cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кто является разработчиком образовательной программы в соответствии с фгос – Тест ( группа) на тему: Вопросы Всероссийского тестирования «ФГОС ДО: требования, структура, реализация» | скачать бесплатно

Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы

;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно

mosmetod.ru

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования

 

Нормативные документы определяют новые подходы к организации образовательного процесса. Изменение нормативно-правовой базы влечет за собой серьезные изменения как в организации, так и в содержании работы детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.

Нормативно определен — перечень необходимых документов. Среди них важное место отведено ООП ДОО. На основании ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.12) каждая дошкольная образовательная организация (ДОО) должна самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДО). ФГОС ДО на федеральном уровне определяет, какой должна быть Программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижение каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В ст.6 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования». Педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. Принцип вариативности реализуется и через включение в ООП ДО второй части, формируемой участниками педагогического процесса. Таким образом, ООП ДО является нормативно-управленческим документом организации, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На основании нормативных документов научными коллективами разрабатываются примерные ООП. Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы дошкольными организациями в качестве методического основания для разработки ООП ДО. Итак, Основная образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической составляющей деятельности Д/О.

Каковы функции основной образовательной программы?

  1.    ООП служит механизмом реализации стандартов, указывает способ достижения содержащихся в ней результатов образования.
  2.    Программа служит основой для организации по ней реального образовательного процесса, а также осуществления его контроля и коррекции, если он перестает соответствовать требованиям, нужным для получения результатов.
  3.    Благодаря наличию разработанных для единого стандарта программ, на территории страны сохраняется единое образовательное пространство, все дети получают равные возможности для получения образования.

Рассмотрим основные положения ФГОС ДО, на которые необходимо опираться в при разработке ООП ДО. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.

ООП ДО должна отразить:

          Как с учетом конкретных условий создается в дошкольной образовательной организации собственная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;

          Какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми;

          Как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;

          Как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольной организации.

Особенности ООП Д/С:

ООП детского сада рассматривается, как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, учитывающего специфику работы детского сада, а также приоритетные направления деятельности. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии дошкольников. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Структура ООП.

Структура образовательной программы как обязательного документа ДОО разрабатывалась коллективами детских садов в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.13. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Структурно Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного.В каждом из трех разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п.2.5.ФГОС ДО).

Рекомендуемый объем обязательной части программы — не менее 60 % от ее общего объема; вариативной — не более 40 %. В вариативной части должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Обязательная часть разрабатывается на основе одной из комплексных программ (примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 2.6), обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 2.7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст. Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду.

Мы рассмотрели структуру ООП. Но как организовать процесс по ее разработке? Ведь оттого, насколько эффективно будет решен организационный вопрос, будет зависеть и качество результата работы по созданию ООП.

Проектирование ООП ДО — достаточно сложный и еще не отработанный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива Д/С, его целесообразно осуществлять в несколько этапов.

1 этап. Исследование условий реализации ООП ДО.

Приступая к проектированию ООП ДО, в первую очередь мы должны проанализировать имеющиеся в ДС условия:кадровые,материально-технические,психолого-педагогические,финансовые,предметно-развивающей средыс 

целью определения соответствия требованиям ФГОС ДО.На этом этапе необходимо привлечь родителей.

Анализ кадровых условий предусматривают укомплектованность Д/С квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

          в обеспечении эмоционального благополучия детей;

          поддержке индивидуальности, инициативности самостоятельности детей;

          установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разных ситуациях;

          построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

          во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и др.

Требования к психолого-педагогическим условиям также связаны с профессиональной компетентностью педагогов, способных обеспечить уважение к человеческому достоинству детей, поддержку положительного доброжелательного отношения детей друг к другу, поддержку родителей в воспитании детей.

К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение научно-методического сопровождения, информационной поддержки самих педагогов (учебными и методическими пособиями, достижениями передового педагогического опыта и т. д.).

Во ФГОС ДО выделены также требования к материально-техническим условиям:

          соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;

          материально-техническому обеспечению ООП ДО,

          создание оптимальной предметно-пространственной среды.

Особые требования предъявляются к созданию предметно-пространственной среды, главная функция которой — обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала ДС материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета развития и коррекции недостатков их развития. Предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. То есть, необходимость создания оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекания образовательного процесса.

Актуальным остается и вопрос создания финансовых условий, позволяющих решать вопросы финансирования современной учебно-материальной базы более эффективно.

2 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программы.

На основании распоряжения заведующего детским садом утверждается состав творческой группы, определяется объем предстоящей работы, ответственные за разработку определенной части программы, сроки выполнения, периодичность организационных встреч. Творческой группой определяется примерная ООП, которая берется за основу разработки Программы. На этом этапе руководителям целесообразно подготовить в помощь творческой группе рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы: нормативные документы, учебно-программную документацию, методические разработки, т. е. разнообразные информационные источники.

На протяжение периода, определенного в распоряжении, члены творческой группы нарабатывают материалы. Периодически организуются обсуждения, осуществляется корректировка, разрабатываются части ООП. Здесь важная роль — заместителю заведующего по ВМР. Он является главным разработчиком и координатором всей деятельности.

В дальнейшем эти части объединяются в один проект и дорабатываются уже совместно посредством обсуждения получаемых результатов. Деятельность руководителя заключается в создании оптимальных условий для работы членов творческой группы, контроле своевременного выполнения планов, регулярном обсуждении получаемых результатов, корректировке. Обсуждение и утверждение проекта ООП ДО проводится на установочном педагогическом совете, на который также приглашаются представители родительского сообщества.

Таким образом, важнейшее условие успешности работы педагогического коллектива в разработке ООП ДО — коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц, тогда программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений.

3 этап. Проектирование ООП ДО.

Ввиду того, что основная образовательная программа — нормативный документ, как и любой другой документ, она предполагает наличие титульного листа.

На титульном листе основной образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

          в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа;

          в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении ООП ДО на педагогическом совете;

          в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование организации;

          в нижней части титульного листа указывается наименование населенного пункта, в котором находится организация, и год разработки основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).

Целевой раздел ООП ДО является концептуальным, поскольку цели образования выступают системообразующим фактором педагогической системы. Они отражают социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования, потому как цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива.

В целевом разделе обосновываются и конкретизируются приоритетные направления, цели и задачи деятельности ДОО по реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП, планируемые результаты. Для их формулирования можно опираться на Примерную основную образовательную программу и. п. 1.4, 1.6 и 2.4 ФГОС. Они могут быть расширены и конкретизированы в основной образовательной программе организации. Требования ФГОС результатам освоения образовательной программы прописаны в виде целевых ориентиров, представляющих собой социально — нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В содержательном разделе описание образовательной деятельности представляется по образовательным областям с учетом используемой Примерной образовательной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Основное содержание представляется через образовательные задачи по каждой области и каждой возрастной группе, а вариативное — через описание содержания углубленной работы и регионального компонента в рамках выбранных парциальных программ.

Также в содержательном разделе описываются формы, способы, методы работы с детьми, через которые реализуется заявленное содержание; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Работа с родителями планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

          «Круглый стол» по любой теме;

          тематические выставки;

          соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

          консультации специалистов;

          семейные спортивные встречи;

          почта доверия, телефон доверия;

          открытые мероприятия для просмотра родителей;

          родительская гостиная, клуб;

          конкурс семейных талантов;

          день открытых дверей;

          сайт ДОО.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы;

          Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

          Это учет индивидуальности ребенка.

          Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка.

          Это укрепление внутрисемейных связей,

          Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

          Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Содержание коррекционной работы, включаемое в ООП том случае, если в детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья, отражает специфику работы с такими детьми. В этом случае используются специальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы.

Организационный раздел включает содержание о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

          описание материально-технического обеспечения программы;

          обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

          распорядок и/или режим дня;

          особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т. е. комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы;

          особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В основу планирования образовательного процесса во многих детских садах положен тематический принцип.

Преимущества комплексно-тематического принципа планирования для дошкольников:

          делает жизнь воспитанников более интересной, насыщенной;

          при организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. При этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей;

          построение всего образовательного процесса вокруг одной, центральной темы, дает больше возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков;

          освобождает больше времени, для игровой деятельности дошкольников;

          поддерживается эмоционально-положительное настроения ребенка, в течение всего периода освоения Программы.

Комплексно-тематическое проектирование образовательного процесса помогает педагогам:

          повышать качество образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, т. е. позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОО;

          формировать образ выпускника в соответствии с запросами общества и государства;

          решает образовательные задачи на основе интерактивных и активных методов и способов взаимодействия;

          дает возможность реализации принципа построения Программы от простого к сложному;

          создает условия для того, чтобы педагог при организации образовательного процесса в течение дня мог учитывать возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, интересы своей группы;

          создает условия для педагогического творчества при подборе тематического материала;

          помогает органично включить родителей в образовательный процесс развития дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование детского сада, в основе которого лежат тематические недели, охватывает все возрастные группы, введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. В дошкольной организации разрабатывается комплексно-тематический план на год, который определяют основные формы работы над темой, сочетает разные виды детской деятельности, содержит итог освоения каждой темы (итоговое мероприятие). Важно, что темы повторяются и усложняются в зависимости от возраста, а также имеет место повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает прочность усвоения образовательного содержания в дошкольный период детства.

Разработка и реализация ООП ДО — процесс достаточно сложный и еще не окончательно отработанный. Но четкое следование нормативным документам, грамотное планирование и поэтапная организация деятельности — поможет осуществить этот процесс более успешно.

 

Литература:

 

  1.              Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  2.              Об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
  3.              Медведникова Л. Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009.- № 12. — С. 16–25.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность, обязательная часть.

moluch.ru

Основная образовательная программа разрабатывается на срок, определяемый учреждением самостоятельно. Это может быть срок, соответствующий продолжительности освоения каждого уровня образования (образовательная программа начального общего образования на 4 года,

Проектирование основной образовательной программы начального общего образования

Кто является разработчиком ООП НОО?

Образовательное учреждение должно самостоятельно разработать с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу, включающую в себя иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определённые уставом образовательного учреждения.

Важно помнить, что разработка ООП НОО – это процесс, в котором принимает участие весь педагогический коллектив, администрация, родительская общественность, а не только педагоги начальной школы.

На какой срок разрабатывается ООП НОО?

Основная образовательная программа разрабатывается на срок, определяемый учреждением самостоятельно. Это может быть срок, соответствующий продолжительности освоения каждого уровня образования (образовательная программа начального общего образования - на 4 года, основного общего - на 5 лет, среднего (полного общего – на 2 года). Некоторые разделы Программы могут корректироваться по мере необходимости. Например, раздел «Учебный план НОО» может обновляться ежегодно, должны вноситься коррективы и по мере включения в образовательный процесс новых программ и учебников.

Как распределяются права и обязанности между субъектами образовательного процесса при разработке и реализации данного документа?

Основные права и обязанности участников разработки и реализации ООП НОО, к примеру, могут распределяться таким образом.

Учителя начальной школы:

- участвуют в разработке и обсуждении всех содержательных разделов Программы;

-участвуют в разработке контрольно – измерительных материалов по отдельным учебным курсам;

- участвуют в оценке выполнения и коррекции Программы.

Методическое объединение учителей начальных классов:

- разрабатывает основное содержание Программы: формирует учебный план, разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных предметов, развивающих курсов и образовательных модулей;

- участвует в мониторинге реализации Программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в программу на очередной год;

- обеспечивает разработку учебно – методической документации;

- разрабатывает и обсуждает контрольно – измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами начального общего образования.

Методический совет ОУ:

- утверждает учебные программы курсов, образовательных модулей и программ внеурочной образовательной деятельности.

Педагогический совет:

- рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО;

- выносит текст Программы на рассмотрение и принятие высшим управляющим органом образовательного учреждения.

Администрация ОУ:

- организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП НОО;

- участвует в разработке и обсуждении Программы;

- осуществляет контроль над выполнением Программы и производит оценку достижений отдельных результатов её выполнения;

- организует проведение итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения ООП НОО;

- обеспечивает условия для реализации Программы.

Родители (законные представители) обучающихся:

- формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение;

- принимают участие в обсуждении и реализации Программы;

- участвуют в оценке выполнения Программы.

Коллегиальный орган государственно – общественного управления ОУ (Совет ОУ):

- принимает ООП НОО, заслушивает директора ОУ и (или) его заместителя о ходе выполнения Программы;

- помогает администрации ОУ в обеспечении условий для реализации Программы.

На что необходимо обратить особое внимание при разработке ООП НОО?

Согласно ФГОС НОО (раздел3 п. 16) основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- учебный план начального общего образования;

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

- программы отдельных предметов, курсов;

- программу духовно – нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования;

- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее важные требования, которые необходимо учитывать при проектировании некоторых разделов Программы.

Цели и задачи первой ступени школьного образования в первом разделе ООП НОО должны быть описаны именно так, как видит эти цели и задачи конкретное ОУ. То есть необходимо сформулировать собственные цели исходя из местных условий и запросов социума и семьи, с учётом типа и вида учебного заведения. Вместе с тем данный раздел должен создаваться на основе целей начального общего образования, заложенных в ФГОС НОО. Цели должны быть сформулированы конкретно, быть измеримыми, достижимыми, определёнными по времени, непротиворечивыми по отношению друг к другу. Иначе говоря, отвечать общим требованиям, предъявляемым к постановке целей и задач.

Возможно, в пояснительной записке целесообразно указать, каким программно-методическим материалом обеспечивается реализация содержания начального общего образования в школе. Кроме того, в этом документе необходимо пояснить, почему именно этот программно-методический материал образовательное учреждение отобрало для реализации содержания образования и обеспечения его качества. Эта информация может быть оформлена в виде таблиц.

gigabaza.ru

что такое? Требования образовательного стандарта

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг качества образования. С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к структуре образовательных программ (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, этот стандарт не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация государственного образования проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе программы обучения стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

Даны рекомендации для результатов обучения конкретным предметам. Например, ФГОС по русскому языку (родному языку) выдвигает следующие требования:

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования (учебный план, внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для среднего профессионального и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

fb.ru

О требованиях к Программе ФГОС ДО

12.01.2015 08:57

Родителям о стандарте дошкольного образования

Опубликвано:

Рубрика: Образование

Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования  и должно регламентироваться  федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.

Примечание. В соответствии с законом об образовании произошло  изменение названия:  дошкольное образовательное учреждение  теперь   образовательная организация.

Зачем нужен стандарт

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.

ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы.

На основе стандарта разрабатываются сама  Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО должен способствовать  повышению социального статуса дошкольного образования,     обеспечению  равенства  возможностей  для   каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,   и  сохранению  единства  образовательного  пространства   Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО разработан  на   основе   Конституции     Российской, Федерации  и  законодательства  Российской  Федерации   с    учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные  с  его   жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий  детей,  в  том  числе  детей с   ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО обязателен к применению организациями,    осуществляющими    образовательную        деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), реализующими образовательную     программу дошкольного образования, а также  может  использоваться   родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования  в форме семейного образования.

 О требованиях к Программе

ФГОС ДО  определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.

Так,  определено, что Программа  разрабатывается   и   утверждается     Организацией самостоятельно.  Организация сама  определяет   продолжительность пребывания детей, режим работы,     предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп  кратковременного  пребывания   детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух  месяцев  до  восьми  лет,  в  том  числе разновозрастных групп. Программа  может   реализовываться   в   течение       всего времени пребывания  детей в Организации.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно  обеспечивать  развитие   личности, мотивации  и  способностей  детей  в  различных  видах     деятельности и охватывать следующие направления  развития  и  образования  детей  (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа должна состоять из обязательной части и  части,   формируемой участниками   образовательных   отношений (педагогами и родителями (законными представителями)).  Рекомендуемое соотношение соответственно:  60% и  40%.

Обязательная часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.

Формируемая  часть Программы может быть разработана самостоятельно или использованы программы, рекомендованные методическими разработками.  При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и  педагогов.

Если  планируется    освоение  Программы    детьми   с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание  коррекционной  работы  и/или  инклюзивного   образования.

 О требованиях  к условиям реализации Программы

Требования ФГОС ДО к  условиям  реализации  Программы  исходят из того, что эти условия должны  обеспечивать     полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного,   речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим,  кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

Среди требований к  психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в  образовательной  деятельности  форм  и   методов работы  с  детьми,  соответствующих  их  возрастным  и     индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья,  вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность.

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение  индивидуально-психологических   особенностей детей)    должна проводиться     квалифицированными     специалистами (педагоги-психологи, психологи) и  только   с согласия их родителей (законных представителей).

Для получения без  дискриминации  качественного   образования детьми с  ограниченными  возможностями  здоровья  должны быть созданы   необходимые условия для диагностики и  коррекции  нарушений  развития  и   социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.

Для  коррекционной  работы  с   детьми   с     ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться  условия   в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных   мероприятий,   обеспечивающих   удовлетворение   особых образовательных  потребностей  детей  с   ограниченными     возможностями здоровья.

При создании условий для работы с  детьми-инвалидами,   осваивающими Программу,  должна  учитываться  индивидуальная  программа   реабилитации ребенка-инвалида.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564).

 Требования к развивающей   предметно-пространственной   среде  исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных,  климатических  условий и возрастных особенностей детей. Развивающая  предметно-пространственная  среда  должна   быть содержательно-насыщенной,    трансформируемой,        полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Требования к  кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим  работникам,  реализующим  Программу, еще и  обладать основными  компетенциями,  необходимыми  для  обеспечения развития детей.

В реализации Программы могут также   участвовать научные и иные работники Организации. Для каждой группы  детей с ограниченными возможностями здоровья могут  быть  привлечены  дополнительные     педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования  к  материально-техническим  условиям  – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность  помещений , учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к  материально-техническому  обеспечению   Программы.

Требования  к  финансовым   условиям   реализации     основной образовательной программы дошкольного образования заключаются в том, что  финансовое обеспечение государственных, муниципальных и частных организаций должно обеспечивать  возможность  выполнения  требований    ФГОС ДО как в обязательной части  Программы,  так и  в  части, формируемой участниками образовательного процесса. Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО,  должен быть  достаточным   и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.

 О требованиях к результатам освоения Программы

Требования  ФГОС ДО к  результатам   освоения     Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

  • целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
  • целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы   целевые ориентиры  предполагают  формирование  у  детей  дошкольного     возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения  ими   дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке,  в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга). Освоение Программы  не  сопровождается  проведением  промежуточных    аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового,  и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке  выполнения   муниципального   (государственного)     задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при     распределении  стимулирующего  фонда   оплаты   труда     работников Организации.

 О требованиях к работе с  родителями

В ФГОС ДО сформулированы  и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей (законных  представителей),  педагогических  и   иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о  Программе,   и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)   детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Полный текст ФГОС ДО можно найти на сайтах Минобрнауки РФ, «Гарант»

 


raduga-70.ru

Тест по ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт"

Ф.И.О. Борщевская Елена Александровна

Школа Будлянский филиал МБОУ Воробейнская средняя школа Жирятинского района Брянской области

Тест по ФГОС

  1. В чем заключается инновационность ФГОС основного общего образования? Каковы его ключевые особенности?

Ответ:

Инновационность ФГОС основного общего образования заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность проекта — переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.

Это обусловило и формулировку стратегических целей образования:

1. Обеспечение социальной и духовной консолидации общества.

2. Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.

3. Обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В качестве объекта модернизации рассматривается не сфера образования (отрасль социальной сферы государства), не образовательная среда (как совокупность образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.).

Инновационность подхода состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

  1. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, призван обеспечить (выберите варианты):

а) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

б) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

в) проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

г) построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся).

Ответ:

а) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

б) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

в) проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

г) построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся).

  1. Перечислите требования, предусмотренные Стандартом в отношении основной образовательной программы основного общего образования.

Ответ:

Требования к структуре основной общеобразовательной программы — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. Это такие документы, как планируемые результаты общего образования, базисный учебный план, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы учебных предметов, программы универсальных учебных действий, система итоговой аттестации, примерные программы воспитания и социализации, внеурочной деятельности и пр.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ — система нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на достижение планируемых результатов общего образования. Сюда включены требования к педагогическим кадрам, финансово-экономические условия функционирования системы образования, СанПиНы, федеральный перечень учебников и пр.

Реальный уровень образования каждого отдельного школьника будет складываться из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей. При таком построении содержания школьного образования стандарт, оптимизируя объем инвариантной его части, открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ.

  1. Достижение каких результатов, согласно ФГОС, предполагает освоение обучающимися основной образовательной программы основного общего образования?

Ответ: В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

 личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),

 метапредметным, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),

 предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Требования к результатам в стандарте не только описаны, но и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

  1. Какие разделы должна содержать образовательная программа основного общего образования?

Ответ: Образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы:

1.Целевой раздел. Раздел включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения.

2.Содержательный раздел. В данном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни

3.Организационный раздел. Организационный раздел содержит учебный план и совершенно новый материал — систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

  1. Содержательный раздел образовательной программы основного общего образования должен включать:

Ответ:

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов, в том числе:

— программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— программы отдельных учебных предметов, курсов;

— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

— программу коррекционной работы1.

  1. Сформулируйте определение понятия «универсальные учебные действия» и назовите их виды.

Ответ: В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 
-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают  общеучебные,  логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

соответствие свойств  универсальных действий заранее      заданным требованиям.

  1. Организационный раздел образовательной программы основного общего образования должен включать:

Ответ: Организационный раздел включает:

— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

  1. В каких формах и при каком условии образовательное учреждение реализует основную образовательную программу основного общего образования?

Ответ:

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу среднего общего образования, условия должны:

  • соответствовать требованиям Стандарта;

  • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения средней (полной) образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

  • учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в среднем (полном) общем образовании;

  • предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия), использования ресурсов социума.

В соответствии с требованиями Стандарта раздел средней (полной) образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, должен содержать:

  • описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательного учреждения;

  • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

  • систему оценки условий.

Система условий реализации средней образовательной программы образовательного учреждения базируется на результатах проведенного в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

  • анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

  • установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам средней (полной) образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательного процесса;

  • выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения в соответствие с требованиями Стандарта;

  • разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

  • разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты)

  1. Перечислите направления развития личности, охватываемые в рамках внеурочной деятельности.

Ответ: Внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности:

    1. духовно-нравственное

    2. социальное

    3. общеинтеллектуальное

    4. общекультурное

    5. спортивно-оздоровительное

  1. Каково процентное соотношение обязательной части основной образовательной программы основного общего образования к части, формируемой участниками образовательного процесса?

Ответ:

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС

- начального общего образования 80% к 20%,

-для основного общего образования – 70% к 30%.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается проектом нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Насколько, по-вашему, современно и актуально сегодня высказывание Аристотеля: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед»? Каким образом эта мысль реализуется в рамках ФГОС основного общего образования?

С высказыванием Аристотеля: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» нельзя не согласиться. Фраза древнегреческого философа особенно актуальна и современна в наше время, время « жестоких нравов». Когда утрачиваются ценностные ориентиры, когда за деньги можно предать семью, друзей, Родину, и сделать это можно, используя современные информационные технологии, полагаясь на новые открытия. Нравственные ценности забываются, а значит и приобретённые знания можно использовать не во благо.

Главной целью новых ФГОС является раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, воспитание духовно-нравственной личности, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.

Бесспорно, каждый выпускник, оканчивая школу, должен иметь определённый набор образовательных знаний, но он должен также понимать, что все знания им могут быть использованы согласно нормам морали и нравственности. Духовность и нравственность – вот основа любого знания. Только тогда оно в полной мере будет служить человечеству. А без высоких моральных качеств человек, бесспорно, «более идет назад, чем вперед».

И в нашей, и в мировой истории, к сожалению, много примеров, когда знания были использованы во вред человечеству. Первая Мировая война- использование химического оружия. 20 век - ядерное оружие. Смертью и ужасом объяты японские города Хиросима и Нагасаки. Это пример того, как знания нанесли вред, а всё потому, что кто-то не подумал о сотнях людей, этот кто-то был жестоким и бессердечным, иначе не произошло бы подобной трагедии. Те, кто руководил подобным варварством, должны шагнуть далеко назад в глазах всей мировой общественности. В связи с этим актуально высказывание Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

Наша современная жизнь убеждает нас в том, что мы становимся черствее, легко проходим мимо чужого горя. А ведь это неправильно!      Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения – первостепенная задача современного образования. Именно на это нацелены новые образовательные стандарты. Возможно, что те, кто разрабатывал Стандарт основного общего образования, учли слова Аристотеля. Они созвучны также словам Стародума, героя комедии Д.Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *