cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Однкнр предметная область – 1 2016. N08-1803

Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы,

осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).

Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Скачать письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803

mosmetod.ru

«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В настоящее время содержание образования в 1–4-х классах общеобразовательных организаций регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО).

С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060 были внесены изменения в ФГОС НОО в части замены предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учётом примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел «Примерный учебный план». В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее – учебный предмет ОРКСЭ).

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Следует иметь ввиду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» и от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» в части реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Директор Департамента А. В. Зырянова

Скачать

mosmetod.ru

«Реализация предметной области (ОДНКНР) через преподавание истории и обществознания»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 р. п. Октябрьский

Статья:

«Реализация предметной области (ОДНКНР) через преподавание истории и обществознания»

Автор: Сельцова Юлия Владимировна,

учитель истории и обществознания

2017

ОДНКНР — основы духовно-нравственной культуры народов России

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

В нашей школе данная предметная область реализуется через внеурочную деятельность, дополнительное образование, и конечно, через такие гуманитарные предметы, как МХК, музыка, литература, история и обществознание. На уроках истории и обществознания, как мне кажется, наиболее полно можно реализовать такую важную цель ОДНКНР как создание таких условий для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

Ведущая идея опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения с целью повышения эффективности деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Российское общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но, как известно, «времена не выбирают». Другого времени у нас не будет. И наше время по-своему бесценно, уникально. Оно заставляет все наше общество, а учителей особенно, искать решения в самых ответственных направлениях человеческого бытия, думать о том, какой будет судьба России, какой окажется миссия в этом быстро меняющемся мире.

Разрушено многое. И, прежде всего, система воспитания, основанием которой должны являться духовность и нравственность.

Большим потенциалом для духовно-нравственного воспитания  учащихся обладают такие дисциплины школьной программы, как история и обществознание. Сегодня на эти учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни.

Считаю, что наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование различных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, игровые технологии, ТРКМ, технология проблемного обучения и др.

Технология проблемного обучения.

Проблемные ситуации использую на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Использование таких ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. А чтобы эти задачи не показались ребятам сложными, стараюсь обязательно обеспечить «ситуацию успеха» на уроке, она придаст силы учащимся, закрепит их уверенность в себе.

Большое внимание на уроке и во внеклассной работе я отвожу игровым технологиям. Для этого использую: обучающие и дидактические игры, ролевые игры, имитации, составление и разгадывание кроссвордов, метод персонификации, драматизации, погружение в эпоху, рассказ от первого лица и др. Во время игры проявляется активность каждого учащегося, происходит соревнование либо между отдельными учащимися, либо между командами. Поскольку играть могут лишь учащиеся, знающие материал, то они воспринимают игру не как развлечение, а как серьезную и интересную работу. Приведу несколько примеров:

Игра «Три задания» к уроку «Золотое правило морали»

К доске приглашаются 6 детей. Они встают в пары, лицом друг к другу. Первой тройке предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания, после этого учащиеся меняются местами. Детям задаётся вопрос: какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра? О нём и пойдёт сегодня речь на уроке.

Урок по теме « Мораль» провожу с применением ролевой игры. Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме.

а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;

б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.

В ходе дискуссии учащиеся отстаивают свои точки зрения.

Групповые формы работы

Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.

Так на уроке: «Человек в группе» учащимся предлагаю разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание для 1группы. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание для 2 группы. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание для 3 группы. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание для 4 группы. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

По окончанию обсуждения в группах идет обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

— Какое поведение вы не одобряете?

На уроке по теме: «Межличностные отношения» итогом работы в группе может стать составление памятки.

Детям раздают карточки, со словами из пословиц. ( «Не будь на слова лихим, а в работе плохим», «Криком изба не рубится, шумом дело не спорится», «Человека узнают не по речам, а по делам», «Берись дружно – не будет грузно», «Обещал – сделай, дал слово – выполни» и . д.) Группы формируем по составленной пословице.

Задание: Составьте памятку «Правила поведения в группе». Выслушать мнение каждой группы. На экране появляется обобщённая памятка. Подарите памятку, кому бы вы хотели. Еще один прием , связанный с пословицами

« Богатырь и конь» (одной половине класса: начало поговорки о нравственности-богатырь, другой: окончание поговорки- конь. Богатырь ищет своего коня)

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра»

На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.

— Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)

— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)

Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

В своей практической работе я придаю большое значение самостоятельной работе учащихся по усвоению программного материала. Для этого использую работу с текстом учебника, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Стараюсь создать на уроке остановку, при которой ученик не может сидеть на уроке «без мысли в голове, без дела в руках». Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую прием «……………» из технологии критического мышления.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.

На практике ученики часто пропускают то, что не поняли. В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

При работе с текстом использую следующие приемы:

  • Упражнение «Редактор» (уточни текст, упрости текст, так, чтобы смысл его не потерялся)

  • Расскажи по опорной схеме (разверни информацию).

Использую на уроках и другие приемы и методы технологии критического мышления, такие как:

«Написание синквейна»

«Учебный мозговой штурм»

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

«Верные и неверные утверждения»

Данные формы работы способствуют развитию у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• систематизировать полученную информацию.

В решении второго направления использую различные формы рефлексии.

Приём «Скрепка» к уроку «Толерантность»

Каждому дается канцелярская скрепка. Задание: разогните ее, а сейчас – сверните ее в исходное положение. Это не удается. Вывод: часто люди, руководствуясь только своими эгоистическими принципами, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать.

Для нравственной рефлексии применяю «Дерево Добра», куда каждый ученик прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик — каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью, свои проблемы, благодарности, даже жалобы.

«Притча»

Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к предмету, но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны.

Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств.. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину.

Притча  не имеет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать при определённых условиях сказка и пословица, легенда и образное сравнение.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Каждая притча – это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа.

Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. Пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом.

Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:

1. Почему люди больше любят притчу, чем правду?

Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок

2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия

3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия

Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.

Притча о старце, говорящего притчами.

-Старец. Ты почему не растолковываешь сказанное?

А ты будешь вкушать пережеванную кем-то пищу?

А вот притча-загадка, которую можно задать ученикам на уроках истории России.

Притча — загадка о линии. Учитель предлагает ученикам увеличить на доске линию, не прикасаясь к ней. Такая восточная загадка есть в духовном опыте индийского народа.

Оказывается, надо только нарисовать линию параллельную нарисованной меньшего размера. На месте храма Христа Спасителя был Дворец Советов, «бассейн Москва», а надо было просто строить рядом.

Итак, притча – верстовой столб, который заставляет задуматься;

Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.

Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

  • Придумать название притчи.

  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

  • Выделить ключевые слова   понятия, с последующим комментированием.

  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

  • Инсценировка притчи.

  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

  • Подбор пословиц, поговорок.

  • Сравнение с басней (определить).

  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.

  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

  • Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями

  • Определение ценностей, которые отражает притча.

Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества.

Приём «Волшебные шляпы» де Боно

Притча

          В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.  Меняйте шляпы, уважаемые коллеги!

Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу, в зависимости от цвета шляпы получают задание.

Белая шляпа – мыслим фактами (отвечают на вопрос «Что нового вы узнали?»)

Желтая шляпа: « Что было хорошо, полезно, познавательно, интересно?»

Черная шляпа: «Негативные последствия»

Красная шляпа: «Эмоции, чувства, интуиция»

Зелёная шляпа – творческая (Пословицы, поговорки, афоризмы, стихи, песни)

Синяя шляпа – создают письменно группой итоги».

Притчи и легенды на уроках истории и во внеклассной работе

Притчи – поучительные рассказы, или сказки для умных.

Легенды – это произведения народной культуры, которые помогают постичь особенности древней культуры.

Сегодня школа столкнулась с проблемой потери интереса к учебе, и история не стала исключением.

Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к предмету, но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложен глубокий смысл, закон по которому мы живем. Красота притч в том, что она не дает прямых ответов, она дает намек на то, каким все должно быть. Каждый для себя найдет подсказку, даже слушая не первый раз, мы будем открывать для себя нечто нужное нам сегодня, именно в эту минуту. Притчи — это намеки, которые проникают в сердца подобно семенам и в определенное время они прорастут и дадут всходы. Одни принесут вдохновение, другие – заставят смеяться, третьи – задуматься, но в любом случае они не приведут к равнодушию.

Есть легенды, которые стали почти традиционными (я использую на вводных уроках) – легенда о манкуртах, а есть такие, которые еще ждут своего часа (он обязательно прийдет). В зависимости от урока и настроения ребят использую на разных этапах (как мотивация или как размышление). Приведу некоторые, которые уже проверены временем моих учеников.

Древняя легенда о манкуртах.

Рабовладельцы из племени жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали выйную часть только что убитого верблюда. Парная верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась и, подобно мощным тискам, сжимала голову. Волосы врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек, утрачивая память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего племени, не помнил детства, отца и матери, — одним словом, не осознавал себя человеком.

(необходимость изучать историю, что бы не превратиться в людей без памяти, манкуртов).

Притча о дороге знаний.

Однажды к мудрецу, который стоял на горе со своими учениками, подошли гетеры. И одна предложила спор, что они легко убедят учеников оставить его и уйти с ними. Мудрец не стал спорить, ответ был прост: “дорога вниз легче, чем дорога вверх”.

Метафора «Мудрец и бабочка»

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.

Долго он думал и решил: “Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: “Скажи, что у меня в руках?”. Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: “У тебя в руках бабочка”. Тогда я его спрошу: “А какая это бабочка, живая или мертвая?” И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав”. Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

— Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: — У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: — Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: — Все в твоих руках

Притча “Рецепт счастья”

Однажды император узнал об одной деревне, где люди живут дружно, без ссор и разногласий. Решил он узнать секрет счастья, отправился в путь. Найдя этих людей, попросил он самого старшего раскрыть секрет их благополучия. Старик взял бумагу и долго-долго писал. Когда император прочел, то к его удивлению на листе было всего три разных слова: любовь, терпение и прощение, и так сто раз – сто раз любовь, сто раз терпение и сто раз прощение.

(эту притчу рассказываю на родительском собрании, на заключительном этапе)

Старая притча

Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить их. Он выслушал первого и на вопрос “Разве я не прав?” ответил ему : “Ты прав”. Выслушал второго и на его вопрос “Разве я не прав? “ответил” Ты прав”. Ученик мудреца воскликнул: “Учитель, но так не может быть!”. “И ты прав”, — ответил мудрец.

Применять притчи необходимо дозировано, они требуют определенной внутренней работы и времени, поэтому я иногда повторяю их, но не полностью, а только ключевые фразы.

Все новое это хорошо забытое старое.

Эпилог

Мудрец и ученик

 — Премудрый старец, притчу расскажи

Своею речью доброй и смиренной,

Хоть об одной истории души,

В которой есть история вселенной.

 

И молвил отче: — Жизнь свою читай,

Проверь ее по будущему веку.

Ты только правду  о себе познай,

Тогда проникнешь в тайну человека

 

-А если я не знаю, как мне жить,

Каким путем идти, какой тропою?

-Есть этот путь – учись врагов любить

И будешь вечность видеть над землею.

 

-А как любить, когда в душе вражда,

А боль земная так не выносима?

-Учись чужих путей не осуждать,

Раз их прощает неземная сила.

 

-А сколько было жизней  нам не счесть,

И где теперь ушедшие столетья?

-Все не напрасно, мы с тобою здесь,

А время плавно утекает в вечность.

 

-Но что осталось в хартиях людских,

Их книги жизни неизвестны многим?

-А ты прочти им новые листки

И посвяти им памятные строки.

 

-Но между нами выросла стена,

А предо мной уже иные лица.

-Зато ты знаешь их по именам,

Роман один, но разные страницы.

 

-А если мне их судеб не узнать,

А их пути не стали мне уроком?

-Нам, как и им, придется умирать

И дать ответ пред вечностью и Богом.

 

-Так как мне жить, года мои текут,

Перед глазами столько разных целей?

-Знай об одном, что будет высший суд,

А суд земной, увы, не беспределен.

 

-Но я чужие судьбы осудил,

А сам живу без страха и усердья.

-Не унывай, сражайся, что есть сил.

Бог справедлив, но Он и милосерден.

 

-Но почему по миру льется кровь?

За что погиб и мучился мой прадед?

-Бог- это Правда, Он же и Любовь,

И ты живи с Любовью и по Правде.

 

-А если ложь вошла в людскую суть,

А с нею зло соседствует исправно.

-Но ты лжецом пред вечностью не будь,

Узнаешь силу настоящей Правды.

 

-Но где Любовь, когда всем правит срам,

Содом в почете, а Голгофе тесно?

-А ты построй иной душевный храм,

Чтобы туда вселился Дух небесный.

 

-Так значит мой уже подходит срок,

Еще чуть-чуть и путь мой прекратиться?

-Он только начат, в цвете колосок,

Когда-нибудь он в хлеб преобразиться.

 

-Из всех историй жизни, бытия

Я извлекал немудрые уроки.

-Тебя зовет история твоя

И может, станет притчею для многих

 

Стояла вечность у земных дверей.

И плакал мальчик тихо и смиренно.

И тишина историй двух людей

Пересеклась с историей вселенной.

infourok.ru

Доклад. «Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

Областная научно-практическая конференция

VIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:

«Молодежь: свобода и ответственность»

Доклад.

«Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

Куркина Елена Валерьевна

МБОУ СОШ с. Ильинское, Томаринский р-а Сахалинской области

учитель истории и обществознания

2018 г.

«Духовность — это во имя чего или кого мы живем,

нравственность, по каким правилам живем»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей ставит задачу развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Вопроса необходимости осознания единой национальной идеи, воспитания подрастающего поколения готового, сохраняя свою национальную идентичность, вести созидательный диалог с народами иных культур, остаётся сегодня актуальным для общества особенно остро. В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России.

Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.;

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации «О плане мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений  Основы религиозных культур и светской этики»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении учебного курса ОРКСЭ»;

  • Письмо Минобрнауки России «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции.

История появления ОДНКНР в школе. ФГОС признан, воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение — это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученные за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.

Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

ОРКСЭ — это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля — об основах традиционных для России религиозных культур — православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом. 

ОДНКНР — это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) — вводится с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах.

Содержание предметов — культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов — диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.

Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:

  • Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.

  • Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении.

  • Психологическая – совершенствование форм организации учебновоспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.

  • Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

  • Методическая — взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.

  • Административная – хорошо отработанная нормативноправовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

ОПК — исключительно культурологический предмет. Предназначение данного курса:

— воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;

— формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;

— формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

— воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Если говорить о расширении в рамках модуля межпредметных связей, то они уже существуют. Вся мировая художественная культура неразрывно связана с историей христианства: и архитектура, и литература, и музыка. Возьмите Гоголя, Лескова, Пушкина. В их произведениях мы много черпаем о православной жизни. Сюжеты полотен мировых художественных галерей основаны на библейских сюжетах. Музыка Чайковского, Рахманинова, Баха содержит христианские мотивы. Не раз знания полученные, при преподавании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания. Например, в пятом классе в истории Древнего мира есть тема «Древнее Израильское царство». Как тут можно обойти вниманием и не рассказать о десяти заповедях, израильских пророках, определявших жизнь того общества. В предмете «Обществознание» есть большие темы «Духовно-нравственное воспитание» и «Личность и ее роль в жизни общества»… В школе сейчас всячески поощряется проектная деятельность учеников. Представьте — возможны индивидуальные или коллективные проекты, затрагивающие и ОПК, и другие предметы. Например, возьмем тему «Осень». Со стороны ОПК тут, например, может быть рассказ о православных праздниках, приходящихся на осень, о каких-то осенних датах церковной истории. А сколько про осень можно найти материала по географии, истории, биологии… не говоря уже о литературе и ИЗО.

Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок — путешествие, урок — экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений — миниатюр, рассказов.

Тема «Культура и религия», объединяет все модули курса. На таком занятии активно можно использовать различные виды заданий: «найди лишнее», «установи соответствия», работа с иллюстрациями, терминами, текстом священных книг. На уроке по теме «Милосердие», который является межмодульным, обучающиеся инсценируют «Притчу о добром самарянине». Работа учащихся на занятии организуется в группах. В рамках урока интегрируются игровая технология, технология развития критического мышления, интерактивные технологии, проблемный, метод образного видения.

Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.

Действительно ли курс «Основы религиозных культур», и в частности «Основы православной культуры» способен положительно воспитывать детей, прививать им высокую нравственность? Предполагается, что курс «Основы православной культуры» дает правильные ответы и взрослому, и ребенку на эти вопросы. Дети действительно в течение курса меняются к лучшему, это хорошо видно по взаимоотношениям ребят в классе: они становятся добрее, охотнее идут на компромиссы и стараются избегать конфликтов. Об этом свидетельствуют и учителя-коллеги. Добро и зло, любовь к ближнему, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, уважительное отношении к ее истории и культуре — вот эти и другие темы, затрагиваемые предметом. Это хорошо, что мы имеем возможность говорить об этом! Это очень нужно для формирования здоровой личности. И многие ли родители способны рассказывать об этом со своими детьми на высоком уровне? В курсе «Основы православной культуре» все это подается интересно и содержательно.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени — наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.  

Список литературы

  1. Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2014

  2. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс / Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. — М.: Вентана-Граф, 2014.

  3. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. — №4. — С.7-12.

  4. Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры

Документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

infourok.ru

ОДНКНР

Минобрнауки России разъяснило особенности обучения в школах основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), а также основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 25 мая 2015 г. N 08-761

ОБ ИЗУЧЕНИИ

ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В настоящее время содержание образования в 1 — 4 классах общеобразовательных организаций регулируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 (далее — ФГОС НОО).

С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 были внесены изменения во ФГОС НОО в части замены предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел «Примерный учебный план». В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее — учебный предмет ОРКСЭ).

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Следует иметь в виду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» и от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312» в части реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Директор Департамента

А.В.ЗЫРЯНОВА

gimn3-prol.narod.ru

Доклад «Реализация предметной области ОДНКНР в 5-7 классах»

Выполнила: Шестакова Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания

МАОУ Лицей 12 г. Красноярска.

Т.89082177702,

2008 [email protected]


 


 


 

Формирование национального характера через сохранение традиций.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработан­ных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кри­зису всех сфер общественной жизни, происходит разрыв ценностных связей между старшими и новыми поколениями.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о развитии, сохранении и укреплении народных традиций и обычаев. Традиции прямо обращены к духовному миру человека, формируют духовные качества и определенные правила поведения. Обычаи — это отношения, передающиеся из поколения в поколение, они не имеют юридической силы, но обладают силой общественного влияния.

Сегодня понятие «россияне» объединяет этнические общины, принадлежащие к различным языковым семьям и группам. Разнообразие этнического и конфессионального состава населения России определяет основные особенности состояния и развития традиционной народной культуры Российской Федерации.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, формирование национального характера.

В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях. Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом.

Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся — многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству.

В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

«Сколько людей – столько и характеров», – часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, но и фактор воспитания играет не маловажную роль и имеет мощную силу.

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией».

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим.

Главная цель ОДНКНР — «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России», выступает здесь как нельзя кстати.
В связи со спецификой моего предмета (история и обществознание), духовно — нравственное развитие не является для меня новизной. На своих уроках всегда отводится место для обсуждение тем религии, морали, нравственности и т.д. Но сегодня выделившись в отдельную предметную область ОДНКНР, требует и особый подход, систему преподавания.

Так как программа ОДНКНР предполагает вариативность реализации, я как учитель — предметник выбрала для себя интегрированный вариант: через включение в рабочие программы тем и вопросов, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания, а также через внеурочную , а именно проектную деятельность обучающихся.

Особое внимание я хотела бы уделить именно внеурочной деятельности.

Одной из целей федерального государственного образовательного стандарта является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Проектная деятельность — одна из форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь необходимых результатов, как общеобразовательных и метапредметных, так и личностных.

Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления обучающихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.

Для ученика проект представляет возможность расширять кругозор, раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и очень значим для них самих.

Особое место в проектной деятельности учащихся я отвожу тематике имеющей прямое отношение к формированию и воспитанию гражданина России, воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, что позволяет развивать нравственные качества, способствовать приобретению патриотических знаний, укреплять традиции и обычаи народов России.

Проектную деятельность я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность при этом занимает значительное место, а связь этих видов деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, потому что большинство проектов начинается и заканчивается на уроке.

Опираясь на содержание ОДНРНР, я выделила несколько блоков:

Содержательный модуль ОДНКНР

Тематический блок

Темы проектов

«Я – человек»

«Человек как духовное и нравственное существо» (общечеловеческие

ценности)

-Что такое доброта?

-Добро и зло в сказках

— Честность в притче

«Я и моя семья и мои друзья»

«Что такое семья?» (семейные ценности)

-Формула семьи

-Правила поведения из книги «Домострой»

-Жилище

-Одежда и обувь

«Я и культура моего народа»

«Культурное развитие» (традиции, обычаи и религия моего народа)

— Питание Древней Руси

-Животные древнеславянской мифологии

-Рождество

-Роспись (гжель, хохлома, городецкая, дымковская)

«Я – гражданин России»

«Национальная гордость»

(человек в истории)

-Княгиня Ольга

-Вооружение древнерусского война

-М.И.Кутузов

Выбирая тематические блоки в основу были положены такие ценности как:

— Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

— Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

— Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

— Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

— Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

— Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

— Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

— Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогрессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Предлагаемые тематические блоки могут быть наполнены разным содержанием в зависимости от возраста обучающихся, воспитательной и образовательной целей.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста обучающихся и выбранной темы.

Работаю второй год в данном направлении: в 2016-2017 уч.году в 6 классах, в 2017-2018 уч.году с учащимися 5,7 классов. Инициатива учащегося при выборе темы на первых порах ограничивается возрастными особенностями, а также рамками школьного курса. Но при этом у детей 10-13 лет наблюдается большой интерес к духовному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные.

По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, краеведению. Проекты в основном групповые. Структура проектов одинакова для разных классов: актуальность, цель, задачи, применение.

Продукт проекта может быть различный: карта, буклет, костюм, макет, модель, мультимедийный продукт, выставка, газета и т.д.

Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов  проводится на лицейской конференции в 4 четверти, которая проводится по классам. Одноклассник являясь только участником конференции и не работая с духовно- нравственной темой, прослушивая выступление все равно приобщается к ней.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения , соответствует заложенному в нем основному подходу и реализует главную цель ОДНКНР.

В процессе проектной работы учащиеся «проживают» тему, приобретают личностный опыт. Также углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.

Все это откладывает отпечаток и целенаправленно формирует национальный характер учащегося через сохранение традиций народа.


 


 

Литература:

Бычков А.В. « Метод проектов в современной школе» – М., 2000. 

Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода на уроках истории» // Просвещение – 2004.

«Проектная деятельность в средней школе» авт.- сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: «Учитель»2009.

 Шлинке Т.Н. «Метод проектов, как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»// « Преподавание истории в школе» 2008.

Балабанова В. В.Предметные недели по истории в школе. Волгоград:Учитель,2002.

Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рекомендации Минобрнауки России по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).

Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Скачать письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803

lyc1564.mskobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *