cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Мораль басни пчела и муха – Мораль басни «Пчела и Мухи» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Мораль басни «Пчела и Мухи» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня «Пчела и Мухи» была впервые опубликована в журнале «Северный наблюдатель» в 1817 г. (№ 4). Время написания басни неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Пчела и Мухи» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова



Мораль басни «Пчела и Мухи» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Пчела и Мухи» заключается в том, что, по мнению Крылова, человек, который трудится на пользу отечеству, неохотно покинет родную страну; напротив, тот, кто не способен быть полезен на родине, легко переедет за границу и там будет вести ту же праздную, пустую жизнь.

В своей басне Крылов настаивает на том, что человек должен стремиться приносить пользу отечеству и находить радость жизни в общественно полезном труде. 


Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Кто с пользою отечеству трудится,
 
Тот с ним легко не разлучится; 
А кто полезным быть способности лишен, 
Чужая сторона тому всегда приятна: 
Не бывши гражданин, там мене презрен он, 
И никому его там праздность не досадна.»
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет мораль басни следующим образом:
«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем. <…> Не звание и не состояние возвышают человека, как бы он богат и силен ни был, а только честный труд на общую всем пользу… («Гуси», «Водопад и Ручей», «Орел и Пчела», «Пчела и Мухи»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
По мнению педагога Г. К. Дорофеева, суть и смысл басни заключаются в следующем:
«…Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях «Стрекоза и Муравей», «Пчела и Мухи» и др.]…» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)
Это были материалы о морали басни «Пчела и Мухи» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

www.literaturus.ru

Мораль басни «Муха и Пчела» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня «Муха и Пчела» была написана после ноября 1822 г. — до 1824 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и опубликована в алманахе «Северные цветы» в 1825 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Муха и Пчела» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова



Мораль басни «Муха и Пчела» Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни «Муха и Пчела» заключается в том, что ленивый, праздный человек не заслуживает уважения со стороны окружающих. Напротив, полезный труд и развитие способностей — вот что доставляет человеку счастье и удовлетворенность жизнью. Кроме того, в этой басне Крылов высмеивает людей, которые хвастают своими связями и знакомствами.

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для другиз… Праздный человек — тунеядец, не сознающий позора своего безнравственного существования («Муха и Пчела»). Праздность и унижает, и развращает; только полезный труд заслуживает общей похвалы, потому что он и облагораживает человека, и развивает его природные способности, и доставляет истинное счастье. <…> Свет знаний, честный общеполезный труд — вот что и открывает глаза человеку и на самого себя и на других, и приносит умеренное довольство, и доставляет почем и славу, — в этом и заключается истинное личное счастье всякого человека.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что басня «Муха и Пчела» имеет важное педагогическое значение:
«…Занимательный рассказ о жизни Пчел и о пользе, какая происходит от их работ… …Здесь очень наглядно представлено и хвастовство Мухи, которой в городе знакомы дома всех вельмож и богачей. В раннем возрасте еще не может развиться того бесстыдного нахальства, каким хвалится Муха… но дети живут не какой-нибудь замкнутой жизнью: они чересчур внимательны к тому, что делают старшие, и постоянно ставят их себе за образец. <…> Надо и предупреждать зло, готовое развиться, особенно если этим злом в сильной степени заражено общество.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Такова мораль басни «Муха и Пчела» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

www.literaturus.ru

Муха и пчела. Басня Михалкова ~ Я happy МАМА

Басня «Муха и Пчела» – поучительная история, высмеивающая тех людей, которые считают нормой жизнь за чей-то счет, приходить на готовое и пользоваться чужими благами; это сопоставление образов, олицетворяющих трудолюбие, честность в работе и наглую бессовестную лень, которая способна рушить все на своем пути ради удовлетворения своего существования.

Басня «Муха и Пчела»

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала –
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала…
“Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле,

Сказала Муха, глазками вращая. –
Я угощу тебя! Там – в доме, на столе –
Такие сладости остались после чая!
На скатерти – варенье, в блюдцах – мед.
И все – за так! Все даром лезет в рот!” –
“Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела.
“Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала…

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Мораль басни Михалкова «Муха и Пчела»

Мораль басни «Муха и Пчела» учит правильному отношению к чужому и любви к своему труду. Жизнь за счет чьих-то стараний приводит лишь к самоуничтожению, разрушению личности. Дети, которые готовы всю жизнь сидеть на родительском обеспечении, в итоге жизни, как таковой, и не видят, поэтому, как только попадают в какую-либо ситуацию, требующую самостоятельных взрослых решений, сразу оседают на «липкое» дно, не позволяющее двигаться дальше.

Анализ басни «Муха и Пчела»

В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.

Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.

Читать все басни Михалкова

ihappymama.ru

И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела».

Класс: 8 Предмет: чтение.

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела».

Цель урока: совершенствование навыков определения поучительного смысла басни, развитие навыков выразительного чтения.

Задачи: 1) стимулирование речевой активности школьников, 2) совершенствование психических функций (сравнение, оценка), 3) уточнение, обогащение словарного запаса учащихся, 4) развитие навыков составления характеристики персонажей басни; 5) воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, негативного отношения к безделью, хвастовству.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник «Чтение» для 8 класса – З.Ф. Малышева, М., «П», 2010, наборное полотно, словарный материал на карточках, иллюстрации, таблица для создания словесных опор в процессе урока (представлена ниже), словарь (

«вельможа» — знатный и богатый человек, «захирела» — зачахла, стала больной, «спесиво» — надменно, высокомерно, гордо, пословицы («За пчелкой пойдешь — до … (мёда) дойдешь».
«За мухой пойдешь — до … (навоза) дойдешь».

Методы обучения: 1) объяснительное чтение, 2) наглядно — практический.

Приём обучения: создание словесной опоры для организации дидактической среды с целью поддержания познавательного интереса и потребности в речевом общении в процессе совместной деятельности учителя и учащихся

Педагогическая технология: литературное чтение.

Планируемые результаты:

  • осознание поучительного смысла басни,

  • речевая активность учащихся на уроке,

  • осмысленное выразительное чтение,

  • создание словесной опоры (в виде таблицы):

Герой

Что делает?

Речь (какая?)

Характер (какой?)

Муха

летает по балам, по гостям пирует (ест, пьёт) отдыхает надоедает

спесивая (высокомерная) хвастливая

легкомысленный наглый назойливый хвастливый бесстыдный

Пчела (автор)

трудится целый день

поучительная (учит уму-разуму) полезная

трудолюбивый смелая честная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация урока. Постановка задач.

— Продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, познакомимся с басней « Муха и Пчела»: определим поучительный смысл — мораль, понаблюдаем за характерами героев, научимся читать её выразительно.

Настраиваются на восприятие новой басни.

II. Подготовка к восприятию текста басни

(словарная работа, краткая беседа).

1) — Сравните насекомых – муху и пчелу:

2) — Какие слова пропущены в пословице?
«За пчелкой пойдешь — до … (мёда) дойдешь».
«За мухой пойдешь — до … (навоза) дойдешь».

3) — В тексте басни вам встретятся незнакомые слова. Уточним их значение (по записи на доске).

Свободное говорение (из личного опыта).

Восстановление логической цепочки.

Определение значения новых слов по записи на доске с помощью учителя.

III. Чтение басни.

Подача информационного плана басни в процессе чтения.

Слушают с закрытыми книгами (школьники должны сконцентрировать внимание на лице учителя и постараться эмоционально правильно воспринять информационный план басни).

IV. Проверка первичного восприятия сюжета басни.

Беседа.

— Кто из героев басни живёт легко, весело, беззаботно? Почему?

Элементы рассуждения учащихся с опорой на услышанное.

V. Коррекция восприятия через беседу

(после повторного прочтения басни учащимися самостоятельно).

— Из каких слов басни видно, что Пчела трудолюбивая? Кто говорит эти слова?

— Какой оттенок этим словам придаёт Муха: хвалит она Пчелу или осуждает?

— Каким представляется Мухе райское житьё? Какой образ жизни ведёт Муха?

— Что случилось бы с Мухой, трудись она «с утра до вечера»? Почему?

— Понаблюдайте за речью Мухи. Каким тоном она говорит?

— Что ответила Пчела Мухе? Какую оценку она ей дала? (Отмечаем поучительный смысл слов Пчелы)

— Расстроили ли слова Пчелы Муху? Почему вы так думаете?


— Пчела — какая? Охарактеризуйте её. Запишите в таблицу.
— Муха — какая? Назовите черты её характера. Запишите в таблицу.

Попутно учителем или учащимися 1-2 уровней заполняются графы таблицы с целью краткой характеристики героев.

Развёрнутый ответ (перечисляют все «дела» Мухи, выписывают в таблицу).

(захирела- зачахла, стала хилой)

(«спесиво» — надменно, высокомерно, гордо)

«Справедливая, честная, смелая оценка»

«Слова Пчелы её не могут расстроить, потому что она глупая и бессовестная».

«Трудолюбивая, умная, не боится сказать правду».
«Ленивая, бессовестная, надоедливая, хвастливая».

VI. Выводы

— Кого имел в виду И.А.Крылов, говоря о Мухе и Пчеле?

— Что осуждает автор в басне? Какие человеческие пороки?

— Дайте полную характеристику одного из героев басни.

«Под видом Мухи и Пчелы автор имеет в виду людей».

При ответе используют материал таблицы.

Составление устной характеристики героев с опорой на таблицу (учащиеся 3-4 уровней).

VII.Связь с жизнью

(актуальность басни).

— К каким случаям жизни можно применить поучительный смысл басни?

— Кто вам ближе – Муха или Пчела?

— Вернёмся к пословицам. Почему в народе так говорят?
«За пчелкой пойдешь — до … (мёда) дойдешь».
«За мухой пойдешь — до … (навоза) дойдешь».

Делятся личным опытом.

Элементы рассуждения с учётом приобретённого опыта на уроке.

VIII. Разметка (партитура) текста, определение тона чтения.

— Обратите внимание на то, что в конце предложений, принадлежащих Мухе, стоят восклицательные знаки. Каким тоном нужно читать слова Мухи?

— Каким тоном надо читать слова Пчелы?

«хвастливо»

«поучительно, с укором»

VIX. Ролевое чтение.

— Отразите при чтении характеры героев, соблюдайте правильную интонацию.

Работа учащихся по учебнику.

X. Подведение итогов, домашнее задание.

Оценивание работы учащихся.

Придумать рисунок к басне.

XI. Рефлексия.

— Урок прошёл незаметно или тянулся долго?

Список информационных источников: 1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник.- М.: Высш. шк., 2003. 2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: Учебник для вузов.- М.: «Владос», 2002.

infourok.ru

Урок литературы С.Михалков Басня «Муха и пчела»

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с баснями Михалкова «Муха и Пчела», «Лев и Муха», понять мораль басни, охарактеризовать Муху и Пчелу.
2. Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление. Умение работать в группе.
3. Прививать уважительное отношение к труду, воспитывать неприятие к лени и тунеядству.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «С. В. Михалков», аудиозапись басни.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:
I. Организационный момент
.

Эмоциональный настрой. Покажите свое настроение с помощью жестов.
II Актуализация знаний.

1. Деление класса на группы (мухи и пчелы).

Эвристическая разминка.

— Посмотрите на доску. Прочитайте фамилии этих людей:

Эзоп, И. Крылов, Ж. де Лафонтен, С. Михалков, Абай и Ахмет Байтурсынов

— Что объединяет этих людей?

— Какой жанр художественного произведения был в творчестве каждого из этих писателей? (Басня)

Что такое басня?

Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль

Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.

Мораль — поучение

2. Проверка домашнего задания: чтение басен наизусть по ролям И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (1 гр.), «Лебедь, Щука и Рак» (2 гр.)
3. Сбор ассоциации в кластер.
1 группе — Стрекоза, 2 группе — Муравей.
(Дети, совещаясь в группах, составляют кластер, затем защищают его)
III.Целеполагание. 1. Загадка

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (Муха )

2. Как вы думаете, о каком насекомом мы сегодня будем говорить на уроке? (о мухе)

3. Запись темы урока на доске. Сергей Владимирович Михалков. Басни «Муха и Пчела», «Лев и Муха»
— Попробуйте самостоятельно сформулировать цели нашего урока.

4.Дети формулируют цели урока.
А) Узнать об авторе.
Б) Познакомиться с его баснями «Муха и пчела», «Лев и Муха»
В) Определить мораль басен.

III. Реализация. Презентация о С. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков (1913 — 2009) – писатель, поэт, драматург.

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Школьные годы провёл в Пятигорске. Сочинением стихов С. В. Михалков увлёкся ещё в школе, с 9 лет. Издавал домашний «Литературно — художественный журнал», где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту А. Безыменскому, который отметил способности юного автора. В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале. Закончив школу, Михалков С. В. отправляется в Москву, решив стать писателем. В 1933 году он становится сотрудником отдела писем газеты «Известия». Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов.

В 1935 году Сергей Владимирович поступил в Литературный институт. Примерно в это же время выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа». Встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком оказалась решающей для дальнейшего творчества Сергея Михалкова. Он решает писать для детей. В 23 года у Сергея Владимировича вышла первая книга – «Стихи». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось И. В. Сталину. Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году. Многие его произведения вошли в детские учебники и хрестоматии. Это «А что у вас?», «Фома», «Песенка друзей» и другие. Во время Великой Отечественной войны Михалков был военным корреспондентом. После войны Михалков стал писать басни, в которых высмеивает разные человеческие пороки: жадность, глупость, высокомерие. Сюжеты для них автор брал прямо из жизни. У С. В. Михалкова много наград за вклад в детскую литературу. Главная тема стихов – интересы детей, их мечты, их игры и забавы, их поступки, хорошие и плохие. За литературную деятельность для детей Сергей Михалков награжден Орденом Улыбки – единственной в мире международной наградой, присуждаемой самими детьми.

Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель и поэт, считается также лучшим русским баснописцем 20 века.
В творчестве С.Михалкова русская басня не только утвердилась в традициях, завещанных И.А. Крыловым, но и приобрела новые черты благодаря индивидуальности автора. В его баснях преобладает простая и ясная речь, близкая к народной, добрый и мудрый юмор, пословицы, поговорки. Но Михайлов по праву считается создателем именно современной басни, так как он отказался от прямого следования традиционным сюжетам и обратился к обличению недостатков современного общества 

1. Задание группам — прочитать в учебнике об авторе и составить сообщение о писателе по данному плану.
А) Дата рождения (родился 28 февраля/ 13 марта 1913 года )
Б) Что вы узнали об авторе? (Классик русской детской литературы. Автор гимна России)
В) Его основные произведения и герои. (Его герои ленивые, трудолюбивые и простые, обычные люди)
Г) Какие у С. Михалкова произведения? (Поучительные, смешные произведения).

Выступление групп.


2. Прослушивание басни «Муха и Пчела» в аудиозаписи.

3. Задание группам: прочитать басню в лицах. Дается время на подготовку.

Взаимооценивание группами друг друга стратегией «Похвальный бутерброд», учитывается качество чтения и актерское мастерство учащихся.

4. А теперь обратите внимание на доску. На доске: муха (рисунок) пчела (рисунок)
Стратегия «Кластер» (дополните) Охарактеризуйте Муху (2-гр) и Пчелу(1-гр)

Вопросы. Где они обитают, как добывают пищу? Обратите внимание на манеру их «говорить»

Кто вам больше нравится? Что противоположного в этих образах? Каких людей подразумевает автор под Мухой и Пчелой? В чём отличие басни от других стихотворных произведении? Какова мораль басни?

5. Чтение учителем басни «Лев и Муха»

6. Сравнивание мух

7. *Словарная работа:

Бездумно – уайымсыз советница – кеңесші, ақыл беруші Хобот – тұмсық Беспечный – бейқам подчас – бір мезгілде Даром – тегін вершить – басқару

ІV. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение басни. *Анализ басни по вопросам: -Найдите в басне мораль. -Какую житейскую ситуацию имеет в виду автор? -Были ли с вами в жизни такие случаи? *Прослушать несколько вариантов придуманных детьми рассказов.

V. Домашнее задание: выучить басню Михалкова наизусть, стр 72, 75 + теоретический материал из тетради

VІ. Этап оценивания (По количеству смайликов)

VІІ. Подведение итогов занятий Викторина «Кто быстрее?»

1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ в стихах

2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем

3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи

4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Лафонтен, Сумароков, Кантемир, Крылов, Михалков и другие

5. Кого считают «отцом русской басни»?

Ответ: Ивана Андреевича Крылова

6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

7. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

8. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

9. Кто автор этих строк?

Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу, И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Ответ: С.Михалков

10. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?

«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»

«Кто виноват из них, кто прав судить не нам; » Ответ: «Лебедь, Щука и Рак»

11. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

12. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

13. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

VIII. Рефлексия Понравился ли урок? Покажите смайликами

Урок провела Баратова Аида Тилвалдиевна

infourok.ru

Муха и пчела — Басня Михалкова

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала —
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала…
«Летим со мной! — так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. —
Я угощу тебя! Там — в доме, на столе —
Такие сладости остались после чая!
На скатерти — варенье, в блюдцах — мед.
И все — за так! Все даром лезет в рот!» —
«Нет! Это не по мне!» — ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» — лентяйка
прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала…

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Все басни Михалкова

Мораль басни «Муха и пчела»

На интересные размышления наводит рассказ Сергея Михалкова о трудолюбивой пчеле и ленивой мухе. Пчела – полезное насекомое, она помогает цветам, собирает нектар, из которого потом получается мед, прополис и множество других продуктов, которые полезны даже для человека. Пчел уважают, считают очень нужными, специально разводят. Мухи же, наоборот, считаются бесполезными вредителями, которые ничего кроме мухобойки не заслуживают. Таково мнение общества и людей.

Но чего мы, как родители, хотим для своих детей. Трудной жизни пчелы, погруженной всю жизнь в заботу, или мухи – легкой и простой, огражденной от проблем и трудностей, живущей на всем готовом?

Об опасности такой легкой жизни и предостерегает нас автор в морали басни Муха и Пчела, не приспособленные к жизни, привыкшие к комфорту люди, чаще становятся жертвами обмана или ступают на кривую дорожку! Так что прежде чем чрезмерно опекать кого-то, подумайте, не лучше ли вложить в его голову и руки орудие от проблем и попробовать быть готовым к разным жизненным ситуациям?

basni.net

Басня «Пчела и мухи» |


Прослушать басню «Пчела и мухи»

Две Мухи собрались лететь в чужие кра́и,
И стали подзывать с собой туда Пчелу:
Им насказали попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их, на родине своей,
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего (ка́к людям то не стыдно,
И что они за чудаки!):
Чтоб поживиться им не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от них стеклянны колпаки;
А в хижинах на них злодеи пауки.
«Путь добрый вам», Пчела на это отвечала:
«А мне
И на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь себе сыскала –
От поселян[1] и до вельмож[2].
Но вы летите,
Куда хотите!
Везде вам будет счастье то ж:
Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,
Вы ни почтенны, ни любезны,
А рады пауки лишь будут вам
И там».

Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишен,
Чужая сторона тому всегда приятна:
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.

Примечания

[1] Поселя́не – здесь: сельские жители.
[2] Вельмо́жа – знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек.
 


Время написания: не позднее июня 1817 г.
Первая публикация: «Северный наблюдатель», 1817 г., № 4, стр. 129–130.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга шестая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *