cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Огэ по русскому задание 4 – Разбор задания №4 ОГЭ по русскому языку

Разбор задания №4 ОГЭ по русскому языку


Теория к заданию №4 ОГЭ по русскому языку


Приставки на -з и -с

Если после приставки звонкий согласный (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), то на конце приставки пишем

Пример: разбежаться

Если после приставки глухой согласный (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), то на конце приставки пишем

Пример: бестолковый

Исключение: приставка с

Пример: сделать, сбиться, сговориться

Приставки пре- и при-

при- обозначает:

а) приближение (приплыть)

б) присоединение (приклеить)

в) неполное действие (прикрыть)

г) близко, рядом (пришкольный)

пре- обозначает:

а) очень (премаленький = очень маленький)

б) заменяется приставкой пере- (преградить = перегородить)


Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим следующий вариант задания из демонстрационного варианта 2017:

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Мы обращаем внимание на значение приставки при правописании приставок пре-, при-. Если приставка имеет значение «приближения», то пишем при-.
  3. После внимательного прочтения находим, что в предложении 3 встречается слово пришли, в котором приставка при- употреблена в значении приближения.

Ответ: пришли


Второй вариант задания

Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

(7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Мы обращаем внимание на следующую после приставки согласную при правописании приставок раз-, рас-, из-, ис- и т.п. Если после приставки следует глухая согласная, то на конце приставки пишем -с-, если звонкая – то -з-.
  3. Найдем слово, в котором после «с» в приставке идет глухой согласный. Такое слово есть в 10 предложении – вспоминал. Других вариантов среди предложенных предложений нет.

Ответ: вспоминал


Третий вариант задания

Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».

(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у дего была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.

Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Мы обращаем внимание на значение приставки при правописании приставок пре-, при-. Если приставка имеет значение «неполноты действия», то пишем при-.
  3. Слов с приставкой «при» в указанных предложениях два – прихрамывая и привязана. В слове «привязана» значения неполноты действия нет, а вот в слове «прихрамывая» — есть, оно означает «слегка хромая».

Ответ: прихрамывая

spadilo.ru

Задание 4 ОГЭ по русскому языку

ЗАДАНИЕ 4

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

Задание проверяет знания о приставках и их видах в русском языке, а также умение определять и анализировать орфограммы в этой морфеме.

Чаще всего требуется проанализировать правописание приставок на -з/-с, при­ставок пре- и при-, а также приставки с-.

При выполнении задания необходимо вспомнить, что в русском языке все приставки можно подразделить на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые приставки имеют варианты написания в зависимости от определённых условий. Например, это приставки на -з/-с (3 пишется перед звонким согласным и перед гласным, С — перед глухим согласным: из-зябнуть — ис-пугать; без-дарный — бес-конечный; воз-звание — вос-соединить). Среди них также выделяется при­ставка раз- / рас-, в которой под ударением пишется гласная О: раз-валивать — рбз-вальни, рас-сказывать — рос-сказни.

Большая же часть приставок пишется традиционно и от условий употребле­ния не зависит: от-, под-, над-, меж-, сверх-, при-, пре-, об-, в-, с- и др. У не­которых из этих приставок есть варианты: от-бежал — ото-двинул; об-резал — обо-шёл, но эти варианты не делают приставку изменяемой.

Пре- и при- — это не варианты одной приставки, а разные приставки, по­скольку они имеют разные значения. Стоит вспомнить основные из них:

пре-

при-

11

очень, в большой степени, слишком: прехорошенькая девочка, пренеприятное известие

приближение, присоединение: приехать домой, приклеить марку

22

через, преодолевая (близко к значению

приставки пере):

преступить черту, преломление луча

близко, рядом:

прибрежный лесок, Прибалтика

33

иначе, изменившись:

преобразить внешность, превратиться

в пыль

неполнота действия или признака (чуть-чуть, ненадолго): присесть, приболеть

44

действие, доведённое до конца: придумать сюжет, при-говоритъ к на­казанию

55

действие, совершаемое в собственных

интересах:

присвоить рукопись, прикарманить

часы

6

действие, совершаемое со вниманием: прислушаться, присмотреться (к чему-то)

7

сопровождающее, попутное действие: при-танцовыватъ, при-топывать

Выполнение задания нужно начать с определения приставок в словах.

Ответом к заданию 4 является слово, которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

4.1 Из следующих предложений выпишите слово, в котором правописание

при­
ставки
определяется её значением — «доведение действия до завершения, ре­
зультата»
.

