cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обеспечение учебниками – Обеспечение школьников бесплатными учебниками на контроле

Обеспечение школьников бесплатными учебниками на контроле

В период подготовки школ к новому учебному году под постоянным вниманием   родительской общественности  должно находиться обеспечение каждого школьника бесплатными учебниками. При этом необходимо руководствоваться следующим.

Правовые основы

Согласно п. 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон об образовании) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая и расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

.

Закупка учебников и учебных пособий для обеспечения общеобразовательных организаций с 1 января 2014 года осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно положениям  части 4 статьи 18 Федерального закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют только:

1) учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учащимся школ «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» (статья 35 Федерального закона об образовании).

«Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (п.2 ст. 35  Федерального закона об образовании).

А вот пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, и (или) получающими платные образовательные услуги, согласно п. 3 этой же статьи,  осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные организации также могут привлекать на закупку учебников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства.

Примечание. Решение родительского комитета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения, принимается родителем добровольно, сумма взносов является произвольной, в том числе на приобретение комплекта учебников.

В связи с введение ФГОС произошло изменение основных образовательных программ и порядка формирования федерального перечня учебников и, как следствие, —  

изменение самих учебников. Поэтому учебники, рекомендованные для реализации некоторых учебных программ, по которым работали школы  до 2013 года, новым ФГОС не соответствуют и не могут быть использованы в учебном процессе. Таким образом, возникла необходимость приобретения новых учебников, и, следовательно, увеличение расходов.

Деятельность  школы  по обеспечению школьников бесплатными учебниками

В школе должны быть разработанные и утвержденные в установленном уставом школы порядке документы, регламентирующие её деятельность по обеспечению учебниками в предстоящем учебном году:

— приказ, утверждающий перечень учебников, порядок и график обеспечения ими в 2015-2016 учебном году;

— Положение об обеспечении школьников бесплатными учебниками;

— Правила пользования учебниками из фондов библиотеки;

— План мероприятий по обеспечению учебниками обучающихся всех категорий, в первую очередь, льготной категории.

Также в школе должна быть проделана  следующая работа:

проведена инвентаризация библиотечных фондов учебников и выявлен их дефицит, составлена заявка на учебники и учебные пособия, которая должна быть передана в орган управления образованием и отслеживаться ее выполнение;

— обучающиеся и их родители должны быть проинформированы о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в каждом классе, о наличии их в библиотеке школы и распределении их по классам, о порядке обеспечения обучающихся учебниками в предстоящем учебном году. Информация размещается  на информационном стенде и школьном сайте.

О норме обеспеченности учебниками

Приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определена

норма обеспеченности учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы общего образования: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.

О рабочих тетрадях

Ежегодно  вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями становится головной болью и для родителей и для органов управления образованием. Дело в том, что обеспечение рабочими тетрадями не имеет однозначной трактовки.

Одни  считают, что рабочими тетрадями обучающиеся должны обеспечиваться бесплатно, т.к. в соответствии с «ГОСТ 7.60–2003.Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» к учебным пособиям относятся учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

Другие  полагают, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и, ссылаясь на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относят их к практикумам,   утверждают, что для освоения образовательной программы и организации самостоятельной работы использование рабочих тетрадей является желательным, но не обязательным, т.к. в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ.

Таким образом, учитель может предлагать родителям приобрести рабочую тетрадь, так как использование рабочих тетрадей способствует повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, служит хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.

Вместе с тем педагогическими работниками в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно,  данное предложение не может выдвигаться в качестве обязательного требования.

Подобные позиции отмечаются и  в судебной практике. Так в решении Автозаводского районного суд г. Тольятти Самарской области от 6 мая 2015 года, сказано следующее:

«Рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников и не могут быть заказаны образовательным учреждением на субвенции, выделяемые из области.

В соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02 учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. относятся к учебным изданиям нового поколения, и их следует относить к практикумам. Согласно ГОСТ 7.60-2003 практикум — это учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Следовательно, рабочие тетради на печатной основе — это самостоятельный вид учебных изданий, который не является обязательным элементом учебного процесса. Основным и ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, является учебник. Рабочие тетради на печатной основе предназначены для индивидуального (одноразового) использования, они не могут использоваться в школьных библиотеках многократно на возвратной основе».

И в заключении преамбулы  решения отмечается: «Наряду с этим, рабочие тетради на печатной основе могут приобретаться на родительские средства в личное пользование учащихся на добровольной основе по решению самих родителей. Данное решение о приобретении рабочих тетрадей на печатной основе может быть принято на классном родительском собрании» (цитата приведена по http://sudact.ru/regular/doc/WxQM7L9YY5WJ/).

Обеспечение учебниками на  партконтроле

Обеспечение школьников бесплатными учебниками находится на контроле партии «Единая Россия». Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, федеральный руководитель проекта «Единой России» «Модернизация образования» Ирина Мануйлова сообщила:

«В этом году с учетом сложной экономической ситуации мы обязаны гарантировать неукоснительное обеспечение этой нормы для обеспечения учебниками всех наших школьников».

«Эту ситуацию партия «Единая Россия» будет брать на контроль и самым жестким образом спрашивать с исполнителей и ответственных, чтобы эта норма действовала», — отметила она, добавив, что соответствующие полномочия в сфере общего образования переданы в регионы.

Уважаемые родители!  Если ваших детей не обеспечили учебниками из фонда школьной библиотеки, не спешите покупать их в магазине. Зайдите на сайт образовательного учреждения или органа управления образованием в раздел, где опубликована полная информация об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой на 2015-2016 учебный год. Объективно оцените сложившуюся ситуацию по обеспечению учащихся учебной литературой и в случае нарушения законодательства РФ обращайтесь в орган общественного управления школы, в орган управления образованием, прокуратуру. Ваше заявление будет обязательно рассмотрено и вы получите ответ.

Примечание

1.С принятием 29 декабря 2012 г. нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, и в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ в общеобразовательных школах РФ введены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС): для начального общего образования(1-4 кл.), основного общего образования (5-9 кл.), среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).

2.В этом году все учебники должны быть представлены также в электронной версии. Как отмечают представители Минобрнауки, использовать электронную форму учебников смогут все участники образовательного процесса: учащиеся,  родители и педагоги. При этом дополнительных расходов со стороны родителей не потребуется, поскольку материально-техническое обеспечение, в том числе доступ к электронным формам учебников, входит в обязанности образовательных организаций. Электронные учебники могут быть использованы только если у школы есть сильное желание использовать инновационную технологию и только если родители согласны, чтобы их дети в школе постоянно работали с компьютером. Использовать электронный учебник — это право, а не обязанность учителя.

3.Партия «Справедливая Россия» внесла в Госдуму проект изменений в законе «Об образовании в Российской Федерации», которым предлагается переложить на федеральный бюджет финансирование закупок учебников и учебных пособий для школ по предметам основных общеобразовательных программ  и возложить на федеральные  органы власти ответственность за обеспечение школ учебниками.

При подготовке использованы материалы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 №08-548.pdf

www.mon.gov.ru

http://novosibirsk.er.ru/news/2015/2/12/edinaya-rossiya-prokontroliruet-obespechenie-shkol-besplatnymi-uchebnikami/

http://www.spravedlivo.ru/5_70320.html

РИА Новости http://ria.ru/society/20150220/1048804040.html#ixzz3gDfWmKHN

eduinspector.ru

Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2016 года №НТ-393/08

ПИСЬМО

от 18 марта 2016 года N НТ-393/08

Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)



В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:

— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Также обращаем особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 (далее — ГП «Доступная среда»), предусмотрено за счёт средств федерального бюджета предоставление субсидий на создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства федеральной субсидии и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации могут использоваться, в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 (далее — ФЦПРО), также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ за счёт средств субсидии из федерального бюджета.

Просим обеспечить исполнение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в полном объёме за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств, предусмотренных на реализацию мероприятий ГП «Доступная среда», ФЦПРО.

Первый заместитель министра
Н.Третьяк




Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Вестник образования России,
N 7, апрель 2016 года

docs.cntd.ru

Об обеспечении учебниками и учебными пособиями

ИЦ РАО «Библиотека им. К.Д. Ушинского» предлагает познакомиться с информацией  об обеспечении учебниками и учебными пособиями. 

В период проведения работ по закупке учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей на 2017-18 учебный год ИЦ высылает список часто задаваемых вопросов: 

Какими нормативными документами регламентируются вопросы обеспечения учебниками и учебными пособиями?

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 8. (п. 3, п. 6, п. 10), статья 18 (п. 1; п. 2; п. 4 ч.1, 2), статья 28 (п. 3 ч. 9), статья 35 (п. 1, п. 2), Статья 47 (п. 4).

В чьих полномочиях находится вопрос обеспечения учебниками и учебными пособиями?

Согласно ст.8 273-ФЗ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Субъект – организует обеспечение всех общеобразовательных организаций, реализующих аккредитованные образовательные программы, которые действуют на территории субъекта учебниками и учебными пособиями. А муниципальные и государственные образовательные организации участвуют финансово. Частные образовательные организации организуют обеспечение учебниками своих школ самостоятельно за те деньги, которые через субсидии приходят из региона.

Какова норма обеспеченности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося?

Согласно ФГОСам всех уровней школьного образования (п. 27) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; — не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Какими учебниками и учебными пособиями можно пользоваться в образовательной деятельности?

Согласно ст. 18 и ст.28 273-ФЗ школа самостоятельно формирует список учебников и учебных пособий в соответствии со своей образовательной программой. В данный список могут быть включены только учебники, входящие в ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утвержденный Приказом от 09 июня 2016 г. № 699.

В чем разница между учебниками и учебными пособиями?

Учебники – это учебные издания, включенные в Федеральный перечень учебников которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; Учебные пособия – это те учебные издания, которые изданы организациями, включенными в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ от 09 июня 2016 г. № 699).

Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?

Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1) образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий, которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.

Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не входящие в список учебников и рабочих пособий, утвержденных школой?

Если учебное пособие не включено в данный список, значит это учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и может использоваться для дополнительного самостоятельного изучения

Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенных в перечень?

Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет бюджета, а как факультативное. А по-хорошему, конечно, те учебные пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.

Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий школ?

Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что они соответствуют образовательной программе конкретной школы.

Какие приказы формируют действующий Федеральный перечень учебников?

Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказы № 1529 от 28.12.2015г., № 576 от 08.06.2015г., № 38 от 26.01.2016г., № 459 от 21.04.2016г., № 1677 от 29.12.2016г., № 535 от 08.06.2017г., № 581 от 20.06.2017г., № 629 от 05.07.2017 г. о внесении изменений в Федеральный перечень учебников

Можно ли пользоваться учебниками, которые не были включены в действующий ФПУ (например Английский язык, 2-11 классов, автора Биболетова М.З., издательство «Титул»)?

Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» допускает использование учебников из предыдущего перечня в течение 5 лет с момента издания приказа, НО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАКОНЧЕННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ. Например, если в 2013-2014 учебном году 7 класс начал изучение языка по данной предметной линии, то этот класс может продолжать заниматься по ней до 9 класса. Но в 10 классе эти учебники использовать нельзя Законченные предметные линии: 2-4 класс, 5-9 класс,10-11 класс.

Можно ли пользоваться учебниками, которые были исключены из ФПУ?

Да, можно в установленные законодательством сроки. Эти сроки указываются в начале приказа, которым соответствующий учебник исключен из ФПУ. Обычно этот срок 5 лет. Такое решение принимается Научно-методическим советом для каждого конкретного случая. Если в приказе формулировка о сроке использования учебника отсутствует, значит исключенный учебник  нельзя использовать в образовательной деятельности с момента вступления приказа в силу.

Какой срок фактического использования учебников в школах?

Библиотечный фонд образовательной организации обновляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

и федеральным перечнем учебников. Проведение системной работы по списанию учебных пособий и учебников из библиотечного фонда образовательной организации, в том числе и по причине частичной либо полной утраты потребительских свойств, ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, непрофильности относится к компетенции образовательной организации.

Таким образом, использование учебников из федерального перечня возможно до внесения изменений в федеральный перечень учебников или до полной утраты потребительских свойств учебника.

Имеют ли право образовательные организации заключать договор о сотрудничестве с издательствами по апробации учебников, которых нет в Федеральном перечне  и соответственно  не прошедшими экспертизы?

Нет, не имеют. В действующем законодательстве подобная возможность для школ не закреплена. Для освоения образовательной программы могут быть использованы только учебники ФПУ или учебные пособия, изданные организацией, входящий в Перечень организаций в соответствии с приказом Минобрнауки России № 699. (при этом они должны иметь статус учебного пособия, а значит пройти определенные экспертизы).

Может ли рабочая тетрадь приобретаться родителями?

Если рабочая тетрадь включена в список учебников и учебных пособий, необходимых для освоения основной образовательной программы образовательной организации, то она обязательна к изучению и должна приобретаться только за счет бюджетных средств. Если рабочая тетрадь не указана в данном списке – она является не обязательной к изучению. В данном случае школьные библиотеки ее не закупают и не выдают. Учителя могут лишь порекомендовать родителям  купить ее детям только для самостоятельного изучения дома, но ни в коем случае не имеют право требовать ее обязательной покупки за счет средств родителей и использовать ее на своих уроках.

blog.zabedu.ru

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке предоставления в пользование учащимся учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания об обеспечении учебниками на 2017 – 2018 учебный год.

«Утверждено»

на педагогическом Совете

ГБОУ Школа № 74

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке предоставления в пользование учащимся учебников,

учебных пособий, а также учебно-методических материалов,

средств обучения и воспитания об обеспечении учебниками

на 2017 – 2018 учебный год.

 

1.Общие положения   

1.1. Положение разработано в соответствии со статьей 35 Федерального   закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О библиотечном деле», Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденном Минобрнауки, Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности».

1.2. Настоящее Положение  определяет   порядок  обеспечения   учебниками,   механизм  пополнения   и  обновления   их  в  соответствии   с  федеральными   перечнями   учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательной организации, реализующем образовательные программы общего образования и имеющего государственную аккредитацию.

1.3. Настоящее  Положение  регламентирует  порядок  учета,  использования  и  сохранения  библиотечного фонда учебников образовательной организации.

1.4. Настоящее Положение рассматривается и утверждается Педагогическим советом ГБОУ школы № 74.

 

2. Порядок комплектования библиотечного фонда

2.1. Образовательное учреждение самостоятельно в   определении:

— комплекта  учебников, учебных пособий, учебно — методических  материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в  соответствии   с  федеральными   перечнями   учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

— порядка  предоставления в пользование, порядка пользования  учебниками  и  учебными  пособиями  обучающимся,  осваивающим  учебные  предметы, курсы, дисциплины (модули) в пределах федеральных государственных стандартов, образовательных стандартов, а также осваивающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных  стандартов образовательных стандартов; порядка работы обучающихся с учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами;

— порядка организации работы по сохранению фонда учебной литературы школьной библиотеки.

2.2. Комплектование фонда учебников происходит на основе Приказа  Министерства  образования  и  науки  РФ «Об  утверждении  Федеральных  перечней  учебников,  рекомендованных  (допущенных)  к  использованию  в  образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих        образовательные  программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

2.3. Фонд учебной литературы комплектуется на основании субсидий, размер которых определяется Учредителем, а также за счет средств,  приносящих доход от дополнительных платных услуг.

2.4. Ответственность  за обеспечение обучающихся учебниками несет руководитель образовательной организации.

2.5. Механизм формирования фонда учебников включает следующие этапы:

— проведение диагностики обеспеченности обучающихся   школы   учебниками   на  новый учебный год  осуществляет педагог-библиотекарь, ответственный за  библиотечный фонд   совместно с  заместителем директора;

— ознакомление педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников,  рекомендованных         (допущенных)       к    использованию       в    образовательных   учреждениях на новый  учебный год осуществляется заместителем директора;

— составление  перспективного  плана  обеспеченности  обучающихся  учебниками  на новый учебный год осуществляется заместителем директора;

— утверждение  перспективного  плана  обеспеченности  обучающихся  учебниками  осуществляется на Педагогическом совете школы;

— оформление заказа учебников осуществляется на основе перспективного плана  обеспеченности     обучающихся     учебниками, согласуется с заместителем директора  и утверждается директором школы;

— приём   и  техническую    обработку    поступивших     учебников   осуществляет педагог-библиотекарь, материально-ответственное лицо за библиотечный фонд, назначенное приказом директора школы.

3. Порядок информирования участников образовательного процесса

    

3.1. Классные руководители, учителя-предметники   получают   информацию   об  обеспеченности  учебниками  обучающихся  на  новый  учебный  год  от педагога-библиотекаря,  ответственного за библиотечный фонд.

3.2. Информирование родителей   о  порядке   обеспечения    учебниками  осуществляется через классных руководителей.

4. Порядок пользования учебным фондом библиотеки

4.1. Все  категории   обучающихся    школы   имеют    право   бесплатного   пользования  учебниками из фонда библиотеки.

4.2. Учебники  выдаются  в  пользование  обучающимся  на  текущий  учебный  год.  

4.3. Учебники,  по  которым  обучение  ведется  два  или  несколько  лет,  могут  быть  выданы обучающимся на весь период изучения данного предмета.

4.4. Обучающиеся  получают учебники из фонда библиотеки  в конце учебного года по графику при   отсутствии   задолженности    за  предыдущий    учебный    год,  как  по  художественной, так и по учебной литературе.

4.5. Выдача комплектов учебников фиксируется педагогом-библиотекарем, ответственным за фонд библиотеки в «Журнале выдачи учебников» под личную подпись обучающегося.

4.6. В конце учебного года учебники и учебные пособия должны быть сданы в фонд библиотеки; сдача учебников происходит по заранее подготовленному графику, согласованному с классными руководителями.

4.7. При отчислении из школы обучающийся или его родители (законные представители)   должны    сдать  комплект    учебников,   выданный     в  пользование  библиотекой.

4.8.  В  случае порчи   или   потери   учебника   родители   (законные   представители)  обязаны  возместить  ущерб  и  вернуть  в  библиотеку  новый  учебник, соответствующий     по   всем   параметрам   ранее   утерянному    или  испорченному.

 4.9. В  целях снижения   веса ежедневного комплекта учебников и   письменных  принадлежностей, обучающихся возможно предоставление учебников по предметам музыка, изобразительное искусство, технология,       основы безопасности  жизнедеятельности,  физическая  культура,  основы  религиозных  культур и светской этики, мировая художественная культура, только   для   работы на уроках. В случае, если учебник или учебное пособие предоставлены обучающемуся только для работы на уроке, домашние задания по учебнику не задаются.

4.10. Учебно-методические  материалы, предназначенные для обучающихся, предоставляются бесплатно. Учебная литература для  индивидуальной работы обучающихся на уроке или подготовки к городским, всероссийским олимпиадам  предоставляются им в личное пользование на срок изучения учебного  предмета, курса, дисциплины (модуля).

 

nsportal.ru

Обеспечение учебниками из федерального перечня. Развитие школьных библиотек


Рекомендации по обеспечению учебно-методической литературы
В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Башкортостан об образовании общеобразовательные организации самостоятельно выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками ежегодным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год» утверждается Федеральный перечень.
Выбор учебной литературы определяется на заседаниях педагогического совета в соответствии с образовательной программой, учебным планом общеобразовательной организации, учитывая наличие 5-летнего фонда учебников. Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из критериев готовности образовательной организации к введению федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому целесообразно правильно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК). При правильном выборе УМК, целевом использовании финансовых средств разумно решаются вопросы нехватки учебников. На закупку учебников выделяются финансовые средства из республиканского, муниципального бюджета. Размещение заказов на поставку учебников федерального перечня должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Телефоны горячей линии отдела национального образования, регионального сотрудничества и учебного книгоиздания: +7 (347) 218-03-52, 218-03-54

Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА)

Объявление о проведении конкурсного отбора на право получения в 2016 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 3.1. «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

Протокол от 31 мая 2016 г. № 1/2016 заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению конкурсного отбора юридических лиц на предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-2. «Развитие школьной библиотеки»)

Протокол от 10 июня 2016 г. № 2/2016 заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению конкурсного отбора юридических лиц на предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-2. «Развитие школьной библиотеки»)

Протокол от 24 июня 2016 г. № 3/2016 заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению конкурсного отбора юридических лиц на предоставления грантов в форме субсидии из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (Конкурс ФЦПРО-2.3-08-2. «Развитие школьной библиотеки»)

education.bashkortostan.ru

Об обеспечении учебниками, учебными пособиями учащихся общеобразовательных учреждений края, Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 22 мая 2013 года №670

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 мая 2013 года N 670

Об обеспечении учебниками, учебными пособиями учащихся общеобразовательных учреждений края



Во исполнение пункта 6.1 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», пункта 2.14 Положения о министерстве образования и науки Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22 января 2011 г. N 21-пр, в целях своевременного и качественного обеспечения учебниками, учебными пособиями обучающихся муниципальных бюджетных (автономных) образовательных учреждений:
1. Отделу общего образования управления общего образования (Зотова Ю.В.):
1.1. Осуществлять координацию деятельности с органами местного самоуправления по организации обеспечения учебниками учащихся:
— за своевременным заключением муниципальных контрактов с издательствами на закупку учебников, учебных пособий;
— за обеспечением всех учащихся края к 1 сентября учебниками, учебными пособиями.
1.2. Организовать проведение мониторинга по обеспеченности библиотек краевых специальных (коррекционных) учреждений образования необходимыми учебниками, учебными пособиями.
2. Рекомендовать главам администраций городских округов и муниципальных районов края:
2.1. Осуществлять контроль за организацией обеспеченности учащихся учебниками, учебными пособиями и доставкой их до общеобразовательных учреждений города (района).
2.2. Организовать обеспечение в полном объеме учебниками обучающихся 1 — 11 классов за счет имеющихся учебных фондов и средств выделяемой субвенции местным бюджетам на обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
3.1. Разработать нормативные документы по обеспечению учебниками, учебными пособиями библиотек общеобразовательных учреждений.
3.2. Осуществлять контроль за проведением инвентаризации библиотечного фонда учебников, учебных пособий в общеобразовательных учреждениях города (района).
3.3. Обеспечить контроль за своевременным обновлением учебников, учебных пособий.
3.4. Заключать муниципальные контракты на приобретение учебников, учебных пособий с издательствами, которым принадлежат права на использование авторских изданий, в соответствии с объемом финансирования, предусмотренным в краевом бюджете на эти цели.
3.5. Осуществлять контроль за перераспределением учебников, имеющихся в фондах школьных библиотек, между общеобразовательными учреждениями.
3.6. Доводить до сведения участников образовательного процесса (в том числе с использованием средств массовой информации) порядок обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений учебниками, учебными пособиями.
3.7. Рекомендовать при организации образовательного процесса в 2013-2014 учебном году использовать учебники, изданные не ранее 2007 года, при их удовлетворительном состоянии и соответствии федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.
3.8. Осуществлять контроль за своевременной выдачей обучающимся комплектов учебников из фонда школьной библиотеки до 01 сентября текущего года.
3.9. Вносить в акт готовности общеобразовательных учреждений к началу учебного года пункт об обеспеченности обучающихся учебниками, учебными пособиями.
3.10. Организовать деятельность «горячей линии» по обеспечению обучающихся общеобразовательных учреждений учебниками, учебными пособиями.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления общего образования Хлебникову В.Г.

Заместитель Председателя
Правительства края — министр
А.А. Базилевский

docs.cntd.ru

Положение о порядке обеспечения общеобразовательных школ учебниками и учебно-методическими пособиями

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 16.12.2009 г.

МНО N 53, МФ N 115,

Минкультуры и спорта N КК-19

и УзАПИ N 05-04-02,

зарегистрированным МЮ

14.01.2010 г. N 2064

 

 

 

 

Настоящее Положение в соответствии с пунктом 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2006 года N ПП-362 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения учебниками общеобразовательных школ» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 22, ст. 190) определяет порядок обеспечения общеобразовательных школ и других общеобразовательных учреждений (далее — общеобразовательные школы) учебниками и учебно-методическими пособиями.

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение применяется к закупкам учебников и учебно-методических пособий, осуществляемым за счет бюджетных и спонсорских средств, кредитов и грантов международных финансовых институтов, арендных платежей за учебники и в целях обеспечения учебниками и учебно-методическими пособиями общеобразовательных школ.

 

2. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:

 

общеобразовательные школы — государственные школы общего среднего образования, школы-интернаты и специализированные школы, входящие в структуру Министерства народного образования Республики Узбекистан (далее — Министерство народного образования) и других министерств и ведомств;

 

учебники — книги, предназначенные для использования учащимися общеобразовательных школ, рекомендованные Министерством народного образования для использования в учебном процессе;

 

учебно-методические пособия (далее — УМП) — учебные пособия и рабочие тетради для учащихся общеобразовательных школ, методические пособия для учителей, рекомендованные Министерством народного образования для использования в учебном процессе;

 

комплект учебников — перечень ежегодно утверждаемых Попечительским советом внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан учебников, входящих в арендную систему по соответствующему классу и языку обучения;

 

внебюджетный Республиканский целевой книжный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее — Фонд) — целевой фонд, осуществляющий устойчивое и бесперебойное обеспечение средствами расходов по закупке и доставке учебников и УМП для общеобразовательных школ путем консолидации финансовых средств за счет бюджетных и внебюджетных источников;

 

Попечительский совет Фонда — руководящий орган Фонда, осуществляющий утверждение квот на закупку учебников, прогнозных параметров доходов и расходов Фонда, определение порядка исчисления и уплаты арендной платы, установление размеров ежегодной арендной платы за учебники, осуществление контроля за деятельностью исполнительной дирекции Фонда и другие задачи, определенные законодательством;

 

обеспечение учебниками — мероприятия по изучению потребностей в учебниках и УМП, по организации закупки, доставки и утилизации учебников и УМП, а также финансовой и иной отчетности по учебникам и УМП;

 

аренда учебников — организация временного платного пользования необходимыми комплектами учебников из школьного библиотечного фонда сроком на один учебный год для учащихся общеобразовательных школ;

 

арендная плата — платеж за аренду комплекта учебников по соответствующему классу и языку обучения в определенном учебном году, размер которого ежегодно устанавливается Попечительским советом Фонда и определяется в расчетном порядке с учетом прогнозируемых расходов для последующего обновления данных комплектов учебников.

 

3. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2006 года N ПП-362 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения учебниками общеобразовательных школ» учебники для учащихся первых классов общеобразовательных школ обновляются ежегодно, для 2-4 классов — раз в два года и 5 — 9 классов — раз в четыре года.

При этом обновление содержания учебников и УМП осуществляется не ранее чем через каждые четыре года.

 

 

II. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКАЗА

НА ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ И УМП ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ

 ФОНДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И СВОБОДНОЙ

РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ЯРМАРОЧНУЮ ТОРГОВЛЮ

И РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВУЮ СЕТЬ

 

4. Министерство народного образования ежегодно до 1 июня представляет исполнительной дирекции Фонда прогноз потребности в учебниках и УМП на следующий календарный год в разрезе бесплатного обеспечения из школьных библиотечных фондов и аренды учебников.

Окончательная потребность определяется Министерством народного образования ежегодно до 1 декабря и представляется в исполнительную дирекцию Фонда после формирования прогнозных квот.

 

5. Для формирования прогнозных квот Министерство народного образования ежегодно до 1 августа утверждает и доводит до каждой общеобразовательной школы список учебников и УМП, рекомендуемых для использования в следующем учебном году, согласно приложению 1 к настоящему Положению, а также публикует его в средствах массовой информации.

 

6. Список учебников и УМП, рекомендованных для использования, и перечень учебников, входящих в арендную систему, утверждаемый Попечительским советом Фонда, являются основой для формирования ежегодного заказа на закупку учебников и УМП для школьных библиотечных фондов за счет бюджетных средств и определения прогнозных показателей обеспечения учебниками и УМП за счет арендной платы.

 

7. Министерство народного образования разрабатывает и утверждает форму заявки на формирование заказа на закупку учебников и доводит до каждой общеобразовательной школы.

 

8. На основе Списка учебников и УМП, рекомендованных для использования, и перечня учебников, входящих в арендную систему, ежегодно, не позднее 15 сентября, общеобразовательные школы проводят опрос родителей или лиц, их заменяющих, о выбранном ими способе обеспечения учащихся учебниками на следующий учебный год.

 

9. Формирование заказа на закупку учебников и УМП осуществляется на основе анализа:

прогнозных показателей приема учащихся в первый класс;

результатов инвентаризации школьного библиотечного фонда;

результатов опроса родителей или лиц, их заменяющих, о выбранном ими способе обеспечения учащихся учебниками и УМП (приложение 2 к настоящему Положению).

Опрос родителей или лиц, их заменяющих, о выбранном ими способе обеспечения учащихся учебниками и УМП проводится администрацией общеобразовательной школы совместно с родительским комитетом.

При этом данный опрос не проводится среди родителей учащихся или лиц, их заменяющих, обеспечение которых комплектами учебников из школьного библиотечного фонда предусматривается на бесплатной основе.

 

10. При определении прогнозных показателей приема учащихся в первый класс общеобразовательная школа руководствуется результатами ежегодно проводимых обследований микроучастка, закрепленного решением органа государственной власти на местах за данной общеобразовательной школой.

 

11. Часть заказа на учебники и УМП школьного библиотечного фонда для обеспечения учащихся из семей, нуждающихся в социальной поддержке, формируется на основании ходатайства органов самоуправления граждан и представленного заключения родительского комитета.

 

12. Проект заказа на закупку учебников и УМП для школьного библиотечного фонда уменьшается на количество учебников и УМП, пригодных для дальнейшего пользования и соответствующих списку учебников и УМП, рекомендованных для использования Министерством народного образования и выявленных по результатам инвентаризации школьного библиотечного фонда.

При этом критерии оценки пригодности учебников и УМП для дальнейшего пользования определяются Министерством народного образования.

 

13. Проект заказа на закупку учебников и УМП для школьного библиотечного фонда и прогнозные показатели на свободную реализацию учебников и УМП обсуждаются педагогическим советом общеобразовательной школы и оформляются соответствующим протоколом.

 

14. Прогнозная квота на закупку учебников и УМП по общеобразовательной школе не позднее 1 октября представляется в районный (городской) отдел народного образования на бумажном носителе (в подписанном и утвержденном виде), а также в электронной форме.

 

15. Районный (городской) отдел народного образования проводит экспертизу прогнозных квот на закупку учебников и УМП по каждой общеобразовательной школе для следующего учебного года по предметам, в разрезе языков обучения, наименований учебников и классов, обобщает их и до 10 октября каждого года представляет прогнозную квоту на закупку учебников и УМП по району (городу) в Министерство народного образования Республики Кара

www.norma.uz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.