cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кружок моя москва – Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Москва»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Москва»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2075»

ГБОУ Школа № 2075

108828, г.Москва, поселение Краснопахорское, с. Красная Пахра

ИНН 5074019252; КПП 775101001; ОГРН 1035011454444

тел. / факс: 8 (495) 850-82-59,

e-mail: [email protected];

web: www.sch3075.mskobr.ru

тел. / факс: 8 (495) 850-82-59,

email: [email protected];

web: www.sch3075mskobr.ru

тел. / факс: 8 (495) 850-82-59,

email: [email protected];

web: www.sch3075mskobr.ru

Рассмитрено

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

краеведческого направления

«Моя Москва»

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Срок реализации – 1 год

Уровень программы – ознакомительный

Педагог, реализующий программу:

Удельнова Людмила Николаевна

МОСКВА

2018-2019 учебный год

Аннотация

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

ЦЕЛЬ курса состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сформировать у школьников представление о Москве;

  • пробудить интерес к прошлому и настоящему города;

  • приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;

  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;

  • раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и

    планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;

  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;

  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;

  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников

).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа кружка рассчитана на учащихся 4 классов начальной школы.

В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • природные условия города;

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;

  • исторические и культурные достопримечательности: Кремль, соборы Кремля, памятники знаменитым москвичам и гражданам России;

  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;

  • быт и нравы жителей древней Москвы;

  • имена и биографии знаменитых москвичей;

  • «адреса» известных жителей города;

  • «литературную и театральную» Москву;

  • «военную историю» Москвы;

  • правила поведения и безопасности в городе;

  • смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция,

  • правила поведения в музее,

  • знать, как предмет старины может рассказать историю родного края.

  • устанавливать связи между: природой города и занятиями жителей в древней Москве;

  • читать план города, охранять объекты, памятники истории и архитектуры родного города;

  • давать оценку деятельности людей с экологической точки зрения;

  • в доступной форме излагать знания о Москве;

  • наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края,

  • уважительно относиться к предметам старины,

  • задавать вопросы, составлять рассказы,

  • выступать перед аудиторией и слушать других.

Место курса в учебном плане

Программа курса «Моя Москва » рассчитана на учащихся 9-11лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Моя МОСКВА «

Тема

Кол-во часов

1

План города

1

2

Округ, в котором живу

1

3

«Крепость внутри города»

1

4

«Белый город»

1

5-6

Прогулка по Бульварному кольцу

2

7

Садовое кольцо. Улицы-валы.

1

8

Загадки для умников и умниц

1

9-10

Как дороги превратились в улицы

2

11

Как Подмосковье стало Москвой

1

12

Город мастеров

1

13

Московские сады.

1

14-16

Городская мозаика

3

17

На Крымском валу

1

18

Реки Московии

1

19

Московские пруды

1

20

Московские горы

1

21

На Поклонной горе

1

22

Где искать в Москве луга, сады, поля и леса?

1

23

Героические страницы истории в названиях улиц

1

24

Недаром помнит вся Россия…

1

25

Гроза двенадцатого года. Музей-панорама «Бородинская битва»

1

26

Улица Народного Ополчения

1

27-28

Улицы имени героев

2

29

Памятники героического прошлого Москвы

1

30-31

Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей

2

32

Памятники моего района

1

33

Московское метро.

1

34

Олимпиада «Что я знаю о Москве»

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

1

План города.

06.09

2

Округ, в котором живу.

13.09

3

«Крепость внутри города.»

20.09

4

«Белый город».

27.09

5

Прогулка по Бульварному кольцу.

04.10

6

Прогулка по Бульварному кольцу.

11.10

7

Садовое кольцо. Улицы-валы.

18.10

8

Загадки для умников и умниц.

25.10

9

Как дороги превратились в улицы.

08.11

10

Как дороги превратились в улицы.

15.11

11

Как Подмосковье стало Москвой.

22.11

12

Город мастеров.

29.11

13

Московские сады.

06.12

14

Городская мозаика.

13.12

15

Городская мозаика.

20.12

16

Городская мозаика.

27.12

17

На Крымском валу.

18

Реки Московии.

19

Московские пруды.

20

Московские горы.

21

На Поклонной горе.

22

Где искать в Москве луга, сады, поля и леса?

23

Героические страницы истории в названиях улиц.

24

Недаром помнит вся Россия…

25

Гроза 1812 года.

26

Улица Народного Ополчения.

27

Улицы имени героев.

28

Улицы имени героев.

29

Памятники героического прошлого Москвы.

30

Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей.

31

Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей.

32

Памятники моего района.

33

Московское метро

34

Олимпиада «Что я знаю о Москве».

Итого: 34ч.

infourok.ru

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Мы узнаём Москву»

Транскрипт

1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 851 Юридический адрес: Москва, ул. Кировоградская, д. 8Г Телефон/факс: 8 (495) ОКПО / ОГРН ИНН/КПП / Рекомендована педсоветом Протокол 69 «28» августа 2015г. Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Мы узнаём Москву» Направленность программы: социально-педагогическая Возраст детей: 6-10 лет Срок реализации: 1 год Уровень: ознакомительный Составитель: педагог дополнительного образования Рыбакова Галина Анатольевна Москва 2015

2 Пояснительная записка Программа «Мы узнаём Москву» предусматривает знакомство с историей города, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями москвичей. Школьники узнают, что город Москва и район Чертаново Северное, в котором они живут, прекрасны своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойными хранителями и продолжателями общего дела, достойными гражданами своей страны, имеющей уникальную историю. Программа актуальна, так как она ориентирует на основную цель общего и дополнительного образования — подготовку разносторонне развитой личности гражданина, воспитанного в традициях отечественной и мировой культуры. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее, видение и поиск глобальных проблем. Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача — усвоение краеведческих знаний, но одновременно идет процесс воспитания таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале — конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, города, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. История страны, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, сострадания и соучастия — вот, что воспитывает настоящего патриота и гражданина.

3 Программа позволяет решать более широкий спектр проблем, подготовка и участие в ней призывает ребенка быть знающим, уметь использовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использованию, уметь быстро и качественно восполнять пробелы в своих знаниях. Практическая значимость программы состоит в том, что ее реализация позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей в лучших национальных традициях. Большое место в реализации Программы отводится экскурсионной деятельности, участию в выполнении заданий городской Олимпиады «Музеи.Парки. Усадьбы» (включая заочный и очный туры). Участие членов объединения «Мы узнаём Москву» в подобных мероприятиях должно способствовать вовлечению детей начальной школы в деятельность по исследованию и изучению наследия родного края, его культуры и истории, побуждать и обучать созданию интересных творческих проектов. Цель и задачи Программы Цель: Расширение образовательного пространства и создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного города через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родной город и Отечество в целом. Задачи: Образовательные задачи: давать детям дополнительные знания по предметам школьной программы в ходе тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских прогулок; изучать памятники истории и архитектуры родного города; формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности. Воспитательные задачи:

4 создавать условия для формирования духовно-нравственной личности на основе уважения исторического, духовного, культурного и трудового наследия своего города; прививать гордость за героическое прошлое нашей Родины; знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, композиторов, прославивших нашу Родину; осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения. Развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать навыки исследовательской работы; формировать систему ценностей и убеждений, способствующих успешной социализации ребенка в современном обществе. Значительное место в программе занимает географический компонент. Так при изучении города и нашего района юные краеведы знакомятся с рельефом местности, на котором возник наш город, реками, растительным миром, населением, промышленностью, проблемами экологии и т.д. Отдельный раздел связан с жизнью и деятельностью великих людей: ученых, писателей, композиторов, политиков. Программа предполагает очное и заочное знакомство с музеями и памятниками г. Москвы, Подмосковья и своего района. Ребенок получает знания с помощью экскурсионных, музейных и мультимедийных средств, расширяя свой кругозор. В непринужденной обстановке он дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования. Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает более широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности, позволяет выполнять свои мини исследования.

5 Тематика разделов функциональна, она может изменятся и дополнятся в рамках данного раздела. Возможна разработка и внедрение новых актуальных тем. Проведение занятий по программе дает возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие исследования, и осуществлять исследования в свободное время. Программа «Мы узнаём Москву» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения, но и возможность, благодаря полученным знаниям, стать участником Всероссийской экспедиции «Моя Родина — Россия». А в дальнейшем в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах других мероприятиях, предусмотренных как программой «Отечество», так и другими похожими программами. В реализации данной программы могут участвовать дети в возрасте от 6 до 10 лет (1-4 класс общеобразовательной школы). Наполняемость группы чел. Занятия проходят во второй половине дня в один из учебных дней, второе занятие (экскурсионное) проводится по субботним дням (1 раз в две недели). Время экскурсии составляет 4 часа с учетом времени в дороге. Экскурсионное занятие проводится для двух групп одновременно. Полная реализация программы рассчитана на 2 часа в неделю для каждой группы обучающихся. Всего 72 часа в год. Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год. Данная модель образования выводит ребенка за пределы школы, наряду с классным преподаванием предлагает беседы, музейные занятия, экскурсии, мини-исследовательскую работу. Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с их

6 ценностями. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Мы узнаём Москву» Первый год обучения Название темы Количество часов т п в 1 Вводное занятие. Правила поведения 1-1 Что делать, если заблудился в городе? 2 Что такое москвоведение, или 2-2 Откуда мы черпаем знания о Москве? 3 Городская символика. Геральдика Герб города. Легенда о Георгии Победонсце 4 Как Москва стала столицей Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю» Разработка маршрутного листа. 6 Памятники Кремля. Царь-пушка Царь-колокол (лепка из пластилина моделей памятников) 7 Экскурсия в Московский Кремль Оформление выставки творческих работ «Московский Кремль» Виртуальная экскурсия «Красная 1 1 2

7 площадь сердце России» Разработка маршрутного листа 10 Памятники Красной площади Экскурсия на Красную площадь Оформление выставки творческих работ «Достопримечательности Красной площади» 13 Виртуальна экскурсия «Главная улица столицы» 14 Тверской первый бульвар Москвы Пушкинская площадь. Памятник А.С. Пушкину. Читаем стихи о Москве. 16 Герои Великой Отечественной войны в топонимике Москвы. Защита мини-проектов. 17 Экскурсия к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены и памятника Г.К Жукову 1Московские музеи. Участие в заочном и очном этапах Городской олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» 9 1 «Знаешь ли ты Москву?» Итоговая викторина Итого: 17ч. 59ч. 76ч.

8 Содержание программы 1.Вводное занятие. Выясняются знания детей о себе, свой семье, населенном пункте, где проживает ребёнок, районе, городе, стране. Проводится инструктаж по ТБ, правилам поведения в общественных местах, обсуждаются правила дорожного движения при переходе улиц, а также рассказывается о том, как себя нужно вести, если заблудился или потерялся в Москве. 2. Раскрываются понятия «краеведения» и «москвоведение». Обозначаются основные темы, которые будут изучены в процессе прохождения программы. 3.В беседе с использованием мультимедийных средств раскрывается понятие «геральдика», рассказывается о гербе и флаге Москвы, легенды о Св. Георгии Победоносце. 4.На доступном для младшего школьного возраста историческом материале с использованием книжно-иллюстративного и мультимедийного материала раскрывается тема о том, как строилась, развивалась Москва и почему в конце концов именно этот город стал столицей государства. 5.На доступном для младшего школьного возраста историческом материале с использованием книжно-иллюстративного и мультимедийного материала раскрывается тема о том, как выглядел Московский Кремль в различные периоды истории. Творческое задание: «Рисуем Московский Кремль». 6.Беседа о памятниках, находящихся на территории современного Московского Кремля. Просмотр видео, фотоматериалов, иллюстраций. Подготовка в экскурсии: составление маршрутного листа, беседа по ТБ. 7.Пешеходная экскурсия по территории Московского Кремля: Соборная площадь, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Ивановская площадь, Колокольня Ивана Великого, Царь-пушка, Царь-колокол. 8.Работа над проектом «Памятники Московского Кремля» (Оформление стенной газеты, лепка макетов Царь-пушки и Царь-колокола, рисование запомнившихся памятников, оформление выставки работ). 9.На доступном для младшего школьного возраста историческом материале

9 с использованием книжно-иллюстративного и мультимедийного материала раскрывается тема о том, как выглядела Красная площадь в разные исторические периоды. 10. Беседа о памятниках, находящихся на территории современной Красной площади. Просмотр видео, фотоматериалов, иллюстраций. Подготовка в экскурсии: составление маршрутного листа, беседа по ТБ. 11. Пешеходная экскурсия по территории Красной площади, знакомство на местности с её достопримечательностями (Храм Василия Блаженного, Лобное место, Спасская башня, Никольская башня, Казанский собор, Здание Исторического музея, Мавзолей). 12. Работа над проектом «Достопримечательности Красной площади» (Оформление стенной газеты, рисование запомнившихся памятников, оформление выставки работ). 13.На доступном для младшего школьного возраста историческом материале с использованием книжно-иллюстративного и мультимедийного материала раскрывается тема, посвящённая Тверской улице (Объяснение названия, достопримечательности Тверской улицы, памятник Юрию Долгорукому и рассказ о великом князе). 14.На доступном для младшего школьного возраста историческом материале с использованием книжно-иллюстративного и мультимедийного материала раскрывается тема, посвящённая первому появившемуся в Москве бульвару, объясняется происхождение его названия, рассказывается о памятнике С.Есенину напротив здания МХАТ им. М.Горького). 15.Подготовка к экскурсии к памятнику А.С. Пушкина на Пушкинской площади. Рассказ о создании памятника, его скульпторе. Чтение стихов поэта. Подготовка в экскурсии: составление маршрутного листа, беседа по ТБ. 16.Пешеходная экскурсия по Пушкинской площади. Чтение стихов у памятника А.С. Пушкину. Прогулка по Тверскому бульвару. 17.На доступном для младшего школьного возраста историческом материале с использованием книжно-иллюстративного и мультимедийного материала

10 раскрывается тема «Память о Великой Отечественной войне в именах московских улиц». Даётся определение понятия «Топонимика». Распределяются темы мини-проектов «Имена героев Великой Отечественной войны живут в московской топонимике» для самостоятельной подготовки. На следующем занятии проводится защита мини-проектов. 18. Пешеходная экскурсия в Александровский сад к Могиле Неизвестного солдата и Вечному Огню, и к памятнику Г.К.Жукову у здания Исторического музея. 19. Участие в городской Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Выполнение заданий заочного тура по схеме : виртуальное знакомство с предложенным педагогом объектом, проведение викторины на проверку полученных знаний, ответы на вопросы организаторов Олимпиады для получения приглашения на посещение того или иного объекта, выполнение индивидуальных заданий (каждый участник отвечает на 1 вопрос используя интернет-ресурсы, справочники), посещение изученного объекта в режиме реального времени, выполнение заданий очного тура, выполнение дополнительных творческих конкурсных заданий, предложенных организаторами. 20.Проведение викторины «Знатоки Москвы», подводящей итоги работы объединения за год. Награждение всех членов объединения за успешную работу. Обсуждение плана дальнейшей краеведческой деятельности на новый учебный год. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Теоретические занятия Организуются в классе в форме бесед, тематических выступлений учащихся с использованием мультимедийных средств. Практические занятия Строятся в форме выполнения творческих заданий, игры, различных практических действий, экскурсий, полевых выходов, проведения праздников (утренников), организации выставок и т.д.

11 Анализ результатов программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитании патриотизма и любви к родному краю. Результативность программы определяется: созданием выставок, участием в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях, созданием каждым участником своего «портфолио» — альбома, где собраны его работы, описаны посещённые экскурсионные объекты по программе «Мы узнаём Москву», анкетированием. В результате изучения материала по дополнительной образовательной программе «Мы узнаём Москву» рассчитываем на: заметное опережение образовательного уровня в области краеведения, сплочение коллектива детей и родителей данного объединения дополнительного образования, повышение культуры взаимоотношений. Список литературы и интернет-ресурсов 1. Баранов Е. Московские легенды. М., Волина В.В. Моя Москва. Прогулки по Кремлю. СПб., Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. М., Горбаневский М. Москвоведение: Учебное пособие. М., Горелова Н.А. «Город чудный, город древний». Материалы по москвоведению для младших школьников. М., Горелова Н.А., Поникарова Н.М. Столетия Москвы. Экспериментальная программа по москвоведению. М., Иванов В. Московский Кремль: Историко-художественные памятники. М., Имена московских улиц. М., Кожевников Р. Скульптурные памятники Москвы. 2-е изд. М., Латышева Г., Рабинович М. Москва и Московский край в прошлом. М., Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 1 и 2 классов М., 1997.

12 12. Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 3-4 классов. М., Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 класса нач. школы / Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. М., Московия. Учебное пособие для учащихся нач. кл. В 3 кн. Кн. 1. Сост. Л.Ф. Климанова и др. 2-е изд. М., Москва в творчестве А.М. Васнецова: Сборник. М., По Кремлю: Краткий путеводитель. Любое изд. 17. Смолицкая Г. Названия московских улиц. М., Интернет-ресурсы: энциклопедия Кирилла и Мефодия. города России, информация, история, справки. гербы городов России. происхождение и толкование имён. электронная версия путеводителя С.К. Романюка «По землям московских сёл и слобод». Ч. 1 и 2. М., 1998, электронная версия книги Г.П. Латышевой и М.Г. Рабиновича «Москва и Московский край в прошлом». М., ссылки на электронные версии статей о Москве. каталог ссылок по Москве. «Окликни улицы Москвы»; материалы и статьи по топонимии известного московского топонимиста,

13 автора многочисленных научных публикаций и книг М.В.Горбаневского. Также на сайте: законодательство по топонимике Москвы, антология стихотворений о Москве, топонимический словарь. Главная страница портала «Москва


docplayer.ru

Рабочая программа (2,3,4 класс) по теме: Авторская программа внеурочной деятельности «Моя Москва»

Пояснительная записка

Предмет москвоведение дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы в условиях дополнительного образования, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых уроков по москвоведению.

Программа внеурочной деятельности основана на базовом курсе москвоведения, задача которого состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Между тем, методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в разных жизненных ситуациях (надпредметно).

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
  • формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • умение анализировать и оформлять полученные знания;
  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

Содержание программы

Базовый предмет искусства

Театрально-сценическая деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Классное мероприятие

Внешкольное мероприятие

  1. Москва – наш город.

Как Москва росла. «Годовые кольца Москвы». Адрес.

Музыка.

Разучивание песни «С чего начинается родина» (Сл. — М. Л. Матусовский, муз. — В. Е. Баснер)

Конкурс чтецов.

Стихи о Москве.

Изготовление открыток

«С Днем рождения, Москва!»

Классный час «Байки, поведанные москвичком-старичком»

Прогулка на День города. Фоторепортаж.

  1. Добрые волшебники города.

Знакомство со службами города, социально-бытовыми объектами и профессиями людей, работающих на них.

Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Магазин», «Зоопарк» и т.п.

Выставка рисунков «Городские профессии»

Рассказ родителей о своей профессии (врач, продавец, диспетчер и т.д.)

Экскурсия на предприятие (почта, аптека, магазин, пожарное депо и т.д.)

  1. Городская символика.

Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.

Музыка.

Разучивание гимна Москвы

Изображение личного герба

Классный час «Кто управляет городом»

Подбор материалов «Где встречается символика города Москвы»

  1. Московская мозаика.

Административные округа Москвы. История Западного округа. Район, в котором мы живем и учимся.

Разучивание гимна ЗАО.

История района Кунцево. Что изображено на гербе района.

Разработка и проведение экскурсии по району, подготовка отчетов «Наш район»

  1. Стены древнего Кремля.

      Зачем Москве нужна была крепость. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Башни древней Москвы.

Оформление альбома «Московский Кремль»

Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю». Разработка маршрутного листа.

Экскурсия в Оружейную палату

  1. Прогулка по Кремлю.

Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».

Конкурс-инсценировка «Во всю Ивановскую»

Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола

Работа над альбомом «Московский Кремль»

Экскурсия в Большой Кремлевский дворец

  1. Главная площадь страны.

Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля.

Изобразительное искусство

«А из нашего окна»

Литературно-сценическая зарисовка «Красная площадь сквозь века»

Изготовление лего-макета Красной площади

Классный час «На Красной площади парад»

Прогулка с родителями по Красной площади

  1. Герои Великой Отечественной войны в названиях городских улиц.

Имена героев. Площадь Победы. Поклонная гора.

Музыка.

Песни на военную тематику

Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам»

Выставка рисунков «Они сражались за Родину»

Составление классной Книги памяти

Посещение мемориала в Александровском саду

  1. История города в названиях улиц.

Война 1812 года в названиях улиц нашего округа.

Изготовление макета Бородинского сражения.

Экскурсия в Бородинскую панораму.

  1. Главная улица столицы.

Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь.

Изобразительное искусство

«Сказки Пушкина»

Постановка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»

Составление путеводителя по главной улице Москвы

 

  1. Памятники и мемориалы Москвы.

Воплощенная история города и родного района.

Изготовление открыток «Памятники Москвы».

Для чего люди берегут память о значительных событиях и великих людях.

Фоторепортаж «Памятники Кунцева»

  1. Московская архитектура.

Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.

Моделирование города будущего

Заседание круглого стола «Красота нашего города»

Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева

  1. Московский транспорт.

История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.

Инсценировка «Песни старого извозчика»

Коллаж «От кареты до метро»

Классный час «Азбука безопасности в городе»

Посещение с родителями Музея московского метро (по ЧТ, 9.00-16.00, ул. Хамовнический Вал, 36, юж вестиб ст м Спортивная)

  1. Московская природа.

Кто живет в московских лесах.. Что растет в московских парках. Красная книга.

Игра-шарада «Угадай животное»

Конкурс ландшафтного дизайна – изготовление макета парка/сквера

Изучение гербария. Беседа о бережном отношении к природе

Изготовление кормушек «Птичья столовая»

  1. Московские реки.

Значение рек для жизни города. Главная река Москвы.

Изобразительное искусство «Узор в полосе»

Конструирование модели городского моста

Фоторепортаж «Реки, речки и речушки»

  1. Московские музеи.

Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях.

Беседа о правилах поведения в музее.

Посещение с родителями городских музеев и подготовка к творческой защите «Самый интересный музей»

  1.  Путешествие по Москве на машине времени.

Москва деревянная. Москва белокаменная. Лубяной торг.

Автобусная экскурсия «Мифы и легенды Москвы»

  1. Как жили москвичи раньше.

Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.

Классный час «Как освещались московские улицы».

Посещение выставки «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове»(Измайловское ш., 73-ж).

Экскурсия в музей «Огни Москвы» (Армянский пер., 3).

  1. Семейные праздники москвичей.

Свадьба. Новоселье. Крестины. Что такое обряды.

Новый год. Масленица.

Разучивание обрядовых песен.

Посещение выставки «Масленица в Музее русского костюма и быта в Измайлове»

  1. Маленькие москвичи.

Игры и игрушки древних москвичей. Ролевые игры.

Проведение старинных игр.

Изготовление игрушек из природного материала.

Экскурсия «Волшебный сундучок» в Музее русской усадебной культуры (Тополевая аллея, 6).

  1. Город мастеров.

Московские ремесленники. Ремесленные слободы.

Выставка-ярмарка.

Экскурсия в Музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3).

  1. Дорогая моя столица.

Устный журнал «Золотая моя Москва»

Москва старинная. Москва наших бабушек. Москва современная. Оформление фотовыставки.

Подготовка и проведение викторины «На семи холмах».

Экскурсия на Поклонную гору.

nsportal.ru

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Прогулки по Москве»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ШКОЛА № 2012 «миротворец»

109559, Москва, Верхние поля ул., 47, корп. 1

«Утверждаю»

Директор школы Мягкова А.П.

« » июня 2016 года

Тел/факс 8-495-658-49-91, e-mail: [email protected], http://sch3012uv.mskobr.ru

Дополнительная

общеобразовательная программа

« Прогулки по Москве »

Возраст —

Срок реализации — 1 год

Тип программы —

Руководитель : Семикина С.В.

13-141

модифицированная

Москва

2016 год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

— Свободно ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца и Камер-Коллежского вала; уметь работать с картой и ориентироваться по ней.

Обучающиеся также будут знать:

  • основные исторические местности и улицы столицы и краткие исторические сведения о них;

  • основные памятники истории и архитектуры Москвы;

  • основные принципы планировки Москвы.

Кроме того, обучающиеся смогут вести самостоятельную исследовательскую работу по изучению Москвы.

2. Содержание программы

В данной программе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.

Содержание курса предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка, позволяет учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Москвы.

Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («символика») объясняют лишь небольшую часть: герб, флаг, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и культуре, дает возможность развивать у детей ассоциативное мышление.

Базовый предмет искусства

Театрально-сценическая деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Классное мероприятие

Внешкольное мероприятие

  1. Москва – наш город.

Как Москва росла. «Годовые кольца Москвы». Адрес.

Музыка.

Разучивание песни «С чего начинается родина» (Сл. — М. Л. Матусовский, муз. — В. Е. Баснер)

Конкурс чтецов.

Стихи о Москве.

Изготовление открыток

«Моя, Москва!»

Классный час «Байки, поведанные москвичком-старичком»

Прогулка по улицам города. Фоторепортаж.

  1. Добрые волшебники города.

Знакомство со службами города, социально-бытовыми объектами и профессиями людей, работающих на них.

Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Магазин», «Зоопарк» и т.п.

Выставка рисунков «Городские профессии»

Рассказ родителей о своей профессии (врач, продавец, диспетчер и т.д.)

Экскурсия на предприятие (почта, аптека, магазин, пожарное депо и т.д.)

  1. Городская символика.

Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.

Музыка.

Разучивание гимна Москвы

Изображение личного герба

Классный час «Кто управляет городом»

Подбор материалов «Где встречается символика города Москвы»

  1. Стены древнего Кремля.

Зачем Москве нужна была крепость. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Башни древней Москвы.

Оформление альбома «Московский Кремль»

Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю». Разработка маршрутного листа.

Экскурсия в Оружейную палату

  1. Прогулка по Кремлю.

Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».

Конкурс-инсценировка «Во всю Ивановскую»

Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола

Работа над альбомом «Московский Кремль»

Экскурсия в Большой Кремлевский дворец

  1. Главная площадь страны.

Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля.

Изобразительное искусство

«А из нашего окна»

Литературно-сценическая зарисовка «Красная площадь сквозь века»

Изготовление лего-макета Красной площади

Классный час «На Красной площади парад»

Прогулка с родителями по Красной площади

  1. Герои Великой Отечественной войны в названиях городских улиц.

Имена героев. Площадь Победы. Поклонная гора.

Музыка.

Песни на военную тематику

Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам»

Выставка рисунков «Они сражались за Родину»

Составление классной Книги памяти

Посещение мемориала в Александровском саду

  1. Главная улица столицы.

Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь.

Изобразительное искусство

«Сказки Пушкина»

Постановка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»

Составление путеводителя по главной улице Москвы

  1. Памятники и мемориалы Москвы.

Воплощенная история города и родного района.

Изготовление открыток «Памятники Москвы».

Для чего люди берегут память о значительных событиях и великих людях.

Фоторепортаж «Памятники Люблино»

  1. Московская архитектура.

Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.

Моделирование города будущего

Заседание круглого стола «Красота нашего города»

Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева

  1. Московский транспорт.

История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.

Инсценировка «Песни старого извозчика»

Коллаж «От кареты до метро»

Классный час «Азбука безопасности в городе»

Посещение с родителями Музея московского метро (по ЧТ, 9.00-16.00, ул. Хамовнический Вал, 36, юж вестиб ст м Спортивная)

  1. Московская природа.

Кто живет в московских лесах.. Что растет в московских парках. Красная книга.

Игра-шарада «Угадай животное»

Конкурс ландшафтного дизайна – изготовление макета парка/сквера

Изучение гербария. Беседа о бережном отношении к природе

Изготовление кормушек «Птичья столовая»

  1. Московские реки.

Значение рек для жизни города. Главная река Москвы.

Изобразительное искусство «Узор в полосе»

Конструирование модели городского моста

Фоторепортаж «Реки, речки и речушки»

  1. Московские музеи.

Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях.

Беседа о правилах поведения в музее.

Участие в олимпиаде «Музеи.Парки.Усадьбы»

  1. Путешествие по Москве на машине времени.

Москва деревянная. Москва белокаменная. Лубяной торг.

Участие в олимпиаде «Музеи.парки.Усадьбы»

  1. Как жили москвичи раньше.

Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.

Классный час «Как освещались московские улицы».

Посещение выставки «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове»(Измайловское ш., 73-ж).

Экскурсия в музей «Огни Москвы» (Армянский пер., 3).

  1. Семейные праздники москвичей.

Свадьба. Новоселье. Крестины. Что такое обряды.

Новый год. Масленица.

Разучивание обрядовых песен.

Посещение выставки «Масленица в Музее русского костюма и быта в Измайлове»

  1. Город мастеров.

Московские ремесленники. Ремесленные слободы.

Выставка-ярмарка.

Экскурсия в Музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3).

3. Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1.

Москва – наш город!

1

2.

Добрые волшебники города.

1

3.

Городская символика.

2

4.

Стены Древнего Кремля.

2

5.

Прогулка по Кремлю.

2

6.

Главная площадь страны.

2

7.

Герои Великой Отечественной Войны в названиях улиц.

2

8.

Главная улица столицы.

2

9.

Памятники и мемориалы Москвы.

2

10.

Московская архитектура.

2

11.

Московский транспорт.

2

12.

Московская природа.

2

13.

Московские реки.

2

14.

Московские музеи.

2

15.

Путешествие по Москве на машине времени.

2

16.

Как жили москвичи раньше.

2

17.

Семейные праздники москвичей.

2

18.

Город мастеров.

2

multiurok.ru

Программа историко-краеведческого кружка «Москва и москвичи»

Утверждено:____________________

Протокол № ____ от __________20__г.

Директор ГБОУ СПО КС № 54

И.А.Павлюк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. МОСКВЫ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

ПРОГРАММА

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА

«МОСКВА и МОСКВИЧИ»

Программа ориентирована на обучающихся старшего возраста

Срок реализации: 1 год.

Автор: Ботогова Любовь Васильевна – педагог-организатор, первой квалификационной категории.

Москва 2014-2015 уч.г.

Пояснительная записка.

Краеведческую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей. Краеведение имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала обучающихся, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Туристско–краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.

Основные цели и задачи программы:

Цель: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее, создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого обучающегося.

Задачи:

  • дать знания, умения и навыки по основам краеведческой деятельности;

  • формирование нравственной позиции обучающихся с использованием воспитательного потенциала краеведения;

  • содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;

  • формирование навыков поисково – исследовательской деятельности обучающихся.

  • привитие интереса к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

  • развиватие инициативы и индивидуальных способностей обучающихся.

Программа занятий краеведческого кружка рассчитана на обучающихся старшего возраста. Программа занятий кружка, рассчитанная на 4 часа в неделю на протяжении всего учебного года (144 часа в год), включает теоретические (аудиторные — примерно 1/3) и практические (внеаудиторные — примерно 2/3) занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для обучающихся, позволяет избавиться от однообразности занятий, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям обучающихся, которые интересуются историческим краеведением и экскурсионным туризмом.

Структура занятий состоит из заседаний кружка (теоретической подготовки: лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся руководителем кружка в помещении колледжа или в местах проведения экскурсий) и практической части (разработки экскурсионных маршрутов, однодневных и многодневных экскурсий, краеведческих мероприятий, которые несут в себе и познавательные и воспитательные цели). Проведение краеведческого вечера, выполнение краеведческих заданий, разработка экскурсионных маршрутов дает возможность обучающимся попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.

Программа учитывает особенности учебно-воспитательного процесса и поэтому большинство экскурсий проводится после уроков или в выходные дни, а многодневные экскурсии – в выходные дни и во время зимних каникул. Программа рассчитана таким образом, чтобы каждый месяц кроме теоретических занятий проводились и экскурсионно-краеведческие мероприятия.

Характерной особенностью работы туристско-краеведческого кружка является постоянная связь с широким кругом учреждений и общественных организаций: это краеведческие музеи, архивы, советы ветеранов войны и труда, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры и т. д.

Общая концепция программы – «Каждому человеку должны быть доступны рекреационные возможности Московского региона как основа культурного, эстетического и нравственного развития».

Новизна программы

  • Системный подход к содержанию материала

  • Развитие межпредметных связей: элементы программы интегрируются с такими предметами как география, история, культурология, русский язык и культура речи, экология.

  • Практическая разработка экскурсионных маршрутов своего района.

Особенности содержания курса

  • Дает представление о краеведении как способе познания окружающего мира.

  • Развивает творческую активность.

  • Пропагандирует здоровый образ жизни.

  • Обучает навыкам решения разнообразных практических задач.

  • Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других изучаемых дисциплин.

Формы отслеживания результатов

Этапами проверки достигнутых результатов являются однодневные и многодневные экскурсии, совершаемые в течение всего учебного года в выходные дни и каникулярное время, подготовка и составление отчетов по путешествиям, а также участие в туристско-краеведческих конкурсах.

В ходе реализации программы краеведческого кружка происходит

формирование основных потенциалов личности:

  • Познавательный потенциал: развитость мышления, познавательная активность, сформированность навыков исследовательской деятельности;

  • Нравственный потенциал: сформированность таких нравственных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, уважение к старшим, ответственность;

  • Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

  • Коммуникативный потенциал: умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую деятельность, знание норм этикета;

  • Физический потенциал: через туристско-поисковую деятельность – сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.

Контроль и руководство по выполнению программы:

Заместитель директора ГБОУ СПО КС № 54 Крылова Е.В.

Руководитель структурного подразделения по дополнительному образованию Филиппов В.М.

Педагог дополнительного образования Ботогова Л.В.

В результате посещения занятий краеведческого кружка ребята приобретают

следующие знания, умения и навыки:

  • Знание о своей малой родине;

  • Знание культурного наследия предков;

  • Знание жизни и деятельности земляков;

  • Знание военной истории города, района, семьи;

  • Навык исследовательской деятельности;

  • Навык коллективной деятельности;

  • Навык оформительской работы;

  • Навыки практической деятельности;

  • Умения и навыки краеведческой работы;

  • Умения разрабатывать простейшие маршруты выходного дня;

  • Развитие эстетического вкуса;

  • Развитие культуры речи.

Тематическое планирование

на 2014 – 2015 учебный год

Тема

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вводное занятие.

Летопись родного края

Природное наследие.

Традиции празднования Нового года и Рождества в России.

Родословие

Земляки. Личность в истории

Культурное наследие

Этнография

Военная история Московского региона

Итоговый отчет

2

10

8

2

4

4

8

8

6

14

18

4

8

10

20

16

17

3

Итого:

50

112

Всего:

162

УТВЕРЖДАЮ:

Календарно – тематический план

на 2014 — 2015 уч. Год

Дата

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

02.10.14

I. Вводное занятие.

1. Что изучает краеведение. Объекты краеведческой работы. Моя малая Родина.

2

2

II. Тема: Летопись родного края.

24

10

14

03.10.14

2.1 История строительства и возвышения Москвы.

2

09.10.14

10.10.14

2.2 Экскурсия в Московский Кремль и Красную площадь.

4

16.10.14

2.3 Жили были москвичи.

2

17.10.14

2.4 Экскурсия в музей «Времен связующая нить».

2

23.10.14

2.5 Москва Гиляровского.

2

24.10.14

2.6 Экскурсия по историческим местам Замоскворечья.

2

30.10.14

2.7 Московский регион вчера, сегодня, завтра.

2

31.10.14

2.8 Экскурсия в Музей истории Москвы.

2

06.11.14

2.9 Система профессионального образования: от истоков до сегодняшних дней. Мое учебное заведение — объект краеведения.

2

07.11.14

2.10 Экскурсия в музей профтехобразования Москвы.

2

13.11.14

2.11. Экскурсия в музей Истории телесных наказаний.

2

III. Тема: «Природное наследие».

26

8

18

14.11.14

3.1 Экологические проблемы Московского региона.

2

20.11.14

3.2 Природные парки и заповедники Московского региона.

2

21.11.14

3.3 Экскурсия в природный парк Лосиный остров.

2

27.11.14

3.4 Экскурсия на лосиную ферму

2

28.11.14

3.5 Экскурсия в парк Сокольники. Соколиная охота.

2

04.12.14

3.6 Гидрографические ресурсы Московского региона.

2

06.12.14 (суббота)

3.7 Экскурсия на Останкинскую телебашню.

2

11.12.14

3.8 Экскурсия в музей воды.

2

12.12.14

3.9 Роль природных ресурсов в хозяйственной жизни жителей Московского региона.

2

18.12.14

3.10 Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства «Ладья — 2015».

2

19.12.14

3.11 Экскурсия на одно из предприятий Москвы.

2

25.12.14

3.12 Экскурсия на ВДНХ.

2

26.12.14

3.13 Фотоэкскурсия «Родные уголки Москвы и Подмосковья» — зима.

2

ИТОГО за 1-й семестр

52 часа

20 часов

32 часа

II СЕМЕСТР

Тема IV: “Традиции празднования Нового года и рождества в России».

6

2

4

4.1 Традиции празднования Нового года и Рождества в России.

2

4.2 Празднование Нового года и Рождества на праздничных площадках Москвы.

4

Тема V: “Родословие

12

4

8

5.1 Наука генеалогия. Приемы составления генеалогических таблиц

2

5.2 Проведение анкетирования «Семейная память». Сбор материалов в «КНИГУ ПАМЯТИ» музея.

4

5.3 История семьи в истории страны. Работа над презентацией.

2

2

5.4 Экскурсия в музей Бахрушина.

2

Тема VI: «Земляки. Личности в истории».

14

4

10

6.1 Мои земляки и соотечественники — великие личности в истории России (писатели, поэты).

2

2

6.2 Мои земляки и соотечественники — великие личности в истории России (художники, архитектора, скульпторы, музыканты).

2

2

6.3 Экскурсия в музей-усадьбу Кусково.

2

6.4 Экскурсия в музей-усадьбу Кузьминки.

2

6.5 Работа с ветеранскими организациями колледжа, Таганского района и района Замоскворечье.

2

Тема VII: “Культурное наследие».

28

8

20

7.1 Историко-культурное наследие Московского региона.

2

7.2 Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства.

2

7.3 Мировые религии в Москве

2

7.4 Экскурсия в православный храм, костел, синагогу, мечеть.

4

7.5 Монастыри Москвы и Подмосковья — духовное наследие России.

2

7.6 Экскурсия в Новодевичий монастырь.

2

7.7 Экскурсия в Марфо-мариинскую обитель.

2

7.8 Русская усадьба. Лефортово.

2

7.9 Экскурсия в музей-усадьбу Астафьево (русский парнас).

6

7.10 Экскурсия на Мосфильм.

2

7.11 Экскурсия в музей Русская гармоника.

2

Тема VIII: “Этнография».

24

8

16

8.1 Что изучает этнография. Фольклор.

2

8.2 Экскурсия в этнографический музей.

2

8.3 Поход выходного дня в Этномир.

2

6

8.4 Посещение фольклорного праздника.

2

8.5 Посещение фольклорного концерта.

2

8.6 Фотоэкскурсия «Москва весенняя».

2

8.7 Народные игры, обычаи, обряды, праздники.

2

8.8 Подготовка и проведение фольклорного праздника.

2

2

Тема IX: “Военная история Московского региона».

23

6

17

9.1 Москва и москвичи в военные годы.

2

9.2 Основные вехи битвы за Москву 1941 г. Линия обороны Москвы.

2

9.3 Экскурсия в музей обороны Москвы на Юго-западной.

2

9.4 Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции к 70-летию Победы.

5

9.5 Экскурсия в музей 49 армии в ОП № 6 (на Басовской).

2

9.6 Работа с ветеранами войны Советов ветеранов Таганки и Замоскворечья.

2

9.7 Участие в ночной акции «Вахта памяти — вечный огонь» в День Памяти и Скорби 22 июня.

8

Тема X: “Итоговый отчет».

3

3

ИТОГО за 2-Й семестр

110

32

78

ИТОГО ЗА ГОД:

162

50

112

КТП составлено педагогом-организатором первой квалификационной категории Ботоговой Л.В.

infourok.ru

Программа по курсу внеурочной деятельности » моя москва» 1 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла №1388 города Москвы.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ №1388

« » ____________2011 года ________________________
Рыбакова Н.А.


«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО Протокол №1

от « »_______________2011 года

____________________________
Кирпичева О.Б.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОЯ МОСКВА”

1 КЛАСС

Составитель :

Тикунова С.В.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа

определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает ещё в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему, и формируется у ребёнка постепенно, в ходе воспитания любви к ближ – ним, детскому саду, школе, улице, городу, родным местам, родной стране, её природе и всему живому. Знакомство с двором, улицей, районом, где ученик живёт и учится, спо –собствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Яркими событиями являются походы, во время которых дети на только получают представление о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться самыми красивыми местами, разнообразным ландшафтом,

замечательной природой. Целевые экскурсии в магазин, библиотеку, на почту или стадион

помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района,

формируют у младших школьников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района. При ознакомлении с историей района учащиеся расcпрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия района, улицы, на которой они живут и учатся. Взрослые сообщают ребятам об известных людях района. На занятиях дети обмениваются полученной информацией, предлагают свои версии возникновения некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в школьном музее, способствует уточнению и дополнению знаний учащихся. В результате возрастает познавательный интерес к истории района и

уважение к знаменитым землякам.

Программа внеурочной деятельности «Моя Москва» подводит учащихся к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Школьники

знакомятся с флагом и гербом Москвы, изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

Цель программы: формирование у младших школьников представление о Москве, пробуждение интереса к прошлому и настоящему города, приобщение детей к отечественной культуре и истории, заложение основ знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем.

Задача курса:


  • воспитать гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры.

Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Курс рассчитан на 33 недели, 1 час в неделю.

Учебно – тематический план.



Тема

Количество часов

1


Москва – наш город.

1

2

Символы Москвы.

1

3

Административные округа Москвы.

ЦАО – округ, в котором я живу и учусь.


1

4

Тверской район Москвы.

1

5

Улица, на которой находится наша школа.

1

6

Озеленение Москвы.

1

7

Театры Москвы.

1

8

Театр кукол имени С.В.Образцова.

1

9


Мой школьный двор.

1

10

Дорога от школы до дома.

1

11

Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи.

1

12

Как Москва строилась. Москва деревянная.

1

13

Беды и пожары.

1

14

Москва белокаменная.

1

15

Башни и стены Кремля.

2

16

Прогулка по Кремлю.

3

17

Красная площадь.

1

18

Реки Москвы.

2

19

Сады Москвы.

1

20

Почта России. История почты.

3

21

Путешествие по улицам Москвы.

3

22

Московский зоопарк.

3

23

Московские музеи.

1

Итого: 33

Содержание курса.

Тема 1. Москва – наш город.

Выяснение представления детей о Москве. Москва – столица России. Общие сведения : географическое положение, рельеф, климат, население.

Тема 2. Символы Москвы.

Геральдика. Герб города. Герб, флаг, гимн Москвы.

Тема 3. Административные округа Москвы. ЦАО – округ, в котором я живу и учусь.

Деление города на округа, районы. Центральный округ. Общие сведения.

Тема 4. Тверской район Москвы.

Общие сведения: герб, достопримечательности, музеи, театры и др.

Тема 5. Улица, на которой находится наша школа.

Происхождение названия улицы Долгоруковской. Мемориальная доска (ул.Долгоруковская, дом 40).Памятники архитектуры улицы.

Тема 6. Озеленение Москвы.

Озеленение городских территорий, благоустройство Москвы. ГУП «Мосзеленхоз».

Тема 7. Театры Москвы.

Виды театров. Театральная площадь: Большой театр, Малый театр, Российский Молодёжный театр. Посещение одного из театров.

Тема 8. Театр кукол им. С.В. Образцова.

История и общие сведения о театре. Памятник С.В. Образцову. Экскурсия.

Тема 9. Мой школьный двор.

Школьный двор. Площадки для игр и спорта. Озеленение.

Тема 10. Дорога от школы до дома.

Опасные места дороги от школы до дома.

Тема 11. Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи.

Древние поселения на берегах речки Неглинной. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве в летописи. Выгодное положение Москвы.

Тема 12. Как Москва строилась. Москва деревянная.

Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким. Кремль при Иване Калите.

Тема 13. Беды и пожары.

Набеги врагов. Хан Батый. Московские пожары.

Тема 14. Москва белокаменная.

Строительство кремлёвских стен из белого камня.

Тема 15. Башни и стены Кремля.

Башни Кремля ( круглые, четырёхугольные). Кремлёвские куранты.

Тема 16. Прогулка по Кремлю.

Памятники Кремля. Царь – пушка. Царь – колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня « Иван Великий».

Тема 17. Красная площадь.

Красная площадь – главная площадь страны. Почему площадь назвали Красной? Покровский собор (храм Василия Блаженного). Памятник Минину и Пожарскому. Лобное место. Исторический музей.

Тема 18. Реки Москвы.

Значение рек для жизни города. Главная река Москвы. Река Неглинная.

Тема 19. Сады Москвы.

Александровский сад. История сада « Эрмитаж». Экскурсия в сад «Эрмитаж».

Тема 20. Почта России. История почты.

История почты. Пишем письмо. Экскурсия на почту.

Тема 21. Путешествие по улицам Москвы.

Улица Тверская – главная улица столицы. Памятники и площади.

Тема 22. Московский зоопарк.

Экскурсия в Московский зоопарк.

Тема 23. Московские музеи.

Музеи Москвы. Экскурсия в один из музеев Москвы.

Список литературы.

Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение,2011.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М.: Просвещение,2011.

Горелова Н.А., Игонина Г.С. Москвоведение в начальной школе.

М.: АНО ИЦ « Москвоведение», 2002.

Подосёнова И.П. История Москвы. Московский институт повышения квалификации работников образования. Москва,1996.

mognovse.ru

Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества / Образование / Госуслуги Москвы

Запрос (заявление) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

паспорт заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Документ, подтверждающий полномочия законного представителя несовершеннолетнего (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документ предоставляется в оригинале или ином виде,заверенном в соответствии с требованиями действующего законодательства

свидетельство о рождении претендента (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

www.mos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *