cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Контрольная работа по психологии 1 курс – Контрольная работа по дисциплине

Контрольные работы по психологии, готовые и бесплатные

1

Контрольная 18 октября 2006

2

Контрольная

3

Контрольная 19 июня 2010

4

Контрольная 24 марта 2006

5

Контрольная 08 октября 2009

6

Контрольная 05 июля 2011

7

Контрольная 17 марта 2003

8

Контрольная 05 июля 2011

9

Контрольная 19 июня 2009

10

Контрольная 14 июня 2007

11

Контрольная 04 июля 2005

12

Контрольная

13

Контрольная 13 октября 2007

14

Контрольная 15 января 2013

15

Контрольная 21 января 2007

16

Контрольная 08 августа 2004

17

Контрольная 19 августа 2009

18

Контрольная

19

Контрольная 10 ноября 2007

20

Контрольная 08 мая 2011

21

Контрольная 30 января 2008

22

Контрольная 18 марта 2003

23

Контрольная 15 декабря 2010

24

Контрольная 22 декабря 2007

25

Контрольная 19 марта 2003

26

Контрольная 25 ноября 2007

27

Контрольная 24 июня 2006

28

Контрольная 17 декабря 2010

29

Контрольная 10 января 2011

30

Контрольная 14 апреля 2003

31

Контрольная

32

Контрольная 01 апреля 2003

33

Контрольная 22 октября 2006

34

Контрольная 24 марта 2006

35

Контрольная 10 марта 2011

36

Контрольная 27 января 2008

37

Контрольная 21 октября 2006

38

Контрольная

39

Контрольная 15 сентября 2000

40

Контрольная 21 октября 2006

41

Контрольная 18 апреля 2008

42

Контрольная 07 июня 2010

43

Контрольная 21 октября 2006

44

Контрольная 12 апреля 2006

45

Контрольная 21 октября 2006

46

Контрольная 30 мая 2011

47

Контрольная 15 июля 2007

48

Контрольная 24 марта 2003

49

Контрольная 24 марта 2003

50

Контрольная 24 марта 2003

51

Контрольная

52

Контрольная 04 июля 2005

53

Контрольная

54

Контрольная 15 сентября 2000

55

Контрольная 25 марта 2003

56

Контрольная 25 марта 2003

57

Контрольная 16 июля 2007

58

Контрольная 14 ноября 2011

59

Контрольная 19 января 2011

60

Контрольная 10 января 2012

61

Контрольная 19 октября 2011

62

Контрольная

63

Контрольная 04 апреля 2003

64

Контрольная 02 августа 2004

65

Контрольная 25 марта 2003

66

Контрольная 15 января 2013

67

Контрольная 25 марта 2003

68

Контрольная 15 января 2013

69

Контрольная 26 марта 2003

70

Контрольная 20 марта 2011

71

Контрольная 10 мая 2010

72

Контрольная 26 ноября 2007

73

Контрольная 27 февраля 2002

74

Контрольная 06 мая 2007

75

Контрольная 20 марта 2011

76

Контрольная 09 мая 2010

77

Контрольная 18 октября 2006

78

Контрольная 28 октября 2006

79

Контрольная 10 марта 2010

80

Контрольная 16 июля 2007

81

Контрольная 07 июня 2010

82

Контрольная 18 октября 2006

83

Контрольная 23 марта 2010

84

Контрольная 18 мая 2010

85

Контрольная 09 февраля 2011

86

Контрольная

87

Контрольная 17 октября 2006

88

Контрольная

89

Контрольная 29 марта 2003

90

Контрольная 29 октября 2006

91

Контрольная 16 октября 2006

92

Контрольная 16 октября 2006

93

Контрольная 13 августа 2008

94

Контрольная 16 октября 2006

95

Контрольная 21 марта 2010

96

Контрольная 21 апреля 2012

97

Контрольная 10 января 2012

98

Контрольная 15 января 2013

99

Контрольная 11 апреля 2006

referatbank.ru

Контрольная работа по дисциплине: «Психология»

 

На тему:

«Психология как наука»

Выполнил:

студент 3 курса СЗТУ

Павлов А. А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Психология как наука. 4

1.1. Возникновение и развитие психологии. 4

1.2. Отрасли психологии. 5

1.3. Методы психологических исследований. 6

2. Этапы развития психологии. 12

2.1. Зарождение психологии как науки. 12

2.2. Основные психологические школы.. 13

2.3. Эволюция школ и направлений. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.

Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству.

Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном.

1. Психология как наука

1.1. Возникновение и развитие психологии

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином “душа” и считались порождением высшей сущности – Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т. е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Но уже Аристотель предложил трактовку души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психического на Западе.

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

С этого времени развитие психологической науки пошло семимильными шагами. Уже в конце 19 века – начале 20 века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ.

1.2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии. Появление множества отраслей связано с накоплением огромного количества научных фактов и необходимостью их более строгой систематизации, а также с особенностями функционирования психики при выполнении различных видов деятельности. Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования.

Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий.

Выделяют следующие отрасли психологии:

* общая психология – изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

* возрастная психология – исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии, которую называют детской психологией;

* педагогическая психология – занимается психологическими особенностями обучения и воспитания;

социальная психология – изучает взаимоотношения людей в группах;

* психология труда – рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности и т. д.

Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология.

1.3. Методы психологических исследований

Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования – психики человека – накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность.

Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования.

Наблюдение

Наблюдение – исторически наиболее древний метод, использующийся практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

Самонаблюдение или “интроспекция” представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций.

Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т. к. это замкнутый в себе мир, доступный только себе самому.

Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения, из которых основными являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в истолковании психических фактов. С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь индивида стало очевидным, что надежность этого метода очень ограничена. Именно этим объясняется переход в психологическом познании к объективным методам, из которых наиболее простым являются различные виды наблюдения.

Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения.

При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества. Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии.

Прямое наблюдение дает информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженность этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.

При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива.

При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное – в искусственно созданных, или существенно измененных.

Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование.

Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна.

Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь стремится потом непроизвольно истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Кроме этого, наблюдатель может истолковывать психические факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающихся, например способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или касающейся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности, социокультурной группе и т. д.

Эксперимент

Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление.

Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы – экспериментальную, для которой создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким изменениям не подвергается. Эти предосторожности необходимы для уверенности в том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с какими-то другими факторами.

В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, что не означает, что его применение абсолютно надежно. С использованием в практике эксперимента связаны искажения, называемые эффектами Розенталя, Хоторна.

Эффект Розенталя связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то он невольно передает свои ожидания испытуемым различными невербальными (неречевыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

Эффект Хоторна возникает, если испытуемым известна исходная гипотеза. В этом случае велика вероятность, что они будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности какого-либо лекарственного препарата, передают свою убежденность больным и вследствие этого возникает ожидаемое улучшение здоровья, хотя на самом деле этот препарат такого воздействия не оказывает.

Анкетирование и тесты

Для получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода – беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств.

Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию.

Наряду с вербальными тестами применяют различные невербальные тесты, например, рисуночный тест Розенцвейга, направленный на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

Проективные методики

Проективные методики основываются на способности индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.

Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

При проведении других проективных методик испытуемым предлагают нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям рисунка судят о состоянии психики индивидов.

Также существуют вербальные проективные методики, например, методика “Незаконченное предложение”, при проведении которой исследователь предлагает испытуемым начало предложения, которое они должны закончить.

2. Этапы развития психологии

Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

А) Анимизм – древнее представление о окружающем мире (от латинского «anima» – душа, дух) – вера в скрытый за видимые вещи.

Б) Гилозоизм – переход от античности (от греческого «hyle» – вещество, материя и «zoe» – жизнь). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества.

В) Гераклит и идея развития закона (логоса). «Логос» – введен Гераклитом – что означает закон. «Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка».

2.1. Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Мюллер (1801-1858) сформировал «закон специфической энергии органов чувств». Психофизику открыл физиолог Вебер (1795-1878). Дондрес (1818-1889) занимался экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучается, был признан «непосредственный опыт». Главным методом – интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Природой психики занимался Сеченов И. М. (1829-1905).

Саморегуляция поведения организма посредством сигналов – таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности.

2.2. Основные психологические школы

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, чем обширнее становилось поле изучаемых его явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – инсперсия.

А) Функционализм.

У истоков стоял Уильям Джемс (1842-1910). Он известен как лидер прагматизма философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

Б) Рефлексология.

Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин – условный рефлекс.

В) Бихевиоризм.

Кредо этого направления запечатлено в термине «поведение» (английское «бихевиор»), а само оно было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Уотсона, который в 1913 году изложил манифест новой школы.

Г) Психоанализ.

Основоположником можно считать Фрейда (1856-1939), как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в области психоанализа. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения.

Д) Психоаналитическое влечение.

Создали ученики и сподвижники Фрейда: Юнг К. (1875-1961) и Адлер А. (1870-1937). Юнг назвал свою психологию – аналитической, Адлер – индивидуальной.

2.3. Эволюция школ и направлений

А) Необихивиоризм.

Толмен Э. (1886-1956) – формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) – ничего иное как недопустимые прямому наблюдению психологические моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант принадлежит Халу (1884-1952) и его школе. Он ввел формулу «стимул – реакция», так же дополнительное звено потребность организма (пищевая, сексуальная и т. д.)

Б) Оперантный бихевиоризм.

Скиннер условный рефлекс назвал оперантным. Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знания о общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит непременным мотивом этих навыков), о динамике перехода от одних форм поведения к другим.

В) Выготский. Теория высших психических функций.

Все помыслы Выгодского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о «двух психологиях», которая расценивала человека, делала его причастным к различным мирам.

Заключение

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей.

Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

Список литературы

1.  Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М.: КСП, 2002. – 247 с.

2.  Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В.Петровского. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 496 с.

3.  Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992, – 496 с.

4.  Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 2000. – 368 с.

5.  Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. – 304 с.

6.  Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.

7.  Кон И. С. Социология личности. – М.: Издательство политической литературы, 1967. – 243 с.

pandia.ru

Контрольная работа по предмету- ПСИХОЛОГИЯ для студентов 1 курса заочного отделения -20142015 уч

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13 Заказать написание уникльной работы

Загрузка…


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Свердловский областной музыкально-эстетический  педагогический колледж»

ЗАДАНИЕ на межсессионный период

и

Контрольная работа

по предмету: «ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов 1 курса заочного отделения

/2014-2015 уч.год /

                 

Исполнитель:

                                                    (Фамилия Имя)                               

Группа:

    Преподаватель: Медведева Татьяна Вадимовна

СРОК СДАЧИ –  до 31 ЯНВАРЯ  2015 г.

                             

            

                 

Екатеринбург — 2014

1. Ответить на тесты по темам: «Темперамент и характер», «Эмоции и чувства», «Воля»

Тест:  «Темперамент и характер»

1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а)  статические; б) содержательные; в) динамические; г)  приобретенные.

2. Критерием темперамента является:

а) раннее проявление в детстве; б) приобретенность; в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека; г) зависимость от черт характера.

3.Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем: а) сензитивности; б) реактивности; в) активности; г) пластичности и ригидности.

4. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:

а) сангвиник; б)  холерик; в)  флегматик; г)  меланхолик.

5.Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении — это:

а) темперамент; б) способности; в) характер; г) задатки.

6.Аккуратность, бережливость, щедрость  — это:

а) черты, характеризующие отношение личности к вещам;

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим;

в) система отношений человека к самому себе;

г) черты, проявляющиеся в деятельности.

7. Целостность по отношению к характеру является его:

а)  типом; б) чертой; в)  качеством; г) акцентуацией.

8. В темпераменте личность проявляется  со стороны ее:

а) содержания; б) динамических свойств; в) личностно-смысловых аспектов;

г) неизменных свойств.

9.Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:

а)  сила; б)  уравновешенность; в) подвижность; г) динамичность.

10. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

а) сангвиников; 6) флегматиков; в)  холериков; г) меланхоликов.

11.Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:

а) гораздо более широком; б)  гораздо менее широком;

в) незначительно более широком; г) незначительно менее широком.

12. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

а) содержательной; б) динамической; в) процессуальной; г) структурной.

13.Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности: а) к людям; б) к деятельности; в) к общественной и личной ответственности; г) к себе.

14. Сила по отношению к характеру является его:

а)  типом; б) чертой; в) качеством; г) акцентуацией.

Тест:  «Эмоции и чувства».

1. Определите,  какие эмоциональные состояния переживают герои.

1) «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

  •  Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

2) Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.

3) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ним. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

4) Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой о стену…

— Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих.- Подите прочь все, неправда! » (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

2. Выберите  правильный ответ:

2.1. Способность человека к длительному и неослабленному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляется как:  

а) настойчивость, б) сознательность, в) оптимизм, г) трудолюбие.

2.2. Критерием (ми) проявления воли не является (ются): а) волевое действие,

б) волевые качества личности, в) выбор мотивов и целей,

г) показатель интеллектуального развития.

2.3. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь, не на случайные влияния, а исходя из  своих убеждений, знаний, характеризует его:

а) настойчивость, б) самостоятельность, в) принципиальность, г) самоуверенность.

2.4. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

а) настойчивость, б) самостоятельность, в) принципиальность, г) решительность.

3. Как называются эмоции, стимулирующие активность человека, усиливающие его работоспособность?

4. Как называется биологический адаптационный  синдром?

5. Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: … .

6. …. – эмоциональные переживания, которые расслабляют человека, уменьшают его активность.

7. Как называется способность человека к сопереживанию и сочувствию другому?

8. Коммуникативно-экспрессивная функция эмоций заключается в следующем: … .

9. Перечислите виды высших чувств. Приведите примеры.

Тест:  «Воля».

1. Воля —  регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:

а) сознательное;   б)  неосознанное;   в) интуитивное;      г) непроизвольное.

2.  Критерием (ями) проявления воли не является — (ются):

а) волевое действие; б) волевые качества человека; в) выбор мотивов и целей; г)показатель интеллектуального развития.

3. Параметром — (ами), который (е) обычно используется — (ются) для описания волевых процессов, является — (ются):

а) только сила и направленность; б) только направленность и свобода;

в) только направленность;  г) сила, направленность и свобода.   

    

 4. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

а) настойчивость; б) самостоятельность; в) принципиальность;   г) решительность.

5.  Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии,                      неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

а) настойчивость;  б) сознательность;  в) оптимизм;   г) трудолюбие.

6. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление  окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний,  характеризует его:

а) настойчивость; б) самостоятельность; в) принципиальность; г) самоуверенность.

2. Самостоятельно изучаем тему: «Психология деятельности»

Содержание учебного материала

  1.  Деятельность. А..Н. Леонтьев — основатель психологической  теории деятельности.
  2.  Структура деятельности: потребности, мотивы, цели.
  3.  Средства осуществление деятельности:  движения,  действия,  операции.
  4.  Продукты освоения деятельности: знания, умения, привычки, навыки.
  5.  Виды деятельности: игровая, учебная, трудовая.  Общение как деятельность.

Задание:  

  1.  Составить понятийный словарь по теме.
  2.  Выполнить тест.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Учебные пособия:

  1.  Немов Р.С. Психология: Учебное пособие,  1 кн. — М., 1994.
  2.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
  3.  Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко. — М., 1996.
  4.  Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.,2001.
  5.  Хрестоматии и сборники текстов по разделам психологии.
  6.   http://student.psi911.com/ ;  http://www.pedlib.ru/

ТЕСТ по теме: «Понятие деятельности и поведения. Психологическое строение деятельности»

Цель: выявить уровень усвоения обучающимися данной темы.

1. Подберите ключевое слово.

  1.  Навыки, ставшие потребностью, называются …
  2.  Основной источник активности человека и животных …
  3.  Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, это …
  4.  Частично автоматизированные действия, полученные в результате упражнений, — это …
  5.  Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности, называется …
  6.  Относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной простой текущей задачи, называется …
  7.  Основная причина активности человека, выражающая состояние нужды и зависимости от конкретных условий существования, — …

2. Осуществите выбор:

1. Привычка – это …

А) Способность осознанно выполнять определенное действие, составляет основу мастерства.

Б) Действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью.

В) Способ выполнения действия.

2. Импульсивные действия – это …

А) Действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Б) Действия, связанные с решением задачи.

В) Действия, формирующиеся в процессе неоднократного выполнения и ставшие потребностью.

  1.  Перечислите структурные единицы деятельности.

4. Назовите основные виды деятельности.

Контрольная работа по «ПСИХОЛОГИИ»

Контрольная работа предполагает самостоятельную работу студентов по основным вопросам курса возрастной психологии.

Студенту предлагается самостоятельно изучить следующие вопросы и выполнить соответствующие задания к ним.

  •  Основные проблемы физического и психического развития. Факторы, движущие силы и условия психического развития ребенка.
  •   Теории детского развития. Описание стадий и оснований данных периодизаций.
  •   Культурно-историческая концепция Л.С Выготского. Понятие кризисных и стабильных периодов в развитии.

Результаты контрольной работы:

1. Понятий словарь, включающий основные понятия:

ведущий вид деятельности (с указанием признаков ведущего вида  деятельности),

социальная ситуация развития,

сензитивный период развития,

психологическое новообразование,

кризис возрастного развития (с указанием признаков кризиса),

движущие силы психического развития,

комплекс оживления,

факторы психического развития (схема),

условия психического развития (схема),

зона ближайшего развития (с указанием показателей),

зона актуального развития (с указанием показателей).

2. Заполнить таблицу: «Теории детского развития /психовозрастные периодизации/»

3. Ответить на  тест.

4. Привести список используемой литературы.

Таблица: «Теории детского развития»

Автор теории

Основание периодизации

Основные этапы (периоды), с указанием возрастных  границ /КРАТКО/

З. Фрейд

Э. Эриксон

Ж. Пиаже

Л.С. Выготский

Л. Колберг

Д.Б. Эльконин

ТЕСТ: «Общие вопросы возрастной психологии»

1. Развитие – это:

а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции;

б) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях;

в) процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта;

г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения.

2. В качестве факторов развития психики в психологии рассматривают:

а) природные задатки; б) социальную среду; в) активность самой личности;

г) все перечисленное.

3. В биологическом факторе развития психики ученые выделяют наследственность и врожденность. То, что мы получаем от всего человеческого рода, это:

а) наследственность; б) врожденность; в) все перечисленное

4. Укажите (стрелками) автора закона:

а) чередование разных типов деятельности;

— Л.С. Выготский;

— Д.Б. Эльконин;

— М.И. Лисина;

б) чередование кризисных и стабильных возрастов;

в) смена различных типов общения;

г) формирование высших психических функций

6. Укажите авторов психовозрастных периодизаций по следующим основаниям:

а) ведущий вид деятельности;

б) интеллектуальное развитие;

в) психосоциальная идентичность;

г) психосексуальное развитие;

д) критические и стабильные периоды развития.

7.  Какой ведущий вид деятельности, как фактор развития личности, соответствует следующим возрастным периодам:

границы периода

Ведущий вид деятельности

границы периода

Ведущий вид деятельности

а) 0–1год

г) 11-15 лет

б)15-18 лет

д) 7-11 лет

в) 3-7 лет

е) 1-3 года

8. Отметьте биологические факторы развития:

а) климат;

б) родовая травма;

в) общение  с окружающими людьми;

г) задатки;

д) экологические факторы;

е) условия внутреннего  развития;

9. Идея о том, что для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая определяется обществом, принадлежит:

а) З. Фрейду; б) Э. Эриксону; в) Ж. Пиаже; г) Л.С Выготскому.

10. Человек как часть природы стремится к равновесию, но оно постоянно нарушается, и для его восстановления нужны адаптационные механизмы. Эта идее принадлежит:

а) З. Фрейду; б) Э. Эриксону; в) Ж. Пиаже; г) Л.С Выготскому.

11. Эдипов комплекс возникает на стадии:

а) оральной; б) анальной; в) фаллической; г)  латентной.

12. Согласно Э. Эриксону, для каждого возраста характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. На протяжении жизни человеку предстоит решить:

а) пять задач; б) семь задач; в) восемь задач; г) десять задач.

Литература:

  1.  Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.
  2.  Немов Р.С. Психология: Учебное пособие, 2кн. — М., 1994.
  3.   Хрестоматии и сборники текстов по разделам психологии.
  4.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  5.   Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
  6.   Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.
  7.   Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.
  8.   Эриксон Э. Идентичность,  юность и кризис. М., 1996.
  9.  Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» С-Петербург, 1997.
  10.  Кулагина И.Ю., Колюций В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека». М., 2006.
  11.  http://student.psi911.com/
  12.    http://www.pedlib.ru/

Дополнительную литературу по курсу «Общая психология» студенты подбирают самостоятельно.

samzan.ru

Контрольная работа — Предмет психологии ее задачи и методы

Лекция 1.

Предмет психологии, ее задачи и методы.

Вопросы :

1. Историческое преобразование определений предмета психологии

2. Естественнонаучные основы психологии

3. Методы исследования в психологии

4. Общие и специальные отрасли психологии

Введение

Эта лекция открывает курс «психологии и педагогики». Задача курса — познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода… Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.

слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» . В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика» и с лингвистической точки зрения это — одно и тоже, но с развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производимых от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, задушевный разговор и т.д.

чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего субъективного опыта.

что такое внутренний, субъективный опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

вы видите эту аудиторию и все, что в ней находится, слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Всё перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

1.Историческое преобразование определений предмета психологии

психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин :

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству — о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга.

2. В психологии как бы сливаются объект и субъект познания. Чтобы пояснить это. Воспользуюсь одним сравнением. Человек рождается на свет. Сначала, пребывая в младенчестве, он не осознает и не помнит себя. Однако его развитие идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; он начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «я». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального — обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осознания и осмысления (осознанные формы «я» приобретает в подростковом возрасте). Такой же процесс можно проследить в масштабах всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Человечество того периода, подобно младенцу не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру, появилась письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Т.о., только в психологии мысль человека совершает поворот на себя., только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит — научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом надо подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Краткий исторический очерк

в научном у потреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или (как принято говорить теперь) психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17 — 19 веках, сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

в 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако, до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

с 19 века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

таким образом, психология в своем развитии прошла несколько этапов :

· 1 этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

· 2 этап — психология как наука о сознании. Возникает в xvii в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

· 3 этап — психология как наука о поведении. Возникает в xx веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

· 4 этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

история психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 году в.м. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Что же является предметом изучения психологии?

Прежде всего,

1. Психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с другими людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает

2. Человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений, и в свою очередь,

3. Зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как

4. «личность». В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

5. Деятельность и общение также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.

процессы состояния свойства

индивидуальные групповые

внутренние внешние

(психические) (поведенческие)

Здесь обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии (они перечислены в левой части таблицы, в правой части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления)

Примеры общих понятий и частных явлений,

Изучаемых в современной психологии

№ явлениепонятия, характеризующие эти явления

1. процессы: воображение, восприятие, забывание, запоминание, индивидуальные идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, внутренние мышление, научение, обобщение, ощущение, память, (психические) персонализация, повторение, представление, привыкание принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание умозаключение усвоение

2. состояния: адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, индивидуальные галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, внутренние желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, (психические) намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стыд, стресс, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, чувство, фрустрация, эйфория, эмоция

3. свойства: иллюзии, константность, воля, индивидуальность, индивидуальные задатки, комплекс неполноценности, личность, внутренние одаренность, предрассудок, работоспособность, (психические) решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм ———————————————————————————————————————————————————-

4. процессы: инд. Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, внешние (поведен.) Навык, подражание, поступок, реакция, упражнение

5. сост.: инд. Внеш.(пов.) Готовность, интерес, установка

6. свойства: авторитетность, внушаемость, гениальность, индивидуальные настойчивость, обучаемость, одаренность, внешние организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, (поведенческие) характер, честолюбие, эгоизм ———————————————————————————————————————————————————-

7. процессы: идентификация, коммуникация, конформность, общение групповые межличностное восприятие, межличностные отношения внутренние формирование групповых норм

8. состояния: конфликт, сплоченность, групповая поляризация, групповые внутренние психологический климат

9. свойства: совместимость, стиль лидерства, соперничество, групповые внутренние сотрудничество, эффективность деятельности группы ———————————————————————————————————————————————————-

10. процессы: груп. Внеш. Межгрупповые отношения

11. состояния: груп. Внеш. Паника, открытость группы, закрытость группы

12. свойства: груп. Внеш. Организованность —————————————————————————————————————————————————-

Вопрос 2. Естественнонаучные основы психологии

Отличие научного знания от обыденного

1. Научное знание обобщенно, обыденное — конкретно

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, научные — рациональны и вполне осознанны

3. Обыденное знание — синкретично, не системно. Научное знание — системно. Благодаря системности возможна передача знаний от поколения к поколению

4. Методы получения житейских знаний — наблюдения и размышления, научных — еще и эксперимент

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным, часто уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме житейской психологии

Психология изучает субъектно — объектные, субъектно — субъектные, внутрисубъектные отношения .

Методологические принципы изучения психической реальности :

1. (философия) :

любое изучаемое явление необходимо рассматривать как изменчивое, ставшее, имеющее историю своего развития (историзма и детерминизма)

2. (общенаучные принципы):

· Принцип системности — любое изучаемое психологическое явление — система, (система — многое, мыслимое как целое со всей структурой, иерархией, внутренней организацией)

· Принцип деятельности (любой психологический факт, любое психологическое явление есть результат превращенной формы деятельности субъекта. Деятельность, в отличие от активности, всегда имеет свой предмет, то, на что она направлена)

· Ведущий принцип современной психологии — единства (не тождества) сознания и деятельности.

· Личностный принцип: все психические процессы — принадлежность личности (личности, а не сознания)

Читать дополнительно: журнал «вопросы психологии» №3/97 г.(о методологических проблемах современной психологии)

Вопрос 3. Методы исследования в психологии

методы научных исследований — это те приемы м средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Валидность методов — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Надежность методов — качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторное или многократном использовании данного метода.

явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированные методы самых различных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Методы изучения психологических явлений

(по ананьеву б.г. « о проблемах современного человекознания» )

1. Организационные методы :

· Лонгитюд — изучение явления на протяжении того или иного времени

· Метод поперечных срезов

· Смешанный метод.

2. Методы сбора первичных данных

Основной метод вариант основного метода

Наблюдение внешнее (наблюдение со стороны)

внутреннее (самонаблюдение)

свободное, стандартизированное

_________________________________________ включенное, стороннее______________________________

Опрос устный, письменный

__________________________________________свободный, стандартизированный _________________

Тесты тест — опросник, тест — задание,

_________________________________________ проективный тест_____________________________________

Эксперимент естественный, лабораторный _

Моделирование математическое, логическое

техническое, кибернетическое_______________________

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение илисамонаблюдение применяется тогда, когда психолог — исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем. Привключенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Достоинства и недостатки каждого из видов наблюдения — самостоятельно!

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

В эксперименте целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и оценивается лучше всего.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющего основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Вопрос 4. Общие и специальные отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

ronl.org

контрольные работы по предмету Психология

  • ГДЗ
  • Билеты
  • Доклады
  • Изложения
  • Книги
  • Контрольные работы
  • Курсовые работы
  • Лабораторные работы
  • Научные работы
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Сочинения
  • Статьи
  • Учебные пособия
  • Шпаргалки
  • Главная
  • контрольные работы
  • Психология
  • Анализ статьи Террористы и заложники история вопроса
  • Виды и уровни памяти
  • Виды отчетов консультанта
  • Гениальность у мужчин и женщин
  • Глоссарий на тему Особенности эмоций
  • Деловые переговоры 2
  • Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии
  • Индивидуальный комплекс материалов по исследованиям в области психологии педагогики и применению
  • Интеллект, интеллектуальные тесты
  • Интерактивная сторона общения
  • История зарождения знаний по психофизиологии
  • Контрольная по психологии и педагогике
  • Контрольная работа по Математическим методам в психологии
  • Контрольная работа по Психологии
  • Контрольная работа по Психофизиология
  • Конфликтная ситуация и способы разрешения конфликта
  • Конфликтные ситуации в трудовой деятельности. Основы этичного поведения в условиях конфликта
  • Концептуальная психология
  • Кризис переходного возраста от младенчества к раннему детству
  • Кризисные состояния человека
  • Лидерство 9
  • Личность 4
  • Малая группа классификация, формирование
  • Межличностные отношения в коллективе 2
  • Невербальные способы общения
  • Общее представление о внимании. Физиологическая основа внимания. Виды внимания
  • Общение как передача информации Виды информации
  • Общие и специальные способности их роль в профессиональной деятельности
  • Определение психологической службы в системе образования, ее цели и задачи, а также актуальные и
  • Основные разделы психогигиены
  • Особенности эмоционального развития слабослышащих детей
  • Особенность методов анкетирования
← Предыдущая 1 2 3 Следующая → © РОНЛ.орг 2000-2019 По всем вопросам обращаться на эту почту: [email protected]

ronl.org

Контрольная работа по психологии общения (Раздел 2. Психологические аспекты общения)

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

вариант 1

Задание 1.

а) Поясните термины: общение, вербальное общение, ритуальная модель общения, научный стиль общения, перцептивная сторона общения.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Общение рассматривается как….

а) явление б) процесс в) свойство психики человека

2. Общение учителя и обучающихся на уроке физкультуры — это общение

а) вербальное, ролевое, непосредственное

б) вербальное, межперсональное, непосредственное

в) невербальное, ролевое, опосредованное

г) невербальное, ролевое, непосредственное

3. Всё множество контактов и связей незнакомых людей в обществе, в том числе и общение через СМИ.

а) ролевое б) массовое в) манипулятивное

4. Может ли массово общение быть непосредственным? а) да, может б) нет, не может

5. Эта модель общения позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью

а) убеждающая б) суггестивная в) информационная

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Межперсональное общение – это общение друзей, родственников.

б) В общении проявляется лишь одна из его сторон: коммуникативная, перцептивная или интерактивная.

в) Убеждающая модель общения – это суггестивная модель общения.

г) Вербальное общение – это общение при помощи речи, устной или письменной.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для будущих учителей по теме «Роль невербального общения в работе с младшими школьниками»

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

вариант 2

Задание 1.

а) Поясните термины: общение, ролевое общение, суггестивная модель общения, опосредованное общение, коммуникативная сторона общения.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Коммуникативная сторона общения рассматривается как…

а) обмен информацией б) восприятие людьми друг друга в) организация взаимодействия

2. Общение друзей по телефону — это общение

а) вербальное, ролевое, опосредованное

б) вербальное, межперсональное, опосредованное

в) невербальное, межперсональное, опосредованное

г) невербальное, ролевое, опосредованное

3. Непосредственный контакт людей в различных группах – это общение

а) межличностное б) массовое в) ролевое

4. Можно ли в невербальном общении выразить эмоции? а) да, можно б) нет, это невозможно

5. Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акции

а) суггестивная б) экспрессивная в) убеждающая

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Общение – это социальная потребность человека.

б) В процессе коммуникации мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению

в) Вербальное общение – это общение с помощью устной речи.

г) В ролевом общении каждый из партнеров добивается цели, согласно, выполняемой им роли.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для родителей по теме «Роль общения р развитии ребенка»

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

вариант 3

Задание 1.

а) Поясните термины: общение, массовое общение, убеждающая модель общения, публицистический стиль общения, интерактивная сторона общения.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Перцептивная сторона общения рассматривается как…

а) обмен информацией б) восприятие людьми друг друга в) организация взаимодействия

2. Общение педагогов из разных городов в форме вебинара — это общение

а) вербальное, ролевое, непосредственное

б) невербальное, ролевое, непосредственное

в) невербальное, ролевое, опосредованное

г) вербальное, ролевое, опосредованное

3. Участники такого вида общение демонстрируют цели и характеристики носителей определённых социальных ролей.

а) массовое б) межперсональное в) ролевое г) социального

4. Во всех ли жизненных ситуация общение ученика и учителя ролевое? а) да, всегда б) нет, не всегда

5. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.

а) суггестивная б) убеждающая в) экспрессивная

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Массовое общение – это общение, чаще всего, незнакомых друг с другом людей

б) Важно, чтобы в общении проявлялись все его три стороны, иначе общение будет неполноценным.

в) На уроке учитель может использовать только вербальное общение.

г) При манипулятивном общении партнеры имеют равные позиции и путем уступок добиваются каждый своей цели.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для первоклассников «Правила общения на уроке»

Контрольная работа по УД Психология общения

(Раздел 2. Психологические аспекты общения)

вариант 4

Задание 1.

а) Поясните термины: общение, межличностное общение, информационная модель общения, манипулятивное общение, невербальное общение.

б) Приведите примеры к двум из них

Задание 2. Выполните тестовые задания:

1. Интерактивная сторона общения рассматривается как…

а) обмен информацией б) восприятие людьми друг друга в) организация взаимодействия

2. Друзья по скайпу договариваются о встрече – это общение

а) вербальное, ролевое, непосредственное

б) невербальное, ролевое, непосредственное

в) невербальное, межперсональное, опосредованное

г) вербальное, межперсональное, опосредованное

3. Общение неравноправных партнеров, при котором один пытается навязать другому какие-либо действия, при этом другой навязанные действия принимает как свое собственное решение

а) ролевое б) манипулятивное в) императивное

4. Возможно ли при невербальном общении использовать «смайлик», как способ выражения эмоции

а) да, это возможно б) нет, это невозможно

5. Эта модель общения обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования.

а) суггестивная б) информационная в) коммуникативная

Задание 3. Найдите ошибку/ки в высказывании/ях и исправьте их.

а) Общение животных- это ролевое общение

б) Перцептивная сторона общения проявляется в возможности обмениваться информацией

в) Диалогическое общение – это общение равноправных партнёров.

г) Не всегда ролевое общение – это непосредственное общение.

Задание 4. Составьте рекомендации (3-4) для будущих учителей по теме «Коммуникативные и организаторские способности в работе педагога»

Критерии оценивания:

Задание 1.

полное, фактически правильное пояснение термина — 0-2 б. *5=от 0 до 10 б.

фактически верный пример от 0 до 2 баллов*2= от 0 до 4 баллов

максимальное кол-во баллов за задание 1= 14 баллов.

Задание 2.

Каждое совпадение с ключом 1 балл * 5 вопросов = 5 баллов

Задание 3

только обозначено ошибочное высказывание – 1 балл

обозначено и верно исправлено – 3 балла

Задание 4.

верно выполненное задание, соответсвующее требованиям: теме, количеству и форме рекомендации – от 0 до 10 баллов

Оценивание

  • 34, 35 баллов – «5»

  • 25– 33 – «4»

  • 16-24 – «3»

  • 15 и менее баллов – «2»

infourok.ru

Темы контрольных работ по дисциплине «Психология» 3,5 г. 1 курс

Темы контрольных работ по дисциплине «Психология» 3,5 г. 1 курс.

Направление подготовки «Экономика»
1.Наука как один из видов человеческой деятельности, ее цель, продукт, методы.

2.Предмет психологии как научной дисциплины.

3.Этика психологических исследований.

4.Понимание сущности человеческой души в эпоху Античности.

5. Понимание сущности человеческой души в Средние века.

6. Понимание сущности человеческой души в эпоху Возрождения.

7. Понимание сущности человеческой души в Новое время.

8. Современные психологические направления: бихевиоризм.

9. Современные психологические направления: психоанализ.

10. Современные психологические направления: когнитивная психология.

11. Современные психологические направления: гештальтпсихология.

12. Современные психологические направления: гуманистическая психология.

13. Современные психологические направления: деятельностный подход.

14.Ощущения и восприятие, общие сведения.

15. Закономерности протекания сенсорной депривации.

16.словия адекватности восприятия.

17.Психологические теории внимания.

18.Физиологические аспекты внимания: И.П. Павлов, А.А. Ухтомский.

19.Память как познавательный процесс.

20.Генетическая память, прижизненная память, импринтинг.

21. Теории памяти: монистическая и множественная теории памяти.

22. Современные теории забывания.

23. Способы улучшения памяти.

24. Основные отличия мышления от других высших психических процессов.

25. Виды мышления. Мыслительные операции.

26. Стратегии мышления.

27. Возникновение научной психологии.

28.Основные направления западной психологии.

29. Развитие отечественной психологии.

30. Строение и функции нервной системы.

31.Физиологические механизмы психической деятельности.

32.Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.

33. Инстинктивное поведение.

34.Интеллектуальное поведение животных.

35. Развитие ощущений.

36.Творческое мышление, барьеры творческого мышления, преодоление барьеров творческого мышления.

37.Воображение как познавательный психический процесс.

38.Виды речи: внутренняя речь, внешняя речь, диалогическая речь, монологическая речь, активная, пассивная речь.

39.Личность как психологическая категория.

40.История изучения и объяснения темперамента.

41. Профессиональные способности и их развитие.

42. Формирование характера: факторы влияния.

43. Сравнение типологий акцентуаций К. Леонгарда и А. Личко.

e.120-bal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *