Конспект занятия постановка звука ж – Конспект логопедического занятия «Постановка звука ж»
Конспект логопедического занятия «Постановка звука ж»
Конспект занятия по постановке звука Ж
Тема. Постановка звука ж .
Цель: постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении.
Задачи:
1. Развитие речевой моторики;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
3. Уточнение артикуляции звука ж;
4. Закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
Организационный момент.
Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш.
Сообщение темы.
На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка).
Логопед: отгадайте загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
— Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.)
Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
5. Уточнение артикуляции звука ж.
Логопед: Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж?
— Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
— В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
— Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Логопед: Где находится кончик языка?
После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).
— Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
— Что напоминает язычок?
— Чашечку.
Описываю артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра «Подними флажок».
Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а вы поднимите флажок, если в слове есть звук ж.
б) Игра «Распредели картинки».
На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.
Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова ( называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).
в) Игра «Найди место звука ж в словах».
У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7. Закрепление связи между звуком и буквой ж.
— Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
— Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
— Какой звук мы учились произносить?
— Звук ж.
— Как произносится звук ж?
Дети повторяют артикуляцию звука ж.
Конспект занятий по постановке звука [ж]
Разделы: Начальная школа
Цель занятия:
- Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
- Развитие речевой моторики;
- Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- Закрепление связи звука и буквы / ж/
Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.
Ход занятия
1. Организационный момен
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы
На доске несколько картинок: жук, паук, птица.
Логопед читает загадку:Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
— Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
— Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Сказка о Веселом язычке)
Для губ: Логопед читает загадку
В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то
открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт
Рот закрыт: “трубочка”
“ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
“ребята-слонята”
Подражаю я слон, губки хоботком тяну.
Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
— Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)
“лопата” — язык лопатой положи немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
— Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).
Язычок не скучал дома, потолок побелил)
“Маляры” (мы сегодня маляры — потолок побелим мы).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”
“Пора и мне спать”, — подумал Язычок.
4. Постановка звука / ж /
(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).
— Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.
5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)
— Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?
— В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
— Где находится кончик языка?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
— Что напоминает язычок? (чашечку).
6. Развитие фонематического анализа
А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Б) Распредели картинки под схемы:
Ж_____________ _____________Ж__________ (в начале слова) ( в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой — /ж/ в середине слова.
В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.
— Покажите букву “ж”. На что она похожа?
— Сложите из палочек букву.
— Подберите картинки со звуком /ж/.
Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.
8. Итог занятия.
2.04.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект занятия на тему: «Постановка звука [ж]».
Конспект занятия на тему: «Постановка звука [ж]».
Цель занятия:
Уточнение артикуляции звука [ж], постановка звука [ж], закрепление в изолированном произношении;
Развитие речевой моторики;
Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
Закрепление связи звука и буквы [ж]
Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы
На доске несколько картинок: жук, паук, птица.
Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
— Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
— Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук [ж]. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Сказка о Веселом язычке)
Для губ: Логопед читает загадку
В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”
Рот закрыт: “трубочка”
“ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
“ребята-слонята”
Подражаю я слон, губки хоботком тяну.
Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
— Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)
“лопата” — язык лопатой положи немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
— Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).
Язычок не скучал дома, потолок побелил)
“Маляры” (мы сегодня маляры — потолок побелим мы).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”
“Пора и мне спать”, — подумал Язычок.
4. Постановка звука [ ж]
(используется прием постановки путем озвончения звука [ ш]).
— Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ш], а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук [ж].
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.
5. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом)
— Произнесем еще раз [ж]. В каком положении находятся губы?
— В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
— Где находится кончик языка?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
— Что напоминает язычок? (чашечку).
6. Развитие фонематического анализа
А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж])
Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Б) Распредели картинки под схемы:
Ж_____________
_____________Ж__________
(в начале слова)
( в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук [ж]: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [ж] в начале слова, под второй схемой – [ж] в середине слова.
В) Определение места звука [ж] в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.
— Покажите букву “ж”. На что она похожа?
— Сложите из палочек букву.
— Подберите картинки со звуком [ж].
Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука [ж] еще недостаточно закреплена.
8. Итог занятия.
infourok.ru
Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука Ж»
Тема. Постановка звука ж.
Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
Организационный момент.
Сообщение темы.
На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
— Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
— Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
5. Уточнение артикуляции звука ж.(профиль звука Ж)
Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
— Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
— Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
— Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
— Что напоминает язычок?
— Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра «Подними флажок». Логопед называет слова: жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук ж.
б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети должны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.
в) Найди место звука ж в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7. Закрепление связи между звуком и буквой ж.
— Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
— Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед индивидуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
— Какой звук мы учились произносить?
infourok.ru
Конспект логопедического занятия в ДОУ: «Постановка звука [ж]»
Цель:
1) упражнять детей в правильном, четком произношении звука [ж] изолированно и в слогах; соотносить со сказочными рисунками, символами, которые помогают уточнить артикуляцию и правильно произносить звук [ж];
2) развивать артикуляционную моторику, мышцы языка, речевое дыхание, фонематический слух, силу голоса, образное и логическое мышление, творческое воображение, внимание и память;
3) воспитывать усердие и настойчивость.
Материал: символы звуков (панно) фишки для звукового анализа, предметные карточки, ватные шарики, микрофон, зеркала.
Ход логопедического занятия в детском саду
1. Подготовка к занятию.
(Позвонить в звонок)
Уже звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Поэтому время не теряем
Работу скорее начинаем.
Логопед. — Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
2. Дыхательные упражнения:
А теперь мы будем играть, и играя учиться.
Вот зима к нам пришла
И снежные пушинки к нам принесла.
Мы возьмем их, положим на нос
Поднимем чашечкой вверх язык
Медленно и долго будем выдыхать
Чтобы пушинки с носа могли взлетать
Упражнение: «Подуй на снежную пушинку»
— Что это? Что это?
— Все кричат,
— Это снежные пушинки вокруг летят.
(Выполнить упражнение 3-4 раза).
3. Артикуляционная гимнастика
(в стихотворной форме «Язык-волшебник»)
4. Чтение логопедической сказки, ознакомление со звуком [ж]
Пока наш язык отдыхает
Я вам сказку о происшествии звука прочитаю.
Будем учиться тот звук произносить
И его песенку хорошо петь.
Послушайте сказку
Сказка «О приключениях звука [ж]»
Звук [ж] сидел на веточке дерева и пел песенку «ж-ж-ж-ж». А жучок слушал ее и в голос сокрушался: «Какая хорошая песенка, а я не умею так петь». Звук [ж] начал учить этой песенке жучка, но ничего у него не получалось, так как жучок был совсем невнимательным и ленивым.
Прошло много времени, а жучок так ничему и не научился. Тогда пчелка, которая работала рядом и слышала все, рассердилась и сказала: «жу-жу-жу, я тебя быстро научу!» Высунула свое жало и полетела к жучку, жучок испугался и закричал: «ж-ж-ж-ж, я все расскажу». И слетел с веточки дерева.
С тех пор жучок только и поет эту песенку: «ж-ж-ж-ж».
5. Формирование правильного произношения звука [ж] методом подражания, уточнение артикуляции [ж].
Сегодня мы с вами тоже попробуем петь песенку жучка, но сначала нашим губкам, зубкам, языке следует принять правильное положение (такое как для звука [ш], но сделать так, чтобы спел наш голос).
— губы калачиком
— зубы заборчиком
— язык чашечкой
— голос работает
— воздух изо рта выходит теплый.
Игра «Листья шелестят, а жук жужжит»
(Отработка направленной воздушной струи и «включение голоса» ш-ш-ш → ж-ж-ж).
6. Характеристика звука [ж].
— Дети, звук [ж] согласный или гласный?
— Твердый или мягкий?
— Звонкий или глухой?
7. Речевая гимнастика.
Игра «Спой как я»
(Дети пропевают в микрофон
1) Ж-Ж-Ж (громко и долго).
2) ж-ж-ж (тихо)
Жа-жа-жа
Жа-жа-жу-жи;
Жа-жу-жа-жи;
Же-же-же-же;
Игра «Добавь состав»
(логопед говорит чистоговорки, а дети к слову добавляют нужный состав).
8. Развитие фонематического слуха:
1). Игра «Звуковая крыша»
Ох, ах, ох, ах! Все звуки хорошо произношу
Все собираемся под крышу
Как услышишь [ж], дружок
Быстро ставь ручки под козырек
(Логопед образует руками крышу, дети подставляют руки. Логопед произносит разные звуки, дети, услышав звук [ж], убирают из-под воображаемой крыши руку).
2). Игра «Найди место» — определение звука [ж] в словах: жук, жаба, еж, баклажан, морж, уж.
3). Звуковой анализ слова «жук»
9. Развитие мелкой моторики.
Кинезиологическое упражнение: «Кулак, ребро, ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений — по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак — ребро — ладонь), произнося их вслух или про себя.
10. Итог занятия.
Метки: логопедическое занятие
chudor.ru
Индивидуальное занятие постановка звука Ж
Индивидуальное занятие постановка звука Ж
ЦЕЛИ:
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать речевое дыхание.
4.Продолжать учить выделять звук [ж] из ряда слов.
5.Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
6.Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Материал:
Зеркало, картинки с изображением жука, жар птицы, жирафа, жабы. Рабочая тетрадь.
1.Организационный момент.
— Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ж».
2. Артикуляционная гимнастика.
-Улыбка-Трубочка.
-Лопаточка.
-Чашечка.
-Вкусное варенье.
Помоги жуку взлететь с цветка (длительно и плавно произносит ребенок звук «ж»).
3.Развитие фонематического слуха.
Хлопни 2 раза в ладоши, если услышишь звук «ж»
ма-па-ба ка-та-да
жа-са-за та-жа-са
А-а-н-и-ж ж-р-л-ш
4.Дыхательная гимнастика
Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.
5. Запомни, повтори
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-Же-Же – дождь прошел уже.
Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
6. И г р а «Кто больше?».
Придумайте слова на букву «Ж».
Жар-птица, жираф, жабо, жилет, журналист, жандарм, жулик, жонглер, жюри, жемчуг, жокей, жеребенок, железнодорожник, живописец, журавль, жилище, жилец, жизнь, жезл,
7. Зрительная гимнастика
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
8. Работа по тетради
Рассмотри, назови картинки.
-ножи, желуди, одежда, ежи, ножницы, жук, пиджак, жаба.
9. Раздели стих на слоги.
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.
10. Подведение итогов.
-Какой звук мы учились правильно произносить?
-Жук дарит тебе за хорошие ответы цветочек.
Упр. «Лягушонок»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти.
Упр. «Утенок»
Цель:выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
Упр. «Блинчик»
Цель: расслабить мышцы языка.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
Упр. «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз.
Упр. «Чашечка»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край на нижнюю губу, а потом поднять края языка, чтобы получилась чашечка.
Упр. «Фокус»
Цель:вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
3. Постановка звука Ш механическим способом.
Цель: научить правильно произносить звук Ш.
Положить на нижние зубы ребенка шпатель, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук Ш
Вот и вылечил доктор Жужу. Он пополз и зашипел Ш – Ш — Ш –Ш – Ш — Ш — Ш.
4. Уточнение артикуляционного уклада
-Широкий кончик языка поднят вверх;
-Губы округлены и немного вытянуты вперед
-Расстояние между зубами 2-3 мм
5. Игра «Хлопни, когда услышишь звук Ш»
Логопед произносит звуки : ш, ш, ж, ж, ж, ш… .и т. д.
6. Графический диктант «Нарисуй дорожку, по которой полз Жужа»
Цель: развивать внимание, мышление, ориентировку на листе бумаги в клетку, мелкую моторику рук.
7. Итог. Чем сегодня занимались? Чему научились?
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подводный мир» (наложенные друг на друга изображения).
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.
2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза), затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены. А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).
3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание. Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном. Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выставляет игрушку).
4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).
5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? Ребенок. Нет, длинная!
Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!
6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!» Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д. Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука Ш от звука С механическим способом).
7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это замок, а много чего? Правильно, много замков. Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз, символом вверх.
8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул. Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Рядом появились разные рыбы.
Пальчиковая игра
Посмотри скорей, мой друг!
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.
Ребенок выполняет движения пальцами.
9. Опустился гном еще глубже (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Помоги ему разглядеть медузу, осьминога, морскую звезду, морского конька. Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изображений и называет их.
10. Вернулся гном на берег и пошел домой по дорожке. Посмотри на символы и вспомни, какие картинки они обозначают. Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки названную картинку нужно перевернуть.
11. Итог занятия.
Логопед. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал гному, как хорошо уже это у тебя получается!
Конспект логопедического занятия «Постановка звука Ш» Опубликовано: LogoPortal.ru 26.09.2013 | 0 комментариев Яндекс.Директ Копицентр Крупные заказы качественно в кратчайшие сроки. Постоянным клиентам скидки! cpl.kzАдрес и телефонАстана Постановка звука Ш на логопедическом занятииТема: Постановка звука [ш] Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш], постановка звука [ш]. Задачи: научить ребёнка удерживать кончик за верхними зубами, выполнять артикуляционные упражнения для звука [ш]. формировать длительную направленную воздушную струю. упражнять в различении слов, близких по звучанию. учить определять наличие звука [ш] на слух в ряду слов и звуков. Оборудование: книга «Три поросёнка», предметные картинки с изображением (еды, соломы, доски, кубики), вата, ложка, зеркало. I. Организационный момент: — Доброе утро! Садись перед зеркалом поудобней, сегодня на занятии буде рассказывать сказку( достается книга «три поросёнка»). — Ты узнала эту сказку? Как она называется? II. Основная часть: Жили-были три поросёнка, три братца: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах и играли в футбол. Давай покажем, как они играли в футбол ( дуем на ватный шарик). Наф-Наф был большой сластёна. Он мог съесть за раз целых три порции мороженного (упражнение «чашечка», если не получается, ставим с помощью ложки), а затем их запить соком из трубочки (упражнение трубочка). Но вот миновало тёплое лето и наступила холодная осень. Продул ветер (дуем, объясняем артикуляционный уклад звука [ш]). И поросята решили построить себе домики. Ниф-ниф нашёл охапку соломы и выстроил домик из неё. Нуф-нуф построил деревянный домик. А Наф- наф выложил домик из кирпича и выкрасил его (упражнение маляр) (показываем ребенку картинки с соломой, досками и кубиками – кирпичами). Пальчиковая гимнастика (строим дот из кубиков и тонких палочек). — Затем пришёл волк и решил полакомиться поросятами. Дует на первый домик, зашатался и развалился (дуем, произнося звук [ш]). Затем волк решил сдуть второй домик (дуем, произнося звук [ш]). Домик не выдержал и развалился. Братья поросята побежали к Наф–нафу, а волк устремился за ними. Поросята очень и испугались, прижались к двери и стали слушать. На улице осень, листья опали с деревьев и они шуршат. Послушай как шагает волк по осенней листве. ([ш]- [ш]- [ш] — [ш]- [ш]) отрывисто. Ребёнок повторяет сам, если не получается, повторяем артикуляционный уклад и используем логопедический зонд. Давай предупредим поросят о приближении волка. Услышишь звук [ш], хлопай в ладоши: Ш, Т, З, Б, Д, Ш, М, Н, Ш. Волк дошёл и до третьего домика, начал дуть (дуем, произнося звук [ш]), дул, дул, дул. Но домик поросят устоял, а злой волк ушёл голодный домой, думая, чтоб ему такое съесть. — Покажи, что хочет съесть волк. Волк любит есть блюда, в которых есть звук [ш] (выкладываем картинки: шашлык, суп, кисель, шкварки, груши , кашу, курицу, торт). III. Итог занятия: — Давай вспомним, как волк подходил к домику поросят? ([ш]- [ш]- [ш] — [ш]- [ш]) отрывисто. — А как волк дул на домик? ([ш]) непрерывно. — Какой звук ты учился произносить на занятии? Произнеси его ([ш]). — Какой звук ты определял на слух? Произнеси ([ш]). — Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец, а кто рассказывать помогал — тот умница. Осадчик Евгения Викторовна, учитель–логопед в детском саду, город Ачинск
Источник: http://logoportal.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-postanovka-zvuka-sh/.html
вук [ш]
Подготовительный этап
Занятие 1
Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.
Упражнение для губ
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Упражнения для языка
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровые задания
«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Занятие 2
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.
Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
Упражнения для губ
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
Упражнения для языка
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.
«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.
«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
Занятие 3
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Упражнение для губ
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнения для языка
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.
«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.
«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Развитие фонематического восприятия
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)
Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.
Занятие 4
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Упражнение для губ
«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
Упражнения для языка
«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.
Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.
«Чашечка».
— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?
— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.
Занятие 5
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
Упражнение для губ
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.
«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.
Занятие 6
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ
Повторение упражнений предыдущих занятий.
Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Развитие фонематического восприятия
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Постановка звука [ш]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]
Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
Ещё по данной теме:
Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ж17 Авг 2011 Автор Ekaterina
Яндекс.Директ
Подготовка детей к школе. АстанаС 5 лет. Казахские, русские группы. 25000 тг/мес! Обучаем детей с любовью!Карате с 6 летШахматы с 5 летТанцы с 5 летmadagascar-astana.kzАдрес и телефонАстана |
Центр развития ребенка в АстанеЗанятия для детей с 8 месяцев до 7 лет.15 лет опыта.Лучшие мировые методикиbaby-club5.kzАдрес и телефонАстана |
Логопедические упражнения.Логопедические упражнения. Детский логопед в учебном центре Растиград!astana.rastigrad.kzАдрес и телефон |
Подготовила и провела учитель- логопед МДОУ№32
Города Салавата Мамыкина Т. Я.
Коррекционно-образовательные цели
Закрепить правильное произношение звука «ж» в словах.
Совершенствовать грамматический строй речи( образование признаков по образцу, подбор родственных слов, согласование существительных с числительными, согласование прилагательных с существительными).
Коррекционно- развивающие цели
Развивать фонематический слух, навыки деления слов на части, навыки связной речи( повторение чистоговорки со звуком «ж», составление предложений).
Коррекционно- воспитывающие цели
Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.
Оборудование:
Цветные коробки (синий, желтый, зеленый, красный), домашняя тетрадь Коноваленко В. В. Звуки Ш, Ж.( занятие 10), карточки для деления сов на слоги, картинка с изображением 6 жуков, карточки (желтое яблоко, красное яблоко, зеленая груша, желтая груша, желтый лимон). Карточка «жук и цветок».
1. Артикуляционная гимнастика.
-Улыбка-Трубочка.
-Лопаточка.
-Чашечка.
-Вкусное варенье.
-Помоги жуку добраться до цветка.(длительно и плавно произносит ребенок звук «ж»).
2. Развитие фонематического слуха.
А) Хлопни в ладоши, если услышишь звук «ж»
-ж, м, б, ж;
-жа, га, жу;
-Женя, живот, молоко, кровать, жираф.
Б) Запомни, повтори
Жа-жа-жу
Жду-жды-жда
Ожда-ыжда-ажда
В) Цветные коробки
-Назови цвета коробков.
-В названии какого цвета есть звук «ж»?
-Где он стоит : в начале слова, в середин или в конце слова?
-Простучи мне со слогом
жа жо жу жи
3. Работа по тетради.
-№9 Рассмотри, назови картинки
-ножи, желуди, одежда, ежи, ножницы, жук, пиджак, жаба.
– Игра « Раздели слова на слоги»
(одежда, жук, ежи)
– Назови самое длинное (короткое) слово.
– Образуй признаки по образцу
одежда из кожи –кожаная одежда
штаны из кожи-
юбка из кожи-
сапожки из кожи-
туфли из кожи-
шляпа из кожи-
пиджак из кожи-
жакет из кожи-
– Образуй родственные слова
Назови «папу»ежонка, его «маму», детеныша ежихи, назови ежа ласково, домик у них будет чей?
– Вспомни и повтори скороговорку про жука
Жук жужжит:
– Жу- Жу- Жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
– Сосчитай жуков на листочке.
– Подарки жуку.
Жук очень любит желтый цвет, подари картинки с предметами желтого цвета.
Я подарю жуку желтый лимон, желтое яблоко, желтую грушу.
4. Подведение итогов.
-Какой звук мы учились правильно произносить?
-Жук дарит тебе за хорошие ответы наклейку.
kopilkaurokov.ru
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука [Ж]».
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [Ж]».
Цель: постановка звука [ж].
Задачи: 1. Закрепление артикуляционных упражнений на звук [ж];
2. Учить изолированному произношению звука [ж];
3. Развитие фонематического слуха;
4. Развитие общей моторики;
5. Развитие внимания, памяти;
Оборудование: зеркало, предметные картинки, игрушка «Жук», цветок.
Ход занятия
1.Орг.момент.
— Сегодня к нам пришел гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Летит, жужжит
Сядет, молчит.
— Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.
2.Артикуляционная гимнастика:
— «Наказать непослушный язычок»;
— «Грибок»;
— «Вкусное варенье»;
— «Гармошка»;
— «Фокус».
3.Знакомство с буквой Ж.
Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?
— Из скольких элементов она состоит?
4.Постановка звука.
А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.
А) по подражанию – от [ш].
— давай произнесем звук ш-ш-ш. а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я. Чувствуешь, как дрожит твое горло?
Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.
5.Закрепление изолированного произнесения звука.
— Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)
6.Развитие фонематического слуха.
— Давай поиграем в игру «поймай жука». Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.
Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц
7. Развитие фонематического слуха.
-У жука очень много друзей и он решил разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок). А в другой — животные, в названии которых нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев).
8.Домашнее задание.
Помоги жуку добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с жучком.
9.Итог.
— Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
multiurok.ru