И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли. Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят: одному приготовили кисет вышитый, другому преподнесли ри­суночек какой-нибудь, блокнот…

Ответ: .

4.2 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Каждый раз он долго и лениво, как будто впервые, соображает, куда ловчее сна­чала грести: вверх или вниз. (б)Потом стучит вёслами и начинает, как обычно, выгре­бать против течения. «Всё это трали-вали…» — думает он, гребя резкими рывками.

Егор очень молод, но относится ко всему наплевательски, с равнодушием, с на­

смешкой. Ленив он необыкновенно, а работа бакенщика, лёгкая, стариковская, из­баловала его окончательно.

Ответ: .

4.3 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Это сугубо физическое понятие, но другого мы тогда не знали…

Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат. Люблю этих птиц за то, что они птицы моей родной стихии — моря.

Ответ: .

4.4 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

В дорожном просвете, в этом готовящемся к ночному покою лесу я увидел до­мик. Домик с белым крыльцом, на Бобришном угоре. Я перелез высокую изгородь,

которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.

Ответ: .

4.5 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Это здесь, в Помазихе, майор на каком-то празднике осмелился поплясать в пер­вый раз. И все девушки вместе со старшей сестрой сбежались и смотрели. Доро­га вильнула в объезд деревни, обогнула клеверный бугор… Вот позади и Вороньи сосны, травяная тропа выпрямилась, незаметно перешла в колёсную дорогу, и он взбежал на косогор.

Ответ:

4.6 Из приведённых ниже предложений выпишите все слова, в которых право­
писание приставки не зависит от звонкости/глухости следующего за ней звука
(слова с неизменяемыми приставками).

Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. При других — пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся.

Ответ: .

4.7 Из следующих предложений выпишите слово, в котором правописание при­
ставки
определяется её значением — «неполнота действия или признака».

Она тревожно и пристально обегает взором всю залу, кого-то, очевидно, разы­скивая в ней. Но вот её глаза встречаются с глазами Александрова, и он видит, как радость заливает её лицо. Нет. Она не улыбается, однако юнкеру кажется, что весь воздух вокруг неё посветлел и заблестел смехом, точно сияние окружило её красивую голову.

Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сло­жила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.

Ответ: .

4.8 Из приведённых далее предложений выпишите слово с

приставкой, право­
писание которой зависит от звонкости/глухости следующего за ней звука.

Егор и вправду останавливается на берегу, потом молча идёт к плоскодонке. Он стелет здесь полушубок, садится, опираясь спиной о борт лодки.

А закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив, и черна полоска леса на го­ризонте, и черны верхушки стогов. Ветви берёз над головой неподвижны, трава волгла, а воздух спокоен и тёпел.

Ответ: .

4.9 Из следующих предложений выпишите слово с приставкой, правописание ко­
торой определяется её значением — «совершение действия со вниманием».

Панама дотронулся ладонью до меховой конской морды, лошадь насторожила уши, прислушиваясь. И Пономарёву вдруг ужасно захотелось обхватить её за шею и, как к самому родному, прижаться изо всех сил к этой добродушной голове с от­висшими замшевыми губами.

Ответ: .

4.10 Из приведённых ниже предложений выпишите слово с приставкой, право­писание которой определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Подкрякивают утки, радостные: так-так… так-так… И капельки с сараев ра­достно тараторят наперебой: кап-кап-кап… И во всём, что ни вижу я, что глядит на меня любовно, слышится мне: так-так. И безмятежно отстукивает сердце: так-так…

Ответ:

4.11 Из приведённых далее предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий со­гласный.

Я стою в стороне и сам не понимаю, что со мной. Дрожит у меня что-то вну­три, никак мне этой дрожи не унять. А Гулька взял меня за руку, оттащил в пустой класс, ухмыляется.

— Вот и ладно, — шепчет, — помрёт она, так всё у нас шито-крыто и оста­нется.

И сам я не помню, как это случилось, но размахнулся я и изо всех сил ударил Гульку по лицу.

Ответ:

4.12

Из приведённых далее предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что она неизменя­емая.

  • Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. Какой добрый, а! — воскликнул отец.

  • Это даже хорошо, что ты сделал нам замечание, — согласилась мама.

Ответ:

4.13

Из приведённых ниже предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что после неё сле­дует глухой парный согласный.

Толстое стекло сдвинуто, и чашка, доступная сейчас не только глазам, манит его как ребёнка: страшно хочется хотя бы дотронуться. Наконец, не в силах бо­лее удерживаться, он осторожно, как реликвию, обеими руками приподнимает её. Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.

Ответ:

4.14

Из приведённых ниже предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется глухостью последующего согласного звука.

Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные само­свалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удо­вольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём.

Ответ:

4.15 Из приведённых ниже предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что после неё сле­дует глухой парный согласный.

Столбов сгребает с парты учебник, тетрадку и плетётся к окну, где сидит Юля Фомина. С ней не поговоришь, она на истории всегда математику делает. Закроется учебником и пишет.

Попробовал Столбов слушать. Учительница рассказывает, как в Древнем Египте пирамиды строили… Неинтересно, он же ещё в начале года учебник истории до конца прочитал.

Ответ: .

4.16 Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «скрепление, соединение чего-то с чем-то».

Динка осторожно пробирается на причал и, прячась за бочками, ищет глазами Лёньку… Около перил толкутся не занятые погрузкой рабочие; заскорузлые от пота, рваные рубахи едва прикрывают их чёрные жилистые плечи.

  • На эдакую тяжесть не меньше как десять человек надо бы, а он, гад, денежки бережёт, — говорит худой скуластый парень.

  • Глянь, глянь, робя! Хозяин пришёл… Борода как у павлина хвост… — с нена­вистью говорит один грузчик, указывая товарищам на палубу.

Динка приподнимается на цыпочки.

Ответ:

4.17 Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением —
«совершение действия в неполном объёме».

Загорелись самые крупные звёзды. Гончий пёс улёгся на террасе и задремал. Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхи­ваясь. Потом снова клал морду на лапы, успокаивался, закрывал глаза.

Ответ: .

4.18 Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки
зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Иногда на её спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осторожно. И казалось, после того как санитары снимали с неё солдат, облегчённо вздыхала…

Наступил август 1945 года, а недобитые самураи всё оказывали сопротивление, то там, то здесь обстреливая нас.

Ответ:

4.19 Из данных предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Из лугов шёл к нему с недоуздком, перекинутым через плечо, колхозный конюх Петя, недавно вернувшийся из армии белобрысый красноармеец. Мерин медленно пошёл к нему навстречу, потёрся головой о плечо Пети и безропотно дал надеть на себя недоуздок.

Петя привязал его к изгороди около стога, а сам подошёл к нам — побеседовать.

Ответ:

4.20 Из данных предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «приближение».

Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, жёлтый, тигровый, роскош­ный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником. — Здравствуйте! — приветствовал его художник.

Поласкал его, а кот поднял хвост и запел.

Долго любовался художник котом, и даже мы с Серёжей, ещё дети, поняли, как бедному художнику туго жить одному приходится, если он коту этому, как милому другу, обрадовался.

Ответ: .

4.21

Из данных предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «сопутствующее действие».

Он был ещё трёхмесячным щенком коричневого окраса с жёлтыми подпалинами на груди и белыми отметинами на всех четырёх лапах — природа не пожалела для него красок… Я подошёл ближе. Щенок неистово завилял хвостом и вдруг с визгом бросился ко мне. Он прыгал вокруг меня, приплясывал от восторга, радовался так, словно встретил ближайшего родственника.

— Он тебя сразу принял за хозяина, — пожарный торопливо сунул мне в руки верёвку. — Бери, дёшево отдам!

Ответ: .

4.22

Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в кото­рых) правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный.

Картина эта не возбуждала во мне весёлого настроения… Через всё полотно шла жёлтая полоса, по одну сторону которой были наставлены маленькие зако­рючки чёрного цвета. Такие же закорючки, но лилового цвета приятно разнообра­зили тон внизу картины. Сбоку висело солнце, которое было бы очень недурным астрономическим светилом, если бы не было односторонним и притом голубого цвета.

Ответ: .

4.23

4.24

Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в ко­торых) правописание приставки определяется её значением — «неполнота дей­ствия» .

— Очень… — растерянно заговорила Катя, — я там ещё никогда не была… Толь­ко… я не смогу, потому что обещала дедушке к трём обед приготовить. Он придёт поесть, и сразу ему уходить надо.

…Нехорошо было у неё на душе. Всё время стояло перед глазами Катино лицо, мелькнувшее в приотворённой двери.

Ответ: .

Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в ко­торых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного звука.

Сегодня у них был трудный день: они минировали мосты, заваливали дороги спиленными деревьями, сбивали самолёты, уничтожали технику и живую силу не­мецко-фашистских захватчиков. Теперь партизаны пьют чай из чайника и слушают сводку Совинформбюро.

Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский. Я живо пред­ставил себе чёрный индейский чайник, который висит над костром на суковатой палке. Кругом горы, возможно Кордильеры, в воздухе стрекочут цикады, индейцы сидят молча.

Ответ:

4.25

Из следующих предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется значением — «очень, в боль­шой степени».

В конце концов я почувствовал внутри такое адское пламя, что буквально за­болел: во сне я писал картины не хуже Шишкина, Левитана и Куинджи, а иногда даже лучше. Я поправился только тогда, когда мне с превеликим трудом родители достали цветные карандаши… Всё основное из работ великих мастеров я перенёс на бумагу один к одному, а в мелочах кое-что изменил, вернее, прибавил кое-какие мелочи, которые, на мой взгляд, художники упустили из виду.

Ответ: .

4.26

Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в ко­торых) правописание приставки объясняется её значением — «сопутствующее действие».

Дома получались так себе, но от дыма все приходили в восторг. Особенно отец. Он приговаривал:

— Нет сомнения, здесь без трубочиста не обойтись!

После войны мы переехали в посёлок на разъезде Аметьево. Самым примеча­тельным в посёлке был воздух.

Ответ: .

4.27

Из данных предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется её значением — «непосредственное примыкание, близость к чему-то».

Дима остался дома и прочёл несколько детективов, которые нашёл в прикроват­ной тумбочке…

…И не существенно, что именно Дима когда-то собирал команды, что это он долго прививал всем привычку к еженедельным матчам, к весёлым разговорам.

Ответ: .

4.28

Из приведённых ниже предложений выпишите все слова с приставкой, пра­вописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного звука.

— Ты это всерьёз задумал? — прокричал снизу Борька. — Слезай! Валька вспомнил про вчерашнее и стал развязывать парашют. Из-за края пло­щадки вылезла Борькина голова.

4.29 Из данных предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой
зависит от глухости/звонкости последующего согласного звука.

Поплавок опять вздрогнул, пошёл в сторону и вдруг исчез, оставив после себя едва заметный завиток воды. Яшка, как и в прошлый раз, мягко подсёк и сразу подался вперёд, стараясь выпрямить удилище.

Ответ: .

4.30 Из следующих предложений выпишите слово с приставкой на согласный, пра­
вописание которой не зависит от глухости/звонкости последующего согласного
звука.

Панама только обалдело смотрит на неё.

Игорь, я сегодня смотрела на тебя на физкультуре, когда мы в ручеёк игра­
ли, — ты же весь в синяках…) Я читала: одного мальчика так басмачи пытали —
били его проводами. Игорь, ты им, наверное, задолжал? Вот, держи мои деньги
и колечко, — приговаривает Маша, ползая по песку и собирая рассыпавшееся бо­
гатство.

Ответ:

ЗАДАНИЕ 4

Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание

варианта задания

Правильный ответ

4.1

приготовили / приготовить

4.2

избаловала / избаловать

4.3

взмывают / взмывать

4.4

изгородь

4.5

взбежал / взбежать

4.6

стесняется, отвлечётся / стесняться, отвлечься

4.7

приподымала / приподымать

4.8

разлив

4.9

прислушиваясь

4.10

безмятежно

4.11

размахнулся / размахнуться

4.12

сделал, согласилась / сделать, согласиться

4.13

рассматривая

4.14

вспоминает / вспоминать

4.15

рассказывает / рассказывать

4.16

причал

4.17

приоткрывал / приоткрывать

4.18

вздыхала / вздыхать

4.19

безропотно

4.20

приходит / приходить

4.21

приплясывал / приплясывать

4.22

возбуждала / возбуждать

4.23

(в) приотворённой / приотворённая / приотворённый

4.24

возможно

4.25

(с) превеликим / превеликий

4.26

приговаривал / приговаривать

4.27

прикроватной / прикроватная / прикроватный

4.28

вспомнил, развязывать / вспомнить, развязывать

4.29

вздрогнул / вздрогнуть

4.30

сбивается / сбиваться

infourok.ru

Тренировочные задания В4 к ОГЭ по русскому языку

Тренировочные задания (в4) на правописание приставок.

  1. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением).

(30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу. – (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь?

  1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер.

  1. Из предложений 28 – 35 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется её значением – «приближение».

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.

  1. Из предложений 10 – 14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(10)Я тревожусь: такие «расчёски», упавшие поперек реки, могут запросто продрать гондолы нашего катамарана. (11)Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком. (12)Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум. (13)Я встаю на катамаране во весь рост и гляжу вперед. (14)Я вижу одну, две, три, еще сколько-то елей, рухнувших в воду.

  1. Из предложений 5 – 7 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей. (6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

  1. Из предложений 37 – 44 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(37)И вот настал час прощания. – (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис. – (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… – (41)Да, конечно, – сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил: – (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

  1. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

(1)Город кончался, и вскоре показалось море. (2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены. (4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.

  1. Из предложений 34 – 43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение».

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика. – (37)Она тебя ждёт, – говорил больной. – (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты. – (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять. – (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

  1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор. (2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки.

  1. Из предложений 23 – 27 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

  1. Из предложений 7 – 20 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

(7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон. – (9)Всё? – спросил директор. – (10)Нет, мы ещё были в милиции. (11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу. – (13)Как ты очутился в милиции? (14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки: – (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом. (20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился.

  1. Из предложений 16 – 21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

(16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу. (17)Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе. (18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику. (20)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. (21)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать.

  1. Из предложений 13 – 24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

(13)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (14)Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (15)Они пошли вместе. (16)Демосфён начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. (17)«Всё это так, – отвечал актёр, – но я попробую помочь твоему горю. (18)Прочти мне какие-нибудь стихи». (19)Демосфён прочёл. (20)Когда он окончил, актёр повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи, и он понял, как много красоты придаёт речи выразительность, которой ему так не хватало. (21)Демосфён решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (22)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (23)Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. (24)Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

  1. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

(30)И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного. (31)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (33)Он не стал раздумывать, а сразу сказал: – (34)Идёмте.

  1. Из предложений 10 – 14 выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением – «приближение».

(10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и тёплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться! (12)Всё с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним. (14)0днажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

  1. Из предложений 27 – 33 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, разглядывая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос: – (29)Вы как тут оказались?! (30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина – медсестра, наверное. (31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил: – (33)Их бросили? (34)Тётка усмехнулась: – (35)Ничего страшного.

  1. Из предложений 1 – 5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

  1. Из предложений 36 – 45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу. –(38)Подлизывается… (39)А вредная всё-таки, – он покрутил головой. – (40)И правда, сама виновата… (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем! –(42)Фи! – свистнул Лёвка. –(43)Плакса какая! Подумаешь – рыжий кот пропал! (44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

  1. Из предложений 22 – 31 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

(22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось. (24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. (27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение.

Ответы. Тренировочные задания (в4) на правописание приставок.

  1. сделать

  2. сбежать

  3. пришёл

  4. расчёски

  5. сделать

  6. открою

  7. беззвучно

  8. прикован

  9. вскоре

  10. сгоревшие

  11. прищурились

  12. приоткрыл

  13. прикрыв

  14. раздумывать

  15. принёс

  16. подтверждение

  17. приподняла

  18. вздохнула

  19. прикоснувшись

infourok.ru

Задание 4 ОГЭ-2019 по русскому языку: разбор и решение

Разбор заданий демоверсии ОГЭ – 2019 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 2–15.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

Задание 4

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

Общие рекомендации

Самое главное, о чём нужно помнить:

  1. Если в вопросе говорится о значении приставки, то для ответа необходимо искать слова с приставками ПРЕ-ПРИ.
  2. Если речь идёт о звонкости-глухости последующих согласных, то это приставки, которые оканчиваются на З-С.
  3. Если в вопросе употребляется словосочетание «традиционное написание», то необходимо искать слова с приставками, пишущимися по традиции: приставки «на», «по», «за» и т.п.
Разбор задания

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

В данном фрагменте тексте необходимо найти слово с приставкой, обозначающей «приближение». Данное значение характерно для приставки «ПРИ».

Ответ: пришли.

ОГЭ-2019. Русский язык. Сборник заданий: 500 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности, сгруппированные по темам, знание которых проверяется на ОГЭ, а также подробные комментарии. Кроме того, приводится информация о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку. В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5-9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену.

Купить

rosuchebnik.ru

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Задание №4

Правописание приставок. 

Слитное, дефисное, раздельное написание

1. Неизменяемые приставки

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. 
Приставки З- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.

2. Приставки на З-, С-

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными — с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

 БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР: 
РАСсмотреть,
РАЗглядеть,
ИЗвести,
ИСтопить,
ЧРЕЗмерный,
РАСчертить,
ВСкарабкаться,
ЧЕРЕСчур,
сНИСходительный

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.

Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Звонкие согласные  звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

ПРИМЕР: 
в приставках слов РАСчудесный и РАСцветка мы напишем —с-, потому что первые буквы корня —ч— и —ц— обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗдержка и ИЗмена мы напишем букву —з-, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки —д— и —м— 

Случай 2. Запомните, что правописание приставки С— в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.

ПРИМЕР: 
в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором — глухой.

Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.

ПРИМЕР: 
в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.

Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

ПРИМЕР: 

1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 

7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-


Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.

В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением — О.
ПРИМЕР:
расписАться — рОспись, разыгрАть — рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения — НИ.

ПРИМЕР:

нЕкогда — никогдА, нЕкто — никтО, нЕчто — ничтО

4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: придумать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать
6) сопутствующее действие: припрыгивать, приговаривать, пританцовывать, припевать

Приставка  ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову «очень»: прекрасный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать)

Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!


Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать соответствующий вид — предать друга,
притворить дверь — претворить мечту (воплотить),
прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться),
приступить к работе — преступить закон,
приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный),
презреть врага (возненавидеть)  — призреть сироту (приютить)
преклоняться перед талантами (восхищаться)  — приклоняться к земле (наклоняться)
превратности судьбы  — привратник у ворот
предел (граница) терпения  — придел (пристройка) дома
претерпеть (пережить)  — притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус­тар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруд­нения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.

Случай 3.  Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю:  престиж,   президент, прейскурант, префикс, прецедент;  приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.

oge2015.blogspot.com

Тест по типовым заданиям №4 ОГЭ по русскому


(1)Бабушка велела мне сходить на увал по землянику.

— (2)Я повезу ягоды в город, продам и куплю тебе пряник.

— (3)Конем, баб?

— (4)Конем, конем.

(5)Пряник конем! (6)Это ж мечта всех деревенских малышей. (7)Он белый-белый, этот конь. (8)А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

(9)Вот с орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. (10)Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска. (11)Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо, но скоро послышалась возня. (12)Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

(13)Вскоре они решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. (14)Мне тоже хотелось, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

— (15)Бабушки Петровны испугался! (16)Эх ты! – закривлялся Санька.

— (17)А хочешь, все ягоды съем? – сказал я.

— (18)Слабо!

— (19)Мне слабо! – хорохорился я, искоса глядя в туесок. – (20)Вот! (21)Ешьте вместе со мной!

(22)Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.

(23)Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.

(24)Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу.

— (25)А ты в туес травы натолкай, сверху ягод – и готово дело! – сказал, посоветовавшись с братьями, Санька и помчался домой.

(26)А я остался. (27)Набил травою туго туесок, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву – получилось земляники даже с копной…

(28)На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:

— …(29)Культурная дамочка, в шляпке. «(30)Я эти вот ягодки все куплю». (31)Пожалуйста, милости прошу. (32)Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…

(33)Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.

(34)Дед успокаивал меня, обтирая большой рукой слезы, которые крупной земляникой сыпанули из моих глаз.

— (35)Попроси прошшенья, легонько подтолкнул он меня в спину.

(36)Я ступил в избу и завел:

— (37)Я больше… (38)Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.

— (39)Ладно уж, умывайся да садись трескать! – все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка.

(40)И срамила же она меня! (41)И обличала же! (42)Только теперь, поняв до конца в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уже заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…

(43)Не зная, что делать, как жить дальше, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. (44)А когда поднял голову, увидел перед собой…

(45)Я зажмурился и снова открыл глаза. (46)Еще раз зажмурился, еще раз открыл.

(47)По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

— (48)Бери, бери, че смотришь? (49)Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…

(50)Сколько лет с тех пор прошло! (51)Сколько событий минуло. (52)Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

(по В.П. Астафьеву)


В предложениях 43 – 47 найдите слово, где правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующей согласной. Запишите его.

spadilo.ru

Задание №4 ОГЭ по русскому языку

Тренировочные упражнения к ОГЭ. Задание 4.

1. Из предложений 12—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква 3».

(12)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (13)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. (14)Но не все ребята слушаются радио…

(15)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (16)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

(17)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

2. Из предложений 32-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного

(32)Он, проваливаясь в снег, пошёл к кабинке, открыл ящик со своими инструментами, и они показались ему орудиями пыток. (ЗЗ)Металл был как раскалённый. (34)Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, похожего на камень, и влез на борт.

3. Из предложений 26—32 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от следующего за ней согласного.

(26)— Виктория, Виктория, — повторил солдат. (27)— Как же так может быть, чтобы у нашего фельдмаршала и вдруг в прародительницах была не Виктория!

(28)Опешил Суворов. (29)Ну и ответ! (З0)Ну и хитрый солдат попался!

(31)— Ну, раз ты такой хитрый, — произнёс Суворов, — скажи мне, какая разница между твоим ротным командиром и мной?

(32)— А та, — не раздумывая ответил солдат, — что ротный командир хотя бы и желал произвести меня в сержанты, да не может, а вашему сиятельству стоит только захотеть, и я…

4. Из предложений 45—55 выпишите слово(-а), написание приставки в котором(-ых) определяется её значением — «неполнота действия».

(45)«Прощайся», — ответил волк.

(46)Пошёл молодой лось по родному краю, по полям, по лесам, по дубравам. (47)Ступает он по родной земле, силу в себя вбирает. (48)И волк по следу бежит. (49)Притомился в пути разбойник.

(50)«Стой, стой!» — голосит злодей.

(51)Долго ли, скоро ли время шло — дело не в том. (52)Только остановился однажды лось. (53)Повернулся навстречу волку.

(54)Глянул тот, а это не просто лось: стоит перед ним сохатый.

(55)3ащёлкал серый зубами:

5. Из предложений 24—33 выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

(24)Стоят солдаты над обрывом реки, шумящей по камням, вспоминают былое время. (25)Витебский бой, бои под Смоленском, жуткий день Бородинской сечи, пожар Москвы… (26)Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром, однако не явились к нему посыльные. (27)Да, нелёгок оказался путь к победе. (28)Будут ли помнить дела потомки?.. (29)Немало пролито русской крови. (З0)Многих не счесть в живых.

(31)Взгрустнулось чуть-чуть солдатам. (32)Поминают своих товарищей. (33)И радостен день, и печален.

6. Из предложений 37—44 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения.

(37)Не понимает ещё масса… (38)Я вот вспоминаю одну историю насчёт книги. (39)Спас я замечательную книжку. (40)На фронте дело было. (41)Пришли мы, знаете ли, в один фольварк, библиотека там была. (42)Ну, гляжу, солдаты рассматривают одну книгу. (43)Этакую огромную книжищу с картинками — «Вселенная и человечество». (44)Увидел я, что книжка эта в опасности, стал просить и умолять солдат.

7. Из предложений 61—65 выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением.

(61)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (62)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (63)У неоткрытых островов. (64)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (65)И у Журки холодела спина.

8. Из предложений 27—30 выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением — «присоединение».

(27)В пору нашего довоенного детства окрестности Чистых прудов были населены буйным и свирепым племенем. (28)Те, кто помнит банду атамана Квакина из прекрасной повести А. Гайдара «Тимур и его команда», легко представят себе характер Чистопрудной вольницы. (29)Квакин и его сподвижники были грозой дачных просек и фруктовых садов; Чистопрудные ребята владычествовали над большим водоёмом, колыхавшим свои мутные волны в конце бульвара, у Покровских ворот. (З0)Редкие смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным благам, карались беспощадно.

9. Из предложений 80-87 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение, присоединение».

(80)Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. (81)А там уже сгоняли людей в колонну. (82)И кричали: (83)«Шнеллер, шнеллер!» (84)И слышался плач детей. (85)Он был учителем в пятом классе. (86)Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. (87)И к этому пятому классу пристроилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.

10. Из предложений 50—55 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

(50)Когда он открыл глаза, он даже и не подумал, что спал.

(51)Просто сквозь разбитую раму дунул тёплый ветер, и сержант на одно мгновение прикрыл веки.

(52) — Я, кажись, задремал, ребята?

(53) — Нет, нет! — ответили ребята в голос. (54)Лица их были по- прежнему внимательны и даже, пожалуй, ещё более внимательны, чем в начале урока.

(55)Хрестоматии «Русская литература» он, разумеется, не имел, не имели её и ребята, поэтому вполне извинительно, что он не так уж точно цитировал подлинник и перевод.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *