cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Внеурочная деятельность в 5 классе по фгос география – Программа внеурочной деятельности по географии 5 класс. ФГОС. » Проектная деятельность на географии» 2015г.

Внеурочная деятельность по географии в 5 классе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая программа

внеурочной деятельности в 5а классе

«Мир волшебной географии»

Составитель: Кравцова Елена Александровна,

учитель географии

г. Яхрома 2016 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “Мир волшебной географии” рассчитана на 34 часа, обладает новизной для учащихся.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что –то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.

Общие цели:

  • в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

  • через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;

  • современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, желание изучать данную тему в дальнейшем.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.

Общие задачи программы:

вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;

  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей, природных и созданных руками человека.

Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”, в работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

Содержание программы направлено на передачу географических знаний.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Учащиеся должны знать (объяснять):

  • страны и столицы;

  • знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

  • уметь работать на компьютере;

  • работать с различными источниками информации;

  • ориентироваться по карте;

  • свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся будут иметь представление:

  • о различных видах достопримечательностей;

  • о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

  • об уровне жизни в различных государствах;

  • о традициях и обычаях населения стран мира;

  • о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

  • формирование политической карты мира;

  • формы экономических отношений;

  • виды достопримечательностей;

  • примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации;

  • разбираться в вопросах определения достопримечательностей

  • работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

  • сотрудничества, взаимопомощи;

  • самостоятельного выбора будущей профессии;

  • общения в процессе учебной деятельности.

Система оценивания успешности прохождения курса

В процессе изучения данного курса выполняется 4 зачетных (промежуточных) практических работ и 1 итоговая – на последнем занятии.

4 зачетные работы – роль экскурсовода по странам мира.

Итоговая зачетная работа – участие в иллюстрированной викторине по достопримечательностям мира. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма занятий, виды работ

Сроки выполнения

Дата по плану

Коррекция даты

1.

Развитие жизни на Земле

Видеофильм

02.09

2.

Семь чудес света

Слайд — шоу

09.09

3.

Догоны – жители республики Мали

Фильм

16.09

4.

Необычные животные мира

Презентация

23.09

5.

Цвета и запахи Марокко

Чтение литературы

30.09

6.

Природа Средиземноморья

Слайд-шоу

07.10

7.

Великие пустыни

Фотовыставка

14.10

8.

Саудовская Аравия –страна бедуинов-кочевников

Поделки и рисунки

21.10

9.

Загадка острова Пасхи

Доклады

11.11

10.

Путешествие в Южную Америку

Ролевая игра

18.11

11.

В джунглях Амазонии

Заочная экскурсия

25.11

12.

Непознанная Боливия

Экскурсия по стране

02.12

13.

По Северной Америке

Игра

09.12

14.

Мексика – страна гор и вулканов

Виртуальная экскурсия

16.12

15.

Путешествуем по Великобритании.

Стоунхендж.

Экскурсия по стране

23.12

16.

Как живут папуасы

Зарисовки

13.01

17.

Чем гордятся французы

Работа с источниками

20.01

18.

Традиции англичан

Инсценировки

27.01

19.

Эйфелева башня –

самый посещаемый

туристами мира объект

Слайд-шоу

03.02

20.

Венеция –город на воде

Слайд-шоу

10.02

21.

Турция –страна двух материков

Беседа, сочинение

17.02

22.

Праздники разных народов

Презентация

03.03

23.

Кухня разных стран

Соревнование знатоков

10.03

24.

Музеи мира

Виртуальная экскурсия, работа в видеозале

17.03

25.

Куклы народов мира

Иллюстрации, слайды, поделки

07.04

26.

Япония – страна наоборот

Лекция

14.04

27.

Страны-карлики

Сообщения

21.04

28.

Самые большие города мира

28.04

29.

Память в камне и бронзе

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

05.05

30.

Достопримечательности Восточного полушария

Пресс-конференция

12.05

31.

Достопримечательности Западного полушария

Заседание «круглого стола»

19.05

32.

Таиланд – экзотика Востока

Создание визитной карточки страны

26.05

33.

Чудеса современного мира

Работа с журналами, Интернет

34.

Мир волшебной географии

Итоговая зачетная работа, обмен мнениями

Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»

  1. Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2008.

  2. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

  3. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.

  4. Журналы:

  1. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.-  М.: Просвещение, 2001.

  4. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.

  5. От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.

Пяткова Л.В. Авторская программа по географии для экспериментального лицея.

  1. Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.

  2. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

Я познаю мир

  1. Страны и народы. – Москва, 2005.

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии». 5–9-е классы

Разделы: География


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  2. Фундаментального ядра содержания общего образования.
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
  5. В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

    О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая” [3].

    Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

    Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

    лесообразность курса. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами. В 7-9 классах время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

    Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.

    Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

    Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

    Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

    Место курса в системе географического образования в школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.

    Форма организации занятий: кружок.

    Особенности класса: программа предназначена для мотивированных детей общеобразовательных классов. В 2014-2015 учебном году работа по этой программе начинается в 5 “А” классе. Дети этого класса в начальной школе обучались по экспериментальной программе О.А.Поповой в рамках региональной инновационной площадки Института образования и развития личности (г.Москва). Обучающиеся имеют хорошую теоретическую базу, у них сформирован познавательный интерес, есть предпосылки для углубленного изучения любого материала. География – это социальный заказ детей и их родителей.

    Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

    Основные принципы построения программы:

    • преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
    • последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
    • сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
    • личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности в рамках сотрудничества с Орловским государственным университетом и Национальным парком “Орловское полесье”.

    Этапы реализации программы:

    5-6 классы. Курс “Карта – второй язык географии. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.

    Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

    При изучении курса решаются следующие задачи:

    • формирование интереса к географии;
    • дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
    • обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:
    • формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
    • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
    • формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;
    • формирования представления о странах мира.

    7 класс. В курсе “Карта – второй язык географии. География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

    Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.

    При изучении курса решаются следующие задачи:

    • расширение представлений о природе Земли;
    • создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
    • развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
    • формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;
    • развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
    • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
    • формирование представления о странах и народах мира.

    8 класс. Курс “Карта – второй язык географии. География России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.

    Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

    При изучении курса решаются следующие задачи:

    • формирование умения работы с картами различного содержания;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;
    • формирование представления об изменениях административной карты РФ;
    • формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;
    • развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;
    • предпрофильная ориентация.

    9 класс. Курс “Карта – второй язык географии. GIS-технологии” способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации.

    Цель: дать представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)).

    При изучении курса решаются следующие задачи:

    • показать основные отличия бумажных и электронных карт;
    • познакомить с особенностями электронных карт и ГИС;
    • показать возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами;
    • формировать практические навыки работы с электронными картами и ГИС при работе над проектами;
    • предпрофильная ориентация.

    Содержание курса “Карта – второй язык географии . Географические модели Земли” (5-6 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

    Содержание программы.

    5 класс. 35 часов.

    Тема 1. Картография. (2 часа)

    География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

    Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

    Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.

    Практические работы:

    Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

    Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

    Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

    Практическая работа:

    Игра “Путешествие по топографической карте”.

    Тема 4. История географических открытий. (9 часов)

    Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

    Практическая работа:

    Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

    Тема 5. Географическая карта. (10 часов)

    Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

    Практическая работа:

    Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах”.

    Содержание программы.

    6 класс. 35 часов.

    Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

    Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

    Практические работы:

    1. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.
    2. Определение географических координат.
    3. Составление географического описания по карте.
    4. Проект “Использование географических карт”.

    Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)

    Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

    Практические работы:

    1. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа
    2. Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

    Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

    Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

    Практические работы:

    1. Географические названия своей местности.
    2. Проект “Каталог географических названий Орловской области”.
    3. Проект “Тропами Орловского полесья”

    Тема 4. Страны мира. (4 часа)

    Сколько стран на Земле. Страны Европы.

    Практическая работа.

    1. Проект «Сказочная карта Европы».

    Приложение 1

    Список литературы для учителя

    1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
    2. Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.
    3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990 г.
    4. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” — 1990. — № 2.
    5. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.
    6. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
    7. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
    8. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.
    9. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013 г.
    10. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.
    11. Тихий В.И. Изучение географии Орловской области в школе. Орел, 1997 г.

    13.04.2015

    urok.1sept.ru

    Внеурочная деятельность по географии в 5 классе

    Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

    1

    2

    Из истории географических открытий

    Составление таблицы «Великие путешественники»

    1

    3

    «Колумб российский между льдами…»

    Работа с картой: «Имя Беринга на карте мира»

    1

    4

    Освоение Арктики

    Знакомство с наиболее значительными экспедициями

    1

    5

    Самый странный и суровый континент на Земле

    Обзорная информация «Антарктические полярные станции»

    1

    6

    Современные исследования земной поверхности

    Выявление на карте географических объектов, названных именами первооткрывателей

    1

    7

    Географические «закрытия»

    Тематическая экскурсия в школьный музей: «Древняя Фанагория»

    1

    Раздел 2. Земля и космос

    9

    8

    Как устроен наш мир

    Подготовка сообщений о покорении и изучении космоса

    1

    9

    Солнце – раскалённое небесное тело

    Выполнение рисунков «Солнце и планеты»

    1

    10

    Планеты Солнечной системы: земная группа и газовые гиганты

    Работа с картой «Солнечная система»

    1

    11

    Земля – планета Солнечной системы

    Выявление особенностей Земли как планеты

    1

    12

    Суточное и годовое движение Земли

    Выявление следствий вращения Земли

    1

    13

    Луна – естественный спутник Земли

    Выявление особенностей Луны

    1

    14

    Ю.А. Гагарин – первый космонавт

    Дискуссия: «Профессия – космонавт»

    1

    15

    Космос – Земле

    Выявление значимости солнечного света и тепла для жизни на Земле

    1

    16

    Гигантский магнит

    Знакомство с магнитными явлениями Земли

    1

    Раздел 3. Карта – наш помощник

    7

    17

    Географическая карта – замечательнейшее создание человеческого ума

    Знакомство с разнообразием географических карт

    1

    18

    Современные карты, их применение

    Составление перечня: «Представители профессий, использующие карты в своей работе»

    1

    19

    Набор условных знаков

    Определение объектов, направлений, расстояний по плану местности

    1

    20

    Приборы, используемые при построении планов местности и карт

    Ориентирование на местности при помощи компаса

    1

    21

    От уровня моря

    Определение по плану местности абсолютных высот

    1

    22

    Почему у глобуса «белая шапка»?

    Знакомство с особенностями полярных областей Земли

    1

    23

    Географические названия

    Разгадывание географических кроссвордов

    1

    Раздел 4. Каменная оболочка Земли

    11

    Тема 1. Беспокойная планета

    6

    24

    Можно ли просверлить Землю насквозь?

    Выполнение рисунка «Внутреннее строение Земли»

    1

    25

    Плавают ли материки?

    Обзорная информация о процессах, происходящих в недрах Земли

    1

    26

    Почему бывают землетрясения?

    Работа с картой: выявление районов, подверженных частым землетрясениям

    1

    27

    Тепло Земли

    Работа с картой: действующие вулканы планеты

    1

    28

    Горы и равнины

    Обозначение на контурной карте гор и равнин

    1

    29

    Меняющийся облик планеты

    Объяснение влияния человеческой деятельности на изменения литосферы

    1

    Тема 2. Подземные богатства

    5

    30

    Камни рассказывают

    Объяснение роли полезных ископаемых в жизни людей

    1

    31

    Что внутри шахты?

    Дискуссия: «Профессия – шахтёр»

    1

    32

    Рождённые в пламени

    Знакомство с рудными полезными ископаемыми

    1

    33

    Кладовые Солнца

    Знакомство с горючими полезными ископаемыми

    1

    34

    Откуда берётся бензин?

    Обсуждение: «Что делают из нефти?»

    1

    Содержание курса внеурочной деятельности

    Раздел 1. Как люди познавали мир (7 часов)

    Ойкумена – «обитаемая Вселенная».  Освоенная человечеством часть мира. Семь чудес древней Ойкумены. Из истории географических открытий. Расширение географического кругозора человечества. Выдающиеся путешественники и ученые-географы. «Колумб российский между льдами…» Г.И. Шелихов – русский купец и предприниматель. «Русская Америка». Капитан-командор – Витус Беринг. Освоение Арктики. Самый странный и суровый континент на Земле. Открытие и изучение Антарктиды. Современные исследования земной поверхности. Бывают ли географические «закрытия»? Изменения на планете.

    Раздел 2. Земля и космос (9 часов)

    Мы во Вселенной. Как устроен наш мир. Солнце – раскалённое небесное тело, звезда. Солнечная система и её свойства. Планеты Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Суточное и годовое движение Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Луна – естественный спутник Земли. Искусственные спутники Земли. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Космический дом космонавта. Значение солнечного тепла и света для жизни на Земле. Гигантский магнит.

    Раздел 3. Карта – наш помощник (7 часов)

    Географическая карта – замечательнейшее создание человеческого ума. Появление географических карт. Старые картографические изображения. Античная Греция – истоки картографии и географии. Карта – наш помощник. Современные карты. Широкое применение карт. Набор условных знаков. Приборы, используемые при построении планов местности и карт. От уровня моря. Почему у глобуса «белая шапка»? Географические названия. Топонимика.

    Раздел 4. Каменная оболочка Земли (11 часов)

    Тема 1. Беспокойная планета (6 часов)

    Можно ли просверлить Землю насквозь? Особенности внутреннего строения Земли. Плавают ли материки? Колебания земной коры. Почему бывают землетрясения? Тепло Земли. Что такое вулкан? Извержение вулкана – грозное и величественное явление природы. Горы и равнины. Как появляются горы? Высочайшие горы мира и России. Значение гор и равнин в жизни людей. Изменение гор во времени. Меняющийся облик планеты.

    Тема 2. Подземные богатства (5 часов)

    Камни рассказывают. Немые свидетели прошлого. Особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Что внутри шахты? Угольный комбайн. Рождённые в пламени. Рудные полезные ископаемые. Металлы и сплавы – неутомимые труженики. Кладовые Солнца. Уголь, нефть, газ – энергия Солнца, законсервированная в недрах Земли. Откуда берётся бензин? Труд нефтяников. Как ищут полезные ископаемые? Геологическая разведка. Есть ли бесполезные ископаемые? Камни Знаков Зодиака. Экологическая тревога: раненая земля.

    VI Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.

    Список используемой литературы:

    1. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А. А. Летягин; под редакцией В. П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 160 с.:ил.

    Интернет-ресурсы:

    1. Федеральный портал «Российское образование». — http://www.edu.ru/

    2. Российский общеобразовательный портал. — http://www.school.edu.ru

    3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. — http://window.edu.ru

    4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — http://school-collection.edu.ru

    5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. — http://fcior.edu.ru/

    Техническое оснащение:

    1. Компьютер

    2. Проектор

    3. Комплект карт

    4. Коллекции минеральных ресурсов

    infourok.ru

    Рабочая программа по географии (5 класс) по теме: внеурочная деятельность 5 кл ФГОС «Юный краевед»

    Наименование разделов, блоков, тем

    Всего,час

    Количество часов

    Характеристика деятельности обучающихся

    аудиторные

    внеаудиторные

    1 год обучения «История и культура края»

    1

    История заселения края.

    1

    анализ литературы

    2

    История заселения края.

    1

    3

    История заселения города (микрорайны города).

    1

    +

    анализ литературы

    4

    История заселения города (микрорайны города).

    1

    презентация

    5

    Письменность казаков.

    1

    анализ литературы

    6

    Письменность казаков.

    1

    7

    Письменность казаков.

    1

    презентация

    8

    Оформление книги «История моего города».

    1

    презентация

    9

    Оформление книги «История моего города».

    1

    10

    Оформление книги «История моего города».

    1

    11

    Оформление книги «История моего города».

    1

    12

    Писатели Кубани 19 в.

    1

    анализ литературы

    13

    Писатели Кубани 19 в.

    1

    +

    14

    Писатели Кубани 19 в.

    1

    презентация

    15

    Писатели Кубани 20 в.

    1

    анализ литературы

    16

    Писатели Кубани 20 в.

    1

    +

    17

    Писатели Кубани 20 в.

    1

    презентация

    18

    Писатели Кубани 21 в.

    1

    анализ литературы

    19

    Писатели Кубани 21 в.

    1

    +

    20

    Писатели Кубани 21 в.

    1

    презентация

    21

    Художники 19 в.

    1

    анализ литературы

    22

    Художники 19 в.

    1

    23

    Художники 19 в.

    1

    презентация

    24

    Художники 20 в.

    1

    анализ литературы

    25

    Художники 20 в.

    1

    26

    Художники 20 в.

    1

    презентация

    27

    Художники 21 в.

    1

    анализ литературы

    28

    Художники 21 в.

    1

    29

    Художники 21 в.

    1

    презентация

    30

    Мой милый край (стихи о Кубани).

    1

    анализ литературы

    31

    Мой милый край (стихи о Кубани).

    1

    32

    Весенний этюд.

    1

    презентация

    33

    Весенний этюд.

    1

    презентация

    34

    Обобщение знаний и умений (презентация книги).

    1

    презентация книги

    2 год обучения «Красная книга края »

    1

    Красная книга.

    1

    анализ литературы

    2

    Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

    1

    +

    анализ литературы

    3

    Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

    1

    +

    4

    Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

    1

    +

    5

    Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

    1

    презентация

    6

    Экскурсия на ст. Юннатов.

    1

    +

    экскурсия

    7

    Характеристика растительного мира.

    1

    анализ литературы

    8

    Растения степной зоны.

    1

    анализ литературы

    9

    Растения степной зоны.

    1

    10

    Растения степной зоны.

    1

    11

    Растения Кавказских гор.

    1

    анализ литературы

    12

    Растения Кавказских гор.

    1

    13

    Растения Кавказских гор.

    1

    14

    Растения Кавказских гор.

    1

    15

    Растения г. Краснодара.

    1

    анализ литературы

    16

    Растения г. Краснодара.

    1

    17

    Построение профиля высотной профиля (3D)

    1

    презентация

    18

    Животный мир степной зоны.

    1

    анализ литературы

    19

    Животный мир степной зоны.

    1

    20

    Животный мир степной зоны.

    1

    21

    Животный мир степной зоны.

    1

    22

    Животный мир Азовского моря.

    1

    анализ литературы

    23

    Животный мир Азовского моря.

    1

    24

    Животный мир Черного моря.

    1

    анализ литературы

    25

    Животный мир Черного моря.

    1

    26

    Животный мир Кавказских гор.

    1

    анализ литературы

    27

    Животный мир Кавказских гор.

    1

    28

    Животный мир Кавказских гор.

    1

    29

    Животный мир Кавказских гор.

    1

    30

    Составление зоогеографической карты края.

    1

    практическая работа

    31

    Составление зоогеографической карты края.

    1

    32

    Составление зоогеографической карты города.

    1

    практическая работа

    33

    Составление зоогеографической карты города.

    1

    34

    Обобщение знаний и умений. Презентация «Красной книги».

    1

    3 год обучения «Рельеф и почвы края. Профиль»

    1

    Оформление контурной карты края.

    1

    практическая работа

    2

    Оформление контурной карты города.

    1

    3

    Изучение геологического строения края.

    1

    анализ литературы

    4

    Изучение геологического строения края.

    1

    5

    Изучение геологического строения города.

    1

    анализ литературы

    6

    Изучение геологического строения города.

    1

    7

    Формы рельефа края. Построение изогипс.

    1

    практическая работа

    8

    Формы рельефа края. Построение изогипс.

    1

    9

    Формы рельефа города. Построение изогипс.

    1

    практическая работа

    10

    Формы рельефа города. Построение изогипс.

    1

    11

    Формы рельефа города. Построение изогипс.

    1

    12

    Сопоставление сетки микрорайонов города с картой изогипс.

    1

    практическая работа

    13

    Сопоставление сетки микрорайонов города с картой изогипс.

    1

    14

    Сопоставление сетки микрорайонов города с картой изогипс.

    1

    15

    Внутренние и внешние процессы края.

    1

    анализ литературы

    16

    Внутренние и внешние процессы края.

    1

    17

    Внутренние и внешние процессы края.

    1

    18

    Внутренние и внешние процессы края.

    1

    19

    Внутренние и внешние процессы края.

    1

    20

    Внутренние и внешние процессы города.

    1

    анализ литературы

    21

    Внутренние и внешние процессы города.

    1

    22

    Полезные ископаемы края.

    1

    +

    практическая работа

    23

    Минералогическая коллекция.

    1

    практическая работа

    24

    Изучение коллекции осадочных полезных ископаемых.

    1

    практическая работа

    25

    Изучение коллекции магматических полезных ископаемых.

    1

    26

    Изучение коллекции метаморфических полезных ископаемых.

    1

    27

    Составление карты расположения полезных ископаемых.

    1

    практическая работа

    28

    Составление карты расположения полезных ископаемых.

    1

    29

    Составление профиля города.

    1

    практическая работа

    30

    Составление профиля города.

    1

    31

    Составление профиля города.

    1

    32

    Составление профиля города.

    1

    33

    Составление профиля города.

    1

    34

    Обобщение знаний и умений (презентация профиля).

    1

    презентация

    4 год обучения «Климат и внутренние воды. Графики»

    1

    Климатообразующие факторы.

    1

    анализ литературы

    2

    Климатообразующие факторы.

    1

    3

    Температурный график.

    1

    практическая работа

    4

    График осадков.

    1

    практическая работа

    5

    График атмосферного давления.

    1

    практическая работа

    6

    Роза ветров.

    1

    практическая работа

    7

    Климатограмма зимнего периода края.

    1

    практическая работа

    8

    Климатограмма весеннего периода края.

    1

    практическая работа

    9

    Климаторграмма летнего периода края.

    1

    практическая работа

    10

    Климаторграмма осеннего периода края.

    1

    практическая работа

    11

    Общая климатограмма края.

    1

    презентация

    12

    Климатограмма зимнего периода города.

    1

    практическая работа

    13

    Климатограмма весеннего периода города.

    1

    практическая работа

    14

    Климаторграмма летнего периода города.

    1

    практическая работа

    15

    Климаторграмма осеннего периода города.

    1

    практическая работа

    16

    Общая климатограмма города.

    1

    практическая работа

    17

    Презентация профиля.

    1

    презентация

    18

    Составление климатической карты края.

    1

    практическая работа

    19

    Составление климатической карты города.

    1

    практическая работа

    20

    Внутренние воды.

    1

    анализ литературы

    21

    Озера края.

    1

    анализ литературы

    22

    Плавни и лиманы.

    1

    анализ литературы

    23

    Искусственные водоемы.

    1

    анализ литературы

    24

    Подземные воды.

    1

    анализ литературы

    25

    Ледники.

    1

    анализ литературы

    26

    Азовское море.

    1

    анализ литературы

    27

    Черное море.

    1

    анализ литературы

    28

    Река Кубань.

    1

    анализ литературы

    29

    Река Кубань. Составление профиля.

    1

    практическая работа

    30

    Река Кубань. Составление профиля.

    1

    31

    Река Кубань. Составление профиля.

    1

    32

    Река Кубань. Составление профиля.

    1

    33

    Река Кубань. Составление профиля.

    1

    34

    Обобщение знаний и умений.

    1

    презентация

    5 год обучения «Хозяйство края. Оформление карты. Бизнес-план»

    1

    Отраслевая структура края.

    1

    анализ литературы

    2

    ТЭК. Составление каталога предприятий ТЭК.

    1

    практическая работа

    3

    Электроэнергетика. Составление каталога предприятий, производящих электроэнергетику.

    1

    практическая работа

    4

    Машиностроительный комплекс. Составление каталога машиностроительных предприятий.

    1

    практическая работа

    5

    Химическая промышленность. Составление каталога предприятий химической промышленности.

    1

    практическая работа

    6

    Деревообработка и производство стройматериалов. Составление каталога.

    1

    практическая работа

    7

    Легкая промышленность. Составление каталога предприятий легкой промышленности.

    1

    практическая работа

    8

    Пищевая промышленность. Составление каталога предприятий пищевой промышленности.

    1

    практическая работа

    9

    Народные промыслы.

    1

    анализ литературы

    10

    Составление карты народных промыслов.

    1

    практическая работа

    11

    Сельское хозяйство.

    1

    анализ литературы

    12

    Зерновые культуры.

    1

    анализ литературы

    13

    Составление карты посевов зерновых культур.

    1

    практическая работа

    14

    Технические культуры.

    1

    анализ литературы

    15

    Составление карты посевов технических культур.

    1

    практическая работа

    16

    Бахчеводство. Составление карты бахчеводства.

    1

    практическая работа

    17

    Виноградарство.

    1

    анализ литературы

    18

    Составление карты виноградарства.

    1

    практическая работа

    19

    Садоводство.

    1

    анализ литературы

    20

    Субтропические культуры.

    1

    анализ литературы

    21

    Составление карты посевов субтропических культур.

    1

    практическая работа

    22

    Животноводство.

    1

    анализ литературы

    23

    Скотоводство.

    1

    анализ литературы

    24

    Птицеводство.

    1

    анализ литературы

    25

    Овцеводство.

    1

    анализ литературы

    26

    Коневодство.

    1

    анализ литературы

    27

    Пчеловодство.

    1

    анализ литературы

    28

    Звероводство.

    1

    анализ литературы

    29

    Рыболовство.

    1

    анализ литературы

    30

    Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

    1

    +

    практическая работа

    31

    Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

    1

    32

    Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

    1

    33

    Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

    1

    34

    Обобщение знаний и умений (презентация бизнес-плана).

    1

    презентация

    nsportal.ru

    Программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС «География родного края»

    Программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС

    «География родного края»

    Учитель географии МБОУ «СОШ №6»

    г. Кольчугино, Владимирская обл.

    Фирсова Вера Петровна

    Целью курса «География родного края» является развитие исследовательской компетентности учащихся, на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: информационно-познавательную, коммуникативную, практико-созидательную, исследовательскую по изучению уникальной территории родного края.

    Задачи курсасвязаны с развитием компетенций, слагающих исследовательскую компетентность:

    мотивационной компетенции, посредствам мотивационных диалогов, осознания и осмысления знаний и ценностей, которые становятся его личным достоянием, принимая субъективную форму, понимания «значимого другого», понимания себя как части содержания жизни других и осознания в связи с этим своего исследования как приобщения к общезначимым культурно-экологическим ценностям;

    информационно-познавательной компетенции, вначале посредствам воспроизведения по образцу учителя алгоритма исследовательской деятельности, затем самостоятельного выполнение полного исследовательского цикла;

    ценностно-нормативной компетенции, посредствам экскурсий, экспедиций в реальное окружение личности, смысловой оценки объектов современного ландшафта своей местности, определением ценности объектов;

    коммуникативной компетенции, посредствам построения различных форм общения, взаимодействия в современном ландшафте своего края;

    практико-созидательной компетенции посредствам создания рисунков, плакатов, буклетов, видеофильмов, презентаций, экологической тропы.

    Содержание курса«География родного края» предполагает отбор геоэкологической краеведческой информации в качестве учебной основы для получения учащимися геоэкологических, исторических, культурологических, социально-экономических знаний о своем крае. Кроме того, содержательный компонент предполагает освоение различных методов исследования, а так же, становление ценностных ориентаций.

    Структура содержательного компонента включает в себя мотивационный,информационнопознавательный, аксиологический, праксиологический и личностный компоненты, которые соответствуют стратегической цели – формированию географической и экологической культуры личности, а так же исследовательской компетентности, предполагающей владение мотивационной, информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной, практико-созидательной компетенциями.

    Мотивационныйкомпонент включает в себя содержание, направленное на формирование мотивационной компетенции на основе психологических процессов переживания и определения значения. Это объекты, явления геоэкологического пространства через которые формируются эмоционально-образные представления, составляющие чувственную опору для формирования знаний.

    www.prodlenka.org

    Рабочая программа по географии (5 класс) на тему: Рабочая программа по географии в 5 кл.Курс внеурочной деятельности «География в экспериментах»

    №пп

    Дата

    Тема уроков

    Виды учебной деятельности

     Формируемые УУД

    Контроль и диагностика

    Средства обучения

    Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    план

    факт

    1

    3.09

    Понятие эксперимента

    Работа со словарем, текстом, атласом, слушание учителя

    1.Приводить примеры видов экспериментов

    2.Объяснять значение понятий: «эксперимент», Технология проведения.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля).

    Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Карта полушарий, диск по географии

    2

    10. 09

    Земля-часть солнечной системы.

    Работа с учебником, атласом, выступление учащихся

    Называть основные естественные науки и знать что они изучают.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

    и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Формирование и развитие по средствам географических знаний

    познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Проверка домашнего задания

    Атласы

    3

     17. 09

     Приплюснутый шар

    Работа с источниками информации, выступление учащихся

    1.Объяснять значение понятий:  «геоид», «эллипс»

    2.Приводить примеры географических наук.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Атласы, презентация

    4  

     24. 09

     Прецессия-движение земной коры.

    Работа с научной литературой, атласом,

    Приводить примеры методов географических исследований.

    Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

    Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

    Самостоятельная работа

    5

     1.10

    Эффект Кориолиса

    Работа учащихся с атласом, таблицами, схемами

    Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира.

    Формирование коммутативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в

    процессе образовательной деятельности.

    Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

    Уметь объяснять понятие «Сила Кориолиса»

    Выполнение тестовых заданий и игра «Без географии мы никак!»

    6

      8.10

    Воздушная оболочка Земли.

    Работа с учебником, атласом, схемами, таблицами

    Знать процессы, происходящие атмосфере.

    Осознание ценности  чистого воздуха.

    Формирование и развитие по средствам географических

    важнейшего компонента научной картины мира

    Устный опрос

    знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Атласы, настенная карта, презентация

    7  

     15. 10

    Аспирация воздуха.

    Работа с учебником, атласом, схемами, таблицами

    Знать  движение воздушных масс.

    Осознание ценности географических знаний, как

    совершали в древности и Средневековья.

    Формирование и развитие по средствам географических

    важнейшего компонента научной картины мира

    Устный опрос

    знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Атласы, настенная карта, презентация.

    8

     22. 10

    Мини-ураган.

    Работа учащихся со  схемами, приборами

    Знать крупнейшие ураганы и последствия их деятельности

    Осознание  влияния деятельности человека на формирование негативных процессов в атмосфере.

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

    Проверка домашнего задания

    Устный опрос

    Портреты путешественников, атласы, схемы

    9

    29. 10

     Воздушный пресс

    Работа учащихся с настенными картами, атласами, учебником, схемами

    Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию.

    Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

    Уметь устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

    Работа с электронным приложением (анализ презентации), работа с к/к

    Контурные карты, атласы, презентации

    10

     12. 11

     Непростой воздух

    Работа учащихся по отбору проб воздуха и его анализу.

    Научиться находить информацию  и анализировать ее.

    Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

    Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

    Уметь применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

    Практическая отработка знаний по разделу.

    Атласы, настенная карта, диск

    11  

    19. 11

    Водная оболочка Земли.

    Работа учащихся с настенными картами, атласами, учебником, схемами

    Знать великих учёных изучавших воду.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля

    Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Творческая работа

    Презентации

    12

     26. 11

    Айсберг в банке.

    Работа со схемами, моделью   айсберга, картами атласа

    1.Знать особенности  и виды айсбергов.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Модель  айсберга.

       3.    12

    Из воды да в воду.

    Работа с текстом учебника, схемами в атласе

    1.Знать особенности  внутренних вод и воды в океане

    2.Уметь  их сравнивать.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

    Атласы

    14

     10. 12

    Испарение воды.

    Работа с текстом учебника, схемами в атласе, раздаточным материалом

    1. Объяснять значение понятий: испарение

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

    Атласы

    15

     17. 12

    Вода на других планетах.

    Работа с текстом учебника, схемами в атласе

    1. Объяснять значение понятия «водные ресурсы»

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

    Атласы, презентация

    16  

     24. 12

    Смерч в бутылке

    Работа с текстом, схемами в атласеПр.работа.

    Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Настенная карта, атласы

    17

     14. 01

    Мертвое море в стакане.

    Работа с текстом учебника, схемами в атласе, раздаточный материал

    Объяснять значение

    понятий: астрономия

    Осознание себя как члена

    общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Способность к самостоятельном

    уприобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

     Схемы, картины,фильмы

    18

     21. 01

    Какая вода течет из моего крана?

    Работа с образцами воды.

    Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий,СМИ.

    Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

    Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    Уметь устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа.

    19

     28. 01

    КВН на тему «Водная оболочка Земли»

    Работа с картами атласа, планом местности, схемами, раздаточным материалом

     Уметь называть виды изображений поверхности и знать отличия между этими изображениями.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Атласы, план местности,

    20

     4.02

    Стороны горизонта.Условные знаки. Масштаб.

    Работа с картами, планом местности, раздаточным материалов

    1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

    Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

    Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Тест

    Атласы

    21

     11. 02

    Ориентирование на карте и на местности.

    Работа с текстом учебника, схемами в атласе, выступление учащихся

    1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас

    2.Знать способы ориентирования на местности

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

    и локальном уровнях (житель планеты Земля)  

    Формирование и развитие по средствам географических знаний

    познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

    Проверка домашнего задания

    Компасы

    22

     18. 02

    План местности.Составление плана местности.

    Работа с текстом учебника, схемами в атласе, раздаточным материалом,

    1. Объяснять значение понятий: план, масштаб ,условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор.

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

    Атласы, карта

    23

     25. 02

    Составление  плана-схемы  ландшафтного дизайна приусадебного участка

    Работа с текстом .

    Научиться строить план ландшафтного дизайна

    Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

    Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий.

    Уметь составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

    Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (самостоятельное построение плана пришкольного участка)

    Доп.литература

    24

     3. 03

    Как возникла Земля

    Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя.

    Моделирование.

    Объяснять значение понятий: гипотеза

    Знать разные гипотезы возникновения Земли

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

    25

     10. 03

    Строение Земли

    Работа с учебником, текстом, атласом, схемами

    Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера, полезные

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.Ископаемые.

    Знать внутреннее строение земли, свойства мантии.

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

    планеты Земля)

    Рис.

    26

     17. 03

    Землетрясения

    Работа с учебником, текстом, атласом, макетами. Моделирование

    1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр

    2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

    Рис.

    Атласы, презентация

    27

    31.034

    Вулканы, гейзеры.

    Работа с учебником, текстом, атласом, таблицами, рисунками, схемами

    1. Объяснять значение понятий: вулкан, кратер, жерло, магма, вулканическая бомба

    2.Знать виды вулканов.

    3. Уметь называть и показывать на карте зоны активной вулканической деятельности

    Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

    Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

    Проверка домашнего задания

    Атласы, презентация

    28

    074.04

    Неоднородный волчок.

    Работа с рисунками., текстом, атласом, ролевые игры.

    Осознание себя как члена

    общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

    Способность к самостоятельном

    уприобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

    Проверка домашнего задания

    Атласы, презентация

    29

    14. 04

     Складки и движения земной коры.

    Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя.

    Моделирование

    1. Объяснять значение понятий:   «земная кора» ,объекты.

    Уметь приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении геоэкологических проблем человечества

    Атласы  

    30

     21. 04

    Метаморфизм.

    Работа с учебником, текстом, атласом, настенными картами

    1. Объяснять значение понятий «метаморфизм»,  рисовать схемы изменений

    использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

    Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

    Устный опрос

    31

     28.05

    Деформация земной коры

    Земли

    Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя.

    1. Объяснять значение понятий деформация земной коры

    Устный опрос

    32

    05.05

    Месторождения полезных ископаемых

     Работа с образцами горных пород

    1. Различать изученные географические  полезные ископаемые

    2. Сравнивать  их на основе известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию.

    Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

    Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество.

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

    Устный опрос

     Образцы горных пород

    33

    12. 05

    Экскурсия на месторождение глины.

    Работа с учебником, текстом, атласом, картосхемами

    Моделирование

    1. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

    Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

    Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, групповой работы.

    Уметь проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

    Уметь объяснять взаимосвязи в ПК

    Анализ текста учебника, работа с электронным приложением и тетрадью (заполнение таблицы «Влияние человека на природу»)

      34  

    19. 05.

    Проектная работа на тему «Мой любимый эксперимент»

    Урок контроля

    1. Давать определение понятиям;

    2. Устанавливать причинно-следственные связи, 3. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,

     4.Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

    ставить проблему, аргументировать её актуальность;

    выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

    работа с текстом — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

    Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (выполнение тестовых заданий, географический диктант)

    35

    26.05

    экскурсия

    nsportal.ru

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии в 5-6 классах «Школа географа следопыта по ФГОС на основе авторской программы А.А. Летягина и с учетом рекомендаций, изложенных в учебно-методическом пособии «Внеурочная деятельность по географии

    Пояснительная записка.

    Данная рабочая программа составлена на основе:

    1. Федеральный закон «Об образовании» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).

    2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г № 1089;

    3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.01.2016 г. №38, от 21.04.2016 г. №459, от 29.12.2016 г. №1671)

    5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МОБУ СОШ с. Спартак

    6. Основной образовательной программы  по ФГОС основного общего образования МОБУ СОШ с. Спартак 2017 – 2022 (Приказ от 29.08.2017 г. №230

    7. Протокол №1 заседания МО от 24 августа 2017 г.

    8. Учебного плана МОБУ СОШ с. Спартак на 2016 – 2017 уч.г. (Приказ от 28.08.2017 г. № 224)

    9. Календарного учебного графика на 2017-2018 уч.г. (Приказ от 28.08.2017 г. № 223)

    10. Авторской программы по географии для общеобразовательных школ: (5-9 классы) –коллектива под руководством А.А. Летягина (сборник «География: программа: 5-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2014г). А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Программа содержится в сборнике География : программа : 5-9 классы / [А.А. Летягин, Г35 И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя]. — М.: Вентана- Граф, 2014

    11. Учебника для общеобразовательных учреждений : География. Начальный курс: 5 класс/ А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с: ил. Атлас и контурные карты: Атлас: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2016. Контурные карты: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2015.

    6 класс . География. Начальный курс.А.А.Летягин. Москва. Изд. «Вентана-Граф» 2016. 7 класс. География. Материки, океаны, народы и страны. Душина И.В. Смоктунович Т.Л. Москва. Изд. «Вентана-Граф» 2018

    Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с законом «Об образовании», а также с базисным учебным планом школы. Данная рабочая программа базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.

    Программа внеурочной деятельности объединения «Школа географа-следопыта» общеинтеллектуальной направленности для обучающихся 5-7х классов составлена с учетом рекомендаций, изложенных в учебно-методическом пособии «Внеурочная деятельность по географии (5-6 классы)» М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013.

    Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

    В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-7 классов, направленных на формирование универсальных учебных действий.

    Общая характеристика факультатива.


    География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук.

    В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география, как мировоззренческий междисциплинарный предмет, должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.

    Программа рассчитана на 34 часа занятий, где учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку.

    Главная цель факультатива:

    Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

    Учебно-методические задачи факультатива:


    — развивать личную ответственность школьника за всё происходящее в окружающем мире;

    — развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира.

    Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки.

    В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира.

    Главной воспитательной целью курса следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.

    Методические особенности организации занятий

    1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

    2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

    3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

    В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

    Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по географии «Школа географа –следопыта» для 5-7 классов

    В результате освоения программы факультатива «Школа географа-следопыта» формируются следующие

    предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

    — производить простейшую съемку местности;

    — понимать принцип действия различных приборов: солнечных часов, гномона, теллурия, флюгера, анемометра и др;

    — освоить метод моделирования космических тел: Солнца, Земли, Луны;

    — вести простейшие наблюдения элементов погоды.

    Регулятивные умения:

    — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

    — умения организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

    Познавательные учебные умения:

    — формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    — умение вести самостоятельный поиск, анализ, сбор информации, ее преобразование.

    Коммуникативные учебные умения:

    — самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом.

    Содержание программы учебного курса

    География – наука о планете Земля. Построение модели, позволяющей понять принцип действия солнечных часов.

    Наблюдение — метод географической науки. Как географы изучают процессы и объекты. Строение гномона. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

    Глобус – модель Земли. Положение Земли в Солнечной системе. Измерение окружности по глобусу.

    Я – фенолог-наблюдатель. Географический полюс, дни весеннего, осеннего равноденствия; дни зимнего, летнего солнцестояния. Изготовление «Календаря погоды».

    Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце». Пояса освещенности. Демонстрация движения Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

    Строим свою модель Земли. Ядро, мантия, земная кора. Моделирование «твердой Земли».

    Создаем конструктор литосферных плит. Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит. Огненное кольцо.

    Коллекция горных пород и минералов. Горные породы своей местности. Сбор образцов пород.

    Почувствуем себя учеными-сейсмологами. Интенсивность землетрясений по 12-балльной шкале.

    Принцип работы нивелира. Изготовление прибора. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира.

    Почувствуем себя топонимистами. Топонимика. Работа с топонимическим словарем. Названия географических объектов.

    Изготовление простого барометра. Опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра. Измерение атмосферного давления.

    Изготовление флюгера. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного флюгера. Измерение направления и скорости ветра.

    Составление розы ветров. Направление ветра. Роза ветров. Составление графика розы ветров.

    Изготовление дождемера. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного дождемера. Измерение количества осадков. Построение климатограммы.

    Изготовление термометра. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного термометра. Измерение температуры воздуха. Построение графика среднемесячных температур воздуха.

    Почувствуем себя метеорологами-синоптиками. Погода по народным приметам. Прогноз на весну и лето.

    Изучение свойств воды. Круговорот воды в природе. Опыты по изучению свойств воды.

    Почувствуем себя мореходами. Части Мирового океана. Работа в контурных картах по объектам Мирового океана. Составление маршрута путешествий по океанам.

    Игра «Знатоки морских названий». Происхождение географических названий. Игра.

    Почувствуем себя гидрологами. Части реки. Путешествие по Волге в пять морей.

    Принцип «работы» родников. Опыты, показывающие, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Моделирование самодельного родника.

    Почувствуем себя фольклористами. Легенды и народные сказания, посвященные воде.

    Почувствуем себя палеонтологами. Палеонтология. Работа с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

    Древние животные Земли. Геохронологическая таблица.Древние животные.

    Составление фотоколлажа «Животные и растения тропиков». Биогеография. Комнатные растения по географическому принципу, уход за комнатными растениями.

    Составление маршрута для туристов. Особо охраняемые территории. Где бы я хотел побывать. Составление маршрута.

    Создаем географическую игротеку. Геолото. Составление географических игр.

    Игра «Узнай растение и животное».

    «Погружение» в глубины Атлантического океана. Подводный мир. Игра «Глубины Атлантики».

    Конкурс презентаций «Мир природных зон»

    Почувствуем себя экотуристами

    Конкурс проектов.

    Итоговое занятие.

    Тематическое планирование внеурочной деятельности по географии 5-7 классов

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    В том числе на:

    лекции

    практикум (творческая работа)

    контроль

    1

    Введение

    4

    2

    2

    Земля — планета Солнечной системы

    3

    1

    2

    3

    Внутреннее строение Земли

    6

    2

    4

    4

    Атмосфера

    6

    1

    5

    5

    Водная оболочка Земли

    6

    3

    3

    6

    Биосфера

    10

    4

    6

    7

    Обобщение

    1

    1

    ИТОГО:

    34

    11

    22

    1

    infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *