cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обучение грамоте детей с онр – . , — .

Статья по логопедии (подготовительная группа) на тему: Обучение грамоте детей с ОНР.

                             Обучение грамоте детей с ОНР.

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», — писала Т.Г. Визель в работе «Аномалии речевого развития ребенка» (М., 1995 г.).

Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова).

Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте. Многие авторы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).

Основные задачи:

  • сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
  • научить их произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
  • Для выполнения поставленных задач, в первую очередь, специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
  • Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.
  • Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.
  • Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость., пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.

Логопед проводит специальную работу по звуковому анализу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягкости, глухости, твердости, звонкости. Во II периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.

Дети складывают из букв разрезной азбуки слоги типа л- а, са, злу, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога.

 Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с — ш, р — л, с, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.

Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатанных карточках, читать слоги в специально вставленных лен тах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.

Систематически проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово: ко — шко — школа.

В конце II периода обучения детей учат членить предложения на слова, определять количество и порядок слов в предложениях типа: Тата спит. Дима ест суп. Аня купает куклу. Состав предложений усложняется постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.

Список использованной литературы.

  1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997
  2. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб 1997.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.
  4. Нище в а Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М., 2002.
  5. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2002.

nsportal.ru

Подготовка детей с онр к обучению грамоте через исползование


Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.
Поступление ребёнка в школу — важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом — занятие-спектакль, где дети — и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.
Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой — в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэт

educontest.net

Обучение грамоте детей с ОНР

Введение

Актуальность исследования. Дети с ОНР — особая категория детей, и организация работы по их подготовке к обучению грамоте имеет свои особенности. Для данной категории детей большую трудность представляет усвоение навыков звукобуквенного анализа и синтеза, им зачастую оказывается недоступным освоение таких абстрактно-символических понятий, как «гласные звуки», «твердые — мягкие звуки», «буквы», «слоги», «ударение», «предложение». Особую трудность для детей составляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. Зачастую, используя традиционные методы подготовки к обучению грамоте в работе с детьми с ОНР, педагоги оказываются бессильным перед стойкими неуспехами некоторых из детей. В связи с этим, на сегодняшний день ведутся поиски новых методов подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Разработкой данной проблемы занимаются российские и казахстанские педагоги. Среди российских авторов можно выделить работы Т. А. Ткаченко, которая предлагает использовать метод специальных символов в подготовке к обучению грамоте детей с ОНР [37]; работы М .Д. Маханёвой, П.Л. Гоголевой, Л. B. Цыбиревой, которыми рассматривается методика комплексной подготовки к обучению грамоте, включающая два основных направлении — развитие фонематического слуха и развитие и укрепление мелкой моторики руки [23]; работы Е. В. Серовой, которая предлагает использовать метод наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР [35]; метод Н. В. Нищевой, который предполагает разделение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения [33].

Среди казахстанский методистов вопросами подготовки к обучению грамоте детей с ОНР занимались Э. Э. Большебратская, Р. А. Жусупова.

Э. Э. Большебратская рассматривает методы исправления дефектов речи, развития всех компонентов речи, интеллектуального развития [2]. Р. А. Жусупова рассматривает игровые методы как наиболее эффективные в подготовке к обучению грамоте детей с ОНР [10].

Таким образом, анализ изученной научной и методической литературы обозначил противоречие между достаточной теоретической обоснованности необходимости подготовки к обучению грамоте детей с ОНР и недостаточной разработкой этого вопроса в практике работы дошкольного учреждения.

Таким образом, наличие данного противоречия определило проблему исследования: каково содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР?

Цель исследования: подобрать и разработать задания, направленные на обучение грамоте детей с ОНР и экспериментально проверить их влияние на эффективность усвоения грамоты в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: процесс подготовки к обучению грамоте детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: содержание процесса подготовки к обучению грамоте детей с ОНР

Гипотеза исследования: если в процессе подготовки к обучению грамоте детей с ОНР использовать задания, разработанные на основе метода моделирования, то это будет способствовать повышению эффективности усвоения грамоты, так как данные задания способствуют развитию умений дошкольника с ОНР необходимых для успешного овладения грамотой.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику речевого развития детей с ОНР.

2. Раскрыть особенности освоения грамоты детьми с ОНР.

3. Обосновать возможности использования современных методов в работе логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.

4. Отобрать методику и установить уровень усвоения грамоты детей с ОНР.

5. Разработать задания на основе метода моделирования, конспекты фронтальных логопедических

ru.essays.club

Консультация на тему: Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

«Подготовка к обучению грамоте детей с  общим недоразвитием речи

 III уровня»

Горбачёва Светлана Геннадьевна

учитель-логопед

МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка»

город Нижневартовск

[email protected]

      Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

       Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе        профилактики дисграфии и дислексии; четкая артикуляция звуков родного языка, хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.

       Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении грамоте, 

Это наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

        Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетический метод, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система, включающая в себя  фонематические представления, фонематический анализ и синтез.    Фонематические нарушения речи, при которых ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, приводит к тому, что дети  недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при  чтении и письме.  Таким образом,  дети с общим недоразвитием речи, без специально организованной коррекционной работы по подготовке  к обучению грамоте не смогут успешно обучаться в школе.

     Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно–действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых при организации коррекционно-образовательной деятельности, является  метод наглядного моделирования. Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им наиболее эффективно овладеть звукобуквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Одним из этапов логопедической работы при подготовке детей к обучению грамоте является развитие  звукового анализа и синтеза слогов и слов.

          Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений об элементарных формах фонем, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить их и наглядно увидеть.   Схемы и модели различных структур (слогов, слов, предложений, текстов) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст  членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

          Организация коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте  разделена на два периода – подготовительный и период непосредственной подготовки к обучению грамоте.

        Так в подготовительный период знакомство со звуками речи детям предлагается  начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях.

      На первоначальном этапе знакомим дошкольников с понятием «звук». Для того чтобы дети быстрее запомнили, что звуки только слышатся и произносятся, использую «Напоминалочку», а увидеть звуки помогают модели звуков «Веселые Ребята». Гласные – девочки в красных рубашках, согласные – мальчики. Синие рубашки – твердые звуки, зеленые рубашки – мягкие звуки. Когда «Веселые Ребята» берутся за руки, получаются слова. Также для индивидуальной работы у детей в «пеналах» имеются фишки красного, синего и зелёного цвета, которые используются для обыгрывания звукового состава слова.

    Помимо общепринятых обозначений звуков цветными квадратиками детям показываю рисунки, символизирующие звуки. При знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета, а звук [у] — кружочком с меньшим диаметром, звук [и] – прямоугольником, символ звука [ы] – половинка круга, [э] – овал. Символы звуков демонстрируются в домиках-панно «Звукового города». Данное панно помогает наглядно определить и запомнить характеристику звуков, образ букв.  Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

    Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, использую картинки-символы на «Звуковых полянках», комплекс упражнений для развития ручного и артикуляционного праксиса «Помогаем язычку», игрушка-лягушка, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать необходимый артикуляционный уклад языка. Также используются такие пособия как — «Паровоз», «Ракета», которые помогают понять и определить позиции заданных звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове.

     На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего. Далее вводиться условно-графическое обозначение понятия «слово» — для этого использую картонные полоски из наших «пеналов». Полоски разделены на 2,3,4 части и помогают ввести  понятие «слог», делению слов на слоги и умению их различать. С помощью данных моделей, даем ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать, прошагать), так и визуальных.

     При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Телега» дети слушают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. С этой же целью используются «Вагончики», в которых размещаются картинки, названия которых состоят из разного количества слогов. Так же детям предлагаются  игры – «Шагомер», «Телеграф», которые помогают детям упражняться в делении слов на слоги. С помощью цветных «кнопок» дети учатся делить слова на слоги, подбирать картинки к заданной слоговой схеме.  

  Метод моделирования позволяет детям образно представить структуру слова, используя, заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

     Во второй период проводится непосредственная подготовка к обучению грамоте  дошкольников подготовительной логопедической группы 6-7 года жизни. В этот период обучение начинается с повторения задач старшей группы, но на этом этапе задачи усложняются ,  дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя  схемы звукового состава слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков, а так же определять позицию звука, его качественную характеристику, вычленять  ударный звук, составлять схемы предложений.            

     При дифференциации звуков дети не только выделяют их, но и группируют по определенным признакам: твердости — мягкости, глухости — звонкости.

Учить составлять схемы предложений помогает набор конструктора «Строим предложения» — полоски для индивидуальной и групповой работы. Также дети делают зарисовки схем предложений в тетрадях. При усложнении работы над предложением детям предлагается восстановить деформированное предложение. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного его с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

      При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука – буквой, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются всё те же «Напоминалочки» в виде графических изображений.

       Для развития фонематического слуха наряду с уже известными играми «Слова рассыпались», «Живые звуки», использую  игры, которые очень нравятся детям — «Звуковая мозаика», «Звуковые лабиринты», «Звуковые часы».      Как более сложные задания  детям предлагаются кроссворды, перфокарты.

         Для того чтобы ребенок мог лучше запоминать буквы, различать похожие по написанию буквы, развивать пространственное мышление использую разрезные карточки с буквами.  На каждой карточке написано по одной букве. Карточки разрезаны на две части. Предлагается ребенку собрать буквы. Такие задания очень похожи на игры с разрезными картинками, которые нравятся многим дошкольникам. Составление «разрезных букв» помогают предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами», ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Так же с целью профилактики зеркальности на письме дошкольникам предлагаются карточки с правильным и зеркальным написанием букв.  С этой же целью используются «Буквы в окошке». Игра помогает хорошо запоминать графические образы букв, не путать буквы в дальнейшем. А «Буквенный конструктор» помогает детям запомнить, из каких элементов состоит буква, что способствует профилактике  пространственных нарушений.  

       С целью совершенствования зрительной и пространственной ориентации детям предлагается игра «Куда улетела бабочка?»

        Развитие графомоторных навыков у детей осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Для этого использую пособие «Маленький помощник», которое способствует формированию навыка правильного захвата карандаша.

          Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).

        Одной  из наиболее эффективных форм совместной работы родителей и детей  по закреплению звуков, умению соотносить звук  с буквой, умению работать с образом буквы    стало изготовление альбома «Мой букварь». Пособие «Мой букварь» создается в течение двух лет коррекционного обучения в процессе совместной деятельности детского сада — ребенка — семьи. Такой «Букварь» помогает ребёнку   запомнить буквы, дифференцировать схожие по изображению буквы, их пространственное соотношение.             Дети совместно с родителями   оформляют отдельные странички на каждую букву, которую изучили в детском саду. Еженедельно оформляется выставка изготовленных страничек, дети видят как можно по –разному оформить, украсить букву.  Ближе к концу коррекционного обучения  все странички оформляется  в одну книгу.  Обязательно делается обложка, на которой пишется название, и перечисляются все авторы-составители (ребенок и члены его семьи, которые помогали ему).

Таким образом, практика показала   эффективность использования метода наглядного моделирования в коррекционной работе  с детьми 5-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи  по подготовке детей к обучению грамоте. Результаты мониторинга показывают положительную динамику развития у детей фонематического  восприятия,  навыков звукового анализа и синтеза,   зрительного восприятия и пространственной ориентации.

Список литературы

  1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. – М., 1998.
  2. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
  3. Лопухина И. К. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997
  4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. 2002.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М., ВЛАДОС, 2001.

               

  1. Превращения слов./ Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном

                учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в     развитии

               // Вестник образования. — 1997. — № 6.

  1. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие.

                Санкт-Петербург , 1999

nsportal.ru

Методика обучения грамоте детей с ОНР — курсовая работа

  Благодаря этому создаются предпосылки  к практическому ознакомлению с некоторыми правилами правописания, которые должны проходиться на втором или третьем годах обучения. Так, например, при обучении грамоте возможно усвоение правописания звонких и глухих согласных связать с изучением звонких согласных и в следующем году закрепить это правило на более сложном материале.

  Следует особенно подчеркнуть то огромное значение, которое имеет при этом подготовка к усвоению нового грамматического понятия и работа над его четкой дифференциацией. Сначала ребенок практически знакомится с понятием, практически употребляет его в самостоятельной разговорной речи, а затем уже приобретенные знания оформляются в виде обобщений, объяснений, правил.

  Без тщательной отработки каждого нового задания, нового понятия, правила, без уверенности в том, что учащиеся их усвоили и могут применять в различных конкретных случаях, нельзя переходить к новому заданию.

  Обучение  грамоте строится на основе указанных  выше общих положений с использованием фронтального способа. Однако наряду с этим должен обязательно осуществляться и индивидуальный подход к учащимся в соответствии с особенностями нарушения речи каждого ребенка. Кроме того, необходимо учитывать характерологические особенности детей и усвоение ими программного материала во время всего периода обучения. Выполнение этих требований будет способствовать развитию умений и навыков учащихся. 

 

  Многие  считают, что если начать обучать грамоте позже, то это значит искусственно задерживать процесс овладения первоначальным чтением и письмом.

  Такое обучение приводит к буквослагательному приему чтения или к чтению целыми словами, к механическому овладению навыком. Чтобы избежать этого, необходимо так построить педагогический процесс обучения первоначальному чтению и письму детей с недоразвитием речи, чтобы он начинался с сознательного овладения звуками речи и буквами, а методом их усвоения являлся звуковой аналитико-синтетический метод.

  Овладение первоначальным чтением и письмом  предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты.

  Кроме того, следует подчеркнуть, что обучение грамоте не самоцель, а необходимое звено в общей единой системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развития речи.

  Обучение  чтению тесно связано с обучением  письму. Эта взаимосвязь реализуется следующим образом:

  1. На уроках чтения и письма изучается один и тот же звук и соответствующая ему печатная и письменная буква. При этом необходимо помнить, что каждая новая буква может быть показана учащимся только в том случае, если уже достигнуто ими правильное произношение соответствующего звука, обозначаемого данной буквой, и умение различать и выделять его из слов.
  2. Ознакомление с каждой новой буквой, печатной и письменной, проводится путем анализа элементов, составляющих ее начертания, а также путем сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами, выяснения общих и отличных элементов в их начертании.

  3. Дети читают то, что складывают из букв разрезной азбуки или пишут, и, наоборот, складывают и пишут то, что читают. Каждое слово новой звуко-слоговой структуры, до того как оно будет сложено из букв разрезной азбуки и записано, должно быть обязательно проанализировано. Учащиеся должны установить его слоговой состав, составить из букв разрезной азбуки, разделив на слоги, и прочесть все слово по слогам, а затем записать. Такая аналитико-синтетическая работа помогает практически осознать слоговой и звуковой состав слов и овладеть им.

  Таковы  общие положения, которые необходимо учитывать, приступая к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. 
 
 
 

  Остановимся на содержании и объеме знаний, получаемых детьми в процессе обучения грамоте.

  Обучение  грамоте имеет  два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.

  Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению первоначальных

  элементов грамоты.

  Основные задачи добукварного периода:

  • Коррекция дефектов произношения;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Нормализация оптико-пространственных ориентировок;
  • Формирование графо-моторных навыков;
  • Развитие психических функций, которые являются базой речи (слуховое и зрительное восприятие, мышление и память).

  В этот период подготовка к обучению грамоте по своим целям и задачам совпадает с работой по общему развитию речи и формированию произношения.

  Дети  учатся пользоваться речью, обогащается  и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется большая работа по коррекции неправильно произносимых звуков, которая также предусматривает и развитие речевого (фонематического) слуха. У учащихся расширяется запас слов на отрабатываемый звук и появляется некоторый навык самостоятельного выбора слов с нужным звуком из обиходной речи. Все это создает практическую базу для работы по анализу и синтезу звукового состава слов. Дети подходят к анализу и синтезу открытого и закрытого слогов, состоящих из двух звуков, и полностью анализируют односложные слова, а также знакомятся в практическом плане с первыми терминами, обозначающими слово, звук, слог. Методические указания  по  подготовке учащихся, к анализу звукового состава слов в этот период даны в разделе формирования произношения.

  Звуковые  упражнения имеют большое значение для формирования у детей  навыков  правильного  письма и чтения. Но этого недостаточно. Специальное время и внимание должно быть уделено развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаз и руку ребенка к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради. У детей с недоразвитием речи нередко   имеются   также   и   моторные   затруднения, поэтому при выработке графических навыков правильного письма у них наблюдается  напряженность и  неуверенность движений,  скованность тела. Преодолению этих трудностей могут помочь   специально   предусмотренные упражнения по рисованию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямолинейных фигур и печатных букв из палочек и т. д.

  При выполнении этой работы следует обращать внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держания ручки, координации движений. 

  В букварный период учащиеся продолжают практически знакомиться со звуками речи и обозначающими их буквами, учатся составлять слова из букв и слогов, овладевают процессом чтения и письма, усваивают на практике ряд элементарных правил грамматики и правописания. Направленность на развитие познавательных интересов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, сознательное выделение детьми акустических и артикуляторных признаков звука сохраняется также при изучении всех основных звуков речи. 
 
 

  1.4. Этапы обучения грамоте.

  Преодоление отклонений в развитии возможно лишь при  наличии стройной поэтапной коррекционной работы по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи грамоте:

  Первый  этап обучения грамоте.

  Первоначальные  знания и навыки по анализу и синтезу звукового состава слова по существу должны быть усвоены учениками в период первого года обучения. Однако глубокие речевые нарушения, которые имеются у детей, мешают прочному усвоению этих знаний. На втором году обучения следует вновь возвращаться к этому материалу, закреплять знания детей о звуковом составе слова и повторять ранее пройденные звуки и буквы.

  Прежде  чем учащиеся непосредственно приступят  к практическому изучению звуков и букв, отводится время на так называемый подготовительный период (две недели).

  Это обуславливается тем, что в этот момент приступают к обучению грамоте вновь пришедшие дети, которые не прошли длительного подготовительного периода в старшем приготовительном классе.

  Задача  этого периода заключается в том, чтобы у одних детей закрепить, у других — создать, некоторую, практическую, базу по анализу и синтезу звукового состава слова. Большое внимание отводится развитию речевого слуха и умению правильно и четко произносить звуки родного языка. С теми детьми, которые не занимались в старшем приготовительном классе, проводится большая работа по коррекции неправильно произносимых звуков, а с другими — по закреплению их в речи. Разница в объеме знаний сглаживается только постепенно, поэтому работа с детьми требует индивидуализации.

  Уроки так называемого подготовительного  периода обучения грамоте по своим целям и задачам тесно переплетаются с уроками произношения. В первую очередь ставятся и отрабатываются звуки, необходимые для введения их в грамоту (р,  с,   ш, л,  ж,  з,  б и др). Как только удается получить  

  правильное  произнесение звука, начинается работа над другим звуком, а этот  

  звук  тут же закрепляется в слоговых сочетаниях, словах и вводится  в самостоятельную речь детей.

  Дальнейшее  закрепление правильного произношения отрабатываемого звука происходит в процессе работы над другими звуками и во время обучения грамоте.

  Особое  внимание уделяется сознательному  закреплению артикуляции отрабатываемого звука. От учащихся требуется, чтобы они точно знали положение органов речи при его произношении, умели рассказать и показать, в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые связки, какова сила и направление струи выдыхаемого воздуха, как проверить правильное произношение звука.

  Такое сознательное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение не только для четкого произношения звука, но и для его различения. Вырабатывается точное соотношение между артикуляционным и слуховым образом звука. Учащиеся научаются проверять правильное звучание звука при собственном его произношении и у своих товарищей. Они начинают постепенно обращать внимание на звуковую сторону речи, начинают понимать, что слово состоит из звуков и что каждый звук имеет определенную артикуляцию, звучание и смыслоразличительное значение, что наличие, отсутствие или замена звука может изменить значение слова.

  У них расширяется запас слов на отрабатываемый звук и появляется некоторый навык самостоятельного выбора слов с нужным звуком их обиходной речи. Все это создает базу для работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов.

  Одновременно  учащиеся систематизируют полученные ранее навыки разлагать слово на слоги и звуки и соединять его элементы. Упражнения ведутся на таком словесном материале, звуковой состав которого правильно произносится всеми учащимися. Дети учатся самостоятельно придумывать слова, расчленять их на слоги и звуки, выделять нужный звук, находить его в других слогах и словах. Все это проделывается устно.

  Отдельные звуки, выделенные из слова, уточняются по артикуляции и звучанию, так как у детей нет достаточно четкого звукового образа даже сохранных звуков из-за смазанного, невнятного произношения слов.

  Особенно  большое значение имеет работа над  гласными. Учащиеся должны научиться четко произносить их изолированно в слогах и словах, различать их и отделять от предшествующего согласного.

turboreferat.ru

Дипломная работа на тему «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте»

ВВЕДЕНИЕ…3

Глава 1. Теоретические основы подготовки к обучению грамоте детей с ОНР…9

1.1.Проблема готовности ребенка к обучению грамоте в школе. …9

1.2. Понятие ОНР: виды, причины, особенности. …13

1.3. Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с ОНР. 24

Выводы по 1 главе. .34

Глава 2. Экспериментальное исследование готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте…35

2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента. …35

2.2  Методики исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. ..36

2.3. Анализ результатов исследования. .41

Выводы по 2 главе..57

Глава 3. Организация процесса по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР..58

3.1. Теоретическое обоснование экспериментального обучения. …58

3.2. Методика обучения детей с ОНР грамоте……..57

3.3. Анализ контрольного эксперимента…….67

Выводы по 3 главе…76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…79

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой именно для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) системы и деятельности  обобщенных и более конкретных  знаний. То есть, у него формируется личностная и психологическая  готовность к систематическому школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе является лишь одной из главнейших задач воспитания и обучения  детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования помогает предоставить целостное гармоническое развитие детей данного возраста. Подготовка детей к школе включает в себя две главные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и подготовка к усвоению тех предметов, которые, в свою очередь, он будет изучать в школе.

Старший дошкольный возраст – это возраст подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к освоению письмом и чтением  является одной из самых главных во время организация работы с детьми младшего и дошкольного  школьного возраста.  Еще в 50-е годы о проблемах начального обучения грамоте говорил  Д.Б. Эльконин; о задачах формирования навыков чтения и письма, о проблемах речевого развития детей писали  Л.Н. Толстой  и  К.Д. Ушинский. О психологической подготовке ребенка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов в своих работах говорил Л.С. Выготский.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению грамотой выявило, что в последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности во время усвоения школьной программы. Нарушение чтения и письма является довольно распространенным среди учащихся массовых школ и приводит впоследствии к дисграфии, дислексии, дизорфографии. У достаточно большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений  во время поступления в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому ещё до поступления в школу надо уделять достаточно большое внимание формированию готовности детей к успешному освоению грамотой, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.      

Как показывает практика, формирование  требуемого уровня школьной готовности невозможно без  активного участия родителей и воспитателей. Для данного им необходимы некоторые знания о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и совершается на занятиях в дошкольном образовательном учреждении на базе привычных именно для ребенка видов деятельности: рисования, игры, конструирования, освоения элементов труда и учения.

Специалисты отмечают, что подготовка к школе – это не только лишь способность ребёнка читать и считать, всё гораздо сложнее. Не всегда ребенок, знающий цифры и буквы, умеющий считать и читать, чувствует себя уверенно в школе, нежели тот ребенок, который, в свою очередь, умеет свободно высказать свое мнение, который, в свою очередь, проявляет интерес ко всему новому, стремится к дружбе и общению, хорошо физически развит.

Подготовка ребенка к школе — это проблематичный процесс. Чем до этого ребенок научится не только лишь считать и читать, но и сравнивать, размышлять, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится быть и дружить  физически активным, тем интереснее и легче  ему будет учиться в школе.

Проблема готовности к обучению грамоте  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Исследованием в данной области занимаются: В.М. Астапов, Е.Н. Кравцова, А.И. Сорокина,                Л.Ф  Тихомирова.

Невзирая на то, что достаточно большинству детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая поддержка, у них возникают трудности во время обучения  в общеобразовательном учреждении. Подобным образом, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.

Причинами этих трудностей являются не только лишь нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, достаточно мелкой моторики, ощущения ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений благоприятствует в какой-то степени более успешному обучению грамоте.

Эффективность в обучении грамоте, по словам Л.С. Выготского,  можно достигнуть при максимальном учете возрастных возможностей и особенностей  ребенка: состояния его готовности к освоению грамотой, который, в свою очередь, включает в себя состояние развития графических навыков, фонематического слуха, ощущения ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с общим недоразвитием речи эти функциональные звенья в значительной мере нарушены[12].

Е.Н. Кравцова  доказала, что своевременное воспитание у старших дошкольников умения к усвоению морфемного и звукового  состава слова, способно предотвратить возникновение нарушений письменной речи.

А.И.  Сорокина  выдвинула положение о взаимосвязи между нарушениями компонентов речи с отклонениями  в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте. Связь между общим недоразвитием трудностями и речи  во время обучения грамоте позволила выделить психические процессы, являющиеся предпосылками успешного освоения грамотой [49].

Именно для успешного освоения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой письменной и устной  речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой, в свою очередь, каждая единица характеризуется некоторой совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке подобными признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования.

Проблема развития речи у  детей в наши дни как никогда актуальна. Все  больше встречается детей с задержкой речевого развития, с разными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок  почти не говорит. Или говорит, но понять его  способна только лишь мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропатологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами,  очень  сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка полезнее как можно раньше до этого. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе [1, с. 15]. 

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, достаточно низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции — ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной выразительностью  и внятностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звуко-буквенного восприятия и звуко-буквенного анализа (достаточно низкое развитие фонематического слуха) — недостаточное развитие  умения  узнавать,  слышать и  выделять звуки и их сочетания, не путать их. Не менее главные   навыки  звуко-буквенного синтеза —  способность понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями [11, с. 114].

Приобретение знаний обязано стать именно для ребенка осознанной целью, он обязан понимать, что выполняет те или другие действия именно для того, для того чтобы чему-то научиться.

Объект исследования: готовность к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Подобным образом целью нашего исследования является — изучить особенности готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР.

Согласно с целью и гипотезой нами сформулированы задачи исследования:

1. определить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.

2. Уточнить представления об обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.

3. Подобрать способы и методы  формирования (определить сущность методик исследования) готовности к обучению грамоте детей с ОНР.

4. Провести методики и обработать результаты.

5.выявить эффективность коррекционной работы.

Гипотеза исследования: известно, что у детей с ОНР существуют трудности с обучением грамотности. Мы предположим, что эффективность работы будет выше с помощью специально подобранных методик по формированию готовности к обучению грамоте (развитие графических навыков, пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики и координации движений пальцев рук, фонематического восприятия).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс эмпирических методов научного исследования: наблюдение, анализ и синтез, и научное исследование как процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

База исследования: ДОО  №5 п. Серебряные Пруды

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех развернутых глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении  обосновывается актуальность темы исследования, поставленные цели и задачи настоящей работы. В первой главе  проводится  анализ программы обучения воспитания детей, определяется понятие ОНР: виды, причины, особенности. Так же рассматриваются возможные уровни речевого развития ребенка и приводятся основные лексические ошибки, производится анализ ошибок и трудностей, с которыми, в свою очередь, сталкиваются дети с общим недоразвитием речи,  Во второй главе  проводится экспериментальное исследование готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, рассматривается организация исследования, анализируются данные  для проведения обследования готовности ребенка к обучению грамоте и составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки согласно с возрастными особенностями детей, проводится анализ полученных результатов. В третьей главе    изучаются особенности процесса подготовки к обучению грамоте детей с ОНР, организация процесса по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи, а так же рассматриваются методы логопедической работы по подготовке к обучению грамоте  дошкольников с общим недоразвитием речи. В заключении дается краткий анализ всей работы.  

diplomotlichno.com

Методика обучения грамоте детей с ОНР — курсовая работа

  Федеральное  агентство по образованию

  Башкирский государственный  педагогический университет

  Институт  педагогики

  Кафедра специальной педагогики и психологии 
 
 

  Курсовая  работа по методике  преподавания   русского языка:

  Методика  обучения грамоте детей с ОНР. 
 
 
 
 

  Выполнила: студентка 515 гр.

  Специальности: логопедия

  Гареева  Алсу

  Проверила: ассистент

  Бурзянцева  Л.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Уфа – 2005

  Содержание:

  Введение  3

  Глава 1. Особенности обучения грамоте детей с ОНР. 5

      1.2. Взаимосвязь обучения чтению с обучением письму. 10

  Заключение.  28

  Список  литературы.  31

  Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  Обучение  грамоте – это самая древняя  отрасль методики родного языка. Элементарная грамота (читать, писать) – это ключ к массовому образованию. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

  Вхождение начинающего ученика в новую  для него и обширную область познания и развития – изучение родного языка составляет стержневую и главенствующую задачу обучения грамоте.

  Обучение  грамоте выступает в качестве введения ученика в систематическое  изучение родного языка.

  Контингент  общеобразовательных школ  за последние  годы претерпел значительные изменения. С каждым годом  среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из них могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить и в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при таких школах логопедических пунктах.

  Дети  с тяжелыми нарушениями речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова, поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать как в массовой школе. Для этого необходима своя методика обучения грамоте.

  Цель  курсовой работы – выявить особенности методики обучения грамоте детей с ОНР.

  Задачи: изучить литературу по данному вопросу, выделить особенности методики обучения грамоте детей с ОНР.

  Объектом  данного исследования является процесс обучения грамоте детей с ОНР.

  Предмет исследования – методика обучения грамоте детей с ОНР.

  Гипотеза — методика обучения грамоте детей с ОНР имеет ряд отличий от методики обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием.

  Теоретические положения: среди исследователей, занимавшихся изучением методики обучения грамоте детей с нарушениями речи можно назвать таких ученых, как Спирова Л.Ф., Сальникова Т.П., Комаров К.В., Каше Г.А., Ястребова А.В., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А..

  Методы  исследования:  в исследовании использовались методы изучения различной литературы по данному вопросу, рассматривались условия обучения грамоте детей с ОНР, выявлялась взаимосвязь обучения чтению с обучением письму, выделялись периоды обучения грамоте.

  Курсовая  работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлены уроки обучения грамоте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.

    1. Условия обучения грамоте детей с ОНР.

  Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова, поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается   особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию произношения.

  В свою очередь обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

  В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается   звуко-буквенный   состав   слов.  Наблюдения над звуковым  составом   слова,  сравнение   и сопоставление сходных и различных признаков, логические упражнения по анализу и синтезу способствуют формированию у детей четких и ясных представлений о звуковом составе слова, что в свою очередь приводит к закреплению правильного произношения, приучает сознательно читать и писать. 

  При обучении грамоте  детей с недоразвитием  речи следует учитывать ряд условий:

  1. Обучение чтению  и письму ведется  только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами, а отсюда — в предупреждении специфических дисграфических ошибок.

  Каждый  звук изучается вначале на уроках произношения, и лишь после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква. В этом смысле обучение грамоте строится как непосредственное продолжение обучения произношению, хотя изучение звуков в произношении нередко начинается задолго до прохождения их на уроках грамоты. Например, работа над мягкими или звонкими согласными в произношении в некоторых случаях продолжается более года, прежде чем эти звуки соотносятся с соответствующими буквами.

  В процессе работы над произношением  ребенок научается не только правильно произносить звук в словах и фразах различной сложности, но и отличать его от других звуков и правильно выделять из слова. Особенно много внимания уделяется различению звуков, отличающихся друг от друга тонкими акустико-артикуляционными признаками. Пока учащиеся не научатся правильно произносить и различать такие звуки, невозможно обеспечить верную и прочную связь между звуком и буквой.

  Несмотря  на это, не следует задерживать процесс  обучения грамоте до тех пор, пока будет сформировано правильное произношение всех звуков речи. На определенном уровне развития произношения у детей, как уже было показано, появляется готовность к обучению грамоте. При этом следует иметь в виду, что если на первых порах наблюдается как бы разрыв во времени между изучением звука в произношении и в грамоте, то на дальнейших этапах обучения усвоение грамоты непосредственно следует за развивающимся произношением.

  2. Порядок прохождения  звуков и букв  на уроках грамоты иной, чем в массовой школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении.

  В первую очередь изучаются те звуки, которые произносятся детьми в основном правильно. Это следующие звуки и соответствующие им буквы: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л. Исключение могут составить такие звуки, как ы, с, л, которые в некоторых случаях произносятся детьми дефектно. Однако они должны быть в момент соотнесения их с буквой уже поставлены и отработаны в произношении.

  Затем постепенно начинается работа над звуками, неправильно произносимыми, которые во время специальных занятий по коррекции произношения исправляются одними из первых (ш, р, ж, некоторые мягкие фонемы), и наконец включаются в работу все остальные исправленные и поставленные звуки (й, мягкие фонемы, звонкие согласные, аффрикаты).

  С целью предупреждения специфических  ошибок в письме детей с общим  недоразвитием речи, в частности ошибок на замены букв (пб, сш, зж и т. д.), необходимо раздвинуть во времени изучение парных акустических сходных звуков и соответствующих им букв. Например, ш не дается вскоре после с, д — после т и т. д.

  1. Темп прохождения всех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе. Весь процесс обучения грамоте рассчитан на полтора года, причем большое значение придается   подготовительному периоду. Он тесно связан с общим уровнем развития речи детей, и в зависимости от этого его продолжительность может колебаться от четырех до одного месяца.
  2. Большое внимание отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания. Для образования такого навыка необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

  Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения эти должны проводиться систематически. Вводится специально ряд логических упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, имеющих большое значение для формирования звуковой стороны речи.

  1. Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определенными предметами и явлениями действительности. Этот материал на первых порах обучения должен быть заранее подготовлен на уроках развития речи. Однако по мере обучения грамоте речевой   материал   становится   все  более  обширным   и сложным и, в свою очередь, способствует развитию лексики и грамматического строя речи.
  2. На протяжении всего периода  обучения грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и предупреждающая ошибки письма в период усвоения правил правописания.

  Известно, что учащиеся с недоразвитием речи не всегда успешно усваивают такие разделы программы, как правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных и т. д. (их проходят позже), так как у них с большим трудом формируется морфологический анализ слова.

  Для того чтобы облегчить усвоение этих разделов, уже с самого начала обучения детей грамоте большое внимание уделяется пропедевтическим упражнениям по анализу звуко-буквенного и простейшего морфологического состава слова.

  Обращается  внимание на общие и отличные признаки в словах, сопоставляются одинаковые корни и различные окончания, приставки или суффиксы. Дети практически подводятся к различным упражнениям по словоизменениям и словообразованиям. Эти упражнения не должны превышать познавательных возможностей ребенка, и проводить их следует в практическом плане, попутно включая почти в каждый урок по обучению чтению и письму. Повседневное использование этих упражнений на занятиях способствует формированию у детей умения образовывать слова и обращать внимание на их состав.

  Подобная работа предварительно ведется и на уроках развития речи.

  1. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала,  применение   таких   упражнений,  которые требовали бы использования приобретенных ранее знаний и умений.
  2. Одновременно с изучением звуков и букв следует давать связанные с ними элементарные правила грамматики и правописания. Уже с самого начала обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми грамматическими понятиями и обобщениями, которые постоянно 
    закрепляются,  уточняются   и   расширяются   в   процессе последующего обучения на усложненном материале. Это позволяет осуществить непрерывное повторение наиболее   трудных   разделов,    а    также   развивает   активное и самостоятельное   использование   правил  детьми. При этом наибольший успех достигается не простым увеличением количества повторений одних и тех же упражнений, а посредством разнообразного  и  систематического использования приобретенных знаний в разных условиях и на разнообразном материале.

turboreferat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *