cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Описание это тип речи – Типы и стили речи

Описание как тип речи — определение, примеры, признаки

Готовя текст, автор сталкивается с особенными типами речи — функционально-смысловыми.  Тот или иной функционально-смысловой тип речи, подчиняясь этосу и пафосу, становится частью логоса.

Какие бывают типы речи

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, повествование, рассуждение

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описаниядать адресату наиболее полное представление о предмете.

При объективном описании автор приводит бесспорные признаки описываемого предмета или явления, не высказывая своего отношения, при субъективном описании автор отбирает факты, средствами языка подчеркивает свое отношение к ним.

Особенности описания

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

Композиция описания

Композиция описания

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Ш. Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Виды описаний 

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

Виды описаний

При определении понятия можно использовать сравнение, контраст, пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Типы речи в русском языке

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.

Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php bugaga.net.ru

Описание
— это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    
     Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    
     Примеры описания в научном и художественном стиле.
    
     1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    
     2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
    
     (По В. Солоухину)
    
     Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    
     В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
    
     Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
    
     Пример повествования:
    
     Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

    
     (Б. Житков)
    
     Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    
     Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    
     Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:
    
     Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
    
     Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
    
     Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении.

← Способы подчинительной связи в словосочетании     Склонение количественных числительных →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ


bugaga.net.ru

Повествование как тип речи — признаки, особенности, примеры

Повествование как тип речи — определение и цели

Повествование — это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях.

Цель повествования — рассказ во временной последовательности о событиях, действиях, состояниях. Действие — основная характеристика повествования.

Для повествования характерна динамичность, поэтому ведущая часть речи — глагол совершенного вида, особенно глаголы, обозначающие последовательность действия (начать, продолжить, закончить).  Дополнительными средствами являются слова со значением времени (сначала, потом, в то время как, рано утром, в обед и др.). Последовательность действия в повествовании подчеркивается интонацией.

Композиция повествования

I. Зачин (экспозиция) — первое событие в цепочке;

II. Основная часть: (развитие событий, кульминация) — последовательный переход от одного события к другому;

Ш. Концовка (развязка) — последнее событие в цепочке.

Вариантом композиции повествования могут дискретная композиция, т.е. композиция с пропуском каких-либо частей повествования. Дискретный разрыв иногда сопровождается словами с временным значением

(Прошло два года… Через десять лет в дом вошел… и т.д.),

вариантом зачина повествования может быть прием неожиданного начала (например, в жанре детектива).

Сообщение — вариант повествования, его назначение – передача только существенных фактов.

Например,

В конце февраля в возрасте 92 лет скончался граф Балтазар Клоссовски де Рола, больше известный под именем Бальфюс .

Повествование чаще ведется от 1-го лица, но может вестись и от 3-го, в случае, если образ рассказчика отсутствует.

Наша презентация темы:

Материалы публикуются  с личного разрешения автора к.ф.н О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Рассуждение как тип речи — композиция и виды доказательств

Рассуждение как тип речи — определение, цель и связи

Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.

Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса).

Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.

В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).

Между тезисами и аргументами (доказательствами) устанавливаются логические и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому.
Для грамматической связи часто используются

вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец и т.д. В текстах-рассуждениях используются союзы: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д.

Композиция рассуждения

  1. Зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете;
  2. Основная часть: а) формулировка основного тезиса, б) разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов, в) изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов),
  3. Концовка (заключение) — вывод.

Виды доказательств в рассуждении

1) дедуктивные — от тезиса к доказательствам,

«Авторитарное воспитание калечит души людей. Например, вот такая история…»,

2) индуктивные — от примеров к тезису.

3) прямые:

а) ссылка на общее суждение (топ),  не требующее дополнительных доказательств:

«Нет человека, который не любил бы родину»,


б) ссылка на авторитетный источник (цитата):

«Возможность однозначного толкования композиции в свое время прокомментировал Ю. Тынянов. «Беру на себя смелость утверждать, — писал он в работе «проблемы стихотворного языка», — что слово «композиция» в 9/10 случаев покрывает отношение к форме как статической» – Л .Кайда,

в) указание причин верности выдвинутого тезиса:

«Осень наступает в сентябре. Потому что именно тогда желтеют и начинают опадать листья».

г) приведение аналогии или сравнения:

«Сразу перестроить нашу экономику на рыночные отношения невозможно. Это все равно, что перейти с правостороннего движения на левостороннее».

4) косвенные — это доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса

«Терпимое отношение к человеку делает наши отношения с ним лучше. Допустим, что это не так. Тогда — чем больше мы будем делать человеку замечаний, чем больше поучать его и т.д., тем лучше будут наши отношения. Но это невозможно. Значит, верен наш первый тезис».

Наша презентация о рассуждении:

Нужно сказать, что чистые типы речи (описание, повествование, рассуждение) встречаются не столь часто, обычно тексты представляют собой соединение всех типов речи; соединение это не механическое; переходы от одного типа текста к другому подчас определить очень сложно.

Материалы публикуются с личного автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Стили и типы речи в русском языке

А29.

Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи

Художественный стиль:

Публицистический стиль:

Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.

Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.

Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.

Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).

Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!

Поэтому 5-ege.ru остановился именно на вопросе о том, как различить текст художественного и публицистического стилей (картинки выше).

https://5-ege.ru/stili-i-tipy-rechi/

Типы речи

описаниеповествованиерассуждение
это словесное изображение кого-либо или чего-либоэто рассказ о событияхэто словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли
Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину.Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книгиВспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения.
ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК1+ПРИЗНАК2+ПРИЗНАК3ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ1+ СОБЫТИЕ2+ СОБЫТИЕ3РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ1+ СУЖДЕНИЕ2+ СУЖДЕНИЕ3

Разбор задания.

Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?

1) описание

2) повествование и рассуждение

3) повествование и описание

4) повествование

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.

Таким образом, правильным является вариант №3.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Как определить тип речи 🚩 стиль речи описание 🚩 Лингвистика

Вам понадобится

  • — словарь синонимов;
  • -чтение;
  • — монофон;
  • — общение с образованными людьми.

Инструкция

Общайтесь с людьми, которые обладают богатым активным словарем. Живое общение с образованным человеком – великолепный способ обогатить свою речь: беседуя с образованными людьми, вы волей-неволей будете перенимать их манеру общения. Не беда, если значение каких-либо слов вам будет незнакомо: вы можете уточнить у собеседника, какой смысл он вкладывал в свои слова, или же записать незнакомое слово в блокнот, а дома посмотреть его значение в словаре.

Читайте книги. Очевидно, что без чтения существенно обогатить свою речь невозможно. Для того чтобы выразить свои мысли на бытовом уровне, человек обходится двумя-тремя тысячами слов. По-настоящему богатство языка раскрывается именно в литературе, в первую очередь, художественной: писателям приходится выражать тончайшие оттенки чувств, описывать различные нюансы жизни людей при помощи одних лишь слов. К примеру, в творчестве С.Есенина насчитывается около 19 тысяч слов, А.Пушкина – более 21 тысячи, а Н.Гоголь в одних лишь «Мертвых душах» употребил более 10 тысяч словарных единиц. Причем для того, чтобы лучше запоминать новые слова, специалисты рекомендуют читать книги вслух: так человек задействует дополнительные участки мозга, и обучение происходит более эффективно.

Пересказывайте тексты вслух. Для того, чтобы новые слова наверняка закрепились в вашем активном словаре, полезно не просто читать тексты, а пересказывать их вслух. К примеру, прочитав интересную главу, перескажите ее содержание кому-нибудь из друзей или родственников. Так вы совместите приятное с полезным: и развлечете своих близких интересной историей, и обогатите активный словарь. Естественно, пересказывать прочитанное нужно близко к тексту, а не своими словами. Желательно озвучивать текст сразу после прочтения – в таком случае вы с большей вероятностью будете использовать те же слова, что и автор произведения. С этой же целью полезно учить стихи наизусть. Поэзия – эта сокровищница русского языка – обогатит вашу речь новыми словами и образами.

Работайте со словарем синонимов. Вы можете выписывать новые слова из словаря и учить их наизусть. Кроме того, вы можете написать небольшой тест и при помощи словаря заменить все слова этого текста синонимами. Смысл текста при этом, естественно, должен сохраниться. Это упражнение эффективно расширяет активный словарный запас: к большинству русских слов можно подобрать 5-6 синонимов.

Сочиняйте монофоны. Словарный запас человека состоит из активного и пассивного словаря. Активный словарный запас включает слова, которые мы часто используем в повседневной жизни. Пассивный запас, как правило, намного шире активного. Он включает те слова, значение которых нам известно, однако в своей речи мы редко их используем в силу привычки. Монофон – это разработка лингвистов, которая помогает переводить слова из пассивного запаса в активный словарь. Суть упражнения такова: вы должны написать связный рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву. Например: «Сели Света со Снежаной сплетничать, сразу случай – сервант сокрушен сапогом Сергея. Ситуация серьезная. У Светы с Сергеем совершенная синергия, супруги синхронно соболезнуют, Сергей сокрушается о содеянном». Составляйте монофоны самостоятельно, не подглядывая в словарь: упражнение, в первую очередь, направлено на то, чтобы активировать ваш пассивный словарный запас. Полистайте словарь синонимов уже после того, как закончите писать ваш рассказ.

www.kakprosto.ru

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Повествование

Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…) Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события. Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий. Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко заключающие текст. Повествование может быть представлено серией назывных предложений.  

Описание

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 234 ). Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно. Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов. Описание может быть представлено серией назывных предложений.  

Рассуждение

Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог). Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так… В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итогии т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п. В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

www.sinykova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *