cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кредо учителя русского языка и литературы – Педагогическое кредо преподавателя русского языка илитературы

Эссе «Мое педагогическое кредо» | Сайт учителя русского языка и литературы

Мое педагогическое кредо

учителя русского языка и литературы,

специалиста высшей категории Головко Людмилы Ивановны

Девиз: «Работать творчески, давая знания, учить учиться – мое призвание». Педагогическое кредо: «Учить учиться и учиться учить».

У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе. Себя я больше отношу к третьим. Но все мы знаем, главное, любить и понимать своих учеников. Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни. Иисус Христос учил людей, поэтому профессия учителя – это, можно сказать, божественная профессия.

В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. И с этим я живу уже 33 года, когда впервые переступила порог школы. Именно школа – это огромное пространство для самореализации творческого, талантливого, целеустремленного любящего детей педагога.

В моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя:

1. Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3. Любит детей.

4. Учитель должен быть добрым, доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним, изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным.

5. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

6. Владеть собой, уметь сдерживать эмоции.

7. Тактичен.

8. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

9. Обладает чувством юмора.

Но главное — может научить учиться.

Каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное, не упустить его, разглядеть, развить его дарования, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Задача учителя не столько учить, сколько помогать учиться. Я согласна с мыслью К.О. Конради: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас». Ученик должен стремиться превзойти своего учителя в освоении науки, в этом и заключается прогресс и удовлетворение от работы.

Как учитель-предметник я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. Самое приятное в школе – это дети с горящими глазами. Здорово, что в этом есть и твоя заслуга.

Я – филолог, любитель и знаток слова. Познавая тайну и красоту слов, каждый открывает для себя тайну жизни. А это сейчас очень важно — уметь социализироваться в обществе.

Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».

Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных, на первый взгляд, нюансов.

Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из учеников и как впоследствии сложится их судьба… Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития.

Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы дать ученикам необходимые им знания.

В-третьих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе вы никогда, как не старайтесь, не заинтересуете им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой.

Вообще-то, учителем нужно родиться! Но, если каких-то качеств у нас недостает, а желание работать по данной специальности достаточно сильное, можно путем самовоспитания и самообразования , неуклонной работы над собой добиться необходимого результата. Энергия, исходящая от детей, позволяет творить, любить, покорять вершины. В восточной притчи сказано: «Все в твоих руках». И это верно! Никогда я не могла себе представить, что, уходя на пенсию (какое мерзкое слово!), я пойду учиться и получу второе образование. Теперь уверенно могу произнести: «Я — филолог, знаток как украинского, так и русского языка». А сколько языков существует в мире!? Не счесть. Значит, можно продолжать работать над своим самообразованием.

Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём поведении от требований, которые он предъявляет к ученику, не пройдут незамеченными. Ребёнок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ученик чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя, усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога является самым могучим средством воспитания.

Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

А ведь учитель – это просто человек , с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в своих воспитанников свою любовь и заботу и ничего не требует взамен.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Принцип моей работы заключается в следующем:

Учить учиться и учиться учить.

Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием.

«Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика!

Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии.

Принимать участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

В детстве мы еще четко не понимаем, зачем появляются в нашей жизни учителя. Ребенок посмеется, но, задумавшись, скажет: «Для того, чтобы нас учить».

Школа – удивительная лаборатория, в которой создается будущее, и я имею возможность быть проводником в поиске ребенком путей к совершенству.

Какое счастье быть полезной людям, учить его величество народ!

golovkoli.ru

Педагогическое кредо учителя русского языка и литературы

Учитель, нам мой взгляд, самая благородная профессия, требующая от человека, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем непросто, но я о своем выборе не жалею.

Вот уже седьмой год я каждый день вхожу в класс, и мне нравится видеть перед собой детские глаза: пытливые, любознательные, весёлые, задумчивые, строгие, жаждущие новых впечатлений и открытий. Моя цель, как учителя русского языка и литературы – раскрыть перед детьми привлекательные стороны предмета, настроить их на творчество, привить любовь к русскому языку, литературе, сделать их грамотными людьми.

Для этого использую различные виды проведения уроков, применяю различные формы и новые технологии, что позволяет сделать урок более интересным и эффективным. Я убеждена: знания мы должны добывать вместе: не я покажу, а мы вместе сделаем, не я научу, а мы вместе достигнем, поэтому моё педагогическое кредо: «Через совместное творчество к знаниям и развитию».

Работая с детьми, стараюсь найти путь к сердцу каждого ребёнка, раскрыть творческие способности, а возможно и талант, каждого ученика, поэтому моя педагогическая идея: «Каждому ученику – своё открытие на уроке».

Радуюсь самому малому успеху учащегося, а самым способным уделяю особое внимание: участвуем в конкурсах, олимпиадах, организуем мероприятия и тематические вечера.

В школе я не только учитель-предметник, но и классный руководитель, поэтому воспитание в детях любви, доброты, отзывчивости, сострадания, милосердия, справедливости, патриотизма, уважения к старшим и друг к другу считаю не менее важной задачей, чем успехи на уроках.

Своей главной целью на сегодняшний день считаю: не останавливаться на достигнутом, учиться каждый день, творить и изобретать, вместе с детьми идти вперёд; а главная награда за мой труд — благодарные, восторженные взгляды учеников. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой ребята встречают меня в школе, радости в глазах детей, когда захожу в класс, удовольствия от наших совместных открытий, от нашего творчества, от успехов каждого ученика.

infourok.ru

Мое педагогическое кредо — Русский язык

Мое педагогическое кредо

Бакай Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы, английского языка

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

Что для меня значит моя профессия? Попробую в коротком эссе объяснить свое педагогическое кредо. С детства я любила играть в школу, для меня всегда это было интересной и увлекательной игрой. Сейчас я понимаю, что работа учителя — это не игра.

Учитель — это сложная и ответственная профессия; учитель — это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить ее. Ведь ребенок, как губка, он впитывает все, что ему преподносят.

Учителя несут большую ответственность: выпустить из школы сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой.

Для меня быть учителем — это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем — это быть с детьми такой, какая я есть, и в душе оставаться немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся и ищущим. Учить и учиться все время, решать, создавать и творить вместе с детьми. Ведь учитель может учить только до тех пор, пока учится сам.

Каждый день, прожитый совместно с моими учениками, их горящие глаза побуждают меня к поиску нового, к творчеству, профессиональному росту и саморазвитию. Мне хочется найти новые подходы, методы, способы, сделать одно занятие не похожим на другое, заинтересовать и мотивировать ребят.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя — быть скучным», и это действительно так: неинтересный педагог не сможет увлечь ребенка, повести его за собой по дороге открытий и свершений.

И вот я опять спешу туда, где очень трудно, но интересно, где хлопотно, но познавательно, где шумно, но удивительно. Туда, где понимают, что ребенок — это «факел, который нужно зажечь», «это солнце, которому нужно позволить светить», «это чистый родник, в который нельзя набросать грязи».

Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность».

Все чаще я осознаю, что выбор, сделанный еще в детстве, правильный, я не вижу себя на другом пути. Я благодарна своей профессии за мир каждодневных удивительных открытий, за радость и ожидание, за переживания и взлеты, за осознание своей полезности и сопричастности к судьбам тех, кого учу творчеству. Ведь одновременно с тем, что я учу их думать, анализировать, ничего не принимать только на веру, но все подвергать сомнению, я пытаюсь вложить в их сердце и душу понимание прекрасного, терпение, доброту и отзывчивость, умение находить правильное решение в любой ситуации. При этом я и сама, общаясь со своими учениками, постоянно получаю взамен новые знания, теплоту и благодарность. А что еще педагогу надо?

Педагог, на мой взгляд, в первую очередь должен обладать не знаниями, их можно и в книжках почерпнуть, а умением жить в современном мире в гармонии с ним, должен обладать опытом и мудростью, которые хочет передать учащемуся.

Самое главное в образовании новой личности — это взращивание в ней ценностей. Ценностей честности, ценности любви, ценности чистоты, ценности своего и чужого труда, ценности семьи, ценности родины. А для того чтоб взращивать их в воспитанниках, педагог должен сам ими обладать. И когда он ими обладает, он транслирует эти ценности детям в каждом слове, жесте, поступке, и, иной раз, даже не замечая, этим самым уже делает вклад в будущего Человека.

multiurok.ru

Материал по литературе на тему: Педагогическое кредо учителя …

Моё педагогическое  кредо

Мир шагнул в третье тысячелетие. Человеку еще предстоит осмыслить свою роль и место в новой эпохе роботов и Интернета, клонов и фантастических технологий, осознать, что и на новом витке все будет зависеть от него, от человека будущего! А значит, от моего сегодняшнего ученика.

Я понимаю свою ответственность за того, кто завтра станет президентом, великим ученым, гениальным поэтом, музыкантом, актером, доброй, любящей матерью, счастливым и надежным отцом. И эта ответственность за становление Человека лежит на мне. Отсюда и многие вопросы, на которые пытаюсь найти ответ. Как воспрепятствовать тому, чтобы мои ученики не стали «потерянным поколением» ? Можно ли сделать школу островком нравственности, любви и порядочности в нашем неспокойном мире? Как уберечь ребенка от пошлости, цинизма и лицемерия? Как дать ему ощутить себя личностью?

Своим примером?

— Наверно! Но пример, самый безукоризненный и идеальный, не должен довлеть над ищущей, растущей душой.

Жан Поль когда-то писал: «Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании».

Уверена: слова эти справедливы и в отношении к обучению. С самого начала своей педагогической деятельности (поначалу интуитивно, а затем сознательно) старалась строить свои отношения с учениками на основе Сотрудничества.

Как жаль: не всем закон знаКОJ1ll,

Но важно, чтобы с добрым взглядом

Учитель шел с учеником

Не впереди, не над, а рядом!

Поэтому на уроках русского языка при изучении новой темы стараюсь подобрать для наблюдения материал, позволяющий ученикам самостоятельно сделать выводы, сформулировать, «открыть» правило. Можно, конечно, дать его готовым, лишая ребят радости открытия. Но мне важно видеть огонек в детских глазах, почувствовать радость от сотрудничества, новых открытий, услышать из уст своих подопечных: «Эврика!» «Понял!» «Нашел!».

Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна», разгадать которую вместе с учениками я пытаюсь на уроках литературы. Мой предмет —  предмет человековедения. Он открывает великолепные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость.

Иду на урок …

Переступая порог класса, стараюсь быть честной, чуткой,

внимательной и неравнодушной, быть сама собой.

Читаю в классе «Юшку» А. Платонова, «Куклу» Е. Носова, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова и не могу, да и не хочу сдержать чувств,

охвативших меня в эту минуту. Плачу … дети сначала удивляются моей искренности, а потом и сами прячут друг от друга полные слез глаза.

И вновь начинаем разговор об очерствении человеческой души, о разрушении многовекового уклада жизни, о необходимости сострадания и милосердия, о недопустимости жестокости.

Мои девчонки и мальчишки еще в седьмом классе, но уже понимают, что доброта, милосердие, порядочность, бережное отношение к природе, к людям, любовь к матери и Родине — качества, составляющие непреходящие ценности человеческой культуры .

.. . Прошло два года. Мои ученики в девятом, теперь уже гуманитарном классе. Проверяю их сочинения и радуюсь: семена, брошенные когда-то на благодатную почву, проросли. Ребята научились самостоятельно мыслить, творчески подходить к работе, а главное, быть искренними. Приведу цитаты из сочинений ребят, где они делятся сокровенными мыслями .

… «Чтобы быть способным в трудную минуту преодолеть страх, малодушие, безразличие, нужно … учиться уважать старость, чужой труд, любить дерево под своим окном, город, где ты родился, страну, в которой живешь» …

. .. « В каждом однажды загорается искра добра, и тогда он способен на многое … станет ли человек героем, помогая ближнему, зависит только от него самого. Тут не играют роли ни возраст, ни пол, ни профессия, ни социальное положение. Важно сердце человека, любящее людей вокруг … »

… «Нужно с раннего детства прививать детям бережное отношение к природе. Если мама расскажет ребенку сказку о жучке, которого дома ждут детки, то малыш никогда не наступит на него. А если раздавить гусеницу, то можно никогда не увидеть прекрасную бабочку … Маленького человека нужно научить любоваться природой, видеть красоту цветка, слышать пение птиц … »

А у Тимофея, внешне очень уверенного в себе, читаю строки, наполненные болью: « … нужно совершать настоящие поступки, даже если в тебя никто не верит, говорят, что из тебя никогда ничего не получится» …

Учительская рука в ответ на «крик души» выводит: «Еще как верю», потому что, на мой взгляд, школа — это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок должен рассчитывать на то, что здесь он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, самореализоваться. Задача учителя — разглядеть, увидеть, развить ростки детского таланта.

Новый учебный год. Новый, еще один в моей учительской судьбе пятый класс. Передо мной 25 доверчивых детских глаз и душ. Какие они?! Как подобрать к ним ключик?! Провожу в сентябре урок-конкурс по литературе. Ребята инсценируют басни Крылова. После выступления первых двух групп отмечаю для себя артистизм и эмоциональность девочек, а в это время на сцене всего два артиста: читающий за автора и удивительно талантливый Витя Бойков. Он играет одновременно три роли, успевая, как Аркадий Райкин, менять костюмы. Класс в восторге, хохочет, хлопает артисту!

Уроки с элементами инсценирования становятся в этом классе доброй традицией. Родители с восторгом смотрят на своих детей, удивляются: «Их ли это дети?».

А недавно Егор Чернышов показал мне свои стихи (никогда не догадывалась, что парня интересует поэзия). Прочла и была приятно удивлена разнообразию тем, проблем, которые его волнуют. Особенно понравилось четверостишие «Второе Я»:

С тобою очень мы похожи:

Ты думаешь, о чем и Я,

Одно и то же нас тревожит, И жизнь твоя есть жизнь моя.

Не знаю, будет ли Егор поэтом, но необходимо поддержать, оценить его творчество, что-то посоветовать, дать почитать томики стихов. Задаюсь вопросом: «Может быть, еще в ком-то скрыт талант?»

Учителя — особенные люди. Мы отличаемся от других тем, что берем на себя невероятно большую ответственность. И если удается чему-то научить ребят, развить у них интерес к предмету, раскрыть их таланты, показать им, на что они способны, то получаю огромное удовольствие.

Но, пожалуй, самая большая радость для меня — видеть, что из ребят, которых я учила, выросли хорошие люди, что каждый из них нашел свое место в жизни, стал Человеком.


nsportal.ru

«Мое педагогическое кредо». — Русский язык

Эссе учителя русского языка и литературы Ефимовой Юлии Викторовны

на тему

« Мое педагогическое кредо».

Уважаемые коллеги!

Мы с вами понимаем, что с нами что-то происходит. Что же? Каждый найдет свой ответ. Кто-то скажет, что живем мы плохо, в этом виновато правительство. Другой решит, что люди потеряли веру в Бога. Кто-то вспомнит: «Много хамства и бездушия». Найдется и тот, кто скажет: «Мы теряем культуру». Соглашусь с последним. Ведь культура — это не только памятники архитектуры, музыка, живопись, балет, это прежде всего родной язык. Речь… Самое большая ценность народа. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вот, пожалуй, что с нами и происходит сегодня: мы теряем свой язык.

Современная школа насыщена различными проектами, развивающими творческую активность учащихся, а между тем в России снижается количество часов на преподавание русского языка и литературы. В Республике Татарстан, например, по – прежнему два государственных языка – русский и татарский, русский по – прежнему является определяющим, так было всегда.

Учебник русского языка, выпущенный казанским издательством для национальных школ, открывается цитатой К. Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». В тяжёлом 1942 году А.А.Ахматова писала: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Оно, русское слово, живое. Оно должно быть спасено от «плена», как человек, как народ. В этих словах таится глубокий смысл: сохранение, спасение языка – это спасение русской нации.

Бережное отношение к слову – это показатель культуры человека. А «наш великий и могучий» заполняется жаргонными и заимствованными словами. Это обесценивает русское слово, его духовную суть. Общеупотребительное сегодня слово «блат», например, пришло в наш язык из идиша одесских воров, где оно первоначально значило «ладонь», затем «ходы, полезные знакомства». А слово «беспредел» означает несоблюдение воровских законов.

Ежедневно, по наблюдению учёных, в русский язык вливается по 6 – 7 иностранных слов образца «портфолио», «топлес». Казалось бы, что в этом такого? Ну, появились на улицах не магазины, а шопы и маркеты, смотрим по телевизору мы хит — парады и шоу – сериалы. Что изменилось? А ведь все эти слова существенно изменяют наше сознание, вносят иную систему ценностей. Употребление жаргонизмов, злоупотребление иностранными словами безобидно на первый взгляд. Их внедрение в речь влечёт за собой утрату этнических ориентиров, а значит, вносит свой «вклад» в развитие нравственного здоровья нашего общества.

Что же делать учителю, преподающему русский язык и литературу? У нас дело огромной важности – через язык показать не только шедевры живописи, архитектуры, музыки, литературы, но и помочь увидеть богатство лексики и фразеологии русского языка, его синтаксические средства выразительности. Поэтому роль учителя – словесника в современной школе – пробудить, поддержать, развить любознательность, интерес к языку. Важно работать не только на уроке, но и на кружковых, факультативных занятиях, проводить языковые вечера, диспуты, конференции, семинары, конкурсы, этимологические турниры, викторины. Можно предложить и такую работу, как «языковая экспертиза» подобранных учителем газетных и рекламных тестов, задание по наблюдению за устной речью окружающих людей, театрализованное выступление с речевым портретом современника. Необходимо также учить детей работать не только с орфографическими словарями, но и со словарями В.И.Даля, Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Здесь открывается широкое поле для творческого поиска учителя и учеников. Методы и формы работы в этом направлении могут быть разнообразны. Главное же – «не подавить» школьника историко-языковой информацией, а вводить её в той мере, в какой она стимулирует мысль ученика, а значит, формирует историко-культурный подход к родному слову. Такова, по – моему, роль учителя – филолога в школе.

Пока ещё русский язык занимает 4 место по распространению в мире, он является родным для 288 миллионов человек. Так неужели эти 288 миллионов, в число которых входим и мы с вами, не смогут сберечь язык А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова и И.С.Тургенева, И.А.Бунина и А.А.Ахматовой? В 1915 году И.А.Бунин, получивший Нобелевскую премию «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», писал:

………………………………

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь.

Хоть в меру сил, в дни злобы

и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Почти 100 лет назад созданы эти слова. Как современны они сегодня. Да и не только сегодня – всегда. Давайте же беречь «наш великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», как сберегли его русские писатели и поэты.

multiurok.ru

Мое педагогическое кредо — Сайт sd2812!

 « Сея разумное, не забывать о добром и вечном»

Учитель!!! Школьный учитель!

 Этим словом каждый согрет:

 Сталевар, хлебороб, строитель,

Космонавт, учёный, поэт …

Это слово звучит значительно

От него нам светлей и теплей.

Ведь недаром, дело учителя

 Мы связали с жизнью своей.

П. Синявский

     Ежегодно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот     они энергично идут по школьным коридорам, открываются двери в классы,    и… начинается великое таинство, имя которому — педагогическое мастерство.    Можно   построить   замечательные   школы,   создать   великолепные   учебные кабинеты, оснастить их современным оборудованием, но не будет ещё школы. Всё это оживает, очеловечивается, работает, если в школу приходит настоящий  учитель, учитель – личность, ясно видящий перед собой цель.  Только тогда вспыхивает факел педагогического  творчества,    оживают   педагогические   теории   и    системы,    методические рекомендации и наглядные пособия.

  Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя — из зёрен добра и справедливости выращивает он детскую душу, из «кирпичиков» знаний складывает детский разум.

      Чему учат учителя? Литературе, математике, физике, географии… Они развивают у своих воспитанников внимание, память, воображение. Они помогают найти им свой путь в жизни. А главное — своими делами и своим словом преподают детям самую трудную на свете науку — быть людьми.

      В новых социально — экономических условиях нашего общества остро встал вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы из каждого ребёнка вырастал во всех    отношениях    воспитанный    человек, то    есть    ставится    вопрос    о  приоритетном значении воспитания в становлении личности, в её духовном  формировании, которая думала бы не только о своём благополучии, но и прониклась   бы   заботой   о  близких,   о  мире,  о  человечестве.   Экономикой, политикой, социальными благами достичь всеобщей гармонии в обществе невозможно, поскольку они создаются человеком, а он должен быть подготовлен к этой деятельности. Следовательно, приоритетным в его подготовке становится воспитание.

     С чего же начать воспитание человека, гражданина? Каждая историческая эпоха вносит в этот важнейший для существования человечества вопрос свои оттенки, окрашивая их в «цвет времени». Но по — прежнему актуально звучат слова выдающегося немецкого педагога Адольфа Дистервега, который писал в  своих «Дидактических правилах»: «Немецкая педагогика требует образовать сперва человека, а затем гражданина и члена нации, прежде всего человека, а потом немецкого гражданина и лицо, принадлежащее к известной профессии, а не наоборот».

     С чего же начать воспитание? Этот вопрос когда-то встал и передо мной. Поиски ответа на него были долгими. Большую помощь оказало изучение педагогического опыта И.И.Аркина, Л.С. Айзермана, Е.Н.Ильина. Но любые рекомендации, находки использовал творчески, в соответствии с уровнем развития своих учеников.

     Девизом работы стали слова замечательного педагога  Е.Н.Ильина: «Сея разумное, не забывать о добром и вечном». В процессе своей работы решаю задачи обучения и воспитания в комплексе, т.е. ставлю не только дидактические задачи  — приобретение знаний и формирование умений и навыков, но и воспитательные – становление и развитие нравственных устоев личности, создание духовного мира ребенка.

       Вспоминается мне одна интересная притча:

Один ученик приставал к Мастеру с бесконечными вопросами.
Мастер сказал ему:
 — В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и только ты знаешь, как найти их.
На следующий день он добавил:
 — Твой путь к Истине не может быть освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой собственный.

    Собственный выбор… Как порой трудно его сделать! Одним из уникальных средств достижения этого является художественная литература, а следовательно, и уроки литературы.

       Что же такое урок литературы? Прежде всего, это высокий накал чувств и мыслей, эстетических переживаний, связанных с постижением тайн человеческого бытия через труд мысли. Поэтому образовательные цели курса литературы связаны с созданием условий для:

—          развития интереса к произведениям художественной литературы;

—          становления и развития духовного мира ребёнка на основе учёта индивидуальных особенностей;

—          раскрытия творческих способностей;

—          формирования потребности личностного роста и самообразования.

     Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчёркивала, что учитель — словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его на работу. Исходя из этого, формировался опыт, в центре внимания которого активизация познавательной деятельности школьников при изучении литературы на основе личностно ориентированного обучения, именно ориентированного на Личность.

    Творческий многовековой опыт русской литературы всегда держался на стремлении «найти в человеке человека, открыть глубины духа и характера человеческого», найти тайны его бытия.

    Считаю очень важным, чтобы ребята почувствовали ответственность за природную и духовную среду, окружающую их, участвовали в ее оздоровлении. Для решения этой проблемы необходимо уделять внимание следующим вопросам:

  • ·         пробудить в ученике желание творить добро;
  • ·         научить восхищаться прекрасным в жизни;
  • ·         побудить учащихся к размышлению о смысле человеческого бытия;
  • ·         формировать стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком.

    В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается…» Именно таким человеком является учитель — словесник, потому что он «не только проводник знаний, но и создатель культуры. Притом самой тонкой: душевной, нравственной…» (Е.Ильин). И если он хочет воспитать человека, то должен средствами художественного слова открыть окно в мир. Поэтому учитель-словесник не должен забывать о той великой миссии, которая возложена на него: сеять разумное, доброе, вечное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sd2812.jimdo.com

Эссе»Мое педагогическое кредо» — русский язык, прочее

Эссе «Мое педагогическое кредо»

 «Настоящий учитель способен раскрыть в ученике его будущее».

И. К. Кикоин.

Школа – это моя жизнь, любимое дело, моя судьба. Школа – удивительная лаборатория, в которой создается будущее, и я имею возможность быть проводником в поиске ребенком путей к совершенству. Да, я учитель и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим учителем. Из чего состоит жизнь моя? Открытые уроки, планы, внеклассные мероприятия, конкурсы, самообразование, методическая работа, педсоветы, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с родственниками и друзьями.. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаешь не так, как надо, не успеваешь, чувствуешь усталость, хочется всё бросить и…  Но встаешь утром, и идешь в школу, звенит звонок, ты входишь в класс, видишь несколько пар сияющих глаз, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то от тебя интересного чуда, и ты ….забываешь обо всём, таешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. Какой он-настоящий учитель? Учитель — это личность. Для того чтобы всем детям было комфортно, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям. Учитель — это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не оскорблять, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – это личность, и мы должны стараться помочь каждой личности раскрыться, стать яркой звездой. Настоящий профессионал с большим вниманием и уважение это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Учитель прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы. Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, — суть этической культуры учителя. Моё педагогическое кредо—это слова В. Ключевского: ,,Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь”.

Задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. Слишком много в жизни моих учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из–за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей..

Я всегда поддерживаю ученика потерпевшего неудач, обязательно похвалить его, обязательно похвалить даже за незначительное продвижение вперёд, даже за попытку изменить что- либо в лучшую сторону. Я считаю, что надо доверять детям, прощать их, потому что они ещё дети. Ум преподавателя должен не подавлять, а вести, освещать дорогу. Необходимо учить учащихся работать самостоятельно, самоконтролю, самоанализу, самоорганизации. Особенности возрастного подхода при использовании методов обучения позволяет сделать важный итог: в среднем и старших классах, где обучаются учащиеся переходного возраста, методы обучения должны быть очень разнообразными. Чтобы поддерживать высокую трудоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную усталость, необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методам обучения в старших классах Педагог должен видеть в подростке личность, быть предельно честным и справедливым, ведь у подростков обострённое чувство справедливости.

Я хочу, чтобы из нашего образовательного учреждения выходили настоящие люди: люди высокообразованные, профессионально подготовленные, люди с большим сердцем и широкой душой и чтобы о каждом их них можно было сказать «Это Человек с большой буквы».

Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников — и ты проживешь вечность!» «Урок окончен, все свободны», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться и завтра, и после завтра. Ведь, я – учитель!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *