cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Не ручей ему имя а море – Иоганн Себастьян Бах. «Не ручей – море ему имя…»

Не ручей, а море имя ему. Клавир первый

Так сказал Бетховен, ибо Бах в переводе с немецкого — «ручей». Бах! Фамилия-слог. Бах- Демиург Музыки. Бах! Сокрушает.

В 1977 в небесное пространство отправился космический аппарат «Вояджер». К борту была прикреплена коробка с золотым диском, на который были записаны атрибуты и символы земной цивилизации. Между схемами молекул ДНК и РНК, изображениями мужчины и женщины, видами Земли и сценам из жизни её обитателей, сложнейшими формулами и прочими учёными вещами, были помещены все самые важные звуки, какие только можно услышать в человеческой жизни — плач ребенка, пение матери, шум волн и шелест листвы, шорох песка, голоса зверей и птиц, звуки дождя и музыка… Конечно, музыка. Хоть чем-то же нужно было убедить инопланетных существ в разуме землян. Как бесценный артефакт был послан «Хорошо темперированный клавир» Иоганна-Себастьяна Баха.

Справедливости ради надо сказать, что там были записаны произведения и Моцарта, и Бетховена, и джаз, и народная музыка… но, наверно, именно музыка Баха — это то, что что может быть понятно на языке всех цивилизаций. И неслучайно кто-то из критиков сказал, что Бах- композитор ХХ века. Да и историю самой музыки часто делят на два периода- добаховский и после баховский — раздел, точка отсчета, основа и эталон… Композитор — мифологема, волшебник (привораживал зверей своей музыкой), математик-кудесник музыки, гений из гениев, трудоголик из трудоголиков.

Он родился в удивительной семье, возможно, самой музыкальной семье на свете. Хотя прапрадедушка был всего лишь пекарем. Но почему всего лишь? Пекарем! И не простым. Фейт Бах играл на цитре, пока мельница молола зерно. Вероятно, булочки выходили вкусными.

О, да, музыка и хлеб, что может быть лучше! Разве только дети. Бахи были именно такого мнения. За 50 лет более 75 представителей их семейства стали профессиональными музыкантами (органистами, канторами, капельмейстерами, концертмейстерами.). Что интересно, из них более пятидесяти носили имя Иоганн.

Отец того самого Баха, которого все знают, ну, конечно, тоже Иоганн (Амброзиус) был… догадались?Да, музыкантом. В городочке Эйзенах он служил музыкальным директором и организовывал светские концерты, и исполнение церковной музыки. Неплохо, если учесть, что в городке было 6000 жителей. Так что маленький Иоганн рос под звуки всяческих музыкальных инструментов — удел и промысел.

В 9 лет будущий гений остался сиротой. За его воспитание взялся его дядя. Как его звали? Правильно, Иоганн. И ещё Кристоф. Дядя был весьма суров и по-немецки непрошибаем. Он твердо знал, что в 9 лет нельзя свободно играть по «взрослым» нотам. Они лежали у него в шкафу, и доступ племяшке к ним был запрещён—ДСП, типа (не древесно-стружечное, а пользования служебного). Итак, картина: малыш Бах, выбирая менее скрипучие половицы добротного немецкого дома, крадется на цыпочках впотьмах, чтобы открыть заветный шкафчик, дабы эти самые ноты взять, скопировать при свете Луны (иначе на утро: почему огарочек свечи?), отнести обратно, потом сделать вид, что не при делах. Счастье длилось 6 месяцев. И когда дядя узнал, что происходит, Вы думаете он восхитился? Нет, он закрыл шкафчик на ключ, чтобы не повадно было. Жадина и диверсант.

В школе «наш» Бах был просто блестящим учеником. Он даже оплатил часть расходов за свое обучение («классика» — великое дело, Бах знал латынь и репетиторствовал, а также пел в хоре).

Уже с 18 лет он самостоятельно зарабатывал: играл по случаю, сочинял по поводам, руководил хорами… Но поскольку Бах был Бахом, ни о чем другом, кроме музыки, он думать не мог. От этого постоянно возникали проблемы: то он «отлучался» надолго из церкви без уважительной причины, то во время службы — де мало играл на органе, то приглашал на хóры даму, чтобы с ней позаниматься музыкой, зато Не занимался дополнительно с рекомендованными музыкальным советом юношами, бесконечно ссорился с церковными певцами… А один раз и вовсе отсидел в тюрьме месяц за попытку оставить пост музыканта по собственному желанию. КЗОТ ГР тогда еще не был принят.

К 30-ти к нему пришла слава блестящего органиста и талантливого музыканта. Она (слава) была так велика, что на объявленное соревнование по мастерству, побоялся приехать признанный французский виртуоз органист Маршан. Испугался… ну, в общем, что-то ему помешало.

Удивительно, Бах просто считал музыку своим делом. Его портрет не оставляет сомнений в его полном физическом и душевном спокойствии. Неприспособленным мечтателем он не был.

Многие не могут совместить грандиозный композиторский талант Баха с персоной стопроцентного буржуа. Именно поэтому часто говорят о внеличности, «надличности» его творчества. Ведь даже чувства юмора у Баха не было. Он был сама серьезность и обстоятельность на каком-то молекулярном уровне. А как же его знаменитые «шутки», спросите Вы, чему так лукаво улыбается Спиваков каждую новогоднюю ночь с 31 на 1-ое? Первая шутка Баха была написана следующим образом. Его родной брат Иоганн (а как же ещё) Якоб решил составить компанию Карлу ХII и подыграть ему на гобое. То есть он подрядился в полк непобедимой шведской армии полковым гобоистом. Перед отбытием родственника на службу была устроена пирушка, по случаю которой Иоганн Себастьян написал программное произведение «На прощание с горячо любимым братом«. В тему расставания композитор ввел мотивы рыдания, слушая которые, гости умирали от хохота, а Бах недоумевал—он ничего такого… Наверно, необычное произведение не могло не сказаться на судьбе адресата. Якоб сыграл воинственно «в атаку» под Полтавой… мы помним, чем всё это закончилось. К тому же потом он еще и умудрился попасть в турецкий плен.

Очевидно, все-таки нельзя говорить о соответствии или не соответствии качеств характера и души творчеству. Что мы вообще знаем о материи искусства и вдохновения, о составляющих их тонких нитях, переплетающихся в нечто волшебное, доселе неведанное…

Бах был дважды женат. И, кажется, был в этих браках счастлив. Ну, когда замечал, что жена, как таковая, у него есть в наличии. После гибели первой осталось четверо детей. И Анне Магдалене, второй супруге, пришлось заботиться о них, хотя и собственная колыбель не пустовала. В этом союзе родилось 6 маленьких Бахов. Эта замечательная женщина ещё и пела в многочисленных концертах своего мужа, ибо она была певица и обладала прекрасным сопрано, переписывала его сочинения, занималась садом и музицированием… У неё в было 48 часов в сутках.

Ей было с кого брать пример: у Баха были все 96. Он каждый день давал уроки, репетировал с хором и оркестром, принимал участие в религиозных службах, дирижировал, настраивал свои музыкальные инструменты, изобретал новые.(он обратил внимание музыкантов на виолончель, дав ей солирующие партии в своих произведениях). Он никого не подпускал к своим оргáнам, всё делал сам. И конечно писал музыку…

diletant.media

Не ручей, а море имя ему. Клавир второй, последний

И конечно писал… писал музыку..а ещё бесконечные, занудные жалобы ко всяким городским властям, придворным и прочим службам. Ссорился он со многими и делал это тоже виртуозно. Например одна из его жалоб осуждала некого жителя Лейпцига за то, что он устроил свадьбу за пределами города, дабы избежать платы за свадебную музыку—это ещё что за дела! Но слишком уж «баналить» повседневную жизнь Баха не нужно. Например, подобно мушкетерам-забиякам Бах, случалось, и шпагу обнажал! А дело было так: дирижер церковного хора Гейербах отвратительно (с точки зрения Баха) играл на фаготе. Гений не стеснялся в выражениях и во всю издевался над горе-музыкантом, называя его «свинячьим фаготистом». Раз, приняв для храбрости мозельского, Гейбарх ответил, назвал метра «песьим отродьем». Оба выхватили оружие… Представляете, церковный органист и при шпаге… что-то обалденное… Они сошлись, причем на рыночной площади. Органист и глава церковного хора дрались на шпагах на базаре, подобно героям книг Дюма и Ростана!

Говорят, Бах любил такую забаву: он появлялся в какой-нибудь провинциальной церквушке одетый, как бедный учитель музыки, и просил у органиста сыграть на органе. Садился за инструмент и начинал… Присутствующие теряли дар речи, поражались блеску, мощи, красоте игры неизвестного. Некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может так играть на музыкальном инструменте, в испуге убегали. Они «узнавали» в пришедшем переодетого дьявола. Сам же Бах в конце жизни говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены».

Иногда Бах, играя для публики, импровизировал. Тогда орган мог звучать, как человеческая речь, в нем был и океан, и космос. Постепенно «лишние» мелодии уходили и оставалась только одна, звучащая на разные голоса, но так, как будто нота за нотой, к ней присоединялись всё новые и новые группы хора. «Голоса» переплетались во всевозможных сочетаниях — это и было искусство именно той совершенной полифонии, которую и подарил миру Бах. Его «большие» произведения начинались свободной прелюдией, фантазией или токкатой, а заканчивались фугой, которые он писал запросто. Фуга — это наистраннейшее музыкальное произведение: короткая тема (только в несколько нот порой), но повторяется разными способами. У него — аж до 18 вариантов одной темы, и некоторые можно играть снизу наверх.

Это был универсальный талант, настолько, что услышав начало музыкальной пьесы, он мог определить, как она далее продолжится и чем закончится. Он не мог не писать музыки, для него это было как дышать, а дыханию ведь невозможно научиться. Ему даже не нужно было сосредотачиваться, обеспечивать себе рабочее настроение, просить покоя и спокойствия (да и какое —при таком-то количестве детей?). Он просто садился и писал. Каждый день, или почти каждый. Этому поражались даже его близкие. Он зарабатывал музыкой на жизнь, и он ею жил в буквальном смысле этого слова. Это невероятное сочетание гения и трудолюбия, боговдохновенности и рациональности, пронзительной напряженности и бури творческой мощи с мудростью с непоколебимым спокойствием, высочайшей нравственности и светлой лиричности — это все Бах. Слава Баха старшего… а какая слава? Тогда её не было и это поразительно. Соотечественники и современники ценили исполнительский талант, а композиторский был предан забвению. Скорее уж его сыновья были на гребне популярности. Эммануил Бах, старший сын, выпивоха, бродяга, органист, чудный импровизатор, маэстро контрапункта и он же, маэстро утраченных возможностей, «Халльский Бах».

Растратил, раздебоширил, раздал, растерял и свой талант, и множество рукописей своего отца… Отчасти безвестность Баха того времени и можно объяснить этим: его произведения не были опубликованы (кроме «Выборной кантаты» и «Клавирных упражнений«). К тому же это было очень дорого. Всё осталось в рукописных нотных тетрадях, которые разделили между собой Фридеман и Эммануил. Разделили и… кстати, благодаря этому, все еще возможны «баховские» открытия в мире музыки. Рукописи, ведь, не горят, в отличии от текстов, опубликованных на сайтах…

Далее, Филипп Эмануэль Бах… о, это солидно, респектабельно, светски старомодно и буржуазно чопорно, но тоже очень талантливо. Моцарт о нем: «Он отец, мы — дети». «Детьми» к тому же оказались и Гайдн и Бетховен. Еще Иоаганн Христиан, лондонский братец, пожалуй самый успешный из всех сыновей. К отцу относился снисходительно, называл «старым париком». Это просто невероятно! Тогда о «море» никто и не думал, все приникали совсем к другим источникам, вовсе не считая их притоками. Один из самых влиятельных музыкальных критиков тогда Иоганн Маттесон полагал Баха композитором третьей руки и таланта, считая номером один— Генделя. Да и Тлемана с Зеленки ставил выше. Кстати, а Вы не знаете часом, кто это такие?

Интересно, что в это же время в 50 км от Лейпцига жил Георг Гендель. Бах и Гендель родились в одном году, оба были известны, но никогда не встречались.(Великолепный спектакль МХАТа с Ефремовым и Смоктуновским в главных ролях- «Возможная встреча». В Интернете найти легко.)

Тем не менее, судьбы композиторов соединились странным образом. Незадолго до смерти их оперировал один врач- шарлатан. Англичанин Джон Тейлор делал операцию на глазах обоим и с одинаковым результатом. И у того и у другого — полная слепота в конце жизни. Бах умер в 66 лет в 1750. А в этом году 31 марта было 330 лет со дня рождения.

В основе творчества многих композиторов музыки барокко лежит хорал. Не только Бах гармонизировал его мелодию, но только Бах «в звуках передаёт содержание текста». Его «гармонизация обрела феноменальную художественную долговечность. Она объяснению не поддаётся», —лучше, чем Альберт Швейцер, не скажешь. Музыка Баха глубоко человечна— она трагична, напряжена порой до предела, радостна и печальна, сосредоточена, а иногда и капризна и шутлива… это удивительный бурный поток (не ручей- имя ему) красок великого композитора. Неважно, что Вы будете слушать: «Гольдберг-вариации»,»Страсти по Матфею», хоралы, мессы, а может сюиты (ах, сарабанды!), а может, «Бранденбургские концерты», или его «Чаконну» — «звуковой гигант, грозящий сломать нежное тело скрипки», или великую «Высокую мессу» (Месса си-минор), главное слушать, потому что каждый раз по-разному, и каждый раз — открытие.

diletant.media

Урок «Не ручей – море ему имя!»

Технологическая карта урока

Тема: «Не ручей – море ему имя!»

Программа: В. В. Алеев. Т. И. Кичак (4 класс)

Цель урока: познакомить об-ся с краткой биографией творчества Баха

и его главными музыкальными произведениями.

Задачи: 1) расширить муз-ый кругозор учеников через изучении творчества композитора и введения новых муз-ых понятий;

2) показать отличительные особенности тв-ва Баха в сравнении с др. изученными композиторами;

3) познакомить с муз-ым инструментом – органом;

4) развивать уровень эмоционального отклика об-ся на музыку;

5) развивать аналитические способности детей через написание эссе по тв-ву Баха;

6) воспитывать уважение к духовной музыке.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

СЛУШАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ «ТОККАТЫ» БАХА.

Вопросы учителя: 1) Знакома ли вам эта музыка?

2) Можете ли вы назвать имя её композитора?

3) Похожа ли данная музыка на ту, которую мы

слушали ранее?

Ответы детей: — Нет. Не знакома.

— Имя композитора мы определить не сможем.

— Музыка не похожа, непонятно. На каком инструменте исполняется.

Учитель: — Как вы думаете, зачем я попросила вас послушать незнакомую вам музыку?

Дети: — Чтобы потом узнать, кто её написал.

Учитель: — Верно. Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного европейского композитора, музыкой своей выделяющегося из тех, что мы уже изучили. Итак. Мы отправляемся в гости к самому Иоганну Себастьяну Баху!

3. Изучение нового материала.

А) Биография Баха.

Слайд 2, 3.1) Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта.

2) В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.

Слайд 4, 5 «Орган»

3) Слайд 6 «Бах за органом»

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье.

Слайды 7, 8, 9 «Соборы»

4) В обширной библиотеке Люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи.

5) В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал. 

Слайд 10 «Бах с сыновьями»
6) В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

7) Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность.Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года — и должности помощника капельмейстера.

8) Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

9) В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента — *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.

10) В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего не делает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.

11) В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии, светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретательности.

12) В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.

13) Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750г.

Слайд 11 «Памятник Баху»

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.

Б) Учитель: — Кто слушал внимательно, тот услышал, что Бах никогда не сочинял музыкальные произведения определённого жанра. Может быть, кто-то догадался?

Выслушиваются ответы детей.

Работа с учебником. Стр. 62-63 (об опере и почему их не сочинял Бах).

Учитель: — Все другие композиторы так или иначе обращались к жанру оперы или балета. Но Бах, будучи церковным музыкантом

не мог позволить себе театральную развлекательность.

Также, в отличии от других композиторов, Бах очень любил орган, который нельзя перенести из одного собора в другой или в любое другое место и является стационарным инструментом храма.

Ещё одно его отличие – это ИМПРОВИЗАЦИЯ – сочинение на «ходу».

В) ПРОСЛУШИВАНИЕ.

«Токката и фуга ре-минор» (объяснение понятия «токката» — виртуозная пьеса для клавишного инструмента)

«Шутка»

«Рондо»

Обсуждение прослушанных отрывков. Высказывание собственных впечатлений.

4. Рефлексия.

1. Чтение стихотворения.

Величественно 
Музыка органа
Под сводами собора 
Поплыла. 
Душа моя
Рванулась покаянно
За нею вслед
И крылья обрела.

В той 
Запредельной высоте щемящей,
Где больше нет
Запретов и оков
Она так остро обожглась 
О счастье, 
Но, высь объяв, 
К земле рванулась вновь.

Поля, леса,
Родимая равнина…

Живи взахлеб, 
Ликуя и спеша,
Красой земной
Пронзительно ранима
Мятущаяся юная душа!

Живи, люби,
Все радостно приемля, 
И снегопад,
И первый майский гром.
Спеши сама 
Украсить эту землю
Трудом, 
Любовью,
Верностью, 
Добром.

Клянись, душа,
Исполнить все, клянись,
О чем мечтали в юности с тобою!

… Остановись. 
Прислушайся. 
Вглядись. 
Звучит орган 
под крышами собора…

  1. Задание 4 (уч. стр. 65)

Прочитайте задание. Объясните смысл высказывания.

5. Домашнее задание.

Написать письменно ответ на вопрос 4 (эссе).

infourok.ru

«Не ручей — океан ему имя»

Так сказал об Иоганне Себастьяне Бахе его соотечественник Бетховен, обыгрывая немецкое значение слова «бах» — ручей. Правда, у Бетховена было «море». «Океан» в цитатах появился позднее — и действительно, это звучит точней. В наши дни музыканты идут дальше и говорят уже о «космосе» и «вселенной» Баха. Потому что во всех смыслах это была такая глыбища, какую нашему куцему сознанию ни вместить, ни объяснить, ни постичь не дано. Он не боялся ни пеших путешествий через всю Германию — только бы услышать новую музыку, ни скандалов с начальством — ради пользы дела, ни драк и ссор — чтобы отстоять правду и справедливость. За одну драку ему даже пришлось посидеть в тюрьме. Отец 20 детей, нескольких он воспитал почти равными себе. «Бах и сыновья» и поныне — самая величайшая музыкальная династия в мире. Сегодня Баху исполнилось бы 327 лет.
(Лучшее, на мой взгляд, исполнение хоральной прелюдии фа-минор Татьяной Николаевой)

Долго думала и искала, чтобы поставить сегодня послушать. Я люблю у него всё. Без исключения. Но всё же есть у него перед музыкальным миром одна заслуга, требующая особого уважения — создание идеальной техники написания фуги. Полифония  (многоголосие, попросту говоря) требует не столько вдохновения, сколько зверских усилий интеллекта. Надо найти или придумать такую тему, которая бы поддавалась обработке и развитию в нескольких голосах. Так вот у Баха «разговор» голосов на избранную тему всегда настолько серьёзен и при этом прекрасен мелодически, что слушатель никогда не восхитится отдельным технически приёмом. А между тем именно Бах на столетия вперёд разработал технику ведения такого «музыкального диалога» — все эти «противосложения», «инверсии», «раки» и «инверсии рака»…Слушать фуги Баха — это то же самое, что слушать разговоры умных и серьёзных людей. И переводчика не нужно. Все «собеседники» уважают и дополняют друг друга — то спокойны, то меланхоличны, то дерзки и яростны…Вот один из ярчайших примеров:

С праздником вас, дорогие любители музыки!

vikrussia.livejournal.com

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

«Не ручей, море должно быть ему имя». Творчество И.С. Баха.

Автор: Трубачева Татьяна Владимировна

Место работы, должность: МАОУДО ДШИ №3 г. Томска, преподаватель

Характеристика урока

Уровень образования: дополнительное образование

Целевая аудитория: преподаватель

Класс: 5 класс (2 год обучения)

Предмет: музыкальная литература

Тема: «Не ручей, море должно быть ему имя». Творчество И.С. Баха.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель урока: Способствовать формированию нравственных качеств человеческой личности на примере жизни и творчества И.С. Баха.

Задачи:

  • установить уровень овладения обучающимися знаниями и методами познавательной деятельности;
  • обобщить творческий портрет И.С. Баха;
  • закрепить понятия: барокко, полифония, сюита, прелюдия, фуга, инвенция;
  • научить активно, осознанно слушать музыку;
  • научить воспринимать образный и эмоциональный строй произведения;
  • расширение художественного и жизненного кругозора;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку И.С. Баха.
  • Методические приёмы:

  • словесно — индуктивный (беседа),
  • наглядный, практический;
  • активизация слуха;
  • развитие мышления.
  • Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный центр, аудио и видеоматериалы.

    Музыкальный материал:

  • органная фантазия и фуга соль минор
  • инвенция до минор
  • французская сюита до минор: аллеманда, куранта, сарабанда, жига
  • ХТК, I том, прелюдия и фуга до минор
  • месса си минор
  • Ход урока. Урок построен в форме диалога: вопрос-ответ.

  • Организационная часть. Приветствие.
  • Вступительное слово преподавателя.
  • На доске выписаны города: Эйзенах, Люнебург, Гамбург, Любек, Веймар, Дрезден, Кётен, Лейпциг. Давайте вспомним, как эти города связаны с жизнью и творчеством Баха. Ответы на вопросы, связанные с биографией, обучающиеся дают, используя хронологические таблицы (домашнее задание).

  • Основная часть.
  • И.С. Бах жил и творил в Германии в I половине XVIII века, когда страна была раздробленной и отсталой, когда музыкант мог существовать только под покровительством вельмож или церкви, когда многие немецкие музыканты покидали свою страну, чтобы вырваться из под гнета церкви и унизительного произвола князей. Бах не расставался с Германией ни на один день.

  • Когда и где родился И.С.Бах? Что вы знаете о предках Баха? Он родился в 1685 году в Тюрингии. Там в Тюрингии на протяжении двух веков жило и работало столько музыкантов из рода Бахов (органистов, флейтистов, скрипачей), что каждого музыканта там стали называть Бахом, и каждого Баха – музыкантом.
  • Кем был его отец? Кто был первым учителем Баха? Скрипачом, городским и придворным музыкантом.
  • С раннего детства его обучали игре на каких инструментах? На скрипке и на органе.
  • Осиротев, Иоганн переехал к старшему брату Иоганну Кристофу (церковный органист) в город Ордруф. Под руководством брата начались первые занятия на клавире и органе. Общее образование Бах получил в лицее.

  • Как Бах изучал творчество других композиторов? Как осваивал правила композиции?
  • Самостоятельно, переписывая сочинения различных авторов, в школьной библиотеке при монастыре знакомился с рукописями сочинений немецких музыкантов, пешком ходил в Гамбург, чтобы послушать игру органиста Рейкина, здесь же побывал в оперном театр).

  • Какое событие в жизни Баха связано с городом Любек? Он отправляется в город Любек, чтобы послушать игру известнейшего органиста Букстехуде. Через всю страну добирался до Любека пешком. Осмелился, получив отпуск на 4 недели, пробыть там 4 месяца. Конфликт.
  • О какой черте характера говорит этот случай? О стремлении к знаниям, усердии, настойчивости.
  • После обучения перед ним открывался трудный путь скромного музыканта, служащего либо в церкви, либо при дворе вельможи. Третьего пути не было. Бах рано узнал невзгоды, рано начались его постоянные конфликты с церковным и светским начальством. Он переезжает из города в город.

    В Веймаре Бах прожил почти 10 лет.

  • Расскажите о службе Баха. Получает место директора камерной музыки в придворной капелле герцога. Одновременно выполняет обязанности органиста.
  • Орган – король искусства барокко. Древний, величественный, могучий орган был для Баха самым близким и любимым инструментом. Орган – стихия баховского творчества. Произведения для органа Бах писал на протяжении всей своей творческой жизни. В Веймарский период были созданы лучшие произведения для органа.

    Слушание (устная викторина) Органная фантазия и фуга соль минор (видео) Назвать произведение, дать образную характеристику двухчастного цикла. Анализ элементов музыкальной речи. Фантазия бурно, патетично, возвышенно, грандиозно, скорбно. Заканчивается мажором – луч света. Фуга — полна радостной приподнятости и воодушевления. Фуга – произведение полифоническое. Слово полифония означает многоголосие. Полифоническое многоголосие это сочетание нескольких равноправных, равноценных мелодических голосов.

    В Веймарский период имя Баха становится известным, даже знаменитым.

  • Кем был более известен Бах при жизни? Знаменит он был как исполнитель, органист.
  • О Бахе — исполнителе, а его поразительном искусстве складывались легенды. Те современники, которым посчастливилось лично знать Баха, вспоминали о нем, как о человеке удивительной доброты и необычайной скромности. Когда Баха спрашивали: «Как он достиг такого совершенства в искусстве?» Он обычно отвечал: Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же». При исполнении произведений Бах в любом темпе чувствовал себя очень уверенно. На вопрос, как ему удается так легко, живо и увлекательно исполнять самые сложные и виртуозные произведения, Бах ответил: «В этом нет ничего удивительного. Нужно только стараться всегда вовремя ударять по нужной клавише, и тогда инструмент сам по себе играет».

  • Скажите, о каких чертах характера говорят эти высказывания Баха? О трудолюбии, работоспособности, воли, прилежании, упорстве, стремлении достичь цели, совершенства.
  • Какой случай, произошедший в Дрездене, подтверждает, что Бах стал непревзойденным исполнителем и импровизатором на органе и клавесине? Состязание между ним и знаменитым французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном.
  • С годами Бах все острее чувствовал унизительность своего положения музыканта-прислужника князя. Не выдержав бесконечных, оскорбительных придирок он подал в отставку. Владетельный князь воспринял это как оскорбление и 6 ноября 1717г. органист Бах был на месяц посажен под арест. Так Веймарский князь отплатил Баху за 10 лет службы.

    Бах переехал в город Кётен.

    · Как протекала деятельность Баха в Кётене? Какие произведения создавал он в этот период? Занял место придворного капельмейстера. В обязанности входило: руководить капеллой, аккомпанировать князю, самому играть на клавесине. Служба при дворе принца Кётенского не отнимала у него много времени, и он мог сочинять. Сочиняет произведения для различных инструментов, для камерных ансамблей, для небольших составов оркестра и для клавира.

    · Назовите, какие произведения создал для клавира? Маленькие прелюдии, инвенции, симфонии (трехголосные инвенции), клавирные сюиты, первый том ХТК.

    Слушание (устная викторина) Инвенция до минор. Вспомнить понятия: инвенция, тема, имитация, противосложение, интермедия, канон.

  • С какой целью Бах создавал инвенции? В педагогических целях – для обучения своего старшего сына.
  • Слушание (устная викторина) Французская сюита до минор, танцы: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Вспомнить понятие «сюита», принцип чередования танцев, связь между танцами, типичные черты танцев. По сравнению с другими произведениями Баха сюиты отличаются простотой, скромность. Для чего предназначались сюиты? Они предназначались для исполнения в домашней обстановке любителями музыки.

    В кётенский период Бах создал первый том ХТК. «Хорошо темперированный клавир» это своеобразная энциклопедия баховских образов. Бах раскрывает большой и сложный внутренний мир человека, богатейшую область человеческих чувств.

  • Скажите, что такое равномерная темперация? Деление октавы на двенадцать равных полутонов. Бах первый доказал равенство всех тональностей.
  • Это произведение Бах писал, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя. На титульном листе 1тома ХТК он написал — «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам, использующие как терции мажорные До, Ре, Ми, так и минорные Ре, Ми, Фа. Написанные для пользы и употребления жадной до учения музыки молодёжи, особенно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области».
  • Слушание (устная викторина) Прелюдия и фуга до минор. Вспомнить с детьми: музыкальный образ, приемы развития, элементы музыкальной речи прелюдии. Фуга – сложное полифоническое произведение. Вспомнить понятия «полифония», «фуга», строение фуги. Бах установил двухчастный цикл.

  • Какая связь в цикле? Тональная.
  • В 1723 году Бах с семьей переехал в Лейпциг, где и оставался до конца жизни.

  • Почему Бах переселился в Лейпциг? Здесь у него появились большие возможности для музыкальной деятельности; здесь имелся любимый его инструмент — орган; дать детям хорошее образование.
  • Какую должность в Лейпциге занял Бах, и что входило в его обязанности? Кантор – руководитель хора мальчиков и учителем певческой школы при церкви Св. Фомы. Положение кантора церкви обязывала его писать духовную, вокальную музыку. (Видео отрывок из кинофильма «Ломоносов»)
  • Назовите созданные произведения в этот период.
  • Слушание (устная викторина) Месса си минор (ознакомление). Месса в католической церкви – это песнопение, исполнявшееся во время дневной службы. Бах работал над мессой много лет, создав одно из великих творений мировой музыки. Но церковь отвергла мессу Баха. Ее не исполняли. Как же это было возможно? Неужели святые отцы не понимали, что перед ними гениальное произведение? Нет. Причина совсем не в этом. В величественном звучании хора мессы слышно не молитвенное смирение, а страстный, негодующий голос целого народа взывает к слушателям. Могла ли такая музыка нравиться церковникам? Конечно, нет. Слишком человечные, земные чувства будила она в сердцах людей.

    Последнее десятилетие самый печальный период в жизни Баха. Годы тяжелой борьбы, лишений и неудач надломили его. К концу жизни потерял зрение. Смерть его в 1750 году прошла ни кем не замеченной. Сыновья его так небрежно отнеслись к рукописям покойного отца, что многие его произведения безвозвратно погибли. Музыка Баха была надолго забыта.

    Прошли десятилетия. В 19 веке стал пробуждаться интерес к творчеству гениального немецкого композитора. Музыка его медленно, но неуклонно завоевывала слушателей.

  • Кто содействовал «открытию» и возрождению музыки Баха? Немецкий композитор Ф. Мендельсон.
  • Но только 20 век, с его бурями и потрясениями, смог оценить все величие, красоту и гуманность творений Баха. И сейчас миру особенно нужна музыка И.С. Баха, ибо она утверждает веру, могущество человеческого разума и величие доброго человеческого сердца.

  • Обобщение.
  • И.С. Бах величайший композитор-мыслитель, философ и лирик Кто сказал о Бахе: «Не ручей, море должно быть ему имя»? Бетховен.

    Как вы это понимаете? Чему учит нас знакомство с жизнью Баха? Человечности, доброте, вниманию, усердию, трудолюбию, настойчивости, аккуратности в исполнении, умению сосредоточиться. Музыка Баха наполнена морем чувств.

  • Оценка работы на уроке.
  • Литература:

    1. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – СПб.: Композитор, 1997.

    2. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    3. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. – М.: Музыка, 2003.

  • Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1965.

  • Автор: Трубачева Татьяна Владимировна

    pedportal.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *