cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Коррекционная работа в доу с детьми с овз в условиях реализации фгос – — . , — .

Содержание

« Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» . — Материалы методиста — Методическая копилка

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникают.

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование — это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

 

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:

  1. Создание соответствующего образовательного пространства;
  2. Создание программно-методического обеспечения;
  3. Создание предметно-развивающей образовательной среды;
  4.  Создание дидактического обеспечения.

 

Коррекционная работа воспитателя должна быть направлен на:

 

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
  2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

      Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности  должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что — «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели  должны  строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.

 

Работа  воспитателя  включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

 

  • создание развивающей образовательной среды;
  • воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность профессионального роста воспитателя.
  • формирование взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
  • осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

      В своей профессиональной деятельности  воспитателю необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное —  развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе  ДОУ. Если  помочь  дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то  сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.

В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи. На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы: беседы, консультации, составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога. Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.

Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).

В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей — логопедов,  педагогов – психологов) создана и  оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей. Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.

Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели  используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.

В работе с детьми педагоги  постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.

Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией  имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.

Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.

В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.

Важным направлением коррекционных мероприятий  является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. В развивающую среду групп  внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.

Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.

Таким образом, цель скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

rosinkabal.ucoz.ru

Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС

Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС

Старший воспитатель

МБСКОУ (VII-VIII вида)

«Детский сад № 18»

Васильченко Н.М.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

ФГОС ДО — это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

  • расширения возможностей развития личностного потенциала и

способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;

  • обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • реализации вариативных образовательных программ;
  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

ФГОС ДО

  • Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

(п. 2.11.2 ФГОС)

Организационное обеспечение введения ФГОС ДО направлено на

  • Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс;
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности;
  • Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
  • Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;
  • Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
  • Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем
  • Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)

Под специальными условиями понимаются:

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

  • физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

(ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Ст.2, п.16))

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

  • Статья 1 пункт 16 – обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
  • Статья 16 пункт 23 — индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  • Статья 16 пункт 27 — инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
  • Статья 1 пункт 28 — адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Цель деятельности МБСКОУ — образовательная деятельность по адаптированной образовательной программе МБСКОУ

Задачи:

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Воспитание и возможное восстановление нервно-психической

деятельности воспитанников

  • Создание условий для социально-личностного развития дошкольников, их коммуникативной и социальной компетентности, подготовка детей к школе
  • Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, активизация педагогического потенциала семьи
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей
  • Воспитание с детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
  • Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей
  • Социально-личностного реабилитация детей с нарушениями интеллекта, формирование основ социально-бытового и коммуникативного поведения

ФГОС ДО

Содержание коррекционной работы:

  • Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

(п. 2.11.2 ФГОС)

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
  • Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Цель психолого – медико -педагогического консилиума

  • Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Логоритмика

Работа с родителями

Кружок «Умелые пальчики»

Кружок «Весёлая карусель»

Кружок «Волшебные ладошки»

«Лекотека» Само слово «Лекотека» произошло от шведского слова Leco — игрушка и греческого theke – хранилище.

Это служба психологического

сопровождения и специальной педагогической

помощи родителям,

воспитывающим детей

с ограниченными

возможностями

здоровья.

  • Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Взаимодействие со школой

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность — это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Планируемые результаты социализации детей с ОВЗ:

  • Ребёнок с ОВЗ имеет навык социально приемлемого поведения;
  • У ребёнка развито позитивное отношение к окружающим людям;
  • Ребёнок адекватно реагирует на неудачи, умеет исправить допущенные ошибки, принять помощь и поддержку;
  • У ребёнка расширен словарный запас и речевая активность;
  • Ребёнок может следовать правилам коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми.

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению

Учителя должны

Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи преемственности детского сада и школы

  • Развитие любознательности
  • Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
  • Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
  • Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Работа с родителями

Методическая работа с педагогами

Работа с детьми

Организация работы по преемственности

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построению новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Л. И. Швецова 

multiurok.ru

Статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Успешная  работа воспитателя ДОУ с детьми с ОВЗ зависит не только от опыта и знаний, наработок педагога. Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-развивающей работы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ.

А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Тем самым создаются оптимальные условия, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых и физических возможностей детей с ОВЗ. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Изучение по каждой теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков не возможна без участия родителей во всём процессе работы над проблемами. Это и экскурсии, и целевые прогулки, продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (творческие задания, рисование, аппликация, лепка, конструирование).На этапе появления звука Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал

На этапе автоматизации Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Нужны другие способы педагогического воздействия на детей, то есть специально организованное образовательное пространство, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей с ОВЗ.

Например — развитие творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию.

В наших группах находятся дети с разными диагнозами и, соответственно, разными возможностями (а именно – дети с парезами не могут наравне с другими детьми , то есть так же ловко скатывать раскатывать шарики и колбаски). Здесь вступает в силу индивидуальный подход. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями. И так во всех видах продуктивной и познавательной деятельности.  

Ежегодно в годовом и групповом планировании остро стоит основная задача по развитию речи каждого ребёнка с ОВЗ в ДОУ.

Одними из таких задач являются:

— научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

-легко и непринуждённо воспринимать тексты художественной литературы, заучивать произведения, выразительно их декламировать.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Особенно действенной для наших детей оказалась «МНЕМОТЕХНОЛОГИЯ», основанную на системе мнемотехники. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Они могут быть разработаны на любую лексико- грамматическую тему («Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «Транспорт» и т. п.) Однако мой опыт показал, что использование элементов мнемотехники помогает  особенно быстро и интересно запоминать и стихи, считалки, и физминутки. Эти  приемы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также использование знаний о каждом ребенке – его возможностях, способностях, особенностях. И поэтому у нас каждый ребенок в группе – ЗВЕЗДА (каждый «светится» по-своему).

nsportal.ru

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО | Коррекционная работа в ДОУ

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Родюкова Наталья Валерьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.

Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Среди таких воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.

С этой проблемой педагоги сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, медсестра, музыкальный руководитель.

Логопедическое обследование заключается в выявлении уровня устной речи, уровня активного словаря, грамматического строя, сформированности слоговой структуры слова, фонематических процессов и выявлении объема выполнения артикуляционных упражнений.
наблюдение помогает выявить навыки самообслуживания, выявить средства общения, использование жестов в речи, уровень развития деятельности и запас знаний об окружающем мире.
Медицинский работник ведет работу по сбору анамнестических данных, направляет на консультацию и лечение к медицинским специалистам, контролирует своевременное прохождение назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Воспитатель организует комфортабельную обстановку в группе, насыщает пространство разнообразными предметами и игровым материалом, тем самым осуществляет предметно-практическую деятельность для детей.
Так же совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также познавательных психических процессов. Однако, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для более качественной работы учитель-логопед проводит консультации и беседы по поводу вставки в занятия логопедических элементов (самомассаж, артикуляционные упражнения и т.д).

Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.

Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.

В начале учебного года (первые две недели сентября) учитель-логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.

  • Комиссией принимается решение о направлении ребенка на ТПМПК в целях проведения комп

www.vospitatelds.ru

Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме: Опыт работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ

Опыт работы с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях ДОУ (из опыта работы воспитателя Ураловой Татьяны Борисовны)

 

« У каждого из нас есть то,

Что мы можем дать другим;

Каждый из нас может изменить мир.

( Цитата из книги

«Первые шаги к инклюзии»»

Ключевым принципом в  ФГОС ДО  является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого ребенка, и, следовательно обучение должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого из них. Вся  моя работа с детьми ОВЗ построена на системном подходе к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

Цель  работы с детьми ОВЗ – использование методов и форм организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню развития и коррекции личности воспитанника с ОВЗ.

Задачи:

Обеспечить равное отношение ко всем детям.

Воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям ОВЗ.

Дать полноценное  качественное  образование.

Обеспечить социализацию детей.

В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями  ЦПМПК ,учетом психофизических особенностей ребенка, в соответствии образовательной программы ДОУ, с учетом общеобразовательной программы  дошкольного  образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой, составила ИОМ ( индивидуальный образовательный маршрут), для каждого ребенка.

Чтобы создать  ИОМ  ребенка ОВЗ. Наблюдала, беседовала  с ребенком, диагностировала ( только с письменного разрешения родителей) проблемные и успешные зоны развития, а затем работала над индивидуальным подбором заданий и занятий. Дети были включены в разные формы обучения и воспитания: фронтальные, подгрупповые, индивидуально коррекционные занятия.

ИОМ  включает следующие направления смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно – действенного мышления до словесно – логического, расширение и накопление пассивного словаря, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания. Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий в образовательном процессе  использовала следующие формы работы.

Основные направления коррекционной работы

Формы работы

Время в режиме дня

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

В течение дня

Гимнастика с включением упражнений для профилактики осанки  и плоскостопия

После дневного сна «Гимнастика пробуждения»

Упражнения на развития внимания,мышления, упражнения на закрепление звукопроизношения,слоговой структуры слова, лексико- грамматически дидактические игры и упражнения

2 половина дня  «коррекционный час»

Организованная образовательная деятельность ( в соответствии с планированием). Включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

По расписанию ООД

Коррекционная работа воспитателя в совместной деятельности с ребенком в режимных моментах, по организации трудовой, игровой, познавательно – исследовательской деятельности, продуктивной, чтение художественной литературы.

В течение дня по плану образовательной работы

Контроль свободного общения с ребенком, закрепление речевых и коммуникативных навыков свободной деятельности ребенка в повседневной жизни.

В течение дня

С  учетом требований ФГОС ДО при оценке динамики продвижения ребенка, не сравниваю его ресурс с достижениями других детей, а с его собственными достижениями на предыдущем этапе развития.  Индивидуальную работу я провожу с детьми во второй половине дня.

Работа с родителями

Дата

Формы и методы

Содержание работы

Каждый  месяц

Индивидуальные встречи с родителями

Беседы о развитии ребенка, его интересах, способностях и отрицательных черт характера

Каждый четверг

Родительские пятиминутки

Индивидуальные консультации специалистов (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра)

1 раз в месяц

Индивидуальные консультации

Познакомить родителей с проблемами и успехами по усвоению ребенком программы

Мир « особого» ребенка безобразен и красив неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он  арессивен?  Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. (Наталья Калиман)

Давайте не забывать не забывать то, что каждый имеет право на жизнь, радость и любовь, ведь кому, как ни нам, людям помнить об этом!

Список методической литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (5 -6 лет). Старшаая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

.

Дыбина О.В., ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (5 -6 лет). Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Комарова Т.С., ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (5-6 лет). Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Помораева И. А., Позина В. А., ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».

Бояркова Н. Ю., Косицина М. П., Коррекционная педагогическая работа в детском саду для детей ЗПР,, — Секачев, 2007

Словарь:

Инклюзивное образование – « включение в себя» Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленная на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития.

Зоны ближайшего развития (ЗБР) – теоритический конструкт, (научный анализ, обобщение) введенный Л. Выготским в начале 1932 – 1934 для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребенка.

Толерантность – это концепция проявления уважения к другой расе, религии, полу, мнению или идеологии.

nsportal.ru

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность.

В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно — педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

— Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

— Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

— Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках. –

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Подготовила: логопед д/ сада № 9 Бондарева Н.М.

Современные образовательные технологии в логопедической работе групп комбинированной направленности в условиях реализации ФГОС ДО.

Реализация принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО, развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с тяжелыми нарушениями речи – требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе индивидуальной образовательной траектории развития ребенка с ТНР, в т.ч. степень его инклюзии, должен решаться исходя из особенностей развития и возможностей ребенка, с учетом специально созданной развивающей среды на базе дошкольной организации.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от учителя — логопеда совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей, использование современных образовательных технологий. Все это привело к активному поиску меж предметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.

Интеграция детей с ТНР дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в речевом развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.

Наиболее адекватные условия для осуществления процесса инклюзии дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование комбинированных групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Приоритетными направлениями этого процесса являются:

1) своевременное выявление недостатков в речевом развитии детей, направление на ТПМПК;

2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;

3) формирование у детей с ТНР предпосылок к обучению в общеобразовательной школе.

С целью реализации данных направлений в своей работе учитель-логопед использует следующие образовательные технологии:

— ИКТ технологии способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу, способствуют повышению качества логопедической работы. Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.

— Игровые технологии стимулируют интерес детей к логопедическим занятиям, развивают когнитивные процессы, социально — коммуникативные умения и навыки.

— Личностно-ориентированные технологии направлены на разностороннее и творческое развитие ребенка.

— Технологию сотрудничества, которая способствует реализации инклюзивного образования в аспекте «разные и равные».

— Технологию алгоритмов, которая способствует формированию последовательности и планирования, самоконтроля на занятиях.

— Технологию дифференциации и индивидуализации обучения способствуют реализации индивидуальной траектории развития ребенка.

— Здоровье сберегающие технологии.

Реализация здоровье сберегающих технологий актуальна не только на логопедических занятиях, но и в непрерывной образовательной деятельности с детьми в условиях группы комбинированной направленности. Представленные формы реализации данной технологии используются не только для детей с ТНР, но и для детей с нормой речевого развития, что способствует реализации идеи инклюзивного образования. В процессе совместной работы воспитателя и учителя-логопеда реализуются следующие задачи:

1. Повышение результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.

2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

3.Стимуляция работоспособности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста;

4. Пропаганда здорового образа жизни.

В группах комбинированной направленности технология здоровье сбережения реализуется по следующим направлениям:

Формирование диафрагмального дыхания. Работа над плавностью и длительностью выдоха. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи у детей дошкольного возраста. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь ребенка.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

— насыщение организма кислородом;

— профилактика ОРВИ.

Гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

— развивают концентрацию внимания;

— обеспечивают межполушарное взаимодействие;

— развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

— улучшает аккомодацию глаза.

Такие упражнения как «Бегающие огоньки», «Солнечные зайчики» и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи по развитию зрительно — пространственной ориентировки.

Использование элементов логопедической ритмики.

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у дошкольников с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г. А. Волкова).

Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Самомассаж. Логопедический массаж ложками.

В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи, прищепки и др.) способствует активизации речевых зон коры головного мозга. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, логопедический массаж ложками, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность.

Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровье сберегающей и здоровье развивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровье сберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

Подготовила: логопед д/ сада № 9 Бондарева Н.М.

МБДОУ

« Детский сад компенсирующего вида № 9 « Ласточка»

ДОКЛАД

на тему: « Творческая и научно — обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения в специализированных детских садах в условиях реализации ФГОС ДО».

Учитель – логопед МБДОУ

Д/с № 9 « Ласточка»

Бондарева Н.М.

декабрь 2016г.

infourok.ru

Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада  определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ,  разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и  специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы  детей с ОВЗ;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. »

Емельянова Н.В. – учитель –логопед,

Тюрк А.В. – учитель –логопед

МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок»

Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада  определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ,  разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;

  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;

  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;

  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *