cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обучение грамоте в старшей группе по фгос пособия и методики – Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс) | скачать бесплатно

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему: Учебно-методические пособия для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте

Примеры пособий и заданий

на развитие аналитико – синтетической деятельности

у детей старшего дошкольного возраста

Цель данных пособий развить способность к звуковому анализу и синтезу, научить детей слышать местоположение звука в слове, дифференцировать на слух (с последующей интериоризацией) гласный-согласный звук, а также дифференцировать мягкость-твердость, глухость-звонкость согласных звуков, развить способность к слоговому анализу и синтезу.

Дополнительно данные пособия расширяют словарный запас детей, развивают мышление и логику, а также мелкую моторику

  1. «СОБЕРИ ГИРЛЯНДУ».

Детям раздаются флажки с картинками и шнурок. Необходимо собрать флажки в соответствии с заданием:

  • 1-й флажок – определенный звук в начале слова, 2-й флажок – определенный звук в середине слова, 3-й флажок – определенный звук в конце слова.
  • Собрать гирлянду только из флажков, на которых названия картинок начинаются с гласных звуков (или твердых, или мягких и т.п.)
  • Собрать гирлянду только из тех флажков, на которых названия картинок состоят из 2-х слогов (и т.п.)

Придумывать можно по-разному.

Пример со звуком [Т] (см.фотографию). Определить данный звук в начале, середине и конце слова. При этом отдифференцировать твердый [Т] от мягкого [Ть] и найти лишние картинки.

(труба, щетка, утюг, крот, кровать)

  1. «ЦВЕТИКИ-ЦВЕТОЧКИ»

Детям раздаются «лепестки» с картинками и «серединки» цветов. Необходимо собрать цветок в зависимости от серединки

  • Если «серединка» красная – слушаем гласные звуки,
  • Если «серединка» синяя – слушаем твердые согласные звуки,
  • Если «серединка» зеленая – слушаем мягкие согласные звуки,
  • Если на «серединке» две точечки – слушаем слова из 2-х слогов и т.д.

Пример со звуком [Т] (см.фотографию). Собрать цветок, в названии лепестков которого есть твердый звук [Т] и мягкий звук [Ть]. Найти лишние лепестки.

(тумбочка, утюг, подарки, молоток, телефон, улитка, дети, телевизор, дятел, пульт, автобус, капуста)

  1. «ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК»

Каждому ребенку выдаются картинки синего и зеленого паровозика, а также комплект вагончиков. Вагончики надо расположить возле паровозика определенного цвета в следующей последовательности.

  • 1-й вагончик, если в названии картинки заданный звук слышится в начале слова,
  • 2-й вагончик, если заданный звук в середине слова,
  • 3-й вагончик – в конце слова.

Пример со звуком [Т] (см.фотографию).

Тигр, дятел, сеть. Такса, кактус, солдат.

Подобные задания очень нравятся детям.

На основе приготовленного материала всегда можно придумать новую игру. А игра, как известно, имеет огромное значение для дошкольного возраста.

nsportal.ru

СТАТЬЯ.ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Статья. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Согласно ФГОС главным для осуществления процесса развития творческой личности является создание многоуровневой многофункциональной развивающей среды. И ожидаемый результат – гармонично развитая, творчески активная личность ребенка дошкольного возраста. Для осуществления данной задачи согласно ФГОС предусматривается в предметно-развивающей среде рабочий сектор, который занимает 25% всей группы. А одним из центров рабочего сектора является центр правильной речи и моторики и согласно ФГОС в группах старших дошкольников в этом центре должны быть различные материалы способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, атрибуты для словесных игр, с помощью которых и ведется работа по подготовке детей к чтению. Для этого все предметные действия и их пространств, временные переживания обязательно сопровождаются речевым комментарием «Я залезаю под стол», « Я лезу на стул» и т.д. Как принято в практике отечественного образования педагоги могут использовать несколько основных методических приемов, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект – показ предмета и его название – показ действий с предметами и их название. Все действия осуществлять, используя принцип итерации образовательных областей и согласно ФГОС уделяя основное направление игре.

Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, Обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесе­ния слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок — слово, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет функцию контроля: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки, и он увидит, что он где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное в деление звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указку в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово ммак, то (м), а если слово ммир, то (м’), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой подсхемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (ммак, миир) и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — серыми.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем они сами проводят звуковой анализ с помощью воспитателя. Для этого к доске может быть вызван один ребенок, который найдет все звуки слова. Можно вызывать на каждый звук по ребенку: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой — находит второй звук и т. д.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно, так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, и т.п.). Это помешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с согласными звуками.

