Оценочный лист урока по фгос – Лист анализа урока по ФГОС
Лист анализа урока по ФГОС
Оценку урока деятельностной направленности провела заместитель директора по УВР Дудина Надежда Константиновна, МБОУ «Первомайская СОШ» Бийского района Алтайского края
Оценка урока деятельностной направленности
Инструкция по проведению оценочной процедуры:
Проведите экспертизу урока по критериям и показателям, представленным в таблице.
Каждый показатель оценочного листа оценивается от 0 до 3 баллов:
0 баллов – данный показатель полностью отсутствует;
3 балла – данный показатель ярко выражен.
Один критерий оценивается один раз. Графа «Возможные баллы» дана в помощь эксперту. Оценка по критерию выставляется в графе «Оценка эксперта». Максимальная сумма баллов может составлять 24. Если сумма баллов составила 17-20 баллов, то урок может рассматриваться для аттестации педагога на первую категорию, а от 20 баллов и выше – на высшую категорию. Если сумма составила менее 17 баллов, то данный урок не соответствует требованиям ФГОС.
В примечании желательно прописать, что требует доработки.
В заключении напишите вывод о соответствии урока требованиям ФГОС и рекомендации (если требуется).
Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС
Должность (преподаваемый предмет) учитель физической культуры________________________
Имеющаяся квалификационная категория__нет__________________________________________
Категория, на которую претендует учитель_первая_______________________________________
КритерииПоказатели
Возможные баллы (0–3)
Оценка эксперта
Примечания
1. Организация мотивации обучающихся
Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в содержании урока
0
3
Учитель использует различные приемы мотивации обучающихся на протяжении урока:
1. словесные
2. наглядные
3.эмоциональные
4.проблемные
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной ситуации
1
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов
2
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности
3
2.Организация процесса целеполагания
Процесс организации целеполагания отсутствует на уроке
0
3
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Сформулированные учебные цели отражают формирование и развитие УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные).
Формулирование целей осуществляет сам учитель, при этом цели формулируются на понятном детям языке и в них отражен конечный результат
1
Процесс целеполагания предполагает активное включение обучающиеся: ученики вместе с учителем формулируют и фиксируют учебные цели
2
Учебные цели рождаются в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают формирование и/или развитие УУД. Учитель использует приемы, помогающие удерживать учащимся цели деятельности в течение всего урока.
3
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке отсутствует
0
2
План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы, групповой, индивидуальной
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке подменено планированием урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в готовом виде, но его понимание не организуется.
1
План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы учащихся и учителя. Организуется понимание и принятие учащимися составленного плана
2
Планирование деятельности по достижению цели осуществляется с использованием самостоятельной работы учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его полноты и правильности, необходимых средств и этапов его реализации с учетом реальных возможностей.
3
4. Работа с источниками информации
Отсутствуют задания на организацию работы с источниками информации (в т.ч. на организацию работы с учебником)
0
2
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, учит добывать информацию из справочников, Интернета. Применяет интерактивные методы обучения, эвристические беседы, поисковые
Представлены задания на организацию фронтальной работы с различными источниками информации под непосредственным руководством учителя. Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы на репродуктивную деятельность обучающихся
1
Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся.
2
Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные в большей мере на продуктивную деятельность обучающихся.
3
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах на уроке не предусмотрена
0
3
Организует учебное сотрудничество детей совместно — распределенную деятельность при решении учебных задач, учит учащихся работе в группе, в парах, индивидуально
В содержании урока преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, изредка используются приёмы организации учебного сотрудничества со сверстниками, но задания для организации групповой работы не прописаны
1
В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приёмы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить инициативу, активность, самостоятельность
2
На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации работы в группах самим учащимся
3
6. Организация контроля учебных действий и деятельности
Контроль деятельности учащихся осуществляется только учителем. В содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися процесса и результата собственной деятельности
0
2
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу только в конце урока)
В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими учащимися
1
Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств контроля (в т.ч. обратной связи)
2
Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного класса.
На протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся, предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с детьми
3
7. Организация оценивания достигнутых результатов
Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки работы обучающихся на уроке не называются
0
2
Оценочная деятельность учителя преобладает на протяжении всего урока, в основном поощрение, похвала, имеют общий эмоциональный характер, предусмотрена самооценка
Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер
1
Задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока (самооценка, взаимооценка) по заданным критериям, соответствующих целям/планируемым результатам урока
2
На протяжении всего урока предусмотрены специальные задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися. Используются различные приемы и средства организации оценивания
3
8. Организация рефлексивного осмысления
В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха
0
2
Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности (Какова была тема урока? Какую цель в ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)
В содержании урока имеют место единичные задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха
1
Содержание урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с содержанием, типом урока
2
На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует её в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Используются различные приемы и средства организации рефлексии
3
Сумма баллов по 8 критериям
19
Вывод эксперта:_ соответствует занимаемой должности «учитель» ________________________________
_______________________________________________________________________________________________Рекомендации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. О. эксперта Дудина Надежда Константиновна Подпись эксперта__________________
С выводом муниципального эксперта ознакомлен (а) _________________________________
infourok.ru
МАОУ «Кваркенская СОШ» — Готовимся к уроку
Урок по ФГОС:
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Универсальные учебные действия
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Формулирование задач урока
Формулировки видов деятельности учителя и обучающихся
Рефлексия деятельности по ФГОС
Конструкторы уроков:
Электронный конструктор урока № 1 по ФГОС
Конструктор урока № 2 по ФГОС
Конструктор учебного занятия
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Технологические карты:
Шаблон технологической карты № 1
Шаблон технологической карты № 2
Мастер технологических карт
Применение ИКТ в обучении:
Технологические приёмы для создания презентаций («Сеть творческих учителей»)
Конструктор тестов
Шаблон теста (Н.В. Ушакова)
15 критериев эффективной презентации
Оценочные листы урока по ФГОС НОО и ООО:
Оценочный лист урока по ФГОС (вариант 1)
Оценочный лист урока по ФГОС (вариант 2)
Оценочный лист урока по ФГОС (вариант 3)
Оценочный лист урока по ФГОС (вариант 4)
Анализ и самоанализ урока:
Самоанализ урока по ФГОС
Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе
Диагностическая карта анализа эффективности урока с учётом требований ФГОС (материал взят с сайта ГБОУ «Лицей № 410» г. Санкт-Петербурга)
Методические рекомендации по подготовке самоанализа урока
Карта анализа урока изучения нового материала
Карта анализа комбинированного урока
Карта анализа урока обобщения и систематизации знаний
Поэлементный анализ урока
Аспектный анализ современного урока
Системный анализ урока
Структурный анализ урока
Структурный анализ урока (в табличной форме)
kvarsosh.ucoz.com
Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС
Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС
КритерииПоказатели
Возможные баллы (0–3)
Оценка эксперта
Примечания
1. Организация мотивации обучающихся
Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в содержании урока
0
3
Учитель использует приемы создания условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
На этом этапе актуализации знаний обучающиеся воспроизвели знания, умения и навыки для построения нового способа действий. Самостоятельно выполняли задание на применение нового знания. Для выявления затруднений использовалась индивидуальная работа по карточкам. В ходе диалога ученики определили, какое именно затруднение и причины. Сформулировали цель действий, которая поможет устранить затруднения, план действия по выполнению нового задания.
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной ситуации
1
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов
2
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности
3
2.Организация процесса целеполагания
Процесс организации целеполагания отсутствует на уроке
0
3
Учитель создает условия для формулировки обучающимися цели и поставленных задач:
1.Ведет побуждающий диалог.
2.Организует фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением обучающимися учебных задач.
3. Фиксирует предложения обучающихся.
Учебные цели способствуют формированию и развитию УУД обучающихся.
Формулирование целей осуществляет сам учитель, при этом цели формулируются на понятном детям языке и в них отражен конечный результат
1
Процесс целеполагания предполагает активное включение обучающиеся: ученики вместе с учителем формулируют и фиксируют учебные цели
2
Учебные цели рождаются в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают формирование и/или развитие УУД.Учитель использует приемы, помогающие удерживать учащимся цели деятельности в течение всего урока.
3
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке отсутствует
0
3
Для достижения целей урока осуществляет планирование деятельности обучающихся.
Создает условия для самостоятельного выбора обучащимися способов решения учебных задач.
1.Побуждает к поиску собственного плана решения. (Работа в группах)
2. Консультирует по необходимости
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке подменено планированием урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в готовом виде, но его понимание не организуется.
1
План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы учащихся и учителя. Организуется понимание и принятие учащимися составленного плана
2
Планирование деятельности по достижению цели осуществляется с использованием самостоятельной работы учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его полноты и правильности, необходимых средств и этапов его реализации с учетом реальных возможностей.
3
4. Работа с источниками информации
Отсутствуют задания на организацию работы с источниками информации (в т.ч. на организацию работы с учебником)
0
3
Учитель организует групповую самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации.
1.Интерактивная презентация
2.Работа с дополнительными источниками (информация, связанная с числом 19).
3.Работа с литературой, в которой представлены математические данные (фиксируют прочитанный материал в виде схемы)
Представлены задания на организацию фронтальной работы с различными источниками информации под непосредственным руководством учителя. Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы на репродуктивную деятельность обучающихся
1
Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся.
2
Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные в большей мере на продуктивную деятельность обучающихся.
3
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах на уроке не предусмотрена
0
3
С целью прочного и осмысленного усвоения учебного материала учитель применяет индивидуальные и групповые формы взаимодействия. При организации групповых форм взаимодействия были учтены возрастные и индивидуальные особенности класса. В ходе групповой работы, применялись дифференцированные тренировочные занятия. Данные формы соответствовали дидактической задаче урока.
Предложенные задания использовались целесообразно.
В содержании урока преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, изредка используются приёмы организации учебного сотрудничества со сверстниками, но задания для организации групповой работы не прописаны
1
В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приёмы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить инициативу, активность, самостоятельность
2
На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации работы в группах самим учащимся
3
6. Организация контроля учебных действий и деятельности
Контроль деятельности учащихся осуществляется только учителем. В содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися процесса и результата собственной деятельности
0
3
Организация контрольной деятельности соответствовала целям, планируемым результатам урока. Были учтены индивидуальные особенности класса. Обучающиеся самостоятельно определяли критерии предмета контроля. Применялись индивидуальные, групповые, фронтальные формы контроля. Письменные и устные методы.
Учитель использовал педагогический прием контроля учебных действий «Волшебные линеечки» (изображение оценочных шкал)
В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими учащимися
1
Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств контроля (в т.ч. обратной связи)
2
Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного класса.
На протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся, предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с детьми
3
7. Организация оценивания достигнутых результатов
Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки работы обучающихся на уроке не называются
0
3
Применялись средства развития контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся:
1.Словесная оценка (устная оценка учебных достижений)
В конце урока обучающиеся оценивали себя и свою работу через вопросы учителя.
2. Оценочные листы предметных умений.
Учитель использовал различные способы письменной контрольной деятельности: письменная самопроверка, взаимопроверка.
Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер
1
Задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока (самооценка, взаимооценка) по заданным критериям, соответствующих целям/планируемым результатам урока
2
На протяжении всего урока предусмотрены специальные задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися. Используются различные приемы и средства организации оценивания
3
8. Организация рефлексивного осмысления
В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха
0
3
Приемы организации рефлексивной деятельности соответствовали типу урока, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. В начале урока учитель применил метод «Цепочка пожеланий». Каждый обучающийся обращался с пожеланиями к себе и другим. На этапе актуализации знаний каждый обучающийся смог определить для себя полноту знаний по теме и оценить правильность выполнения задания. С целью подведения итогов работы и постановкой новых задач на завершающем этапе урока была проведена эмоциональная и содержательная рефлексия.
В содержании урока имеют место единичные задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха
1
Содержание урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с содержанием, типом урока
2
На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует её в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Используются различные приемы и средства организации рефлексии
3
Сумма баллов по 8 критериям
24
Вывод эксперта: уровень квалификации Горзий Галины Сергеевны по должности «учитель» соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.
Рекомендации: не имеет_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ/ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ФГОС
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ/ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ФГОС
ФИО педагога ___________________________________________________________________Предмет_________________________________________________
Дата__________________________________ Класс_____________________ Тип урока ________________________________________________________________
Тема ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии и показатели оценки качества учебного занятия/урока
№ п/п
Показатели
Содержание мероприятия (индикаторы)
Баллы
1.
Планирование целей урока в концепции ФГОС ООО
Диагностичность
Учитель создает условия, мотивирует учащихся для самостоятельного определения темы, цели, задач урока.
Постановка цели вызвана интересами или запросами обучающихся.
Формулировка целей урока для учащихся осуществлена через действия учащихся или через результат действия, на который выйдут обучающиеся в итоге.
Цель и задачи урока направлены на развитие универсальных учебных действий.
2.
Логическое построение урока в системе деятельностного метода обучения
Технологичность
Рациональность распределения времени
Логическая связь между этапами урока
Структура урока (введения нового знания)состоит из следующих этапов*:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
*(структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока)
3.
Формирование мотивации учения и стимулирования деятельности учащихся
Мотивация обеспечивает устойчивый познавательный интерес учащихся.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
Учителем созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»),
актуализированы требования к ученику со стороны учебной деятельности и установлены тематические рамки («надо», «могу»).
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
4.
Содержание учебного занятия соответствует поставленным целям.
Актуальность
Организована продуктивная деятельность учащихся.
Способ работы с содержанием был определен самостоятельно учащимися.
Основными способами работы с содержанием являются:
– обсуждение с учащимися в ходе дискуссии;
— работа в группах с учебным материалом по решению учебной задачи;
– самостоятельная работа учащихся с учебным материалом.
Учебный материал урока:
– был новым для учащихся;
– расширял представления учащихся об изученном;
– использовался для формирования метапредметных результатов;
– был основой для формирования какого-либо способа деятельности;
– отвечал на вопросы учащихся;
– был полезным для решения ими сегодняшних проблем;
– давал информацию для самопознания.
5.
Создание условий для достижения всеми обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы:
— предметных
— метапредметных
— личностных
Результативность
Реализация в предметном преподавании междисциплинарных программ:
— Формирование универсальных учебных действий
— Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
— Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
— Основы смыслового чтения и работа с текстом
Использованы современных педагогических технологий (технология развития критического мышления, проектный метод обучения, дифференцированный метод обучения, проблемное обучение, развивающее обучение, разновозрастное сотрудничество, технология проведения учебных дискуссий и т.д.)
В ходе учебного занятия были достигнуты новые образовательные результаты (приращение ключевых компетенций, развитие УУД)
6.
Создание условий для формирования
контрольно-оценочной самостоятельности (5,6 классы)
учебной самостоятельности (7-9 классы) как основы учебной грамотности
Интегративность
Вариативность
Открытость
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
На учебном занятии были использованы следующие инструменты и ситуации оценивания достигнутых результатов:
— итоговое оценивание результатов урока;
— формирующее оценивание;
— критериальное оценивание;
— накопительная система оценки;
— безотметочное оценивание;
— самооценивание;
— взаимооценивание.Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.
7.
Создание условий для развития рефлексивной деятельности учащихся
Эффективность
Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
8.
Создание положительной психологической атмосферы урока с учётом возрастных особенностей учащихся
Адаптированность
Создана благоприятная комфортная эмоциональная обстановка
Соответствие содержания урока возрастным особенностям учащихся и уровню их развития
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
9.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рациональность использования возможностей образовательной среды
На уроке рационально использовались учебный кабинет и его возможности. Целесообразно использовались технические средства обучения, ИКТ, цифровые образовательные ресурсы, средства наглядности, дидактические материалы и т.д..
10.
Проектирование урока в современной информационной образовательной среде
Прогностичность и целостность реализации
Учитель пользуется сценарным планом урока или технологической картой, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
При проектировании урока учитель четко может ответить на вопрос: Что должно произойти с ребенком в ходе изучения данной темы?
Бальная система при оценке качества урока (учебного занятия):
Баллы: 2 – реализовано полностью; 1 – реализовано частично; 0 – не реализовано. Максимальное количество баллов по всем индикаторам – 50.
— при получении 43-50 баллов (85% и выше) урок оценивается на «отлично»;
— при получении 35-42 баллов (70% и выше) урок оценивается на «хорошо»;
— при получении 25-34 баллов (50% и выше) урок оценивается на «удовлетворительно»;
— при получении менее 24 баллов – урок оценивается как «неудовлетворительное».
ВЫВОДЫ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _________________________________________ подпись_____________________________
Таблица анализа преемственности формирования УУД в начальной школе и их развития в 5 классе1
Вид универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия (сформированные в начальной школе и развиваемые в основной школе)
Личностные
Отделять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях, в неоднозначно оцениваемых ситуациях.
Регулятивные
Определять проблему учебной деятельности, урока, проекта.
Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных вариантов, самостоятельно искать средства достижения цели.
По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно.
Осознавать причины успеха и неуспеха в привычной ситуации на уроке самостоятельно.
Определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Познавательные
Предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг, в несколько шагов.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации (материалы учебника, словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков).
Анализировать и обобщать факты, явления, простые понятия, абстрактные понятия.
Устанавливать причинно-следственные связи явлений, определять причины, выявлять их следствия, формулировать цепочки правил (если…, то…)
Создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей.
Представлять информацию в развернутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, плана (сжатого, подробного).
Коммуникативные
Высказывать свое мнение в монологе, диалоге, устно, письменно, приводя аргументы, подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая свое мнение.
Вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, самостоятельно.
Работать в паре, группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик), распределять роли, организовывать взаимодействие, принимать коллективное решение, прогнозировать последствия коллективных решений.
Предотвращать и преодолевать конфликты, уважительно относиться к позиции другого человека, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
1 Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ.редакцией С.С. Татарченковой – СПб : КАРО, 2014. – 112 с. – (Серия «Педагогический взгляд»).
infourok.ru
Оценочный лист на урок ФГОС
Оценочный лист Ф.И__________________________ НАЗВАНИЕ ЗАДАНИЙ | Критерии оценивания | Баллы | |
10 примеров | Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Найди ошибку «Задача» | Если нашли ошибки и правильно решили домашнее задание | 3 | |
Если не нашли ошибки, но сделали домашнее задание | 2 | ||
Если не до решали домашнее задание | 1 | ||
Видимо-невидимо | Количество написанных слов соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Постановка темы, цели и задачи. | Если Вы определили тему, поставили цели и задачи урока | 3 | |
Если определи тему, поставили цель или задачи урока | 2 | ||
Если определили или тему, или определи цель или задачи урока | 1 | ||
Если не получилось ничего- | НЕ ОГОРЧАЙСЯ:) | ||
Задание по рядам | Задание1. | Если Ваш ряд справился первым | 1 |
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 | ||
Задание 2 | Если Ваш ряд справился первым | 1 | |
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 | ||
Работа в парах | Правильно 4 рисунка | 4 | |
Правильно 3 рисунка | 3 | ||
Правильно 2 рисунка | 2 | ||
Правильно 1 рисунок | 1 | ||
Работа в группах Игра «Самый, самый …» | Количество баллов соответствует количеству медалек. | 1 2 3 4 5 | |
Итого |
Оценочный лист Ф.И__________________________
НАЗВАНИЕ ЗАДАНИЙ
Критерии оценивания
Баллы
10 примеров
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов
1 2 3 4
5 6 7
8 9 10
Найди ошибку «Задача»
Если нашли ошибки и правильно решили домашнее задание
3
Если не нашли ошибки, но сделали домашнее задание
2
Если не до решали домашнее задание
1
Видимо-невидимо
Количество написанных слов соответствует количеству баллов
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
Постановка темы, цели и задачи.
Если Вы определили тему, поставили цели и задачи урока
3
Если определи тему, поставили цель или задачи урока
2
Если определили или тему, или определи цель или задачи урока
1
Если не получилось ничего-
НЕ ОГОРЧАЙСЯ:)
Задание по рядам
Задание1.
Если Ваш ряд справился первым
1
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов
1 2 3
4 5
Задание 2
Если Ваш ряд справился первым
1
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов
1 2 3
4 5
Работа в парах
Правильно 4 рисунка
4
Правильно 3 рисунка
3
Правильно 2 рисунка
2
Правильно 1 рисунок
1
Работа в группах
Игра «Самый, самый …»
Количество баллов соответствует количеству медалек.
1 2 3 4 5
Итого
Запишите числа в виде десятичной дроби:
1. 8%=
2. 34%
3. 15,6%=
4. 25%=
5. 148%=
Запишите десятичные дроби в процентах:
1. 0,45=
2. 0,37=
3. 3,25=
4. 45,65=
5. 0,16=
Запишите числа в виде десятичной дроби:
1. 8%=
2. 34%
3. 15,6%=
4. 25%=
5. 148%=
Запишите десятичные дроби в процентах:
1. 0,45=
2. 0,37=
3. 3,25=
4. 45,65=
5. 0,16=
Запишите числа в виде десятичной дроби:
1. 8%=
2. 34%
3. 15,6%=
4. 25%=
5. 148%=
Запишите десятичные дроби в процентах:
1. 0,45=
2. 0,37=
3. 3,25=
4. 45,65=
5. 0,16=
infourok.ru
Как составить оценочный лист ученика по ФГОС для диагностики работы на уроке
Период школьного обучения неразрывно связан с взрослением, осознанием личностных возможностей и недостатков, освоения широкого круга видов деятельности. Практика показывает, что воспитание инициативных, ответственных, самостоятельных детей обусловливает необходимость пересмотра системы оценивания, до сих пор сохраняющей высокую степень формализма. В условиях стремительного изменения реальности в образовательных учреждениях необходимо реализовать принцип «оценивания ради обучения», способствующий созданию ресурсов и пространства для всестороннего развития. Обеспечить достижение обратного контакта, гарантировать выработку к проведению самооценки и самоанализа позволит введение оценочных листов учеников по ФГОС — диагностических инструментов нового поколения, позволяющих:
- отслеживать динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов;
- своевременно фиксировать возникновение учебных затруднений у отдельных детей;
- контролировать процесс достижения поставленных учебных и воспитательных целей, оперативно вносить коррективы в педагогическую стратегию;
- создать условия для активного взаимодействия с родителями учеников.
Оценочный лист ученика по ФГОС как инструмент объективного контроля образовательного процесса
Организация любой деятельности, в том числе образовательной, невозможна без проведения диагностических и оценочных процедур, которые остаются основными регуляторами активности. Итоговая аттестация, которая на данный момент противопоставляется практике заполнения оценочных листов учеников по ФГОС, предполагает выявление широкого круга учебных и личностных компетенций с сохранением субъективного компонента со стороны проверяющих.
Специалисты в сфере школьного образования указывают на несовершенство традиционной системы оценивания из-за ее несоответствия возрастным особенностям развития детей. В период активного взросления происходит становление умение учиться самостоятельно и трезво оценивать свои возможности, в то время как для получения положительных отметок достаточно быть хорошим исполнителем — воспроизводить задания по образцу, практически не проявляя инициативы. В таких условиях значительно затрудняется выработка навыка учебной самостоятельности, под которым следует понимать умение выявлять пробелы в собственных знаниях и умениях для их корректировки и последующего успешного решения запланированных задач.
Разнообразные изменения социально-экономического характера, происходящие в обществе, заставляют будущих выпускников сталкиваться с проблемой множественного выбора, и именно в школе должен формироваться опыт самостоятельности, который в будущем станет залогом успешной личностной и профессиональной самореализации. Введение в рамках контроля процесса образования оценочных листов по ФГОС позволяет создать условия для перехода учеников из позиции исполнителей к позиции активных субъектов учебного взаимодействия, несущих ответственность за принятые решения. Самоанализ, предшествующий выставлению учительской оценки, должен стать неотъемлемой частью образовательной деятельности, при этом не следует концентрировать внимание темпу работы, личностным качествам и особенностям школьников (возможность быстрого запоминания, скорость восприятия).
Система оценивания представляет собой ведущее средство соизмерения достижений и отслеживания возникающих во время обучения проблем, кроме того, именно данный подход позволяет выявить качество образования, совершенствовать содержательную составляющую, работать над формой подачи. Конкретно выставленные критерии позволяют обработать больше информации, чем традиционная система оценивания с использованием отметок. Данный подход более информативен, хоть и отличается высоким уровнем трудоемкости, но при условии оптимизации отдельных процессов он не должен вызывать дополнительные затруднения.
Возможности использования оценочного листа учеников по ФГОС
Участники образовательного процесса | Функциональные возможности использования оценочных листов |
Учащиеся |
Школьникам проведение самоанализа с использованием диагностических листов дает возможность:
|
Педагоги |
Использование оценочных листов уроков по ФГОС позволяет учителям:
|
Администрация школы |
Новая система оценивания способствует:
|
Оценочный лист урока по ФГОС решает вопрос контроля знаний при новых стандартах образования и способствует заинтересованности, мотивации учащихся. Заполняя и в дальнейшем анализируя лист самооценки, ученик делает собственные объективные выводы касательно уровня знаний и проделанной работе. Таким образом, в листе осуществляется формирующее оценивание путем анализа установленных целей учебного процесса, без использования сравнения результатов учеников, сами учащиеся принимают непосредственное участие в мероприятиях по контролю знаний, классифицируют результаты образовательного процесса, сам процесс, насколько было легко или сложно, что необходимо улучшить или оптимизировать. Происходит также предметная оценка, оценка потребностей самих учащихся, в их умениях и навыках, что необходимо развить, над чем дополнительно поработать.
Использование учителем метода оценочных листов учащихся — основа рационального планирования изучения нового и повторения уже пройденного учебного материала. Учебный процесс становится основой развития опыта, самостоятельности, принятия решений, опыта делать выбор, критически мыслить и анализировать, сравнивать новые и старые результаты, планировать.Применение обновленных ФГОС в начальной школе
Образование, получаемое в начальной школе, закладывает прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка как полноценной личности с навыками социализации, норм поведения, культуры, этики и стремления к формированию знаний, умений, навыков. Оценочные листы для 1 класса по ФГОС отражают отличительную особенность нового стандарта системы образования — нацеленность на личностное развитие учащихся. На первый план при личностном ориентировании выдвигается ученик и все изменения, происходящие в процессе обучения с личностью учащегося, а не исключительно полученные знания. Основная задача сформировать в дальнейшем у личности умение учиться. По ФГОС лист оценки 1 класса может содержать ответы на конкретные вопросы о работе на уроке, теме занятия, оценка работы в паре или группе.
Одной из главных сложностей, с которой сталкиваются практически все ученики начальной школы, является необходимость принятия критериальной системы оценивания, адекватно отражающей далеко не все умения, а главное — потенциальные возможности ученика. Нередко первоклассники испытывают острое разочарование от процесса обучения, даже с учетом того, что в качестве отметок преимущественно используются условные обозначения. Психологически ребенка готовят к школе, но не к тому, что он может оказаться «плохим» учеником без осознания причин такой ситуации. Но когда педагог предлагает школьникам самостоятельно оценить себя, это дает возможность взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что необходимо сделать для получения желанной отметки. В условиях нового времени самооценка, основывающаяся на определении границ своего знания и умения, физических и интеллектуальных способностей, мотивов и целей поведения, является базисом успешной самореализации, поэтому развивать ее нужно последовательно, используя уже в 1 классе оценочный лист ученика по ФГОС. Главный смысл воспитания самооценки заключается в самоконтроле школьников, формировании способности к проведению экспертизы собственной деятельности и самостимуляции.
Показателями сформированности самоконтроля является умение планировать учебный труд, менять его составляющие в случае изменения образовательной ситуации, применять различные диагностические инструменты для оценивания своей деятельности. Эти факторы и должны стать методическими основами, на которые следует опираться при разработке оценочных листов. Примером диагностического бланка учащегося начальной школы может послужить табличка для заполнения в конце урока, где ответами на вопросы будет выявление сильных моментов и тех, над которыми стоит дополнительно поработать. Отвечая на вопросы в оценочном листе, учащиеся самостоятельно подводят итог проделанной работы, анализируют свои умения или приобретенные за время занятия навыки.
Введение оценочного листа для учащихся начальных классов обеспечивает раннее развитие критического мышления, самоанализа, потребности познания нового. Правильно организованный урок в корне изменяет отношение к нему учеников, в том числе урок контроля полученных знаний. Вместо стрессовых ситуаций, оценочные листы учащихся становятся помощниками и мотивируют появление положительных реакций на контроль усвоения знаний, собственную заинтересованность. Учащиеся привлечены к процессу оценивания себя и своих умений с той целью, чтобы в дальнейшем развить умение ставить собственные цели, на их основе формировать необходимую модель поведения, повышать мотивацию и реально оценивать собственные достижения, производить качественный анализ действий.
Заполняя лист самооценки, например, по работе в группе, учащиеся могут также опираться на три основных пункта: свое «я», работу в коллективе как «мы» и насколько выполнена поставленная цель — задача. К показателям по первому критерию относится комфортность, настроение довольство собой. По критерию «мы» можно выделить следующее: комфортность работы в группе, наличие сложностей, помощь оказана товарищам или товарищами. В показателях по цели присутствует критерий уровня достижения, сложности, если таковые были, и пути их решения.
В начальной школе, чтобы обеспечить последовательное привыкание детей к диагностической практике, целесообразно составить оценочный лист ученика 1 класса по ФГОС на одно задание, упражнение или задачу. Уже во 2-4 классе процесс формирования самооценки меняет форму: благодаря возрастным изменениям дети способны дифференцировать свои умения, принимая во внимание несколько критериев, что обусловливает возможность некоторого усложнения структуры оценочных листов. При этом педагогу начальной школы важно обеспечить, чтобы представляемые критерии были максимально четкими, простыми и понятными, оптимально — пояснялись учащимся на уроке или родителям на собрании. Благодаря этому школьники научаться выполнять пошаговый и итоговый контроль своих действий на уроке, проверять, насколько правильно были выполнены ключевые учебные действия.
Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, к. п. н., доцент, почетный работник высшего профессионального образования и Галина Савиных, эксперт-методист образовательных проектов благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», к. п. н.
Дополнительно хочется отметить, что сделать систему оценивания с применением диагностических листов простой и понятной можно только при условии установления и соблюдения ряда принципов. Представим некоторые из них:
- Использовать оценочные листы систематически наравне с традиционной системой выставления отметок.
- В качестве критериев оценки выбирать планируемые результаты образовательной деятельности.
- Сообщать учащимся список критериев заранее, чтобы мотивировать их работать максимально активно.
- Оценивать результаты учебного труда, а не личные качества школьника.
- Последовательно оказывать помощь в проведении самооценки.
- Применять различные системы оценивания, чтобы выбрать наиболее эффективную и объективную с учетом потребностей учебной группы.
- Давать обратную связь детям и их родителям касательно новой системы оценивания.
Таким образом, применение оценочных листов для 1 класса по ФГОС следует начинать с диагностики внутренних параметров учебной работы — наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, развитием коммуникативных умений, процесса выполнения различных заданий — пересказа, свободного творчества, участия в коллективных обсуждениях, а также мониторинга закрытых и открытых ответов, результатов рефлексии.
Внедрение практики использования оценочных листов урока по ФГОС
Совершенствование образовательного процесса за счет разработки и применения оценочных листов учебных проектов по ФГОС является грамотным организационно-методическим решением, которое следует закрепить в локальных актах образовательной организации. Чтобы создать условия для внедрения новой системы оценивания, целесообразно разработать положение соответствующего содержания, опираясь на п. 3 ст.15 Закона РФ «Об образовании», Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования, требования Стандарта и Устав школы. В данном документе необходимо закрепить основы организации оценивания предметных и метапредметных результатов учащихся, формы проведения промежуточной и итоговой аттестации. Положение утверждается на педагогическом совете школы после внесения корректив и правок, после чего проект распространяется для ознакомления с ним участников учебно-воспитательного процесса.
Основными видами контроля, составляющей частью которых могут стать оценочные листы, являются:
- Стартовый. Проводится в начале очередного учебного года, в преддверии изучения новых больших разделов учебного материала, носит диагностический характер. Предварительный контроль позволяет выявить реальный уровень подготовки учащихся, сформированность УУД, необходимых для успешного освоения нового программного содержания.
- Промежуточный (тематический). Выполняется в ходе урочной деятельности, во время изучения отдельной темы, раздела или курса посредством сравнения фактических результатов, достигнутых школьником, с образцом.
- Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио).
