Конспекты по обучению грамоте в старшей группе – Конспекты по обучению грамоте старшая группа
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, —
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
nsportal.ru
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе вместе с тётушкой Совой
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Фантазёры»
на тему: «Урок грамоты в лесной школе»
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем.
Развивающие задачи: продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Методические приемы:
- Сюрпризный момент. Создание познавательной мотивации.
- Д/у «Поймай звук»
- Д/у «Назови братца»
- Звуковой анализ сова «лес»
- Д/у «Найди родственные слова»
- Физкультминутка
- Д/у «Рассели лесных зверей и птиц по этажам»
- Д/у «Живые слова»
Демонстрационный материал: доска магнитная, «звуковой домик», набор с фишками для звукового анализа слов, мяч, атрибуты для игры «Живые слова».
Раздаточный материал: «звуковые домики», индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов, предметные картинки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? /Ответы детей/. Давайте же его откроем и всё узнаем:
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы.Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.
Воспитатель:
-Хотите побывать в лесной школе?
-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)
-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.
— Вот мы и в школе.
Воспитатель звенит колокольчик:
-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».
-Начнем урок с разминки: Д/у «Поймай звук»
-Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши.
Сова, дуб, лиса,ель,рябина,сорока,медведь, скворец, клен, лес.
— Молодцы! Разминка прошла успешно.
Воспитатель: Готовы выполнить задания тётушки Совы?
/Ответы детей/.
Воспитатель: Слушайте внимательно первое задание:
«Приглашаю всех ребят
В школу маленьких совят.
Слово «Лес» вы разберите
И подарок получите!»
Первое задание тетушки совы – разобрать слово лес на звуки.
Для выполнения задания сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).
— А какие бывают согласные звуки?
(Твердые, мягкие)А давайте мы с вами поиграем игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь, з –зь, н –нь)
-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?
(Синими).
— Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?
(Зелеными).
— Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?
(красными).
Дети: самостоятельно разбирают слово.
Воспитатель: (вызывает к мольберту ребенка). Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия. Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове лес. Какой первый звук?
Дети: ль. Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой
Воспитатель: Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый?
Дети: Произносить этот звук мешает язык- это согласный звук, он мягкий, обозначаем зеленой фишкой
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове лес?
Дети: Звук э
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук э можно пропеть-это гласный звук, обозначаем его красной фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук? с – какой он?
Дети: Это согласный звук, так как произносить его мешают язык и зубы. Этот звук обозначается синей фишкой.
— Сколько всего звуков в слове «лес»? (три)
— Сколько гласных звуков? (один)
— Назовите гласный звук? (э)
— Сколько в слове «лес» согласных звуков? (два)
— Назовите первый согласный звук? (ль)
— Какой второй согласный звук? (с)
Ну а сейчас прочитаем слово.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Ребята,ещё одно задание от тетушки Совы:
Подберите, пожалуйста, к слову лес родственные слова.
Воспитатель:
— Назовите лес ласково (лесок, лесочек). Как называется маленький лес? (Лесок)
— Кто ухаживает за лесом? (лесник).
— Кто рубит лес? (лесоруб).
— Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные).
– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовик, Лесовичок)
— Итак, какие родственные слова мы с вами вместе подобрали к слову лес? (Дети перечисляют).
(лесок, лесочек, лесник,лесничий, лесовик, лесной,)
А что бывает лесным? (Зверь, птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща)
Воспитатель звенит в колокольчик:
-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
-Предлагаю отправиться в спортзал на веселую гимнастику.
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)
Ну, а нам пора садиться,
Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)
Воспитатель -А сейчас послушайте следующее задание от тетушки Совы.
(Д/у «Расселите лесных зверей и птиц по этажам»)
-Ребята, перед вами стоит дом.Сколько этажей в этом доме? Как вы думаете, кто живет на первом этаже, кто на втором этаже, а кто на третьем? Оказывается, на первом этаже живутлесные звери и птицы,названия которых состоит из одного слога, на втором этаже — из двух слогов, на третьем — слова, состоящие из трех слогов.
– Ребята, тетушка сова просит вас «расселить»лесных зверей и птиц по этажам.
На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Кто изображен на ваших картинках? (Дети рассматривают картинки). Разделите ваше слово на слоги и поместите на нужный этаж.
Воспитатель. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки, шаги, поднести руку подбородку) (Дети выполняют задание.) Ну,а сейчас проверим.
Воспитатель: Задание мы выполнили, молодцы.
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова».
Вы будете «живыми словами». Ваня будет словом «медведь», а Маша словом«любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
— Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
— Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)
— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
— Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит…)
Воспитатель: -Вот и закончился урок грамоты в лесной школе. Молодцы! Все старались!
А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.
(Воспитатель распаковывает подарок и читает):
«Выполнили все мои задания.
Проявили вы терпение, старание.
Вот подарок получайте мой, друзья,
С вами скоро вновь повстречаюсь я!»
(Воспитатель с детьми вскрывают последнюю упаковку и обнаруживают подарок — диск «Уроки тётушки Совы. Времена года»).
Еще тетушка Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.
Воспитатель:
-Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали?Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше?
Вы — молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями тётушки Совы. Молодцы!
nsportal.ru
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: НОД подготовка к обучению грамоте в старшей группе
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Цель: освоение звукового анализа слова.
Задачи.
1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.
2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.
3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.
4. Воспитывать интерес к началам грамоты.
Материалы. Картинки – схемы слова «гуси»; картинка «Гуси»; фишки красного, синего, зеленого и черного цветов.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)
Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.
Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель. Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент: постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу: всё, что нас окружает, имеет название.)
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету. (А. Шибаев)
Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова? (Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. д.)
Давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово — конфета.
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть слово колючее — ежик,
Есть слово промокшее — дождик,
Есть книжное слово — страница,
Есть слово лесное — синица,
Есть слово пушистое — снег,
Есть слово веселое — смех.
Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)
А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель. Посмотрите на ваших столах лежат картинки — схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)
Физкультминутка
Мы руками — хлоп, хлоп.
Мы ногами — топ, топ.
Мы глазами — миг, миг.
Мы плечами — чик, чик.
Раз — сюда, два — сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки к верху все подняли.
Теперь садимся. Тише, тише.
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель. Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)
А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)
Воспитатель. А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)
А согласные.
Согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)
Игра «Верни мне мягкий звук»
Мяч лови и мяч бросай,
Мягкий звук мне называй.
После игры дети садятся на места.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от Бабуси.
Кто это, скажите? (Гуси.)
Воспитатель выставляет картинку «Гуси».
— Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)
— Назовите первый звук (второй, третий, четвертый).
— Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И])
— А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)
— Покажите гласные звуки в схеме слова.
— Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове? (Два.) Как узнали? (Ответы детей.) Назовите первый слог, второй.
— Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)
— Составьте предложение со словом гуси.
Воспитатель. Итак, наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали, чем занимались?
nsportal.ru
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:
« Маленькие грамотеи »
Цели: Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Развивающие:
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Коррекционные:
Тренировать глазодвигательные функции (прослеживание – локализация).
Методические приёмы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки).
Игровой (Д/и: «Едим, летим, плывем», «Где спрятался звук», «Кто внимательный?», «Закончи слово» ).
Материал:
Картинки с изображением различных предметов, для индивидуальной работы;
Звуковая линейка;
Карточки: зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа;
мяч, фишки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят около парт, идет беседа с воспитателем.
— Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям).
— Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
— Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
1 часть
Воспитатель: Сейчас на стульчики сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук, на твердый согласный, на мягкий согласный.
— Давайте вспомним, какими фишками обозначаются звуки? (ответы детей). Гласные звуки – красным цветом, согласные твердые – синим, а согласные мягкие – зеленым.
Сейчас мы с вами немножко поиграем. Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висят картинки с изображением транспорта.
Проводится игра « Едем, летим, плывем »
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
Задает вопросы детям:
— Назовите все предметы одним словом? (Транспорт)
— Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …? (Ответы детей)
— Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Т)
— В каких словах звук т встречается в начале? (троллейбус, теплоход, трамвай)
— В каких – в середине? (вертолет, автобус)
— В каких – в конце? (вертолет, самолет)
— Скажите, что летает? (самолет, вертолет)
Что едет? (автобус, троллейбус, трамвай)
Что плывет? (теплоход)
Игра «Кто внимательный?»
Методика: детям раздаются фишки: красные, зелёные, синие. Воспитатель называет любой звук, дети определяют, какой звук, если звук твёрдый согласный, то ребёнок показывает синюю фишку, если мягкий согласный, то зелёную фишку, гласный звук – красную фишку.
Упражнение для глаз: «Мигалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый (2 раза)
Открывай теперь их смело
Проводится игра «Где спрятался звук?».
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Пособия: карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная, синяя или зеленая).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место заданного звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова.
2 часть
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер.
Проводится д/и «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла –за и т.д.)
Дети делятся на две команды ( 1 — девочки, 2 – мальчики).
Игра «Где наш дом?».
Цель: развивать умение определять количество слогов в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (1,2, 3).
Описание: Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество слогов в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу слогов в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, машина, тарелка и т.д..
Д/игра «Найди домик »
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий домик, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Д/ игра «Третий лишний»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).
Для каждой команды своя карточка.
В конце занятия вызывается ребенок из каждой команды и считает фишки. Сравнивают, кто больше получил фишек и если можно посчитать, то находят разницу.
Д/ игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула) .
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана) .
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра) .
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой) .
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу) .
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки) .
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
А рядом бегемотики
Схватились за (животики) .
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа) .
infourok.ru
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект занятия по предпосылкам обучения грамоте в старшей группе дошкольного учреждения
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Дети достают ключ, он находится возле цветов)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, —
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
- Чтобы нам не уставать
Обводить и рисовать,
Мы должны не забывать
Спину ровненько держать.
- Положи листок, дружок,
От себя наискосок.
Одной рукой его прижми,
В другую карандаш возьми
- Карандаш хоть и простой,
Подойди к нему с душой:
В руку правильно возьми,
В пальчиках его сожми.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: (Яблоки или сок)
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем попить сок!
nsportal.ru
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Путешествие в Звукаринск»
Разделы: Логопедия
Задачи:
- обобщение знаний о звуковом составе слова;
- дифференциация понятий «гласные и согласные звуки»
- развитие фонематического слуха;
- уточнение словаря по лексической теме «Транспорт»,
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- развитие внимания; мышления
Оборудование:
- куклы Крош, Нюша,
- аудиозапись песенки из м/ф «Паровозик из Ромашково»;
- воздушные шары красного и синего цвета;
- картинки: паровозик, сказочный город
Ход занятия
1. Ритуал начала занятия
— Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придут гости. Покажем им, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо
Плавно, громко говорим и , конечно,- не спешим.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.
Угадайте, какой звук я хочу сказать:
(дети угадывают звук по артикуляции : А, О,У,И,Ы )
3. Ребята отгадайте загадку. Кто это? Что за сказочный герой? (Загадка про Кроша )
Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же… (Крош)
— Из какого мульфильма? — (Смешарики)
— А каких героев вы еще знаете? (Нюша, Ежик, Бараш, Лосяш и др.)
— Сегодня у нас в гостях Крош и Нюша. и они приглашают нас в путешествие в необычный город под названием Звукаринск.
4.— На чем можно поехать в этот город? (дети называют разные виды транспорта)
— Как их можно назвать одним словом? (Транспорт)
— Назовите железнодорожный транспорт. (дети называют)
— А мы поедем на паровозике из Ромашково! Занимайте места в поезде! Поехали!
(звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
— А чтобы не скучать в дороге, Нюша будет загадывать загадки, а вам их нужно отгадать и назвать первый звук.
Загадки:
1)
Сам — алый, сахарный;
кафтан — зеленый. бархатный. (арбуз)
Первый звук _А
2)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может .. (удочка)
3)
Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы).
4)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает, и колется колко
А называют кораблик — …….(иголка)
— Какие звуки мы назвали? (Гласные.) А какие еще звуки бывают?) согласные) Молодцы! Можем отправляться дальше. Наш паровозик остановился на станции Слоговая.
5. Станция Слоговая.
— Если я скажу сначала звук А, а потом Ш. Какой слог получится? — (АШ)
О+С = ОС У+М=УМ С+О=СО М+У=МУ
— Отгадайте загадку и разделите отгадку на слоги:
1)
Нас ты видишь каждый день
В книжке на странице,
Нам ни капельки не лень
В строчки становиться. — (Буквы).
— Какие гласные встретились в слове? ( У,Ы)
— Сколько слогов? Как узнали?
2)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет —
Там заметку кладет.
(карандаш) —
— Какие гласные встретились в слове? (а,а,а)
— Молодцы! Наш паровозик едет дальше.
6. Станция «Физкультурная»
— А теперь мы приехали на станцию Физкультурная.
Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)
По ровненькой дорожке
Пусть попляшут наши ножки.
Пусть попляшут наши ножки
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки.
— Едем дальше!
7. Станция «Доскажи словечко»
— Ребята! Нюша просит у вас помощи. У нее перепутались слова. Надо ей помочь.
— Неизвестно, что случилось, только буква -озорница,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.
И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.
1)
На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на головы надели.
2)
Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.
3)
Тачки по небу плывут,
Люди зонтики берут.
4)
Чтоб добежать до сада,
Надуть сапожки надо.
5)
Тихо сумерки ложились
Кошки в воздухе кружились…
— Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.
8. Станция «Сюрпризная».
— Ребята, наш паровозик прибыл на станцию «Сюрпризную». Здесь нас ожидает сюрприз.
— Отгадайте загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз,
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит под небеса. (воздушный шар)
(воспитатель вносит шары синего и красного цвета)
— Ребята! Эти шары не простые, а волшебные . Они дружат только со звуками. Если вы вытяните шар красного цвета, то нужно назвать гласный звук, а если — синего цвета, то назовите согласный звук.
(Дети по одному вытягивают за ниточки шары и называют звуки)
9. Итог.
— Поезд прибыл на конечную станцию в город Звукаринск. А кто живет в этом городе? (Звуки и буквы)!
— А кто вместе с нами путешествовал? (Крош и Нюша)
— Город Звукаринск — очень большой и интересный, и в следующее путешествие мы отправимся по этому замечательному городу.
26.07.2012
urok.1sept.ru
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (предложение, звуковой анализ слов): «Сюрприз от Всезнайки»
Программное содержание
— учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;
— закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;
— развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;
— выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;
— развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.
Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада
Вводная часть
Девиз нашего занятия -
«Не просто слушаю, а слышу
Не просто смотрю, а вижу
Думаю и отвечаю-
Все вокруг замечаю».
Гимнастика для глаз
Чтобы хорошо видеть и хорошо читать, потренируем ваши глаза:
Глазки делают упражнения,
влево — вправо, влево — вправо
Затем вверх — вниз, вверх — вниз
Теперь щурим глаза как кошечка
И закрываем глазки.
Раз — смотрю вдаль,
Два — ладошками закрываем глаза.
Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Чистим зубки язычком — верхние и нижние.
Покажем свои зубки.
Улыбка – сердитое выражение лица.
Вкусное варенье (губами).
Качели.
Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:
Ра-ра-ра — начинается игра;
Ро-ро-ро — несем ведро;
Ру-ру-ру — продолжаем игру;
Ри-ри-ри — в небе снегири;
Ар-ар-ар — загудел комар.
Основная часть занятия.
Волшебный сундучок — рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).
Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..
Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).
Физкультминутка
Дидактическая игра «Дождевая тучка»
Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.
Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.
Четко произносить это название с ударением на данный звук.
Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».
Повторный звуковой анализ слова ау.
Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.
Заключительная часть.
Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.
Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.
Метки: старшая группа, занятие в старшей группе, развитие речи в старшей группе
chudor.ru