Кружок гитары – Программа кружка «Гитара»
Программа работы кружка «Гитарист»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Гитарист» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для обучения детей игре на шестиструнной гитаре.
Гитара обладает целым рядом присущих только ей одной музыкальных красок и особенностей, которые делают её инструментом самобытным и оригинальным. Эти качества гитары всегда привлекали к себе внимание слушателей, любителей музыки и вызывали стремление к серьёзному изучению этого инструмента.
Новизна программы заключается в том, что весь материал, предлагаемый для изучения, представлен в очень простой и доступной форме, в отличие от многих изданий по этой тематике. Материал будет доступен для всех, кто первый раз берет в руки инструмент.
В условиях современной всеобщей компьютеризации данная программа становится очень актуальной, так как позволяет отвлечь ребенка от агрессивной информационной среды, которая его окружает. Живое общение с друзьями, приобщение к музыкальной культуре, прослушивание музыкальных произведений развивает творческие способности, общую культуру личности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Музыкальное творчество так же способствует организации содержательного досуга.
Новый вид деятельности всегда пробуждает интерес к познанию. Может быть, в будущем кто-то из ребят выберет игру на инструменте своей профессией.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами и возможностями музыкального искусства, а так же формирование интереса к народной музыкальной культуре.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Воспитательные:
1. Изучить основы музыкальной грамоты.
2. Дать определенный объем знаний в области истории и развития музыкальной культуры, народного творчества.
3. Научить разбираться в музыкальных стилях и жанрах.
Развивающие:
4. Развить эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию и воображение.
Развивающие:
5. Воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение.
Отличительной особенностью данной программе является её простота и доступность для понимания детей разного возраста. Так как самоучители и другие пособия для самостоятельного изучения инструмента очень сложны даже для освоения взрослыми обучающимися, предлагаемая программа является востребованной в системе дополнительного образования детей. Данная программа является вариативной, при возникновении необходимости возможна корректировка содержания. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 72 часа.
Возрастная группа: 8 – 14 лет. Набор в кружок осуществляется без вступительных испытаний, зачисляются все желающие. Занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально 2 раза в неделю, по одному учебному часу.
Формы проведения занятий – практические занятия, самостоятельная работа.
Весь курс обучения игре на гитаре условно делится на изучение основных тем. Каждая тема охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса. Определены основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести обучающиеся.
Прогнозируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны
Знать:
1. Устройство гитары и извлечение звука.
2. Обозначения пальцев правой и левой руки и номера струн.
3. Расположение нот на грифе гитары.
4. Длительность нот.
Уметь:
1. Правильно выбрать гитару при покупке.
2. Настроить гитару двумя способами.
3. Правильно сидеть и держать гитару.
4. Исполнять простейшие мелодии.
5. Исполнять простейшие начальные аккорды.
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности, участие в смотрах и конкурсах. Для реализации данной программы необходимо наличие отдельного класса, для индивидуальных занятий не менее двух гитар, методическая литература, магнитофон, фонотека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2
Основные положения. Устройство гитары. Уход и обслуживание.
9
4
5
3
Обучение игре на инструменте
55
17,5
37,5
4
Концертная деятельность
6
—
6
5
Итоговое занятие
1
1
—
Итого:
72
23
49
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Беседа о формах предстоящей работы: теория, практика.
Правила безопасности, знакомство с кабинетом, расписание занятий.
Цели и задачи обучения, обоснование необходимости выше перечисленного.
Основные положения, устройство инструмента, уход и обслуживание.
Классификация гитар, части и устройство гитары, предназначение элементов инструмента. Правила выбора гитары при покупке и доводка гитары до рабочего состояния. Классификация струн, их выбор, установка на гитару. Настройка гитары, посадка гитариста, постановка рук, положение корпуса. Способы извлечения звука (ногтевой, безногтевой). Что никогда не нужно делать при игре на гитаре.
Обучение игре на инструменте.
Равномерное движение долей, темп, ритм, постановка левой руки, нумерация пальцев левой руки, исполнение упражнений направленных на повышение подвижности пальцев.
Музыкальный звук как наименьший структурный элемент музыки. Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы, длительность нот. Занятия на развитие внимания слуха, ритмики. Высота звука, громкость, тембр. Нотная запись, краткие сведения из истории нотации, элементы нотного знака.
Начальные сведения об аккордах, знаки альтерации, расположение нот на грифе гитары. Исполнение простейших произведений, этюдов.
Концертная деятельность.
Участие в концертных программах ДДТ.
Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения. Планы на летний период.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение детей игре на музыкальном инструменте должно вестись в двух главных взаимосвязанных направлениях.
Одно из них предполагает нормирование и развитие, совершенствование техники игры на музыкальном инструменте, как необходимого средства для достижения художественного результата музыкального исполнения. Другое направление ставит своей целью формирование, развитие и совершенствование навыков художественного исполнения музыкального произведения изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средст, таких как динамика, артикуляция и т.д.
Формирование, развитие и совершенствование исполнительской техники должно осуществляться последовательно и методично, в строгом соответствии с дидактическими принципами: от «простого – к сложному» и от «частного – к общему». Необходимо также учитывать особенности и технические возможности исполнительского аппарата учащегося.
При этом нужно всегда помнить и иметь в виду, что основу исполнительской школы, на которой в дальнейшем строится вся конкретная музыкально-исполнительская и без которой последняя невозможна, составляют правильная постановка исполнительского аппарата и правильное звукоизвлечение, выработанные в процессе занятий на данном музыкальном инструменте. Именно поэтому с самого начала обучения игре на музыкальном инструменте самое серьезное и первостепенное внимание в технической работе следует уделять выработке у учащихся правильной посадки и постановки исполнительского аппарата и правильного звукоизвлечения. Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении и накоплении составляющих элементов, их дальнейшем качественном совершенствовании и синтезе в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации наиболее сложных художественных задач. Эта работа ведется систематически на протяжении всего периода обучения на основе инструктивного материала такого как гаммы и этюды на различные виды гитарной техники. Первостепенное значение в работе под исполнительской техникой имеют упражнения, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения элементов и приемов игры. Только овладев в достаточной степени, тем или иным техническим элементом или приемом игры, можно приступать к исполнительской работе под теми музыкальными, художественными произведениями, в которых данный технический элемент или прием игры используется.
Особое место в обучении игре на гитаре занимает работа над звуком, которая, в первую очередь должна быть направлена на овладение учащимися современной техники звукоизвлечения. Кроме того, нужно помнить, что немаловажное значение, в вопросе звука на гитаре, имеет оптимальная длина, форма и тщательная обработка ногтей на пальцах правой руки исполнителя, чему также необходимо уделять должное внимание в работе. Художественное и музыкальное развитие детей в процессе их обучения игре на музыкальном инструменте, осуществляется на основе
работы по формированию и совершенствованию навыков художественного исполнения музыкального произведения, изучению и накоплению художественного репертуара. Эта работа также должна вестись последовательно и методично, также по принципу «от простого — к сложному». Первостепенное значение в этой работе следует придавать развитию у учащихся художественно-образного мышления, восприимчивости к музыке на основе накопления и обогащения музыкальных впечатлений.
Вторым важным направлением является овладение учащимися музыкально-теоретическими знаниями, необходимыми для понимания сущности, роли и значения музыкальных выразительных средств и композиционных закономерностей их художественной организации в единую целостную музыкальную форму.
И наконец, завершающий этап в работе над художественным исполнением музыкального произведения, состоит в практической реализации исполнительными средствами художественного композиционного замысла музыкального произведения на основе глубокого и всестороннего анализа его художественного содержания и музыкальной формы. Только при таком условии возможно всестороннее и гармоническое развитие учащихся. Кроме того, изучаемый художественный материал должен отвечать принципу доступности и соответствовать развитию учащегося. В целях развития навыков самостоятельного ознакомления с неизвестным музыкальным произведением, необходимо систематически практиковать и такой вид работы как чтение нот с листа. И наконец, в процессе занятий с детьми, следует всесторонне выявить их музыкальные способности и творческие возможности и всемерно развивать их в соответствующем направлении.
№
Раздел или тема программы
Ф.орг. и Ф. провед.занятий
Методы и приемы организац. У.В.П.
Дидактический материал, техническое оснащение
Вид и форма контроля, форма предъявления результ.
1.
Вводное занятие
Индивид.
Практич.
Рассказ, беседа
Литература, справочные материалы
Диагностические задания, тестирование
2.
Основные положения. Устройство гитары.
Уход и обслуживание.
Индивид.
Практич.
Объяснение. Демонстрация. Практ.задания.Самост.работа.
Справочные материалы. Гитара, струны.
Опрос. Самостоятельная работа. Контрольное задание.
3.
Обучение игре на гитаре.
Индивид.
Самост.
Практич.
Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Репетиции.
Самоучители. Школа игры на гитаре. Гитары. Магнитофон.
Контрольные задания, опрос. Контрольные задания.
4.
Концертная деятельность.
Групповые. Практ.
Репетиции, концерт.
Гитары. Комплект звукоусиления.
Концерт.
5.
Итоговое занятие.
Индивид.
Практич.
Беседа. Анализ.
Фотографии
Контрольное занятие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
«Песенник для юношества», изд. «Советский композитор» 1981 г.
«Песенник для детей», изд. «Советский композитор» 1991 г.
«Песни наших дней», изд. «Музыка» 1977 г.
«Музыкальная литература», изд. «Музыка» 1969 г.
«Великие музыканты западной Европы», изд. «Просвещение» 1982 г.
«Музыка – детям», изд. «Музыка» 1985 г.
«Любимые песни», изд. «Музыка» 1987 г.
«Музыкальные вечера» изд. детской литературы «Ленинград» 1963 г.
В. Полех «Школа игры на валторне», изд. «Музыка» 1986 г.
Джон Бак «Самоучитель игры на гитаре» 2010г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» 1983 г.
Кабалевский Д. «Как рассказать детям о музыке» 1977 г.
Джон Бак «Школа игры на шестиструнной гитпре» 2010 г.
Яшнев В., Вольтан Б. «Первые шаги гитариста» 1982 г.
Ларичев Е.М. Хрестоматия гитариста. 1-3 классы детских музыкальных школ. 1983г.
infourok.ru
Рябова программа Гитары
%PDF-1.6 % 57 0 obj > endobj 97 0 obj >stream 2016-11-17T06:01:44ZPages2016-11-17T11:23:51+03:002016-11-17T11:23:51+03:00Mac OS X 10.10.5 Quartz PDFContextapplication/pdf
sch1708uz.mskobr.ru
Рабочая программа по теме: программа кружка «Гитара»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ГИТАРА»
Педагог дополнительного образования
Фатеева Татьяна Геннадьевна
Срок реализации программы 2 года
Возраст обучающихся: с 10 до 17 лет.
г. Лахденпохья
2013 год
Пояснительная записка.
В последние годы гитара становится все более и более популярным музыкальным инструментом среди детей, особенно 10-17 лет.
С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников, исполняя песни В.Цоя, Ю.Визбора, О.Митяева, таких групп как «Алиса», «Ария», «Машина времени», «Люмен» и других исполнителей или групп.
Современная авторская песня – явление фольклорного искусства.
Конечно, молодежь более привыкла к современным рок-песням, где стиль обработки песен сложен. А сложен в том смысле, что существует множество обработок аккордовой текстуры.
В наше время найти музыкальный материал для игры на гитаре несложно. Более всего дети предпочитают пользоваться услугами «Интернета».
Образовательная программа «кружок «Гитара» адресована детям среднего и старшего возраста.
Основное внимание в программе сосредоточено на овладении техникой игры на инструменте, которое соответствует музыкально-художественным задачам.
Основная цель программы – научить ребят свободно аккомпанировать себе на шестиструнной гитаре.
По программе обучаются дети 10-17 лет. Программа рассчитана на два года обучения.
1 год – дети учатся аккомпанировать себе на гитаре.
2 год – играют в ансамбле (только гитары или гитара с синтезатором). С учителем или с другими учениками.
Музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению. Чувство взаимной поддержки, коллективизма.
Обучение на гитаре направлено на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности, разного рода мероприятий.
Помимо обучения на гитаре, программ предполагает занятия импровизацией. Аранжировкой. Звукорежиссурой и другими формами музыкального творчества. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствует активизации музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.
Учебные задачи программы:
- Научить детей хорошо ориентироваться в устройстве гитары.
- Научить детей аккомпанировать на гитаре, то есть изучить технику аккордов, знать основные аккорды.
- Развивать у ребят умение петь под свой аккомпанемент.
- Развивать способности у детей импровизации и собственного сочинительства.
- Познакомить детей с основными видами боя и перебора, а также с нотной грамотой и ее использованием на грифе.
- Учить детей подбирать по слуху понравившиеся песни.
- Изучить художественные возможности акустической и электрической гитар.
- Получить базовые знания по музыкальной теории.
- Освоить исполнительскую технику и навыки игры в ансамбле.
- Совершенствоваться в практической музыкально-творческой деятельности.
Воспитательные задачи программы:
- Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям в кружке.
- Прививать у детей любовь к своему музыкальному инструменту.
- воспитывать умение сохранять выдержку, такт по отношению к другим ребятам в кружке.
- Через участие в концертах, мероприятиях, походах воспитывать любовь к прекрасному миру музыки.
- Воспитывать у детей любовь к произведениям – «классикам» (бардов, классической музыки)
Учебно-тематический план на два года обучения.
Первый год обучения:
- Выразительные возможности гитары.
- Базовые компоненты нотной грамоты.
- Выразительные эффекты гитар.
- обозначение артикуляции, фразировочной лиги, знаков альтерации и сокращения.
- Трезвучия и обращения трезвучего.
- Тональные функции.
- Импровизация.
- Темп, фермата.
Второй год обучения:
- Простые формы.
- Тональное сопоставление и отклонение.
- Отклонение и модуляция.
- Игра в ансамбле.
- Импровизация в ансамбле.
- Ансамблевое исполнительство.
- Аранжировка музыки для ансамбля синтезатора и гитар.
- Авторские песни.
Содержание изучаемого курса.
Первый год обучения:
Основные выразительные возможности гитар.
Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация. Обозначение пауз. Аппликатура.
Организация целесообразных исполнительских движений (постановка рук0.
Обозначение артикуляции. Фразировочная лига. Знаки повторения. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов.
Понятие о мелодии, гармонии. Фактуре и тембре. Трезвучия с обращениями. Их буквенное обращение.
За год обучения дети должны исполнить 7-10 произведений народной, классической и современной музыки.
Методическое обеспечение.
В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, порождающим другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмогармонический каркас послужит ее фундаментом, а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.
Освоение теоретических знаний является необходимым средством для музицирования (ансамбль гитаристов с использованием синтезатора).
Главный методический принцип организации творческой практики детей – опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является ансамблевое исполнение различных музыкальных произведений.
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х действий:
— анализ текста оригинала
— составление проекта аранжировки
— отбор звуковых средств на синтезаторе и использование октав на ладах гитары
— проверка и корректировка продукта
Методические приемы объяснения ребенком собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов с педагогом или другими помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления.
Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность:
— подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;
— введение музыкально-игровых ситуаций;
— создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к творчеству детей;
— индивидуальный подход..
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений.
Формы и методы реализации программы.
Занятия в кружке, вечера бардовских песен, походы, турслеты. Массовые мероприятия в школе и вне.
По времени действия программа рассчитана на два года:
— 1 год – овладение приемами боя и перебора (аккомпаниаторство)
— 2 год – игра в ансамбле.
Список литературы:
- С.Владимирский «Гитара для всех»
- С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.
- М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре».
- А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
- В.Ф.Суханов «Гитара для всех»
- Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.
- клуб самодеятельной песни «Поиск» (г.Арзамас – 16) «Программа обучения игре на шестиструнной гитаре».
nsportal.ru
Программа кружка дополнительного образования «Гитара»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Руководитель МО
Директор МБОУ «СОШ №10» ___________Хусаинова Г.Ш. ___________ С.С.Хайбрахманова
Приказ № 142 от 28.08. 2015г.
Приказ №1 от 28.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
платных курсов дополнительного образования
«Созвучие»
(гитара)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 города Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Сергеева Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория
Возраст обучающихся: с 10 до 17 лет.
г. Лениногорск
2015 год
Пояснительная записка.
В последние годы гитара становится все более и более популярным музыкальным инструментом среди детей, особенно 10-17 лет.
С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников, исполняя песни В.Цоя, Ю.Визбора, О.Митяева, таких групп как «Алиса», «Ария», «Машина времени», «Люмен» и других исполнителей или групп.
Современная авторская песня – явление фольклорного искусства.
Конечно, молодежь более привыкла к современным рок-песням, где стиль обработки песен сложен. А сложен в том смысле, что существует множество обработок аккордовой текстуры.
В наше время найти музыкальный материал для игры на гитаре несложно. Более всего дети предпочитают пользоваться услугами «Интернета».
Образовательная программа «кружок «Гитара» адресована детям среднего и старшего возраста.
Основное внимание в программе сосредоточено на овладении техникой игры на инструменте, которое соответствует музыкально-художественным задачам.
Основная цель программы – научить ребят свободно аккомпанировать себе на шестиструнной гитаре.
По программе обучаются дети 10-17 лет. Программа рассчитана на два года обучения.
1 год – дети учатся аккомпанировать себе на гитаре.
2 год – играют в ансамбле (только гитары или гитара с синтезатором). С учителем или с другими учениками.
Музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению. Чувство взаимной поддержки, коллективизма.
Обучение на гитаре направлено на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности, разного рода мероприятий.
Помимо обучения на гитаре, программ предполагает занятия импровизацией. Аранжировкой. Звукорежиссурой и другими формами музыкального творчества. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствует активизации музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.
Учебные задачи программы:
Научить детей хорошо ориентироваться в устройстве гитары.
Научить детей аккомпанировать на гитаре, то есть изучить технику аккордов, знать основные аккорды.
Развивать у ребят умение петь под свой аккомпанемент.
Развивать способности у детей импровизации и собственного сочинительства.
Познакомить детей с основными видами боя и перебора, а также с нотной грамотой и ее использованием на грифе.
Учить детей подбирать по слуху понравившиеся песни.
Изучить художественные возможности акустической и электрической гитар.
Получить базовые знания по музыкальной теории.
Освоить исполнительскую технику и навыки игры в ансамбле.
Совершенствоваться в практической музыкально-творческой деятельности.
Воспитательные задачи программы:
Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям в кружке.
Прививать у детей любовь к своему музыкальному инструменту.
воспитывать умение сохранять выдержку, такт по отношению к другим ребятам в кружке.
Через участие в концертах, мероприятиях, походах воспитывать любовь к прекрасному миру музыки.
Воспитывать у детей любовь к произведениям – «классикам» (бардов, классической музыки)
Учебно-тематический план на два года обучения.
Первый год обучения:
Выразительные возможности гитары.
Базовые компоненты нотной грамоты.
Выразительные эффекты гитар.
обозначение артикуляции, фразировочной лиги, знаков альтерации и сокращения.
Трезвучия и обращения трезвучего.
Тональные функции.
Импровизация.
Темп, фермата.
Второй год обучения:
Простые формы.
Тональное сопоставление и отклонение.
Отклонение и модуляция.
Игра в ансамбле.
Импровизация в ансамбле.
Ансамблевое исполнительство.
Аранжировка музыки для ансамбля синтезатора и гитар.
Авторские песни.
Содержание изучаемого курса.
Первый год обучения:
Основные выразительные возможности гитар.
Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация. Обозначение пауз. Аппликатура.
Организация целесообразных исполнительских движений (постановка рук).
Обозначение артикуляции. Фразировочная лига. Знаки повторения. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов.
Понятие о мелодии, гармонии. Фактуре и тембре. Трезвучия с обращениями. Их буквенное обращение.
Методическое обеспечение.
В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, порождающим другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмогармонический каркас послужит ее фундаментом, а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.
Освоение теоретических знаний является необходимым средством для музицирования (ансамбль гитаристов с использованием синтезатора).
Главный методический принцип организации творческой практики детей – опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является ансамблевое исполнение различных музыкальных произведений.
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х действий:
— анализ текста оригинала
— составление проекта аранжировки
— отбор звуковых средств на синтезаторе и использование октав на ладах гитары
— проверка и корректировка продукта
Методические приемы объяснения ребенком собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов с педагогом или другими помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления.
Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность:
— подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;
— введение музыкально-игровых ситуаций;
— создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к творчеству детей;
— индивидуальный подход..
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений.
Формы и методы реализации программы.
Занятия в кружке, вечера бардовских песен, походы, турслеты. Массовые мероприятия в школе и вне.
По времени действия программа рассчитана на два года:
— 1 год – овладение приемами боя и перебора (аккомпаниаторство)
— 2 год – игра в ансамбле.
Список литературы:
С.Владимирский «Гитара для всех»
С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.
М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре».
А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
В.Ф.Суханов «Гитара для всех»
Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.
Клуб самодеятельной песни «Поиск», «Программа обучения игре на шестиструнной гитаре».
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№
п/п
Дата
Тема занятия
1
6.10
Организационное занятие. Проверка голосов состава ансамбля.
2
13.10
Десять упражнений по системе В.В. Емельянова. Разучивание песни «Утро школьное, здравствуй!»
3
20.10
Пение в унисон, канон «Василек». Разучивание песни «Непогода» муз. М.Дунаевского, «Земля, где так много разлук».
4
27.10
Знакомство с инструментом. История создания гитары.
5
3.11
Строение гитары. Настройка инструмента.
6
10.11
Выступление на концерте ко дню учителя.
7
17.11
Разучивание песни «Волшебный альбом». Исполнение в характере с движениями.
8
24.11
Виды старинной гитары. Романсы под гитару.
9
1.12
Разучивание песни «Алые паруса». Работа над ритмическим рисунком.
10
8.12
Разучивание 3-5-го куплета песни «Алые паруса»
11
15.12
Схема аккордов ми-мажор (7), ми-мин, ля-мажор (7), ля-мин.
12
22.12
Разучивание песни «Мама дорогая»
13
29.12
Схема аккордов ре-мажор (7), ре-минор,до-мажор (7),до-мин.
14
5.01
Исполнение песни «Радуга, разучивание «Сороконожка».
15
12.01
Схема аккордов фа-мажор (7), фа минор, соль-маж(7)минор. Аккорды песни «Весеннее танго». В.Миляева.
16
19.01
Строй интервалов голосом в терцию, кварту.
17
26.01
Новогодний концерт.
18
2.02
Строй интервалов голосом в квинту, сексту, септиму, октаву.
19
9.02
Аккорды песни «Этот мир». Аккорды к песне «Наполним музыкой сердца!»
20
16.02
Аккорды песни «Мы все знакомы».
21
23.02
Рыцарь гитары. Аккорды песни «Солнышко» муз. Ю.Визбора.
22
2.03
Песня о дружбе – разучивание аккордов муз. В.Иванова.
23
9.03
Гитара в нашей стране. Сколько струн у гитары. (настройка-опрос/практика). Рядом с русской песней.
24
16.03
Аккорды к песне «Люди идут по свету» муз.Р.Ченборисова.
25
23.03
Из глубины веков. Аккорды песни «Конь». Ансамбль «Любэ».
26
30.03
Итоговый концерт. «Наполним музыкой сердца!»
Итого часов: 26
infourok.ru
План работы кружка «Обучение игре на гитаре»
АННОТАЦИЯ
Основная цель кружка — создание условий для развития музыкальных способностей детей, для формирования их познавательного интереса, самостоятельности и гармоничных эстетических потребностей, приобщение детей к игре на гитаре, одном из популярнейших музыкальных инструментов во всем мире, как части человеческой культуры.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ
ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
_____________ А. И. Седых
«____» ___________ 2016 г.
План работы кружка
«Обучение игре на гитаре»
на 2016/2017 учебный год
Руководитель: Филипенко И.А..
Ялта, 2016
План заседаний
Название тем заседаний кружка
Дата проведения
№
аудитории
1.
Какая гитара-6-ти или 7-ми струнная? Какие струны- нейлоновые или металлические?Какое качество инструмента? Стоит ли заняться музыкой? Музыка и способ ее записи.
сентябрь
25
2.
Инструменты-предшественники гитары. Устройство, строй, положение гитары. Буквы латинского алфавита. Обозначения струн и пальцев. Аккорды в первой позиции. Как держать медиатор? Общая постановка правой и левой руки. Упражнения.
сентябрь
25
3.
Определение эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения. Понятие «Аппликатура». Аппликатурный анализ данного произведения, как средство раскрытия образного содержания. Разбор нотного текста. Раскрытие характера музыки, ее образного содержания. Обозначение аппликатуры в нотах.
октябрь
25
4.
Понятие «Мелодия. Интонационное мышление произведения». Работа над интонированием. Развитие интонационного мышления. Работа над мелодией. Обучение выразительному пению нотами.
октябрь
25
5.
Понятие «Ритм», «Метр». Выработка ощущения квадрата времени ( метрические акценты размера такта.) Сенсомоторные способности как материал для создания метрических и ритмических структур. Обучение счету вслух, использование колебаний корпусом, топанья ногой, приобретение навыка пения и дирижирования.
октябрь
25
6.
Понятие «Гармония». Гармонический анализ данного произведения, как путь к самостоятельному музыкальному мышлению. Воспроизведение слышания гармонии (уровня напряженности аккордов, эмоциональной сопряженности аккорда со следующим аккордом, момента модуляции, тембровой функции). Работа над динамическим планом музыкального произведения.
октябрь
25
7.
Понятие «Артикуляция». Артикуляционный анализ данных произведений. Работа над правильным воспроизведением и соединением отдельных тонов музыкального произведения.
ноябрь
25
8.
Понятие «Фразировка». Работа над разграничением фраз. Воспроизведение более крупного мышления, правильного слышания больших предложений.
ноябрь
25
9.
Понятие «Метр высшего порядка». Разбор формы музыкальных произведений как единого метрического целого. Работа над воспроизведением формы музыкальных произведений как единого метрического целого.
ноябрь
25
10
Понятие «Темп». Анализ темпа музыкальных произведений. Работа над установлением нужных темпов музыкальных произведений через восприятие более крупных построений.
ноябрь
25
11
Понятие «Форма и драматургия произведения». Принципы драматургии в инструментальной музыке. Драматургический анализ данных произведений. Выстраивание формы и драматургии произведений.
декабрь
25
12
Подготовка к концертному выступлению.
декабрь
25
13
Концертное выступление.
декабрь
зал
14
Выбор новой программы
январь
25
15
Определение эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения. Аппликатурный анализ данного произведения, как средство раскрытия образного содержания. Разбор нотного текста. Раскрытие характера музыки, ее образного содержания. Обозначение аппликатуры в нотах.
январь
25
16
Работа над интонированием. Развитие интонационного мышления. Работа над мелодией.
февраль
25
17
Обучение счету вслух, использование колебаний корпусом, топанья ногой, приобретение навыка пения и дирижирования.
февраль
25
18
Воспроизведение слышания гармонии(уровня напряженности аккордов, эмоциональной сопряженности аккорда со следующим аккордом, момента модуляции, тембровой функции). Работа над динамическим планом музыкального произведения.
март
25
19
Артикуляционный анализ данных произведений. Работа над правильным воспроизведением и соединением отдельных тонов музыкального произведения.
март
25
20
Работа над разграничением фраз. Воспроизведение более крупного мышления, правильного слышания больших предложений.
апрель
25
21
Разбор формы музыкальных произведений как единого метрического целого. Работа над воспроизведением формы музыкальных произведений как единого метрического целого.
апрель
25
22
Анализ темпа музыкальных произведений. Работа над установлением нужных темпов музыкальных произведений через восприятие более крупных построений.
май
25
23
Драматургический анализ данных произведений. Выстраивание формы и драматургии произведений.
май
25
24
Подготовка к концертному выступлению.
май
25
25
Концертное выступление.
июнь
зал
Основная цель кружка — создание условий для развития музыкальных способностей детей, для формирования их познавательного интереса, самостоятельности и гармоничных эстетических потребностей, приобщение детей к игре на гитаре, как части человеческой культуры. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1. познакомиться со строением и происхождением шестиструнной гитары
2. овладеть основными приемами игры на гитаре
3. уметь ставить аккорды и знать нотный стан
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. способствовать развитию и совершенствованию таких качеств личности как усидчивость, настойчивость, терпение, воображение, мышление, упорство, любознательность.
2. формирование самостоятельности, ответственности
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.осуществление нравственного, эстетического, патриотического воспитания
2. формирование творческой, социально – активной личности, социально развивающей свои способности для успешной в дальнейшем жизнедеятельности
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с историей происхождения гитары, её строения, выбора при покупке, настройки, основных аккордов, приемов игры на гитаре и основных правил игры.
Практическое обучение основано на использовании музыкального инструмента, постановки аккордов, изучение основных приемов игры на гитаре.
Ожидаемые результаты:
Освоение игры на шестиструнной гитаре.
Участие в концертах.
Выступления на конкурсах.
Выступления на фестивалях.
Руководитель: И.А. Филипенко
infourok.ru
Рабочая программа кружка «С гитарой и песней»
«С гитарой и песней»
Возраст обучающихся – неограничен
Срок реализации образовательной программы – 1 год.
Составитель: педагог дополнительного образования Великоустюгского речного училища – Головацкая Н.В.
Пояснительная записка
По своей направленности образовательная программа «Гитара и песня» относится к художественно-эстетическому направлению, тип программы – модифицированная, имеет срок реализации — 1 год, возраст кружковцев неограничен.
Актуальность программы
В училище стоит задача по максимуму занять подростков во внеурочное время, отвлечь кружковой работой от правонарушений. Программа по обучению аккомпанементу на шестиструнной акустической гитаре особо привлекает курсантов и студентов.
Программа способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности, социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума.
Цель программы — формирование музыкально-эстетических интересов и потребностей кружковцев посредством опыта сотрудничества учеников и педагога в любом виде творческой деятельности.
Задачи программы:
-раскрыть специфику, суть, традиции жанра бардовской песни;
-ознакомить курсантов и студентов с творчеством лучших представителей жанра, лучшими образцами песенного и поэтического творчества;
-создать условия для написания кружковцев песен, стихов, музыки, исполнения песен, для их аккомпанирования;
-научить домашнему музицированию и пению под собственный аккомпанемент на шестиструнной гитаре
-научить любить и понимать бардовскую песню во всём богатстве её форм;
-увлечь и заинтересовать кружковцев жанром бардовской песни настолько, чтобы они занялись самостоятельным анализом сути предмета, вывести их на путь творческого саморазвития.
Образовательный курс предполагает освоение содержания по 2-м разделам:
Основы аккомпанемента на шестиструнной акустической гитаре;
Изучение разновидностей песен под гитару.
Планируемый результат.
• научатся сами играть на гитаре и себе аккомпанировать
Критерии оценки результата реализации программы:
• отзывы
• зачетные выступления
Виды работы:
• беседы
• иллюстрации
• наблюдение
• индивидуальные занятия
• демонстрация
• творческие работы: стихи, песни, мелодии
Учебно-тематический план по курсу
«Основы аккомпанемента на шестиструнной акустической гитаре»
п/п
Тема
Количество часов
теория
практика
итого
1
Вводное занятие.
Знакомство с музыкальным инструментом — гитарой
2
—
2
2
Знакомство с теорией музыки
4
—
4
3
Настройка гитары. Обозначения
2
4
6
4
Виды аккордов.
Аккорды в первой позиции
2
3
5
5
О последовательности аккордов
1
7
8
6
Практические занятия «О некоторых особенностях игры на гитаре»
1
6
7
7
Понятие лада и тональности
1
3
4
8
Об исполнительских приёмах
О линии баса
1
4
5
9
О стандартной аппликатуре
2
8
10
10
О ритмических рисунках партий аккомпанемента
2
4
6
11
Строение аккорда
О использовании аккордовых схем
4
8
12
12
Как «устроена» песня
2
8
10
13
Взаимодействие аккордов
2
8
10
14
Сложные аккорды
2
8
10
15
Как подбирать аккомпанемент по слуху
4
16
20
ИТОГО:
33
87
120
Учебно-тематический план
по курсу «Изучение разновидностей песен под гитару».
п/
Тема
Количество часов
теория
практика
итого
1
Особенности жанра. История и современное состояние бардовской песни
2
—
2
2
Цели и задачи творческого объединения
2
—
2
3
Бардовская песня в нашей стране
2
1
3
4
Феномен В. Высоцкого
1
4
5
5
Творчество Ю. Визбора
1
4
5
6
Песни Б. Окуджава и тех, кто стоял у истоков жанра
3
7
10
7
Песни воинов-интернационалистов
1
6
7
8
Звуки войны в песнях
1
5
6
9
Тема природы в бардовской песне
1
2
3
10
Туристическая песня
2
5
7
11
Современная бардовская песня
1
2
3
12
Творчество Ж. Бичевской
1
2
3
13
Творчество Н. Матвеевой
1
2
3
14
Творческая индивидуальность А. Розенбаума
1
2
3
15
Дворовая песня
1
4
5
16
Русский романс
2
6
8
17
Песни Грушинского фестиваля
2
8
10
18
Ильменский фестиваль авторской песни
2
8
10
19
Юмор в бардовской песне
1
6
7
20
Элементы рока в авторской песне
2
10
12
21
Тема малой Родины в авторской песне
1
5
6
ИТОГО:
33
87
120
\
Ожидаемые результаты.
К концу года участники кружка должны знать и уметь:
• историю происхождения гитары
• строение гитары
• настройку гитары
• правильную постановку аккордов
• слова изучаемых песен
• приемы игры на гитаре
• правила игры на гитаре
Список литературы:
С.Владимирский «Гитара для всех»
С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.
М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре».
А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
В.Ф.Суханов «Гитара для всех»
Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006г.
Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. Сост. А.Я. Азаров. – М.: Физкультура и спорт,1987.
Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М.: Текмахом,1992.
9. Я учусь играть на гитаре. Автор-составитель В.Иванова. – М.:Лабиринт Пресс,2002.
10. В.Манилов «Учись играть на гитаре»
infourok.ru
Рабочая программа кружка игры на гитаре. «Серебряные струны»
1.Пояснительная записка.
.Пояснительная записка. Музыка это удивительный мир, в который может попасть каждый человек. Но он огромен, и для того, чтобы в нем не заблудиться, нужен опытный помощник, который подскажет правильный
Подробнее1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный кружок поможет освоить игру на шестиструнной гитаре. Начав с самых простых аккордов, мелодий и песен постепенно перейдем к сложным. Освоим гитарный аккомпанемент. «Учебным
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка 1. Направленность программы Дополнительная образовательная программ кружка «Серебряные струны» имеет художественную направленность, составлена в соответствии с требованиями к содержанию
ПодробнееПояснительная записка
3 Пояснительная записка Предлагаемый курс игры на шестиструнной гитаре рассчитан на года. За этот срок предстоит научиться исполнять нетрудные и в то же время интересные произведения как классического,
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Гитара есть практически в каждом
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана для реализации в 2017/2018 учебном году дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ансамбль гитаристов «Ассорти» в группе 2 года обучения
ПодробнееРабочая программа «Гитара»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области Программа принята на педагогическом совете протокол 1 от «31» августа 2017 года Утверждена
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Жанр гитарной песни зародился среди студенчества в конце 50-х годов. Авторов и исполнителей самодеятельной песни отличали самобытность, стремление к духовности. К сожалению, жанр
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Особенно привлекателен этот
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. В последние годы гитара становится все более и более популярным музыкальным инструментом среди детей, особенно 10-14 лет. С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников,
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаѐт окружающую действительность, но и осознаѐт и утверждает себя как личность, т.к. искусство
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе действующих школ игры на музыкальных инструментах: Э. Пухоль «Школа игры на шести струнной гитаре» Смолин К. О «Бас-гитара для начинающих.» Бровко
ПодробнееПояснительная записка.
1 Пояснительная записка. Жанр гитарной песни зародился среди студенчества в конце 50-х годов. Авторов и исполнителей самодеятельной песни отличали самобытность, стремление к духовности. К сожалению, жанр
ПодробнееРабочая программа «Гитара»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Ярцево, Смоленской области Программа утверждена на педагогическом совете протокол от
ПодробнееДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств «Тутти» ПРИНЯТО на заседании педагогического совета ГБУДО г. Москвы
Подробнеечасов т п ЭПК НРК 1. ВВЕДЕНИЕ
УТВ ДИР » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» срок реализации 3 года ом Педагог -Гичева Мария Юрьевна В неделю — 4 часа, в месяц 8 часов, в год — 144 часа. п/п Дата Дата Тема, содержание
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Учебный материал 4 го года обучения составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся и направлен на постепенное
ПодробнееПояснительная записка.
1 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Аккорд» (клуб любителей гитары) (далее программа «Аккорд») художественной направленности разработана в соответствии
Подробнеекружка обучения игры на гитаре
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Гая Оренбургской области «Рассмотрено» председатель ШЭС /Волошенюк Л.Б. «Согласовано» Заместитель директора
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по предмету «Фортепиано» относится к художественно-эстетической направленности. Данная дополнительная программа является составной частью
ПодробнееI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа Студии Авторской Песни «Лад» рассчитана на учащихся 8-17 лет. Курс занимает 3 года. Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия в группе проводятся один раз в неделю
ПодробнееМО УДО детей «Дом детского творчества»
МО УДО детей «Дом детского творчества» УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДЕНО: Директор ДДТ Экспертный совет РОО 20 г. Протокол /Кулакова Е. Ф./ 20 г. Программа дополнительного образования по обучению игре на музыкальных
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль гитаристов «Кода» (далее программа) предназначена для детей, занимающихся по классу гитары в музыкальном отделе
ПодробнееПотапов Олег Алексеевич
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей и молодѐжи «Дом детства и юношества» город Катайск. Технологическое описание опыта работы Тема: «Использование вокала,
Подробнеех. Кузнецовский 2016 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кузнецовская основная школа Новоаннинского муниципального района Волгоградской области УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Кузнецовская ОШ С.А. Качапкина 2016
Подробнее«Обучение игре на гитаре»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Можги Удмуртской Республики РАССМОТРЕНА на Административно-методическом совете Протокол
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время обучение эстрадному пению является одним из ведущих направлений в дополнительном образовании. Занятия эстрадным пением предполагают многостороннюю работу с воспитанниками:
Подробнее1. Пояснительная записка
1. Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоучитель» (далее Программа) художественная. 1.2. Новизна Программы Данная программа содержит
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Родные истоки» является программой дополнительного образования детей художественно — эстетической направленности, направление культурологическое. Данная
Подробнеег. Михайловск 2013 г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г. Михайловска ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения о программе. Авторская программа Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» 9 класс, издательство «Дрофа», 2015 г. Информация о внесённых изменениях в авторскую программу:
ПодробнееПрограмма учебного предмета «Вокал»
Аннотации к программам учебных предметов дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Эстрадный вокал» (срок реализации 3 года) Программы учебных предметов
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2016 1576,
Подробнееdocplayer.ru