Мастер класс в начальной школе по русскому языку – Мастер-класс по русскому языку
Мастер — класс по русскому языку
Комментарий:
В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова». Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает особо важное значение.
Методический аппарат и все задания учебника по русскому языку 3 класс ( автор Иванов С.В.) построены так, чтобы способствовать последовательному формированию универсальных учебных действий
( коммуникативных, познавательных, регулятивных личностных). Учебник включает следующие тематические блоки: «Как устроен наш язык», где даются основы лингвистических знаний; «Правописание», где формируются навыки грамотного письма; «Развитие речи», где впервые организуется систематическая работа с текстом, его структурой, а также с типами текста. Содержание учебника позволяет организовать дифференцированное и индивидуальное обучение, что обеспечивает лучшее усвоение материала, развитие речи детей.
Фрагмент конспекта по русскому языку
Тема урока: «Путешествие по стране Русский язык» 3 класс
Цели:
Активизировать и систематизировать знания по пройденным темам в игровой форме
Продолжить работу по развитию орфографической зоркости
Закрепить умение находить составлять предложения, используя фразеологизмы
Формировать представление детей о роли ударения в словах
Научить использовать алгоритм разгадывания ребусов
Основное содержание темы:
Актуализация знаний по пройденным темам: «Фразеологизмы», «Ударение», «Правописание слов , непроверяемых ударением», «Состав слова», «Главные и второстепенные члены предложения».
Планируемые результаты
Личностные умения
Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Метапредметные умения:
Познавательные умения :
Раскрывать значение понятий «главные члены предложения»,»второстепенные члены предложения», «фразеологизмы», «ребусы», «состав слова»
Разбирать предложения по членам, используя алгоритм, составлять новые слова
Использовать приобретенные знания для выполнения заданий
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом.
Соотносить учебные действия
Коммуникативные умения:
Формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности
Предметные умения
Читать и составлять модели предложений;
Обозначать главные (графически)и второстепенные члены предложения , части слова
Устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении
Составлять и записывать предложения, используя фразеологизмы
Оборудование:
Листки для работы, карточки «Ребусы», «Фразеологизмы», раздаточный материал.
Ход урока
Комментарий:
Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность.
В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Большое значение имеет игра-путешествие, включающая в себя элементы сюжетно-ролевых игр.
Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определённых правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра – соревнование). В игре воспитываются самостоятельность, настойчивость, выдержка, без которых не будет успеха.
Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают смекалку, находчивость, интерес к различным предметам и явлениям. Успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В любой игре должно быть игровое (в познавательных, дидактических играх – учебное) препятствие, без чего игра не может состояться. Важно и то, чтобы каждый участник игры проявил себя, свои возможности, действовал в игре, а не был сторонним наблюдателем.
Таким образом, использование дидактических игр в начальной школе необходимо – это будет способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране Русский язык. Его жители — весёлые человечки. Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Итак, у нас три команды, задача каждой пройти все препятствия и добраться до последнего пункта первой.
(На доске представлена карта путешествия, включая в себя следующие пункты: «Станция игр», «Холм фразеологизмов», «Тоннель ударения», «Ущелье загадок», «Река словарных слов», «Город Ребусов», «Тропа слов». Учитель предлагает задания и оценивает работу
детей).
Станция игр
Развиваем память.
— Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Я буду говорить первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе
Кукла — играть, курица — яйцо, ножницы — резать, лошадь — сани, бабочка — муха, гитара — музыкант, щетка — зубы, книга — учитель, снег — зима, корова — молоко.
3.Развиваем внимание.
— Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду быстро читать слова. Ваша задача — записывать вторую букву каждого слова. Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Африка, крыша, варежка, узор, герой, поле, клад, бок, игра, лист, Азия, смола, лыжи.
Комментарий:
В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлечёнными понятиями, но и фразеологических сочетаний.
Работа над фразеологизмами проводится всё время и идёт от лёгкого к трудному. На уроках чтения надо обращать внимание учащихся на устойчивые сочетания, прежде всего на те, которые характерны для разговорной речи,
Таким образом, вся система работы над фразеологизмами в начальных классах поможет обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку.
Холм Фразеологизмов
(Детям раздаются разрезные картинки, на которых нарисованы фразеологизмы)
— Соберите картинку, отгадайте фразеологизм и составьте предложение с данным фразеологизмом.
Крокодиловы слезы – притворные слезы
Сесть в калошу — оказаться в неудобном положении
Курица лапой — кривой, некрасивый почерк
Комментарий:
Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.
При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.
Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.
В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.
Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:
Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:
Тоннель Ударения
— Итак, задания для вас.
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит.
(зАмок – замОк)
Если первый слог ударный,
Мы — посуда для питья.
Переставьте ударенье —
И чертите нас, друзья.
(крУжки – кружкИ)
Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье —
И в мишень стрелять
Мы будем.
(стрЕлки – стрелкИ)
Комментарий:
Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.
Ущелье Загадок Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
(Земляника)
Закутан ребенок
В сорок пеленок.
(Капуста)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)
Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.
(Воробей)
Комментарий:
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Река словарных слов. (детям раздаются листочки, их задача исправить ошибки)
вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, Гирой, Горох, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый.
Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, Коллектиф, Касманафт, космас, кастер.
Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, медлено, вогон, валинки, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен.
Комментарий:
Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач.
— Посмотрите на карточки, отгадайте ребусы. Слова – отгадки распределите по столбикам, в зависимости от орфограммы, которые там встречаются.
Комментарий:
Словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.
Тропа Слов
— Отгадайте о чем идет речь:
1. Ну а я частичка .
Обозначусь как птичка,
Только вот наоборот.
Это каждый разберет. (Суффикс)
2. Я и часть, я и предлог.
Без меня никто не смог.
Я и слово, и добавка,
Называюсь я… (Приставка)
3. Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла
Ни розе, ни ежу. (Корень)
4. Без окончания, часть слова.
Именуется … (Основа)
5. Та слова часть, что изменяется,
……… называется. (Окончаньем)
— Это части слова. Перед вами лежит карточка со словом «Снегурочка», составьте и запишите новые слова , используя данные буквы.
В конце занятия подводится подведение итогов, награждение команд.
Комментарий:
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
multiurok.ru
Мастер-класс «Создание учебных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе»
Создание учебных ситуаций
на уроке русского языка
в начальной школе.
Выполнила: Федонова С.М.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
с.Китаевского
2014 год
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
Вступительное слово (слайд 2)
— Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что в современном уроке применить мы готовы?
-Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.
— Какие проблемы стоят в настоящее время перед школой и перед учителем?
( внедряются новые стандарты, новые требования..)
1.Введение
— Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый из нас ,идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?
Я хочу рассказать об учебных ситуациях, которые я использую на уроках русского языка в начальной школе.
II.Проведение мастер-класса
1шаг: Презентация педагогического опыта.
В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Слайд 3 ФГОС вводит новое понятие — учебная ситуация. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Слайд 4 Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.(слайд 5)
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о склонении имён существительных. Или будем учиться проверять безударные гласные » , но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
2 шаг: Представление системы учебных занятий.
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка. (слайд 6) Ситуация выбор.
— Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
(до)ехал (до)б…рёзы, (по)бежал (по)д…ревне , (про)читал (про) город , (на)кричал (на)с…баку
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
-Поговорим о другой ситуации. Ситуация неопределенность.(слайд 7)
— Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел.
— Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения)
-В чем заключается цель урока?
(научиться проверять слова , одинаковые по звучанию).
— Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Дарина – хвост, Лиза – хвастун, Миша– хвастаться.
Рассуждая, ребята приходят к выводу, что способ проверки Дарины не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? Со 2 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу.
Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не измененное слово, а родственное слово, поменялась форма слова. Поэтому такой способ проверки подходит.
Ситуацию неожиданность.(слайд 9) применила при изучении падежей существительных. Дала текст:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
-Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово небо и море. Почему одно слово написано с разными окончаниями -ребята объяснить не могут. Значит, делают вывод, что здесь скрыто что-то новое, неожиданное.
Задача урока: познакомить с падежами. Использую любую проблемную ситуацию.
Рассмотрим таблицу. слайд 10 Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации | Вопросы и предложения для противоречия | Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1.Предъявить противоречивые факты | Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? | Какой вопрос возникает? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием | Сколько мнений? | Какова будет задача урока? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» | Что вы предполагали сначала? Что получилось? | Сформулируйте проблему. |
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. | Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? | Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? |
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. | Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какова будет тема урока? |
3 шаг: Проведение имитационной игры.
Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.
Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка в 4 классе.
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Дети :Речь идет о глаголе.
2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).
У.: Что вы знаете о глаголе?
Д.: Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы …, обозначает
действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется
по родам, имеет начальную форму,I и II спряжения.
У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?
Д.: Чтобы правильно писать окончания глагола._
3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания «несоответствие»).
У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на листочках. (работа в парах)
Карточка Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
У.: Какие окончания вы вставили? Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты. Что вам нужно было сделать?
Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную
букву.
У.: Почему возникло затруднение?
Д.: Окончания безударные.
У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?
Д.: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.
У.: Итак, какая тема нашего урока? (слайд 11)
Правописание безударных личных окончаний глаголов
У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?
Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?
4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).
У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как
определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. (слайд 12) На экране:
I спр. II спр.
Собрать просить
Лаять благодарить
Проспать хвалить
Полоть клеить
У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?
Д.: Формообразующий суффикс _ть.
У.: Чем эти слова различаются?
Д.: Глагольным суффиксом.
У.: Какой вывод мы можем сделать?
Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс _и_, то это глагол
II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.
У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола? Алгоритм: (слайд 13)
1.Поставить ударение. Выделить окончание глагола. | |
2. Если окончание ударное, то: -е, -ут (ют) – I спр. -и, — ат –(ят) – II спр | 2. Если окончание безударное, то: поставить глагол в неопределенную форму (что делать ? что сделать? ) |
3. Выделить глагольный суффикс | |
4. Если –и,то II спр. | |
5. Если —а,-е, -о, — у, то I спр. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).
У.: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам
задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зеленых карточках:
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
У.: Сравните свою работу с эталоном.( слайд 14 )
I спр. | II спр. |
украшает | остановит |
стареешь | кормит |
молодеешь | портит |
не засеешь |
4 шаг: Моделирование. Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.Используя, ситуации поставьте учебную задачу.
1 группа получает текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
2 группа Слайд 15 Картинки : Солнце, сердце, лестница.
У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам
Запись слов: Солнце, сердце, лестница.
— Какое было задание? (Записать слова под диктовку.) — Проверим.
— Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.
— А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
— Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
— Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
— Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
— А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
— … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при произношении.)
— У кого другое мнение?
— … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит её надо писать.)
— Чем похожи записанные слова?
— Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
— Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать.
— Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные) — Где ?( В корне слова)
-Да. Тема нашего урока Непроизносимые согласные в корне слова.
И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)
5шаг: Рефлексия.
-Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.
Вы сегодня были …(самой активной)
У вас ситуация была …(интересная)
Закончите предложения:
После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…
Мне понравилось…
Приложение
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
___________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_________________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
__________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
_________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
__________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
___________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
______________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
__________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
_____________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
__________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
__________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
_______________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
_________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
Текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
________________________________________________________
Текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
15
kopilkaurokov.ru
Мастер-класс «Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе»
автор: Куклина Наталья Юрьевна
Учитель начальных классов МОУ «Звениговский лицей»
Мастер-класс «Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе»
Мастер – класс по теме:
«Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе»
Цель:
- познакомить с методикой проведения письма по памяти
- помочь осмыслить возможности использования этого приёма на уроках русского языка
- помочь приобрести практический опыт
Задачи мастер – класса:
— создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста и творческого потенциала педагога;
— распространение педагогического опыта.
Ход занятия
- Подготовительно-организационный момент
Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской. (слайд 1):
- участвуй.
- будь открыт и активен;
- учись, выдумывай, пробуй;
- будь готов к совместному творчеству;
Вы готовы принять данные условия? Поднимите сигнальные карточки. (Желтое солнышко – вы готовы к плодотворной работе, красное – вы не готовы к работе,. Итак, все готовы к сотрудничеству.
- Методика проведения письма по памяти.
Тема моего мастер-класса «Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе». (слайд 2)
В качестве эпиграфа я взяла слова Фёдора Ивановича Буслаева — одного из самых ярких русских филологов середины XIX в. Предложенная Буслаевым классификация второстепенных членов предложения и типов придаточных почти полтора века сохраняется в школьном преподавании русского языка. Устойчивым в русской традиции оказалось также выделение трёх типов сочинительной связи: присоединительный, противительный и разделительный.
«Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». (слайд 3)
Слайд 4
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Кроме этого способствует развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся.
Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.
Слайд 5
Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений.
Слайд 6
Начиная со второго класса, для письма по памяти чаще используются отрывки из стихотворений или предложений из произведений известных детям авторов.
Слайд 7
Очень интересно проходит работа с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами.
«Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм. Часто предложенный для письма по памяти текст, является отправной точкой для дальнейшего развития урока. При закреплении вновь изученного материала, в тексте преобладают слов с изученным правилом.
Слайд 8-9
«Письмо по памяти» проводится на основе зрительного или слухового восприятия текста или отдельных слов (словосочетаний), подобранных по определённому правилу. Зрительное «Письмо по памяти» проводится по следующему алгоритму:
- Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста про себя, или учителем вслух.
- Нахождение и объяснение орфограмм, знаков препинания.
- Чтение учителем первой строки. Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится со следующими строками.
- Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя.
- Работа в тетради. Запись текста с выделением орфограмм и знаков препинания.
- Самопроверка.
Слайд 10
Рассмотрим вариант зрительного письма по памяти на примере отрывка стихотворения А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! |
Слайд 11
Первый шаг — знакомство со стихотворением. Второй шаг — объяснение орфограмм, знаков препинания. Совместно вспоминают правила, объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова. Особое внимание отводится «опасным» словам. (На слайде отметить орфограммы)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Словарные слова скоро и соловей. Уж- частица, которая придаёт усиление слову «тает», снег-снега, бегут-бег, окно-окна, в слове повеяло приставка по, потому что ударение падает на гласную о, весною-вёсна, соловьи – соловушка, а первую гласную о надо запомнить, лес-леса, листвою-лист.
Слайд 12
Третий шаг — чтение учителем первой строки – Уж тает снег, бегут ручьи Совместное обсуждение как эту строчку можно изобразить с помощью схематического рисунка (большой сугроб, а рядом маленький и бегущие ручейки). Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится с другими строками.
Слайд 13
Как вы думаете как можно изобразить вторую строку? (окно, светит солнце, проталины).
Слайд 14
Схематический рисунок для третьей строки – свисток, птички.
Слайд 15
Для четвёртой строки схематический рисунок может быть таким – много деревьев , веточка с листочками.
Слайд 16
Четвёртый шаг — Разучивание текста. Сначала читает учитель, при этом глаза обучающихся закрыты. Затем чтение обучающимися про себя по строчкам с опорой на схематические рисунки.
Пятый шаг — работа в тетрадях, которая проходит индивидуально. Обучающиеся пишут то, что запомнили и выделяют орфограммы.
Слайд 17
Шестой шаг — самопроверка. Обучающийся проверяет свою работу с тем, что написано на доске или по карточке. Оценивание самих себя ручкой зелёного цвета: «!» – работа выполнена без ошибок, «+» — допущена 1 ошибка (пропуск одной буквы, одного знака препинания), «−» допущено 2 и более ошибок.
Таким образом, использование на уроке технологии «Письмо по памяти» позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость, способствующую помогать им писать грамотно, развивать точность и образность речи, помогает развивать слуховую и зрительную память и способствует развитию концентрации произвольного внимания.
Слайд 18
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 19
Оцените практическую значимость этого мастера класса для педагогов. Перед вами кораблики трёх цветов (зелёный – буду использовать технологию письмо по памяти в своей работе, желтый- уже применяю эту технологию и красный – мне это было не интересно). Так как за окном весна давайте пустим наши кораблики по ручейку. (звучит спокойная музыка).
Слайд 20 Спасибо за внимание!
xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
Мастер-класс по русскому языку на тему»Развитие речи в начальных классах. Синонимы. (В рамках реализации ФГОС)»
МБОУ лицей «МОК №2»
Мастер – класс
«Развитие речи в начальных классах.
Синонимы.»
(в условиях ФГОС)
Подготовила: Коробко Е.А.
учитель начальных классов,
учитель высшей категории
2014год
Ход мастер-класса
Взрослые и дети как малыши каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Как же я отношусь к слову “мастер”?
М – мудрость, она приобретается с годами
А – активность, в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье, А.С.Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!”
Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Справедливо говорится и повторяется,
что «язык — это орудие культуры».
А ведь овладение культурой,
«всеми знаниями, которое выработало человечество», —
это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
Упражнения над синонимами
Работа над синонимами – важная часть словарной работы.
Чем больше в словаре синонимов, тем богаче и выразительнее язык.
Цель работы над синонимами – не только наблюдать их в предложениях и текстах, но и добиваться понимания различения оттенковых значений для более точной передачи мысли в творческих работах детей.
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.
Виды работ по разв. речи в нач. школе:
www.metod-kopilka.ru
Мастер класс по русскому языку
МАСТЕР- КЛАСС
Развитие орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения
Учитель Нижнепенской СОШ
Наджафова Елена Николаевна
Вступление:
Здравствуйте!!!
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня нет учителя и учеников. Мы с вами – коллеги и мастера! А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской
(на слайде 3):
Вы готовы принять данные условия? Как вы думаете, у нас получится
Итак, все готовы к сотрудничеству
1. Наименование опыта. Развитие орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения
2. Ведущая педагогическая идея. Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над развитием орфографической зоркости у обучающихся через использование активных методов и приемов обучения.
4. Условия возникновения опыта. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…
Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: (Я даю возможность высказаться группам) Да, действительно наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников) Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.
Считаю, в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Этому бы я хотела, и посвятить сегодняшнее занятие. Что же такое орфографическая зоркость (Слайд 4)
Для развития орфографической зоркости использую приемы:
1)Письмо проговариванием (слайд 5)
Р..ка, тра..ка, со..нце, р..са, цв..ты,к..са,г..ра.
2) Списывание (Слайд 7,8)
Алгоритм списывания
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы («опасные места»).
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
3) комментированное письмо (Слайд 9)
— Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово?
Ры(б,п) ка мелка, да уха сла(т,д) ка, некраси (ф,в) лицом, да хоро(ш,ж) умом.
Лу (к,г) с морко(ф,в)кой хоть и с одной гря (д,т) ки.
4. Письмо под диктовку(слайд 10)
В лесу под сосной нора. В этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра.
Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами.
—Определим, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение по памяти.
6) Игры «Найди лишнее слово» (слайд 13)
Словарная работа
Участники показывают карточку с пропущенной буквой
Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.
1. «Рифмовки — запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи — ши
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши —
запомни слоги жи и ши
2. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
3. Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.
Чаща, чяйка, каланча
чящя, ча чя
роща, чаща и свечя
щя чящя ча
пищя, чайник, чяшки, чай —
ща чя ча чя
как напишешь? Отвечай!
Чя
Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.
Чайка, каланчя
Чя ча
4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
— Подчеркнуть все буквы на изученные правила.
Например: Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Ветерок спросил пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят».
Автор: Наджафова Елена Николаевна
pedportal.net
Мастер класс по русскому языку
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа с. Новодубровка Петровского Района Саратовской области»
«Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка»
МАСТЕР –КЛАСС
Малевская Светлана Петровна
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория
МБОУ ООш с.Новодубровка
2015
Мастер — класс
Тема: Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка.
Цель: способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке.
Свое вступление хочу начать с высказывания Бернард Шоу.
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом?
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами мотивации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Так как мы ограничены во времени, то все формы обучения, которые я применяю на уроках, я показать не смогу. Да и не вижу в этом смысла, потому, что одну и ту же форму можно по-разному организовать и это зависит от многих причин: от замысла, от цели, от класса, темы, времени, профессионализма учителя и т.д.
Дальнейшую нашу работу я предлагаю провести в форме аукциона.
Предложенный аукцион можно проводить с любой категорией: с педагогами, родителями, а также использовать предложенные в нём формы для любого урока.
Используя свой опыт, попробуем показать на практике, как формировать мотивацию на разных этапах урока.
Весь аукцион условно мы разбиваем на блоки – этапы урока.
Для начала как и полагается в начале каждого занятия предлагаю вам на красных листочках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на желтых.
( Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения системно- деятельностного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
А сейчас самое время познакомиться с правилами аукциона.
Вам будут предложены лоты, которые можно будет приобрести на торгах. Из представленных лотов Каждый из вас должен выбрать себе самый понравившийся, самый эффективный лот – прием, метод или форму мотивации. И записать его на белом листочке.
Аукцион
Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках, напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам.
Как же создается эмоциональный настрой на уроках?
Перед вами первый лот. ЛОТ 1 этап мотивации урока.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
на слайде:
Упражнение «Поздоровайся глазами» — это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
Эмоциональная разминка.
— Поговорим?
— Поговорим!
— А знаете о чём?
— О чём?
— О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?
— Поговорим!
— Нам будет интересно!
Установление контакта с участниками.
— Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
— Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
— Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
— Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
Так предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности.Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
Перед вами лот № 2
ЛО Т 2 этап создания проблемной ситуации, подведения к теме
На слайде
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют
корня, например, глагол вынуть)
Эврика
Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Профи
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Записать не менее 6 ответов на вопросы:
Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
Что случится, если я буду писать грамотно?
Что случиться, если я не буду писать грамотно?
5 Выбрать цель из предложенных
6 Игра «Знаете ли вы, что…?»
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов групповой самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Перед вами ЛОТ 3
Здесь представлены используемые приемы деления учащихся на группы
На слайде
Игра «Пошли на охоту». Необходимо «поймать» не менее 3 человек, ответивших на поставленные вопросы.
Деление на группы по временам года. (Кто когда родился)
Деление на группы по сферам деятельности.
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя — т. е. мотив достижения успеха.
Чтобы организовать ситуацию успеха можно использовать различные методы, способы и приемы.
Некоторые из них это ЛОТ 4
На слайде
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Игры-тренинги.
— Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки — найдите их и исправьте.
— Представьте, что вы автор учебника. Как бы вы разъяснили эту тему ученикам.
4. Грамматической задачи:
Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?
Петя Ошибкин в слове «здесь» букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?
Запишите один из этих приемов на белом листке.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
В конце каждого занятия проводится рефлексия.
Перед вами ЛОТ 5.
На слайде
ПОПС – формула – интерактивный прием позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по прошедшему уроку.
Использование фраз из рефлексивного экрана на доске
Пятерочка . вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура руки
Творческая форма рефлексии – синквейн – стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к уроку, проблеме.
Запишите один из этих приемов на белом листке.
Каждый из нас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.
Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!….”
Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Вы, наверное, поняли, что я для себя выбрала. Конечно это активные и интерактивные формы обучения. Они активизируют деятельность учащихся на уроке, позволяют разнообразить деятельность на уроке, включить в неё всех учащихся, что повышают мотивацию и создают условия для более качественного обучения.
В заключении я хочу высказать свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас в форме синквейна
На слайде
1. | Название предмета | Мастер-класс |
2. | Два прилагательных, которые описывают предмет | эффективный, творческий |
3. | Описание действий (три глагола) | стимулирует, направляет, обучает |
4. | Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль | свой стиль педагогической деятельности |
5. | Синоним первого слова, который раскрывает его суть | умение и опыт |
Вас попрошу обратиться к красному листочку. Сбылись ли Ваши ожидания? Сдайте все ваши листочки.
kopilkaurokov.ru
Мастер -класс » Педагогические приёмы формирования УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники.
Задачи:
Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
Познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке русского языка, способствующими формированию универсальных учебных действий;
приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Продолжительность проведения: 30 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов, учителя – логопеды.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
I . Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги! Надеюсь, что наша встреча будет для нас полезна и интересна. Моя жизненная философия «Чтобы озарять светом других — надо носить солнце в себе…» слова Ромена Роллана.
Я работаю учителем начальных классов 23 года. Педагогическое кредо: » Хочешь быть мастером своего дела – никогда не прекращай учиться»
II. Актуализация мастер-класса
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы, и поучиться у вас. Я прошу вас озвучить ваши ожидания. Чтобы настроиться на плодотворную работу, я предлагаю: мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что предполагаете получить. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши.
Итак, начнём внимание на экран. Знакомы ли вам эти произведения искусства? Какой — это вид искусства? (живопись, возможно рисунок на гобелене) Это флорентийская мозаика из камней. Более 400 лет мастера всего мира работают в стиле флорентийской мозаики. Это уникальный вид искусства — каменная живопись. Где колорит создаётся цветом камней.
Но мы не знаем название каждой из них.
У вас на столах репродукция одной из картин. Я попрошу вас внимательно рассмотреть детали, обратить внимание на позы героев и дать название картинам. Время работы – 1 минута.
Группы готовы. И так первая группа. Замечательно – зрение. Вторая группа- слух, третья группа – обоняние, осязание. Есть еще одна мозаика – вкус. Прекрасно с помощью органов чувств человек познаём окружающий его мир, который в себе хранит много тайн и загадок. Попробуйте и вы, выполняя задания увидеть, услышать, почувствовать и найти ответ.
III. Раскрытие темы мастер- класса
Тема моего мастер – класса «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках русского языка ». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД. Что такое УУД? В широком смысле – это умение учиться. УУД разделены на четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приёмах, которые формируют УУД на уроках русского языка. Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Я, конечно, не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
Кто из нас не любит разгадывать загадки, играть в игры ведь это так здорово, поломать над чем-нибудь голову, проявить эрудицию, блеснуть знаниями. Игры со словами чрезвычайно увлекательное занятие. Все, наверное, помнят игру в «города» или в «испорченный телефон». Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры деда Буквоеда или лингвистические игры…
Фразеологизмы
Рассмотрите шутливые рисунки, какие выражения вы узнаёте. Как называются эти выражения? Конечно – фразеологизмы. Что вы о них знаете?
Фразеологизмами называются устойчивые словосочетания, которые используются для придания речи выразительности, динамичности, лучшей передачи эмоций и т.д.
В русском языке они подобно флорентийской мозаике такие же красочные и такие же уникальные. Загадка их уникальности состоит в том, что они имеют большие выразительные возможности, с их помощью можно образно в краткой афористичной форме выразить мысль.
Проверим возможности фразеологизмов в мире музыки. Прослушайте внимательно музыкальное произведение до конца и только потом поднять тот фразеологизм, который бы соответствовал музыкальному произведению.
Метаграммы
Можно ли сделать из мухи слона? Запросто, если чему-то незначительному вы придадите слишком большое значение. Но если вы захотите принять участие в нашей следующей игре, то тут нужно будет хорошенько поломать голову, чтобы сделать из мухи слона.
В этот раз, на старт вышли метаграммы, то есть новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить всего одну букву.
Но можно сделать за 9 ходов, используя редкие слова, которые тем не менее можно найти в русском словаре.. МУХА → МУЛА → КУЛА → КИЛА → КИЛТ → КИОТ → КЛОТ → КЛОН → СЛОН.
А в словарях современного русского литературного языка и толковом словаре Даля и Ожегова мы с вами сейчас узнаем, что означает каждое из этих малоизвестных слов.
Первая группа – слово кила, вторая группа-киот, третья группа – клот. Анаграммы
С тем, что с помощью анаграмм можно проверять уровень интеллекта и словарный запас, спорить не приходится
«Анаграмма — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово». Именно «другое слово», а не беспорядочный набор букв.
Я предлагаю вам, поиграть в анаграммы. Возьмите бланк, на котором располагается таблица с анаграммами, в которой имеются пустые ячейки. В пустую ячейку, следует записать лишнее слово (именно слово, а не его анаграмму). Также нельзя использовать вычеркивание лишней анаграммы, потому что испытуемый должен продемонстрировать то, что он смог решить анаграмму».
Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова. Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции, как мастер мозаики ценит каждый свой камень.
Филворд
Филворд – это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Эта головоломка достаточно проста, возможно, именно поэтому пользуется большой популярностью в разных странах. Очень часто ее публикуют различные детские издания. Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. Я предлагаю поиграть в филдворд.
Русский язык настолько богат, что позволяет «играть» собой в довольно неожиданных формах. Одна из самых интересных и веселых забав русского языка – это составление тавтограмм целых рассказов, все слова которых начинаются на одну и ту же букву.
Тавтограммы или настоящим мастерам слова достаточно и одной буквы!
Предлагаю составить небольшой рассказ на заданную букву.
Таким образом, в процессе формирования УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
IV.Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю положить свой камушек на красную чашу весов, а если это все вас не тронуло – на зелёную.
Закончить свой мастер-класс я хотела бы словами В.В. Давыдова:
«Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником»
Хоть выйди ты не в белый свет
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н.Рыленков
Спасибо за работу! Желаю творческих успехов!
Использованный список литературы и интернет – ресурсов:
Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал «Начальная школа» №9, 2011
4.Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
5. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
6.Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами, 2008 г.Д. В. Нестерова
Ссылки
1.http://media.nn.ru/data/forum/images/2013-07/70399699-turistenok.jpg
2. http://gym1.oprb.ru/data/15/845/news/26997_photo.jpg
3.http://s60.radikal.ru/i167/1010/0b/0b30a96f7a3d.png
4.shkolala.ru›Законодательство о школе›Системой Эльконина Давыдова
5.anagram.poncy.ru
6. novijmir.blogspot.ru›p/blog-page_3837.html
7. ScanWord.org›anagramma/game
8. uznateshe.ru›igra-bukv/
infourok.ru