Корейские танцы народные – Традиционные корейские танцы
Традиционные корейские танцы
Содержание статьи:
Танец в корейской культуре вобрал черты соседних государств — Китая и Монголии, которые соединились с традиционными движениями. Изначально этот вид искусства в стране был достоянием простого населения — в основном, крестьян. Но со временем он стал популярным и у высших слоев общества, а также духовенства — буддистских монахов. Сегодня корейские народные танцы считаются мировым культурным достоянием.
История корейского танца
Изначально танец был частью крестьянской корейской культуры. Он сопровождал и имитировал действия, которые люди выполняли во время посадки и сбора урожая.
Также танец приобрел черты шаманизма, который существовал на полуострове до появления буддизма и конфуцианства. Танцами сопровождались ритуальные действия — жертвоприношения, общение со злыми и добрыми духами, просьбы высших сил о хорошем урожае и исцелении от болезней. Считалось, что в танцах заключена магическая сила, которая помогает человеку соединиться с потусторонними силами
С появлением в стране официальных религий — буддизма и конфуцианства — танцевальная культура расслоилась. Простолюдины продолжали двигаться в традиционном стиле, который носил черты разнузданного веселья и часто изображал бытовые сцены. Знать переняла чопорность, характерную для конфуцианства, пришедшего из Китая. Движения стали медленными и степенными, чувства было принято скрывать, а сюжеты стали более возвышенными. Например, при дворе нельзя было увидеть «Танец дурака», но сюжет о «Собирательнице пионов» или «Полете соловья» был очень популярен.
Отдельную категорию составили танцы, которые исполняли буддистские монахи. Они носили мистическое, сакральное значение и не были распространены в народе. Чаще всего такие хореографические композиции были рассчитаны на индивидуальное исполнение. Они носили не развлекательный или сюжетный смысл, а выполняли роль медитативной техники.
При этом сами монахи становились объектами насмешек в сюжетных крестьянских плясках. Во время гуляний их изображали как жадных до денег и девушек людей, которые только притворяются святошами.
Кризис танцевального искусства в Корее наступил во время японской оккупации. Захватчики стремились к тому, чтобы максимально подавить национальную культуру, поэтому на протяжении тридцати пяти лет корейские танцы были под запретом. Их восстановление началась только после окончания Второй мировой войны, и большую часть хореографического наследия удалось возродить. Корейские танцы изучают в хореографических академиях на полуострове и по всему миру.
Шаманские обряды и крестьянские верования в танце
Шаманизм связывал мир людей и духов, которые, по верованиям корейцев, постоянно соприкасались. Шаман (как мужчина, так и женщина), выступал в роли посредника между этими мирами.
При помощи танца, игры на музыкальных инструментах и пения, которые сопровождали обряды, шаман входил в транс и взаимодействовал с духами. При этом танец носил двойную функцию: в его активной части отгонялись злые существа, а во время медленной и плавной «задабривались» хорошие.
Шаманы использовали деревянные расписные маски, которые «обманывали» духов и мешали им преследовать человека. После совершения ритуального танца они сжигались, так как считались «испачканными».
Жизнь крестьян в любой стране подчиняется циклу плодородия — не стала исключением и Корея. С посадкой и уборкой риса, главной зерновой культуры полуострова, связаны и танцевальные традиции. Главным видом хореографии при этом был хоровод, который имел еще и астрологическое значение: круг, в который становились женщины и девушки, символизировал Луну, с которой в Корее связывают культ плодородия
.Прыжки и приседания во время танца имитировали действия, которые сопутствовали обработке поля. Также во время танца кореянки просили замужества, семейного благополучия и рождения детей.
Еще одно важное ответвление корейского танца было связано с социальной жизнью. Во время народных гуляний выступающие в танце изображали острые общественные проблемы, высмеивали монахов и чиновников. Популярным сюжетом была попытка соблазнения молодой девушки, в которой участвовали монах-сладострастник и чиновник. Действие имело две развязки: в первом случае девушка поддавалась на уговоры и порицалась присутствующими, во втором ее чистота влияла на развратников, и они раскаивались.
Танец как элитарное искусство
Другим ответвлением корейской хореографии были танцы, которые исполняли в знатном обществе. Они отличались более сдержанной манерой и абстрактными сюжетами. Сильное влияние на придворную хореографию оказала китайская культура.
Несколько видов танцев, которые исполнялись в высших слоях общества, стали основой того, что сейчас понимают под традиционными корейскими танцами.
Самым популярным из этой категории считается пучхэчхум — танец с веерами. Обычно его исполняет до двух десятков танцовщиц с двумя веерами, на которых изображены розовые пионы. Главный акцент в пучхэчхум делают на хореографические фигуры и эмоциональность — танец пропитан легкой радостной энергетикой.
Еще одна популярная разновидность классической хореографии — комму, танец с мечами. Он содержит элементы настоящих боевых искусств, которым нередко обучались кисэн. На протяжении всей корейской истории их использовали как «подпольных агентов», которые завоевывали симпатию мужчин из враждующих династий или стран, выведывали военные тайны и совершали диверсии. Этот танец энергичный и быстрый, но при этом подчеркивает изящество, которым должна обладать исполнительница.
Автор статьи: Анна Стадневская
08.02.2018
www.koreya24.ru
Ваши оценкиРейтинг: +1, 1 голосов Loading … |
xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai
Корейский танец: особенности, виды
Одним из важных достояний народа Кореи и неотъемлемой частью ее культуры являются национальные танцы.
Этот вид искусства позволяет зрителю познакомиться с яркой и самобытной культурой страны. Народный танец специфичен, разнообразен, ярок и красив. Содержит он в себе множество сложных и интересных элементов. Разделяются они на большое количество видов и стилей самых разнообразных направлений (народный, придворный, шаманский, ритуальный, танцы с веерами и пр.).
История развития танца
История формирования корейского национального танца насчитывает тысячелетия. Документы и многочисленные архитектурные свидетельства рассказывают о том, что корейский танец зародился около 3000 лет назад. Об этом свидетельствует даже настенная живопись в Мурьонгшонге или Могила танцоров, относящаяся к периоду Когурьйо.
Все это вышло из древнейших ритуалов шаманов. Менялся танец под влиянием буддизма, христианства, а также традиций и культур соседних стран, особенно Китая.
Особенности корейского танца
Корейский танец красочен и разнообразен. Метафизическая философия его основана на своеобразном представлении о том, что тело человека и есть Вселенная. Существование людей в идеале заключается в постоянном стремлении содержать в гармонии внутренний мир с окружающим их небесным и земным проявлением жизни.
Сам по себе танец сочетает в основе своей, с одной стороны, пластику и легкое перетекание поз и форм, а с другой – широкие энергичные и стремительные неожиданные движения.
Виды корейских танцев: краткое описание
Корейская культура (именно танцевальная) красива и довольно разнообразна. В ней существует огромное множество самых разнообразных видов танцев.
Корейский танец конфуцианского обряда представляет массовое представление, в котором участвует 64 танцора, выстраивающихся в 8 рядов. А исполняется он под конфуцианскую ритуальную мелодию. Основные его движения — медленные и плавные наклоны в такт музыке.
Чакпоп также относится к ритуальным танцам. Он символизирует мольбу о душах, направленную к Будде.
Танец Бабочек исполняется монахинями монастырей (буддийских).
С цимбалами танец – мужской (его исполняют монахи).
Танец с барабаном – сольный. В нем танцует всего лишь один мужчина.
Крестьянский танец пользуется наибольшей популярностью. Здесь демонстрируются энергичные и динамичные движения с высокими прыжками. В таких танцах чаще используются импровизации. Самый популярный из них – Тхалъчмум, исполняющийся в масках. Это своего рода небольшая постановка (театрализованная), наполненная комическими сценками, высмеивающими знать и представителей высшего сословия общества.
Шаманский корейский танец символизирует просьбы и мольбы к духам об умиротворении. Такие танцы завораживают своей плавностью. Большую роль в них играют насыщенность эмоциональная и соответствие ритму.
Считается, что танцы с веерами произошли от исполнения шаманами обряда с листьями. Впоследствии они стали одними из самых изысканных танцев Кореи. Знаменитый танец Пучхэчхум с веерами был впервые продемонстрирован публике в 1954 году. Он относится к новым традиционным танцам. Это представление – зрелище завораживающее. Легкое колыхание красивых вееров призывает гармонию в мир.
Танцы придворные исполнялись в богатых, красочных костюмах, демонстрирующих изящные и красивые движения исполнителей. Невероятно красивые представления содержат различные красивые переходы и жесты.
Корейские танцы девушек с барабанами элегантные и энергичные. Они тоже относятся к видам народного корейского танца. Самые разнообразные ритмы барабанов синхронно отображаются в движениях танцовщиц. Эти танцы демонстрируют единение человека с природой и возрождение новой жизни.
Костюмы для танцев
Костюмы для народных танцев очень красочны. Танцы придворные исполняются в пышных одеждах, демонстрирующих тонкие и изящные движения. Эти хореографические движения плавны и содержат много красивых позиций и жестов.
Сейчас такие танцы показываются лишь на культурных представлениях в исполнении самых лучших хореографов страны.
Современные корейские танцы
Начало формирования современного корейского танца связано главным образом с именами Чхве Сын Хи и Чо Тхак Вона, активно работавшими в периоды японского колониального господства. Балетная труппа (в Сеуле) была создана после освобождения от ига (конец 1940-х гг.). Это был первый профессиональный коллектив (современные и классические танцы).
Первой западной музыкой, которая появилась в Корее в 1893 году, были гимны христиан. А в 1904 году эту новую музыку стали преподавать в школах. По территории всей страны зазвучала чханга – совершенно новый вид песен, исполнявшихся на мелодии западных произведений.
В современной Корее создано огромное множество курсов, коллективов, школ, обучающих и развивающих у молодежи технику танцевального искусства. Корейский танец совершенствуется.
Сегодня в Корее молодежь также исполняет много современных клубных танцев.
fb.ru
разные танцы Кореи со времён существования
Несмотря на стремление вводить передовые технологии, корейцы бережно относятся к своим культурным обычаям и продолжают развивать танцевальные направления. Отличительная черта корейских танцев – во множестве сложных деталей, замысловатых па. Народные выглядят живыми и динамичными, религиозные увлекают размеренностью и плавностью, придворные впечатляют легкостью и затейливыми позициями. Особенно интересны пляски в масках, придуманные еще издавна.
Первые танцы Кореи тесно переплетены с религиозными ритуалами. Позже на них повлияли конфуцианство и буддизм. Обрядовые и религиозные пляски видоизменялись, принимая разные вариации: боевые, игровые и художественные. В период Корё танцевальными движениями стали дополнять праздники и обряды. Во времена Чосон появились придворные танцы, а затем крестьянские. Танцы Кореи многолики:
- Ритуальные (шаманские, буддийские и конфуцианские) – мягкие и завораживающие, без энергичности и динамики, насыщенные эмоциями.
- Придворные – изящные, плавные, разнообразие позиций и жестов.
- Крестьянские – энергичные, динамичные, с прыжками.
- Танцы в масках.
Ритуальные танцы
- Шаманские. Жертвоприношения дополнялись групповыми танцевальными движениями, которые постепенно приобретали определенную форму. Отражение действа сохранили первые художники, изображавшие ритуалы на могильных фресках. В I веке до н.э. церемонию умилостивления Неба дополняла танцевальная ночь. Участники преследовали главную цель – благополучие своей общины. Этот ритуал окончательно исчез из жизни народа лишь к XV ст.
Шаманские пляски «кут» на первый взгляд выглядели спонтанными, наполненными импровизацией. Каждый исполнитель, ориентируясь на ситуацию, создавал свои движения. Но у них были свои собственные правила. В основе – кружение, мягкие шаги и плавность взмахов рук. Люди верили, что так шаман соприкасается с миром духов. Он не только обращается к потусторонним силам, но и развлекает их. По мнению историков, особенности шаманских танцевальных движений лежат в основе традиционного корейского танца и создают узнаваемый стиль. Глубокое выражение эмоций, поднятые руки и выражение состояния транса – все это его особенности. Использовался аккомпанемент барабанов и колокольчиков. Параллельно исполнялись песнопения.
Во времена Корё танцы начали дополнять разные обряды. В III столетии их использовали весной для вымаливания щедрого урожая, а осенью благодарили за него. После высадки семян пели песни, пускались в пляс и пили вино. Движения были довольно просты: люди образовывали круг и направлялись за ведущим: поднимали руки, топали. Считалось, что так пробуждается милость духов.
- Буддийские. Направление пришло из Китая. Танцевальные движения были частью церемоний в храмах и носили торжественный характер. Знаменит «Танец бабочки», исполняемый двумя монахами. Используется желтая и белоснежная одежда с удлиненными рукавами и красные мантии. Благодаря ей, взмахи танцоров завораживают. Все происходит под звуки большого гонга и песнопения. Из 14 вариантов сохранилось 6, которые можно увидеть и сегодня. Также существует «Танец с цимбалами», исполняемый мужчинами и сольный «Танец с барабаном». В IX столетии буддийские танцы приобрели корейские черты, потеряв первоначальный вид. Без изменений остались лишь четыре танца.
3. Конфуцианские танцы – тоже попали в страну из Китая. Танцоры выстраивались в один ряд, исполняя медленные и церемониальные движения во дворе храма. Даже название соответствующее – «танцы в линию» (Ilmu). В основе – медленные наклоны в такт музыки. Чувственные движения связаны с принципами конфуцианской этики, прославляющей доброту и уважение к старшим. В Китае эта традиция полностью утрачена, зато в Корее и прочих государствах (Тайване, Вьетнаме и Японии) сохранилась.
Танцы в масках
Особое направление – танцы в масках животных. Корейцы верили в предков – полузверей-полулюдей, что отразилось на культуре. В древности даже названия родов связывали с какими-то животными. Во времена Корё популярность приобрел танец тигра. Хищный зверь символизировал силу, смелость и отвагу. Его почитали, и даже перед охотой ели тигриное мясо и бульон (чтобы улучшить эти качества). Изображения тигра красовались на домах ради отпугивания злых духов. По этой причине в танцах эти образы занимают особое место. Корейцы верили также, что после смерти человек становится животным. Это отображалось в погребальных обрядах: во время плясок использовалась шкура тотемного зверя и имитировались движения.
Позже при королевском дворе тоже исполнялись танцы в масках. Интересом публики пользовалось театрализованное представление «Танец Чхоёна». Он объединял обряды, просьбы о благополучии в грядущем году, надежду на богатый урожай и процветание. Участвовало большое количество музыкантов, актеров и танцоров. Постепенно танцы в масках стали зрелищем для простого люда. Они распространились в XV веке и обличали аристократов. Это находило большой отлик среди простых людей, вызывало восторг. Направление соединяло национальные обычаи и современность, отображая повседневную жизнь.
Дворцовые традиции
Во времена правления династии Чосон возникли дворцовые танцы. Их устраивали во время торжеств и праздников в честь высокопоставленных лиц. Например, коронации или приема послов. Обычно проводились для восхваления королевского рода. Дворцовые танцы Кореи отличались яркими нарядами и художественностью. Многие позаимствовали из Китая.
В период Чосон придумали около 40 танцев. Возник обычай, когда перед королем выступали юноши-танцоры, а перед королевой – кисэн. Существовал придворный этикет, который распространялся и на танцевальные па. Нельзя было улыбаться или показывать любые другие эмоции. Для исполнения выбирали наряд с длинными рукавами. Движения лаконичные: несколько шагов, поднимание ноги, обороты и мягкие взмахи рук. Они отличаются в зависимости от музыки — tangkak или hyangkak (обе достались в «наследство» от Китая). Такие танцы делились на сольные и групповые. В общих были ведущие танцоры, основные и группа поддержки. Аккомпанировали музыканты.
Не забывали и про реквизит. По предметам в руках танцоров можно было даже угадать, какой танец они исполнят — вещи являлись частью хореографии. Среди реквизита – серебряный поднос, цветок лотоса и даже лодка. Например, был корейский танец с веерами. В некоторых дополнительные предметы не использовали. К примеру, в «танце призрака», где изображали нежные чувства между двумя влюбленными.
В начале XIX столетия возник сольный «Танец соловья» (об истории наследного принца), который исполнялся на коврике из соломы с цветочными мотивами. Танцор носил длинную одежду и имитировал движения птицы во время полета. К известным также относят танцы журавля (Hangmu), пришествия Феникса, меча (Jinju), катания на лодках. К сожалению, в XX столетии в период оккупации многие были утеряны, историки ведут кропотливую работу по их восстановлению.
Народные импровизации
Самым древним видом считается корейский народный танец. Его отличие – в преобладании движений исполнителя над ритмом. Он играет на контрасте, увлекая импровизацией и свободой. В древние времена народные танцы в Корее исполнялись исключительно мужчинами и были наполнены силовыми акробатическими элементами. Раньше они начинались после завершения религиозного ритуала «кут». Считалось, что это усиливает мощь воздействия.
В основе лежит обрядовая и религиозная культура. Исторически народные танцы сложились благодаря коллективному труду, а развитие получили в период промышленного роста. Промышленность повлияла на сельскохозяйственную продукцию и, в свою очередь, на культурный уровень населения. Танцоры не только показывали привычную жизнь народа, но и критиковали современное общество. Также высмеивали аристократов и монахов, которые брали взятки. Особенность народных танцевальных движений – в энергичности, динамичности, размахиваниях руками, прыжках. Одно из отличий –импровизация. Даже в XX столетии создавались народные танцы – чангучхум и пучэчхум.
Современность и традиции
Даже во времена японского колониального господства любовь к танцам не угасала. Известными хореографами считались Чо Тхак Вон и Чхве Сын Хи. В конце 40-х в Сеуле сформировалась балетная труппа. Это был первый профессиональный коллектив Кореи (современные и профессиональные направления). Когда страну освободили, небольшая группа танцоров начала возрождать традиционную хореографию, ориентируясь на записи и личные воспоминания. Сегодня в Корее популярны клубные танцы, «проникли» и традиции других стран. Но прежние направления сохраняются.
Конфуцианские танцы «ильму» дошли почти в первозданном виде. Они по-прежнему исполняются строго по правилам. Такие танцы можно увидеть вечной и осенью в конфуцианских храмах Сеула. Буддийские церемонии также проводятся в храмах. Сохранились даже шаманские обряды, ведь в современной Корее действует несколько тысяч шаманов.
В провинции Хванхэдо можно посмотреть пляски в маске тигра. По сюжету против него выступают воины, ставят капканы. Зверь погибает, но дух остается жив. В уезде Синчхон это животное олицетворяет добрую старушку, помогающую людям. Народные танцы можно увидеть в концертных залах, где это искусство демонстрируют лучшие хореографы страны.
Самые популярные корейские танцы
Корейские танцы считаются одними из самых красивых в мире. Большая часть выступлений, которые относятся к традиционным, в основе имеют какую-то сюжетную линию. Обычно она связана с корейской жизнью. Многообразие танцевальных традиций Кореи завораживает, но есть особенно популярные танцы, которые любят и дети, и взрослые:
- Наби, «Танец бабочек» (буддийский). Самый значимый в буддизме. Медленный и спокойный, почти отсутствуют движения плечами и головой.
- С барабанами (сольный, буддийский).
- Кхаль чум (с мечами). Взмахи мечами призваны отпугивать духов.
- Тхалъчмум (в масках) – напоминает театрализованную сценку.
- С веерами. Считается, что в основе – пляски шаманов с листьями.
Танцоры используют традиционные костюмы, которые заслуживают не меньше внимания. Для выступления с веерами надевают ханбок. Верхняя часть одежды одинаковая и у мужчин, и у женщин: распашной кафтан, который завязывается при помощи банта. Нижняя часть — из брюк или юбки (в зависимости от пола). По светлому фону материала наносится узор в виде темных пятен. Хореографические композиции по-прежнему проходят в традиционных нарядах с учетом значения выступления. Шаманские движения дополнялись яркой одеждой и обилием украшений, чтобы эмоционально воздействовать на зрителей. Современные шаманы стремятся следовать образцам.
Сильный аспект повествования – одна из главных особенностей корейских танцев, которые весьма далеки от западных танцевальных канонов. Смесь буддийских и конфуцианских движений прослеживается почти во всех танцах, но самыми популярными остаются крестьянские. Они привлекательны своей импровизацией. Несмотря на новые направления, традиции не уходят в прошлое. Танцоры стремятся объединить новые стилистические подходы с традиционными движениями, поэтому корейский танец – новаторский, но при этом самобытный.
vseokoree.com
Корейский танец: национальные особенности, виды
Одним из важных достояний народа Кореи и неотъемлемой частью ее культуры являются национальные танцы.
Этот вид искусства позволяет зрителю познакомиться с яркой и самобытной культурой страны. Народный танец специфичен, разнообразен, ярок и красив. Содержит он в себе множество сложных и интересных элементов. Разделяются они на большое количество видов и стилей самых разнообразных направлений (народный, придворный, шаманский, ритуальный, танцы с веерами и пр.).
История развития танца
История формирования корейского национального танца насчитывает тысячелетия. Документы и многочисленные архитектурные свидетельства рассказывают о том, что корейский танец зародился около 3000 лет назад. Об этом свидетельствует даже настенная живопись в Мурьонгшонге или Могила танцоров, относящаяся к периоду Когурьйо.
Все это вышло из древнейших ритуалов шаманов. Менялся танец под влиянием буддизма, христианства, а также традиций и культур соседних стран, особенно Китая.
Особенности корейского танца
Корейский танец красочен и разнообразен. Метафизическая философия его основана на своеобразном представлении о том, что тело человека и есть Вселенная. Существование людей в идеале заключается в постоянном стремлении содержать в гармонии внутренний мир с окружающим их небесным и земным проявлением жизни.
Сам по себе танец сочетает в основе своей, с одной стороны, пластику и легкое перетекание поз и форм, а с другой – широкие энергичные и стремительные неожиданные движения.
Виды корейских танцев: краткое описание
Корейская культура (именно танцевальная) красива и довольно разнообразна. В ней существует огромное множество самых разнообразных видов танцев.
Корейский танец конфуцианского обряда представляет массовое представление, в котором участвует 64 танцора, выстраивающихся в 8 рядов. А исполняется он под конфуцианскую ритуальную мелодию. Основные его движения — медленные и плавные наклоны в такт музыке.
Чакпоп также относится к ритуальным танцам. Он символизирует мольбу о душах, направленную к Будде.
Танец Бабочек исполняется монахинями монастырей (буддийских).
С цимбалами танец – мужской (его исполняют монахи).
Танец с барабаном – сольный. В нем танцует всего лишь один мужчина.
Крестьянский танец пользуется наибольшей популярностью. Здесь демонстрируются энергичные и динамичные движения с высокими прыжками. В таких танцах чаще используются импровизации. Самый популярный из них – Тхалъчмум, исполняющийся в масках. Это своего рода небольшая постановка (театрализованная), наполненная комическими сценками, высмеивающими знать и представителей высшего сословия общества.
Шаманский корейский танец символизирует просьбы и мольбы к духам об умиротворении. Такие танцы завораживают своей плавностью. Большую роль в них играют насыщенность эмоциональная и соответствие ритму.
Считается, что танцы с веерами произошли от исполнения шаманами обряда с листьями. Впоследствии они стали одними из самых изысканных танцев Кореи. Знаменитый танец Пучхэчхум с веерами был впервые продемонстрирован публике в 1954 году. Он относится к новым традиционным танцам. Это представление – зрелище завораживающее. Легкое колыхание красивых вееров призывает гармонию в мир.
Танцы придворные исполнялись в богатых, красочных костюмах, демонстрирующих изящные и красивые движения исполнителей. Невероятно красивые представления содержат различные красивые переходы и жесты.
Корейские танцы девушек с барабанами элегантные и энергичные. Они тоже относятся к видам народного корейского танца. Самые разнообразные ритмы барабанов синхронно отображаются в движениях танцовщиц. Эти танцы демонстрируют единение человека с природой и возрождение новой жизни.
Костюмы для танцев
Костюмы для народных танцев очень красочны. Танцы придворные исполняются в пышных одеждах, демонстрирующих тонкие и изящные движения. Эти хореографические движения плавны и содержат много красивых позиций и жестов.
Сейчас такие танцы показываются лишь на культурных представлениях в исполнении самых лучших хореографов страны.
Современные корейские танцы
Начало формирования современного корейского танца связано главным образом с именами Чхве Сын Хи и Чо Тхак Вона, активно работавшими в периоды японского колониального господства. Балетная труппа (в Сеуле) была создана после освобождения от ига (конец 1940-х гг.). Это был первый профессиональный коллектив (современные и классические танцы).
Первой западной музыкой, которая появилась в Корее в 1893 году, были гимны христиан. А в 1904 году эту новую музыку стали преподавать в школах. По территории всей страны зазвучала чханга – совершенно новый вид песен, исполнявшихся на мелодии западных произведений.
В современной Корее создано огромное множество курсов, коллективов, школ, обучающих и развивающих у молодежи технику танцевального искусства. Корейский танец совершенствуется.
Сегодня в Корее молодежь также исполняет много современных клубных танцев.
autogear.ru
этнографический аспект – тема научной статьи по искусству и искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Вестник ДВО РАН. 2010. № 2
УДК 394.3 (=957)
И.Н.ТОЛСТЫХ
Традиционные народные танцы Кореи: этнографический аспект
Впервые комплексно рассматриваются корейские традиционные народные танцы, их значение в духовной культуре стран п-ова Корея. Анализируются этнографические особенности, а также взаимосвязь народного танца и современного хореографического искусства.
Ключевые слова: хореографическое искусство, народный танец, этнография, верования, ритуалы.
Traditional folk dances of Korea: ethnographic aspect. I.N.TOLSTYKH (Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok).
Traditional folk dances of Korea and their significance in spiritual culture of countries of the Korean Peninsula have been fully investigated for the first time. The paper analyses ethnographic features and correlation between folk dance and modern choreographic art of the Korean people.
Key words: choreographic skill, folk dance, ethnography, beliefs, rituals.
В российском корееведении проблема традиционных народных танцев п-ова Корея глубоко не изучалась: до сих пор не издано специальных комплексных трудов. Но к этой теме обращались многие авторы. Так, интерес для нас представляет работа знаменитой корейской танцовщицы Ан Сон Хи [1], которая рассматривает танцевальную лексику и рисунок, особенности исполнения на примере четырех корейских народных танцев. А Ю.В.Ионова дает классификацию и показывает характерные особенности народных, дворцовых, шаманских и других танцев, которые исполняются большими и малыми группами [6]. Этот традиционный вид искусства п-ова Корея освещается в популярных работах В.М.Маркова [10], А.Н.Ланькова [9], И.А.Толстокулакова [14]. Следует подчеркнуть, что эти авторы дают значительный познавательный материал об обрядах и обычаях, жизни и быте, истории и этнических контактах корейцев с соседними народами. Но интересующей нас теме посвящена лишь незначительная часть материалов, которые, кроме того, имеют разрозненный характер.
Автор данной статьи, специалист в области хореографии, в течение ряда лет проводила полевые исследования среди носителей традиционного хореографического искусства — российских и зарубежных корейцев, проживающих в городах Владивосток, Партизанск, Уссурийск, Хабаровск, а также в городах Республики Корея — Дэгу (2003 г.) и Сеул (2008 г.). Удалось собрать материалы по традиционной хореографии корейцев, в основном по народным танцам. Отсюда цель данной статьи — на основе полученных материалов комплексно отразить своеобразие народного танца, проанализировать этнографический аспект его исторического развития и показать значение традиционных танцев преимущественно в Республике Корея.
Народный танец — самый древний вид корейского танца. Исторически он существовал в самых разнообразных проявлениях. Главное в нем — мот (экзотический стиль) и хын (избыток веселого настроения), а не показ танцевальной техники исполнения. Хын можно охарактеризовать как «не подавляемую радость, почти достигающую пика ликования…
ТОЛСТЫХ Ирина Николаевна — доцент (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса). E-mail: [email protected]
радость, изливающаяся наружу… от глубокого переживания красоты… до состояния длящегося возбуждения» [17, с. 158].
Среди уникальных черт корейского народного танца можно выделить рассогласованность ритма и движений. Например, в придворных танцах, предназначенных для прославления королевского двора, строго следуют ритму; их сопровождала специально написанная музыка, они имели определенную композицию, исполнители выступали в дорогих орнаментированных костюмах. Народный же танец контрастировал с придворным своей свободой, простотой и импровизацией. Именно в исполнении крестьянского танца художественное несовпадение ритма аккомпанемента с движениями достигает своего пика. Здесь «.все шествуют под тройной метр так бесстрастно, будто они гуляют по проселочной дороге … совершенно не обращая внимания на ритм» [18, р. 357]. Таким образом, в древности танцевальное искусство корейцев имело определенную классификацию и предназначалось для различных социальных слоев общества.
Но и в настоящее время традиционные национальные танцы имеют четкую градацию, подразделяясь на народные, ритуальные и придворные [14, с. 157]. В свою очередь, в состав народных включаются (как самостоятельные виды) шаманский, два типа крестьянского танца (чвадо-кут, удо-кут), танцы в масках, с веерами, с барабаном и др. Большая их часть исполняется под народные мелодии согак группой танцоров или (реже) сольно. Особый интерес представляют крестьянские танцы, которые дожили до наших дней, но не в первозданном, а в трансформированном виде.
Один из основных видов крестьянского танца, чвадо-кут, распространен в восточной части и во внутренних районах Чолла-до (Республика Корея), а второй, удо-кут, — в районах юго-западного побережья этой страны. Чвадо-кут — быстрый акробатический танец, а удо-кут отличается четкой ритмичностью, имеет более сложный рисунок, но без акробатических элементов [2, с. 434].
В настоящее время наблюдается следующая тенденция: исполнители стремятся соединить музыкальное оформление и ритмический рисунок удо-кут с пластическими элементами чвадо-кут. Следует указать и на факт историко-культурной связи этих видов крестьянских танцев с шаманскими ритуалами кут, символика которых — обретение счастья, здоровья, долголетия и процветания. Их проводили при изгнании злых духов [18, р. 378]. Этот шаманский ритуал сопровождается танцем под музыку оркестра, состоящего из двадцати музыкантов. Оркестр шествует по деревне от дома к дому во главе с музыкантами, играющими на ударных тарелках, гонгах и сого (маленький барабан). За ними следуют танцоры в масках. И вся эта процессия движется в таком бешеном темпе и с таким оглушительным шумом, что злые духи не выдерживают и уходят, а на их месте появляются добрые [18, р. 367]. Наряд исполнителей очень красочный, особое внимание зрителей привлекают шляпы, на макушке которых прикреплена лента в 12 паль (паль — корейская единица длины, равная расстоянию между двумя вытянутыми в разные стороны руками).
Крестьянский танец удо-кут, в отличие от шаманского, медленнее и спокойнее, но ритмы его более сложны. Вместо длинных узких лент танцоры носят на шляпах бумажные цветы, которые колышутся при каждом движении.
Крестьянские танцы издревле исполняли в сезоны сельскохозяйственных работ. После посадки риса или сбора урожая крестьяне проводили обряды почитания духов природы, танцевали, пели, снимая усталость тяжкого дня, и вместе радовались хорошему урожаю, солнечной погоде, дождю. Это свойство национального характера — вера в благую силу коллективного действия — до сих пор имеет огромное значение в жизни корейцев и отражается в их танцевальной культуре.
Самыми популярными сегодня в Республике Корея считаются этнографические танцы пучхэчхум (танец с веерами), пукчхум (танец с барабаном) и, наконец, уникальный са-мочхум. Это не имеющий аналогов в мире мужской танец: исполнители делают своеобразные энергичные движения головой, и от этого длинные узкие ленты на их головных
уборах вращаются вокруг туловища и вычерчивают в воздухе замысловатые спирали [14, с. 51].
Автору статьи удалось увидеть самочхум в этнографической культурной деревне-музее г. Сувон (Республика Корея) в 2008 г. в исполнении фольклорного ансамбля «Норин». Группу мужчин и мальчиков возглавлял человек, который нес шест с прикрепленными наверху фазаньими перьями (символ духа земли и плодородия) и плакатом «Труд земледельца — опора страны». Шляпы танцоров в соответствии с буддийской традицией украшали огромные белые бумажные цветы. Танцоры аккомпанировали себе, играя на барабанах, гонгах, тростниковых дудках, издававших пронзительные звуки, и на нескольких чанго (двусторонние барабаны, по форме напоминающие катушку ниток, в которые бьют двумя видами бамбуковых палочек). Следуя за своим ведущим, танцоры то бегут, то кружатся, то подпрыгивают. И вся эта процессия, ни на минуту не останавливаясь, движется по кругу.
Кроме того, каждый участник исполняет сольный номер — как знак почитания земли-кормилицы, сопровождая его игрой на своем инструменте. Затем все одновременно начинают кружиться в бешеном темпе, а в момент кульминации младшие исполнители, то приседая, то высоко подпрыгивая, вертят головами, отчего белые ленты, закрепленные на специальных шарнирах в верхней части шляп, описывают замысловатые спирали, вращаясь по кругу или вычерчивая зигзаги. Высокопрофессиональное исполнение, виртуозность и ловкость, акробатические элементы танца производят удивительное и неповторимое впечатление. Смысл танца — изгнание злых духов, но его исполняли и для того, чтобы снять усталость после трудной работы (Полевые материалы автора, г. Сеул, 2008 г.).
В древние времена в Корее энергичные крестьянские танцы были наполнены силовыми акробатическими элементами, поэтому их исполняли только мужчины. В наше время в них участвуют и мужчины, и женщины. Вот как писал о национальной пляске и ее воздействии на культуру известный американский этнограф Л.Г.Морган: «Пляска культивировалась как один из наиболее подходящих способов социального общения между мужчинами и женщинами и особенно как великое средство для подъема патриотических чувств и поддержания национального духа. В этой форме проявлялось народное вдохновение, оно питалось и стимулировалось этим могучим фактором» [12, с. 137].
Но есть традиционные народные танцы, которые исполняют только женщины. Например, хороводный кангансуволлэ. Ряд балетмейстеров и исследователей традиционной танцевальной культуры — Т.Е.Гергесова [3, с. 9], М.Л.Жорницкая [4, с. 39], И.А.Моисеев [11, с. 363], Т.А.Устинова [15, с. 3] — считают хороводные подвижные танцы неотъемлемой частью традиционной танцевальной культуры любого народа. Хоровод — самый древний танец в культурах Европы, Азии и России. И потому круговой кангансуволлэ перекликается с русским славянским хороводом, который водили под луной молодые девушки в ночь на Ивана Купалу [5, с. 76]. Кангансуволлэ связан с культом почитания луны и солнца — символами плодородия. В полнолуние первого и восьмого месяцев (по лунному календарю) собираются 50 и более девушек, которые водят кангансуволлэ под сольное и коллективное исполнение песен. В центр круга становится женщина, обладающая хорошим голосом, она запевает, остальные дружно подхватывают песню. (Следует заметить, что в каждом районе была своя песня — норэ касса.) Сначала хоровод движется в одну сторону, затем в другую. Медленные плавные круговые движения чередуются с приседаниями, притоптываниями и песнопениями. Постепенно темп ускоряется — заканчивается действо вихревой пляской. Круговые движения означают очищение, ограждение от злых духов.
Кангансуволлэ восходит к древней аграрной магии: в его движениях и песнопениях выражалась надежда на богатый урожай. Притоптывания танцующих в хороводе символизировали любовь к земле. Частые приседания — это сбор колосьев риса, излюбленной сельскохозяйственной культуры корейцев: «.Сжав колосья риса, сложим мы их в снопы.», -это слова сопровождающей действо песни. В традиционных движениях, выработанных на протяжении веков, сконцентрирована суть национального характера, своеобразный
темпоритм, присущий данному этносу. Не всякое движение, жест, танец входят в традицию, а лишь те, что наиболее точно отражают жизнь народа, его характер, быт, традиции.
Интересен и самобытен костюм танцующих, который может быть белого цвета. Иногда белый сочетается с голубым, но самые распространенные цвета — те, что выражают изначальную сущность танца: инь (синий) — мужского и янь (красный) женского начала. Синий и красный символизируют надежду танцующих девушек на то, что они выйдут замуж в новом году. Это прослеживается и в словах песни, которую они исполняют: «.наши старшие братья (т.е. возлюбленные. — И.Т.) осенью и зимой будут играть свадьбы».
Конечно, сейчас этот танец во многом утратил свои корни, но остался красочным и жизнеутверждающим явлением народной культуры Кореи. Сегодня его часто исполняют во время общенационального праздника Чхусок («осенний вечер», или праздник урожая). С давних времен Чхусок был воплощением всего самого радостного и гармоничного, что только может быть в жизни корейского этноса. Например: богатый урожай, поклонение духам предков, свадьба, рождение детей и другие значимые события. У корейцев даже есть поговорка: «Красота и благодать — Чхусок да и только» [13, с. 74].
В корейской хореографии выделяются танцы в масках. Они, как основной вид театрального искусства, существовали на п-ове Корея с незапамятных времен. В летописи «Самгук саги» сообщается, что в IX в. в государстве Объединенное Силла1 были распространены три вида подобных представлений. В истории государства Корё (918-1392) упоминается королевская канцелярия сандэ чапкын, в ведении которой находился театр масок как один из видов увеселений при дворе короля Коджона (1214-1259). Но постепенно театр масок стал зрелищем простого народа [2, с. 436].
Традиционный корейский танец в масках тхальчхум исполняется и в наши дни. Считается, что он своим происхождением обязан ритуалам, которые древние корейцы исполняли весной и осенью в честь земных и небесных духов. Он по своим стилевым особенностям разделяется на четыре вида по основным местам своего происхождения.
Это танцы в масках из Янджу — деревни в окрестностях Сеула, из Огвандэ — провинции Кёнсаннамдо, Хахве — района в провинции Кёнсанпукто (Республика Корея), из Понса-на — уезда провинции Хванхэ (КНДР).
Предполагают, что два вида, Янджу и Понсан, произошли от танцев в масках, которые исполнялись при королевском дворе. Их маски и танцевальные стили весьма схожи, а содержание практически одинаково: серия сатирических сюжетов о злоключениях буддистских монахов-вероотступников, любвеобильного старца, глупого дворянина и его умного слуги, бродячем торговце и шамане-шарлатане.
Маски из Янджу и Понсана карикатурны и декоративны. Их отличительная особенность — вокруг отверстий для глаз белые обводы, которые ярко выделяются на черном или красном фоне. Старинных образцов масок не сохранилось из-за традиции сжигать их после каждого представления: древние корейцы считали, что маски вступали в контакт с духами и «загрязнялись».
Маски из Хахве, как и танцы, в которых они применяются, не похожи на маски из Янджу и Понсана. Они различаются не только дизайном и цветом, но и сугубо обрядовой направленностью, связанной с локальной мифологией этой деревни. Кроме того, после представления они не сжигались, потому что считались священными. В кумирне Хахве сохранились их старинные образцы [2, с. 434]. Таким образом, танцы в масках из Хахве не связаны с дворцовым танцевальным искусством и являют собой народный жанр, имеющий абсолютную привязанность к конкретному местному анимистическому культу.
Четвертым видом театрализованных представлений в масках, появившимся в провинции Кёнсаннамдо, были акробатические трюки, известные как огвандэ. По-видимому,
1 Государство Объединённое Силла (Тхонъиль Силла) существовало на территории п-ова Корея с конца 60-х годов VII в. до 935 г. В него вошли три государства: Силла, Пэкче и Когурё.
исполнители изображали «генералов пяти направлений»2, охраняющих позиции на севере, юге, востоке, западе и в центре страны [8, с. 282]. В представлениях участвовали деревенские актеры-любители квандэ, которые владели искусством танца, слова, жеста, прекрасно умели петь и играли на многих музыкальных инструментах. Главная тема выступлений квандэ: боевые действия, победа над врагом, защита Родины. Причем враги изображались гротескно, а зрители порой принимали самое активное участие в выступлениях.
Многие из этих замечательных театрализованных танцев в масках имеют немало общего с их шаманскими аналогами. Танец в маске чоёнг — один из них. Он рассказывает о сыне морского дракона, который принял человеческое обличие, а исполняется под музыку «Схватка на священной горе» и «Фитиль из осоки» [18, р. 360].
Танцы в масках — неотъемлемая часть многих театрализованных действий. Самые известные — ночжачхум (танец старого монаха), мундунчхум (танец прокаженного), пхамак-чунчхум (танец восьми монахов). Один из самых популярных Понсан — театрализованная пьеса, состоящая из семи частей (каждая насыщена яркими и запоминающимися танцевальными номерами), — связан с празднованием дня Тано (земли). Как и танец льва, он содержит элемент сатиры. Так, он с иронией показывает духовную и повседневную жизнь разных слоев общества — дворян, духовенства, простых людей. Перед зрителями проходят более 30 масок — человек, лев, тигр, обезьяна и т.д. Например, танец странствующих монахов иронизирует над молодыми монахами (их четверо, они облачены в белые одежды с длинными рукавами, красные тоги с капюшонами), которые вместо того чтобы изучать религиозные догмы, веселятся, танцуя с простолюдинами. В разгар веселья неожиданно появляется танцор в маске тигра (здесь — символ власти и порядка), и вся компания в испуге разбегается в разные стороны. А в другом танцевальном номере («любовь») действующие лица — шаманка в красной юбке чхима и зеленой кофте чогори и монахи в черных тогах и зловещих масках. Шаманка первая танцует и играет на барабане, затем монахи, завороженные танцем, начинают тяжело и неуклюже двигаться. Шаманка убыстряет темп — и монахи не выдерживают, падая в изнеможении. В каждой из семи частей этой пьесы-танца высмеивается спесивость, коварство, высокомерие, гордость, жадность и другие пороки человека. В то же время исполнители роли движениями, масками, одеждами и т.п. демонстрируют сочувствие и сострадание к обездоленным, слабым людям, пострадавшим от правящей элиты [9, с. 134].
Сохранившие обаяние старины, народные танцы в масках и сегодня пользуются огромной популярностью. В первую очередь это относится к тем из них, которые имеют социальную направленность и высмеивают людские пороки: «Острой сатирой на правящую элиту старого общества является танец “хальянму” (так называли аристократов, не принятых на государственную службу), где языком жестов, поз и движений показывают взаимоотношения между развратным молодым аристократом, хорошенькой молоденькой девушкой и отнюдь не добродетельным монахом» [10, с. 401].
В 2003 г. автору статьи удалось увидеть и записать один из подобных танцев, воспроизведенных на сцене корейского Театра традиционных искусств в г. Дэгу (Республика Корея). Исполнялся он в такой последовательности: вначале на сцену выходит девушка в красно-белой маске. Она прекрасно передает образ героини с ее чистотой, теплым и радостным настроением. Неожиданно показывается монах, облаченный в черные рясу и капюшон, полностью скрывающий лицо. Он движется медленно, словно крадется, поочередно поднимая то правую, то левую ногу, затем застывает в угрожающей позе. Этот персонаж символизирует обман и коварство, которые легко прочитываются в каждом его движении и во всем облике. С противоположной стороны появляется танцор в устрашающей маске полузверя-получеловека. Это третий участник представления — молодой
2 Мифологические герои — полководцы, защищавшие страну от врагов. Актеры квандэ в соответствующих образу костюмах, масках, военной атрибутике (мечи, ножи), разыгрывали военные баталии, которые заканчивались победой генералов над противником.
аристократ. И монах, и аристократ кружатся вокруг девушки, словно хотят поймать ее в свои сети. Темп музыки ускоряется, и героиня начинает совершать быстрые ритмичные движения вокруг своей оси — она запуталась в паутине и безуспешно пытается выбраться из нее. Далее возможны два варианта развязки (все зависит от режиссера-постановщика): либо красный и белый (красота и невинность) рисунок маски меняется на темно-зеленый (людские пороки), и такая смена цвета означает, что девушка поддалась искушению и порокам, либо монах и аристократ, сраженные неприступностью и чистотой души героини, раскаиваются. Тогда цвета их масок светлеют. Монах и аристократ удаляются. Девушка, оставшись одна, танцует под звуки барабанов и нефритовых колокольчиков веселый и грациозный танец. Тот и другой варианты в сопровождении ритмичной, быстрой музыки всегда вызывают большой интерес у зрителей (Полевые материалы автора, 2003 г.).
Таким образом, танцы в масках представляют собой культурно-историческую ценность, сочетая национальные традиции и современность, отражая духовную и повседневную жизнь, древние верования и воззрения корейского этноса. Особенно следует отметить, что очень популярные у простого народа танцы в масках, помимо песни, пантомимы, акробатических элементов и устного повествования, включали элементы шаманских обрядов. Вера в магическую силу маски сохранилась до настоящего времени. Об этом свидетельствует тот факт, что их дарят или приобретают как оберег, с целью защиты [7, с. 39].
Танец — своеобразный язык народа и ценнейший источник информации. Народные танцы во всем мире выражают характер, отличительные свойства каждой национальности: воинственность и удаль, необузданное веселье, сдержанную вежливость или просто радость ритмического движения [16, с. 403]. Но корейский народный танец сохраняется не просто как памятник славного прошлого и зашифрованное в пластических знаках мироощущение предков — сегодня он, развиваясь, представляет общечеловеческую ценность.
В данной статье из всего многообразия традиционного хореографического искусства п-ова Корея мы рассмотрели только корейский народный танец, его разновидности и этнографические особенности. Следует заметить, что не менее важны и интересны для науки и для самих этносов такие виды хореографии, как придворный, ритуальный, религиозный и современные танцы, созданные на основе традиционного хореографического искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ан Сон Xh. Корейский танец. М.: Искусство, 1959. 147 с.
2. Волков С.В., Симбирцева Т.М. Корея. М.: Наука, 2000. 512 с.
3. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2002. 202 с.
4. Жорницкая М.Л. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 1983. 151 с.
5. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. М.: Эксмо, 2003. 608 с.
6. Ионова Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее (середина XIX-начало XX века). М.: Наука, 1982. 232 с.
7. Карабанова С.Ф., Мельникова Л.А. От маски к имиджу. Владивосток: Дальнаука, 2009. 164 с.
8. Корея: справочник. Сеул: Корейская служба информации для зарубежных стран, 1993. 676 с.
9. Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники М.: Междунар. отношения, 2000. 480 с.
10. Марков В.М. Республика Корея, традиции и современность в культуре второй половины XX века. Взгляд из России. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 447 c.
11. Моисеев И.А. Народный танец // Балет: энциклопедия. М.: Искусство, 1981. С. 363.
12. Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / пер. с англ. Е.Э.Бломквист. М.: Наука, 1983. 301 с.
13. Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. М.: Муравей-Гайд, 2000. 256 с.
14. Толстокулаков И. А. Очерки истории корейской культуры: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 238 с.
15. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996. 594 с.
16. Фокин М.М. Против течения. Л.; М.: Искусство, 1962. 639 с.
17. Цой Сын Xh. Основы корейского танца. Пхеньян: Чосон есуль Чхульпханса, 1958. 258 с.
18. Koo J.M., Nahm A.S. An introduction to Korean culture. Seoul: Holum, 1977. 597 p.
cyberleninka.ru
Главная
» Познавательно Корейские танцы В современной Корее существует по меньшей мере шесть различных видов танца: придворный, народный, шаманский, конфуцианский, буддийский и современный концертный танец. Сегодня эти классификации обычно относятся к стилю танца, а не к занятиям, классу или религии танцоров. В Корее есть национальные академии танцев, которые учат этим формам. Танцы и танцевальные стили, ранее ограниченные королевской аудиторией (они были придворными), стали корейскими классическими танцами, и они регулярно проводятся на публичных концертах (обычно, на площадях). В разговорах сами корейцы классифицируют свои танцы на четыре типа: придворный, народный, священный и современный концертный танец. Корейские танцы Множество уникальных жестов и движений тела характеризуют все корейские танцы (за исключением современного концертного танца), независимо от классификации. К подобным общим характеристикам относятся скользящий шаг каждой ноги и опускание ее на пол на всю стопу (это ведет свое происхождение еще от классических придворных танцевальных форм), подъем и опускание плеч, а также частое использование трехтактного ритма в музыке. Корейские танцы Классический корейский танец отличается стилем и содержанием. Корейские классические придворные танцы, как правило, характеризуются медленным темпом, достоинством и утончены. Корейские танцы Корейские народные танцы, с другой стороны, очень оживленные и «приземленные». Обычно они проводятся на разнообразных фестивалях и торжествах. Одним из любимых народных танцев в стране является танец фермеров. Он исполняется группой людей, которые кружат по танцплощадке поодиночке, несут барабаны в руках и в танце высоко поднимают колени. Они носят свободные одежды пижамного типа (которые традиционно ассоциируются с корейцами в сельской местности), с шлемовидными шляпами, к которой прикреплены длинные ленты. В определенный момент танца танцоры энергично поворачивают головы так, что ленты «летают» вокруг головы. Источник: 4dancing.ru Пометить материал как неуместный
|
xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai