cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Курсовая компьютерная зависимость у младших школьников – Научная работа «Компьютерная зависимость младших школьников»

Содержание

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников



В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости

В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный образовательный стандарт ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению М. В. Жуковой, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [3].

На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.

Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн — игры помогают развивать воображение. К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.

Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [1]. Таким образом, компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, независимо от пола [3]. По мнению А. Е. Войскуновского, неконтролируемое времяпрепровождение школьника за компьютером, обязательно со временем перерастёт в навязчивую привычку, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической [4].

В России тема компьютерной зависимости раскрыта в работах таких авторов как: В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Разделяют два вида компьютерной зависимости: от компьютерных игр и интернет-зависимость.

Наиболее выражено неблагоприятное влияние компьютерной зависимости на социальные качества младшего школьника, такие как дружелюбие, желание общаться, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация ребенка. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности появляется необъяснимая агрессивность и различные виды антисоциального поведения [2].

Подчинение «всемирной паутине» и видеоиграм, у младших школьников можно отнести к проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники, в первую очередь, способны положительно повлиять на ребёнка, чтобы предотвратить компьютерную зависимость.

Признаком аддикции (зависимости) является не само по себе количество времени, проводимое за компьютером, а сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. Младшие школьники свой путь к зависимости обычно начинают с пристрастия к незатейливым играм — кибераддикции, где ребёнок отождествляет себя с персонажем, который строит города и побеждает врагов. В старшем возрасте проявляется сетевая зависимость — «сетеголизм». Данная зависимость является более серьезной, так как в этой ситуации ребёнок не мыслит своей жизни без компьютера [1].

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое проявляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [5].

А. Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет [4]:

– отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами;

– неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером;

– нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др.

Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние поручения, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам.

Таким образом, большинство исследователей рассматривают в качестве критериев диагностики компьютерной зависимости у младших школьников, появившиеся негативные качества личности (агрессивность, необщительность, некритичность к своему поведению и высказываниям) и поведенческие особенности, которые не способствуют социализации ребенка (пренебрежение учебой, семейными обязанностями и нормам личной гигиены). При наличии нескольких критериев у ребенка, можно диагностировать компьютерную зависимость.

Основная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в детско-родительских отношениях в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все суррогаты, связанные с дружескими отношениями, но так необходимые в этом возрасте. Также возможно возникновение компьютерной зависимости у ребенка при наличии инвалидности, что приводит к более узкому кругу общения, а возможность выйти в сеть позволяет его расширить.

Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и должна быть направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, обучение учащихся эффективным моделям деятельности с компьютером.

Большое значение для профилактики зависимости имеет информационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости. Для родителей важно сохранять баланс между требовательностью в отношении регламентации времени общения с компьютером и включенностью в жизнь ребенка.

Таким образом, информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные. Излишнее увлечение компьютером имеет отрицательные последствия для физического и психического здоровья младшего школьника, возникают изменения в эмоциональной, поведенческой, мотивационной и когнитивной сферах.

Профилактика компьютерной зависимости младших школьников зависит от родителей и педагогов, окружающих ребенка. В первую очередь родители делают жизнь ребёнка более яркой, эмоциональной, наполненной общением и впечатлениями, поэтому важно не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребенка важнее, чем реальный. Исследования показывают, что профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в младшем возрасте. В заключение, следует отметить, что хотя основной группой риска для развития компьютерной зависимости (как игровой, так и непосредственно сетевой) являются подростки, тем не менее, требует внимания профилактика риска возникновения компьютерной зависимости среди младших школьников.

Литература:

  1. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика.- Днепропетровск: Пороги.- 2006.- 196 с.
  2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». — 2004.
  3. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
  4. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
  5. Аветисова А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А. А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, Интернет, зависимость, младший школьный возраст, социализация ребенка.

moluch.ru

Компьютерная зависимость школьников и пути её преодоления — курсовая работа

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Компьютерная зависимость школьников и пути её преодоления»

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса группы Б

заочного отделения

Левонтьева Елена

Научный руководитель:

Жукова Оксана Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

Всеволожск

2015 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Компьютерные технологии в современном обществе……………5

1.1 Социализация детей и подростков через компьютерные игры……………5

1.2 Специфика  компьютерных игр……………………………………………………………..6

1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером….9

Выводы по первой главе………………………………………………………12

Глава 2. Детский досуг, его роль в развитии школьников и профилактика компьютерной зависимости…………………………….….13

2.1 Особенности детского досуга, его содержание………………..……………………13

2.2 Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности.17

2.3 Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости……………………18

Выводы по второй главе………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……28

 

Введение

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).

Объектом работы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Предметом является организация досуга детей и подростков с целью предупреждения компьютерной зависимости.

Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно–методическую литературу по проблеме.
  2. Составить программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков.
  3. Выявить место компьютера в жизнедеятельности современных детей и подростков.
  4. Разработать рекомендации для родителей и детей по профилактике компьютерной зависимости.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

  1. Теоретические (анализ психолого–педагогической литературы).
  2. Эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование).
  3. Методы статистической обработки результатов.

Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.

Практическая значимость работы состоит в разработке воспитательной программы мероприятий по профилактике компьютерной зависимости и составлении мероприятий в рамках данной программы, которые могут быть использованы в образовательном учреждении.

Новизна работы заключается в разработке и оформлении наглядного материала для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости. 
Глава 1: Компьютерные технологии в современном обществе

1.1. Социализация  детей и подростков через компьютерные  игры

Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр.

Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Исследователи, которые хотя бы раз столкнулись с этой проблемой, обычно остаются под ее впечатлением долгое время. Например, американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл, изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игр на детей, назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных». Так ли это? Сопоставимо ли влияние этих «вторичных агентов социализации» по сравнению с «первичными» — родителями, учителями и др.?

Введем несколько понятий, которыми пользуются социологи и социальные психологи.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколении к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие – на отдельных стадиях жизни.

Социализация – это широкий процесс взаимодействия личности с социальной средой, и она может протекать стихийно, и осуществляться под воздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализации может быть воспитание личности. Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, подростка, который осуществляют родители, педагоги, воспитатели и другие субъекты. Ребенок же в данном случае – это объект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычно знает, что именно он хочет воспитать и как, с помощью каких методов он это сделает.

Семья является первым в жизни социализирующим агентом. Традиционно выделяется две стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм, или стадию формирования процессов саморегуляции, но которой происходит замена на внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида. Социальные правила становятся как бы частью самого индивида, его «Я».

Ранняя социализация – решающий период в жизни индивида, во многом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни.

Таким образом, в нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

 

1.2. Специфика компьютерных  игр

Процессы компьютеризации в нашей стране с 90-х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло за собой развитие различных форм взаимодействия с компьютером, в частности, увлечение пользователей компьютерными играми. У некоторых индивидов это взаимодействие приобрело формы, схожие по своему содержанию с психологической зависимостью.[6] Поскольку компьютерная индустрия в будущем будет, вероятно, только развиваться, а компьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоев населения, то, как мы полагаем, проблема со временем будет приобретать все большую остроту.

Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем.

В традиционной теории игрового поведения компьютерные игры не выделяются в качестве самостоятельного явления, так как этот феномен не имеет большой истории. Опираясь на эти теории, мы попытались обозначить его место в системе игр. Оказалось, что большинство моментов, выделяемых, например, Йоханом Хейзингом, характеризующих игру в целом, характерны и для компьютерной игры. Так, компьютерная игра также является деятельностью свободной, к которой человек обращается по собственному желанию, игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, то человек может просто прекратить игру. В большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как и обычная, не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего (пока речь идет о сохранности психического здоровья). Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько отличается от традиционной, т.к. широкие визуальные возможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Время игры имеет сходное значение со временем в традиционной игре. Сыгранная компьютерная игра сохраняется в памяти как факт и может быть повторена при наличии желания, если восстановить первоначальные условия игры. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, что заложено в ее алгоритм.

Естественно, что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотя можно обнаружить и некоторые общие моменты. Специально создаваемые программы могут заменять детям сюжетно-ролевую игру, задавая условия сюжета и предоставляя право выбора любой роли. Элементы предметно – манипулятивной игры свойственны играм-симуляторам и обучающим программам, например для летчиков, которые имитируют полет и, по сути, также могут быть отнесены к играм. Летчик всегда оставляет за собой право на ошибку, ведь она повлечет за собой лишь условное наказание. Однако такие тренажеры выполняют ту же функцию, что и предметно – манипулятивные игры: они помогают закрепить навыки. Широко распространены компьютерные эквиваленты многих настольных и дидактических игр.

В принципе, все компьютерные игры являются играми с правилами, и все реальные предметы в компьютерных играх заменяются символами, которые с развитием техники становятся все более и более реалистичными.

Хотелось бы отметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется.

Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид из глаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и человек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль.

Интересной, на наш взгляд, является особенность парадигмы «жизнь-смерть» в игровом пространстве. С одной стороны, переживания по поводу гибели героя, с которым индивид идентифицирует себя в игре, достаточно сильны, с другой – есть основания предполагать, что дети и подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможности иметь несколько «жизней» и, в крайнем случае, «загружать» новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь.

Сопоставляя изучаемое явления с традиционно выделяемыми формами аддикции, мы опирались на определение аддиктивного поведения как стремления изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. По-видимому, последнее и имеет место при формировании зависимостью от компьютерных игр.

 

1.3 Компьютерная  зависимость как результат увлеченности  компьютером

Компьютерная зависимость (как и любая другая) — форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми — и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный выход.

Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

student.zoomru.ru

Компьютерная зависимость школьников и пути её преодоления — курсовая работа

Дата: 19 Января 2015 в 14:28
Автор: t*********@mail.ru
Тип: курсовая работа

Скачать в ZIP (56.07 Кб) Файлы: 1 файл Компьютерная зависимость у школьников курсовая работа.docx (59.11 Кб)   —   Открыть,  Скачать

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.

 

Список литературы

  1. Абраменкова В. В. «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» – Москва-Воронеж. – 2012 г.
  2. Азарова Р. И. «Досуг современной молодежи» //Внешкольник. – 2013 г.
  3. Болховитинов В. Н. «Твое свободное время». – М., 2011 г.
  4. Борытко Н. М. «Досуг в пространстве воспитания» //Внешкольник. – 2012 г.
  5. Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2014 г.
  6. Крылова Н. Б. Школа без детей. – М., 2012 г.
  7. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2014 г.
  8. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2014 г.
  9. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2011 г.
  10. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2012 г.
  11. Леонтьева А. Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2013 г.
  12. Моторин В. Н. «Об использовании компьютера в педагогическом процессе» //Дошкольное воспитание. – 2011 г.
  13. Никитина Н. И., Глухова М. Р. «Методика и технология работы социального педагога». – М., 2012 г.
  14. Новосельцев В. И. «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» //Директор школы. – 2013 г.
  15. Польшакова Е. Ф. «Досуг надо организовывать» //Физкультура в школе. – 2012 г.
  16. Прибылова Ю. О. «Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий» //Естествознание в школе. – 2012 г.
  17. Розин В. М. «Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры» //Школьные технологии. – 2011 г.
  18. Собкин В., Евстигнеева Ю. «Виртуальная атака» //Первое сентября. – 2011 г.
  19. Соболева Б. «Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка» //Женское здоровье. – 2011 г.
  20. Сонькин В. Н. «Чем занимаются наши дети» //Здоровье детей. – 2013 г.
  21. Стукова О. «В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!» //Аномалия. – 2011 г.
  22. Федоров А. В. «Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» //Педагогика. – 2014 г.
  23. Цымбаленко С. Б. «Российские подростки в информационном мире» //М– 2011 г.
  24. Чудинова В. П. «Социализация ребенка и медиа» //Школьная библиотека. – 2014 г.
  25. Якушина Е. В. «Подростки в Интернете» //Педагогика. – 2011 г.

 

 

 


Краткое описание

Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно–методическую литературу по проблеме.
2. Составить программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков.
3. Выявить место компьютера в жизнедеятельности современных детей и подростков.
4. Разработать рекомендации для родителей и детей по профилактике компьютерной зависимости.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Компьютерные технологии в современном обществе……………5
1.1 Социализация детей и подростков через компьютерные игры……………5
1.2 Специфика компьютерных игр……………………………………………………………..6
1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером….9
Выводы по первой главе………………………………………………………12
Глава 2. Детский досуг, его роль в развитии школьников и профилактика компьютерной зависимости…………………………….….13
2.1 Особенности детского досуга, его содержание……………………………………..13
2.2 Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности.17
2.3 Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости……………………18
Выводы по второй главе………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……28

student.zoomru.ru

Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО

Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ребёнок ловко нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпают их дети из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит всё больше времени за компьютером.

     В настоящий момент увеличивается количество школьников, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей и подростков.

        Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса. Возникла серьёзная проблема, о которой последнее время говорят всё чаще и чаще, — это компьютерная зависимость.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

  Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: недостаток внимания со стороны родителей, неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении, склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного, желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать, отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Первые признаки развития зависимости у ребёнка:

  • Если ребёнок ест, пьёт чай, готовит уроки у компьютера.

  • Провёл хотя бы одну ночь у компьютера.

  • Прогулял школу – сидел у компьютера.

  • Приходит домой и сразу к компьютеру.

  • Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

  • Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.

  • Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – учёбе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.

  • Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведёт ко лжи относительно того, что он делает.

  • Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

    Как сделать так, чтобы вопрос о компьютерной зависимости не возникал вообще? Если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы уверенны, что современный ребенок не может без него существовать, не говорите это вслух. Сделайте вид, что приобретаете компьютер для собственных нужд. Тогда вы сможете сформулировать правила его использования для ребенка.

        Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе:

  1. Оговаривайте время игры ребенка на компьютере и точно сохраняйте эти рамки. Начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами.

  2. Нужно больше времени общаться с ребенком, ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

  3. Посещайте различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

  4. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

  5. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям.

  6. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

  7. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

  8. Осуществляйте «цензуру» компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и интернет в помощь учебе.

  9. Приобщайте ребенка к домашним обязанностям.

  10. Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.

  11. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

  12. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка. Культивируйте семейное чтение.

  13. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

  14. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к традиционным играм.

  15. Не разрешайте выходить в интернет бесконтрольно.

  16. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.

        В младшем школьном возрасте эта проблема компьютерной зависимости выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её.  Если же родители ради хороших оценок готовы «за уши тянуть» школьника и сглаживать его проблемы, то пассивность его лишь увеличится. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить. Выполнение указанных выше правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.

        В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Литература:

  1. Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития Текст. / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 1991. Т. 12. — № 2. — С. 145-152.

  2. Психология развития. Словарь под ред.А.Л. Венгера, СПб., 2005. – 176 с.

  3. Рубцов, В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя Текст. / В.В. Рубцов // Основы социально-генетической психологии. М.: Воронеж, 1996.-23 с.

  4. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю., Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. Днепропетровск, 2006. 196 с.

videouroki.net

Компьютерная зависимость школьников

Еще лет десять назад мало кто имел полное представление об этой загадочной «Всемирной паутине». На данный момент все поменялось. При помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться, знакомиться, даже делать покупки. На сегодняшний день каждый второй пользователь сети знает об интернет-зависимости, хотя она и не включена в список заболеваний, и ее нельзя определить как «диагноз».

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата. Другой пример: гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Возникает вопрос: «Как можно провести границы между здоровым интересом к сети и патологической зависимостью от нее, которая сказывается на работоспособности подростка и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье?»

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер, прежде всего игры и Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, ученик начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию [3].

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Замечено, что дети, проводящие много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти [3].

Компьютерной зависимостью в основном страдают учащиеся школ. Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей — второклассников. 11-летний мальчик умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось: он просидел в Сети почти 30 часов без перерыва [1].

А сколько мальчишек и девчонок просто пропадают в виртуальном мире, бросая учебу, переставая общаться с друзьями, конфликтуя с родителями? Тысячи… Десятки тысяч… Компьютерная наркомания — болезнь. Родители, пытающиеся «отодрать» детей от монитора, это уже очень хорошо понимают. Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких — нет [1]. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек — прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании. Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь — это недуг, который формируется постепенно. Если «виртуальщика» оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром [2].

Абстинентный синдром (лат. abstinentia — воздержание) — синдром физических или психических расстройств, развивающийся у больных наркоманией и алкоголизмом спустя некоторое время после прекращения приёма наркотика, алкогольных напитков или уменьшения их дозы. Абстинентный синдром является составной частью синдрома физической зависимости.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Родители должны постараться ограничить время, которое обычно тратится школьником на игры в компьютере. Нельзя позволять ему сидеть там всё свободное от учёбы и сна время. Самый строгий запрет накладывается на вечернее время: компьютерные игры могут привести к нарушениям сна.

Остальное освободившееся время подростка рекомендуется занять спортивной секцией, чтобы компенсировать недостаток двигательной активности при сидении за компьютером, а также кружками по интересам. Особенно это важно в случае, когда круг общения ребёнка ограничен такими же геймерами. Общаясь со сверстниками, которые интересуются чем-то ещё, кроме игр, попавший в игровую зависимость ребёнок не только начинает вновь видеть всё разнообразие реального мира, но и проводит меньше времени с товарищами — геймерами.

Я считаю, что главная задача родителей в борьбе с игровой зависимостью ребёнка — это последовательность. Если запрещено включать компьютер после 19:00, то даже хорошее поведение, «5» в четверти и внеплановая уборка в квартире не должны вознаграждаться возможностью поиграть ещё пару часиков. И обязательно нужно объяснить, почему появился этот запрет, и какие условия нужны для его снятия.

Особенно аккуратно нужно вести себя с подростками. Переходный возраст сильно меняет отношение ребёнка к окружающему миру, а уменьшение времени проводимого в любимой игрушке может ещё сильнее настроить ребёнка против родителей. Поэтому необходимо разговаривать, объяснять причины, не жалея на это сил и времени.

Процесс излечения от компьютерной зависимости может растянуться на несколько месяцев. Всё это время родители должны придерживаться выбранной в начале линии поведения и не пускать ситуацию на самотёк. Всё это, в совокупности с любовью, поддержкой и пониманием, поможет вернуть ребёнка в реальную жизнь.

 

Литература:

 

1.      Днепров А. Г. Защита детей от компьютерных опасностей.- СПб.: Питер, 2008

2.      Оранж Т. Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр.- М.; СПб.: Диля, 2007

3.      Янг, К. С. Диагноз Интернет-зависимость Текст. / К. С. Янг // Мир Интернет, 2000. — № 2. — С. 24–29.

 

yun.moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *