Массовые общедоступные искусства – Презентация по искусству «Массовые, общедоступные искусства» (9 класс)
Билет 18
1. Массовые и общедоступные искусства. Массовая культура
Искусство, рассчитанное на самый широкий круг зрителей; общедоступное, простое по форме, понятное всем. Понятие, противоположное элитарному искусству. Имеет различные смысловые оттенки. В положительном смысле слова массовым является народное творчество, искусство примитивов, наивное искусство, в котором простота формы искупается искренностью, непосредственностью художественного чувства и следованием исторической традиции. В негативном смысле массовым презрительно именуют суррогат, подделку, невзыскательное отношение к искусству. Крайнее выражение подобного массового искусства — китч (сравн. Салон, салонное искусство).
Популярная культура; Индустрия развлечений; Потребительская культура; Коммерческая культура
Формы массовой культуры: Артизация, Боевик, Инсценировка, Культура, Массовая коммуникация, Матракаж — вдалбливание(Матракаж — в массовой культуре — радио- и телевизионная реклама в виде назойливо частого повторения лозунга, призыва, рисунка, символа, мелодии),
Общедоступные искусства: Поп-арт- популярное искусство (направление в изобразительном авангардистском искусстве 1950-1960-х годов, «раскрывающее эстетические ценности» образцов массовой продукции), Поп-культура- общедоступная культура (Поп-культура — совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, характеризуемых: — поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию; — отрицанием художественно-эстетического опыта предшествующих поколений.),Салонное искусство,Триллер, Фольклорная культура, Хит, Шлягер и др.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.
2.Фотография и компьютерная графика — новейшее в искусстве.
Фотоискусство— искусство созданияхудожественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа, как художника.
Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется фотожурналистике, целью которой является констатация фактов, и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.
Фотогра́фия(фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.
Виды фотографии: черно-белая, цветная, цифровая
Жанры как вида искусства: Виды: портрет, пейзаж, натюрморт, автопортрет, бытовой жанр и др. (как и в живописи) .
Специфических направлений в фотографии
достаточно много: архитектурная,
документальная, жанровая, свадебная,
подводная, рекламная, спортивная,
фотомонтаж и фотоколаж,
Применения фотографии и её значение Техническая документальная фотосъёмка, историческое значение
Изобретение и массовое применение фотографии, а в дальнейшем и кинематографа изменило представление об исторических событиях, зафиксированных на плёнку, не в меньшей степени, чем изобретение письменности.
studfiles.net
«Массовые, общедоступные искусства», 9 класс
Вопросы викторины: «Массовые, общедоступные искусства», 9 класс.
Какие виды искусства стали символами 20 века?
(Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности: книги, журналы, газеты)
На чем основана техника фотографирования?
(На знакомом людям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отверстие камеры, дает на ее противоположной стенке перевернутое изображение освещенных предметов)
Почему фотография имеет историческое значение?
(Является свидетелем своего времени, становится историческим документом)
Что можно увидеть через объектив фотоаппарата?
(Экзотические страны, диковинных животных, подводные глубины океана, культурно-исторические реликвии древней архитектуры, популярных актеров, новые течения в моде (одежда, прически, интерьеры домов)
Что может передать автор через выбор момента съемки, ракурс, распределение света и тени?
(Свое отношение к объектам съемки)
Какие жанры представлены в фотоискусстве?
(Портрет, пейзаж, натюрморт)
В чем заключается особенность изобразительного образа в фотографии?
(В его документальности, так как он всегда объект реального мира или существенный момент действительности)
Какого уровня достигла техника фотографирования сегодня?
(Цифрового уровня)
Чем фотография отличается от живописи?
(Фотография ловит моменты, передает одномоментный образ происходящего события, тем самым переводя его в вечность)
Как и чего помогает добиться компьютер в фотографии?
(Необычайного эффекта в фотографии, дает возможность соединять различные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объекты, наподобие коллажа)
Один из самых массовых видов искусства?
(Кино)
Какое слово в переводе с греческого обозначает – изображаю движение.
(Кинематограф)
Кому принадлежит изобретение так называемых движущихся фотографий?
(Братьям Луи и Огюсту Люмьерам)
Когда и где появилось кино, как вид искусства?
(В Японии, Европе и Америке практически одновременно, в конце 19 века)
Где состоялся первый киносеанс в России?
(В Москве в саду «Эрмитаж» 26 мая 1896 года)
Чем стал кинематограф со временем?
(Важнейшим средством коммуникации)
Какими свойствами обладает кино?
(Свойствами зримой литературы, движущейся живописи, цветомузыки)
Что создают единый образ в кино?
(Слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, музыка)
Чему способствует музыка в кино?
(Драматургическому развитию происходящего на экране действия, эмоционально окрашивает тот или иной эпизод, в зависимости от замысла режиссёра)
Каким образом кино раскрывает динамичный целостный зрительно-слуховой образ эпохи?
(Объединяя литературу, театр, живопись, музыку)
Что такое монтаж?
(Расстановка кадров в определенной последовательности)
Что создает монтаж?
(Движение, выстраивает ритм картины, придает определенный смысл кадрам – снимкам-образам жизни)
Что в современном кино помогает воплотить самые необычные художественные замыслы?
(Современные технические возможности создания спецэффектов)
Чему дает кинематограф вторую жизнь?
(Шедеврам классической музыки «Адажио» -Т. Альбиони фильм режиссера Г. Бардина, «Времена года» П. Чайковского –фильм режиссера И. Иванова – Вано и др.)
Одно из мощных средств массовой информации, имеющее новые изобразительные возможности?
(Телевидение)
Что предается на расстояния при помощи телевидения?
(Происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи)
Где начались первые телепередачи в России и чему они были посвящены?
(В Москве еще в 1935 году, были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту)
Что сегодня ориентирует зрителя на интерактивное общение?
(Телепроекты: ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, СМС – сообщениями, игры и конкурсы)
Какие виды искусства соединяются в телепроектах?
(Искусства разговорного жанра, театрализация, музыка различных жанров)
Какую роль выполняет музыка в телепроектах?
(В одних –фоновую или частично-развлекательную, в других – нацеливает зрителей на более глубокое восприятие образов, создаваемых артистами)
Кто принимает участие в процессе создания телевизионной продукции?
(Сценарист, режиссер, оператор, художник, актер, работники сопутствующих служб: осветители, костюмеры, гримеры и пр.)
infourok.ru
Конспект урока «Массовые и общедоступные искусства
Тема: «Массовые и общедоступные искусства»
Цель: учиться ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства; воспитывать художественный вкус. Образовательная: обобщение художественных знаний учащихся о массовых видах искусства — фотографии, кинематографе, телевидении, особенностях их художественных образов, выделение в них общих и специфических черт; расширение представлений о видах и жанрах названных видов искусства, их выразитель-ных средствах; изучение способов общения фотографов, кинематографистов, телевизионщиков с аудиторией, Развивающая: формирование устойчивого эмоционального отклика на произведения фотографии, кинематографа, телеискусства в процессе их словесного анализа (устного и письменного), участие в обсуждении различных кино-, теле- и фотопроектов; развитие умения планировать и прогнозировать результаты восприятия произведений фотографии, кинематографа, телеискусства; осуществлять поиск и классификацию информации по теме урока, приобретение умений и навыков работы в компьютерном редакторе Photoshop, с сайтом YouTube. Воспитательная: воспитание понимания духовно-нравственных смыслов произведений фотографии, кинематографа, телеискусства Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование:Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме.
Ход урока:
Организация класса.
Мотивация учебной деятельности
А)Работа с эпиграфом (или с несколькими высказываниями», с иллюстрациями.
Б) Определение цели и задач урока.
Актуализация опорных знаний
А) Диалог с учащимися об истории фотографии и кинематографа или выступление заранее подготовленного ученика с презентацией.
Б) Повторение ключевых понятий: виды искусства, язык искусства, законы красоты
Освоение нового материала:
а) работа в группах над осмыслением текста учебника.
Задача первой группы — выделение ключевых понятий в искусстве фотографии, постижение особенностей её изобразительного языка (документальность фотографии). Сравнение основных жанров фотографии — портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетной картины — с аналогичными жанрами изобразительного искусства. Анализ выразительных возможностей фотографии. Задача второй группы — восприятие сведений о создании кинофильмов, постижение их коммуникативной, интернациональной, синтетической природы, объединяющей разные народы и страны мира. Усвоение понятий «режиссёрский замысел», «кадр», «эпизод», «крупный план», «монтаж», «спецэффекты», сравнение выразительных возможностей кино (свет,цвет, музыка, звук и др.) с возможностями изобразительного искусства (примеры приводят учащиеся). Задача третьей группы — систематизация представлений о телевидении как виде искусства. Расширение пространственных и временных возможностей коммуникации с помощью телевидения. Синтез искусств в телепередачах. Жанры телевизионных программ. Коллективный труд по созданию телепроектов (работа сценаристов, режиссёров, операторов, художников, актёров, костюмеров, осветителей и др.).
1.Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
Слово «фотография» переводится как «светопись», что отражает основополагающую роль света в процессе фотографирования. Техника фотографирования основана на знакомом людям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отверстие камеры, дает на ее противоположной стенке перевернутое изображение освещенных предметов. Фотография, являясь одним из самых распространенных средств массовой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени. Даже не обладающая художественной ценностью, фотография через много лет становится ценным историческим документом. Широкое распространение получила художественная фотография. Взгляд через объектив фотоаппарата позволяет увидеть экзотические страны, диковинных животных, подводные глубины океана, культурно-исторические реликвии древней архитектуры, популярных актеров, новые течения в моде (одежда, прически, интерьеры домов и др.). Свое отношение к нему автор передает через выбор момента съемки, ракурс, распределение света и тени.
Фотография развила свою особую систему выразительных средств, но не потеряла связи с древними изобразительными искусствами. Это проявляется, в частности, в том, что их основные жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, картина — представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих присутствующими и умерших — живыми. Особенность изобразительного образа в фотографии заключается в его документальности, так как он — всегда объект реального мира или существенный момент действительности.
— Чем же фотография отличается от живописи? Прежде всего, тем, что фотография ловит мгновения, передает одномоментный образ происходящего события, тем самым переводя его в вечность. Сегодня техника фотографирования, пережив множество усовершенствований, достигла цифрового уровня. Компьютер помогает добиться необычайного эффекта в фотографии, дает возможность соединять различные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объекты наподобие коллажа.
Художественно-творческие задания
Сделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к презентации.
Создайте портретную галерею учителей или одноклассников, выбрав их самые яркие жесты, мимику, передающие образ. Напишите короткие литературные комментарии к серии фотографий.
2. Кино сегодня является одним из самых массовых видов искусства. Кинематограф (в переводе с греческого — «изображаю движение») с технической точки зрения представляет собой развитие искусства фотографии. Изобретение так называемых движущихся фотографий принадлежит французам — братьям Луи Жану (1864—1948) и Огюсту (1862—1954) Люмьерам. С помощью кадров — отдельных фотоснимков, на кинопленке происходит фиксация фаз движения объекта, монтаж помогает соединить кадры соответственно замыслу режиссера. Кино как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практически одновременно — в конце
XIX в. Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 г. русским кино-предпринимателем
А. Ханжонковым). Позже появились кинотеатры «Форум», «Колизей» (ныне театр «Современник») и др. Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Оно обладает свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки». Исходя из этого, можно сказать, что кино — синтетическое искусство.
В нем слово, жест,пластика, пространство, свет, цвет, музыка создают единый образ. Кино не заменяет литературу, живопись, музыку, а преломляет их опыт в соответствии со своей спецификой. Музыка способствует драматургическому развитию происходящего на экране действия. Она эмоционально окрашивает тот или иной эпизод в зависимости от замысла режиссера.
Объединяя литературу, театр, живопись, музыку, кино раскрывает динамичный целостный зрительно-слуховой образ эпохи. Едва ли не самая специфическая основа киноязыка — монтаж, т. е. расстановка кадров в определенной последовательности. Монтаж создает движение, выстраивает ритм картины, придает определенный смысл кадрам — снимкам-образам жизни. И в конечном счете служит прямым воплощением мысли автора, выражением художественной идеи фильма.
По словам кинорежиссера В. Пудовкина, монтаж — это «найденный и развиваемый киноискусством метод выявления и ясного показа… связей, существующих в реальной действительности».
Герои фильмов — красивые, сильные, бесстрашные — проходят «через огонь и воду». Зрители, погружаясь в атмосферу фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Но, к сожалению, в последнее время на киноэкранах слишком часто возникают образы беспощадных убийц-победителей, монстров, ни во что не ставящих человеческую жизнь, и образы несчастных поверженных жертв.
Современные технические возможности создания спецэффектов помогают воплотить самые необычные художественные замыслы. С помощью компьютера создаются фантастические персонажи, двигающиеся как настоящие актеры, и т. п.Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съемки, составляющими особый язык кино. Кинорежиссер, меняя поле изображения, планы, ракурсы, последовательность монтажа кадров, а также особенности ритма, света, цвета, музыки, звука, создает целостный образ произведения.
Именно кинематограф дает вторую жизнь шедеврам классической музыки. Известно множество киноверсий опер, балетов, мюзиклов, а также мультипликационных фильмов на музыку композиторов-классиков («Адажио» Т. Альбинони — фильм режиссера Г. Бардина; «Времена года» П. Чайковского— фильм режиссера И. Иванова-Вано и др.).
Слушание: Т. Альбинони Адажио
• Запишите в свою творческую тетрадь названия знакомых вам видов киноискусства, его жанров с конкретными примерами.• Посмотрите мультфильм «Времена года». Какими средствами анимации отражены в фильме особенности пьес П. Чайковского «Осенняя песнь (Октябрь)» и «На тройке (Ноябрь)»?• Посмотрите фрагменты кинофильмов, созданных на сюжеты известных литературных произведений («Метель» А. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). Что вносит язык киноискусства в раскрытие драматургии образов?
Художественно-творческие задания
Придумайте сюжет небольшого, но занимательного фильма или мультфильма. Сделайте раскадровку.
Выполните коллективную работу: создайте альбом, посвященный моде ХХ в. Подберите популярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу.
3. Телевидение (от греч. tele — вдаль, далеко и лат. video — вижу) — одно из мощных средств массовой информации, имеет новые изобразительные возможности. С помощью телевидения происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Первые телепередачи начались в Москве еще в 1935 г. Они были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту. Сегодня все большее распространение получают телепроекты, ориентирующие зрителя на интерактивное общение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, sms-сообщениями. Это игры и конкурсы («Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый период», «Танцы со звездами» и др.). Особое значение в этих передачах имеет синтез искусств: разговорный жанр, театрализация, музыка различных жанров. Роль музыки в этих программах неоднозначна. В одних она
выполняет фоновую или чисто развлекательную функцию, в других — нацеливает зрителей на более глубокое восприятие образов, создаваемых артистами.
Процесс создания телевизионной продукции связан с коллективным творческим трудом сценариста, режиссера, оператора, художника, актеров, работников сопутствующих служб (осветителей, костюмеров, гримеров и пр.).
• Изучив телевизионную программу одного из дней недели, систематизируйте пере-дачи по жанрам, запишите свои выводы в творческую тетрадь.• Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и роадиожурналиста Э. Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками». Аргументируйте свое мнение.
Слушание: «Легко на сердце от песни веселой» из к/ф «Веселые ребята».
Художественно-творческие задания
Придумайте небольшой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучительный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскадровку. При наличии видеокамеры снимите короткий фильм, раскадровку которого вы выполнили. Подберите к нему музыкальное сопровождение.
Разделившись на группы (5–7 человек), посмотрите по телевизору различные передачи.
Проанализируйте средства художественной выразительности, которые используются в телевизионных передачах разных жанров.
4. Итог: — назовите массовые и общедоступные искусства
— какая музыка звучала?
multiurok.ru
Конспект урока на тему» Массовые, общедоступные искусства» (Искусство, 9 класс)
Искусство. 9 класс
У- _____ Дата ________
Раздел: Дар созидания
Тема : «Массовые, общедоступные искусства» (с. 166—173 – учебник «Искусство» 8-9 кл)
Тип урока: урок-исследование
Цель урока:
Образовательная: обобщение художественных знаний учащихся о массовых видах искусства — фотографии, кинематографе, телевидении, особенностях их художественных образов, выделение в них общих и специфических черт; расширение представлений о видах и жанрах названных видов искусства, их выразитель-ных средствах; изучение способов общения фотографов, кинематографистов, телевизионщиков с аудиторией,
Развивающая: формирование устойчивого эмоционального отклика на произведения фотографии, кинематографа, телеискусства в процессе их словесного анализа (устного и письменного), участие в обсуждении различных кино-, теле- и фотопроектов; развитие умения планировать и прогнозировать результаты восприятия произведений фотографии, кинематографа, телеискусства; осуществлять поиск и классификацию информации по теме урока, приобретение умений и навыков работы в компьютерном редакторе Photoshop, с сайтом YouTube.
Воспитательная: воспитание понимания духовно-нравственных смыслов произведений фотографии, кинематографа, телеискусства
Оборудование и оснащение: проектор, экран (или компьютер), видеозаписи фрагментов кинофильмов, мультфильма «Времена года», программа Photoshop. Высказывания для эпиграфа:
«У любой эпохи и культуры есть свои любимые модели восприятия и познания окружающего мира» Маршал Маклюен
Искусство – могучее средство исправления человеческого несовершенства. Теодор Драйзер
Искусство для человека является такой же потребностью как еда и питьё. Ф.Достоевский.
Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, которые способны охватить современную жизнь во всём её эстетическом значении и своеобразии. Ю. Борев, искусствовед.
Во всём, на что направлен в наше время киноаппарат, люди получают возможность увидеть самих себя. Вальтер Беньямин
Фотография имеет необычную способность превращать все свои объекты в художественные произведения» Сьюзан Зонтаг
Ход урока:
Организация класса.
Мотивация учебной деятельности
А)Работа с эпиграфом (или с несколькими высказываниями», с иллюстрациями.
Б) Определение цели и задач урока.
Актуализация опорных знаний
А) Диалог с учащимися об истории фотографии и кинематографа или выступление заранее подготовленного ученика с презентацией.
Б) Повторение ключевых понятий: виды искусства, язык искусства, законы красоты
Освоение нового материала: а) работа в группах над осмыслением текста учебника.
Задача первой группы — выделение ключевых понятий в искусстве фотографии, постижение особенностей её изобразительного языка (документальность фотографии). Сравнение основных жанров фотографии — портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетной картины — с аналогичными жанрами изобразительного искусства. Анализ выразительных возможностей фотографии. Задача второй группы — восприятие сведений о создании кинофильмов, постижение их коммуникативной, интернациональной, синтетической природы, объединяющей разные народы и страны мира. Усвоение понятий «режиссёрский замысел», «кадр», «эпизод», «крупный план», «монтаж», «спецэффекты», сравнение выразительных возможностей кино (свет,цвет, музыка, звук и др.) с возможностями изобразительного искусства (примеры приводят учащиеся). Задача третьей группы — систематизация представлений о телевидении как виде искусства. Расширение пространственных и временных возможностей коммуникации с помощью телевидения. Синтез искусств в телепередачах. Жанры телевизионных программ. Коллективный труд по созданию телепроектов (работа сценаристов, режиссёров, операторов, художников, актёров, костюмеров, осветителей и др.).
Художественно-практическая деятельность:
А) анализ жанровых и выразительных возможностей фотографий со страниц учебника, показ учителем одной из фотографий на экране, демонстрация приёмов работы в редакторе Photoshop.
Б) Актуализация знаний учащихся об анимации (мультипликации), документальных, художественных фильмах — экранизациях литературных произведений, фильмах-операх (балеты, мюзиклы), детективах, боевиках, триллерах, блокбастерах, фэнтези и др. (примеры подбирают обучающиеся).
В) Просмотр мультипликационного фильма «Времена года» (режиссёр И. П. Иванов-Вано, музыка П. И. Чайковского), фрагмента одного из художественных фильмов — «Амадей» (о жизни и творчестве В.-А. Моцарта, режиссёр М. Форман), «Метель» (экранизация повести А. С. Пушкина с музыкой Г. В. Свири-дова), «Ромео и Джульетта» (экранизация бессмертной трагедии У. Шекспира, режиссёры Ф. Дзеффирелли или Б. Лурмэн). Поиск ответа на вопрос: •Какими средствами кинематограф раскрывает содержание фильма, углубляет характеристики его главных персонажей, расширяет наши представления о выразительных возможностях киноискусства? Обсуждение мнений учащихся.
6. Закрепление. А) Выводы по теме урока. Подчёркивание зрелищной функции фотографии, кинематографа, телевидения. Запись в тетрадь основных понятий этих видов искусства. Неоднозначность фотографии, кинематографа, телевидения: с одной стороны, сохранение традиций классического искусства, с другой — направленность на негативные потребности массового зрителя, коммерциализация данных искусств.
7. Домашнее задание: Объединение класса в группы для самостоятельного выполнения дома художественно-творческих заданий (с. 171, 173 учебника). Комментарий учителя по поводу организации работы групп.
8. Итог урока: А) Взаимооценивание Б) Рефлексия.
Использованная литература:
Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. «Уроки искусства». Поурочные разработки, 8-9 классы. Москва. Просвещение, 2014, стр. 145-146
infourok.ru
Массовые, общедоступные искусства | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Массовые, общедоступные искусства Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени. Слово «фотография» переводится как «светопись», что отражает основополагающую роль света в процессе фотографирования. Техника фотографирования основана на знакомом людям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отверстие камеры, дает на ее противоположной стенке перевернутое изображение освещенных предметов. Э. Стейхен. Глория Свенсон Фотография, являясь одним из самых распространенных средств массовой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени. Даже не обладающая художественной ценностью, фотография через много лет становится ценным историческим документом. С. Прокудин-Горский. Фотография 1890-хх гг. Широкое распространение получила художественная фотография.Взгляд через объектив фотоаппарата позволяет увидеть экзотические страны, диковинных животных, подводные глубины океана, культурно-исторические реликвии древней архитектуры, популярных актеров, новые течения в моде (одежда, прически, интерьеры домов и др.). Свое отношение к нему автор передает через выбор момента съемки, ракурс, распределение света и тени. Й. Судек. Осенний дворик Фотография развила свою особую систему выразительных средств, но не потеряла связи с древними изобразительными искусствами. Это проявляется, в частности, в том, что их основные жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, картина — представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих присутствующими и умерших — живыми. Особенность изобразительного образа в фотографии заключается в его документальности, так как он — всегда объект реального мира или существенный момент действительности. Искусство чёрно – белой фотографии С Шипулин « На закате» А.Якубович «Полдень» А. Осин « Натюрморт» Приложение № 24 Воздействие цвета на подсознание А.Агафонов « Закат» В.Волошенко « Сентябрь» Хахалин И.В. « Зимняя сказка» А.Михайлов «Яблоки» Приложение №22 Художественно-творческие заданияСделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем:«Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к пре-зентации.Создайте портретную галерею учителей или одноклассников, выбрав их самые яркие жесты, мимику, передающие образ. Напишите короткие литературные комментарии к серии фотографий.С помощью компьютерной программы Photoshop произведите трансформац
univerfiles.com
План-конспект урока по музыке (9 класс) по теме: Урок музыки в 9-м классе по теме «Массовые и общедоступные искусства».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Урок музыки в 9-м классе по теме
«Массовые и общедоступные искусства»
Подготовила:
учитель музыки
Дочкина Антонина
Петровна
г. Россошь
9 класс
3 четверть
4 урок
Тема: Массовые и общедоступные искусства.
Цель: учиться ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства; воспитывать художественный вкус.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Оборудование:
Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме.
Ход урока:
1.Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
Слово «фотография» переводится как «светопись», что отражает основополагающую роль света в процессе фотографирования. Техника фотографирования основана на знакомом людям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отверстие камеры, дает на ее противоположной стенке перевернутое изображение освещенных предметов. Фотография, являясь одним из самых распространенных средств массовой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени. Даже не обладающая художественной ценностью, фотография через много лет становится ценным историческим документом. Широкое распространение получила художественная фотография. Взгляд через объектив фотоаппарата позволяет увидеть экзотические страны, диковинных животных, подводные глубины океана, культурно-исторические реликвии древней архитектуры, популярных актеров, новые течения в моде (одежда, прически, интерьеры домов и др.). Свое отношение к нему автор передает через выбор момента съемки, ракурс, распределение света и тени.
Фотография развила свою особую систему выразительных средств, но не потеряла связи с древними изобразительными искусствами. Это проявляется, в частности, в том, что их основные жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, картина — представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих присутствующими и умерших — живыми. Особенность изобразительного образа в фотографии заключается в его документальности, так как он — всегда объект реального мира или существенный момент действительности.
— Чем же фотография отличается от живописи? Прежде всего, тем, что фотография ловит мгновения, передает одномоментный образ происходящего события, тем самым переводя его в вечность. Сегодня техника фотографирования, пережив множество усовершенствований, достигла цифрового уровня. Компьютер помогает добиться необычайного эффекта в фотографии, дает возможность соединять различные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объекты наподобие коллажа.
Художественно-творческие задания
> Сделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к презентации.
> Создайте портретную галерею учителей или одноклассников, выбрав их самые яркие жесты, мимику, передающие образ. Напишите короткие литературные комментарии к серии фотографий.
2. Кино сегодня является одним из самых массовых видов искусства. Кинематограф (в переводе с греческого — «изображаю движение») с технической точки зрения представляет собой развитие искусства фотографии. Изобретение так называемых движущихся фотографий принадлежит французам — братьям Луи Жану (1864—1948) и Огюсту (1862—1954) Люмьерам. С помощью кадров — отдельных фотоснимков, на кинопленке происходит фиксация фаз движения объекта, монтаж помогает соединить кадры соответственно замыслу режиссера. Кино как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практически одновременно — в конце
XIX в. Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 г. русским кино-предпринимателем
А. Ханжонковым). Позже появились кинотеатры «Форум», «Колизей» (ныне театр «Современник») и др. Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Оно обладает свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки». Исходя из этого, можно сказать, что кино — синтетическое искусство.
В нем слово, жест,пластика, пространство, свет, цвет, музыка создают единый образ. Кино не заменяет литературу, живопись, музыку, а преломляет их опыт в соответствии со своей спецификой. Музыка способствует драматургическому развитию происходящего на экране действия. Она эмоционально окрашивает тот или иной эпизод в зависимости от замысла режиссера.
Объединяя литературу, театр, живопись, музыку, кино раскрывает динамичный целостный зрительно-слуховой образ эпохи. Едва ли не самая специфическая основа киноязыка — монтаж, т. е. расстановка кадров в определенной последовательности. Монтаж создает движение, выстраивает ритм картины, придает определенный смысл кадрам — снимкам-образам жизни. И в конечном счете служит прямым воплощением мысли автора, выражением художественной идеи фильма.
По словам кинорежиссера В. Пудовкина, монтаж — это «найденный и развиваемый киноискусством метод выявления и ясного показа… связей, существующих в реальной действительности».
Герои фильмов — красивые, сильные, бесстрашные — проходят «через огонь и воду». Зрители, погружаясь в атмосферу фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Но, к сожалению, в последнее время на киноэкранах слишком часто возникают образы беспощадных убийц-победителей, монстров, ни во что не ставящих человеческую жизнь, и образы несчастных поверженных жертв.
Современные технические возможности создания спецэффектов помогают воплотить самые необычные художественные замыслы. С помощью компьютера создаются фантастические персонажи, двигающиеся как настоящие актеры, и т. п.Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съемки, составляющими особый язык кино. Кинорежиссер, меняя поле изображения, планы, ракурсы, последовательность монтажа кадров, а также особенности ритма, света, цвета, музыки, звука, создает целостный образ произведения.
Именно кинематограф дает вторую жизнь шедеврам классической музыки. Известно множество киноверсий опер, балетов, мюзиклов, а также мультипликационных фильмов на музыку композиторов-классиков («Адажио» Т. Альбинони — фильм режиссера Г. Бардина; «Времена года» П. Чайковского— фильм режиссера И. Иванова-Вано и др.).
Слушание: Т. Альбинони Адажио
• Запишите в свою творческую тетрадь названия знакомых вам видов киноискусства, его жанров с конкретными примерами.• Посмотрите мультфильм «Времена года». Какими средствами анимации отражены в фильме особенности пьес П. Чайковского «Осенняя песнь (Октябрь)» и «На тройке (Ноябрь)»?• Посмотрите фрагменты кинофильмов, созданных на сюжеты известных литературных произведений («Метель» А. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). Что вносит язык киноискусства в раскрытие драматургии образов?
Художественно-творческие задания
> Придумайте сюжет небольшого, но занимательного фильма или мультфильма. Сделайте раскадровку.
> Выполните коллективную работу: создайте альбом, посвященный моде ХХ в. Подберите популярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу.
3. Телевидение (от греч. tele — вдаль, далеко и лат. video — вижу) — одно из мощных средств массовой информации, имеет новые изобразительные возможности. С помощью телевидения происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Первые телепередачи начались в Москве еще в 1935 г. Они были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту. Сегодня все большее распространение получают телепроекты, ориентирующие зрителя на интерактивное общение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, sms-сообщениями. Это игры и конкурсы («Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый период», «Танцы со звездами» и др.). Особое значение в этих передачах имеет синтез искусств: разговорный жанр, театрализация, музыка различных жанров. Роль музыки в этих программах неоднозначна. В одних она
выполняет фоновую или чисто развлекательную функцию, в других — нацеливает зрителей на более глубокое восприятие образов, создаваемых артистами.
Процесс создания телевизионной продукции связан с коллективным творческим трудом сценариста, режиссера, оператора, художника, актеров, работников сопутствующих служб (осветителей, костюмеров, гримеров и пр.).
• Изучив телевизионную программу одного из дней недели, систематизируйте пере-дачи по жанрам, запишите свои выводы в творческую тетрадь.• Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и роадиожурналиста Э. Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками». Аргументируйте свое мнение.
Слушание: «Легко на сердце от песни веселой» из к/ф «Веселые ребята».
Художественно-творческие задания
> Придумайте небольшой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучительный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскадровку. При наличии видеокамеры снимите короткий фильм, раскадровку которого вы выполнили. Подберите к нему музыкальное сопровождение.
> Разделившись на группы (5–7 человек), посмотрите по телевизору различные передачи.
Проанализируйте средства художественной выразительности, которые используются в телевизионных передачах разных жанров.
4. Итог: — назовите массовые и общедоступные искусства
— какая музыка звучала?
nsportal.ru
Массовые, общедоступные искусства. Фотография. Кино.Телевидение.
Создатель телевидения — В.К.Зворыкин, в 1929 году он зарегистрировала патент на кинескоп. Первые телепередачи начались в Москве уже в 1935 году.Функции телевидения:
1.Передача информации.
2.Показ в реальном течении времени (прямой эфир).
3.Развлекательная функция.
4.Научно-познавательная функция.
Задача телевидения — создавать на экране реальную, документально точную картину мира.
Телевидение — это средство, а искусством его делает дар художника, его творчество.
Признаки художественности:
1.Образность изображенного, т.е. выражение творческой мысли художника.
2.Правда и интерес к происходящему.
3.Эмоционально-поэтическое отношение к снимаемому.
Без выполнения этих требований невозможно снять художественное произведение телеискусства.
Репортаж и интервью
Репортаж — это сообщение с места события, которое произошло или происходит.
Интервью — это беседа (с одним, или несколькими собеседниками), когда интервьюер задает вопросы, а человек в кадре отвечает на них.
Клиповое сознание
Клиповое восприятие экрана и жизни все более становится реальностью сегодняшнего дня, и таким образом человек. Клип основан на контрастах, неожиданных или случайных визуально-словесных ассоциациях, возникающих на монтажном стыке изображений, текста и звука.
ЗАДАНИЕ:
Прочитать параграф Массовые, общедоступные искусства. Фотография. Кино.Телевидение. стр. 166-173 Подготовить письменное сообщение о творчестве одного из деятелей массовых искусств. Объем две страницы формата А4.
Темы сообщений:
1.Художественная фотография в творчестве Э.Стейхена и А.Родченко
2.Эпоха дозвукового кино. Фильм. Режиссер. Актер.
3.Профессии в сфере телевидения.
tvorcestvo.blogspot.com