Медиационные технологии – «МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (из метериалов научно-практической и международной научно-практической конференций)
МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ — Культура. Общество. Психология — Каталог статей
Р.Г.Мельниченко, кандидат юридических наук, доцент
Введение: основываясь на представлении о технологичности медиационных процедур, в статье дается обзор возможностей применения различных медиационных приемов к разрешению семейных конфликтов. Используя опыт юридической и психологической наук, нами поставлена цель исследовать технологии в медиационной деятельности при разрешении семейных конфликтов. В качестве задачи взято исследование алгоритмов отдельных медиационных технологий. Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность следующих методов научного познания: сравнительно-научный метод, метод системности и метод анализа. Результаты: автором предлагается классификация технологий по разрешению семейных конфликтов: фасилитаторство, эхо-техника, кокус, экстернализация, деконструкция, пересочинение, треугольник судьбы. Выводы: технологический подход к медиационной деятельности по разрешению семейных конфликтов является весьма перспективным как с позиции науки, в рамках которой происходит идентификация и фиксация медиационных технологий, так и правоприменительной практики, где эти технологии могут применяться.
Ключевые слова: медиация, технология, семейный конфликт, эхо-техника, кокус, экстернализация, деконструкция, треугольник судьбы, пересочинение.
Введение
Семейные конфликты – это идентифицированное противоречие интересов между людьми, объединенными родственными или супружескими связями. Перед тем, как переходить непосредственно к технологиям разрешения семейных конфликтов, необходимо определиться с субъектами этих конфликтов, так как от этого будет зависеть то, какая технология будет применена, а так же как именно она будет применена. Можно выделить следующие пары субъектов, в отношении которых возникают семейные конфликты:
— супруг — супруга;
— ребенок — мать;
— ребенок — отец;
— ребенок — родители.
В свою очередь можно выделить и ряд медиационных технологий, например, эхо-технику и кокус [5, с. 123], а также ряд других, которые можно использовать при разрешении семейных конфликтов. Рассмотрим возможности применения медиационных технологий к такой конфликтующей паре, как супруг — супруга.
Конфликт в той или иной форме присущ супружеским отношениям, но нетерпимой точки он достигает, как правило, при разводе супругов. Авторы отмечают: «Чаще всего семейная медиация нужна при расставании или разводе пары для того, чтобы помочь ей сохранить свой статус родителей и отделить совместное выполнение парой своих родительских обязанностей от эмоций, связанных с прекращением их взаимоотношений в качестве партнеров. Медиация помогает родителям сфокусироваться на индивидуальных потребностях и чувствах их детей и выработать схему, по которой будут строиться их отношения с детьми в дальнейшем» [3, с. 42].
Действительно, в медиационной практике нам не встречались примеры «безразводных» семейных споров. Рассмотрим возможности ряда медиацион- ных приемов применительно к семейным конфликтам: фасилитаторство, экстернализация, деконструкция, пересочинение, эхо-техника, треугольник судьбы и кокус.
Прием фасилитатора
Существует несколько базовых подходов медиатора к своей деятельности, от которых зависят те приемы, которые он применяет в ходе процедуры медиации: трансформативный, понимания, нарративный и оценочный.
Трансформативная медиация (transformative approach) — следование за клиентом. Задача медиатора при трансформативном подходе — наладить коммуникацию между участниками меди- ационного процесса.
Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach), — «пойми и отвечай за себя». Задача медиатора здесь — повысить осознанность участников медиацион- ного процесса.
Нарративная медиация (narrative approach) — конфликт понимается как история (рассказ). Задача медиатора — при помощи участников переписать эту историю из истории конфликта в историю сотрудничества.
Оценочная медиация (evaluative approach) — «предложить варианты». Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта.
В зависимости от роли медиатора в медиационной процедуре выделяют два «крайных» подхода: фасилитатор и модератор. Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «легкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. В случае, когда медиатор выбирает роль фасилитатора, он целенаправленно не ставит перед собой задачи решить конфликт определенным образом. Модератор — это управляющий процедурой. Если медиатор выберет модерацию, он берет на себя роль ведущего, знающего какую цель должны достичь участники медиационного процесса.
В вышеприведенном определении задач семейной медиации, данном О.В. Костиной, Е.А. Овсяниковой, Н.И. Долженко и И.В. Савельевой, видно, что они придерживаются «мо- дераторского» подхода, так как сами определяют задачу медиационной сессии как построение отношений между разведенными родителями по поводу воспитания детей. Однако нам этот подход представляется весьма опасным. Ведь при разрешении семейных конфликтов у их участников могут быть разные задачи: от примирения до полного разрыва и оставления друг-друга в покое. На каком основании медиатор сам ставит задачу перед конфликтующими сторонами?
Технология фасилитатора в разрешении семейных конфликтов в формате супруг — супруга состоит в сознательном отрешении медиатора от постановки перед собой, а значит и перед своими доверителями какой-либо задачи. Медиатор создает условия для разговора, в ходе которого конфликтующие супруги сами приходят к постановке задачи с последующим ее разрешением.
Нарративные приемы в семейной медиации
Три медиационные техники для разрешения семейных конфликтов между супругами взяты из арсенала нарративной медиации. Нарративная медиация — это подход к медиации, основанный на предположениях о том, что люди живут и действуют в моделях, описаниях реальности, созданных во взаимодействии людей и институционализированных, и ни одно из этих описаний не является «истинным».
Для применения нарративной техники необходимо уяснить саму идею нарратива. Ее основа заключается в предположении о том, что человек осознает свою жизнь как совокупность небольших историй, которые он для себя вербализирует в качестве небольших рассказов (нарративов). Например, рассказ о том, как человек в субботу утром испек блины, а затем пригласил всех членов семьи за стол. В этом своем рассказе человек «зашифровал» не всю реальность, которая лишь частично получила свое описание в рассказе. Он включил в рассказ лишь то, что показалось для него важным на момент составления нарратива. После сочинения нарратива человек размышляет о той ситуации, по поводу которой составлен рассказ, исключительно в рамках этого нарратива.
Конфликт, согласно нарративной медиации, — это рассказ. Если конфликт происходит между людьми — это, как минимум, два рассказа. Приемы нарративной медиации могут быть применимы, если медиатор понимает подобную разметку.
В ходе семейной медиации можно использовать три нарративных приема: экстер- нализацию, деконструкцию и пересочинение.
Выведение (экстернализация) наррати- ва — это процедура отстранения рассказчика от своего нарратива, то есть автор нарратива должен выйти из своего рассказа, перейти из роли участника рассказа в роль внешнего наблюдателя. Медиатор может, например, предложить супругу: «Расскажите, пожалуйста, о своей ситуации так, как будто вы наблюдаете ее со стороны» или «Представьте, что все, о чем вы рассказываете, происходит на экране кинотеатра». Экстернализация — это прием, направленный на дистанцирование супругов от травмирующего нарратива, который содержит рассказ о конфликте. Экстернализация проходит в несколько этапов: погружение в нарратив, выведение нарратива, персонализация нарратива.
Результатом экстернализации может стать снижение эмоционального фона супругов, что повлечет за собой возможность поиска «на холодную голову» приемлемых для обеих сторон возможностей разрешения семейного конфликта.
Деконструкция — это прием нарративной медиации, который заключается в идентификации, размягчении и, возможно, изменении убеждений, лежащих в основе нарра- тива, содержащего рассказ о супружеском конфликте. Деконструкции подвергаются сами собой разумеющиеся убеждения (пресуппозиции), лежащие в основе описаний мира клиента, которые находятся в конфликте, а также «ощущение себя вправе» вести себя определенным образом, которое следует из этих убеждений. Для получения компетенции работы с таким приемом, как деконструкция, целесообразно провести определенную процедуру.
Первый этап процедуры состоит из погружения, выведения, поименования, наделения дееспособностью и оценки. На этапе оценки уже можно начать работу по проверке ценности того убеждения, на котором выстроен нарратив. Подобное убеждение можно назвать пресуппозицией. Буквально пресуппозиция — это предположение. Это подразумевающееся убеждение, которое не вербализируется в нарративе, но на нем нарратив построен. Например, можно предположить, что нарратив «Ему на меня наплевать» основан на пресуппозиции о том, что супруги обязаны проявлять эмоции при беседах друг с другом. И потому следующий этап процедуры деконструкции — это расследование.
Расследование — это поиск и вербализация той пресуппозиции, которая лежит в основе нарратива. Это довольно сложная задача для медиатора. Дело здесь в нескольких факторах, построенных на том, что у людей нет практики выявления пресуппозиций. Первый фактор заключается в том, что пресуппозиция в речи не проговаривается, то есть в обычной речи ее услышать невозможно. Второй фактор состоит в явлении сокрытия наррати- ва. Супруг чувствует, что выявление пресуппозиции может повлечь ее изменение, что в свою очередь вызовет изменение позиции клиента. Именно поэтому клиент неосознанно старается скрыть свои пресуппозиции. В ходе выполнения этой части упражнения основная возникающая трудность — это именно попытка супруга скрыть свои пресуппозиции. Перечислим основные «техники сокрытия пресуппозиций»:
— агрессия — у клиента после выхода медиатора на пресуппозицию резко повышается эмоциональный фон, он становится агрессивным, переходит в наступление на медиатора. В свою очередь, медиатор после идентификации подобного явления может использовать его как признак выхода на пресуппозицию клиента;
— замыкание — клиент замолкает или прямо отказывается дальше обсуждать этот вопрос;
— ложные мишени — клиент старается завуалировать свои пресуппозиции псевдопозициями.
Сама конструкция пресуппозиций хорошо коррелируется с основным тезисом гарвардской школы медиации — это соотношение явлений «позиция» и «цель» (кейс мать — дочери — апельсин). Выявить пресуппозицию значит обнаружить цель, которую преследуют в конфликте противоборствующие стороны, и которая завуалирована их позициями.
Следующий этап процедуры деконструкции — это стадия оценки пресуппозиции. После обнаружения пресуппозиций необходимо добиться того, чтобы ее носитель проговорил роль этой пресуппозиции в конфликте. Если эта роль негативная, индивид сам должен прийти к этому выводу. Только тогда можно приступать непосредственно к деконструкции. Пресуппозиция — это очень стойкое психологическое образование. Оно имеет глубокие корни, как правило, не только в жизни клиента, но и в жизни его предков, да и самой культуры, в которой он существует. Было бы наивно надеяться на то, что медиатор «в одно касание» деконструирует (развалит) пресуппозицию. Можно лишь попытаться ее расшатать (размягчить). Следующий этап деконструкции — это Расшатывание.
Расшатать пресуппозицию значит подвергнуть убеждения (пресуппозиции) сомнению. Например, на предыдущем этапе оценки пресуппозиции клиент увидел, что именно его пресуппозиция является камнем преткновения конфликта. Медиатор может расшатать пресуппозицию, используя, например, все те же приемы нарративной медиации. Приведем пример из уже рассмотренного нами нарра- тива «Ему на меня наплевать». Клиентом было вербализировано, что в основании этого нарратива лежит его пресуппозиция о том, что «Супруг обязан проявлять эмоции при беседе с другим супругом». Клиенту предлагается составить пресуппозицию-антоним. Клиент, например, предложит следующую пресуппозицию-антоним: «Супруг обязан спокойно выслушать проблему, чтобы принять взвешенное безэмоциональное решение». Затем клиенту предлагается временно принять пресуппозицию-антоним в качестве своей личной пресуппозиции и ответить на ряд вопросов медиатора, например: «Почему не всегда хорошо ярко проявлять свои эмоции?», «можно ли решить проблему, находясь в возбужденном эмоциональном состоянии?».
В идеале прием деконструкции может привести к исчезновению конфликта между супругами.
Так, если даже одна спорящая сторона поймет, что в основании конфликта лежит ее пресуппозиция, а сама эта пресуппозиция эту сторону не устраивает, то в случае изменения или отказа от этой пресуппозиции это приведет к прекращению самого конфликта. Но это в идеале.
В любом случае, размягчение обеих пресуппозиций спорящих сторон сделает более реальной работу по сближению, а в дальнейшем — к созданию синтезированной единой пресуппозиции.
Пересочинение — это еще один прием нарративной медиации, который можно применить при разрешении семейного конфликта между супругами. Цель этого приема — изменение истории конфликта (нарратива, в котором содержится конфликт). Препятствием для подобного приема является существующая в нашем социуме пресуппозиция, которую можно сформулировать так: «Историю изменить нельзя! Ее можно переврать!». Нарративная же медиация стоит на предположении о том, что, по крайней мере, личная история — это история субъективная, и она в лучшем случае содержит в себе лишь небольшую часть истории, которую можно условно обозначить как история объективная. С позиции нарративной медиации, объективная история — это принятая за истинную большинством чья-либо субъективная история (ученых, политиков).
Личная история в лексиконе нарративной медиации — это доминирующая история, то есть актуальный нарратив индивида о каком- либо событии. Актуальный, то есть существующий сейчас. Прием пересочинения — это работа с доминирующей историей. Дело в том, что из доминирующей истории о конфликте «выпадают» и остаются незамеченными эпизоды взаимного уважения, поддержки и сотрудничества в настоящее время конфликтующих супругов. Это какие-то события, которые с точки зрения доминирующей конфликтной истории умалчиваются (например, история консолидации супругов в какой-либо ситуации). Медиатор, осуществляя совместно с супругами пересочинение, помогает связать отдельные исключения из доминирующей истории в осмысленную последовательность, в «противосюжет», который можно противопоставить истории о конфликте.
Эхо-техника в семейной медиации
Эхо-техника — это прием активного слушания. Спорящие супруги, как правило, или молчат, или говорят, но при этом не слышат друг друга. Эхо-техника поможет медиатору разрешить данную проблему.
Побуждение супруга к высказыванию: некоторые супруги могут испытывать трудности в высказывании своей позиции, например, из-за страха перед другим супругом, боязни проговориться и тем самым ухудшить свое положение, косноязычии и т. п. При помощи повторения части фразы супруга медиатор побуждает сторону продолжать и активизировать говорение. Например, медиатор говорит запнувшемуся на полуслове доверителю: «Значит, вы перестали понимать друг друга»?
Прояснение понимания супругами друг- друга: медиатор повторяет с вопросительной интонацией непонятное ему в речи супруга место. Например: «Что значит «он меня игнорирует»»?
Удержание эмоционального фона между супругами — достаточно часто встающая перед медиатором задача. Чтобы успокоить «разбушевавшуюся» сторону, медиатор повторяет спокойным тоном услышанные в речи говорящего эмоционально нейтрально окрашенные фразы, например: «пришел к выводу», «успокоился», «понял».
Треугольник судьбы в семейной медиации
Понятие «треугольник судьбы» (треугольник Карпмана) ввел в научный, а затем и психолого-терапевтический оборот Стивен Карпман [7]. В медиации данная конструкция рассматривается в разделе «групповых конфликтов». Различают два подхода к групповому конфликту.
Дуалистический подход основан на утверждении о том, что сколько бы интересантов не участвовало в конфликте, они относятся к одной или другой конфликтующей стороне.
Трехсторонний подход основан на утверждении о том, что в групповых конфликтах три стороны. Корни данного подхода находятся в традиции трансактного анализа Э. Берна, согласно которой при коммуникации люди выбирают какую-либо социальную роль [1]. Применительно к треугольнику судьбы, при групповом конфликте его участник выбирает одну из трех ролей: агрессора, жертвы или спасителя. Применительно к семейным конфликтам традиционна следующая ситуация. Супруга берет на себя роль жертвы: «Он меня игнорирует!». Супруг — роль агрессора: «Да отстанет она от меня когда-нибудь!», а, например, мама супруги всецело отдается роли спасителя: «Да брось ты его, такого черствого!».
Рекомендуемый прием, основанный на концепции «треугольник судьбы», — это рефлексия своей роли в семейном конфликте. Медиатор рассказывает спорящим сторонам о «треугольнике судьбы» и предлагает им выявить, какую роль каждый из них выбрал в данном конфликте и кто в этом конфликте является третьим? Как правило, после рефлексии стороны остаются недовольными той ролью, которую они играют в конфликте, а это первый шаг выхода из ситуации «треугольника судьбы», а значит и выхода из конфликта.
Кокус (caucus) в семейной медиации
В медиации под кокусом понимается медиационная техника, которая заключается в индивидуальной беседе с одной из сторон. Технически кокус происходит следующим образом. Медиатор идентифицирует необходимость в проведении индивидуальной беседы с одним из супругов. Он объявляет об этом спорящим сторонам и удаляется с одной из них в отдельное помещение вне зоны слышимости другой стороны. Рассмотрим функции кокуса применительно к семейной медиации.
1. Понижение эмоционального фона супругов. Разводя супругов по разным комнатам, медиатор способствует их успокоению. Например, в боксе этой функции служит команда «брэк».
2. Предупреждение супруга. Например, медиатор может указать одному из супругов, что он ведет себя так, как будто хочет использовать медиацию для наказания другого супруга. Если сказать об этом в присутствии другой стороны, это может способствовать прекращению коммуникации.
Результаты
Произведена классификация технологий медиационной деятельности в семейном конфликте. Составлен алгоритм пяти медиаци- онных технологий семейной медиации: фаси- литаторство, эхо-техника, нарративные приемы (экстернализация, деконструкция и пересочинение), треугольник судьбы и кокус.
Заключение
Представленные медиационные технологии при разрешении семейных споров не являются исчерпывающими. Особенностью их применения является особых характер семейных конфликтов.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области в рамках проекта проведения научных исследований («Медиативные технологии снижения социальной конфликтности в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления Волгоградской области»), проект .№16-13-34020.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М. : АСТ, 1998. — 397 с.
2. Геворкян, Т. В. Медиация как один из альтернативных способов разрешения споров и ее влияние на правовую культуру общества / Т. В. Геворкян // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2013. — № 1 (18). — С. 155-158.
3. Костина, О. В. Семейная медиация как одно из ведущих направлений государственной семейной политики / О. В. Костина, Е. А. Овсяникова, Н. И. Долженко, И. В. Савельева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2014. — №> 10 (53). — С. 42-46.
4. Мельниченко, Р. Г. Медиация : учебное пособие для бакалавров / Р. Г. Мельниченко. — М. : Дашков и К, 2014. — 192 с.
5. Мельниченко, Р. Г. Технологичность меди- ационной деятельности / Р. Г. Мельниченко // Правовая парадигма. — 2017. — Т. 16. №№ 2. — С. 123-128.
6. Перекрестов, В. Н. Признание вины как условие медиации в уголовном процессе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2011. — №> 1 (14). — С. 205-209.
7. Стюарт, Й. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни / Й. Стюарт, В. Джойнс // Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: //psylib. org.ua/books/stewj01/index.htm. — Загл. с экрана.
8. Трофимов, Я. В. Современное развитие медиации в Российской Федерации: правовые или неправовые принципы составляют ее основу? / Я. В. Трофимов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2013. — №№ 1 (18). — С. 76-80.
Правовая парадигма. 2018. Т. 17. № 1
vuzirossii.ru
программа для специалистов, отвественных за медиацию в школе – EduNeo
Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.
Развитие школьной медиации основывается на принципах добровольности и равных возможностей. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.
Можно говорить о том, что педагогическое взаимодействие является потенциально конфликтным, поскольку в нем встречаются люди разного возраста, обладающие различными статусами, уровнем эрудиции, жизненным опытом, ценностям и представлениями о нормативном поведении. Помимо этого, существенным фактором конфликтогенности педагогического взаимодействия является зачастую различный взгляд на его цели, а также допустимый или неприемлемый стиль взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
Читайте также: “Школьная медиация: программа подготовки учащихся из числа медиаторов” и “Медиация: решаем конфликты по-новому“.
Целью программы является обучение специалистов, ответственных за организацию служб медиации в образовательных учреждениях, основам деятельности педагога-медиатора в образовательном учреждении
Программа рассчитана на 20 аудиторных часов.
Целевая аудитория: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги.
Учебно-тематический план курса «Технологии медиации в образовательном пространстве»:
Учебный планЗадачи:
- Знакомство с понятиями «медиация», «модерация», «фасилитация» конфликтов.
- Знакомство с правилами и этапами медиации
- Формирование навыков медиации
Материалы: доска-флипчарт, бумага для записи формата А4, комплект маркеров, бэйджи, бумажные стикеры с клейким краем, карточки для игры в «С-О».
Ход занятия:
Приветствие. Ведущий сообщает о цели и задачах учебного курса. Предлагает участникам подписать и надеть бэйджи.
Знакомство. Участникам предлагается назвать себя, свою должность и кратко сформулировать ожидания от данного учебного курса. Ожидания предлагается написать на стикерах и наклеить на флипчарт.
Рисунок «Что такое медиация конфликтов?».
Цель: диагностика представлений участников о медиации и функциях медиатора в образовательном учреждении. Ведущий предлагает участникам нарисовать на листах формата А4 объект или явление, с которым можно было бы сравнить медиацию. Участники также могут создать реалистичный портрет медиатора и изобразить атрибуты его профессиональной деятельности. После завершения всеми процесса рисования, ведущий предлагает каждому представить свой рисунок, дать ему несколько характеристик. Предлагает группе обсудить выявленные сходства в представлениях участников о медиации.
Подводя итоги групповой дискуссии, ведущий приводит несколько примеров определений медиации. Демонстрирует их в презентации на экране (или обращает внимание участников к раздаточному материалу).
Игра «С-О» (автор Сидоренко Е.В.).
Цель: знакомство со стратегиями взаимодействия в диаде.
Инструкция: “Это игровая методика, которая развивает навыки эффективного взаимодействия с партнером. Есть заданные условия. Игра проводится в парах. Каждый участник получает две карточки. На одной карточке – буква “С”, на второй – “О”.
Игра проходит в три этапа. На каждом этапе участники одновременно предъявляют друг другу по одной карточке, не договариваясь и не обсуждая выбор. Участникам демонстрируется таблица с условиями “встречи” “С” и “О”. Если в парах встречаются “С” и “С”, каждый из участников получает по +6. Если встречаются “С” и “О”, участник, показавший “С” получает “- 6”, а показавший “О” получает “+12”. Если встречаются “О” и “О” – участники получают по “0”.
Таблица с условиями рисуется на доске.
По итогам трех «встреч» участники подсчитывают общую алгебраическую сумму и результат каждого.
Отвечают на вопросы ведущего: Как делали выбор в первый раз? Что повлияло на выбор во второй и третьей «встречах»? Какая стратегия обеспечивает максимальный индивидуальный результат в игре? Какая – максимальную сумму баллов в паре? Какое поведение способствует позитивному взаимодействию, а какое мешает ему?
Игроки делают выводы о достоинствах и недостатках разных стратегий взаимодействия: “С” – сотрудничества и “О” – обособления.
Составляется список известных участникам стратегий взаимодействия в диаде.
Презентация «Этапы медиации».
Ведущий дает краткое описание этапов или шагов медиации. Приводит пример метафоры «Путешествие через неизвестную местность» (А. Редлих, Е. Миронов, 2009).
Этап 1. Согласование задачи медиации
Этап 2. Формирование межличностного контакта
Этап 3. Определение тем конфликта
Этап 4. Прояснение точек зрения участников конфликта
Этап 5. Поиск креативных решений
Этап 6. Обеспечение реализации принятых решений Ведущий раскрывает содержание процедуры знакомства медиатора с клиентом на предварительной встрече.
Цель предварительной встречи – прояснение с клиентом цели, задач медиации и ожидаемого результата. Проговариваются функции медиатора. Итогом этапа является заключение договора. Участникам предлагается пример вводной беседы. В формате ролевой игры ведущий работает с парой (добровольцы из группы предлагают ситуацию из практики). Пример вводной беседы медиатора с клиентами.
«Медиатор: Мне приятно познакомиться с вами. Сегодня мы можем с вами обсудить, что такое медиация. Хочу отметить, что я не обладаю готовыми решениями. Я могу помочь вам прояснить ситуацию и отношения между вами. Медиатор не является арбитром или экспертом. В процессе медиации мы открыты любому решению.
Я расскажу вам о самом процессе медиации. Сначала я проведу разговор с каждым из вас, чтобы понять, как вы представляете себе ситуацию. Эти беседы – строго конфиденциальны. В конце беседы мы обсудим, что из сказанного мы можем донести до второй стороны. Если вы будете готовы для медиации вместе – мы заключим договор. Обсудим плюсы и риски медиации.
Структура медиации прозрачна. В ходе встреч мы собираем темы конфликта. Затем выстраиваем их иерархию по степени важности для вас. Далее работаем с каждой из тем, выясняем какие причины за ней стоят? Вы сможете, как минимум, прояснить ситуацию.
На следующем шаге мы будем искать возможные решения. Насколько они понятны и выполнимы. Рассмотрим, как мы сможем отслеживать их выполнение. Если решение выработано – мы встретимся еще раз, чтобы посмотреть, работает ли оно. Мы не знаем, сколько потребуется встреч. И результаты медиации могут быть любыми. Если вы поймете, что единственным решением может быть прекращение отношений, мы с вами найдем самые безболезненные способы для реализации этого решения и выберем оптимальную дистанцию.
Мы не являемся адвокатами какой-либо стороны. Если вы обратитесь в суд, мы не имеем права давать показания в суде. Иногда у одной из сторон может появиться ощущение, что я нахожусь на стороне оппонента. Но далее я обращусь и к оппоненту, чтобы понять обе стороны и помочь вам понять себя. Мы все время будем объяснять, что мы делаем, на каком этапе медиации находимся. Если у вас возникнет ощущение, что вы чего-то не понимаете, или что-то идет не так, я прошу сказать это медиатору. Вы можете это сделать и после сеанса медиации, позвонив мне по телефону».
Ключевой вопрос первого этапа к участникам медиации: «Допустим медиация прошла успешно. Что изменилось?» Ведущий проводит с группой обсуждение вводной беседы и процедуры заключения договора на проведение медиации.
Ведущий раскрывает содержание второго этапа медиации «Формирование межличностного контакта».
Цель этапа: сформировать доверие участников друг к другу. Предлагается прием позитивного описания личности оппонента. «Расскажите, что Вам нравится в партнере?». Работа проводится в подгруппах по 3 человека. Каждый из участников составляет список позитивных характеристик внешности и личности одного из партнеров и озвучивает их. Один в тройке выполняет роль «медиатора», двое – «участников медиации». Второй вариант упражнения. Ведущий предлагает паре добровольцев из группы два набора карточек с позитивными характеристиками. Они выбирают те характеристики, которые подходят оппоненту и зачитывают их.
Упражнение «Story telling». Группа делится на подгруппы из 3-х человек (используя правило «нового партнера»).
Цель: знакомство с приемом «Story telling», актуализация навыков активного слушания и навыков наблюдения. Каждому участнику подгруппы предлагается рассказать пример из своей практики, отвечающий на вопрос «Что делает мою профессию привлекательной для меня?». Участники получают роли «рассказчика», «активного слушателя» и «наблюдателя». Каждый в тройке должен проработать все три роли. «Рассказчик» делится подробностями своей истории с партнерами. «Активный слушатель» задает уточняющие вопросы. Наблюдатель следит за процессом, отмечает особенности слушания и говорения. По окончании рассказа делится своими наблюдениями с партнерами. Ведущий проводит в группе обсуждение достоинств каждого из приемов.
Завершение работы. Ведущий предлагает каждому участнику озвучить то, что запомнилось ему больше всего в ходе занятия.
Задачи:
- Знакомство с этапами процесса медиации
- Актуализация знаний о конфликте, видах конфликта, его субъектах, составляющих и динамике.
- Освоение приемов медиации.
Материалы: доска-флипчарт, бумага для записи формата А4, комплект маркеров, бэйджи.
Ход занятия:
Приветствие
Ведущий раскрывает содержание третьего этапа медиации «Определение тем конфликта» (презентация).
Затем ведущий просит группу разделиться на подгруппы по 3-4 человека, в которых участники выбирают конфликтную ситуацию (из опыта одного из партнеров) для медиации. Выбирают роли «медиатора» и «оппонентов». Медиатор задает вопросы оппонентам: «Расскажите, что здесь нужно вместе обсудить? Назовите темы, которые касаются только Вас и Вы можете повлиять на них», «Расставим приоритеты? С какой темы вы хотите начать обсуждение? Почему именно с этой?». Список тем может быть составлен каждым оппонентом отдельно, а затем представлен для совместного обсуждения. Участники составляют общий список тем для медиации.
Ведущий проводит презентацию четвертого этапа медиации «Прояснение точек зрения участников», объясняет цель и задачи этапа.
В тех же подгруппах «медиаторы» отрабатывают навыки проведения четвертого этапа медиации. Они задают оппонентам следующие вопросы: «Почему важно для Вас, чтобы этот вопрос решался именно так? Какие чувства это у Вас вызывает?». После отработки вопросов ведущий демонстрирует технику «Дублирование» с помощью одной из пар и предлагает использовать ее в подгруппах. Техника «Дублирование» используется в медиации, если оппоненты демонстрируют сильные эмоции в диалоге и затрудняются объяснять их.
Медиатор: Я бы хотел прервать Вас. У меня есть опасения, что мы уходим от цели встречи. Я бы хотел замедлить конфликт. Подождите немного, я вернусь к Вам, как только спрошу за Вас у Вашего партнера: «Ты заметил, как я возмущен, (обижен, оскорблен и т.п.)?». Медиатор подходит поочередно к оппонентам и формулирует их чувства. После формулирования чувства одного оппонента медиатор спрашивает второго о его реакциях на это чувство. А затем формулирует его переживания. Оппоненты могут поправлять медиатора, уточнять его высказывания.
Участники остаются в своих подгруппах. Ведущий представляет следующий прием «ЦАСК – Цель – Актуальное состояние -Следующий шаг – Консенсус» (презентация). (А. Редлих, Е. Миронов, 2009).
Прием используется, если оппоненты при обсуждении существенно отклоняются от цели встречи, увлекаются второстепенными деталями, взаимными упреками и т.д. В этом случае медиатор предлагает сделать следующие шаги.
Во-первых, вспомнить цель встречи. Далее, проговорить актуальное состояние (что мы сейчас делаем?). Уточнить содержание следующего этапа переговоров. И достичь согласия оппонентов с этим содержанием. Ведущий предлагает подгруппам использовать этот прием в переговорах и поработать с завершением четвертого этапа медиации. Предлагается следующий критерий результативности: «Каждый из оппонентов знает причины конфликта и чувства партнера». По завершении упражнения участники в подгруппах анализируют полученный опыт и составляют рекомендации по технологии медиации (что следует учитывать, на что обратить особое внимание в процессе медиации на пройденных этапах). Рекомендации каждая подгруппа отображает на доске-флипчарте.
Участники продолжают работать в своих подгруппах.
Ведущий представляет пятый этап медиации «Поиск креативных решений».
Рассказывает об алгоритме и правилах проведения процедуры мозгового штурма (МШ). В первой части МШ «модераторы» в подгруппах задают оппонентам следующие вопросы для сбора вариантов решений (10-15 мин.): «Что Вы можете сами сделать, чтобы противоречия стали терпимыми? Что может сделать, по Вашему мнению, другая сторона?». Все предложения записываются на отдельных листах и крепятся на доске флипчарте. Ведущий в первой части МШ предлагает использовать «Метод перспективы». Метод применяется, когда оппоненты испытывают затруднения при выработке решений. Модератор: «Поставьте себя, пожалуйста, на место вовлеченных в конфликт людей. Какие бы они могли предложить идеи? Запишите их, пожалуйста».
Во второй части мозгового штурма «модераторы» предлагают оппонентам совместное ранжирование идей (10-15 мин.). Оно может проводиться по различным критериям (важности, скорости выполнения, затратам и т.д.). Вопросы на данном этапе: «Есть ли решение, которое вам сразу хочется признать удачным? Как бы вы хотели изменить это решение, чтобы оно вам подошло?». Участникам в подгруппах предлагается придумать образ, метафору для размещения наиболее и наименее удачных решений (Плодовое дерево с решениями-плодами (спелыми, незрелыми, червивыми и т.п. или автопарк из машин в разном состоянии («лидер гонок», «внедорожник», «ведро» и т.п.). Критерий результативности данного этапа: согласованные оппонентами креативные решения.
Ведущий представляет заключительный этап медиации «Обеспечение реализации принятых решений». Участникам в подгруппах предлагается заполнить таблицу.
«Модераторы» в подгруппах задают оппонентам следующие вопросы: «Что может помешать реализации вашего плана? Как можно устранить или преодолеть эти помехи?». Составляется План контроля и Запасной план, с учетом коррекции отклонений. Оппоненты заключают между собой Контракт в письменной форме, где формулируют свое согласие соблюдать выполнение плана. Ведущий предлагает участникам подгрупп шаблоны для написания Контракта.
Завершение работы. Ведущий предлагает каждому участнику озвучить то, что запомнилось ему больше всего в ходе занятия.
Задачи:
- Актуализация имеющихся знаний о медиации
- Отработка навыков медиации, сформированных на предыдущих занятиях
- Выявление специфики медиации в образовательном учреждении
- Обсуждение специфики реализации принципов медиации в конфликтах между субъектами образовательного процесса
Материалы: доска / флипчат, бумага для записи, раздаточный материал с описанием кейсовой ситуации, шаблон для составления таблицы «Шаги классической медиации», бланки «Карты конфликта», цветные карандаши (фломастеры, мелки).
Ход занятия:
Приветствие, объявление темы занятия и его целей
Круг «Новое-хорошее». Участникам группы предлагается поделиться рассказами о том, что нового и хорошего произошло в их жизни с момента последней встречи группы, что их порадовало, впечатлило, удивило и т.д. По завершении проводится свободное обсуждение: Каков эмоциональный фон в ходе выполнения подобного задания и по его окончанию? Каким образом можно модифицировать выполненное задание для того, чтобы оно было применимо в практике медиации?
Работа в малых группах: составление обобщающей таблицы «Шаги классической медиации»
Участникам предлагается разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа совместными усилиями заполняет таблицу «Шаги классической медиации»:
Заполненные таблицы выносятся на общегрупповое обсуждение. На доске/флипчате составляется сводная таблица. Пример заполнения таблицы приведен ниже:
Работа в малых группах: анализ кейсовой ситуации.
Перед началом работы участникам предлагается организовать новые группы по 3-4 человека таким образом, чтобы они не совпадали по составу с предыдущим этапом занятия. Группам предлагается кейсовое задание:
На работу в подгруппах отводится 30 минут. Затем организуется общегрупповое обсуждение.
Работа в малых группах: обсуждение вопроса о специфике медиации в образовательном учреждении
Группы для работы составляются таким образом, чтобы в них попали участники, не работавшие в течение дня вместе. На первом этапе участникам предлагается рассказать своим партнерам о конфликтной ситуации, с которой они сталкивались в своей педагогической практике и которая кажется им трудной в плане возможной медиации.
Остальные участники, используя приемы активного слушания, составляют «Карту конфликта»:
- В чем предмет конфликта?
- Кто является сторонами конфликта?
- Каковы потребности сторон?
- Каковы опасения сторон?
- Какие трудности в процессе медиации вероятны?
Временные рамки смены ролей в подгруппах устанавливаются и регламентируются ведущим. По завершении участникам предлагается в группах обсудить «границы применимости» классических принципов медиации в образовательных учреждениях. Для этого требуется дать трактовку принципов медиации таким образом, чтобы они максимально соответствовали идеологии медиации, с одной стороны, и отражали бы специфику требований образовательной ситуации, с другой (приоритет безопасности ребенка, требования к доступности информации о ребенке для его родителей и т.д.). Затем подгруппы представляют результаты своей работы группе. Специфические особенности медиации в образовательном учреждении фиксируются на доске / флипчате.
Работа в парах: составление «Памятки школьного медиатора»
При создании пар желательно придерживаться принципа «нового партнера». Парам предлагается разработать содержание и оформление «Памятки школьного медиатора», отразив в ней наиболее важные выводы по мотивам встречи. Затем памятки представляются группе.
Итоговое обсуждение. Участникам предлагается по кругу рассказать о своем личном выводе по итогам прошедшей встречи.
Завершение работы.
Задачи:
- Актуализация имеющихся знаний о медиации
- Отработка навыков медиации, сформированных на предыдущих занятиях
- Выявление специфики медиации в образовательном учреждении
- Обсуждение специфики реализации принципов медиации в конфликтах между субъектами образовательного процесса
Материалы: доска / флипчат, бумага для записи, цветные карандаши (фломастеры, мелки).
Ход занятия:
Приветствие, объявление темы занятия и его целей
Круг «Основной вопрос»
Участникам по кругу предлагается сформулировать вопрос, который возникает у них лично в связи с заявленной темой занятия. Вопросы фиксируются на доске / флипчате. Вопросы, вероятно, в дальнейшем могут быть сгруппированы в 4 блока: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем нужна такая работа?»
Работа в малых группах: обсуждение вопроса «Чему учить школьников-медиаторов?» Организуется работа в малых группах по 3-4 человека. Группам предлагается ответить на вопрос: «Какими навыками должен обладать успешный школьник-медиатор?». Затем подгруппы представляют свои результаты группе, выводы фиксируются на доске. В процессе управления обсуждением ведущему важно разделять собственно необходимые медиаторам навыки и их личностные особенности. Необходимые направления подготовки по итогам обсуждения могут быть соотнесены ведущим с основными компонентами модели эффективной деятельности: «цель», «средство», «мотив» (см. подробнее в главе 4 данного пособия).
Ознакомление группы с технологиями медиации «равный-равному» , ненаправленное обсуждение их возможностей. В результате обсуждения участники группы получают возможность определиться с тем, какая технология медиации кажется им наиболее подходящей для обучения подростков-медиаторов.
Методическая копилка
Организуется работа в малых группах с новым в сравнении с прошлыми этапами занятия составе. Участникам предлагается поделиться с коллегами теми приемами / упражнениями, которые с их точки зрения соответствуют задаче подготовки подростков-медиаторов. Затем подгруппы представляют результаты своей работы группе, каждая подгруппа проводит одно упражнение-демонстрацию (при наличии временной возможности).
Работа в малых группах: обсуждение вопроса о критериях отбора подростков для обучения навыкам школьной медиации.
Участникам подгрупп предлагается изобразить свои взгляды на критерии отбора подростков-медиаторов с использованием изобразительных и графических средств, и провести презентацию своей точки зрения для других участников группы. По итогам презентаций на доске / флипчате формулируются критерии, на основании которых могут формироваться подростковые группы, направленные на обучение медиации по принципу «равный – равному».
Итоговое обсуждение. Участникам предлагается по кругу рассказать о своем личном выводе по итогам прошедшей встречи и учебного курса в целом.
Завершение работы.
Читайте также: “Школьная медиация: программа подготовки учащихся из числа медиаторов” и “Медиация: решаем конфликты по-новому“.
Удачной работы, коллеги!
Авторы: Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н. – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Кафедра психологии человека.
www.eduneo.ru
Медиативные технологии.doc — Выступление на педагогических чтениях «Медиативные …
Уступки.
Уступки означают, что вы ставите потребности противоположной стороны
выше ваших собственных. Идти на уступки следует лишь тогда, когда одна из
конфликтующих сторон не столь заинтересована в том, чтобы полностью
отстоять свои собственные интересы (а возможно, она посчитает, что
интересы другой стороны важнее). Данный стиль поведения наиболее
эффективен, когда необходимо сохранить гармонию и предотвратить раскол в
отношениях.
Сотрудничество.
Люди, которые выбирают данный стиль, стремятся удовлетворить и свои
потребности, и потребности другой стороны. Сотрудничество требует куда
больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило люди,
отдающие предпочтения данному стилю изначально больше стремятся к
разрешению конфликта. Если конфликт распознан и понят, если стороны
готовы к тому, чтобы разрешить его так, чтобы обе стороны выиграли, то
такой конфликт ведёт к обновлению отношений и улучшает взаимодействие.
Компромисс.
Компромисс – это нечто среднее между всеми известными стилями
поведения. Компромисс, так или иначе, приведёт к частичному
удовлетворению потребностей /опасений/ задач обоих сторон. Компромисс
приемлем, когда цели обоих сторон важны, но не на все 100%, и когда они не
стоят больших усилий и времени, которые так необходимы при
сотрудничестве.
Медиативные техники
Применение данных техник позволяет прийти к сотрудничеству, тем
самым прийти к конструктивному разрешению конфликта
«Петля понимания» уточнение правильности понимания того, что сказал
собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…»,
«Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что
Вам сказали, используйте словасинонимы.
Пример:
Как мне надоели эти уроки!!! Не хочу больше их делать!!!
Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть.
«Активное слушание» способ ведения беседы, при котором слушающий
показывает, что он слышит, понимая чувства собеседника.
Пример: жестикулирует, смотрит в глаза, кивает головой, поддакивает.
«Я сообщение» проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы
испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с
использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня».
7
znanio.ru
Статья «Восстановительные технологии медиации»
ФИО | Кузнецова Ирина Анатольевна |
Муниципалитет | Октябрьский район |
название организации | МОУ Боговаровская СОШ |
должность | Зам.директора по УВР |
Задание 3.6. «Восстановительные технологии медиации»
Задание 1.
Что я знаю о медиации?
Что я хочу узнать?
Что нового узнал?
На вопрос: Что я узнал? — отвечаем в процессе обучения.
это способ урегулирования споров на основе добровольного согласия сторон в целях достижения какого-то решенияЧто такое медиация ?
Чем полезна медиация?
Ведь Россия лет 100 назад ничего, возможно, об этом не знала, тем не менее делала успешные шаги в своём развитии.
Медиация — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации ориентирована не на конфликт, а на поиск выхода из сложившейся ситуации.
Этапы процесса медиации. Сам процесс – модель успешной коммуникации и взаимодействия в стиле сотрудничества
Медиация – способ решения конфликтов, который выбирают уважающие себя, успешные люди
Попробовала разобраться в проведении Восстановительной медиации (на примере 3)
ПРИМЕРЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Вопросы для размышления
• Как Вы считаете, правильны ли действия педагога по разрешению конфликтных ситуаций?
Во всех примерах действия педагога нельзя назвать действиями по разрешению сложившихся конфликтных ситуаций.
• Возможно ли разрешение данных конфликтных ситуаций с помощью примирительных программ восстановительной медиации?
Во всех трёх примерах возможно разрешение данных конфликтных ситуаций с помощью примирительных программ восстановительной медиации? В роли медиатора в примерах 1,2 может быть другой учитель, классный руководитель, психолог, а вот в примере 3 – директор школы.
• Как бы Вы поступили в данных конфликтных ситуациях?
Конечно, в практике любого педагога встречаются проблемные дети, проблемные семьи. И у меня сложные дети были. Чаще всего таким учащимся не интересен предмет, не желают заниматься, и вызывающее поведение – это защитная реакция чтобы избежать, возможно, неудовлетворительной оценки.
В примере 1 5 класс Илья С. систематически не занимается на уроках физкультуры, т.к. забывает спортивную форму. Каждый раз он её либо забывает, либо она выстирана, либо порвалась
Учителю просто необходимо найти контакт с учеником. Выяснить у классного руководителя: из какой семьи ребёнок, что может быть не так с его формой и какие взаимоотношения с одноклассниками.
В спокойной обстановке, после урока, побеседовать с учеником. При встрече: не перебивать учащегося; не оскорблять, чтобы он чувствовал себя в безопасности, помнить о конфиденциальности – не рассказывать окружающим о том, что происходило на встрече. Возможно причина в общении Ильи с одноклассниками.
Беседу начать с вопросов, которые могли бы расположить ученика к учителю. Выяснить: как дела дома, с каким настроением пришёл в школу, кого он был рад видеть с утра, в какие игры играет с друзьями, кому из его друзей нравятся занятия спортом и т.д. Выяснить проблему: возможно комплекс у Ильи перед одноклассниками ( Мальчик физически слабее, чем его одноклассники) . Постараться убедить Илью в том, что спорт в школе – это не высокие результаты, а, прежде всего, удовольствие от игры, от физической активности и ещё умение принимать решения.
В беседе с родителями объяснить, что занятия спортом — это не только польза для здоровья, но хороший опыт взаимодействия в команде, и для формирования желания заниматься спортом необходима родительская поддержка и пример.
Если учитель умело проведёт беседу с учеником, с его родителями. И если родители будут поддерживать своего сына. А учитель будет предоставлять возможность на уроках раскрыться ученику, а ещё будет отслеживать ситуацию, то ВСЁ НАЛАДИТСЯ!
В примере 2 Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно сел на стул и начал грубо высказываться в адрес учителя
1. Не следует сразу удалять ученика с урока, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Своим поведением учитель подчёркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. Ученик понимает, что его не замечают, он растерян, что снижает его активность. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством и не унизив ребёнка.
2. В рамках ФГОС можно привлекать учащихся к взаимооцениванию ответов.
В Примере 3 Подобные сложные проблемы принято называть этическими, в них пересекаются правовые, профессиональные, культурные и прочие аспекты. Возможно, в этом примере придётся воспользоваться услугами медиатора. В роли медиатора должен выступать директор школы. Перед директором встанет нелегкая задача: с точки зрения административного и любого другого официального закона учитель не имеет права выливать воду на ученика (при желании это даже можно назвать насилием), с одной стороны, а с другой стороны, она должна была спасать другого мальчика от кулаков, необходимо было «спасать» срывающийся урок, надо было привести распоясавшегося Андрея в чувство, и последовавший, во многом интуитивный, шаг оказался достаточно эффективным и в данной ситуации, возможно, самым безболезненным.
Встреча сторон
1фаза. Начало примирительной встречи
• Добрый день!
• Возможно, Вам было нелегко прийти сюда, поэтому я благодарю всех участников встречи за решимость участвовать сегодня в нашем разговоре.
• Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами.
• Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (…), его родители (…), социальный работник (…). Я – ведущий. Меня зовут (…). Ит.д..
• Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я буду сохранять нейтральность к сторонам.
• Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, если посчитаете это необходимым.
• Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):
• Я попрошу вас не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;
• Я попрошу вас не оскорблять друг друга, чтобы все чувствовали себя в безопасности;
• Участие во встрече добровольно, вы вправе покинуть ее, если по каким-то причинам сочтете свое дальнейшее пребывание невозможным;
• Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время;
• В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине;
• Я попрошу всех соблюдать конфиденциальность разговора.
• Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения и какие-нибудь дополнения?
• Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?
• Я попрошу на время встречи выключить мобильные телефоны.
• Итак, прошу вас рассказать, что вы думаете об этой ситуации.
2фаза.
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий
3 фаза. Обсуждение и фиксация вариантов разрешения ситуации
Задача: инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений.
Вопрос для обсуждения: как разрешить ситуацию?
4 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
• фиксировать решения и четкий план их реализации;
• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
5 фаза. Рефлексия встречи
• Обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
• Спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи?
• Приведите Ваши примеры конфликтных ситуаций в образовательном учреждении и методы разрешения этих конфликтов.
Конфликты между одноклассниками.
Причина: неприязнь к ученику со стороны одноклассников
Эта та ситуация, когда учитель должен вмешаться в ход событий тактично и аккуратно, чтобы не задеть детскую гордость и не вызвать агрессию.
Для разрешения конфликта сделано следующее:
1)Старались сохранить спокойную обстановку. Не позволяли дойти до уровня оскорблений и обид.
2) Постарались оценить ситуацию как можно более объективно.
На начальном этапе обучения Ваня из неблагополучной семьи, скромно, неряшливо одевается. Родители не смотрят за ребёнком, не интересуются его успехами. Учащиеся, которые считают себя ядром класса, в лучшем случае не замечают его, в худшем обижают, сквернословят. Мальчик замкнут. Вынужден общаться с себе подобными неблагополучными детьми из другого класса.
3)Создавали условия, в которых конфликтующие стороны могли бы вести диалог. В ходе процесса обучения стали понимать, что найти с Ваней контакт, необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Поначалу ощущалась «стена», тихо и молчаливо отказывался задавать вопросы и отвечать на них. Одним из способов решения проблемы взаимоотношений между учащимися считаем использование игры как метод воспитания. Игра “Комплименты”: учащиеся стоят по кругу и бросают мяч с комплиментами, причём здесь используются также и пожелания друг другу изменить в себе что – то. Дети в процессе игры знакомятся с достоинствами друг друга. К детям приходит понимание того, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Большое значение имеют коллективные игры, а также конкурсные программы, которые проходят в игровой форме В процессе различных игр дети приучаются к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, учатся поддерживать друг друга, доверять. В классе выработали правила жизни класса.
4) Помогали ученикам прийти к единому итогу. Делали вывод, который помогал детям в дальнейшем лучше взаимодействовать.
Следующий шаг социальной адаптации ребёнка – помочь ему добиться успеха в одном из учебных предметов. В процессе обучения выяснили, что мальчик обладает математическими способностями, которые выше чем у других ребят. У него появился интерес к учению. Одноклассники стали замечать, что он справляется со сложными заданиями раньше всех. Стали к нему прислушиваться. И даже говорить, что Ваня самый умный по математике.
Вкус успеха может перевернуть взгляды ребёнка на учебную деятельность. А для педагога этот вариант удобен тем, что именно учёбу он может контролировать в наибольшей степени.
Вывод: Нормальный ребенок в неблагополучной семье – не исключение. Конфликты всегда будут присутствовать между учениками, и решать их (и учить решать) тоже необходимо всегда. Ведь доверительные отношения поддерживают мирную атмосферу в классе, а деструктивные влекут за собой обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынули негативные эмоции, — вот что самое важное в разрешении конфликтных ситуаций.
infourok.ru
МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Аннотация к статье: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей и специалистов, работающих с ними. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с детьми и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудниками системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.
Annotation to the article: this article is devoted to the problems of cooperation between children and specialists working with them. It is also stressed that there is a high necessity for the constructive approach to the cooperation with children and a strong demand for the use of mediation techniques in communication with them. The author proves the relevance of use of the quasi-mediation procedure by the specialists of the system preventing committing the crime for the regulation of arising conflicts.
Ключевые слова: медиация; медиативные технологии; дети.
Key terms: mediation; mediation techniques; children.
Тип статьи: научная статья.
MEDIATION AND MEDIATION TECHNIQUES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ FOR CHILDREN
Sadovnikova, Marianna Nikolayevna
Annotation: The article examines the problems of interaction of employees of the prevention system with juvenile offenders in the process of their professional activities. It is argued the need for a constructive approach in interaction with the juvenile offender and the demand for the use of mediation skills in communicating with him. Urgency of implementation the procedure of quasi-mediation by an employee of the prevention system for resolving conflicts is justified.
Key words: juvenile delinquency prevention; juvenile convict; juvenile delinquency; mediation; mediation techniques, an employee of the prevention system for juvenile delinquency.
Article Type: scientific article.
Негативные явления (рост суицидов и суицидальных попыток, агрессия, насилие, преступность, уход в секты и др.), имеющие место в подростковой среде, свидетельствуют о необходимости изменения подходов к работе с детьми.
Такая ситуация, по нашему мнению, вызвана целой совокупностью причин, к числу которых относятся:
— отсутствие единой государственной политики, направленной на ориентирование специалистов на конечный результат работы с детьми в виде психологического здоровья ребенка, его социальной зрелости и способности выстраивать свою дальнейшую самостоятельную жизнь;
— несоответствие используемых мер педагогического воздействия специфике существующих вокруг современного подростка проблем;
— недостаточность у специалистов навыков, основанных на знании психологических особенностей современных детей, понимании механизмов возможного воздействия на них;
— отсутствие личностно центрованного подхода в работе с подростком;
— отсутствие у специалистов необходимых навыков для конструктивного взаимодействия с ребенком, сотрудничества с целью оказания содействия в разрешении возникающих вокруг него проблем;
— преобладание таких средств воздействия на подростков как устрашение, запугивание, давление, манипулирование, морализирование, формирующих сиюминутный эффект; такие средства чаще всего в последствии приводят к обратным реакциям;
— недостаточность позитивного взаимодействия с семьей и ближайшим окружением подростка, отсутствие сотрудничества с семьей в вопросах воздействия на ребенка.
Совокупность обозначенных причин и их результат в виде комплекса неблагополучия вокруг современных подростков требует принятия решений, ориентированных на внедрение инновационных технологий в работу с детьми. К числу инновационных технологий, относятся медиативные технологии.
Внедрение института медиации в Российской Федерации активными темпами началось с 2011 года, что связано со вступлением в силу Федерального Закона № 193 — ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Законодательные, доктринальные дефиниции понятий «медиативный подход» и «медиативные технологии» отсутствуют.
Сложившаяся практика реализации процедур медиации, обучения медиации и медиативным технологиям, позволяет сформулировать определение терминов «медиативный подход» и «медиативные технологии».
Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации – использование инструментов и технологий медиации, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов, возникающих в деятельности сотрудников различных органов и учреждений с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Институт медиации является новым для российской действительности, но государственная политика ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы.
В соответствии с данным документом в России предполагается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.
Опыт внедрения медиации и медиативных технологий в работу специалистов, занимающихся несовершеннолетними, позволяет сделать следующие выводы.
Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими с несовершеннолетними с целью предупреждения конфликтных ситуаций возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности (психической, словесной) подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т.д.). Представляется, что использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений, позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем это имеет место в случае скоротечного конфликта. Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда при использовании медиативных технологий проводится процедура примирения, которая отличается тем не менее от медиации, рядом характеристик.
В рамках программы «Точка опоры» Автономной некоммерческой организаций «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» реализуется комплекс мероприятий, направленных на внедрение медиации и медиативных технологий в работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также в работу с замещающими семьями.
Проект Иркутского центра медиации «Каждому равные возможности в защите своих прав: кабинет медиатора», поддержанн Институтом проблем гражданского общества. При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-РП.
В рамках проекта проводятся бесплатные процедуры медиации для замещающих семей, а также для несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Иркутский центр медиации предлагает бесплатно следующие виды процедур медиации: семейная медиация, школьная медиация, восстановительная медиация.
Семейная медиация…
В соответствии с Кодексом деятельности по семейной медиации Коллегии семейных медиаторов Соединенного Королевства, семейная медиация – это процесс в котором незаинтересованное третье лицо помогает сторонам, вовлеченным в процесс развода или разрыва семейных отношений эффективнее общаться друг с другом, приходя на основании объективной информации к согласованным решениям, касающимся некоторых, или всех вопросов: разрыва отношений, развода, детей, финансов, имущества.
Семейную медиацию также определяют как процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам.
Большинство обратившихся на процедуры медиации семей, обращаются именно по вопросам внутрисемейных конфликтов (около 95% случаев). Это объясняется, с одной стороны, тем, что для близких людей более значимым является выяснение ситуации и разрешение разногласий, больше перспектив успешности именно у семейной медиации. С другой стороны, конфликтов в иных сферах вокруг ребенка (например, в образовательных или социальных учреждениях) не меньше (чаще всего это выясняется в ходе проведения семейной медиации), однако либо их значение умаляется взрослыми, либо такие конфликты скрываются.
Школьная медиация …
Школьную медиацию определяют как процесс, в котором независимое третье лицо помогает конфликтующим участникам образовательного процесса (ученики между собой; ученики и учителя; учителя и родители; родители одних детей и родители других детей; учителя и представители администрации образовательного учреждения) понять друг друга, улучшить взаимодействие и принять взаимоприемлемое решение в возникшем конфликте.
Процедуры школьной медиации «ученик-ученик» проходят быстро и эффективно, так как дети открыты и искренни в проявлении своих эмоций. Другое дело, если конфликт касается учителя и ученика, то здесь учителя занимают оборонительную позицию: «Это вы с ним что-нибудь сделайте, со мной-то все в порядке».
Восстановительная медиация …
Восстановительная медиация касается урегулирования конфликтов между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой (потерпевшим или иным лицом). Значение восстановительной медиации определяется спецификой совершения правонарушений несовершеннолетними. Чаще всего правонарушения совершаются в отношении знакомых людей (сверстники, одноклассники, соседи и т.д.), либо в отношении лиц, проживающих в одном населенном пункте (на той же улице, в том же доме), с которыми предстоит общаться или сталкиваться в дальнейшем. «Иркутский центр медиации» предлагает услуги проведения процедур восстановительной медиации уже после вынесения приговора суда в отношении несовершеннолетнего совершившего преступление. Восстановительная медиация проводится как до, во время, так и после вынесения меры воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во всех этих случаях рассмотрение совершенного правонарушения со стороны официальных структур не разрешает конфликта как такового. Чаще всего конфликтные отношения между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой продолжаются, видоизменяясь, вовлекая новых третьих лиц, накаляясь и вновь превращаясь в правонарушение.
Иркутская область является первым регионом в Российской Федерации, где осуществляется оказание услуг проведения медиации несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении на безвозмездной основе алгоритма взаимодействия органов власти и некоммерческой организации.
Садовникова М. Н.
uventa38.ru
Технологии медиационных решений
Технологии медиационных решений – это методика, включающая в себя процесс обучения и терапию одновременно, что позволяет использовать внутренний ресурс человека для принятия решений и выполнения определенных задач, корректировать его направленность. В основе обучения технологии медиационных решений лежат методология ситуативных директив и медиационные принципы работы с использованием игровой техники. То есть механизм строиться на сотрудничестве между участниками игры, сотрудничестве с игрой.
Команда АНО ДПО «Иркутский центр медиации» во главе с Садовниковой Марианной Николаевной разрабатывает авторские технологии медиационных решений.
ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ АНО ДПО «Иркутский центр медиации»:
ЛЕСТНИЦА В БУДУЩЕЕ
С интересом заглянуть в свое ПРОШЛОЕ и увидеть там то, что мешает в НАСТОЯЩЕМ, осознать и принять, увидеть свои ресурсы и жизненные силы и идти с ними в БУДУЩЕЕ…
Такое увлекательное путешествие во времени предлагает совершить технология медиационных решений «Лестница в будущее». Многолетний опыт, анализ разнообразных методов и апробация множества технологий лежат в ее основе.
Игровая техника с использованием медиационных методик направлена на выявление внутренних страхов, проблем и ресурсов человека для решения поставленных самим игроком задач.
Участник выстраивает механизм сотрудничества с самой игрой и через нее с собой, что позволяет ему открыть свои новые возможности, либо пути решения существующих проблем.
Применять технологию «Лестница в будущее»: |
|
Означает иметь возможность предложить более интересный вариант работы ребенку и его семье |
Значит иметь возможность заявить о себе, о своем знании инновационных технологий, что, к примеру, учитывается при аттестации сотрудников
|
Значит иметь каждый день возможность развивать свои способности (латеральное мышление, эмоциональный и медиативный интеллект) и развиваться профессионально |
Означает повысить имидж учреждения, в котором вы работаете, и в целом своего края, своей земли и своей профессии |
Методика является универсальной по возрастным категориям и может быть использована как для работы с детьми, так и со взрослыми.
фильм о «Лестнице» ЛЕСТНИЦА В БУДУЩЕЕ и еще раз о Лестнице
ЛОЦИЯ
Построена на методике поиска выхода из стрессовой или негативной ситуации, которые выбирает участник.
Умение правильно подобрать нужную методику решения поставленной проблемы.
Технология медиационных решений «Лоция» представляет собой многогранную и эффективную помощь к работе Школьной Службы Медиации.
Имеет в своем арсенале множество инструментов для работы с детьми разных возрастов, от начальной школы до выпускных классов.
«Лоция» способствует развитию у детей эмоциональной, медиационной, социальной компетенций в интересной и доступной форме.
РАДУГА
РАДУГА – солнечная, многоцветная, насыщенная дождём и озоном. Так видим радугу мы, взрослые. Радуга – чудо природы, волшебство, завораживающее и притягивающее взгляд, позволяющее загадать заветное желание. Это восприятие детей.
АНО ДПО «Иркутский центр медиации» создал свою «Радугу», объединившую восприятие и желания детей и взрослых. Это новая технология медиационных решений в форме игры, предназначенная для развития медиационной, эмоциональной и социальной компетенций детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, разных возрастных групп.
Управляй всей «Радугой» своих эмоций!
Восхищай колоритом навыков разрешения конфликтов!
Используй многоцветие коммуникации!
Строй радужный мост в свое будущее!
Больше о «РАДУГЕ»
mediacia-prof.com
Презентация «Медиативные технологии» — Внеурочка
Рябовские педагогические чтения
«Медиативные технологии –
способ разрешения разногласий
и предупреждения конфликтов»
Сорокина Г. А.,
социальный педагог,
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А. Рябова»
27.01.2017г.
«Лишь тот в совете – солнце,
в битвах – лев,
Кто разумом смирять умеет гнев».
Саади
Виды процедур медиации
- Семейная медиация
- Школьная медиация
- Восстановительная медиация
Школьная медиация
Школьная медиация создает условия для конструктивного диалога, достижения взаимоприемлемого соглашения и сохранения добрых отношений.
Метод медиации позволяет:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных.
Основные программы медиации
- «Восстановительная медиация».
- Восстановительная программа «Круг».
- «Семейная конференция».
Стили общения в конфликтной ситуации
- Соперничество.
- Уход от конфликтной ситуации.
- Уступки.
- Сотрудничество.
- Компромисс.
Медиативные техники
- «Петля понимания».
- «Активное слушание».
- «Я — сообщение».
- «Рефрейминг».
- «Резюмирование».
- «Парафраз» или отражение.
- «Открытые вопросы».
Спасибо за внимание.
multiurok.ru