cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Мы изучаем взаимодействие общества и природы – Урок в 10 классе. Взаимодействие общества и природы.

Урок в 10 классе. Взаимодействие общества и природы.

Взаимодействие общества и природы.

Цель урока: Формировать представление о взаимодействиях общества и природы.

Задачи урока:

  1. Образовательные. Сформировать понятия «геогр.среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческих факторов на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.

  2. Развивающие. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации.

  3. Воспитательные. Воспитывать экологическое мышление.

Тип урока: изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, презентация, доступ в интернет

Ход урока

1.Организационный момент. Проверка отсутствующих. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний. На этом этапе урока учащимся дается видеофрагмент. (https://www.youtube.com/watch?v=P3I3GAVteAo) После просмотра, можно задавать вопросы такие как:

  • Что ты увидел на этом видео?

  • О чем заставляет задуматься это видео?

  • Какие эмоции после просмотра?

  • Сможете ли вы определить, о чем мы с вами будем говорить?

Ученики сами должны опередить тему урока, поставить цели.

2.Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Рассмотреть план-схему на стр. 26.

С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжаем изучение данного курса. Это особенно важно потому, что данная проблематика – важнейшая, в современной географической науке. В последние десятилетие в географической науке сформировались такие новые научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская и рекреационная география. Прежде чем начнем, давай те разберем некоторые фундаментальные понятия.

Что такое географическая среда?

Что вы о ней знайте? Можно предложить обсудить с соседом по парте.

Географическая среда – эта часть природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе. Это необходимое условие для жизни и деятельности человека.

Какую роль играл и играет географическая среда в жизни общество?

Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов. Возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием человеческой деятельности. Образовались антропогенные ПК. Города, поля, дороги, карьеры и т.д. Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. В современном обществе потребности резко возросли.

Как люди относились к географической среде? Нужно учеников подтолкнуть к понятиям географический детерминизм и нигилизм.

Что вы можете сказать про окружающую среду?

Как вы думайте, чем отличается окружающая среда от географической?

Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Включает и природную и антропогенную среду.

В наиболее населенных и освоенных районах почти не осталось естественных участков природы. Какие это районы?

Состояние природной среды оценивается как:

А) естественное – не измененное, «где не ступала нога человека». Какие это районы?

Б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие.

В) кризисное – скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

Г) критическое – начинается деградация ПК.

Д) катастрофическое – процесс деградации, который трудно повернуть назад.

Е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградирована.

Почему возникают критические, катастрофические состояния природы?

«Обмен веществ» между обществом и природой – рассмотреть на стр.27.

Появляется ряд острых вопросов. Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе

Природопользование – совокупность мер, с целью изучения, охраны, освоения и преобразования ОС.

Рациональное:

1) рац.использование природных ресурсов;

2) разработка и внедрение «чистых» технологий производства;

3) организация международного сотрудничества в охране ОС;

4) контроль общества.

Нерациональное:

1) истощение пр.ресурсов и ухудшение качества ОС;

2) размещение «грязных» производств в развивающихся странах.

За последние 30 лет было использовано столько пр.ресурсов, сколько за всю историю человечества. На каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Пути освоения ресурсов.

Экстенсивный: освоение новых территорий для получения природных ресурсов

( дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений, вырубка лесов и т.д.)

Интенсивный: полная переработка сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.

Рассмотреть вопросы и подготовиться к семинару.

1. «Парниковый эффект» и его причины.

2. Какие «грязные производства» вы знаете?

2. Объяснить термин «мусорная цивилизация».

3. Привести примеры радиационного загрязнения участков земли.

4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах.

5. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хоз.развитию страны или состоянию природной среды?

3. Закрепление. Что мы сегодня узнали.

4. Итог. Задание на дом: тема 2, параграф 1.

infourok.ru

Урок 5. Взаимодействие общества и природы | Поурочные планы по географии 10 класс

Урок 5. Взаимодействие общества и природы