Основные понятия используемые в фгос ооо – Словарь терминов ФГОС
Словарь терминов ФГОС
- ФГОС — Федеральный Государственный образовательный стандарт (в соответствии с
Федеральным законом№ 309-ФЗ от 5 декабря 2007 года, ФГОС по НОО утвержден приказом МО и
Н РФ от 6 октября 2009 г. № 373), нормативно-правовые акты федерального уровня,
представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения;
требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям
реализации основной образовательной программы.
- Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на
определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через
урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-
эпидемиологических правил и норм.
- УУД — универсальные учебные действия. В широком значении – это саморазвитие и
самосовершенствование путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком
(психологическом) значении — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Блоки УУД – личностные, метапредметные,
Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В Давыдова)
- Действие – единица деятельности, составляющая ее конкретное выражение, реализуемая
обучающим и обучаемым и направленная на достижение целей и задач обучения.
- Деятельность – выраженная в абстрактной или конкретной форме возможность человека
отражать и преобразовывать мир идей и реальную действительность, активное отношение к
окружающему миру.
- Деятельностная парадигма образования – концепция, схема развития личности
учащегося на основе изучения универсальных способов познания и ос воения мира. Процесс
учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности,
- Знание – проверенный практикой результат процесса познания, оно возникает как продукт
общественной, духовной и материальной деятельности. Не всякое отражение действительности
есть знание. Именно знание позволяет видеть цель деятельности.
- Интериоризация – последовательное преобразование действий от внешней
материализованной формы к внутренней через речевые формы. Она является важнейшим
критерием усвоения УУД, и особое значение здесь приобретает регулирующая речь как
осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения.
- Компетентность – уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим,
сведущим.
- Компетенция – круг полномочий, круг вопросов, в которых хорошо осведомлен;
способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.
- Коммуникативные УУД – умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками
(умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,
уметь договариваться), умение учитывать позицию собеседника, понимание и уважение иной
точки зрения, умение обосновывать и доказывать свое мнение, четко ставить вопросы и
правильно выражать свои мысли, используя также невербальные средства общения (мимика,
поза, жесты, интонация и др.)
- Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая
сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и
совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами
общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и
- Концепция – система связанных между собой взглядов на факты, явления, способ
понимания, трактовки фактов, явлений, процессов, основная точка зрения на предмет или
явление.
- Концепция образования – система связанных между собой и взаимообусловленных
взглядов на конкретные направления развития образования в современных условиях его
реформирования.
- Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и
реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на
основе компетенции уметь учиться.
- Личностные УУД – действие смыслообразования, например, интереса и мотивации,
нравственно-этическое оценивание, умение и желание задавать вопросы, формирование
желания выполнять учебные задания, осознание себя в окружающем мире.
- Метапредметные требования – освоение обучающимися универсальных учебных
действий (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов.
- Навык – действие или система действий, осуществляемых почти автоматически и
выработанных на основе практики упражнений – многократного повторения. Навык может быть
применим как к умственным, так и двигательным действиям.
- Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
- Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие
способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие
логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и
- Познавательные УУД – общеучебные универсальные действия, универсальные логические
действия, включающие в себя самостоятельность в выделении и формулировании
познавательной цели, поиск обучающимися необходимой информации ( в том числе с помощью
компьютера), выбор наиболее эффективных способов действий на основе анализа, синтеза,
сравнения, обобщения с использованием знаково-символических средств, а также широкого
спектра логических действий и операций.
- Понятия – осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и сущностных
признаках предметов и явлений; это не только сохраненный в памяти обучающихся результат их
мыслительной деятельности, но и узловые пункты познания, которые выполняют роль средств
познания
- Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы
социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой
- Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат,
метапредметный результат, предметный результат.
- Регулятивные УУД – действия, дающие возможность ставить цели, планировать,
прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать
успешность усвоения материала.
- Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом,
выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следует
выделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации,
исходя из социальных и личностных ценностей.
- Система
упорядоченная расположенность родственных частей единого целого.
- Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе
принятия учащимися демократических ценностей; развитие толерантного отношения к жизни в
поликультурном обществе; воспитание патриотических убеждений; освоение основных
социальных ролей, норм и правил.
- Стандарт – образец, эталон, модель; нормативно-технический документ,
устанавливающий единицы величин, термины и их определения, а также требования к
деятельности и ее результатам.
- Стандарт образовательный – нормативный документ, закрепляющий обязательные
требования к образованию, целям, содержанию и результатам обучения и воспитания.
- Термин — слово или словосочетание, имеющее оттенок специального, научного значения.
смысл каждого слова, целенаправленно и точно оперировать понятиями, применяя их в учебной
деятельности.
- Убеждение – 1) устойчивая точка зрения человека на что-либо, сформировавшаяся как
следствие его теоретических знаний и практического опыта. Любое убеждение характеризуется
обоснованностью и осознанностью; 2)процесс аргументированного воздействия на сознание
человека с целью формирования у него определенных взглядов и установок.
- Умение – сознательное владение приемами учебной деятельности и способность их
эффективного применения в иных, новых условиях в процессе познания. Умение – основа,
важнейшее условие и средство реализации деятельности обучающихся.
- Ценностные ориентации – совокупность ценностей, на достижение которых направлена
активность личности. Ценностные ориентации дают определенный личностный смысл тем
регуляторы поведения индивида.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
- Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития
обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных
установок и моральных норм общества.
- Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России —
Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых
национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ,
государство, семья, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
- Духовно-нравственное развитие – освоение базовых национальных ценностей
российского общества, освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей
народов России, связанных общей исторической судьбой, приобщение обучающихся к
культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы в контексте формирования
гражданской идентичности.
- Гражданская идентичность – чувство сопричастности и гордости за свою Родину,
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
уважение к истории и культуре каждого народа.
- Коммуникативные навыки – навыки общения, в основе которых лежит процесс передачи
и получения какого-либо сигнала или сообщения. Для осуществления коммуникации необходимо,
чтобы отправитель сигнала (коммуникатор) и его получатель (адресат) имели общий язык (код),
т.е. имели общий смысл и необходимость общения, умение слушать и понимать друг друга.
- Методы нравственного воспитания – способы воздействия воспитателей на
воспитанников и организация их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как
пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки
навыков и привычек поведения (такие, как убеждение, упражнение, поощрение наказание.
- Направления воспитания – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического
сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде, воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами
представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности.
- Национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные
установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных
традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и
обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях ( любовь к России, своему
народу, своему краю, своей малой родине; правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок; нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, мораль,
честность; целеустремленность, бережливость, трудолюбие и др.)
- Нравственность – совокупность норм поведения человека, моральные качества, внутренне
принятая мораль, регулирующая индивидуальное поведение. О наличии нравственности
свидетельствует способность к эмоциональному переживанию, стыду, сочувствию.
- Нравственная культура – нормы поведения, которые формируются в процессе
образования и самообразования, в ходе нравственного воспитания; нравственным следует
считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные
формы поведения.
- Правовая культура – знание правовых основ общества, соблюдение закона на уровне
взаимоотношения со сверстниками и старшими, а также соблюдение правил поведения.
- Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному
состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к определенной степени духовной,
умственной зрелости, сознательности и пр.
- Толерантность – (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо
неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
- Физическая культура – ценностное отношение к своему здоровью, здоровью своих
близких, педагогов, сверстников, следование принципам здорового образа жизни и
здоровьесбережения.
- Ценность – явление или предмет, имеющие то или значение, важные, существенные в
каком-либо отношении.
- Ценностные ориентации – совокупность ценностей, на достижение которых направлена
активность личности. Ценностные ориентации дают определенный личностный смысл тем
объектам и явлениям, с которыми встречается личность, поэтому выступают как регуляторы
поведения индивида.
- Эстетическая культура – ценностное отношение к прекрасному, сформированные
представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, знание
традиций культуры родного края, умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- Экологическое воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования
экологического сознания и экологической культуры.
- Экологическая культура – ценностное отношение к природе, умение видеть взаимосвязь
между живыми организмами и их естественной средой, навык природоохранительной
деятельности, способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями
в практической деятельности. К экологической культуре относятся качества личности,
компонентами которой являются:
-интерес к природе и проблемам ее охраны;
-знания о природе и способах ее защиты;
-нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
-экологически грамотная деятельность в природной среде;
-мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природе.
- Экологическое сознание – способность воспроизводства действительности в мышлении,
сформированная на основе экологических знаний, отражающая ведущие взаимосвязи природы.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
- Здоровье – психическое, физическое, душевное и социальное благополучие, что включает
три основных признака здоровья:
- структурная и функциональная сохранность органов и систем человека;
- индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде;
- сохранность привычного самочувствия.
Важным компонентом общего здоровья является его психическое здоровье, которое подразумевает соответствие «Я» социальным требованиям.
- Здоровый образ жизни – поведение человека, направленное на укрепление своего
здоровья с объективной или субъективной точки зрения.
- Здоровьесберегающая инфраструктура – соответствующие требования к зданию ОУ,
наличие в нем оснащенных помещений для организации питания, медобслуживания, занятия
оздоравливающими комплексами, наличие квалифицированных специалистов.
- Идентификация –
- Признание сходства между какими-либо событиями, объектами и людьми;
- Как классификация — отнесение объектов или индивидов к тому или иному классу;
- Процесс, при котором индивид относит к себе характеристики другого человека;
- Процесс, при котором ученик моделирует свое поведение в соответствии с поведением своих родителей,
стараясь стать на них похожим, чтобы ослабить внутреннюю тревогу и конфликт.
- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством;
- совокупность духовных ценностей и норм;
- высокий уровень чего-либо, высокое развитие, например, культура труда, культура речи.
- Мотив – побудительная причина, повод к действию, побуждение к деятельности.
- Мотивация – совокупность мотивов или процесс регуляции деятельности с помощью мотива, т.е. динамичное образование. Мотив может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым.
- Релаксация – состояние расслабленности, покоя; навыки эмоционального и психофизиологического расслабления.
- Социокультурная адекватность – принятие лучших культурно-исторических, этнических,
социально-экономических, демографических традиций граждан РФ, приобщение к базовым
общечеловеческим ценностям.
- Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм, ценностей и
социальных умений, контакты индивида со сверстниками, что способствует вхождению в
общество.
push-pravdasch1.edumsko.ru
«Основные понятия и определения ФГОС»
Ответ на следующие вопросы:
Что собой представляет ФГОС? Для чего он предназначен? Какие основные нормативно-правовые документы являются базовыми для стандарта?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Это стандарт нового уровня, который направлен на социально-культурное, экономическое и политическое развитие личности, а также развитие взаимопонимания и доверия различных социальных групп, религиозных и национальных культур. Он предназначен для развития конкурентно-способной, нравственно-целостной личности, воспитанной в духе гражданина России.
ФГОС обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Данная программа реализует новые образовательные запросы семьи, общества, и государства, при использовании широкого внедрения ИКТ-технологий во все сферы жизни.
Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается следующими документами:
национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [2];
планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы [3];
федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы [4];
постановлением Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» [5];
приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/13 учебный год» [11];
приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [8];
приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [7];
приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [9];
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6];
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [10]
Что является идеологической основой ФГОС?
Как считают идеологи и разработчики нового образовательного стандарта, ключевым отличием его от предшествующих разработок состоит в том, что суть его идеологии составляет минимизированный подход к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Это и фиксируется термином «фундаментальное ядро содержания общего образования». Такой подход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.
Идеологической основой Стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Идеологической основой ФГОС второго поколения является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Что является содержательной основой ФГОС?
Содержательной основой ФГОС является фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход .
Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует:
Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования.
Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании.
Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.
Основное назначение Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:
систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Таким образом, фундаментальное ядро содержания общего образования нормирует содержание воспитания и учебных программ, организацию воспитательной и учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности.
4) Что является методологической основой ФГОС?
Научную основу ФГОС ООО составляет Фундаментальное ядро содержания общего образования», а методологической основой является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход, в рамках которого реализуется как стандартизация, так и вариативность образования.
5)Как сформулирована основная цель обучения в стандарте?
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций» Национальный воспитательный идеал
6)Что такое система «трех Т»?(38и35 слайды)
Требования к структуре ООП
Требования к результатам освоения ООП
Требования к условиям реализации ООП
Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства.
Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
Одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.
Эффективное нормативно-правовое регулирование системы образования.
Стандарт становится важнейшим средством стабилизации и развития системы образования.
Вариативность образовательных программ, индивидуализация результатов деятельности системы образования.
Операционализация результатов деятельности системы образования.
Вариативность образовательных программ, индивидуализация образования.
7)Что такое «портрет выпускника»?
Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений.
Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни.
Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.
Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.
Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении.
Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.
8)Как вы понимаете целевую установку стандарта «формирование компетентности к обновлению своих компетенций»?
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Формирование компетентности к обновлению своих компетенций даёт целевую установку ученику формировать свои знания и стремиться их обновлять. Другими словами, чем больше знаний появляется у ученика, тем больше он стремиться их обновлять и расширять.
9) Каковы основные характеристики универсальных учебных действий?
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: «Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели,функций участников, способов взаимодействия
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
infourok.ru
Термины | Понятия |
ФГОС | — Федеральный Государственный образовательный стандарт (в соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ от 5 декабря 2007 года, ФГОС по НОО утвержден приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. № 373) |
Требования к результатам освоения ФГОС | – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы. |
Образовательная среда |
|
Образовательные потребности | — Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. |
Содержание образования | — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. |
Универсальные учебные действия | — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. |
Учебные действия | – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. |
Функции универсальных учебных действий | — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; — создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; — обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. |
Целеполагание | – возникновение, выделение, определение и осознавание целей. |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- | деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… |
Проблемная ситуация | — обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. |
Проблемный вопрос | – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа. |
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ | — организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. |
…личностно-ориентированное образование | — такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель—учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель.” |
Разноуровневое обучение | — это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. |
Коммуникативная компетентность | – умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения ( |
Основная образовательная программа (ООП) | – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и норм. |
УУД | — универсальные учебные действия. В широком значении – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком (психологическом) значении — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Блоки УУД – личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные, регулятивны(подходы Л.С.Выготского. А.Н.Леонтьева. Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В Давыдова |
Действие | – единица деятельности, составляющая ее конкретное выражение, реализуемая обучающим и обучаемым и направленная на достижение целей и задач обученияКомпетентность – уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим. |
Деятельность | – выраженная в абстрактной или конкретной форме возможность человека отражать и преобразовывать мир идей и реальную действительность, активное отношение к окружающему миру. |
Деятельностная парадигма образования | – концепция, схема развития личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и ос воения мира. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. |
Знание | – проверенный практикой результат процесса познания, оно возникает как продукт общественной, духовной и материальной деятельности. Не всякое отражение действительности есть знание. Именно знание позволяет видеть цель деятельности. |
Компетентность | – уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим. |
Коммуникативные УУД | – умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками (умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться), умение учитывать позицию собеседника, понимание и уважение иной точки зрения, умение обосновывать и доказывать свое мнение, четко ставить вопросы и правильно выражать свои мысли, используя также невербальные средства общения (мимика, поза, жесты, интонация и др.) |
Концепция | – система связанных между собой взглядов на факты, явления, способ понимания, трактовки фактов, явлений, процессов, основная точка зрения на предмет или явление. |
Концепция образования | – система связанных между собой и взаимообусловленных взглядов на конкретные направления развития образования в современных условиях его реформирования. |
Личностное развитие | – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе компетенции уметь учиться. |
Личностные УУД | – действие смыслообразования, например, интереса и мотивации, нравственно-этическое оценивание, умение и желание задавать вопросы, формирование желания выполнять учебные задания, осознание себя в окружающем мире. |
Метапредметные требования | – освоение обучающимися универсальных учебных действий (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. |
Навык | – действие или система действий, осуществляемых почти автоматически и выработанных на основе практики упражнений – многократного повторения. Навык может быть применим как к умственным, так и двигательным действиям |
Парадигма | – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. |
Познавательное развитие | – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания. |
Познавательные УУД | – общеучебные универсальные действия, универсальные логические действия, включающие в себя самостоятельность в выделении и формулировании познавательной цели, поиск обучающимися необходимой информации ( в том числе с помощью компьютера), выбор наиболее эффективных способов действий на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения с использованием знаково-символических средств, а также широкого спектра логических действий и операций. |
Понятия | – осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и сущностных признаках предметов и явлений; это не только сохраненный в памяти обучающихся результат их мыслительной деятельности, но и узловые пункты познания, которые выполняют роль средств познания |
Предметные результаты образовательной деятельности | – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета |
Результат освоения основной образовательной программы | – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат. |
Регулятивные УУД | – действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала. |
Самоопределение | – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следует выделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей |
Стандарт | – образец, эталон, модель; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, а также требования к деятельности и ее результатам. |
Стандарт образовательный | – нормативный документ, закрепляющий обязательные требования к образованию, целям, содержанию и результатам обучения и воспитания |
Умение | – сознательное владение приемами учебной деятельности и способность их эффективного применения в иных, новых условиях в процессе познания. Умение – основа, важнейшее условие и средство реализации деятельности обучающихся. |
Ценностные ориентации | – совокупность ценностей, на достижение которых направлена активность личности. Ценностные ориентации дают определенный личностный смысл тем объектам и явлениям, с которыми встречается личность, и потому рассматриваются как регуляторы поведения индивида. |
Духовно-нравственное развитие | – освоение базовых национальных ценностей российского общества, освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой, приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы в контексте формирования гражданской идентичности. |
Коммуникативные навыки | – навыки общения, в основе которых лежит процесс передачи и получения какого-либо сигнала или сообщения. Для осуществления коммуникации необходимо, чтобы отправитель сигнала (коммуникатор) и его получатель (адресат) имели общий язык (код), т.е. имели общий смысл и необходимость общения, умение слушать и понимать друг друга. |
infourok.ru
Основные понятия ФГОС — Прочее
Основные понятия ФГОС
Тест для педагогов
Инструкция:
прочитайте нижеперечисленные вопросы и выберите для каждого из вопросов один вариант ответа.
1. ФГОС – это нормативный документ, устанавливающий требования
А. К содержанию основных и дополнительных образовательных программ, к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса, к результатам освоения основных образовательных программ
Б. К содержанию основных и дополнительных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ
В. К структуре основных образовательных программ и к условиям их реализации
Г. К структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам их освоения и условиям реализации.
2. В качестве методологической базы в новом образовательном стандарте выступает
А. личностно-ориентированный подход
Б. Компетентностный подход
В. системно-деятельностный подход
Г. фундаментальный подход
- Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между
А. самим обучающимся, школой и родителями
Б. обществом и государством
В. семьей и школой
Г. семьей, обществом и государством
- Одна из особенностей нового образовательного стандарта
А. введение масштабной внеурочной деятельности
Б. возможность образовательных учреждений самостоятельно изменять БУП
В. возможность выбора форм проведения итоговой аттестации обучающихся
Г. нет правильного ответа
5. Универсальные учебные действия это -……..
А. Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Б. умение самостоятельно учиться
В. совокупность ЗУНов и способностей к самоорганизации
6. Укажи название вида УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) , исходя из формулировки
А. УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) ___________________
Б. УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности _____________________
В. УУД, обеспечивающие организацию учебной деятельности обучающихся _____________________
Г. УУД, позволяющие самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять проблемы, моделировать и преобразовывать объекты, устанавливать причинно-следственные связи ____________
7. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А. Общение со сверстниками
Б. Учебно-профессиональная деятельность
В. Учебная деятельность
8. Умение обучающегося конструктивно преодолевать конфликтные ситуации говорит о сформированности
А. регулятивных УУД
Б. коммуникативных УУД
В. личностных УУД
Г. познавательных УУД
9. Логические действия ученика относятся к группе
А. коммуникативных УУД
Б. личностных УУД
В. регулятивных УУД
Г. познавательных УУД
10. Сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, готовность и способность обучающихся к саморазвитию – это …..
А. личностные результаты освоения основной образовательной программы
Б. метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
В. предметные результаты освоения основной образовательной программы
Г. нет правильного ответа
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы выражаются в …..
А. усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного предмета
Б. умении обучающихся решать предметные задачи
В. стремлении обучающихся познавать учебный предмет
Г. способности усваивать учебный предмет
12. В группе познавательных универсальных учебных действий отметьте знаково-символическое универсальное учебное действие
А. Формулирование проблемы
Б. Выдвижение гипотезы
В. Моделирование
Г. Осмысленное чтение
13. К коммуникативным универсальным учебным действиям не относится
А. умение точно выражать свои мысли
Б. способность слушать и слышать других
В. умение взаимодействовать в группе при информационном поиске
Г. умение доказывать гипотезы
14. Выделите из числа общедидактических методов обучения метод в наибольшей степени способствующий формированию деятельностных характеристик обучающихся
А. объяснительно-иллюстративный
Б. репродуктивный
В. исследовательский
Г. частично поисковый
15. Выберите верное суждение
А. УУД рассматриваются как средство формирования компетентностей обучающихся
Б. Компетентности обучающихся являются предпосылкой к формированию УУД
В. УУД и компетентности обучающихся никак друг с другом не связаны
Г. нет верного суждения
16. отметьте форму, не способствующую формированию деятельностных характеристик обучающихся
А. деловая игра
Б. исследование
В. беседа
Г. практикум
6. Из перечисленных форм учебной деятельности
17. Выберите не верное суждение
А. УУД являются надпредметными, метапредметными, т.е. формируются с помощью разных предметов
Б. Сформированные у ученика УУД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека
В. УУД невозможно формировать на начальной ступени образования, так как для их формирования необходим базовый уровень знаний
Г. УУД обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса
Ключ к тесту
№ вопроса
1
Вариант ответа
Г
№ вопроса
2
3
Вариант ответа
В
11
12
А
4
Г
В
13
А
5
Г
14
А
6
15
В
7
А – личностные
А
8
А
Б – коммуникативные
16
В
9
В – регулятивные
17
Б
Г — познавательные
10
В
Г
А
Max — 20 баллов
multiurok.ru
Статья на тему: Словарь основных терминов ФГОС
Словарь основных терминов ФГОС
*
Составлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Статья 2
ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Вариативность образования — это тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.
Стандартизация образования — это тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве.
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Таким образом, рабочая программа по предмету — это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса. Рабочая программа — индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в построении учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых,
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человек и обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.
Метапредметность («мета — «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета) -основана на интеграции, на универсальных знаниях.
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Деятельностный подход — это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Технологическая карта — форма технологической документации, в которой описан весь процесс деятельности, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, время, промежуточные результаты.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны.
nsportal.ru
ФГОС ООО | Блог Надежды Веревкиной
УМК по технологии
Технология, под ред. Сасовой И.А.
Программы
Сасова, И. А. Технология : 5-8 классы: программа / И. А. Сасова. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 165 с. : ил. + Сасова И.А. Технология. 5-8 классы [Электронный ресурс]: тематическое планирование / И.А. Сасова. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 1 электрон.опт. диск (CD-ROM) . — (Алгоритм успеха).
Учебники
Сасова, И. А. Технология. 7 класс. Индустриальные технологии. : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. А. Сасова, М. И. Гуревич, М. Б. Павлова ; под ред. И.А. Сасовой. — 3-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 142 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Учебник нацелен на формирование у школьников понятия о технологии как рукотворном мире, создаваемом для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление учащихся. На конкретных проектах школьники учатся использовать знания и умения выдвигать новые идеи, планировать и изготовлять полезные изделия (предоставлять услуги). Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Сасова, И. А. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / И. А. Сасова, М. И. Гуревич, М. Б. Павлова ; под ред. И.А. Сасовой. — 4-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 190 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Учебник нацелен на формирование у школьников понятия о технологии как рукотворном мире, создаваемом для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление школьников. На конкретных проектах учащиеся узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирования и изготовления конкретного изделия или предоставления услуги. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Сасова, И. А. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. организаций / И. А. Сасова, М. Б. Павлова, М. И. Гуревич ; под ред. И.А. Сасовой. — 4-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 206 с. : ил. — (Алгоритм успеха). —
Технология. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. И.А. Сасовой. — 4-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 238 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Технология. Технологии ведения дома. 7 класс : учебник для учащихся общеобразоваельных организаций / под ред. И.А. Сасовой. — 3-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 208 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Учебник нацелен на формирование у школьников понятия о технологии как рукотворном мире, создаваемом для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление школьников. На конкретных проектах учащиеся узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирования и изготовления конкретного изделия. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Технология, авт. Тищенко А.Т., Синица Н.В.,
Симоненко В.Д. и др.
Программа
Тищенко, А.Т.Технология. 5-8 классы : программа / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 142 с. : ил. + Тищенко, А.Т. Технология. 5-8 классы [Электронный ресурс]: темат. планирование / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012. –
1 электрон.опт. диск(CD-ROM) .
Методическое пособие
Тищенко, А. Т. Технология : 5 класс: индустриальные технологии: методическое пособие /
А. Т. Тищенко. — 2-е изд., дораб. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 142 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Библиогр.: с. 127.
Учебники
Тищенко, А. Т. Технология. 5 класс : индустриальные технологии: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 190 с. : ил. — (Алгоритм успеха).
Цель изучения — формирование представлений об используемых в современном производстве технологиях, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности. Учащиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, приспособлений, механизмов и машин, в том числе бытовой техники, а также знакомятся с миром профессий. Полученные знания применяют в практической деятельности, в том числе при выполнении творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Тищенко, А.Т. Технология. 6 класс. Индустриальные технологии : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 190 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Тищенко, А. Т. Технология. 6 класс. Индустриальные технологии : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 190 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Учебник нацелен на формирование у школьников представлений об используемых в современном производстве технологиях, освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности. В основу овладения знаниями положено включение обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность. Поэтапное освоение базовых приёмов ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, приспособлений и оборудования позволяет обучающимся перейти к разработке творческих проектов, изготовлению проектных изделий. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Тищенко, А. Т. Технология. 7 класс. Индустриальные технологии : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 174 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Цель изучения — формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и применяемых в нём технологиях. Учащиеся овладевают необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, приспособлений, механизмов и машин, в том числе бытовой техники, а также знакомятся с миром профессий. Полученные знания школьники учатся применять в практической деятельности, в том числе при выполнении творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 190 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Программа
Синица, Н.В.Технология. 5-8(9) классы : программа / Н. В. Синица, П. С. Самородский. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 110 с. : ил. + Синица Н.В. Технология. 5-8(9) классы [Электронный ресурс]: тематическое планирование / Н.В. Синица, П.С. Самородский. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 1 электрон.опт. диск(CD-ROM) . — (Алгоритм успеха).
Рабочая тетрадь
Синица, Н. В. Технология. 5 класс. Технологии ведения дома : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, Н. А. Буглаева. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 95 с. : ил. — (Алгоритм успеха).
Тищенко, А. Т. Технология. 6 класс. Индустриальные технологии : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, Н. А. Буглаева. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 78 с. : ил. — (Алгоритм успеха).
Тищенко, А.Т. Технология. 5 класс. Индустриальные технологии : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, Н. А. Буглаева. — 2-е изд., дораб. — Москва :Вентана-Граф, 2013. — 78 с. : ил. — (Алгоритм успеха).
Учебники
Синица, Н. В. Технология. 5 класс. Технологии ведения дома : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 192 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Синица, Н. В. Технология. 5 класс. Технологии ведения дома : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 192 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Учащиеся овладевают основными приёмами обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, знакомятся с интерьером и планированием кухни. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Синица, Н. В. Технология. 6 класс. Технологии ведения дома : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица. — Москва :Вентана-Граф, 2014. — 93 с. : ил. — (Алгоритм успеха).
Синица, Н. В. Технология. 6 класс. Технологии ведения дома : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 192 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Обучающиеся овладевают основными приёмами обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, вязания спицами и крючком, знакомятся с планировкой жилого дома, использованием комнатных растений в интерьере. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Синица, Н. В. Технология. 7 класс. Технологии ведения дома : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 159 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Учащиеся овладевают основными приёмами обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, знакомятся с освещением, уборкой, оформлением жилого дома, предметами искусства в интерьере и коллекционированием. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Технология. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — 4-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 207 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Технология. 6 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. организаций / [Н.В. Синица [и др.]]. — 3-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 207 с. : ил. — (Алгоритм успеха).
Технология. 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — 3-е изд., перераб. — М. :Вентана-Граф, 2014. — 206 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. :Вентана-Граф, 2013. — 190 с. : ил. — (Алгоритм успеха). — Рекомендовано М-вом образования и науки РФ.
Технология (основная школа), под ред. Симоненко В.Д.
Линия учебников по технологии для основной школы
Завершённая линия учебников технологии предлагает единый учебник, содержащий два направления: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Учащиеся знакомятся с интерьером и планированием кухни, овладевают основными приёмами обработки древесины, металлов, текстильных материалов, пищевых продуктов. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Завершённая линия учебников технологии предлагает единый учебник, содержащий два направления: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Учащиеся знакомятся с интерьером жилого дома, овладевают основными приёмами обработки древесины, металлов, текстильных материалов, пищевых продуктов. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Завершённая линия учебников технологии предлагает единый учебник, содержащий два направления: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Учащиеся знакомятся с интерьером жилого дома, овладевают основными приёмами обработки древесины, металлов, текстильных материалов, пищевых продуктов. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Авторы учебника ставят перед собой задачу передать обучающимся знания и навыки, необходимые в повседневной жизни каждому современному человеку: умение рассчитать и спланировать семейный бюджет, грамотное и безопасное пользование бытовыми и осветительными электроприборами, навыки домашнего обустройства, простейшего сантехнического ремонта и т. д. Закрепление теоретических знаний осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
Методист КТМП АО ИОО Н.В. Веревкина
Библиотекарь ИМБЦ АО ИОО И.М. Филиппова
январь 2015
nverevkina.ru
Структура и содержание ФГОС ООО
Структура и содержание ФГОС ООО
Раздел
Структура и краткое содержание
I. Общие положения
1. ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной
оценки уровня образования учащихся на ступени основного общего
образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
-формирования российской гражданской идентичности учащихся;
-доступности получения качественного основного общего образования;
-духовно-нравственного развития, воспитания учащихся и
сохранения их здоровья;
-развития государственно-общественного управления в образовании;
условий создания социальной ситуации развития учащихся,
-обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника основной школы»)
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, руководителей образовательных учреждений, их заместителей, сотрудников организаций, разработчиков примерных основных образовательных программ
основного общего образования; сотрудников учреждений основного и дополнительного
пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
II. Требования к результатам освоения ООП ООО
8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать 11 характеристик
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать – 12 характеристик
11. Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования с учётом общих требований
Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав 8
предметных областей.
12. Система оценивания.
III. Требования к структуре ООП ООО
13. В данном разделе охарактеризована ООП и указано на что она направлена: на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, Также указана организация ООП. ООП реализуется образовательным учреждением через сочетание урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
14. В данном разделе представлена структура основной образовательной программы основного общего образования. Она состоит из трёх разделов: целевого, содержательного и организационного.
15. В данном разделе даны части ООП. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.
16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
17. Основная образовательная программа основного общего
образования должна соответствовать типу и виду образовательного
учреждения и быть преемственной по отношению к основной
образовательной программе начального общего образования.
18. Требования к разделам основной образовательной программы
основного общего образования:
18.1. Целевой раздел
18.2Содержательный раздел
— 18.2.1 Развитие универсальных учебных действий
— 18.2.2 Структура учебных программ
— 18.2.3 Программа воспитания и социализации учащихся
-18.2.4 Программа коррекционной работы
18.3 Организационный раздел
IV. Требования к условиям реализации ООП ООО
19. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования характеризуют кадровые,
финансовые, материально-технические и иные условия реализации
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
20. Результатом реализации указанных требований должно быть
создание образовательной среды
21. Условия реализации основной образовательной программы
основного общего образования должны обеспечивать для участников
образовательного процесса возможность:
-достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми
обучающимся;
-развития личности, способностей
-овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
-формирования социальных ценностей учащихся, основ их
гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
-индивидуализации процесса образования;
-участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
основной образовательной программы основного общего образования и
условий ее реализации;
-организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений;
-формирования у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
— формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни;
-использования в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
-обновления содержания основной образовательной программы;
-эффективного использования профессионального и творческого
потенциала педагогических и руководящих работников образовательного
учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной,
информационной и правовой компетентности;
-эффективного управления образовательным учреждением с
использованием информационно-коммуникационных технологий,
современных механизмов финансирования.
22. Требования к кадровым условиям реализации основной
образовательной программы основного общего образования
23. Финансово-экономические условия реализации основной
образовательной программы основного общего образования
24. Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы основного общего образования
25. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы основного общего образования
26. Информационно-методические условия реализации основной
образовательной программы общего образования
infourok.ru