- Итоговый контроль, предполагающий комплексную проверку образовательных результатов, в том числе метапредметных. Осуществляется в конце четверти, учебного года.
Распространенными формами контроля являются комплексные диагностические работы, устные и письменные задания, нацеленные на выявление сформированности конкретного знания, опросы, фронтальные проверки, контрольные работы, самоанализ и самооценка. Оценочный лист урока может быть составлен для проведения различных видов контроля, в том числе на соответствие требованиям ФГОС, но нами будет рассмотрен порядок работы с наиболее распространенными диагностическими бланками, разработанным для:
- Проверки предметного результата. Данный вид деятельности предусматривает свободный выбор учащимися заданий, соответствующих разным уровням знаний и сформированности навыков. После выполнения учебной работы школьникам предлагается оценить ее успешность по ряду критериев, после чего учитель ставит свою оценку. При этом важно дать учащимся возможность объективно сравнить собственную и учительскую отметку, задать уточняющие вопросы, тем самым демонстрируя возможность участия в оценочной ситуации.
- Коррекции учебных трудностей. Вначале проводится выделение границ знания и незнания, после осуществляется выделение путей и способов действий, которые помогли бы решить поставленные образовательные задачи. После важно провести фиксацию проблемных моментов, выделенных каждым из обучающихся.
- Публичная демонстрация успехов для повышения уровня мотивации. Сначала ученикам предлагается подготовить результат самостоятельной работы (презентацию, исследование, результат свободного творчества) на внешнюю оценку, представить ее учителю и заполнить оценочный лист по результатам защиты проекта.
Функции оценочного листа урока по ФГОС
Оценочный лист ученика, разработанный согласно ФГОС как составляющая единица системы оценивания, выполняет различные функции, каждая из которых влияет на ход образовательного процесса и деятельность каждого из учеников в частности.
- За нормативной функцией закреплена задача с одной стороны фиксировать достижения конкретного учащегося согласно некоторым критериям, а с другой — вести контроль за успеваемостью школьных классов и качеством подготовленности кадров, например, при оценивании доступности подачи материала на уроке.
- Диагностическая функция сочетает в себе элементы информативности касательно связи между всеми участниками учебного процесса. Например, в классе на уроке связь учеников с учителем, диагностика рефлексии учащихся и рефлексии педагога, и самосознание учеников. Благодаря внедрению оценочных листов, учащихся представляется возможным получить полную картину касательно образовательного процесса в классе, учебного благополучия школьников в определенном предмете.
- Поощрительная функция оценочного листа ФГОС для ученика напрямую касается мотивации учебной деятельности школьников.
- Мотивационная функция стимулирует продолжение упорного учебного труда со стороны школьников, успешность которого будет подкреплена соответствующими отметками.
- Воспитательная обеспечивает последовательное формирование детского самосознания и адекватность самостоятельного оценивания образовательных успехов и неудач.
- Информационная функция свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
Система оценивания занимает уникальное отдельное место в области образования, именно она метод диагностики проблем, получения обратной связи, фактор интеграции и воплощение основных принципов образовательного процесса. Система оценивания не нуждается в определенной шкале и может выступать при использовании различных механизмов для определения уровня успешности передачи знаний, в том числе и при использовании оценочных листов учеников по ФГОС в комплексе с рефлексией участников процесса. Система оценивания во всех своих проявлениях является саморегулирующимся механизмом исключительной важности, при этом в качестве критериев контроля должны быть выбраны результаты Стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку, а объектами — предметные и метапредметные результаты, УУД. Важным моментом является тот факт, что итоговая оценка на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности перевода ребенка в основную школу, формируется на основе только предметных и метапредметных результатов обучения.
При утверждении оценочной функции количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ по предмету устанавливает в соответствии с реализуемым программным содержанием. Содержание промежуточной аттестации, включающей две стандартизированные контрольные работы — по математике и русскому языку, а также одну комплексную — изменению не подлежит. Независимо от того, какой метод оценивания применяется в том или ином случае (диагностический лист или выставление баллов учителем), основными условиями оценивания должна оставаться систематичность, личностная ориентированность и динамика.
Результативность использования новых оценочных инструментов ФГОС
Практическая деятельность в системе образования демонстрирует возможность использования различных инструментов оценивания, система которого остается в сфере управления школьной администрации. Каждый отдельно взятый инструмент проявляет успешность в большей или меньшей степени. Система оценивания достижений учащихся подлежит глобальному переосмыслению, и данная задача может быть решена исключительно путем упорной работы педагогического состава, что будет способствовать успешному и всестороннему развитию учащихся, заинтересованности в обучении. Очень важно, чтобы конечной целью системы контроля и оценки неизменно оставался перевод внешней оценки во внутреннюю самооценку, в перспективе — достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Одна из главных задач педагогического коллектива школы — выстроить свою деятельность таким образом, чтобы результатом стали условия, мотивирующие на успех и формирующие ключевые компетенции учеников. Возможность самостоятельного оценивания — это улучшенный компонент учебного процесса, позволяющий собрать при заполнении оценочных листов учащихся по ФГОС более точную информацию о текущем и итоговом периоде. Данный вариант оценивания оказывает значительную помощь для всех участников образовательного процесса, как для педагогического состава, администрации школ, так и для учеников.
При разработке обновленной системы оценивания необходимо придерживаться ряда принципов, которые помогут обеспечить широту диагностических усилий и нивелировать показатель субъективизма. Основными принципами справедливой системы оценки обучающихся являются:
- Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.
- Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ОО.
- Комплексность, которая выражается через возможность суммирования результатов.
- Приоритет самооценки: самооценка ученика, которую можно узнать после заполнения оценочного листа урока по ФГОС, должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы).
- Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов.
- Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
Результативность образования и успешность ученика находятся в прямой зависимости от верно выбранной организации контрольно-оценочной деятельности. Листы самооценки ученика ФГОС проявили себя в качестве инструмента оценивания с положительной динамикой, что является прочной основой достижения высоких результатов современной образовательной системы и развития учащихся.
www.menobr.ru
Оценочный лист урка на соответствие требованиям ФГОС
Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС
КритерииПоказатели
Возможные баллы (0–3)
Оценка эксперта
Примечания
1. Организация мотивации обучающихся
Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в содержании урока
0
3
Учитель использует различные приемы мотивации обучающихся на протяжении урока:
1.Создание проблемных ситуаций
2. Создание ситуации новизны.
3.Создание у учащихся ощущения продвижения вперед
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной ситуации
1
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов
2
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности
3
2.Организация процесса целеполагания
Процесс организации целеполагания отсутствует на уроке
0
2
ученики вместе с учителем формулируют и фиксируют учебные цели урока с использованием игровой ситуации; листы самоконтроля(самооценки) помогают удерживать ученикам цели деятельности в течение всего урока;
Формулирование целей осуществляет сам учитель, при этом цели формулируются на понятном детям языке и в них отражен конечный результат
1
Процесс целеполагания предполагает активное включение обучающиеся: ученики вместе с учителем формулируют и фиксируют учебные цели
2
Учебные цели рождаются в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают формирование и/или развитие УУД.Учитель использует приемы, помогающие удерживать учащимся цели деятельности в течение всего урока.
3
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке отсутствует
0
3
Урок имеет четкую структуру: актуализация знаний, совместное целеполагание, изучение нового материала, закрепление, контроль. Учащиеся умеет слушать друг друга, участвуют в коллективном обсуждении проблем; формирование коммуникативных действий происходит в благоприятной психологической атмосфере; План деятельности фиксируется на доске с помощью различных знаков-символов, обращение во время урока к поставленной цели с помощью вопросов происходит регулярно на каждом этапе работы учащимися, результаты деятельности фиксируются в таблице рабочего листа в виде записей
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке подменено планированием урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в готовом виде, но его понимание не организуется.
1
План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы учащихся и учителя. Организуется понимание и принятие учащимися составленного плана
2
Планирование деятельности по достижению цели осуществляется с использованием самостоятельной работы учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его полноты и правильности, необходимых средств и этапов его реализации с учетом реальных возможностей.
3
4. Работа с источниками информации
Отсутствуют задания на организацию работы с источниками информации (в т.ч. на организацию работы с учебником)
0
3
Учитель мотивирует к поиску дополнительной информации исторического и экологического содержания с использованием электронного приложения к учебнику и интернет ресурсов. Учащиеся умеют сопоставлять и на ходить соответствие
между частью текста и соответствующим
рисунком, находить в тексте требуемую
информацию, решать учебно
познавательные и практические задачи,
требующие критического понимания текста.
Представлены задания на организацию фронтальной работы с различными источниками информации под непосредственным руководством учителя. Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы на репродуктивную деятельность обучающихся
1
Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся.
2
Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные в большей мере на продуктивную деятельность обучающихся.
3
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах на уроке не предусмотрена
0
2
В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приёмы организации учебного сотрудничества;
Учитель помогает распределить задания внутри группы, так чтобы каждый мог проявить активность и творческую инициативу
В содержании урока преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, изредка используются приёмы организации учебного сотрудничества со сверстниками, но задания для организации групповой работы не прописаны
1
В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приёмы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить инициативу, активность, самостоятельность
2
На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации работы в группах самим учащимся
3
6. Организация контроля учебных действий и деятельности
Контроль деятельности учащихся осуществляется только учителем. В содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися процесса и результата собственной деятельности
0
3
Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с целями урока, после каждого этапа заполняются листы самоконтроля, используются следующие приемы:
— сверка с образцом,
— памятка,
— сигнальные карточки,
— взаимопроверка внутри малой группы
В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими учащимися
1
Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств контроля (в т.ч. обратной связи)
2
Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного класса.
На протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся, предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с детьми
3
7. Организация оценивания достигнутых результатов
Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки работы обучающихся на уроке не называются
0
3
Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценивания определены учителем. Учит детей самооценке учебной деятельности, анализу причин успеха-неуспеха, создаёт условия для формирования навыков самооценки в учебной деятельности
Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер
1
Задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока (самооценка, взаимооценка) по заданным критериям, соответствующих целям/планируемым результатам урока
2
На протяжении всего урока предусмотрены специальные задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися. Используются различные приемы и средства организации оценивания
3
8. Организация рефлексивного осмысления
В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха
0
3
Учитель использует различные приемы и средства организации рефлексии на каждом этапе урока:
актуализация знаний- сигнальные карточки,
усвоение нового материала — прием «индекс — карточка»,
подведение итогов – работа с листами самооценки и сравнение собственных результатов с данными критериями; составление синквейна
В содержании урока имеют место единичные задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха
1
Содержание урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с содержанием, типом урока
2
На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует её в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Используются различные приемы и средства организации рефлексии
3
Сумма баллов по 8 критериям
22
Вывод эксперта: :_ уровень квалификации……….. по должности «учитель» соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории
Рекомендации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. О. эксперта…………., учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №»
…………, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №»
С выводом муниципального эксперта ознакомлен (а) _________________________________
infourok.ru