Дети узнают, что этим звукам ничто « не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах- мак — (а), лук — (у), дом — (о), лес — (э), кит — (и), ДЫм _ (ы)’ Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с мощью воспитателя «проверяют» все остальные звуки, произнося их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их вывариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том что необыкновенным звуком в слове является, например звук (л) ш (с) и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваивается дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти необыкновенные звуки, которые мы произносимого полным голосом, называются «гласные» звуки и, разбипаяТпоня’ обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, звуки (м).(м’) «мешают» произносить губы; (с),(с’), (з), {з’) «мешают» произносить зубы и т.д. В форме загадок дети учатся определять, что «мешает» им произносить разные звуки. При этом воспитатель, наряду с согласными звуками, подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но все они обязательно при произнесении встречают во рту преграду. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков цо их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большого «братца» мы будем называть твер­дый согласный звук, а маленького — мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий — зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов, «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки (ж), (ш) не имеют мягкой пары, а у звуков (й), (ч) нет твердой пары.

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется их похожесть и различие. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой действительности языка. Примерно в то же время картинки-схемы на столах заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесе­ние слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком к учатся выделять его в слове. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок — замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в сло­ве более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществ­ляется на материале пяти звуковых слов типа мишка, слива, замок. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2—4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентировка в звуковой структуре слова, закрепляются умения ин­тонационно выделять звук в слове, определять его качественные ха­рактеристики, анализируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры:

«Назови слова». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию.

Методика игры такова: воспитатель предлагает детям назвать слова с каким-нибудь звуком, например (р), и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженое, самоварр и т.д. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку-игрушку, чтобы потом можно было их подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое действие, превращающее дидактическое упражнение в дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук (р’). Дети называют: ррис, берреза, бррюки, ррека, кррик, гррядка, рредиска и т.д. Снова за каждое правильное слово ребенок получает награду. В конце игры количество фишек-игрушек подсчитывается и определяется победитель. Если ребенок ошибается, госпитатель обязательно должен эту ошибку проанализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное ребенком, показать, что в нем нет нужного звука. Ни один неверный ответ не должен оставаться без внимания.

Игра «Назови слова» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обяза­тельно первый, в середине слова, последний. Игре можно придать тематическую направленность: предложить приготовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука (к) (игра «Обед»), или посоветовать отправиться в магазин и купить предметы для новой квартиры, в названиях которых есть звук (р) (игра «Новая квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук (м) (игра «Мамина сумка»).

Иногда в подобных играх дети допускают типичную сшибку: подбирая слова, они ориентируются только на классификационную группу, но забывают о том, что называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия предметов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержат звук (р), слова стол,шкаф, холодильник и т.п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое ошибочное слово, показав детям, что в нем отсутствует заданный звук, и вновь повторить задачу, поставленную в игре.

Игру «Назови слова» можно проводить в виде соревнования между рядами. Результаты учитываются при помощи значков, которые вос­питатель ставит на доске мелом за каждое верно названное слово. Для этого доска делится на части по числу рядов в группе. В конце игры значки подсчитываются и определяется ряд-победитель, который получает награду (флажок или вымпел).

Игра с заданиями или игра со звуками слова проходит через весь курс обучения грамоте. Задача ее — закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

После того как слово будет разобрано у доски и на столах у детей, воспитатель предлагает поиграть со звуками этого слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их мож­но разными способами в зависимости от уровня подготовка группы. Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обыгрывать. Например: «Наташа будет первым звуком в слове дом — звуком (д). Иди Наташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя — второй звук в слове дом — звук (о). Последним звуком в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты звук?» — «(М)». Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и ьзять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на помощь.

Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, «становится этим звуком».

После того как все вызванные возьмут из схемы должны стать у доски так, чтобы составить анализируемое слово. Воспитатель проверяет правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его

Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает детей подойти к нему. Здесь также используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет второй звук в слове, первый, третий). И наоборот. Называть звуки слова иди их порядковые номера можно по порядку и вразбивку. В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания не сложны и однообразны. По мере того как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных, звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля — первый гласный звук в слове миска. Витя — второй гласный. Катя — первый твердый согласный. Слава — второй твердый согласный. Настя — мягкий согласный». Или: «Лена — ударный гласный звук в слове сахар. Коля — безударный гласный» и т.д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым детям, более сложные — сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и становятся в нужной последовательности. Их товарищи у себя за столами проверяют правильность построения слова.

Если слово составлено неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо стать, чтобы получилось слово жук».

В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем дети). Например: «Звук (л’) (слово лист), покружись. Звук (с), отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук (т), назови пару своего звука. Звук (и), назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка)». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным (о) и т.п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.

Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова и садится на свое место.

Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закреплению умений различать гласные и согласные звуки (игра «Какой звук?») твердые и мягкие согласные («Твердый или мягкий?»), называть парные твердые и мягкие согласные звуки («Назови пару», «Назови свое слово»). Описание их дается в конспектах занятий.

Достаточно сложна для дошкольников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой — закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего- например: жук — куст — трамваи — якорь — репка — апельсини т д. Эта игра вводится тогда когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

Представление детей о звуковой структуре слова закрепляется в игре «Угадай-ка». В процессе игры дошкольники должны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с моделью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадай-ка» предлагается детям после того, как они достаточно прочно усвоят звуковой анализ слова.

Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

Предложенные игры помогают дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях

infourok.ru

Список литературы. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Список литературы

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 —№ 4.

3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.

4. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.

5. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

6. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.

7. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.

8. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. О. М. Дьяченко. —М.: Новая школа, 1997.

9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Младший и средний дошкольный возраст, —М.: Гном-Пресс, 1999.

10. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Старший дошкольный возраст, – М.: Гном-Пресс, 1999.

11. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». —М., 2000.

12. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». —М., 2000.

13. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». —М., 2000.

14. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада, – УЦ им. Л.A. Венгера «Развитие», —М., 2000.

15. Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. – УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие». —М., 2000.

16. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

17. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.

18. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.—М.: Гном-Пресс, 1999.

20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа / Под ред. О. М. Дьяченко.—М.: Гном-Пресс, 1999.

21. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.—М.: Гном-Пресс, 1999.

22. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О. М. Дьяченко,—М.: Гном-Пресс, 1999.

23. Роговин А. Хочу сделать сам, —М.: Педагогика, 1984.

24. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.

25. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

26. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

27. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. —М., 1977, —№ 4.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Наталья Варенцова — Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым. Воспитатель произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом. В результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков, что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове – способу естественного моделирования речевого звука. Эти упражнения могут использоваться в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонации, мимика, жесты и т. д.

Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.

Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр. В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной меркой, помогающей подладить свои движения к образцу (по мнению А. В. Запорожца). Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др.

При необходимости допустимы дополнительные занятия с детьми, у которых не скоординированы движения рук.

Средняя группа

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму

В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла- кукле, зайчик- зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать нельзя.

Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, тук – лук, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.

В этом возрасте дети получают представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Термин «слог» (так же как и «звук») не употребляется. Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно-, двух– и трехсложных слов. В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители – мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов.

На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: свистящие, шипящие, сонорные и другие (ьи, ж, ч, щ, ц, с – сь, з – зь, р – рь, м – мь), то есть такие звуки, которые можно произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (к – кь, д – дь, т – ть). Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков. Детей учат сравнивать слова по звучанию; различать пары звуков по твердости и мягкости и называть их соответственно «старшими» и «младшими братцами» (а не твердыми и мягкими согласными). Ребята легко устанавливают, что «большой мотор» звучит твердо (р-р-р), а «маленький» – мягко (рь-рь-рь), «большой комар» поет– з-з-з, а «маленький»- зь-зь-зь и т. п. Кроме того, для решения данной задачи дети оперируют предметными картинками, группируя их в соответствии с заданными звуками, заключенными в словах-названи-ях (б – бь, л – ль, с – сь и т. д.).

Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет (в отличие от традиционного понимания позиции звука в слове: начало, середина, конец слова).

В этом возрасте дошкольники успешно подбирают слова на заданные воспитателем звуки, чему способствует их умение вычленять отдельные звуки, а также привлекательность этих заданий (например, педагог предлагает детям положить в мамину сумку вкусные вещи со звуками к и кь и т. п.).

На занятиях по развитию звуковой стороны речи широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приемы, вызывающие интерес у детей этого возраста.

В средней группе увеличивается количество занятий, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук, усложняются упражнения, направленные на развитие этих умений.

Эти задания нацелены на развитие координированных движений обеих рук и гибкости мелкой мускулатуры кистей и пальцев. В средней группе не используется условное деление движений на две группы: для рук и для пальцев. Предлагаемые детям упражнения, как правило, сочетают в себе и те и другие движения. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Дети четырех лет с удовольствием включаются в совместную деятельность по подражанию и «проживанию» ситуаций, предлагаемых взрослым. Они уже лучше, чем раньше, могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. В этом возрасте дошкольники уже способны обращать внимание на сверстников и контролировать свои движения и движения других детей.

Старшая группа

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушками-заместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.

Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Например:

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Детям очевидно, что слово лев меняется на слово лес.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя «волшебные» звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это «поющие» (гласные) звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

profilib.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *