cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Максаковский в п экономическая и социальная география мира – География, Экономическая и социальная география мира, 10 класс, Максаковский В.П., 2012

Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс [DJVU]

Учебник. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 397 с.Этот учебник по праву можно назвать учебником нового поколения, поскольку он учитывает не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников географии, что нашло отражение в его научном содержании, методическом аппарате и самой модели книги.Предисловие.
Общая характеристика мира.
Современная политическая карта мира.
Мы рассматриваем многообразие стран современного мира.
Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира.
Мы знакомимся с государственным строем стран мира.
Мы узнаем о политической географии.
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Мы изучаем взаимодействие общества и природы.
Мы оцениваем мировые природные ресурсы.
Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды.
Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
География населения мира.
Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения.
Мы узнаем о составе (структуре) населения.
Мы характеризуем размещение и миграции населения.
Мы сравниваем городское и сельское население.
Научно–техническая революция и мировое хозяйство.
Мы характеризуем научно-техническую революцию.
Мы изучаем мировое хозяйство.
Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
Мы знакомимся с факторами размещения.
География отраслей мирового хозяйства.
Мы изучаем географию промышленности.
Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства.
Мы занимаемся географией транспорта.
Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями.
Региональная характеристика мира.
Зарубежная Европа.
Мы даем общую характеристику зарубежной Европы.
Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства.
Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы.
Зарубежная Азия. Австралия.
Мы даем общую характеристику зарубежной Азии.
Мы изучаем Китай.
Мы познаем Японию.
Мы «открываем» Индию.
Мы знакомимся с Австралией.
Африка.
Мы даем общую характеристику Африки.
Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.
Северная Америка.
Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки.
Мы рассматриваем макрорайоны США.
Мы знакомимся с Канадой.
Латинская Америка.
Мы даем общую характеристику Латинской Америки.
Мы знакомимся с Бразилией
Глобальные проблемы человечества.
Мы обосновываем глобальные проблемы человечества.
Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах и проектах.
Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития.
Мы осознаем мир в начале XXI в. (Вместо заключения).
Дополнительная литература для более углубленного изучения курса.
Указатель терминов и сокращений.
Приложения.

www.twirpx.com

Читать книгу Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. Часть 1: учебник для вузов Владимира Павловича Максаковского : онлайн чтение

В.П. Максаковский

Общая экономическая и социальная география

Курс лекций. В двух частях. Часть 1

От автора

Курс «Общая экономическая и социальная география мира» введен в учебные планы географических специальностей педагогических вузов в 70-х гг. прошлого века. Читается он на 3-м курсе, где начинается серьезное знакомство студентов с экономической и социальной географией как таковой. Однако было бы неправильно считать его вводным, поскольку в этом курсе рассматриваются многие важнейшие вопросы, предваряющие изучение региональных курсов экономической и социальной географии России и зарубежного мира. И это не говоря уже о его тесной связи с курсами старшей ступени средней школы.

В учебных планах и федеральном компоненте Государственного стандарта классических университетов ему в большей или меньшей мере соответствуют два учебных курса – «Экономическая, социальная и политическая география (Введение в экономическую и социальную географию)», который читается в самом начале обучения и «Экономическая и социальная география мира».

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта педагогических вузов на этот курс отводится 70 часов лекций и такое же число лабораторных занятий, которые распределяются по следующим девяти темам:

1. Теоретическое введение.

2. Историко-географическое введение.

3. Современная политическая карта мира.

4. География мировых природных ресурсов.

5. География населения мира.

6. Научно-техническая революция.

7. Современное мировое хозяйство.

8–12. География основных отраслей мирового хозяйства.

За время существования этого курса было издано немало пособий, прямо или косвенно соответствующих приведенной выше структуре. Такие пособия выходили в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ярославле, Новосибирске, Смоленске и других городах, но преимущественно в расчете на соответствующие регионы. Что же касается пособий, рассчитанных фактически на всю страну, то к таковым следует отнести прежде всего первое и второе издание «Географической картины мира», которая была написана мною еще в середине 90-х гг., а затем переработана и дополнена уже в 2003–2006 гг. Это пособие полностью соответствует программе курса и широко используется как в педвузах, так и в классических университетах. Оно охватывает все темы курса, причем максимально подробно. Как показывает опыт, усвоить все его содержание могут далеко не все студенты. Отсюда и возникла идея – подготовить и издать курс лекций по общей экономической и социальной географии, который я читаю на географическом факультете МПГУ уже, наверное, четверть века.

Курс лекций – это несколько особый вид учебного пособия, в котором автору предоставляется гораздо большая свобода маневра, касающаяся и отбора материала (с учетом других пособий и параллельных лабораторных занятий), и формы его изложения (со своего рода «лирическими отступлениями»), с обращением непосредственно к студенческой аудитории. В отличие от некоторых других уже имеющихся пособий (включая и «Географическую картину мира»), претендующих на своего рода «максимализм», перед курсом лекций я ставил задачу значительно упростить содержание, которое должно включать лишь

самое главное – то, что каждый студент-географ обязан знать как своего рода таблицу умножения. А также, чтобы он почувствовал, что автор уже давно отстаивает, причем по отношению ко всей учебной географии, девиз, который можно сформулировать так: «Учиться должно быть интересно!»

Принцип отбора и упрощения сказался и на методическом аппарате курса лекций, который ограничен контрольными вопросами после каждой лекции. В еще большей мере он сказался на отборе рекомендуемой литературы. В категорию обязательной литературы включены только книги последних лет издания, пока еще доступные студентам. А в категорию дополнительной литературы – книги (в том числе и классиков экономической и социальной географии), которые в наши дни достать значительно труднее, но познакомиться с ними (хотя бы выборочно) было бы очень важно.

За свою жизнь я написал более 30 книг и брошюр, не считая написанных в соавторстве. Хочется надеяться на то, что и это пособие издаваемое в двух частях, найдет своего читателя.

В.П. Максаковский,

академик Российской академии образования

Тема 1.

Теоретическое введение (лекции 1–4)

Лекция 1. Становление и развитие социально-экономической географии

Как вы знаете, география – одна из древнейших наук, можно сказать, что она стара как само человечество. Это значит, что мы с вами служим Прекрасной Даме, которой от роду уже 2,5 тыс. лет. И на всем протяжении этого времени ее становление и развитие отражало процессы заселения, сельскохозяйственного и промышленного освоения Земли, формирования географического разделения труда и специализации районов и стран, изменений в социальном строе общества и научно-техническом прогрессе.

На заре своего существования география находилась в недрах философии, а затем выделилась в самостоятельную сферу знаний, оставаясь единой, нерасчлененной наукой, т. е. экономической – и тем более социально-экономической географии, как таковой, еще не было, хотя отдельные ее элементы присутствовали в недрах землеведения и страноведения. Н.Н. Баранский назвал этот период развития экономической географии «утробным».

В этом смысле наиболее показательна эпоха античности, давшая миру ученых широкого профиля, которые, наряду с другими науками, занимались и географией. Так, Геродота, считавшего, что история должна рассматриваться географически, а география – исторически, нередко называют и «отцом истории» и «отцом географии». Страбон тоже оставил и многотомную «Историю», и многотомную «Географию». У Аристотеля естественно-географические исследования сочетались с философскими. Эратосфена можно назвать и географом, и астрономом, и математиком, и физиком, и филологом, Птолемея – астрономом, картографом и географом.

В античную эпоху в географии прослеживались два главных направления – землеведческое и страноведческое. И в том, и в другом преобладала своего рода инвентаризационная функция, связанная с ответом на вопросы «что?» и «где?». Некоторые географы того времени, например, Геродот, Страбон, сами много путешествовали, добросовестно описывая все увиденное. Но многие страноведы поступали примерно так, как географ, выведенный Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», который безвыездно жил на своей планете и черпал все сведения об окружающем мире из опросов других сведущих людей.

В эпоху Средних веков никаких принципиальных изменений в развитии географии не произошло. Например, в период раннего Средневековья, к которому в первую очередь относятся слова Ф. Энгельса о «темной ночи Средневековья», наступил полный упадок географических знаний, а достижения античности были забыты. К тому же землеведение оказалось целиком во власти библейских догм. Арабская и китайская география тогда намного опережали европейскую.

Ситуация улучшилась только с переходом к развитому Средневековью, когда началось расширение торговых связей и поездки в далекие страны стали довольно обычным явлением В связи с этим появилась и литература о путешествиях с подробными сведениями по физической географии и этнографии и столь же «утробной» экономической географии.

В эпоху раннего Нового времени, которая в Европе совпала с расцветом Возрождения и Великими географическими открытиями, география приобрела новое развитие. С Возрождением было связано и возрождение античной географии, возвращение в научный обиход трудов великих ученых древности. А Великие географические открытия вызвали к жизни поток литературы о путешествиях, в которой, как отметил Н.Н. Баранский, можно было встретить и экономико-географические сведения.

Но для нас эта эпоха наиболее интересна тем, что именно тогда появилась первая работа, которую В.К. Яцунский, Ю.Г. Саушкин и другие известные историко-географы называют первым трудом по экономической географии. Речь идет о книге флорентийца Людовико Гвиччардини, который представлял торговые компании своего города и Тосканы во Фландрии (в Антверпене). Книга называлась «Описание Нидерландов» и состояла из двух частей. В первой из них автор характеризовал природу, население и хозяйство Нидерландов в целом, а во втором описывал все 17 провинций этой страны. О популярности труда Гвиччардини говорит тот факт, что в дальнейшем он переиздавался 35 раз, причем на разных языках.

В эпоху раннего Нового времени увидела свет еще одна географическая работа – «География генеральная» (или «Всеобщая география»). Ее автором был Бернхард Варен (Варениус) – немец по национальности, но живший и работавший в Нидерландах и умерший очень молодым – как раз в год выхода своей книги (1650). Труд Варениуса также издавался не раз и также на многих языках, в том числе на английском (под редакцией И. Ньютона) и на русском. Но по содержанию его скорее можно назвать общеземлеведческим, в котором жизнь и деятельность людей почти не рассматривались.

Затем наступила эпоха Нового времени, связанная с победой капиталистического способа производства, промышленными переворотами и ускорением развития производительных сил, с социальными революциями, с началом колониальных захватом. Эта эпоха предъявила совершенно другие требования к географии, вызвав к жизни во многом совершенно новую географию. Не будет ошибкой утверждение, что наибольшее влияние на ее развитие оказали три географические школы – русская, немецкая и французская, которые в известной мере дополняли друг друга, в том числе и в становлении экономической географии.

В Германии в XVIII в. стала развиваться так называемая камеральная статистика, по существу представлявшая собой описательное государствоведение. Основная ее задача заключалась в сборе и систематизации разнообразной справочной информации для нужд управления и подготовки чиновников госаппарата – о размерах территории государств, его границах, административно-территориальном делении, государственном устройстве, финансах, отраслях хозяйства, внешней политике, вооруженных силах и т. д.

Тогда же во Франции, а позднее также в Германии, Англии, США стала преподаваться коммерческая география, отличавшаяся от камеральной статистики более подробным описанием природных условий и хозяйственной деятельности районов и стран, что было уже более близким приближением к экономической географии.

Перед Россией в XVIII в. стояли во многом совершенно иные задачи, связанные с изучением, освоением и заселением быстро расширявшейся территории государства. На решение этих задач было во многом направлена деятельность двух выдающихся ученых – Татищева и Ломоносова. Оба они были и практиками, и теоретиками.

В.Н. Татищев в качестве практика известен как начальник уральских заводов и основатель Екатеринбурга, как организатор многих важных экспедиций и составитель обширной программы полевых исследований. Как ученый, историк и географ, он, можно сказать, участвовал в закладке фундамента этих наук в России. Географию Татищев рассматривал как комплексную науку, изучающую природу, население и хозяйство в их взаимной обусловленности и в различиях от места к месту. Важно подчеркнуть, что в ее составе он выделял и политическую (а по сути – экономическую) географию, которая занимается изучением городов, пристаней, больших и малых селений, правительств, а также занятиями и бытом людей и всем тем, чем они «упраждняются».

М.В. Ломоносов, первый русский ученый с мировым именем, отличался особой широтой своих научных интересов. Для географии он особенно много сделал на посту руководителя Географического департамента Академии наук. В научно-практическом плане занимался организацией экспедиций по изучению производительных сил страны, составлением карт и атласа России. В теоретическом плане его интересовали вопросы населения, хозяйства, взаимосвязи природных и экономических явлений. Можно предположить, что под влиянием работы над анкетой для составления атласа, включавшего и «экономические ландкарты», у Ломоносова сформировалась концепция новой научной дисциплины, охватывавшей изучение природных, трудовых ресурсов и хозяйства России. В 1761 г. он впервые в мировой науке применил термин экономическая география. Таким образом можно сказать, М.В. Ломоносов определил свое время, поскольку в широкий научный обиход это словосочетание стало входить уже в конце XIX в.

В первой половине XIX в. наибольшее влияние на зарождение экономической географии оказали работы представителей немецкой и русской географических школ – И. Тюнена и К.И. Арсеньева.

Современник великих немецких географов Гумбольдта и К. Риттера, которые были далеки от проблем экономической географии, И. Тюнен отнюдь не был географом. Это был мекленбургский помещик-юнкер, который, задумав изучить свое имение Теллов, в 1826 г. выпустил книгу «Изолированное государство». Он назвал ее так потому, что действительно сконструировал такое «государство», представлявшее собой плодородную равнину с одинаковыми почвами, – воплощение сельского хозяйства вообще, в центре которой находится мекленбургский город Шверин – воплощение города вообще. Использовав теорию дифференциальной ренты, Тюнен определил наиболее выгодную специализацию концентрических сельскохозяйственных зон, окружающих город. Так возникли знаменитые «кольца Тюнена» (рис. 1). Конечно, схема Тюнена выглядит примитивно-абстрактной и, наверное, К. Маркс был прав, написав о ней: «достойно уважения и в то же время смешно». Но тем не менее для 20-х гг. XIX в. исследование Тюнена было отнюдь не ординарным. А.Н. Ракитников, один из отечественных ведущих специалистов по географии сельского хозяйства, назвал его «в высшей степени самобытным ученым, соединившим в себе экономиста и агронома-практика». А по мнению Ю.Г. Саушкина, система расчетов Тюнена представляет собой как бы упрощенное линейное программирование.


Рис. 1. «Кольца» И. Тюнева (по В.Н. Холиной)

Совершенно иной фигурой был К.И. Арсеньев. Приехав в Санкт-Петербург из глухой заволжской деревни, он всего добился своим трудом и талантом, став академиков и (несмотря на вольнодумство и знакомство с декабристами) преподавателем истории и статистики у наследника престола, будущего Александра II. Арсеньев очень много занимался статистикой, о чем свидетельствуют и главные его работы – «Начертание статистики Российского государства» и «Статистические очерки России». Но это не имело ничего общего с пришедшей из Германии уже упоминавшейся камеральной статистикой, которая распространилась в России и против которой Арсеньев резко возражал. Статистика Арсеньева была гораздо ближе к экономической географии, что, по словам Ю.Г. Саушкина, позволило ему «осуществить программу Ломоносова», охватив Россию «единым взглядом». Очень важно, что обе упомянутые работы ученого фактически были посвящены районированию России с подразделением ее на десять «пространств» (рис. 2). По мнению Н.Н. Баранского, это означало переход «с позиций отраслево-статистических на позиции районной географии». Из других работ Арсеньева следует упомянуть «Гидрографическо-статистическое описание городов Российской империи».


Рис. 2. Схема районирования К.И. Арсеньева, 1848 (по Н.Н. Баранскому)

Во второй половине XIX в. наибольший вклад в развитие экономической географии внесли три географические школы – российская, немецкая и французская. Но каждая из них шла своим путем.

Из русских географов назовем в первую очередь П.П. Семенова – Тян-Шанского и А.И. Воейкова. Ни тот, ни другой не были экономико-географами в прямом понимании этого слова, но многое сделали для развития этого направления.

Напомню, что П.П. Семенов – Тян-Шанский начинал свой путь в науке как естествоиспытатель, прославившийся экспедицией в Тян-Шань. Но затем его интересы стали гораздо разностороннее. Во многом это было связано с тем, что в течение 41 года (1873–1914) он руководил Русским географическим обществом и в значительной мере определял программу его знаменитых экспедиций, а также с руководством Центральным статистическим комитетом России. П.П. Семенов – Тян-Шанский был и видным политическим деятелем – членом Государственного совета. Многие из вас, наверное, видели экспонируемую в Русском музее в Санкт-Петербурге картину И.Е. Репина, на которой изображено заседание Совета; на первом плане – знаменитый географ. Для экономической географии особое значение имели работы Семенова – Тян-Шанского по экономическому районированию России (рис. 3), по исследованию ее населения и сельского хозяйства, а также его страноведческие очерки по родной стране.


Рис. 3. Схема районирования П.П. Семенова – Тян-Шанского, 1880 (по Ю.Г Саушкину): I – Крайняя северная; II – Приозерная; III – Прибалтийская; IV – Московская промышленная; V – Центральная земледельческая; VI – Приуральская; VII – Нижневолжская; VIII – Малороссийская; IX – Новороссийская; Х – Юго-Западная; XI – Белорусская; XII – Литовская.

А.И. Воейкова можно назвать и климатологом, и путешественником-страноведом. С экономической географией его связывают исследования, затрагивающие взаимодействие общества и природы, а также расселения населения. Советую вам также познакомиться с географическими работами Д.И. Менделеева.

Из немецких географов второй половины XIX в. назовем прежде всего Ф. Ратцеля, главные труды которого – «Антропогеография» и «Политическая география» – положили начало этим направлениям развития географических идей. Но при оценке этих работ надо иметь в виду следующее. Во-первых, будучи биологом по образованию, Ратцель рассматривал антропогеографию не как «географию человека», а скорее как отрасль биогеографии, развивая мысль о том, что человеческие сообщества ведут борьбу за выживание подобно животным или растениям, в ходе которой вырабатывают различные формы приспособления к условиям природной среды. С этих позиций он и рассматривал распределение населения по земному шару. Во-вторых, в «политической географии» Ратцель выдвинул идею о том, что государство – это своего рода живое существо, и его жизнь во многом определяется окружающей средой также, как и жизнь живых организмов. Поэтому для улучшения своего географического положения государство, особенно такое молодое и растущее как Германия, имеет право расширять свои границы, увеличивать свою территорию. Именно Ратцель ввел в оборот такие термины, как «жизненное пространство» и «мировая держава».

Наряду с Ратцелем, упомянем также другого немецкого ученого – А. Геттнера (хотя основные его труды относятся уже к ХХ в.). Концепция Геттнера, получившая название хорологической (от греч. chθra – пространство, страна) в основе своей была правильной, но вызвала среди географов, в том числе и в нашей стране, большие споры. Это объясняется тем, что по Геттнеру, цель географии должна заключаться не в установлении каких-либо закономерностей, а лишь «в познании фактической действительности».

Во Франции во второй половине XIX в. преобладало страноведческое направление исследований, связанное прежде всего с именем Э. Реклю, который был широко известен не только как ученый, но и как революционер, участник Парижской коммуны 1871 г. За это участие он был приговорен к пожизненной ссылке на Новую Каледонию, которая потом была заменена высылкой из Франции. Реклю обосновался в Швейцарии, где подготовил и издал главный труд своей жизни – 19-томную всемирную географию «Земля и люди». По свидетельству хорошо знавшего его П.А. Кропоткина, для создания каждого тома он должен был проштудировать около тысячи книг. При этом огромные тома серии выходили с точностью до недели. Впрочем, Реклю помогали его друзья и сотрудники, среди которых выделялся русский эмигрант, тоже известный участник революционного движения, Л.И. Мечников. Для нас важно, что страноведческие тома Реклю содержали немало сведений, имеющих отношение к экономической географии.

В начале ХХ в. развитие экономической географии продолжалось. В России оно было связано со школой замечательного ученого Д.Н. Анучина, которая, конечно, была общегеографической, но имела и выходы на экономическую географию, например через страноведение и этнографию. В Германии появилась книга экономиста А. Вебера «Теория штандорта промышленности», положившая начало целой научной школе. Немецкое слово Standort буквально означает «местоположение», но переводится и как «размещение», а размещение промышленности – это уже собственно экономическая география. Хотя Вебер в основном занимался изучением отдельных предприятий, его работа имела и методологическое значение, потому что он анализировал размещение промышленности с учетом трех ориентаций – транспортной, рабочей (на трудовые ресурсы) и агломерационной, т. е. отражающей ее территориальную концепцию, а также потому что он широко применял математические расчеты. Книга Вебера еще в 1926 г. была переведена на русский язык (под редакцией Н.Н. Баранского), сейчас она является библиографической редкостью.

А в соседней Франции на рубеже XIX и ХХ вв. сложилась совсем друга географическая школа – «география человека» (Geographie humaine). Ее основателем стал профессор парижской Сорбонны П. Видаль де ла Блаш. У него было много последователей, труды которых приобрели большую известность. И.А. Витвер, написавший специальную работу об этой школе, указывает на то, что ее задача заключалась в изучении взаимодействия природы и человека, включая влияние географической среды на человека и обратное влияние человека на эту среду. Для нас важно то, что в состав «географии человека» фактически входили и география населения, и экономическая, и политическая, и социальная география. Представителям этой школы обычно ставят в заслугу мастерские географические описания, но критикуют за то, что они интересовались главным образом архаичными, сельскими, формами человеческой деятельности и расселения, не касаясь промышленности и городов. Они выпустили большую серию книг «Всеобщая география», некоторые тома которой (например, «Центральная Европа» Э. Мартонна или «Северная Америка» А. Боли) были, хотя и очень давно, переведены на русский язык, так что при большом желании с ними все-таки можно познакомиться. В целом же, по мнению Ю.Г. Саушкина, эта школа оказалась «заметно более прогрессивной, чем школа Ратцеля, но и более консервативной и аполитичной, чем школа Элизе Реклю».

Упомянем также, что в начале ХХ в., перед Первой мировой войной, в развитие идей Ф. Ратцеля появились новые геополитические концепции. Наибольшую известность из них получила концепция британского географа и политика Маккиндера, которую обычно называют концепцией хартленда (heartland), т. е. «сердцевиной земли» всего мира (по Маккиндеру – «Мирового острова») (рис. 4). Под хартлендом он понимал сосредоточение континентальных масс Евразии, окруженное двумя, по его терминологии, полумесяцами – внутренним, или окраинным, совпадающим с береговыми просторами евразийского континента, и внешним, или островным. Из этой геополитической модели мира Маккиндер вывел следующую закономерность: кто доминирует над хартлендом, тот доминирует и над всем миром.


Рис. 4. Геополитическая модель Х. Маккиндера (по А. Дугину)

Как вы знаете, после Первой мировой войны, революции 1917 г. в России и раскола мира на две системы в истории человечества началась эпоха Новейшего времени. С ней связан новый этап развития всей географической науки, включая и экономическую географию.

На Западе возникли новые научные школы, были выдвинуты новые научные теории и концепции – например, теория центральных мест, теория региональной науки, концепции диффузии нововведений, полюсов роста и др.

Теорию центральных мест в 30-х гг. ХХ в. выдвинул немецкий ученый, ученик А. Вебера, В. Кристаллер на основе изучения системы населенных пунктов Южной Германии. Исследовав размещение этих пунктов как сбытовых, транспортных и административных центров, Кристаллер построил типовую абстрактную модель центральных мест, которая имела вид идеальной шестиугольной (гексагональной) решетки (рис. 5). В дальнейшем эта теория была усовершенствована другим немецким ученым – А. Лёшем, который работал в США и проводил свои исследования в штате Иллинойс. Его книга «Географическое размещение хозяйства» была переведена на русский язык в 1959 г. Теория центральных мест не потеряла актуальности и в наши дни.


Рис. 5. Модель формирования центральных мест В. Кристаллера. 1 – малые сельскохозяйственные населения; 2 – местные центры низшего порядка; 3 – следующая ступень местных центров

Уже после Второй мировой войны, в 50-х гг., французские ученые Ф. Перру и Ж. Будвиль разработали концепцию «полюсов роста». Если Перру под «полюсом роста» понимал прежде всего набор быстрорастущих отраслей, то Будвиль – центр, город, где они сосредоточены. Впоследствии эта концепция была развита и другими учеными. В СССР она пользовалась меньшим успехом и зачастую подвергалась критике, хотя именно в советской хозяйственной практике таких «полюсов роста» было, пожалуй, особенно много. Достаточно назвать Мурманск, Воркуту, Норильск, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Братск и т. д. Типичными «полюсами роста» стали и многие крупнейшие новостройки, созданные с помощью СССР в развивающихся странах – Бхилаи в Индии или Асуан в Египте.

Из других концепций западноевропейских ученых упомянем еще концепцию диффузии нововведений, сформулированную еще в 50-х гг. ХХ в. шведским географом Т. Хагерстрандом, который выделил четыре «волны нововведений» (культурных, социальных, экономических и др.), а также предложил модели такой диффузии. В США в то же время вышла книга экономиста У. Изарда «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах», которая была переведена на русский язык в 1966 г. Изард понимал региональную науку как своего рода комплекс экономики, социологии, географии, которые каждая со своих позиций изучает территорию региона, района. Следовательно, по Изарду, региональная наука является междисциплинарной, с участием и экономической географии.

С началом научно-технической революции и вызванного ею «информационного взрыва» под влиянием кибернетики и ЭВМ в науке началась количественная революция, которая привела и к математизации географии. Эта математизация нашла наиболее яркое выражение в работах английских и американских географов В. Бунге, П. Хаггета и некоторых других, оказавших большое влияние и на советскую географию. Не будем подробно их рассматривать, но для тех, кто захотел бы это сделать, скажем, что книги упомянутых авторов были переведены на русский язык соответственно в 60-х гг. Подробно их рассматривает в своей работе Н.К. Мукитанов.

С середины 70-х гг., в том числе и под влиянием мирового экономического кризиса, в западной географии возникло новое течение, получившее наименование «радикальная география». Его сторонники действительно призывали к коренному, радикальному пересмотру географических (и особенно экономико-географических) теорий и концепций, иногда выступая с крайне «левых» позиций. Их рупором стал журнал с характерным названием «Антипод».

Все сказанное свидетельствует о том, что в эпоху Новейшего времени в западной географии не сложилась более или менее целостная и единая научная школа, поскольку отдельные, даже самые интересные теории и концепции ее не формируют.

В Советском Союзе развитие экономической географии шло в значительной мере иными путями.

На первом этапе, в 20-х гг. ХХ в. наиболее заметными фигурами в этой отрасли науки были В.П. Семенов – Тян-Шанский и В.Э. Ден. Сын великого русского географа В.П. Семенов – Тян-Шан ский многое сделал для отечественной географии еще в царское время. Достаточно вспомнить, что он был редактором такого труда как «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (до 1914 г. вышло 11 томов из намеченных 22-х). А во второй половине своей жизни он много занимался проблемами географии населения страны и статистикой. Умер В.П. Семенов – Тян-Шанский зимой 1942 г. в блокадном Ленинграде, категорически отказавшись покинуть родной город. В.Э. Ден тоже был ленинградцем и создал свою школу. Но если В.П. Семенова – Тян-Шанского нередко упрекали за склонность к антропогеографии, то В.Э. Дена резко критиковали за то, что он во многом ориентировался на отжившие камеральную статистику и коммерческую географию и вообще считал экономическую географию отраслью политической экономики. Поэтому его школу обычно называют отраслево-статистической.

Но главная особенность становления экономической географии в СССР заключалась в ее тесной связи с практикой социалистического строительства – с осуществлением плана электрификации России (ГОЭЛРО), работами Госплана по экономическому районированию страны, а затем и по выполнению планов первых пятилеток. Этими работами руководили Г.М. Кржижановский, И.Г. Александров, Л.Л. Никитин, но в них участвовали и экономико-географы, среди которых особенно выделялась колоритная фигура Н.Н. Баранского.

Николай Николаевич Баранский (1881–1963) родился в Томске семье учителя. Еще в студенческие годы примкнул к революционному движению и стал заниматься подпольной деятельностью; в Сибири он был известен как «Николай Большой». После революции 1917 г. он оставался на партийной работе, но затем стал преподавать экономическую географию и в 1926 г., выдержав упорную борьбу с представителями отраслево-статистического направления, выпустил свой первый учебник «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана», положивший начало новому, районному направлению в экономической географии. Преодолевая нападки со стороны «леваков», которые обвиняли его в том числе и в «буржуазных воззрениях» (Баранский был инициатором перевода на русский язык книг немецких ученых А. Вебера и А. Геттнера) он фактически «географизировал» советскую экономическую географию, а в 1929 г. создал первую кафедру экономической географии на географическом отделении (затем факультете) Московского университета, который руководил много лет. В 1935 г. вышел в свет знаменитый школьный учебник Н.Н. Баранского по экономической географии СССР, появились и другие работы. А уже после Великой Отечественной войны вышли в свет не менее знаменитая «Методика преподавания экономической географии», книги по экономической картографии, страноведению, учебной и теоретической географии и многие другие.

Ю.Г. Саушкин, один из ближайших учеников Н.Н. Баранского, в своих работах о нем попытался оценить общий вклад своего наставника в советскую (и мировую) экономическую географию. По Саушкину этот вклад в самом кратком изложении заключается:

iknigi.net

География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл | Максаковский В.П.

Максаковский В.П.

СОДЕРЖАНИЕПредисловие 5Часть IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРАТема 1. Современная политическая карта мира 91. Мы рассматриваем многообразие стран современного мира 92. Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира 143. Мы знакомимся с государственным строем стран мира 174. Мы узнаем о политической географии 19Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды 251. Мы изучаем взаимодействие общества и природы 252. Мы оцениваем мировые природные ресурсы 283. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды 414. Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии 46Тема 3. География населения мира 571. Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения 572. Мы узнаем о составе (структуре) населения 663. Мы характеризуем размещение и миграции населения 714. Мы сравниваем городское и сельское население . . 74Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 911.Мы характеризуем научно-техническую революцию 912. Мы изучаем мировое хозяйство 983. Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства 1024. Мы знакомимся с факторами размещения 110Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 1231. Мы изучаем географию промышленности 1232. Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства 1403. Мы занимаемся географией транспорта 1504. Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями 159Часть IIРЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРАТема 6. Зарубежная Европа 1791.Мы даем общую характеристику зарубежной Европы 1792. Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства 1973. Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы 202Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия 2231. Мы даем общую характеристику зарубежной Азии 2232. Мы изучаем Китай 2353. Мы познаем Японию 2414. Мы «открываем» Индию 2505. Мы знакомимся с Австралией 257Тема 8. Африка 2731. Мы даем общую характеристику Африки 2732. Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР 281Тема 9. Северная Америка 2951. Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки 2952. Мы рассматриваем макрорайоны США 3113. Мы знакомимся с Канадой 316Тема 10. Латинская Америка 3311. Мы даем общую характеристику Латинской Америки 3312. Мы знакомимся с Бразилией 340Часть IIIГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (обобщение знаний)Тема 11. Глобальные проблемы человечества 3511. Мы обосновываем глобальные проблемы человечества 3512. Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах и проектах 3643. Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития 367Мы осознаем мир в начале XXI в. (Вместо заключения) 375Дополнительная литература для более углубленного изучения курса 376Указатель терминов и сокращений 378ПРИЛОЖЕНИЯ 379

bookfi.net

В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира 10, 11 классы (68 ч — по 34 часа в год при 1 ч в неделю)

Транскрипт

1 В. П. Максаковский Экономическая и 10, 11 классы (68 ч — по 34 часа в год при 1 ч в неделю) Курс «Экономическая и», как правило, завершает географическое образование школьников. В зависимости от конкретных условий обучения он изучается в классах общеобразовательных учреждений как обязательный курс. Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Основная цель курса продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах. Учебник «Экономическая и социальная географии мира», в своем современном виде, существует с 1990 г., являясь основным учебником по этому курсу. В 2004 г. вышло его 12-е издание, не перерабатывавшееся в значительной мере, но обновленное и дополненное. На базе этого учебника создан учебно-методический комплекс, включающий углубленные материалы («Географическая картина мира»), дополнительные материалы («Новое в мире. Цифры и факты»), рабочую тетрадь (6-е переработанное и дополненное издание в 2004 г.), географический атлас (Роскартография, ДиК, АСТ), другие пособия, а также методическое пособие для учителей (2-е издание в 2004 г.). Тематическое планирование. Для изучения предлагаемого курса в классе наиболее целесообразно следующее тематическое планирование Раздел 1. Наименование 10 класс Современные методы географических исследований. Источники географической информации. Количество часов 2. Политическая карта мира 3 3. Природа и человек в современном мире 8 4. Население мира 8 5. География мирового хозяйства класс Регионы и страны Россия в современном мире 5 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 5 ВСЕГО 70 3 Введение (2 ч) Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет социально-экономической географии мира, ее роль в формировании географической культуры.

2 Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса. Раздел I. Общая характеристика мира (30 ч) Тема: Современная политическая карта мира. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства. Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики. Тема: География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология. Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап. Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба о ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии. Практические работы. 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. 2. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний. 3. Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей ее решения. Тема: География населения мира. Население как предмет изучения социально-экономической географии. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения и демографическая поли тика. Концепция демографического перехода. Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи.

3 Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов. Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения. Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов. Практические работы. 1. Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.). 2. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 3. Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства. 4. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства. 5. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору). Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство. НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР. Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско- Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Экономическое районирование. Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира. Тема: География отраслей мирового хозяйства. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности. Промышленность первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии. Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и

4 АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии. Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы. Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда. География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции». Растениеводство. Зерновые культуры основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира. Рыболовство; основные черты географии. География транспорта. Транспорт третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда. География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний. Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма. География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети. Раздел II. Региональная характеристика мира (33 ч) Тема: Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа. «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Традиции культуры. Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма.

5 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика, меры по охране окружающей среды. Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории. Европейские страны «Большой семерки». Федеративная Республика Германия (ФРГ) наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика. Тема: Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия. «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Азии. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Орошение земель. Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и опустынивания. Субрегионы зарубежной Азии Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия: образ территории. Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности. Энергетические и металлургические базы Китая; остальные отрасли и их размещение. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации; мегалополис Токайдо.

6 Значение Токио. Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и топлива. Непроизводственная сфера. Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории. Индия. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения: городское население и крупнейшие города; сельское население. Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой революции». Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). Районы Индии: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Тема: Африка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания. Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона Северная и Тропическая Африка: образ территории. Южно-Африканская Республика (ЮАР) единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Тема: Северная Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада. Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Государственный строй. Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской на-

7 ции; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население. Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков. Макрорегионы США. Северо-Восток США «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан- Франциско. Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Интеграционная группировка НАФТА. Тема: Латинская Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения. Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации. Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения. Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории. Бразилия. Бразилия тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии. Тема: Австралия и Океания. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Австралии и Океании. Общая характеристика Австралии. Территория,

8 границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Раздел III Глобальные проблемы человечества (4 ч) Тема: Глобальные проблемы человечества. Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использования Мирового океана. Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы: глобальные гипотезы; глобальные проекты; их географические аспекты. Заключение. Мир на пороге XXI

9


docplayer.ru

Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. Максаковский В.П.

20-е изд. — М.: Просвещение, 2012 — 397 с.
Этот учебник по праву можно назвать учебником нового поколения, поскольку он учитывает не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников географии, что нашло отражение в его научном содержании, методическом аппарате и самой модели книги.
Учебник выходит в комплекте с «Рабочей тетрадью по географии. 10 класс» (автор В. П. Максаковский), которая содержит задания для самостоятельных и практических работ.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Часть I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 1. Современная политическая карта мира 9
1. Мы рассматриваем многообразие стран современного мира 9
2. Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира 14
3. Мы знакомимся с государственным строем стран мира 17
4. Мы узнаем о политической географии 19
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды 25
1. Мы изучаем взаимодействие общества и природы 25
2. Мы оцениваем мировые природные ресурсы 28
3. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды 41
4. Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии 46
Тема 3. География населения мира 57
1. Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения 57
2. Мы узнаем о составе (структуре) населения 66
3. Мы характеризуем размещение и миграции населения 71
4. Мы сравниваем городское и сельское население . . 74
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 91
1.Мы характеризуем научно-техническую революцию 91
2. Мы изучаем мировое хозяйство 98
3. Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства 102
4. Мы знакомимся с факторами размещения 110
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 123
1. Мы изучаем географию промышленности 123
2. Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства 140
3. Мы занимаемся географией транспорта 150
4. Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями 159
Часть II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 6. Зарубежная Европа 179
1.Мы даем общую характеристику зарубежной Европы 179
2. Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства 197
3. Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы 202
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия 223
1. Мы даем общую характеристику зарубежной Азии 223
2. Мы изучаем Китай 235
3. Мы познаем Японию 241
4. Мы «открываем» Индию 250
5. Мы знакомимся с Австралией 257
Тема 8. Африка 273
1. Мы даем общую характеристику Африки 273
2. Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР 281
Тема 9. Северная Америка 295
1. Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки 295
2. Мы рассматриваем макрорайоны США 311
3. Мы знакомимся с Канадой 316
Тема 10. Латинская Америка 331
1. Мы даем общую характеристику Латинской Америки 331
2. Мы знакомимся с Бразилией 340
Часть III
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (обобщение знаний)
Тема 11. Глобальные проблемы человечества 351
1. Мы обосновываем глобальные проблемы ч

proresheno.ru

География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл | Максаковский В.П.

Максаковский В.П.

СОДЕРЖАНИЕПредисловие 5Часть IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРАТема 1. Современная политическая карта мира 91. Мы рассматриваем многообразие стран современного мира 92. Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира 143. Мы знакомимся с государственным строем стран мира 174. Мы узнаем о политической географии 19Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды 251. Мы изучаем взаимодействие общества и природы 252. Мы оцениваем мировые природные ресурсы 283. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды 414. Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии 46Тема 3. География населения мира 571. Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения 572. Мы узнаем о составе (структуре) населения 663. Мы характеризуем размещение и миграции населения 714. Мы сравниваем городское и сельское население . . 74Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 911.Мы характеризуем научно-техническую революцию 912. Мы изучаем мировое хозяйство 983. Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства 1024. Мы знакомимся с факторами размещения 110Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 1231. Мы изучаем географию промышленности 1232. Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства 1403. Мы занимаемся географией транспорта 1504. Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями 159Часть IIРЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРАТема 6. Зарубежная Европа 1791.Мы даем общую характеристику зарубежной Европы 1792. Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства 1973. Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы 202Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия 2231. Мы даем общую характеристику зарубежной Азии 2232. Мы изучаем Китай 2353. Мы познаем Японию 2414. Мы «открываем» Индию 2505. Мы знакомимся с Австралией 257Тема 8. Африка 2731. Мы даем общую характеристику Африки 2732. Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР 281Тема 9. Северная Америка 2951. Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки 2952. Мы рассматриваем макрорайоны США 3113. Мы знакомимся с Канадой 316Тема 10. Латинская Америка 3311. Мы даем общую характеристику Латинской Америки 3312. Мы знакомимся с Бразилией 340Часть IIIГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (обобщение знаний)Тема 11. Глобальные проблемы человечества 3511. Мы обосновываем глобальные проблемы человечества 3512. Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах и проектах 3643. Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития 367Мы осознаем мир в начале XXI в. (Вместо заключения) 375Дополнительная литература для более углубленного изучения курса 376Указатель терминов и сокращений 378ПРИЛОЖЕНИЯ 379

en.bookfi.net

Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс [PDF]

Учебник. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 397 с.: ил., карт.Этот учебник по праву можно назвать учебником нового поколения, поскольку он учитывает не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников географии, что нашло отражение в его научном содержании, методическом аппарате и самой модели книги.Предисловие.
Общая характеристика мира.
Современная политическая карта мира.
Мы рассматриваем многообразие стран современного мира.
Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира.
Мы знакомимся с государственным строем стран мира.
Мы узнаем о политической географии.
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Мы изучаем взаимодействие общества и природы.
Мы оцениваем мировые природные ресурсы.
Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды.
Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
География населения мира.
Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения.
Мы узнаем о составе (структуре) населения.
Мы характеризуем размещение и миграции населения.
Мы сравниваем городское и сельское население.
Научно–техническая революция и мировое хозяйство.
Мы характеризуем научно-техническую революцию.
Мы изучаем мировое хозяйство.
Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
Мы знакомимся с факторами размещения.
География отраслей мирового хозяйства.
Мы изучаем географию промышленности.
Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства.
Мы занимаемся географией транспорта.
Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями.
Региональная характеристика мира.
Зарубежная Европа.
Мы даем общую характеристику зарубежной Европы.
Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства.
Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы.
Зарубежная Азия. Австралия.
Мы даем общую характеристику зарубежной Азии.
Мы изучаем Китай.
Мы познаем Японию.
Мы «открываем» Индию.
Мы знакомимся с Австралией.
Африка.
Мы даем общую характеристику Африки.
Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.
Северная Америка.
Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки.
Мы рассматриваем макрорайоны США.
Мы знакомимся с Канадой.
Латинская Америка.
Мы даем общую характеристику Латинской Америки.
Мы знакомимся с Бразилией
Глобальные проблемы человечества.
Мы обосновываем глобальные проблемы человечества.
Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах и проектах.
Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития.
Мы осознаем мир в начале XXI в. (Вместо заключения).
Дополнительная литература для более углубленного изучения курса.
Указатель терминов и сокращений.
Приложения.

www.twirpx.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *