Мы изучаем взаимодействие общества и природы – Урок в 10 классе. Взаимодействие общества и природы.
Урок в 10 классе. Взаимодействие общества и природы.
Взаимодействие общества и природы.
Цель урока: Формировать представление о взаимодействиях общества и природы.
Задачи урока:
Образовательные. Сформировать понятия «геогр.среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческих факторов на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.
Развивающие. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации.
Воспитательные. Воспитывать экологическое мышление.
Тип урока: изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, презентация, доступ в интернет
1.Организационный момент. Проверка отсутствующих. Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний. На этом этапе урока учащимся дается видеофрагмент. (https://www.youtube.com/watch?v=P3I3GAVteAo) После просмотра, можно задавать вопросы такие как:
Что ты увидел на этом видео?
О чем заставляет задуматься это видео?
Какие эмоции после просмотра?
Сможете ли вы определить, о чем мы с вами будем говорить?
Ученики сами должны опередить тему урока, поставить цели.
2.Изучение нового материала.
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Рассмотреть план-схему на стр. 26.
С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжаем изучение данного курса. Это особенно важно потому, что данная проблематика – важнейшая, в современной географической науке. В последние десятилетие в географической науке сформировались такие новые научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская и рекреационная география. Прежде чем начнем, давай те разберем некоторые фундаментальные понятия.
Что такое географическая среда?
Что вы о ней знайте? Можно предложить обсудить с соседом по парте.
Географическая среда – эта часть природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе. Это необходимое условие для жизни и деятельности человека.
Какую роль играл и играет географическая среда в жизни общество?
Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов. Возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием человеческой деятельности. Образовались антропогенные ПК. Города, поля, дороги, карьеры и т.д. Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. В современном обществе потребности резко возросли.
Как люди относились к географической среде? Нужно учеников подтолкнуть к понятиям географический детерминизм и нигилизм.
Что вы можете сказать про окружающую среду?
Как вы думайте, чем отличается окружающая среда от географической?
Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Включает и природную и антропогенную среду.
В наиболее населенных и освоенных районах почти не осталось естественных участков природы. Какие это районы?
Состояние природной среды оценивается как:
А) естественное – не измененное, «где не ступала нога человека». Какие это районы?
Б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие.
В) кризисное – скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
Г) критическое – начинается деградация ПК.
Д) катастрофическое – процесс деградации, который трудно повернуть назад.
Е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградирована.
Почему возникают критические, катастрофические состояния природы?
«Обмен веществ» между обществом и природой – рассмотреть на стр.27.
Появляется ряд острых вопросов. Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе
Природопользование – совокупность мер, с целью изучения, охраны, освоения и преобразования ОС.
Рациональное:
1) рац.использование природных ресурсов;
2) разработка и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организация международного сотрудничества в охране ОС;
4) контроль общества.
Нерациональное:
1) истощение пр.ресурсов и ухудшение качества ОС;
2) размещение «грязных» производств в развивающихся странах.
За последние 30 лет было использовано столько пр.ресурсов, сколько за всю историю человечества. На каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Пути освоения ресурсов.
Экстенсивный: освоение новых территорий для получения природных ресурсов
( дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений, вырубка лесов и т.д.)
Интенсивный: полная переработка сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
Рассмотреть вопросы и подготовиться к семинару.
1. «Парниковый эффект» и его причины.
2. Какие «грязные производства» вы знаете?
2. Объяснить термин «мусорная цивилизация».
3. Привести примеры радиационного загрязнения участков земли.
4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах.
5. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хоз.развитию страны или состоянию природной среды?
3. Закрепление. Что мы сегодня узнали.
4. Итог. Задание на дом: тема 2, параграф 1.
infourok.ru
Урок 5. Взаимодействие общества и природы | Поурочные планы по географии 10 класс
Урок 5. Взаимодействие общества и природы
21.08.2014 17008 0Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Подведение итогов предыдущего урока
II. Изучение новой темы
План темы:
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
1. Этапы взаимодействия общества и природы.
2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
3. Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное — не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние — начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеютобширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади — Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды — географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что«властьклимата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества — вплоть до форм государственной власти — от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
IV. Домашнее задание
1. Тема № 2.
2. Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1. Какие «грязные» производства вы знаете?
2. Объясните термин «мусорная цивилизация».
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6. Как обеспечить чистой водой население Земли?
7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
tak-to-ent.net
Взаимодействие общества и природы. — география, уроки
Взаимодействие общества и природы.
Урок 10 класс. (базовый)
Учитель географии: Панферова Мария Яковлевна. Город Балаково МАОУ СОШ №19
Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Подведение итогов предыдущего урока
II. Изучение новой темы
План темы:
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
2. Этапы взаимодействия общества и природы.
3. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
4. Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечснность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т. д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное — не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние — начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади — Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды — географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что «власть климата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества — вплоть до форм государственной власти — от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н. Н. Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н. Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н. Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н. Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос. Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т. д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
IV. Домашнее задание
1. Тема № 2.
2. Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
3. Какие «грязные» производства вы знаете?
4. Объясните термин «мусорная цивилизация».
5. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
6. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
7. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
8. Как обеспечить чистой водой население Земли?
9. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
10. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
kopilkaurokov.ru
1.2 Взаимодействие общества и природы
Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.
В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.
Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.
Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:
- материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
- духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.
Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
- В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
- Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
- Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
- Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.
Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.
Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.
В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1
oege.nnewer.ru
Конспект урока по географии в 10 классе на тему «Взаимодействие общества и природы»
7 урок 10 география Дата 04.10
Взаимодействие общества и природы.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о взаимодействии человека и природы;
Учебно-воспитательные задачи:
Сформировать понятие « географическая среда» ,« природопользование».
Определить каково взаимодействие общества на географическую среду, показать антропогенные ландшафты разных типов ( природные, природно-антропогенные, антропогенные, культурные).
Рассказать об аспектах решении проблемы охраны природы, коренных различиях в решении экологических проблем в капиталистических и развивающихся странах.
Продолжать формирование умений и навыков работать и характеризовать различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати.
Оборудование: политическая карта мира, карта « Природные ресурсы мира, учебник, атласы.
План.
Понятие о географической (окружающей) среде.
« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.
Понятие «природопользование». Примеры рационального и нерационального природопользования.
? Почему географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества?
( Она служит средой обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на их здоровье и настроение, человек — часть природы. Географическая оболочка — сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы)
Прежде всего, необходимо отметить, что Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты и для ее населения. Наибольшую опасность представляют промышленные города и мегаполисы.
Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает дороги, изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на окружающую среду города, в котором вы живете с этой точки зрения. Город представляет собой особый мир. Особую среду обитания человека – городскую среду. Городская среда – сложное образование продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, ее основных компонентов и факторов, влияющих на них, историей формирования занимается новая научная область — урбоэкология или экология.
Перекрестный опрос:
1В результате чего формируется географическая среда?
(географическая среда формируется в результате прохождения длительного процесса эволюции под антропогенным влиянием человека на географическую оболочку.
2. Что такое « вторая природа»?
( в результате антропогенного воздействия образуется «вторая природа» — т.е. города, заводы, с\х угодия, пастбища, каналы, транспортные магистрали)
3. Что такое окружающая среда?
(среда в которой существует человеческое общество и осуществляется его хозяйственная деятельность, весь материальный мир, включая природную и антропогенную среду, окружающую человека.)
4 Назовите важнейшее эпохальное событие в истории человечества.
( добывания огня).
5 Назовите этапы глобального значения в истории человечества.
( смена вида хозяйства)
6 К чему привело формирование искусственных техногенных ландшафтов?
( с формированием хозяйства — увеличивается количество используемых природных богатств, создаются условия для роста населения, что приводит к обеднению природной среды. Техногенная деятельность превратилась в разрушительную силу).
7.Благодаря научно-техническим успехам человек осознал себя хозяином природы, и по этому по отношению к ней господствовал принцип….( « Бери и властвуй»
8.Что такое ноосфера? ( устойчивое развитие и изменение живых организмов, имеющихся в составе биосферы)
9. Что является эталоном ландшафта, которого не коснулась человеческая цивилизация? (заповедники)
10. Развитие отраслей народного хозяйства и рост городов во многих регионах имеют крайне серьезные экологические последствия, какие?..
(ресурсно-хозяйственные ( иссякание природных ресурсов)
природно-ландшафтные( сокращение подвижности видов, истощение природных ландшафтов.
антропогенно-экологические ( ослабление здоровья людей)
11.Что такое природопользование?
( это новая комплексная отрасль науки , которая занимается решением проблем рационального использования, восстановления и возобновления природных ресурсов)
12.Какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?
( 1. преувеличение роли географической среды « географический детерминизм» или, по Н Н Баранскому, географический фатализм;
2. недооценка роли географической среды « географический нигилизм»
13 Что называется природопользованием?
(это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.
14.Природопользование может быть.
( рациональным и не рациональным).
15.Какие два пути освоения планеты мы можем выделить?
( Экстенсивный путь – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевых природных ресурсов;
Интенсивный путь – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии
При ответе учащиеся могут пользоваться учебником и тетрадью.
« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.
История человеческого общества — это история взаимодействии человека с природой. К Маркс охарактеризовал это как процесс « обмена веществ» между ними. И он имеет сложный и во многом противоречивый характер с одной стороны, деятельность людей напрвлена на использование богатств природы с другой стороны, деятельность людей вредит природе, приводит к отрицательным последствиям.
Примеры:
Так, за последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества. В связи с этим возникла угроза постоянного истощения и даже исчерпания ресурсов. Речь идет об обеспеченности энергетическими, минерально — сырьевыми, водными и другими ресурсами.
Одновременно резко возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения. По данным ученых, на каждого гражданина в мире в различных странах приходится (условно) по 200 кг отходов
Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Возникли две взаимосвязанные проблемы:
Рационального использования природных ресурсов;
Охрана окружающей среды от загрязнения.
Задание 2
Природопользование может быть…
Рациональное природопользование исходит из того, что общество может управлять своими взаимодействиями с природой;
Рациональное использование природных ресурсов;
Разработка и внедрение « чистых» технологий производства;
Организация широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
Контроль = общество МОНИТОРИГ
Нерациональное природопользование происходит из- за иждивенческого ( потребительского) отношения человека к природе, стремление выжать из нее как можно больше материальных благ.
Это приводит:
К хищническому природопользованию
Размещению « грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
infourok.ru
Взаимодействие общества и природы
Взаимодействие общества и природы
В последнее время очень часто можно слышать такое понятие, как географическая среда. Оно очень схоже с понятием «природа», но по смыслу последнее имеет более широкое значение.
Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития. Она возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием деятельности человека. Географическая среда – это необходимое условие для деятельности человека. Она оказывает влияние на ресурсообеспеченность, на среду обитания человека, его духовный мир, поведение и характер.
Географическая среда
При оценке роли географической среды в жизни общества существует два полярных мнения. Одно из них – географический детерминизм. Это мнение связано с преувеличением роли географической оболочки на жизнь общества. Суть географического детерминизма заключается в том, что общество может развиваться настолько успешно, насколько это ему позволит природа. Наиболее широкое распространение это мнение получило в 18-19 веках. Шарль Монтескье в своей работе «Дух законов» наиболее последовательно разработал концепцию географического детерминизма. Он полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии».
Другое полярное мнение о роли географической среды называют географическим нигилизмом. В отличие от географического детерминизма географический нигилизм заключается в недооценке роли географической среды на жизнь общества. Пожалуй, наиболее ярко позицию географического нигилизма выражают слова известного советского биолога Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Как показывает практика, оба этих мнения приводят к отрицательным последствиям.
Наряду с понятием «географическая среда» часто употребляется понятие «окружающая среда». Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человека, включая антропогенную и природную среду. Это понятие не следует путать с понятием «окружающая природная среда», так как последнее употребляется только тогда, когда речь идет только о природной среде.
На протяжении всей своей истории человеческое общество взаимодействовало с окружающей средой. В ходе такого взаимодействия между ними происходит обмен веществ. С начала 20 века во взаимодействии общества и окружающей среды начался качественно новый этап, который характеризуется резким возрастанием давления человека на окружающую среду. Это проявляется в ускоренном превращении природных ландшафтов в антропогенные. Например, большая площадь таких земель занята под городами и населенными пунктами, дорогами, вырубками лесов, добычей полезных ископаемых, созданием рекреационных зон и так далее.
Существует множество полярных мнений о степени освоенности обществом географической среды. Одни ученые считают, что на земной поверхности практически не осталось нетронутых земель, т.е. практически все природные ландшафты стали антропогенными. Другие же высказывают не такие категоричные мнения. По подсчетам русских ученых антропогенные ландшафты занимают примерно 60% площади суши, а 20% из них составляют антропогенные ландшафты, которые преобразованы коренным образом. В разных регионах мира эти проценты различны. Наиболее преобразованные ландшафты находятся в Европе. Здесь нетронутые земли можно найти разве что только на островах Шпицберген и высоко в Альпах. В России же, наоборот, количество нетронутых земель составляет примерно 50-60% площади всей страны. Она занимает 1-е место в мире по количеству так называемых «диких» земель.
К сожалению, в настоящее время антропогенное воздействие на природные ландшафты увеличивается с новой силой. Все более остро ощущаются вопросы рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Поэтому, в настоящее время перед обществом стоит важнейшая задача – сформировать мнение о природе и окружающей среде как о важнейшей среде обитания человека, от которой зависит и вся его жизнедеятельность. Необходимо помнить о том, что природу необходимо беречь, а для этого, в первую очередь, необходимо найти те рациональные звенья во взаимодействии общества и природы, которые позволят достичь этой цели.
videouroki.net
Конспект урока по теме «Взаимодействие общества и природы» (10 класс)
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы .
Урок 1.Взаимодействие общества и природы.
1 этап. Организационный. Д/з. ½, 2/2 (п 1), подобрать материал из СМИ с примерами рационального и нерационального природопользования.
2 этап. Новый материал.
Вопросы:
Понятие «географическая (окружающая) среда».
Понятие «ресурсообеспеченность».
Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование.
Особенности современного этапа взаимодействия общества и природы.
Географические типы ОС.
Зоны экологических бедствий.
Мониторинг ОС.
Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадь Земной поверхности 510 млн.кв.км., площадь суши 149 млн.кв.км. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития организмов на Земле. В частности для обитания человека.
Можно назвать три источника жизни на Земле.
Как по вашему, какие условия необходимы для жизни на Земле? (энергия Солнца, воздух, чистая питьевая вода)
Человек является составной частью природы. Его дом – ГО Земли, сфера взаимодействия и взаимопроникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
С проблемой взаимодействия в системе «общество и природа», с ПР… мы знакомились в предыдущих курсах.
Понятие «ГС» и «природа» сходные. Но «природа» более широкое понятие. ГС возникла в результате длительной эволюции ГО под влиянием антропогенного воздействия (т.е. строительства городов, каналов, заводов…).
Географическая среда( стр. 25 уч.) – та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе человеческого развития.
Вся история человеческого развития – это история взаимодействия его с природой. С сферу жизнедеятельности человека вовлечена почти вся земная поверхность. По подсчетам ученых Московского университета, сейчас АЛ занимают 60% земной поверхности (суши), 20 %суши преобразовано коренным образом (города. Дороги, заводы…).
ГО обладает огромными и разнообразными ПР. Запасы разных видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны имеют различную ресурсообеспеченность.
Назовите причины неравномерного размещения ПР на поверхности Земли (водных, земельных, минеральных, агроклиматических…)?
Ресурсообеспеченность (см. стр. 28 уч.) – это соотношение между величиной ПР и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Р= З/Д (запасы делим на добычу) – на сколько лет хватит минерального сырья.
Р= З/Н (запасы на численность населения) – на душу населения (земельные, лесные, водные…).
Это понятие не природное, а социально-экономическое. Т.к. зависит от масштабов потребления.
Уровень обеспеченности зависит от того, ПР относятся к возобновимым или к невозобновимым. Приведите примеры возобновимых и невозобновимых ресурсов.
Посчитаем ресурсообеспеченность (в тетради чертим таблицу):
Активная роль человеческого общества по отношению к ОС находит выражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.
Природопользование – это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования ОС. Масштабы природопользования зависят от общего уровня развития экономики страны или региона.
Природопользование может быть:
Рациональное (интенсивное) – наиболее целенаправленное использование ПР путем устранения и предупреждения последствий воздействия общества на природу.
Нерациональное (экстенсивное) — одностороннее, иждивенческое отношение к природе, ведет к ухудшению ОС.
Примеры из дополнительного текста на стр. 49 (13, 14, 15)
В процессе взаимодействия общества и природы происходит постоянно «обмен веществ», имеющий очень сложный характер. С одной стороны, общество приспосабливает природу для своих нужд, использует ее богатства. С другой стороны, оно своей деятельностью нередко наносит природе непоправимый вред. Так было на протяжении тысячелетий. Общество изымает из природы все больше ресурсов и одновременно возвращает в природу все многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
Истощение ПР
Загрязнение ОС.
Приведите примеры воздействия общества на природу (использование ресурсов…).
Каковы будут последствия изменений в природе (для здоровья человека, хозяйственной деятельности…) (увеличение расходов на освоение новый территорий, восстановление природы; ухудшение здоровья населения…)
Почему мы именно сейчас заговорили об истощении и загрязнении природы, хотя человек использовал природу уже на протяжении многих веков. Древние люди занимались собирательством, охотой и рыболовством; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее. 6-8 тыс.лет назад занялись с/х: переход к возделыванию земли; наблюдается слабое преобразование естественных ландшафтов. В средние века увеличивается нагрузка на землю; развитие ремесел, широкое вовлечение в хозяйственный круговорот ПР. 300 лет назад происходят промышленные революции, быстрое преобразование естественных ландшафтов, рост масштабов воздействия человека на ОС. И сейчас на географической карте не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов можно обнаружить следы технической деятельности человека. Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и роста городов, хозяйственные нагрузки повсеместно начали превышать способность природной среды к самоочищению:
— быстрый рост численности населения
— Рост производительности труда
— общий рост использования ПР, расширение состава используемых ПР, внесение в природу чужих веществ
— возникают зоны экологических бедствий
— обострение проблем в планетарном масштабе (экологические…)
— формирование географических типов ОС.
Географические типы ОС:
Промышленные
Сельскохозяйственные
Урбанизированные
Природные ландшафты.
Зоны экологических бедствий:
Сахель ( граница Сахары и саванны) – опустынивание в результате неправильных и экстенсивных методов эксплуатации почв в условиях африканских тропиков. Негативную роль сыграли также перевыпас скота и уничтожение скудной растительности с целью заготовки дров.
Амазония – уничтожение лесов. Ведутся массовые вырубки под пастбища, развивается ЦБП.
Для оперативного предупреждения об экологической опасности из-за использования ПР, с целью повышения эффективности природоохранных мероприятий, во всех странах необходимо наладить комплексный мониторинг.
Мониторинг – это система контроля и наблюдений за состоянием ПС в результате ее развития или влияния на нее хозяйственной деятельности человека. Это слежение за состоянием ОС и предупреждение о создавшихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.
Система мониторинга была налажена:
Япония – 1963 г.
США – 1970г.
Франция – 1976г
Китай – 1979г.
Россия – 1988г.
3 этап. Общие выводы по уроку.
infourok.ru