Признаки сказок 4 класс – Признаки сказки
Особенности и признаки сказки. Признаки волшебной сказки
Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме. Когда мы говорим «сказка», то зачастую подразумеваем именно волшебную историю, которая завораживает детей с самых юных лет. Чем же она очаровывает своих слушателей/читателей? Попытаемся понять это и таким образом выделить основные признаки волшебной сказки.
Вымысел – вот главная особенность
Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.
Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, — троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.
Увлекательный сюжет
Какие признаки сказки можно выделить еще? Сюжет волшебной сказки увлекательный и очень сложный. Он состоит из эпизодов, которые непосредственно связаны с главным героем и его заданием. Герой получает задание большого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, отдать в жены принцессу или выполнить какое-либо желание. Задания могут варьироваться от поиска и добычи экзотического предмета до устранения какого-нибудь сверхсильного и могучего существа. И тут в сказке начинается самое интересное – путешествие, которое тоже традиционно входит в перечень «признаки сказки».
Пора в путь-дорожку
Главный герой отправляется в дальние и неизведанные края и по пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он завоевывает хорошими поступками сердца товарищей, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают недоброжелателей, которых немало встречается по дороге к главной цели.
Кстати, персонажи в волшебных сказках делятся на две группы. В одну из них входит главный герой вместе со своими помощниками, а в другую — помощники главного врага и он сам. Изначально враг намного сильнее, чем главный герой, а по ходу разворачивающихся событий его преимущество может еще и увеличиться. Но главный герой всегда узнает о слабом месте противника и о способе его победить.
Эффект неожиданности
А вот с возможностями главного героя дела обстоят иначе: вначале они существенно преуменьшаются. Признаки сказки включают в себя обязательное наличие центрального и второстепенных персонажей, их характеристики. О слабых умственных способностях могут говорить прозвища главного героя, его социальный статус иногда также оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.
Когда всем побочным персонажам – сильным, умным и умелым — не удается выполнить сложное задание, за которое полагается вознаграждение, то тут появляется главный герой, которому, как кажется, и подавно не справиться. Но все же ему дают шанс, чтоб не дискриминировать. Такой поворот событий можно отнести к категории «признаки народной сказки».
Благодаря своей отваге и добрым поступкам во время путешествия главный персонаж получает различные уникальные волшебные предметы или завоевывает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Ими зачастую становятся говорящие животные, которые впоследствии помогают при выполнении заданий своими идеями или же участвуют в действиях сами.
Чудеса в сказках просто необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существ, моментальные перемещения на любые расстояния и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все перечисленное выше можно обозначить как признаки народной сказки.
Моральный подтекст
Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.
Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.
Поэтика волшебства
Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.
Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.
fb.ru
2.. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемы | Формулирует задание, которые создают противоречие и приводят к проблеме. Понравилась ли Вам сказка? Какая это сказка? Опираясь на приведенные вам ключевые слова, выберите верные. (на доске: литературная, авторская, волшебная, о животных. Поучительная, познавательная, увлекательная, интересная) Чем отличается авторская сказка от литературной? Назовите признаки волшебной сказки. Цель сегодняшнего урока проанализировать текст и найти признаки волшебства в сказке Жуковского. — Знаком ли Вам сюжет данной сказки? -На какую сказку похож сюжет? | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. -Понравилась. -Авторская, волшебная. Волшебные атрибуты, мифические существа, превращения, положительные и отрицательные герои — — Знаком. -Сюжет похож на сказку А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Предметные УУД: Актуализируют знания о прочитанном произведении Коммуникативные УУД Развивают умение слушать и понимать других. | 3.Открытие новых знаний Задача решение проблемы: | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану А только ли сказка Пушкина похожа на эту сказку? Может, есть и другие? Найдите информацию в учебнике на стр. 63 о том, кто же первый использовал подобный сюжет. Составим логическую цепочку 1.Шарль Перро «Красавица, спящая в лесу» 2.Братья Гримм «Шиповничек» 3.Жуковский «Спящая царевна» 4 Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи бргатырях» 5 ???? Прочитаем зачин. О чём говорит начало сказки? Вспомните и назовите положительных героев, чем они положительные. -Почему рак положительный ? Докажите строками из текста. — Кто ещё оказался положительным героем? -Прочитайте отрывок, когда чародейки говорили свои пожелания. Прочитаем по ролям. Сколько у нас будет персонажей? Прочитаем. — Почему их было 11 на пиру? -Значит, колдунья была каким героем? Как Вы себе её представляете? -С каким чувством она говорила свою речь? -Найдите и прочитайте слова 12 чародейки. Не забывайте читать выразительно! — Как Вы думаете, почему невзлюбила злая колдунья молодую красавицу? — Как называет колдунью автор стихотворения? Найдите и прочитайте. — Что значит незваная? -Какой подарок приготовила незваная гостья? Прочитайте. — Сколько лет будет спать царевна? — Скажите, а что такое веретено, кто видел этот предмет. Прочитайте в конце сказки, что такое веретено. Прочитайте ещё значения незнакомых слов и выражений. -Ланиты-щёки, чело- лоб, а как будут глаза, рот? -Найдите и прочитайте , как выглядела царевна, когда заснула. Найдите там слова очи, чело, ланиты, уста, подчеркните в учебнике. — Как Вы думаете, почему поцеловал её царевич? -Что в ней было красивое? Прочитайте? Посмотрите, как ласково называет автор губы и ноги. С кем сравнивает царевну автор? -Какие у неё очи? Прочитайте. Найдите ещё сравнения. Прочитайте. -Как чувствовал себя царевич перед тем, как хотел поцеловать царевну, что с ним происходило. Докажите словами из текста. -Как спасает молодой царевич царевну? — Почему царевна проснулась? Прочитайте. Почему раньше никто не мог разбудить царевну? Кто-то ещё её хотел разбудить, почему не мог разбудить? -Он её поцеловал, что происходит? Прочитайте. | Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника Дети читают. -Первый использовал подобный сюжет Ш.Перро. Дети читают первое четверостишье. — Что у доброго царя и царицы не было детей. Первый рак, который предсказывает, что у них родится дочь. — «Мне тебя царица жаль, Но забудь свою печаль» — Он сочувствует и жалеет царицу, потому что у неё нет детей. — 11 чародеек, они пожелали на пиру самого лучшего для дочери. -Первая чародейка, незваная, последняя чародейка, автор. Дети читают. -Царь не позвал 12 , так как она была злой. -Отрицательным? -Злая, в чёрном одеянии, с большим носом. Со злостью, ненавистью. Дети находят и читают с выражение. -Её не пригласили на пир, все восхищаются не ей, а красавицей. Злую колдунью даже не пригласили. — Дети ищут. -А незваная стоит Над царевной и ворчит:…. — Автор называет её незваной. — Её никто не звал, не приглашал. Дети читают отрывок( уколется на шестнадцатом году веретеном и уснёт на триста лет) -Триста — Веретено—приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом. Дети читают, что такое: Пророк, без пути, сучить, хорунжий, ланиты, чело. — Очи, уста. Дети читают про себя, подчёркивают слова. — Царевна была очень красива. Дети читают вслух отрывок (ланиты, ресницы, щёки, косы, кудри, грудь, губки, ножки). — Как дитя, лежит она, Распылалася она…… ( дитя) — Ночи тёмныя темней (глаза как ночь –чёрные) -Ножки-чудо красотой, (ножки-красота) Дети читают отрывок ( очи горели, лицо пылает огнём, щёки жаркие, не удержался и поцеловал). -Царевич спасает её страстным поцелуем. — Прошло триста лет сна. «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдёт, И царевна оживёт……». -Никто не мог разбудить её раньше, пока не пройдёт триста лет. Колдовство действовало ровно триста лет. — Всё просыпается от долгого сна. « Снова говор, крик, возня …….». | Личностные результаты Развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. Предметные УУД Находят ответы на вопросы в тексте. Умеют пересказывать текст опираясь цель вопроса | 5.Итог урока Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме | Организаций обобщения. Как Вы думаете, какой финал в этой сказке. Прочитайте присказку. В.А.Жуковский стремился к тому , чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя». — Как Вы думаете, ему это удалось? -Какая цель была на уроке? -Удалось нам выполнить цель? Назовите, какие признаки вам больше всего запомнились? | Обобщение, самоанализ, самооценка. Свадьба Читают последние строки сказки Да, удалось Найти волшебные признаки в сказке Говорящий рак, царевна спала триста лет, заклятье, ведьмы. | Регулятивные УУД: Осознают итоги своей деятельности |
multiurok.ru
2.. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемы | Формулирует задание, которые создают противоречие и приводят к проблеме. Понравилась ли Вам сказка? Какая это сказка? Опираясь на приведенные вам ключевые слова, выберите верные. (на доске: литературная, авторская, волшебная, о животных. Поучительная, познавательная, увлекательная, интересная) Чем отличается авторская сказка от литературной? Назовите признаки волшебной сказки. Цель сегодняшнего урока проанализировать текст и найти признаки волшебства в сказке Жуковского. — Знаком ли Вам сюжет данной сказки? -На какую сказку похож сюжет? | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. -Понравилась. -Авторская, волшебная. Волшебные атрибуты, мифические существа, превращения, положительные и отрицательные герои — — Знаком. -Сюжет похож на сказку А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Предметные УУД: Актуализируют знания о прочитанном произведении Коммуникативные УУД Развивают умение слушать и понимать других. | 3.Открытие новых знаний Задача решение проблемы: | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану А только ли сказка Пушкина похожа на эту сказку? Может, есть и другие? Найдите информацию в учебнике на стр. 63 о том, кто же первый использовал подобный сюжет. Составим логическую цепочку 1.Шарль Перро «Красавица, спящая в лесу» 2.Братья Гримм «Шиповничек» 3.Жуковский «Спящая царевна» 4 Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи бргатырях» 5 ???? Прочитаем зачин. О чём говорит начало сказки? Вспомните и назовите положительных героев, чем они положительные. -Почему рак положительный ? Докажите строками из текста. — Кто ещё оказался положительным героем? -Прочитайте отрывок, когда чародейки говорили свои пожелания. Прочитаем по ролям. Сколько у нас будет персонажей? Прочитаем. — Почему их было 11 на пиру? -Значит, колдунья была каким героем? Как Вы себе её представляете? -С каким чувством она говорила свою речь? -Найдите и прочитайте слова 12 чародейки. Не забывайте читать выразительно! — Как Вы думаете, почему невзлюбила злая колдунья молодую красавицу? — Как называет колдунью автор стихотворения? Найдите и прочитайте. — Что значит незваная? -Какой подарок приготовила незваная гостья? Прочитайте. — Сколько лет будет спать царевна? — Скажите, а что такое веретено, кто видел этот предмет. Прочитайте в конце сказки, что такое веретено. Прочитайте ещё значения незнакомых слов и выражений. -Ланиты-щёки, чело- лоб, а как будут глаза, рот? -Найдите и прочитайте , как выглядела царевна, когда заснула. Найдите там слова очи, чело, ланиты, уста, подчеркните в учебнике. — Как Вы думаете, почему поцеловал её царевич? -Что в ней было красивое? Прочитайте? Посмотрите, как ласково называет автор губы и ноги. С кем сравнивает царевну автор? -Какие у неё очи? Прочитайте. Найдите ещё сравнения. Прочитайте. -Как чувствовал себя царевич перед тем, как хотел поцеловать царевну, что с ним происходило. Докажите словами из текста. -Как спасает молодой царевич царевну? — Почему царевна проснулась? Прочитайте. Почему раньше никто не мог разбудить царевну? Кто-то ещё её хотел разбудить, почему не мог разбудить? -Он её поцеловал, что происходит? Прочитайте. | Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника Дети читают. -Первый использовал подобный сюжет Ш.Перро. Дети читают первое четверостишье. — Что у доброго царя и царицы не было детей. Первый рак, который предсказывает, что у них родится дочь. — «Мне тебя царица жаль, Но забудь свою печаль» — Он сочувствует и жалеет царицу, потому что у неё нет детей. — 11 чародеек, они пожелали на пиру самого лучшего для дочери. -Первая чародейка, незваная, последняя чародейка, автор. Дети читают. -Царь не позвал 12 , так как она была злой. -Отрицательным? -Злая, в чёрном одеянии, с большим носом. Со злостью, ненавистью. Дети находят и читают с выражение. -Её не пригласили на пир, все восхищаются не ей, а красавицей. Злую колдунью даже не пригласили. — Дети ищут. -А незваная стоит Над царевной и ворчит:…. — Автор называет её незваной. — Её никто не звал, не приглашал. Дети читают отрывок( уколется на шестнадцатом году веретеном и уснёт на триста лет) -Триста — Веретено—приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом. Дети читают, что такое: Пророк, без пути, сучить, хорунжий, ланиты, чело. — Очи, уста. Дети читают про себя, подчёркивают слова. — Царевна была очень красива. Дети читают вслух отрывок (ланиты, ресницы, щёки, косы, кудри, грудь, губки, ножки). — Как дитя, лежит она, Распылалася она…… ( дитя) — Ночи тёмныя темней (глаза как ночь –чёрные) -Ножки-чудо красотой, (ножки-красота) Дети читают отрывок ( очи горели, лицо пылает огнём, щёки жаркие, не удержался и поцеловал). -Царевич спасает её страстным поцелуем. — Прошло триста лет сна. «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдёт, И царевна оживёт……». -Никто не мог разбудить её раньше, пока не пройдёт триста лет. Колдовство действовало ровно триста лет. — Всё просыпается от долгого сна. « Снова говор, крик, возня …….». | Личностные результаты Развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. Предметные УУД Находят ответы на вопросы в тексте. Умеют пересказывать текст опираясь цель вопроса | 5.Итог урока Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме | Организаций обобщения. Как Вы думаете, какой финал в этой сказке. Прочитайте присказку. В.А.Жуковский стремился к тому , чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя». — Как Вы думаете, ему это удалось? -Какая цель была на уроке? -Удалось нам выполнить цель? Назовите, какие признаки вам больше всего запомнились? | Обобщение, самоанализ, самооценка. Свадьба Читают последние строки сказки Да, удалось Найти волшебные признаки в сказке Говорящий рак, царевна спала триста лет, заклятье, ведьмы. | Регулятивные УУД: Осознают итоги своей деятельности |
multiurok.ru
Признаки и жанры сказки | RussianItaly
(Poiché quanto sotto riportato è parte della mia tesi di laurea magistrale, se desiderate copiare il testo vi prego di citare sempre la fonte e l’autore (Margherita Sanguineti). Grazie.)
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, по В.Я. Проппу, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).
Волшебные сказки, как подчеркивал В.Я. Пропп, «выделяются не по признаку волшебности или чудесности… а по совершенно четкой композиции». В основе волшебной сказки (к этому выводу пришли самостоятельно самые разные исследователи) лежит образ инициации – отсюда «иное царство», куда нужно попасть герою, чтобы найти невесту или приобрести сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование «вынесено целиком за пределы реальной жизни». Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.
Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» («Терем мухи»), либо «цепь» («Репка»), либо «последовательный ряд встреч» («Колобок») или же «отсылок» («Петушок подавился»). В русском фольклоре (и также в итальянском) кумулятивных сказок мало. Кроме того, они еще отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.
Остальные сказки выделяются в особые жанры не на основании композиции, а по характеру действующих лиц. Кроме того, в сказках не волшебных, «необычайное» или «чудесное» не вынесено за пределы реальности, а показано на фоне ее. Этим необычайность приобретает комический характер. Чудесные предметы, обстоятельства здесь отсутствуют, а если и встречаются, то комически окрашены.
Сказки о животных, растениях («Война грибов» и др.), о неживой природе (ветер, мороз, солнце) и предметах (лапоть, соломинка, пузырь, уголек) составляют небольшую часть русских и западноевропейских сказок (в том числе и итальянских, которых очень ограниченное количество), тогда как у народов Севера, Северной Америки и Африки сказки о животных распространены достаточно широко.
Сказки бытовые (новеллистические) делятся по типам персонажей (о ловких и умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых женах и т. д.).
Небылицы рассказывают «о совершенно невозможных в жизни событиях» (например, о том, как волки, загнав человека на дерево, становятся друг другу на спину, чтобы достать его оттуда).
Докучные сказки, по мнению В.Я. Проппа, скорее, «прибаутки или потешки», при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки.
Видовое единство всех жанров проявилось в сходстве изображения, в одних и тех же поэтических законах, которые действуют в любой сказке.
Основной признак сказки – сюжет. Он развивается благодаря конфликту: в основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. Сказочный сюжет предлагает полное ее разрешение: всем известно, что сказка это не отражение реальной жизни, а просто утопия, но все-таки дает народу возможность мечтать о лучшем мире. Механизм антитезы – это универсальный признак сказки, не относится только к русским произведениям: персонажи всегда противопоставляются по признакам зла/доброты, прекрасного/безобразного и др.
В сказке в центре внимания всегда стоит главный герой, все остальное крутится вокруг него, и в конце сказки он всегда победитель, а его противники наказаны.
Герои сказок – это не характеры, а типы, носители какого-то главного качества, определяющего образ. Они внутри достаточно статичные, зато очень динамичные в действии, где показывают всю свою хитрость, смелость и ум (или наоборот), в зависимости от своей сюжетной роли.
Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могут соединяться в одном повествовании. Такое явление называется контаминацией (смешение, соединение).
Очень важно для сказок обладать предельно ясной композицией, потому что их жизненность зависит от их простоты: люди должны легко запоминать сказки для того, чтобы в свою очередь их рассказать.
Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Mi piace:
Mi piace Caricamento…
Correlati
Определение, признаки и примеры народных, волшебных и бытовых сказок
Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Какие бывают сказки
Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Фольклорные
Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.
У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.Основные признаки сказки:
- Сказочные штампы «Жили-были», «В некотором царстве».
- Использование пословиц и поговорок.
- Обязательная победа добра в финале.
- Испытания, которые проходят герои, носят воспитательный и нравственный характер.
- Спасённые героем звери, помогают ему выбраться из трудных ситуаций.
Это интересно: аллегория в литературе — что это, примеры.
Бытовые
Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.
Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».
О животных
Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.Волшебные
Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».
Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.
Литературные
Имеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.
Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.
- принадлежность героя к миру волшебства;
- неприязнь между приёмными родителями и детьми;
- герою помогает природа, живые существа и магические атрибуты.
Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).
К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».
Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.
obrazovanie.guru
План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок-исследование волшебной сказки в 4 классе Программа ПНШ (Литературное чтение)
Урок-исследование волшебной сказки на примере русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка» 4 кл. ПНШ
Раздаточный материал:
1) цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная).
2) таблица для групповой работы:
Признаки волшебной сказки |
Фиксация присутствия или отсутствия признака. |
1. Борьба добра со злом | |
2. Троекратные пвторы | |
3. Волшебные числа | |
4. Волшебные события | |
5. Волшебные существа | |
6. Два мира: свой реальный и волшебный | |
7. Тотемизм | |
8. Главный герой ущербный | |
9. Путешествие, совершение подвигов или выполнение приказа |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке литературного чтения присутствуют гости, посмотрим, улыбнемся всем присутствующим и сядем.
— Посмотрите на первый слайд: подумайте, на что я хочу настроить вас, обратите внимание на детали! (слон с большими ушами и сова с большими глазами: все слушать и видеть)
— Вы также обратили внимание, что вы сидите в группах. Скажите, какие качества вам пригодятся на уроке? (терпение, умение слушать, не перебивать….)
— Совершенно верно: эталонами урока будут ТЕРПЕНИЕ В УЧ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЗАИМОПОМОЩИ
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы узнали, что такое сказка, признаки волшебной сказки, читали волш. Сказки…).
— Ребята, на сегодняшнем уроке у нас будут два шага: ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ. Как вы считаете, что мы будем повторять и что исследовать.
— Вы правильно сформулировали тему урока: «Исследование волшебной сказки»
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Итак, начинаем с первого шага: Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)
Стихотворение о сказке ( 1 ученик)
−Спасибо! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)
— Назовите известные вам признаки волшебной сказки? (Троекратное повторение, путешествие, волш. Помощники, волшебные герои, тотемы)
Предполагается работа со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», которые учащиеся читали заранее на предыдущем уроке.
РАБОТА В ГРУППАХ:
3. Исследование сказки «Крошечка-Хаврошечка»
— А сейчас я предлагаю вам исследовать сказку «К-Х». У вас на столе таблицы с признаками волшебной сказки. Те строчки в сказке, которые подтверждают этот признак можете подчеркнуть карандашом. Запишите результаты своих исследований в правую колонку и постарайтесь дать обоснованный ответ.
Физкультминутка.
5. Выступление групп.
− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?
6. «Минутка эрудиции» (учитель рассказывает интересную информацию, обобщает ответы детей)
У древнего человека было свое языческое представление о мире, которые находили воплощение в сказках, а некоторые из них до сих пор находят отголоски и в наше время!!!
- Например, древний человек верил, что часть сохраняет целое: был обычай вешать над входом в дом голову медведя или лося, считалось, что он охраняет дом.
- Все в мире др. человек делил на свой мир и чужой мир: день/ночь, свет/тьма, право/лево
Обычай- поплевать через левое плечо, то есть в тот мир и злые духи отойдут.
Свои цвета и чужие цвета: золотой, белый, черный. Поэтому в сказках на деревьях растут
золотые яблочки.
3) Тотемизм: вера в то, что племя произошло от какого-то животного.
— Перечислите сказки, в которых животное превращается в человека (финист Ясный сокол, царевна-Лягушка, девицы-голубицы, русалки). Обратили внимане, что девочку зовут Хаврошечка? Почему? Кого зовут хавроньей? (свинью)
- Считалось, что если человек пройдет через тотемное животное, он станет непобедим. Как в сказке «К-Х». Даже сегодняшним малышам в кроватку ложат плюшевого медвежонка. Зачем???? (он охраняет малыша, делает его сильнее)
7. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам, будем сочинять свои сказки.)
8. Рефлексия учебной деятельности.
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, что такое сказка.
- Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
- В групповой работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в своей работе (если была).
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я сегодня был терпелив.
- Я доволен своей работой на уроке.
9) Синквейн к уроку (СКАЗКА)
1 строка ________ 1 слово (имя существительное)
2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное)
3 строка ________ ________ _______ 3 слова (глаголы)
4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов
5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)
10) Домашнее задание:
По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».
Познакомься с правилами написания синквейна.
Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам.
В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.
1 строка ________ 1 слово (имя существительное)
2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное или причастие)
3 строка ________ ________ _______ 3 слова (действие — глаголы)
4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов
5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи
Например:
Школа
Радостная, шумная
Учимся, познаём, исследуем
Дети и учителя всегда вместе!
Ура!
nsportal.ru
Русские народные сказки. Основные признаки жанра. — Экспериментальные уроки — Каталог файлов
Чекусова Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназии «Юридическая» г.Волгодонска.
Тема урока: русские народные сказки. Основные признаки, композиция жанра.
Имя урока: в гостях у сказки.
Целеполагания:
- анализируя произведение, помочь учащимся сформулировать определение жанра «сказка»;
- продумать систему работы по формированию навыков выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения;
- продолжить работу по формированию коммуникативных умений учащихся: анализировать, размышлять, дискутировать, обобщать.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент.
II. Предкоммуникативный. Актуализация.
— Сегодня на уроке мы продолжаем изучать жанры устного народного творчества. Как вы считаете, из какого произведения взяты эти строки: «В некотором царстве, в некотором государстве…».
А какие русские народные сказки вы знаете?
— А хорошо ли вы помните содержание этих сказок? Это мы сейчас проверим, поиграв в игру «Сказку нужно вспомнить» (Слайд 1).
Сказки просят:
— А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке …
(Слайд 2 – «Колобок»)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(Слайд 3 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Муха дом себе нашла,
Муха добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов!
(Слайд 4 – «Теремок»)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!..
(Слайд 5 – «Снегурочка»)
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко …
(Слайд 6 – «Петушок – золотой гребешок»)
А дорога – далека.
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок …
(Слайд 7 – «Медведь и Маша»)
Колотил да колотил
По тарелке носом – ничего не проглотил
И остался с носом …
(Слайд 8 – «Лиса и Журавль»)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то!
(Слайд 9 – «Волк и семеро козлят»)
По тропе шагая бодро, Сами воду тащат ведра!..
(Слайд 10 – «По щучьему велению»)
— Молодцы! Хорошо помните содержание русских народных сказок. А на какие две группы можно разделить сказки, которые мы с вами вспомнили?
«Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Снегурочка», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и Маша», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению».
(Волшебные и о животных)
— А какой еще существует вид сказок? Приведите примеры.
(Слайд 11)
Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые.
— А с каким видом сказки вы познакомились, готовясь к сегодняшнему уроку?
(«Царевна-лягушка» — волшебная сказка)
III. Тема, цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать русские народные волшебные сказки и попробуем сами сочинить сказку. Итак, имя нашего урока: «В гостях у сказки» (слайд 12), а для того, чтобы справится с этой работой, (слайд 13) мы должны знать, что такое сказка. Попробуем вместе сформулировать определение данного жанра, а для этого нам необходимо выявить основные признаки сказки.
(Цели и задачи для учащихся записаны на доске)
IV. Объяснение нового материала
— Легко ли вы запоминаете содержание сказок? А почему?
(Интересные, небольшие)
(Слайд 14)
Основные признаки сказки.
1. Короткие.
— А отличается ли сказка по своему содержанию от других жанров фольклора?
( Фантастическое содержание)
— И это второй признак сказки. (Слайд 15)
Основные признаки сказки.
1. Короткие.
2. Фантастические.
— А теперь, основываясь на основные признаки сказки, попробуйте сформулировать определение этого жанра. А чтобы вам легче было, обратите внимание на экран. (Слайд 16) Перед вами ключевые слова, сочетания слов, которые обязательно должны войти в определение. Вместо точек вставьте тот или иной признак.
Сказка – это … истории … характера.
— Верно ли вы сформулировали определение? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашем учебнике на стр. 31.
— Отредактируйте свои определения и запишите его в ваш литературоведческий справочник.
— Теперь мы знаем, что такое сказка, но готовы ли сочинить сказку?
(Нет. Мы не знаем строение сказки: с чего начать, чем закончить…)
— А кто же нам поможет разобраться с этим вопросом. Давайте возьмем волшебный клубочек и посмотрим, куда он нас приведет.
(Слайд с анимацией 18 )
— Ты катись, катись, клубочек,
Укажи нам верный путь,
Где сказка живет,
Чудо-дивное нас ждет.
(Слайд 19)
— Куда же нас привел клубочек?
(На распутье)
— А что написано на дощечках?
(Кроссворд, ребусы, рисунки)
— Как вы считаете, что это обозначает?
(Чтобы продолжить путь, нам нужно разгадать кроссворд (трое учащихся) и ребусы (трое учащихся), нарисовать рисунки (трое учащихся).
— Ну, что ж, придется нам разделиться.
Учащимся по желанию предлагается выполнить тот или иной вид работы в течение 5 минут.
— А пока ваши одноклассники прокладывают нам путь, мы с вами обратимся за помощью к учебнику. Прочитайте статью на стр. 31-32 и запишите в свои тетради элементы композиции сказки. (5 минут)
— Итак, задания выполнены. И что же произошло? Посмотрите на экран. Куда привел нас наш клубочек? Куда мы с вами попали?
(Слайд 20)
( В сказку «Царевна — лягушка»)
— А чтобы путешествовать нам по ней, давайте выполним следующие задания. Выразительно прочитайте начало сказки. А как надо читать сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подберем однокоренные слова к слову «сказка».
Словарная работа
Сказка – рассказывать, сказывать.
— А что значит «сказывать»?
(Сказывать — рассказывать завораживающе, мелодично, чтобы всех заинтересовать. Рассказ можно сопровождать жестами, мимикой)
— А как называется человек, который сказывает сказки?
(Сказитель, бахарь)
— Сегодня на уроке каждый из нас будет сказителем.
Чтение первого абзаца.
— Удалось ли вашему однокласснику выразительно прочитать отрывок из сказки?
— А какой элемент композиции был сейчас прочитан?
(Зачин)
— О чем мы узнаем из зачина?
(О месте действия, о героях, о событии)
— А какие зачины вы еще знаете?
(«В тредевятом царстве, в тредевятом государстве…», «Жили-были…»).
— А теперь выразительно прочитайте конец сказки.
— А как называется этот элемент композиции?
(Концовка)
— А зачем нужна концовка?
(Красиво закончить сказку)
— А какие концовки сказок вы знаете?
— Все ли элементы композиции мы с вами перечислили?
(Не назвали «приказку», потому что ее нет в сказке «Царевна-лягушка»)
— А как вы считаете, для чего нужна присказка?
(Пробудить интерес слушателей)
(Слайд 21)
— Перед вами присказки, которые взяты из различных сказок. Как вы считаете, какая из этих присказок была бы уместна к сказке «Царевна- лягушка»? Почему?
Присказки
1. Без присказки сказки — что без полозьев салазки. Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
2. Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.
(Дискуссия учащихся)
— Давайте еще раз перечислим все элементы композиции сказки.
(Слайд 22)
Элементы композиции сказки
- Присказка
- Зачин
- Концовка
— А для чего в сказках нужны присказка, зачин, концовка?
(Они делают сказку красивой, необыкновенной, фантастической)
— Теперь мы знаем строение сказки, но достаточно ли нам этого, чтобы сочинить сказку? Ответ на этот вопрос нам дадут ученики, которые разгадывали кроссворд.
(Нет. Нужен герой)
— А с какими героями вы познакомились, разгадывая кроссворд?
(Проверка кроссворда) (Слайд 23)
Задания кроссворда «Продолжи название сказки»
- «Никита…» (Кожемяка)
- «Кощей…» (Бессмертный)
- «Василиса…» (Прекрасная)
- «… — Злосчастие» (Горе)
- «… — дурачок» (Иванушка)
- «… — птица» (Жар)
- «Гуси — …» (лебеди)
- «Царевна — …» (змея)
- «…- Яга» (баба)
— А почему имена одних героев записаны в черных клеточках, а другие в белых?
(Герои бывают добрые и злые)
— Назовите добрых и злых героев сказки «Царевна-лягушка».
— А каких добрых героев вы еще знаете?
( Иванушка-дурачок, Василиса-Премудрая …)
— А с какими злыми героями вы встречались, читая русские народные сказки?
( Баба-Яга, Чудо-Юдо …)
— Теперь мы знаем, что такое сказка, знаем ее композицию, героев. Готовы ли мы сочинять сказку?
(Нет. Не знаем, о чем надо рассказывать в сказке.)
— Правильно, и чтобы нам легче было сочинять сказку, давайте составим схему волшебной сказки.
— Вернемся к героям сказки. Существует ли взаимосвязь между добрыми и злыми героями?
(Добрые герои ведут борьбу со злыми)
— Верно, задача волшебной сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
— А с чего начинаются испытания героя? Ответ на этот вопрос нам помогут найти те ученики, которые рисовали рисунки.
(Иван-царевич нарушил запрет: сжег лягушечью кожу)
— А как называется этот элемент сюжета?
(Завязка)
— Что происходит с героем после нарушения запрета?
(Испытания)
— Через какие испытания пришлось пройти Ивану-царевичу?
— Как вы считаете, почему Ивану-царевичу удалось преодолеть все препятствия? Думаю, что на этот вопрос нам помогут ответить те ученики, которые разгадывали ребусы.
Проверка ребусов. (Слайд 23 — 28)
— Кем являются эти герои в сказке?
— Правильно, в волшебных сказках часто присутствуют помощники главного героя.
Проверка ребусов. (Слайд 29 — 34)
— Подберите обобщающее слово к нашим отгадкам.
(Волшебные предметы)
— А зачем нужны в сказке волшебные предметы?
(Они помогают добрым героям)
— А какие элементы сюжета сказки изображены на этих рисунках?
(Кульминация, развязка)
— А как обычно заканчивается сказка?
(Добро побеждает зло)
— Итак, вот мы с вами и составили схему волшебной сказки. Запишите ее в своих тетрадях.
Проверка (Слайд 25)
Схема волшебной сказки
1. Нарушение запрета (завязка).
2. Испытание.
3. Поиски помощников, спасительной магии.
4. Борьба со злыми силами (кульминация).
5. Спасение (развязка).
— Теперь мы с вами знаем и что такое сказка, и ее композицию, и схему волшебной сказки, но и этого нам недостаточно, чтобы приступить к творческой работе. У сказки есть свои художественные приемы. Назовите их? (Данный материал изучался на предыдущих уроках)
(Слайд 26)
Художественные приемы, используемые в сказках
- Постоянные эпитеты
- Сравнения
- Гипербола
- Троекратные повторы
Найдите эти приемы в сказке «Царевна- лягушка» (работа в группах: 1 группа –постоянные эпитеты; 2 группа – сравнения, 3 группа – гиперболы, 4 группа – троекратные повторы).
— Как вы считаете, нужно ли нам знать русские народные сказки? Зачем?
(Поучительные)
— Верно. Ведь не зря же говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему нас учит сказка «Царевна-лягушка», какова ее мораль?
— А вот теперь вы готовы сочинять сказку. С чего начнем?
(Надо выбрать героя)
— Пусть нашей героине будет одна из кукол, которые сделали ваши одноклассницы на уроках технологии. Чем они отличаются друг от друга?
(Первая сделана из ниток, вторая – из фарфора, а третья – из овощей)
Учащиеся выбирают героиню, вместе дают ей имя, определяют свойство материала, из которого сделана кукла, с целью обозначить те испытания, через которые ей предстоит пройти.
IV. Домашнее задание. (Слайд 27)
- Сочинить сказку
- Выучить определения.
- Заполнить тематическое портфолио
Задания по выбору
- Составить кроссворд «В мире сказок»
- Придумать ребусы по теме «Сказка»
- Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке
V. Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего урока и заполните рефлексивные дневники.
VI. Выставление оценок и отметок.
xn--80adiuurn3a.xn--p1ai