Кто такой информационно развитый человек – —
Человек в новом информационном обществе
Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации
Северо-Кавказский государственный технологический
университет
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Человек в новом информационном обществе»
Выполнил: аспирант
Чернобильский Г.В..
Проверил: проф., д.ф.н.
Каиров В.М.,
доц., к.ф.н.,
Бадальян С.А.
Владикавказ , 2001 г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..……3
1. Информационное общество и его концепция………………………………………..…..4
2. Человек в информационном обществе………………………………………………….…..8
3. Научно-техническое развитие…………………………………………………………….……11
4. Проблемы современного информационно-технического общества………..…15
5. Возможные сценарии развития информационного общества в России…..…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….…23
ВВЕДЕНИЕ
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к
информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
· если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
· если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье — к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
· быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
· превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
· возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились)
В основе современной социотехнологической революции лежит принципиально новая технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих, — информационная технология. Ее специфика заключается в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной и, духовной деятельности. Основу этой технологии составляют быстродействующие ЭВМ — компьютеры, необходимые для управления ими программы, написанные на специальных языках программирования, а также чрезвычайно сложные устройства для хранения, передачи, размножения и преобразования информации. Так как высшей формой информации являются знания, особенно знания научные, то нетрудно понять, что такая технология может оказывать революционизирующее воздействие на все формы человеческой деятельности. Информационная революция, по существу как раз в том и состоит, что позволяет с помощью современных технологий в значительной мере автоматизировать, а иногда и полностью заменить роботами человеческий труд в сфере материального производства, радикально облегчить и интенсифицировать умственную деятельность, особенно в науке, проектировании и системах управления, а также радикально преобразовать некоторые виды духовно-художественной деятельности и колоссально ускорить процесс передачи и поиска всей необходимой информации.
Некоторые западные философы и социологи, а также специалисты по искусственному интеллекту склонны признать, что постоянный симбиоз человека с интеллектуальным компьютером и автономными роботами, обладающими человекоподобным поведением, приведет в конечном счете к возникновению человека нового вида — homointellectus или homoinformaticus. Хотя эти прогнозы и являются в значительной мере утопическими, однако они все же о многом заставляют задуматься. Естественно, что в первую очередь речь должна идти об изменении образа жизни и мировоззрения человека.
1. Информационное общество и его концепция
Мы живем в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Научные учреждения создают и внедряют информацию. Она необходима для принятия политических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Разумеется, что информация , рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Но информация, влияющая на деятельность человека, а через нее и на окружающий мир, становится гигантской технической, социально-экономической и культурной силой. Поэтому в современном мире при прочих равных условиях победит и выиграет историческое соревнование та общественная система, которая сможет производить больше информации, будет создавать информацию лучшего качества и сумеет внедрять ее быстрее во все сферы общественной жизни. Ясно, что делать это можно не традиционными методами, возможности которых ограничены, а лишь с помощью современной сверхсложной информационной технологии. Нынешняя борьба за социальное и физическое выживание человека и человечества все в большей степени зависит от уровня и качества такой технологии. Вследствие этого процесс, в котором осуществляется ускоренное развитие и внедрение информационной технологии, а также экспоненциально нарастающий прирост информации, представляет собой особый интерес с точки зрения философского осмысления общества. Данный процесс получил название информатизации общества. Информатизация, стало быть, есть особый социально-исторический процесс, в котором реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества. Это новое состояние называется информационным обществом или информационной цивилизацией [1].
Суммируя все сказанное, можно сформулировать концепцию современного информационного общества.
Общество является информационным, если:
1) любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
2) в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего научную. Последний пункт особенно важен для понимания концепции информационного общества, так как в настоящее время имеется ряд стран, например, в азиатском регионе, обладающих высоким уровнем информационной технологии, выдерживающих конкурентную борьбу на мировых компьютерных и информационных рынках и обеспечивающих компьютерную насыщенность в быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научной информации и знаний главным образом из США, а также из Западной Европы и Японии. Поэтому в полном смысле слова они не являются информационными обществами;
4) в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления;
5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. В этой сфере трудится большинство работающего населения, по крайней мере не менее 50 % общего числа занятых; число занятых в традиционных сферах производства неуклонно снижается при столь же неуклонном повышении производительности труда и качества продукции.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
1)технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
2)гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.
Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и установить соотношение между понятиями информатизации, медиатизации, компьютеризации и электронизации общества.
mirznanii.com
Что такое информационное общество? Определение
Меньше чем столетие назад человек получал в неделю около 15 тысяч информационных сообщений. Сейчас мы ежечасно получаем около десяти тысяч посланий. И среди всего этого информационного потока очень сложно отыскать необходимое сообщение, но ничего не сделать – это лишь одна из отрицательных характеристик современного информационного общества.
Характеристики
Итак, что такое информационное общество? Это социум, в котором основная часть рабочих занята производством, хранением или переработкой информации. На этой стадии развития информационное общество обладает рядом отличительных характеристик:
- В жизни общества большое значение имеет информация, знания и технологии.
- С каждым годом увеличивается число людей занятых производством информационных продуктов, коммуникациями или информационными технологиями.
- Нарастает информатизация общества, при этом используются телефоны, телевидение, Интернет, СМИ.
- Создается глобальное информационное пространство, которое обеспечивает эффективное взаимодействие индивидов. Люди получают доступ к мировым информационным ресурсам. В пределах созданного информационного пространства, каждый его участник удовлетворяет свои потребности в информационных продуктах или услугах.
- Быстрыми темпами развивается электронная демократия, информационная экономика, электронное государство и правительство, появляются цифровые рынки социальных и хозяйствующих сетей.
Терминология
Первыми, кто определил, что такое информационное общество, были ученые из Японии. В Стране восходящего солнца этот термин начали использовать в 60-х годах прошлого века. Почти одновременно с ними термином «информационное общество» стали пользоваться ученые из США. В развитие этой теории большой вклад сделали такие авторы, как М. Порат, И. Масуда, Р. Карц и другие. Эта теория получила поддержку и со стороны тех исследователей, которые изучали становление техногенного или технологического общества, а также у тех, кто изучал изменения в социуме, на который влияет возросшая роль знаний.
Уже в конце ХХ века термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе специалистов инфосферы, политиков, ученых, экономистов и преподавателей. Чаще всего его ассоциировали с развитием информационных технологий и других средств, которые помогли бы человечеству сделать новый скачок в эволюционном развитии.
Сегодня существует два мнения, относительно того, что такое информационное общество:
- Это общество, где производство и потребление информации считается основным видом деятельности, а информация самым значимым ресурсом.
- Это общество, которое пришло на смену постиндустриальному, главным продуктом здесь являются информация и знания, активно развивается информационная экономика.
Также считается, что концепция информационного общества — не более чем разновидность теории постиндустриального общества. Следовательно, ее можно рассматривать как социологическую и футурологическую концепцию, где главным фактором общественного развития является производство и использование научно-технической информации.
Прийти к общему мнению
Учитывая то, как сильно просочились в повседневную жизнь информационные технологии, эти последствия нередко называют информационной или компьютерной революцией. В учениях Запада все больше и больше внимания уделяется этому феномену, тому свидетельствует обширное количество соответствующих публикаций. Однако стоит отметить, что понятие «информационное общество» ставится на то место, где в 70-х годах была теория постиндустриального общества.
Некоторые ученые считают, что постиндустриальное и информационное общество совершенно разные этапы развития, поэтому между ними нужно проводить четкую грань. Несмотря на то, что концепция информационного общества была призвана, для замены теории о постиндустриальном социуме, ее сторонники все еще развивают важные положения технократизма и футурологии.
Д. Белл, который сформулировал теорию постиндустриального общества, считает концепцию информационного общества новым этапом в развитии постиндустриального. Проще говоря, ученый настаивает на том, что информационное общество — это второй уровень развития постиндустриального, поэтому не стоит смешивать или замещать эти понятия.
Джеймс Мартин. Критерии информационного общества
Писатель Джеймс Мартин считает, что информационное общество должно соответствовать нескольким критериям:
- Технологический. В разных сферах человеческой деятельности применяются информационные технологии.
- Социальный. Важным стимулятором изменения качества жизни является информация. Появляется такое понятие, как «информационное сознание», поскольку знания находятся в широком доступе.
- Экономический. Информация становится основным ресурсом в экономических взаимоотношениях.
- Политический. Свобода информации, что ведет к политическому процессу.
- Культурный. Информация считается культурной ценностью.
Развитие информационного общества приносит с собой целый ряд изменений. Так, прослеживаются структурные изменения в экономике, особенно когда речь заходит о распределении рабочей силы. Люди начинают все сильнее осознавать важность информации и технологий. Многие начинают осознавать, что для полноценного существования необходимо ликвидировать собственную компьютерную неграмотность, так как практически во всех сферах жизнедеятельности присутствуют информационные технологии. Правительство всячески поддерживает развитие информации и технологий, но вместе с ними развиваются вредоносные программы и компьютерные вирусы.
Мартин считает, что в информационном обществе качество жизни напрямую зависит от информации и того, как человек будет ее эксплуатировать. В таком обществе все сферы человеческой жизни находятся под влиянием достижений в сегменте знаний и информации.
Хорошо и плохо
Ученые считают, что развитие информационных технологий в обществе дают возможность управлять большими комплексами организаций, производством систем и координировать работу тысяч людей. Продолжают развиваться новые научные направления, связанные с проблемами организационных множеств.
И все же процесс информатизации общества имеет свои недостатки. Общество теряет свою устойчивость. Малые группы людей могут оказывать непосредственное влияние на программу информационного общества. К примеру, хакеры могут взламывать банковские системы и переводить на свои счета крупные суммы денег. Или в СМИ могут освещать проблемы терроризма, которые оказывают деструктивное влияние на формирование общественного сознания.
Информационные революции
Авторы концепции «информационного общества» утверждают, что прежде чем оно окончательно сформируется, должно пройти несколько стадий развития информационного общества:
- Распространение языка.
- Появление письменности.
- Массовое печатание книг.
- Применения различного рода электрической связи.
- Использование компьютерных технологий.
А. Ракитов подчеркивает, что роль информационного общества в недалеком будущем будет заключаться в оказании влияния на цивилизационные и культурные процессы. Знания станут самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть.
Особенности
Общество можно считать информационным в нескольких случаях:
- Индивиды могут использовать информационные ресурсы общества находясь в любой точке страны. То есть из любого места они могут получать доступ к информации, необходимой им для жизнедеятельности.
- Информационные технологии доступны каждому.
- В обществе существуют инфраструктуры, которые обеспечивают создание необходимых информационных ресурсов.
- Во всех отраслях производства происходит процесс ускорения и автоматизации работы.
- Меняются социальные структуры, и как результат расширяются сферы информационной деятельности и услуг.
Информационное общество отличается от промышленного быстрым темпом роста новых рабочих мест. В сегменте экономического развития доминирует информационная индустрия.
Два вопроса
Динамичность технологической модернизации ставит перед обществом два главных вопроса:
- Адаптируются ли люди к изменениям?
- Смогут ли новые технологии породить дифференциацию общества?
Во время перехода общества к информационному люди могут столкнуться с существенной проблемой. Они разделятся на тех, кто может пользоваться новыми знаниями и технологиями, и тех, кто не обладает такими навыками. В результате информационные технологии будут оставаться в руках небольшой социальной группы, что поведет за собой неизбежное расслоение общества и борьбу за власть.
Но, несмотря на эту опасность, новые технологии могут расширить права граждан, предоставив им моментальный доступ к необходимой информации. Дадут возможность создавать, а не только потреблять новые знания и позволяют сохранять анонимность личных посланий. Хотя, с другой стороны, проникновение информационных технологий в частную жизнь несет в себе угрозу неприкосновенности личных данных. С какой стороны ни рассматривай информационное общество, основные тенденции его развития всегда будут вызывать как море восторга, так и бурю негодования. Как, впрочем, и в любой другой сфере.
Информационное общество: стратегия развития
Когда было признано, что общество перешло на новый этап развития, потребовались и соответствующие шаги. Власти многих стран начали разрабатывать план развития информационного общества. К примеру, в России исследователи выделяют несколько этап развития:
- Сначала были сформированы основы в сфере информатизации (1991-1994 гг.).
- Позже произошла смена приоритетов от информатизации к созданию информационной политики (1994-1998 гг.)
- Третий этап заключается в формировании политики в сфере создания информационного общества (год 2002 — наше время).
Заинтересовано в развитии этого процесса и государство. В 2008 году правительство РФ приняло стратегию развития информационного общества, которая является действительной до 2020 годов. Правительство поставило перед собой такие задачи:
- Создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, чтобы предоставлять на ее основе качественные услуги по доступу к информации.
- На основе развития технологий повысить качество образования, медицинского обслуживания и социальной защиты.
- Совершенствование системы государственных гарантий прав человека в информационной сфере.
- Используя информационные и телекоммуникационные технологии улучшить экономику.
- Повысить эффективность государственного управления.
- Развить науки, технологии и техники, чтобы подготовить квалифицированных кадров в сфере информационных технологий.
- Сохранить культуру, укрепить нравственные и патриотические принципы в общественном сознании, развить систему культурного и гуманитарного просвещения.
- Противодействовать использованию достижений информационных технологий как угрозу национальным интересам страны.
Чтобы решить подобные задачи, государственным аппаратом разрабатываются специальные мероприятия по развитию нового общества. Определяют контрольные показатели динамики общественного развития, совершенствуют политику в сфере использования информационных технологий. Создают благоприятные условия для развития науки, техники и равного доступа граждан к информации.
Выводы
Итак, что такое информационное общество? Это теоретическая модель, которую используют, чтобы описать новый этап общественного развития, начавшийся с началом информационно-компьютерной революции. В качестве технологической основы в этом обществе выступают не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.
Это общество, где информация является основным экономическим ресурсом, и за темпами развития это сектор выходит на первое место, по числу занятых, доле ВВП и капиталовложениям. Прослеживается развитая инфраструктура, которая обеспечивает создание информационных ресурсов. К ней в первую очередь относят образование и науку. В таком обществе интеллектуальная собственность является основной формой собственности.
Информация превращается в продукт массового потребления. Каждый живущий в обществе имеет доступ к любому виду информации, это гарантирует не только закон, но и технические возможности. К тому же, появляются новые критерии оценивания уровня развития общества. Например, важным критерием является количество компьютеров, подключений в Сети, мобильных и домашних телефонов. При помощи слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной и аудиовизуальной техники в обществе создается единая интегрированная система информации.
Сегодня информационное общество можно расценивать, как некое глобальное явление, что включает в себя: мировую информационную экономику, пространство, инфраструктуру и законодательно-правовую систему. Здесь деловая активность становится информационно-коммуникативной средой, виртуальная экономика и финансовая система распространяется все шире. Информационное общество дарит много возможностей, но оно не возникло из ниоткуда – это результат многовековой деятельности всего человечества.
fb.ru
Типовые характеристики информационного человека Текст научной статьи по специальности «Философия»
O.P. Znamtseva Typical Characteristics of the Information Man
The influence of the information environment on social and individual characteristics of the modern man is considered. The new qualities gained by the man in the process of adopting new information technologies are revealed.
Key words and word-combinations: informational environment, human capacity, information society, intellectual systems, informational cocoon.
Рассматривается влияние информационной среды на социальные и личностные характеристики современного человека. Показаны новые качества, которые приобретает человек в процессе освоения новых информационных технологий.
Ключевые слова и словосочетания: информационная среда, возможности человека, информационное общество, интеллектуальные системы, информационный кокон.
УДК 101.1:316 ББК 87.6
О.П. Знамцева
ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ИНФОРМАЦИОННОГО
ЧЕЛОВЕКА
1^ нформационное общество в современных науках описывается преимущественно в социальных и (или) технических терминах. Его «классические» признаки определяют информационно-технические и социально-информационные особенности формирующейся реальности. При этом под информационно-техническими характеристиками новой реальности понимается технический ресурс, который общество создает и использует, а под социально-информационными характеристиками — содержание и последствия применения информационных технологий в обществе.
Феномен информационного общества имеет, однако, и бесспорное «человеческое измерение», которое приобрело особую важность в отечественном философском дискурсе последних двух десятилетий. Специалисты отмечают, что в последние десятилетия «становилась все более очевидной недостаточность технократических подходов… и акценты в построении прогнозов будущей социальной реальности стали смещаться на закономерности развития самого человека, на модификацию его поведения и тех фундаментальных ценностей, которые наполняют смыслом человеческую жизнь» [1, с. 681]. Таким образом, в применении к теории информационного общества интерпретируется более общий вопрос об антропологическом контексте социальной философии.
Общесоциальным основанием для обозначенной тенденции в анализе информационного общества может служить теория фило-
софско-антропологических предпосылок исследования социума, предложенная B.C. Степиным [2]. В соответствии с ней при рассмотрении общества предполагаются определенные антропологические допущения, а именно: единство субстанциальных (органическое и неорганическое тело) и культурно-когнитивных характеристик. Как следствие, возникает вопрос о неком «социокоде», выражающемся в модели поведения, коммуникации, способах сохранения и передачи накопленной информации и опыта.
B соответствии с данной теоретической тенденцией естественным будет включение человекоразмерности в характеристику информационной реальности наряду с имеющимися социально-техническими параметрами. Такое измерение происходящих изменений позволяет дополнить социально-технический образ информационного общества социально-антропологическими признаками. Логичным представляется стремление философов в качестве особого субъекта зафиксировать и сделать объектом своего анализа «человека информационного». В последнее время такие попытки предпринимаются все активнее. Рассмотрим признаки, относящиеся к описанию нового типа homo.
В.М. Адров различает внешние и глубинные характеристики информационного человека [3, с. 331-336]. Возникает этот человек, по мнению ученого, под воздействием внешних факторов технологического характера. В частности, отмечается, что широкое внедрение компьютеров и других электронных устройств создает устойчивую привычку общаться с внешним миром только через технические системы. Формируется новая культурная среда со своим языком, привычками, строем мышления, новым знанием. Такова внешняя сторона типизации.
К глубинным характеристикам информационного типа человека относится его способность управлять информационными потоками, овладевать информационными системами и ресурсами. Информационный человек — свободный человек, способный сам создавать свой «гипертекст» и самообучаться. На этой основе происходит селекция людей, расслоение между ними. Человечество стоит на пороге очередного этапа в развитии глобальной цивилизации. Люди стремительно врастают во все более высокие технологии, но в то же время эти «технологии прорыва» врастают в человека и общество. Симбиоз человека с новыми технологиями способен преобразовать его радикально, превращая сегодняшнего Homo в некоторый новый вид [4, с. 3]. Этот новый вид учеными условно обозначается как eHOMO — «электронный (информационный) человек».
Прогнозируется, что к середине века eHOMO будет с момента рождения находиться в своего рода коконе — информационной оболочке, реализующей функции его воспитателя и помощника. Фактически эта оболочка начинает формироваться уже сейчас как индивидуальная информационная поддержка, база данных и знаний. Все более усложняясь и интеллектуализируясь, она превратится в расширение и продолжение оригинала, помогая ему в развитии, совершенствуя его интеллект, способности, психические и физические возможности. Однако и самой информационно оболочке предстоит развиваться в симбиозе с человеком, испытывать индивидуальные и социальные влияния.
Чрезвычайно важными представляются перспективы развития интеллекта. Для еНОМО потенциально становится досягаемой вся накопленная человечест-
вом информация, которая уже лет через 15-20 будет оцифрована практически полностью. В его распоряжении будут, по существу, неограниченные резервы памяти. Мощные глобальные технологии вычислений, поиска, содержательной обработки данных и знаний, оценки, выводов и обобщений позволяют надеяться на формирование и использование в любой области экспертных систем, применение которых позволит находить оптимальные управленческие решения.
Следует ожидать умножения и индивидуальных способностей самого еНОМО. Информационный человек с детства станет объектом анализа и оценки его индивидуальных особенностей и талантов, воздействия специальных технологий их развития, реализации и «раскручивания» потенциала личности.
Психологические характеристики еНОМО потенциально могут превзойти достижения техники дзен или йогов в освоении методов и приемов адаптации, концентрации, саморегуляции, мобилизации и всего прочего, не только или не столько опираясь на их методы, сколько рассчитывая на поддержку в этом плане своего е-кокона. Более того, кумулятивный эффект будет усиливаться за счет того, что глобальная информационная среда служит катализатором активного взаимодействия одаренных еНОМО, необходимого для их дальнейшего совершенствования.
В свою очередь, физиология еНОМО получит свой спектр средств совершенствования организма, ориентированных на стимулирование физических возможностей, наилучшего режима функционирования внутренних органов, мозга, мышц.
Те же электронные / информационные технологии станут частью будущей медицины, которая будет опираться на все возможности от будущих нано- и гено-hi-tech до концентрации наиболее передового опыта в интеллектуальных приборах и системах. Нет сомнений, что детальная модель конкретного организма будет доступна каждому человеку в качестве активного компонента его е-кокона, совмещающего оптимальное авторегулирование системы тела с внешними воздействиями в случае необходимости [4, с. 14].
«Человек информационный», на наш взгляд, как элемент информационной реальности выступает в роли не только субъекта, но и частицы самого диги-тального (цифрового, информационного) пространства. Человек преобразуется, адаптируется информационной системой к ее «полю» взаимодействий.
Новые взаимодействия не могут не повлиять на изменение характера жизнедеятельности человека и в «традиционных» формах его социальности и природности. Такое обратное воздействие в философском смысле может трактоваться как «возвращение» человека в «родные пенаты», возвращение «блудного сына», однако уже в другом качестве. Вернувшийся из киберпространства, человек несет с собой иную интенсивность деятельности, иную ее направленность. Это связано с динамикой передвижения по информационным каналам, с клиповым сознанием, с интенсивным привлечением внешних ресурсов даже в приватных сферах жизнедеятельности.
Техническо-информационная оснастка современного «продвинутого» человека требует соответствующей области применения. И социальная, и природная реальность меняется, «подстраиваясь» под нового человека — киберактора, для которого прежние константные условия, например нравственные им-
перативы, зачастую перестают что-либо значить. Однако с таким «самочувствием» человека связаны очевидные уже и сейчас угрозы.
Роль информационных технологий и коммуникационных ресурсов в обществе не может сегодня оцениваться однозначно. Прогрессирующие технологии и утвердившаяся массовая культура порождают «превращенные» формы развития человека. Среда не-отчужденного общения вытесняется. Подавление личности человека как социокультурного феномена становится глобальной проблемой. Личность выступает как функция — специалиста и клиента, подчиненного стандартам общества потребления, массовой культуры и корпоративной идеологии.
В мире информационной культуры актуален вопрос о возможности манипулирования смыслами, навязываемыми человеку на подсознательном уровне. Такое навязывание предполагает, что инициаторы сознательно предпринимают совершенно адекватные их замыслу действия и получают искомый результат.
Обратим внимание на обусловленность восприятия человеком информации. В данном контексте важны два аспекта: 1) особенности информации и влияние, которое она оказывает на человека; 2) место и роль самого человека в этих процессах. В первом случае человек выступает как объект воздействия информации, во втором как субъект [5, с. 342]. Информационное общество выражает объективные условия современного существования человека, предстает проявлением более общих информационных процессов, в которые человек включен как элемент универсума.
Не менее существенной оказывается личностная значимость связей и отношений человека с самим информационным миром, в котором постоянно меняются предлагаемые характеристики объектов. Информационная среда общества становится виртуальной реальностью, в которой продуцируются смыслы по специфическим для этой реальности основаниям. Информационная сфера оказывается посредником между человеком и предметным миром.
В связи с этим возникает ряд особенностей в информационном восприятии человека. Так, в индустриальном обществе получение достоверной информации, некоторый ее объем были основанием для сущностного постижения вещей. Достоверная информация основывалась на реальном знании фактов, а результаты в восприятии информации опирались на рационально-критическое отношение к ней. Считалось, чтобы полученные другими людьми знания стали нашими, необходимо и возможно проникновение в саму истину, постижение внутреннего механизма добывания этой истины. Сегодня ситуация в корне изменилась.
Информационная сфера стала сферой массового потребления со всеми присущими ей законами продвижения товара, формированием спроса, новых инновационных потребностей. Речь идет уже не о способах получения достоверной информации, а о постоянно увеличивающемся объеме продуцируемой информации. Знание как составляющая информации подменяется виртуальными фактами, которые выступают лишь «информационным поводом». В условиях «информационного бума» стало невозможным проникновение во внутренний механизм добывания истины, так как он заменяется механизмом манипулирования по поводу истины. Теперь приобщенность к информационным технологиям в большинстве своем означает приобщенность к механизмам манипулирования.
Б.А. Дорошин
Таким образом, появление информационного человека обосновывает не только правомерность, но и настоятельную необходимость рассмотрения данного феномена в социально-философском контексте. Имеющаяся в науке некоторая описательность приводимых характеристик «человека информационного» требует дальнейшего усиления методологического и аналитического дискурса в целях конкретизации типовых признаков рассмотренного явления.
Библиографический список
1. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох: экономические тенденции и их неэкономические следствия. М., 2003.
2. Степин В.С. Марксистская концепция общества и проблема построения современной картины социальной реальности // Философия и история философии: актуальные проблемы: к 90-летию Т.И. Ойзермана. М., 2004.
3. Адров В.М. Феномен информационного человека: метафизика становления // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Четвертой междунар. конф.: в 4 т. Волгоград, 2007. Т.4.
4. Наринъяни А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4.
5. Черникова В.Е. Человек и информация: особенности восприятия: (теоретический аспект) // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Четвертой междунар. конф.: в 4 т. Волгоград, 2007. Т. 4.
B.A. Doroshin
Basic Archetypes of Social Elite in Mythological Views of People of the Volga Region
The archetypes reflecting and modeling a complex of some essential characteristics of elite are considered: the Self, the Hero, the Father and the Wise Old Man. Semantics of the archetypical images of the sacred bear, the sacred wolf and the god-Thunderer as symbols of spiritual-political elite is analyzed.
Key words and word-combinations: archetypes of the collective unconscious, mythological consciousness, social elite.
Рассматриваются архетипы, отражающие и моделирующие комплекс ряда существенных характеристик элиты: Самость, Герой, Отец и Мудрый Старец. Анализируется семантика архетипичес-ких образов священного медведя, священного волка и бога-громовержца как символов духовно-политической элиты.
Ключевые слова и словосочетания: архетипы коллективного бессознательного, мифологическое сознание, социальная элита.
УДК 177 ББК 87.6
Б. А. Дорошин
ОСНОВНЫЕ АРХЕТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ*
^Зоциальная и политическая стабильность, успехи и перспективы развития того или иного региона, в частности Поволжья, во многом обусловлены спецификой его элит,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 09-03-28-303 а/в «Архетипы в мифологических представлениях народов Поволжья».
cyberleninka.ru
Информационная культура современного человека
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационная культура современного человека
Изучив эту тему, вы узнаете:
— какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
— как проявляется информационная культура человека;
— каковы основные факторы развития информационной культуры.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», по этому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Используя первый подход, приведем определение информационной культуры.
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
♦ в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
♦ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
♦ в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
♦ во владении основами аналитической переработки информации;
♦ в умении работать с различной информацией;
♦ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Основными факторами развития информационной культуры являются:
♦ система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
♦ информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
♦ развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Одним из существенных показателей информационной культуры в нашей стране является знание английского языка. Сложившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс пользователей с основными видами глобальных информационных ресурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с операционными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.
Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной
культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек,
а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура» ?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Человек в информационно-техногенном мире
Информационная
технология радикально меняет не только
материальное, но и духовное производство
– производство знаний. Все отчетливее
проступают контуры новой цивилизации
– информационного общества. Оно
не является альтернативой капитализму
или социализму, как не было такой
альтернативы и у индустриального
общества, в рамках которого существовали
и продолжают сосуществование различные
общественно-экономические
Информационная революция вырастает из технологических инноваций, но не сводится к ним. Ее технологическая составляющая собственно и есть компьютерная революция. Она радикально трансформирует все средства обработки, передачи и производства информации и опосредствованно оказывает возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему ценностей, мировоззрение и представления людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения. Поэтому философские размышления над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества. Она охватывает болевые точки индивида и общества, народов и стран, трансформацию техники и науки, новые культурные веяния и метаморфозы миропонимания.
Итак, информационно-компьютерная революция – исторический факт.
Поэтому теперь следует обрисовать общие контуры тех перспектив и последствий, которые присущи всем сообществам, вступающим на путь информационно-компьютерной революции.
За последние 10—15 лет поток литературы, посвященной самым различным последствиям компьютерной революции, непрерывно расширялся.
Швейцарский исследователь К. Хессиг, обобщая опыт своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных держав, определил все возможные негативные и позитивные последствия информационно-компьютерной революции в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы (табл.1).
Таблица 1.
Последствия
информатизации в зеркале общественности
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Культура и общество | |
Свободное
развитие индивида Информационное общество
Социализация информации Коммуникативное
общество Преодоление кризиса | Автоматизация»
человека Дегуманизация жизни |
Политика | |
Расширение свобод Децентрализация Выравнивание иерархии власти Расширенное участие в общественной жизни | Снижение свобод
Централизация Государство-« Усиление власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми |
Хозяйство и труд | |
Повышение
продуктивности. Рационализация Повышение
компетентности Увеличение богатства
Преодоление кризиса Экономия ресурсов
Охрана окружающей среды Децентрализация
промышленности Новая продукция Улучшение качества Диверсификация продукции Новые профессии и квалификации | Все возрастающая
сложность жизни Обострение
промышленного кризиса Исчезновение многочисленных профессий |
Международные отношения | |
Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира». Улучшение обороноспособности страны | Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга — Запада. Уязвимость. Усиление
опасности новой войны |
Таким образом, информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий спектр предметной и социальной деятельности. В различных странах темпы распространения и охвата этих сфер деятельности средствами и системами современной информационной технологии очень различны.
Став одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, культурным и др. изменениям и последствиям:
1. Изменение социальных структур. Непосредственным следствием компьютерной революции является радикальное изменение социальных структур. В этом отчетливо обнаруживаются ее социогенные функции. Опыт стран, уже сделавших первые шаги по пути создания информационного позволяет довольно точно охарактеризовать основные направления и содержание этих изменений. В первую очередь они касаются соотношения так называемых традиционных промышленных и сельскохозяйственных отраслей и отраслей, относимых к сфере информации и услуг. В обществах, вступивших на путь научно-технологического развития, производительность труда в сфере материального производства так велика, а рациональная организация производства столь совершенна по современным масштабам, что число непосредственно занятых в добывающих и перерабатывающих отраслях производства, а также в сельском хозяйстве непрерывно уменьшается. Одна из причин этого заключается в очень высокой степени механизации и автоматизации производства, другая же – в развитии индустрии информации и услуг, освобождающих участников материального производства почти от всех иных забот, кроме непосредственной трудовой деятельности. Поэтому в современных условиях стремительный рост численности занятых в сфере услуг и информации оказывается принципиально важной предпосылкой совершенствования и развития материального производства.
2. Изменения в культурно-духовной сфере.
Эти изменения по-новому ставят вопрос о поколениях. В традиционных обществах проблема поколений была преимущественно лишь проблемой возраста, физической силы, способности к физическому труду, военной службе и т. д. Стабильность основных производственных систем и структур, стабильность образа жизни, общественного уклада, нормативно-ценностных установок общества, его ритуально символической системы приводила к тому, что духовное содержание деятельности различных возрастных поколений на протяжении столетий менялось чрезвычайно мало. Информационно-культурная революция существенно меняет темпы духовно-культурной жизни общества. Естественно, что мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения, формирующиеся в информационно насыщенной среде, в мире компьютеров, видеофонов, супертелевизоров и т. д., а также поведение людей серьезно трансформируются.
Дети компьютеризованного поколения, имеют совершенно особое представление о жизни и смерти, об одушевленности людей и животных и компьютеров, иначе организуют свое время, свой внутренний мир, развивают свои интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но в ином социально-временном измерении.
Информационная технология позволяет сближать и в известных границах интернационализировать культуры, имеющие глубокие исторические, нравственные, религиозно-философские и мировоззренческие корни, но это не означает деиндивидуализацию и полную акультурацию.
3. Информатизация общества и контроль над человеком.
Внедрение
современных
Многие исследователи подчеркивают, что государство обладает несомненно большими, чем любой человек, технологическими возможностями для приобретения, оснащения и использования современных информационных систем. Оно может располагать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, организации или предприятия, полными сведениями о жизни и деятельности, болезнях, характере и иных особенностях, связях, знакомствах, деловых контактах и имущественном положении каждого человека. Это может сделать человека информационно прозрачным и совершенно беспомощным в столкновении с правительственными органами, аппаратом принуждения, полицией и другими управляющими и регулирующими системами. Точно так же крупные компании и корпорации с помощью компьютеризованных систем контроля могут не только наблюдать за повседневной деятельностью служащих и рабочих, но и создавать на каждого из них полное досье, манипулируя людьми, их личностными установками, амбициями, взаимодействиями и т. д. Это позволит корпорациям и фирмам держать своих служащих и рабочих в постоянном напряжении и страхе.
4. Феномен информационной экономики
В
современном обществе информация становится
наиболее важным, наиболее значимым товаром,
ибо без наличия необходимого
объема и качества информации невозможно
развитие высокотехнологичных
Особенно
отчетливо информационная
экономика проявляется в
Особенно интенсивно развивается маркетинг информационных услуг и информации. Анализ конкретных экономических данных показывает, что проектирование, продажа и эксплуатация баз данных и знаний имеет тенденцию к самому стремительному росту. Это вместе с тем и наиболее доходная в коммерческом отношении сфера деятельности.
Информационная
экономика постепенно становится фундаментальным
экономическим основанием всех видов
экономической деятельности – от
финансово-кредитной до промышленного
и сельскохозяйственного
В
плане мирового разделения труда
совершится и акт социально-экономической,
5. Автоматизация, роботизация, человек
Автоматизация и роботизация, проводимые в достаточно широком диапазоне, освобождают человека от тяжелого физического труда, а во многих случаях и от физического труда вообще. Это чревато не только безработицей во все возрастающих масштабах и, как следствие, социальными кризисами и потрясениями, но и коренным «изменением жизни человека». Огромному числу людей предстоит не просто изменить образ жизни, но и ответить на вопрос, чем заниматься в свободное от физического труда время.
Внедрение
автоматизация и роботизация
обусловливают быстрое развитие
индустрии досуга, которая, в свою
очередь, порождает проблемы, имеет
свои непростые последствия. Она, с
одной стороны, создает новые
рабочие места, а с другой
— оказывается мощным фактором,
формирующим образ жизни, общественное
сознание, психологию массового общества,
уровень социальных притязаний, амбиций
и установок.
Пробуждающий
прогноз
Человек
в современном информационно-
Разрушительная
мощь ядерных бомб, сверхчеловеческие
возможности современной
— политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника использовалась для ликвидации нищеты;
— неспособность социальных наук и исследований современных общественных изменений, равно как и методологии общественных дисциплин, решать свои главные практические и теоретические задачи;
— недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению указанных проблем, мешающие здоровому, творческому пониманию науки и техники как составной части гуманистического воспитания в эпоху информационно-технического прогресса;
— неспособность научной и технической элиты преодолеть свою национальную ограниченность.
Итак, связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества.
stud24.ru
Человек и информация в современном обществе
Мудрецы говорят: «Кто владеет знанием, тот владеет миром!» Этот тезис с таким же успехом можно применить и к получению информации в современном человеческом обществе. Сегодня человек и информация тесно связаны между собой. И здесь хорошо срабатывает правило: кто первый узнал, тот и в выигрыше, а кто с опозданием – проиграл.
Человек и информация
Познавая окружающее, люди всегда соприкасаются с информационным полем. Вначале, на первом этапе взаимодействия, происходит впитывание и сбор информации. Это помогает (а иногда и заставляет) верно оценивать события, происходящие в обществе и мире. Итак, на втором этапе взаимодействия происходит анализ данных, их качественная обработка мозгом. А затем уже вырабатывается личное мнение, суждение о происходящем событии. В результате человек и информация, полученная им, максимально сливаются, приобретая личностный аспект.
Происхождение и значение слова
Само понятие «информация» происходит от латинского слова information (разъяснение, сведение). Это понятие – категория общенаучная, у которой существует множество определений и трактовок. Если не слишком углубляться в разночтения, то можно сказать, что в повседневной жизни информация отождествляется с полученными сведениями, знаниями в устном, зрительном, письменном, электронном виде (в наши дни всеобщей компьютеризации). Информация в жизни человека играет важную роль. К примеру, она позволяет повысить уровень знаний по определенному вопросу, интересующему индивидуума. А обмен информацией формирует более объемное представление о предмете дискуссии.
Информация в жизни человека
Владение информацией издревле считалось уделом избранных. Не секрет, что в некоторых древнейших сообществах простому народу обучение не позволялось или делалось все для того, чтобы владение знаниями стало труднодоступным. Жрецы и первосвященники, монахи в секретных монастырях, знахари-отшельники всячески скрывали информацию от простолюдинов, не допуская в святая святых.
Сегодня человек в мире информации получает доступ относительно свободно к любому интересующему его источнику. Открытость информации – одно из основных условий свободного общества. Связано это напрямую и с развитием всемирной Сети, опоясывающей все континенты земного шара. Человек и информация в материальном мире современности взаимосвязаны намного теснее, чем в предыдущие эпохи. И любой среднестатистический гражданин свободной страны имеет право на свободный доступ: шила в мешке уже не утаишь!
Средства массовой информации
В нынешнем социальном обществе важнейшую роль для человека играют СМИ. С их помощью люди узнают об основных и второстепенных событиях в области науки, культуры, политики, других отраслей. Вначале это были газеты и радио, которые публиковали статьи и в устной форме рассказывали о случившемся. Затем появилось ТВ как мощнейший рычаг, воздействующий на многие умы до сих пор. После, с развитием Интернета – электронные средства информации, которые можно с уверенностью назвать поистине массовыми: некоторые статьи и ролики набирают миллионы просмотров, а это значит, что ими воспользовалось великое множество людей во многих странах мира.
Значение и свойства
В нашем скоростном мире, который не случайно называют веком информации, от нее многое зависит: развитие общества, экономическое и политическое, сама жизнь людей, их безопасность и здоровье. Анализируя свойства информации, полученной из различных источников (как правило, опытные журналисты, к примеру, используют минимум три подтвержденных), корреспонденты оценивают ее понятность, актуальность на данном этапе, полезность для общества, этичность, достоверность. Причем в различных ситуациях разные свойства одних и тех же данных выходят на первый план. К примеру, новостная передача по ТВ должна содержать максимум достоверности и актуальности о событиях сегодняшнего дня или прошедшей недели. А научно-популярная статья в электронной газете содержать максимум полезной и интересной информации, подтвержденной научными данными.
В сегодняшнем мире понятия «человек» и «информация» максимально сближаются. Можно сказать, что без информации нет современного человека, а без человека – нет информации, которая обрабатывается, публикуется и анализируется людьми!
fb.ru
Информационное общество
Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Более формализованное определение информационному обществу дает социология. В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:
— аграрное общество;
— индустриальное общество;
— постиндустриальное общество.
Следующая стадия развития должна называться “информационное общество”.
Социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. На этапе аграрного общества более половины населения занято в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе большая часть населения работает в промышленности; если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития. По такому критерию стадия информационного общества наступает при условии, что более половины населения занято в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.
Социально-экономический критерий не является единственным. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ѕ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу “каждый с каждым”. На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.
Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.
Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация многих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.
Тенденции в развитии информационного общества
Изменение структуры экономики и структуры труда
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.
Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.
Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг.
Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий
В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.
Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:
· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
· выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета. Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.
Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США — примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах — Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.
По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.
Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).
Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.
Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.
Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.
Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:
· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;
· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения
Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.
Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.
Рост информационной культуры
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.
Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.
Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми — важный признак члена информационного общества.
Изменения в сфере образования
Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.
Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.
Изменение уклада жизни людей
Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой — сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.
Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.
Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.
Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.
Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.
Недавнее достижение интернет-технологий — поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин — уже начинает заметно сказываться на системе торговли.
Жилище человека имеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.
Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.
Опасности информационного общества
Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.
Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.
Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:
· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;
· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;
· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу — массовой безработице.
Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.
Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны — инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai