен вопрос о том, что нельзя трогать чужое имущество, даже если его легко взять.
Урок мальчика Котьки должны усвоить ребята прочитавшие рассказ, чтобы не попасть в неудобное положение. За все свои поступки нужно отвечать. Сначала за детей несут ответственность родители, потом человек сам думает и отвечает. К повзрослевшим людям более суровые наказания. Тяжелее попросить за свой поступок прощение, чем совершить глупые и плохие поступки. Из маленьких проделок и шалостей, если не пресекать могут получиться более суровые и страшные результаты.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Огурцы
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Затеси Астафьева
Произведение является сборником литературных миниатюр в виде лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях.
- Сочинение Как помирить отцов и детей? (итоговое)
Это сложный вопрос, конечно… Не одно поколение думало об этом. Но я считаю, что всё-таки его можно решить. Самое интересное, что старшие быстро очень забывают, как были молодыми. Может быть, они понимают, что и сами ошибаются
- Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева был написан в непростое время. Между поколениями возникали споры и недомолвки, к прошлой жизни уже не вернешься, а о будущем ничего неизвестно.
- Сочинение на тему Котенок
Говорят, что все в детстве милые – даже крокодилы и шакалы. Но, по-моему, кошки, всё-таки, в детстве милее всех! Котята такие всегда маленькие, симпатичные.
- Образ Васи в рассказе Дети подземелья Короленко сочинение
Главный герой рассказа «Дети подземелья» — мальчик девяти лет, Вася. Он живёт в обеспеченной семье со своим отцом-судьёй и сестрой Соней, которой четыре только года.
sochinimka.ru
Отзыв о рассказе Н.Носова «Огурцы»
Главный герой рассказа «Огурцы» — мальчик по имени Котька. Вместе с другом Павликом он возвращался с рыбалки. Дорога проходила мимо огуречного поля, и Павлик подговорил Котьку набрать огурцов. Так они и сделали, но мальчиков заметил сторож. Сторож начал свистеть в свисток и ребята убежали. Павлик после этого решил не рисковать и не носить домой огурцы, добытые таким сомнительным способом. Он отдал свою долю Котьке.
Дома Котька радостно сообщил маме, что принес огурцы. Но когда мама узнала, откуда они взялись, то не обрадовалась. Мама объяснила Котьке, что он и его друг Павлик украли огурцы, и велела отнести их обратно на поле. Было уже поздно и на улице стемнело. Котька боялся идти один в темноту, но мама была непреклонна. Пришлось мальчику идти обратно.
По дороге Котька от страха громко плакал. Когда он дошел до поля, на его плач вышел сторож. Котька все ему рассказал и вернул украденные днем огурцы. Сторож тоже сказал Котьке, что воровать нехорошо. Когда же Котька стал оправдываться, что его подговорил на этот поступок Павлик, сторож заметил, что надо жить своим умом и решения принимать самостоятельно, без чужих подсказок.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Огурцы» состоит в том, что брать чужое, воровать – это очень плохо. Даже если что-то чужое легкодоступно, как огурцы на колхозном поле, все равно этого брать нельзя. Рассказ учит тому, что следует быть ответственным за свои деяния. Котька совершил плохой поступок, взял чужое. Его мама хоть и проявила жесткость, отправив сына возвращать огурцы, но сделала она все правильно. Котька в результате на всю жизнь должен запомнить преподанный мамой урок, что воровать – это очень плохо.
В рассказе «Огурцы» мне понравился сторож с огуречного поля. Он по-доброму отнесся к Котьке, который принес украденные огурцы обратно и не стал его сильно ругать. Сторож также объяснил Котьке, что не стоит совершать поступки под влиянием уговоров другого человека. Все решения в жизни следует принимать самостоятельно.
Какие пословицы подходят к рассказу «Огурцы»?
На чужой медок не разевай роток.
На друга надейся, а сам не плошай.
Сам смекай, где берег, где край.
detskiychas.ru
Открытый урок по литературному чтению. 3-й класс. Тема: Н.Н.Носов «Огурцы»
Открытый урок по литературному чтению. 3-й класс. Тема: Н.Н.Носов «Огурцы»
Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.
Задачи:
Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
Умение анализировать характер и поступки героев;
Умение составлять план рассказа.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
Портрет писателя Н.Н. Носова
Выставка книг писателя
Набор карточек с названиями его произведений
Отрывки из произведений для чтецкой разминки
Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов из рассказа
“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Презентация по произведению
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.
Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.
Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи “маленького человечка”. Обозначьте своё настроение.
2. Проверка домашнего задания
– Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.
– На прошлом уроке мы познакомились со шведской сказкой “Принцесса-лгунья”
Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.
Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?
Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске).
Какая идея этой сказки?
Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?
Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
“Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
Прочитайте пословицу медленно.
Подумайте, о чём говориться в скороговорке
Проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
Произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.
Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
Произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с ! , с ?. интонацией.
Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово ударение.
3. Подготовка к восприятию текста
– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
(Слайд 1.)
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?
(Свободные высказывания детей.)
(Слайд 2)
Биографические сведения о Н.Н.Носове.
Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”.
Ученица: Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.
(Слайд3)
Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка
Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение
– Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “ Огурцы” (Звучит фонограмма.)
– Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.
6. Подготовка к восприятию
(стр. 115 учебника.)
а) читай целыми словами.
место – поместил – поместились.
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился
в) Читай внимательно.
Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.
7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова
– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.
а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше с Котькой?
(Ответы 1–2 учеников.)
– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)
б) Выразительное чтение учащихся до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.
Автор; мама; Котька:
Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.
– Что мы узнали о двух друзьях?
– Как вы относитесь к поступку Павлика?
– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)
– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)
– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?
– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)
в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”
– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)
– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
– Каким изобразил его автор?
– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)
– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)
– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)
г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка – логическое заключение).
– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)
– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
– Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.
Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
– От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.
Озвучим эти картины.
Автор; Мама; Котька; Сторож.
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
(Необходимо выразить возмущение, строгость.)
– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:
8. Проверка знания текста
На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.
Котька пришёл домой радостным.
Всё равно они уже расти не будут.
Пусть лучше у меня не будет сына…
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
А ты на Павлика не смотри, сам…
На душе у него было радостно.
(Слайд4.)
– Молодцы! Справились!
Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:
Стыдно сказать, а грех утаить.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)
9. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.
– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
– Какую оценку поставите?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Покажите мне его при помощи “маленького человечка”.
– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.
10. Домашнее задание
стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.
Оценка класса.
infourok.ru
Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения
Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком, на примере разных поступков детей показывает, как надо поступать в той, или иной ситуации или наоборот, как не надо делать. Перечитывая рассказы, вспоминаешь детство и свои проделки, на лице появляется грустная улыбка — детство не вернешь.
Рассказ Носова «Огурцы» один из тех рассказов, которые учат не только быть честными, но и не подводить друга. Два товарища Павлик и Котька всегда и везде вместе и на рыбалку, и во дворе играть. Но вот случилось им как-то идти с рыбалки через колхозное поле и тут в голову Павлику, он был постарше, а может быть и Котьке пришла озорная мысль, нарвать огурцов. Пока рвали все было хорошо, но их заметил сторож и начал свистеть. Мальчишки не ожидали такого поворота и убежали, конечно сторож был старым и не смог бы догнать резвых ребят. Павлик смекнул, что они сделали что-то не хорошее и отдал огурцы другу. Хотел он этого или нет, но всю ответственность за сделанное он переложил с себя на плечи друга, которому пришлось одному расхлебывать их проделку.
Котька и не понял, что он поступил плохо, поле то колхозное значит общее можно с него немного и взять. Придя домой и рассказав все матери сильно расстроился и испугался, что она его послала обратно отнести огурцы. Брать было не страшно, а вот назад отнести стало страшно. Так и в жизни бывает пакостить не страшно, а даже азартно, а вот потом просить прощения почему-то становится неудобно. Признать свою ошибку и исправить ее бывает очень непросто.
Исправлять сделанное пришлось Котьке одному, со слезами на глазах он пошел обратно. Да, нелегко нести ответ и за себя и за товарища. Зато для Котьки это будет хороший урок, на всю жизнь. Теперь он не только сможет признать свою вину, но и исправить положение.
Другие сочинения:Анализ рассказа Носова Огурцы
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора
После той печально известной паузы в конце произведения… мне трудно представить, что у чиновников хватит сил начать все с самого начала. Опять бегать, пытаться угодить, стараться как-то исправить положение? Снова выглядеть неискренними друг перед другом
- Сочинение Почему Дубровский стал разбойником 6 класс
Владимир Дубровский, является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Именно его персонаж становится ключевым в событиях, разворачивающихся в произведении.
- Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение
Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек
- Критика о повести Невский проспект Гоголя и отзывы критиков
Многие критики оставили свои отзывы о написанной Гоголем повести под названием «Невский проспект». Одним из критиков, который оставил свой отзыв был Александр Сергеевич Пушкин, отзывающийся о повести весьма лестно
- Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)
Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим.
sochinite.ru
Николай Носов. Огурцы. — моя страничка
Н.Носов«Огурцы»,
или как воспитать аморального человека.
(синим цветом выделены мои комментарии)
Перед тем, как вы прочтете текст рассказа с моими комментариями, хочу сказать, что я обожала рассказы Носова :). Но когда я впервые прочла «Огурцы», у меня просто холодок по спине пробежал. До того, как стала изучать его творчество в университете, не прикасалась к «Огурцам», и не могла понять в детстве, как же автор «Мишкиной каши» мог написать такой чудовищный рассказ?
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Самое первое замечание — мы не знаем, сколько лет Котьке. Все дети знают, что «чужое брать нехорошо», но здесь не сказано, имел Котька представление о том, что колхозный огород — чужое, или он был целиком во власти того, о чем говорили детям воспитательницы «вы — хозяева, все народное!». Дети понимали эти лозунги очень буквально. Помните, у Чуковского в книге «От двух до пяти»:
«а чей это слон?
— Государственный.
— Значит, и мой немножечко!»
К тому же, все маленькие дети выходят в мир с «коммунистическим» убеждением «все — всехнее!». Так малыши пытаются взять чужую игрушку на прогулке только потому, что она им понравилась. У них отсутствуют отрицательные мотивы — обидеть хозяина игрушки, или взять чужое, украсть. Они лишены этого, они просто убеждены, что вот это все прекрасное — для меня!
Павлик явно старше. Это он взял Котьку с собой, они не на равных. Непонятно, кто был инициатором «уборки урожая» — они забрались, оба. Но вот Павлик поразмыслил, и решил, что ему за это влетит. То, что может попасть и Котьке, он подумал или нет? Или решил — он маленький, ему простят? Или специально «подставил»?
Котька пришел домой радостный:
— Мама, я тебе огурцов принес!
Заметим, что Котька вообще не испытывает никаких мук совести, и не боится, что «ему попадет», в отличие от Павлика. Он пришел радостный — у него были самые чистые мотивы.
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
— Где ты их взял? — говорит мама.
— На огороде.
— На каком огороде?
— Там, у реки, на колхозном.
— Кто ж тебе позволил?
— Никто, я сам нарвал.
— Значит, украл?
— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Абсолютно характерная позиция для «младшего». Действует по примеру старшего, кстати. Опять не сказано, что колхозный огород для него — запретная зона. Интересно, знает ли он, что с колхозного нельзя брать также, как с соседского? есть ли у него понятие «украл»? Что значит для него это слово — украл? Действительно, почему нельзя Котьке, если Павлику — можно?
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,
— Почему?
— Сейчас же неси их обратно!
— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
— Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
— Ну, я их выброшу.
— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Наконец-то мама пытается объяснить, в чем вообще дело, вместо того, чтобы сразу припечатывать «ты украл»! Вот после этого Котька связывает одно с другим и вспоминает, что они не просто убежали, а потому, что дедушка свистел:
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
Апогей. Или поступай вот так, или ты мне не сын. Сын — это сын, а его поступки — это его поступки. Как писал Боулби, «не надо принимать диагноз за самого ребенка». Казалось бы, материнская любовь должна быть выше всего, но мама-то у нас советская, колхозная, в детстве читала про Павлика Морозова. Это ведь даже не отрицание безусловной любви, а отрицание самой любви и семейных отношений. Если бы отвержение провинившихся близкими могло их исправить, преступности бы не существовало! «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» — в этом небольшом предложении скрыто столько больших проблем для ребенка! Первое — как уже написано, принятие его независимо от поступков невозможно. Второе — мотивы этого поступка никого не интересует. Третье — на человека сходу вешается клеймо, НЕЗАВИСИМО от мотивов. Все, вор. Извини. Иди и соответствуй. Четвертое — выбор или не будет сына, или сын-вор. Мама не допускает других вариантов, что оплошность можно исправить! Она не принимает раскаяний и не пытается помочь маленькому ребенку!
Сын один на один перед неразрешимой проблемой, которая ему явно не по возрасту. У него много слишком сложных вопросов:
Если брать было нельзя, почему Павлику — можно?
Если ему помогали рвать, то почему никто не хочет помочь вернуть, да еще и в темноте, которую он боится?
Почему один поступок сразу отдаляет его от матери?
Почему, наконец, мама способна его принимать только за поступки?
Мама выставляет Котьку за дверь вместе с вопросами.
— Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
— А брать не боялся?
Конечно, не боялся! Он там со старшим Павликом был! Плюс азарт приключений и погони. А тут — обвинения мамы, неразрешимая моральная ситуация, и страх темноты.
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
Уже было совсем темно.
«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг. — Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».
Посмотрите, какая прелестная деталь — он, Павлик, дома сидит, ему там не страшно! Страх темноты перекрыл у Котьки в голове вообще все мамины нотации и «мораль»! Он даже не подумал — Павлику хорошо, он огурцы как будто и не крал. Он только думает о том, что там, дома, светло и не страшно!
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.
Сторож услышал и подошел к нему.
— Ты чего плачешь? — спрашивает.
— Дедушка, я принес огурцы обратно.
— Какие огурцы?
— А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
— Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
— Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
ОПять — до бедного Котьки так и не дошло, ну почему же он «украл»!
— А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
— Ну, все, что ли? — спросил старик.
— Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.
— Почему не хватает, где же он?
— Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
— Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
— А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
— Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
— Дедушка, дедушка!
— Ну что еще?
— А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?
— Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
— А как же?
— Ну, считай, что я тебе подарил его.
— Спасибо, дедушка! Я пойду.
— Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.
Вот тут автор и покидает маленького героя. Читатели остаются в неизвестности, как Котька будет добиваться принятия мамы. Как она отреагирует? Когда он в первый раз пришел домой, с огурцами в начале рассказа, он тоже был радостный. Сможет ли маленький Котька почувствовать разницу этих «радостей»? Останется ли после этой истории у него представление о собственности?
Мораль не воспитывается на ненависти, она воспитывается на любви. Невозможно объяснить, почему нельзя брать чужое, основываясь на отвержении виновника и на страхе наказания! Только тогда ребенок может понять, что чужое присваивать аморально, когда он прочувствует это, сумеет встать на место того, у которого «украли». Это позитивный фактор — сопереживание, эмпатия, и, соответсвтенно, развитие нравственной позиции. Но мама грозит отвержением и непринятием (негативные факторы) вместо того, чтобы попытаться поддержать в ребенке начинающееся сочувствие к старенькому дедушке и к себе, обманутому Павликом (вспомните -мы так и не выяснили, понимал ли Котька все действия до маминых объяснений). Ведь если человек не может принять себя — как он будет принимать других? Только что отвергли его ценность как человека, повесили совершенно незаслуженное клеймо и не поверили раскаянию — после этой экзекуции он должен выйти, соблюдающим мораль этих бездушных людей? В конце необходимо напомнить, что дети ассоциируют себя с главным героем рассказа. В данном рассказе — с Котькой, и примут его «выводы» из этой истории, потому что эмоциональное сопереживание персонажу для ребенка оказывает более сильное влияние, чем правильные объяснения родителей.
aksik.livejournal.com
Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы»
Художественная литература: Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы».
Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; освоение форм драматизации.
Задачи:
Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
Умение анализировать характер и поступки героев;
Умение составлять план рассказа.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитание нравственных качеств личности.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.
Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.
Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли?
– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
(На доске – рисунок театра.)
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?
(Свободные высказывания детей.)
На доске портрет Н. Носова.
Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка
Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение
– Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова «Огурцы»
– Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.
6. Чтение и анализ рассказа Н. Носова
– Хорошо. Теперь вы готовы к слушанию этого текста.
а) чтение до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше с Котькой?
(Ответы 1–2 учеников.)
– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)
б) чтение до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.
Автор; мама; Котька:
Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.
– Что мы узнали о двух друзьях?
– Как вы относитесь к поступку Павлика?
– Какой Павлик?
– Каким вы представляете Котьку?
– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?
– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)
в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”
– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице?(Зачитать.)
– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
– Каким изобразил его автор?
– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)
– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)
– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)
г) чтение III части (Развязка – логическое заключение).
– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)
– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
– От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.
Автор; Мама; Котька; Сторож.
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
(Необходимо выразить возмущение, строгость.)
– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:
Радость
чувство удивления
досады
растерянности
плач
8. Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:
Стыдно сказать, а грех утаить.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)
9. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актерами: инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.
– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
– Какую оценку поставите?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.
www.metod-kopilka.ru
Викторина по рассказу Носова «Огурцы» с ответами
Хорошо жарким летом полакомиться огурцами. Но только теми, что вырастил сам, приобрел в магазине или кто-то угостил. Котька из рассказа Носова «Огурцы» ничего не выращивал и не покупал. Он просто стащил огурцы с колхозного поля и весело представил их маме. Но мама не обрадовалась ворованным огурцам. Как в этой ситуации повел себя Котька? Вообще-то брать чужое — это тяжело и плохо, но и возвращать нелегко.
Вопросы и ответы к рассказу Носова «Огурцы»
1. Сколько рыбы удалось наловить Павлику и Котьке?
Ответ: нисколько, рыба в тот день не клевала
2. Где Павлик и Котька набрали огурцы?
Ответ: на колхозном огороде
3. Почему Павлик в конечном итоге пришел домой без огурцов?
Ответ: он отдал свои огурцы Котьке
4. Кто свистел ребятам, собирающим колхозные огурцы?
Ответ: сторож
5. В каком настроении Котька появился дома?
Ответ: в радостном
6. Почему мама не обрадовалась принесенным свежесорванным огурцам?
Ответ: потому что они были ворованные
7. Какую установку дала мама Котьке по поводу колхозных огурцов?
Ответ: отнести их обратно
8. Почему Котька воспринял в штыки решение мамы отнести огурцы обратно?
Ответ: он боялся сторожа с ружьем
9. Почему Котька не видел смысла в том, чтобы отнести огурцы обратно?
Ответ: он сказал маме, что они уже больше не вырастут
10. В каком возрасте был колхозный сторож?
Ответ: это был дедушка
11. Почему мама сказала, что лучше у меня не будет сына, чем будет сын вор?
Ответ: она хотела преподать сыну урок
12. Почему мама не пошла с сыном на колхозное поле в темное время суток?
Ответ: она считала, что кто набедокурил, тот и должен отвечать
13. Каким образом сторож обнаружил в темноте Котьку?
Ответ: он услышал его по плачу
14. Доволен ли был сторож, что Котька принес огурцы обратно?
Ответ: доволен
15. Почему Котька принес не все огурцы?
Ответ: один огурец он съел
16. За что Котька сказал «спасибо» сторожу?
Ответ: за то, что съеденный Котькой огурец сторож назвал подарком
17. Почему у вернувшего огурцы Котьки на душе было радостно?
Ответ: потому что у него с души свалился камень
detskiychas.ru