Морфологический разбор категория состояния – Морфологический разбор слов категории состояния
Морфологический разбор слов категории состояния
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Морфология
- Слова категории состояния
- Морфологический разбор слов категории состояния
Порядок разбора категории состояния
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
На сердце было неспокойно.
Устный разбор
Неспокойно — категория состояния.
Во-первых, это слово обозначает душевное состояние человека : было неспокойно (или— каково было?).
Во-вторых, это неизменяемое слово.
В-третьих, в предложении с одним главным членом слово неспокойно является сказуемым.
Неспокойно — категория состояния.
I. Было (каково?) неспокойно; душевное состояние человека.
II. Неизм.
III. Было неспокойно.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Местоимение
Слова категории состояния
Предлоги
Частицы. Их виды.
Союзы
Междометия
Морфология
Правило встречается в следующих упражнениях:
7 класс
Упражнение 321, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 463, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Слова категории состояния. Морфологический разбор категории состояния.
· Сегодня мы остановимся на разных состояниях подробнее.
· Узнаем, какими разными бывают слова категории состояния.
· И выполним морфологический разбор категории состояния.
Мы уже знаем, что категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние окружающей среды, физическое и душевное состояние человека:
В зависимости от ситуации, мы выражаем разные состояния. Можно сказать: «Здесь тихо!», «Приятно здесь стоять!», «Это всем известно!», «Мне весело!», «Сегодня тепло!», «Надо идти домой!». С какими же состояниями мы встречаемся чаще всего?
Слова категории состояния могут выражать состояние природы. О природе можно сказать, что сегодня очень жарко, дождливо, солнечно, пыльно, ветрено, морозно и так далее.
При помощи слов категории состояния мы можем выразить и состояние окружающей среды. Например, если мы оказались в лесу, то мы скажем, что в лесу было сыро и неприветливо. Или светло и сухо. Голо, росисто – есть много вариантов.
Часто слова категории состояния выражают физическое состояние человека и животных
. На вопрос «Как ты себя чувствуешь?» всегда можно дать ответ: «Мне сейчас щекотно». Или душно, тяжело, больно, или зябко, тепло. И так далее.Эмоциональное состояние человека тоже выражается при помощи наших слов. Что мы можем сказать про наши эмоции? «Мне было весело (грустно, обидно, приятно, совестно, скучно)» и так далее.
Конечно, мы можем выразить и интеллектуальное состояние человека. На уроках мы часто пользуемся такими предложениями, как «Это всем интересно (ясно, понятно, известно)». Или говорим: «Это характерно для всех».
Слова категории состояния помогают также оценить какое-то явление или положение. О новом парке мы скажем, что в этом парке хорошо, красиво, приятно. А о прочитанной статье в газете можем высказаться: «Это всё очень верно (сложно, правильно)».
Слова категории состояния выражают и пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, широко, узко. До дома нам далеко. Здесь слишком высоко! Машинам в переулке узко.
Наконец, слова категории состояния могут выражать возможность, невозможность или необходимость чего-либо. Мыть руки за едой не только можно, но и нужно, но и… кто сказал нельзя?! Но и должно и даже необходимо!
Что же выражает категория состояния в этих предложениях?
Ясно было, что на поезд мы опаздываем
. Мы видим слово категории состояния и сразу можем себе представить, как именно нам становится ясно. Это происходит в наших мыслях. Значит, слово ясно выражает интеллектуальное состояние человека.Ивану стало досадно. Мы тоже можем представить себе, как изменяется настроение Ивана с вполне нормального на досаду. И если речь идет о настроении, то слово досадно отражает душевное состояние человека.
К вечеру на улице стало потише. Потише. Мы легко вообразим, как мы вышли на улицу, а там шумно. Но потом наступает вечер, и вокруг наступает тишина. Слово категории состояния отражает состояние окружающей среды.
Морфологический разбор категории состояния выполняется по уже привычной нам схеме. Сначала мы должны определить часть речи и назвать общее значение. Потом указать морфологические признаки. И в конце определить синтаксическую роль, которую играет слово в предложении.
Потренируемся.
Образец письменного разбора
Образец устного разбора
Спокойно – категория состояния. Во-первых, это слово обозначает душевное состояние человека: на душе (каково?) – спокойно.
Во-вторых, это неизменяемое слово.
В-третьих, в предложении с одним главным членом слово спокойно является сказуемым.
Чтобы закрепить тему, потренируемся еще раз. В предложении «Завтра точно будет холодно» выполним разбор слова холодно.
Образец письменного разбора
Образец устного разбора
Холодно – категория состояния. Во-первых, это слово обозначает состояние природы: будет (как?) – холодно.
Во-вторых, это неизменяемое слово.
В-третьих, в предложении с одним главным членом слово холодно является сказуемым.
Что же нам требуется запомнить?
Слова категории состояния могут обозначать:
· состояние природы и окружающей среды;
· физическое, интеллектуальное и душевное состояние человека;
· оценку явления или положения;
· пространственные и временные отношения;
· возможность, невозможность, необходимость.
Для того, чтобы выполнить морфологический разбор слова категории состояния, нужно:
· Во-первых, назвать часть речи и общее значение. То есть, указать, что это категория состояния и что она обозначает состояние человека, природы, оценку и так далее.
· Во-вторых, нужно указать морфологические признаки, то есть, неизменяемость.
· В-третьих, нужно указать синтаксическую роль – то есть, что слово является сказуемым в предложении с одним главным членом.
videouroki.net
Морфологический разбор слов категории состояния
Класс: 7 Дата _____________ Предмет : русский язык
Тема. Морфологический разбор слов категории состояния
Цели: систематизировать знания о словах категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи, научиться определять их морфологические признаки. Развивать коммуникативные компетенции.
Вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи.
Формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте.
Эпиграф к уроку:
«На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи»
(В.В. Виноградов)
Ход урока
Ι.Организация класса
— Что сказал Виноградов о СКС?
Тема урока: грамматические признаки слов категории состояния
Цель урока: научиться морфологическому разбору слов категории состояния
Изучая морфологию, мы с вами знакомились с разными частями речи. Перечислите, какие части речи вам известны и приведите примеры.
— На каком основании мы можем то или иное слово отнести к определенной части речи?
Ι Ι.Орфографическая работа
Объяснительный диктант. Записать слова под диктовку.
Строить работу по-новому
1группа – приставочно-суффиксальным способом
2 группа – суффиксальным способом
3 группа – сочетание основы слова и синонимичных слов
ΙΙΙ.Лингвистическая разминка
1 Устная разминка
— Определите значение слов категории состояния
Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно — Состояние человека или животного
Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно — Состояние природы или среды
Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко — Временное и пространственное состояние
Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень — Оценка, отношение к действию
Работа с одаренными детьми (работа по карточке)Задание: найти слова категории состояния. Какое состояние они обозначают.
2.Математический диктант
В два столбика отнесите предложения с наречиями и со словами категории состояния.
1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.
2. Тихо в моей обители.
3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.
4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.
5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.
6. К ночи стало сумрачно и холодно.
1 группа — с наречием- 1,4, 5
2 группа — с кат. сост. – 2,3,6
Физкультминутка
5.Выполнить синтаксический разбор предложений.
На душе у нас радостно.
ΙV.Работа по теме урока.
1.Порядок разбора категории состояния.(Работа с учебником стр.131 – 132)
— Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернуты, чем наречия и категории состояния?
V.Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику.Упражнение 321, стр. 321.
2.Выполните тест.
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно
5.Определите значение слова категории состояния в предложении : В лесу морозно и снежно.
а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы
VΙ. Подведение итогов урока.
Домашнее задание .
1.Изучить §50,выписать из художественной литературы 5 предложений с категорией состояния(2 предложения разобрать письменно, выполнить морфологический разбор)
2.Повторить изученный материал по теме «Категория состояния»
Математический диктант
1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.
2. Тихо в моей обители.
3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.
4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.
5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.
6. К ночи стало сумрачно и холодно.
Выполните тест.
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно
5.Определите значение слова категории состояния в предложении : В лесу морозно и снежно.
а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы
infourok.ru
Урок русского языка на тему «Морфологический разбор категории состояния»
Морфологический разбор категории состояния
Ц е л и: учить производить морфологический разбор слов категории состояния; учиться писать сжатое изложение.
Личностные УУД. Воспитание внимания к слову. Познавательные УУД. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Освоение приёмов преобразования информации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Ход урока
I. Написание сжатого изложения.
II. Освоение нового материала. Читается и анализируется план морфологического разбора слов категории состояния.
III. Активизация и закрепление изученного. Записывают стихи А. Фета; называют слова категории состояния; объясняют постановку знаков препинания; выполняют морфологический разбор названных слов.
На пр..горке то сыро то жарко
Вздохи дня есть в дыхань.. ночном
Но з..рница уж тепл..тся ярко
Г..лубым и зелёным огнём.
IV. Т е с т о в ы е з а д а н и я.
1. Какие предложения включают в себя слова категории состояния?
а) Кругом пустынно и тихо.
б) Всё было объяснено.
в) На улице становилось теплее.
г) Из-за лунного света поле просветлело.
2. Какие предложения включают в себя слова категории состояния?
а) Холодно и скучно было только в кабинете — окна его выходили на север.
б) Зарево становилось бледнее, а по сугробам и зелёным ёлкам неслась золотистая пыль.
в) Очарование молодости было таинственно, волшебно.
г) На широком дворе усадьбы было пусто, а в доме, сильно обветшавшем за лето, очень тихо.
1. Что обозначает категория состояния?
a) Состояние природы, среды, человека;
b) Состояние автора высказывания;
c) Настроение, переживания.
2. Какое морфологическое свойство присуще категории состояния?
a) Лицо;
b) Спряжение;
c) Неизменяемость.
3. Какую синтаксическую функцию выполняет категория состояния?
a) Подлежащее;
b) Сказуемое;
c) Обстоятельство.
4. С какими глаголами может употребляться категория состояния?
a) Приходить, гулять, открывать;
b) Совершать, надеяться, спешить;
c) Было, будет, станет.
5. Чем отличаются категории состояния от наречий?
a) Значением и синтаксической ролью;
b) Признаками и морфемным составом;
c) Ударением и окончанием.
V. Домашнее задание. Упр. 321. Списать, подчеркнуть сказуемые. Выполнить морфологический разбор двух слов категории состояния.
infourok.ru
Урок 97 морфологический разбор категория состояния
Урок 97. Морфологический разбор категории состояния
Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; совершенствовать навыки анализа и пересказа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
— Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте
части речи.
Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам упражнения 281.
Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее значение — состояние природы; синтаксическая роль — сказуемые.
Стиль текста — художественный с элементами публицистического (вопросительные предложения; цель текста — привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.)
III. Сжатое изложение
Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4-6 предложениях.
IV. Изучение темы «Морфологический разбор категории
состояния»
План морфологического разбора дается в учебнике — § 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно. Обсуждение вопроса:
— Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния?
(Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)
V. Выполнение упражнений
Упражнение 280: морфологический разбор слов категории состояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений — 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений — 2-й вариант (письменно в тетрадях).
Домашнее задание 1- §46.
2. Упражнение 282.
infourok.ru
Морфологический разбор слов категории состояния
Конспект урока русского языка в 7 классе МАОУ «СОШ№2»
Крыловой Анастасии, учителя русского языка и литературы
Дата:
Тема урока: «Морфологический разбор слов категории состояния»
Цели урока:
1) закрепить знания о СКС, познакомить учащихся с порядком морфологического разбора категории состояния; повторить правила написания наречий;
2) на основе дидактического материала воспитать любовь к языку;
3) развивать устную речь.
Оборудование: доска, учебник, презентация урока, включающая задания для учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Тетради с домашним заданием соберите на проверку.
1. Мы продолжаем с сами изучение слов категории состояния.
2.Сегодня мы познакомимся с порядком ее морфологического разбора.
3. В ходе урока мы также повторим разряды по значению наречий и СКС. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, слова «классная работа» и тему урока: «Морфологический разбор слов категории состояния».
Прежде чем приступить к непосредственной теме нашего урока, повторим всё известное вам о категории состояния.
II. Повторение. Вопросы к ученикам 5 мин.:
Учитель: Дайте определение словам категории состояния?
Ответ учеников: СКС – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека).
Учитель: На какие вопросы отвечает?
Ответ: Было каково?
Учитель: Чем отличается от наречий?
Ответ: Значениями и синтаксической функцией, наречие – чаще всего выполняет функцию обстоятельства, а СКС – употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т.д.
Учитель: Какими морфологическими признаками обладает наречие? А категория состояния?
Ответ: Оба неизменяемы, наречия и СКС на -о (е), образованные от качественных прилагательных способны образовывать степени сравнения.
Учитель: Теперь выполним небольшой тест, правильные ответы записывайте в тетрадь по порядку 5-7 мин.:
I. Укажите предложение, в котором есть слова категории состояния.
1) На улице пасмурно.
2) Охота уже началась.
3) Его письмо было жестоко.
4) Утро тихо и туманно.
II. Укажите предложение, в котором нет слов категории состояния.
1) Им было очень весело.
2) Я долго стоял у окна.
3) В ее комнате было уютно.
4) Сегодня так светло кругом…
III. Укажите неверный ответ. Слова категории состояния образуют следующие группы слов:
1) весело, тихо, тепло;
2) пора, лень, грех;
3) вчера, сегодня завтра;
4) надо, можно, стыдно (состояние возможности, необходимости).
IV. Укажите, каково значение слов категории состояния в данном предложении:
Шалун уж отморозил пальчик: / Ему и больно и смешно / А мать грозит ему в окно. (А.С. Пушкин)
1) Физическое состояние и эмоциональное состояние человека;
2) интеллектуальное состояние;
3) состояние природы;
4) состояние природы и эмоциональное состояние человека.
Учитель: Перейдём к следующему заданию, к распределительному диктанту. Вам нужно будет прочитанные мною предложения распределить по столбикам. В первый столбик вы записываете предложения, в которых вы увидели СКС, во 2-ой — наречия, в 3-й — краткие прилагательные. Определите их синтаксическую функцию.
У наречий и СКС определить разряд по значению.
10мин.
Слова категории состояния Наречия Краткие прилагательные
1. На улице было солнечно и жарко.
2. Поутру всегда морозно.
3. С ним легко, интересно работать.
4. Нельзя было не верить тому, что он говорил. (СКС: состояние возможности/невозможности: надо, возможно, необходимо).
5. Мне далеко до дома (СКС с пространственно-временным значением). Я люблю жизнь, люблю сильно.
Новое платье мне в обтяжку.
(предлог + слово на гласную). Это редкий случай, когда наречие выполняет в предложении функцию сказуемого: Пальто тебе впору. Факты теперь налицо).Это не КС, так как в предложении есть подлежащие. Всё тихо кругом.
Лицо его весело.
Выборочная проверка.
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Теперь приступим к выборочному диктанту. Я читаю текст, вам необходимо записать номера предложений, в которых есть СКС.
1. Здесь, на солнышке, было очень тепло, почти жарко. 2. Низко над травой порхала (ярко)жёлтая бабочка, в саду кричали грачи, и где(то) дальше в поле м
schoolfiles.net
Задание Категория состояния морфологический разбор…. —
Надо давать слова в предложениях, чтобы точно установить их принадлежность к части речи. Например, слово СЫРО может оказаться словом категории состояния (На улице сыро) и кратким прилагательным в среднем роде (Платье сыро). А слова НЕУЮТНО – словом категории состояния (В комнате неуютно) и наречием (Мебель расставлена неуютно.
С остальными словами проще: это слова категории состояния, особая группа слов, которая выделяется среди наречий.
Разбираем так:
Неуютно – наречие.
I Обозначает признак действия: как расставлена? неуютно.
II Морфологические признаки – неизменяемое слово, образа действия.
III (Как расставлена?) неуютно (подчеркните линией точка-пунктир, так как это обстоятельство)
Неуютно – наречие, слово категории состояния.
I Обозначает состояние окружающей среды (или природы – смотрите предложение): (как? каково?) неуютно.
II Морфологические признаки – неизменяемое слово.
III (Как? каково?) неуютно (подчеркните двумя чертами, так как это сказуемое)
Остальные разберите по данному образцу. Слово категории состояния СЫРО обозначает тоже, скорее всего, состояние природы или окружающей среды, а слова НЕОБХОДИМО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ – душевное состояние человека. Ещё слова категории состояния обозначают физическое состояние человека (Ему плохо).
При словах НЕОБХОДИМО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ должны быть глаголы в форме инфинитива, например, необходимо заметить, можно сказать, нельзя не отметить. Они тоже входят в состав сказуемого – это составные глагольные сказуемые.
При словах СЫРО, НЕУЮТНО может быть глагол-связка БЫТЬ, стать, становиться: было сыро; станет (стало) неуютно. Они тоже входят в состав сказуемого. Это составные именные сказуемые.
А на будущее имейте в виду, что СЛОВА ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ДАЮТСЯ ТОЛЬКО В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ!
И задавайте вопросы: Как выполнить морфологические разбор слова СЫРО? А ниже, в дополнении к вопросу, должно быть записано предложение.
Оцени ответ
eurasia96.ru