Конспект занятия по рисованию на тему осень в старшей группе – .
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы по теме: «Осень золотая»
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для старшей группы по теме: «Осень золотая»
Программные задачи:
Расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства;
Учить отражать в рисунке осенние впечатления.
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Закрепить умение смешивать краски для получения третьего цвета (оранжевый, коричневый).
Материал для занятия:
Альбомный лист, размер А4;
Набор гуашевых красок;
Кисти;
Стакан с водой;
Салфетка;
Образцы картин «Осень золотая»; образцы разных способов изображения деревьев;
Палитра для смешивания красок.
Предварительная работа:
наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом — парком».
Педагог.
— Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети.
— Это листопад.
Педагог.
— Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.
Листья опадают осенью со всех деревьев. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
— Мы с клёнов…
— Мы с яблонь…
— Мы с вязов…
— Мы с вишен…
— С осинки…
— С черёмухи…— С дуба…
— С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Педагог.
— Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, но и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Давайте рассмотрим этот рисунок (демонстрация образца 1): что на нем изображено? Какая осень? Какие краски вы видите? Как его можно назвать?
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И. Михайлова
Физкультминутка.
«Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.
Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. Приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.
Закружились, полетели Бег в разных направлениях.
И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.
Практическая часть.
Педагог: Итак, сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осенний лес и листопад. В лесу растет много разных деревьев, угадайте, какие (художественное слово).
Если дует ветерок,
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок …
Дети: Осины
Педагог:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Дети: Рябина
Педагог:
На дереве этом
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
Дети: Дуб, желуди.
Педагог: Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке?
Дети: Клен, береза, липа.
Педагог: Много деревьев вы знаете. Давайте рассмотрим, какими способами можно их изобразить (демонстрация образца 2). Теперь давайте их наконец нарисуем. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.
Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.
Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев (использование образцов педагога).
Педагог: Для создания осеннего пейзажа нам понадобятся разные цвета, вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев? давайте вспомним, как получить коричневый и оранжевый цвета? (смешивание красок на палитре). А теперь подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем лесу, и как они будут расположены на вашем рисунке, каких цветов будут у вас листья, будет ветер или дождь?
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь) и дети начинают рисовать. (Педагог подходит по просьбам детей, помогает смешивать краски, подсказывает в создании композиции)
Педагог: Напоминает ребятам, кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы. (Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.
Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.
Техника рисования тычком и жесткой кистью.
Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.
Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве).
Педагог: Поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью, изображение дождя или солнца и т. д.
По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):
Педагог: А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.
Листик с дерева намажу
Снизу желтенькой я краской.
Сверху я его проглажу –
Выйдет дерево, как в сказке.
Так деревья рисовать –
Ничего нет проще.
Я могу наштамповать
Небольшую рощу.
Итог занятия:
1. Выставка и анализ детских работ
Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле?
Дети: Волшебная.
Педагог: Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут, мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).
А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы (исследовательский).
infourok.ru
Конспект в старшей группе по рисованию «Золотая осень»
Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» в старшей группе.
Составила: Воспитатель Шегурова Татьяна Николаевна.
Программные задачи: 1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. 3. Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. 4. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). 5. Правильно располагать сюжет на бумаге. 6.Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Материалы и оборудование: бумага акварельная формата А 4, акварельные краски, кисти № 1, №4, салфетка, непроливайка.
Предварительная работа педагога: чтение стихов, рассказ про осень, подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке, написание конспекта, подготовка материала к занятию.
Ход занятия:
Сегодня у нас необычное занятие мы отправляемся с вами в необычное путешествие в художественную галерею где рассмотрим произведения русских художников на тему » Золотая осень «. Показ картин русских художников на тему » Золотая осень»
Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картинах? Дети: Осень
Воспитатель: Правильно осень.
Воспитатель: Ребята! Какая бывает осень?
Дети: Холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.
Воспитатель: Кто знает почему осень называют золотой?
Золотые листья, золотые деревья.
Дети: потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становатся желтыми и потому все кажется золотым
На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.
Воспитатель: еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажутся золотыми,
— Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети:
— Это листопад.
Воспитатель:
— Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает). Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.
Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
— Мы с клёнов…
— Мы с яблонь…
— Мы с вязов…
— Мы с вишен…
— С осинки…
— С черёмухи…
— С дуба…
— С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Воспитатель:
— Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукции русских художников. Само название картин говорит о том, какое время года изобразили на ней художники.
Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И. Михайлова
Воспитатель: Сейчас возьмем в руки кисти давайте потренируемся.
Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем, чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать дерево? Дети: коричневую. Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Воспитатель: Какую краску берём чтобы нарисовать листья? Дети: зеленые, жёлтые, оранжевые, красные.
Воспитатель: приступаем к работе.
Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.
1 . Рисуем небо. Используем кисть номер 4. Большими мазками наносим голубую краску с лево на право, направление мазка не меняем.
2 . Второй цвет желтый. Напоминаем детям направление мазка слево на право.
3. На следующем этапе нашей работы необходимо на нести ещё два цвета это оранжевый и коричневый. Напоминаем детям направление мазка не меняем с лево на право. Ждём несколько минут, когда краска высохнет.
4. На следующем этапе работы рисуем деревья кисть номер 1.
5. Рисуем листья разного цвета, жёлтые, зеленые, оранжевые, красные. (Листопад).
Воспитатель собирает все работы, и устраивает вернисаж из детских работ. Видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились вы были настоящими художниками.
Воспитатель: Что мы с вами рисовали
Дети: Золотую осень.
Воспитатель: Вам нравятся ваши работы? Дети: да.
Давайте похлопаем сами себе.
Молодцы!
infourok.ru
Конспект занятия по рисованию в старшей группе ДОУ «Разноцветная осень»
Цель занятия: изобразить многоцветие осенней природы, используя приём растекания красок по мокрой бумаге, учить детей видеть в цвете сюжет и акцентировать его.
Задачи конспекта:
- учить работать акварельными красками по мокрой бумаге;
- использовать в работе различные виды и техники мазков — примакивание, круговые движения, длинные, широкие плавные линии;
- развивать творческое воображение, увидев в цветовом пятне очертания знакомых предметов, объектов; выделять их из общей гаммы рисунка;
- передавать в работе пестроту осеннего наряда, доминирующие краски, подчеркнуть яркость и разнообразие природы;
- посредством красок передать своё настроение и чувства, пробуждаемые музыкой.
Средства и материалы: бумага для рисования (шершавая), краски « Акварель», палитра, кисти толстая и тонкая, музыка В.-А. Моцарта «Симфония №40», осенние листья.
Ход занятия
Сегодня мы не просто нарисуем осень, а сделаем её сами на бумаге. Думайте, это невозможно? Но на свете нет ничего невозможного. Можно сделать всё, что пожелаешь, главное, верить в это! И немного постараться.
(Включается музыка. Все листья подбрасываются вверх и медленно падают на землю).
Смотрите, какой листопад. И это только начало. Послушайте музыку (звучит «Симфония №40» В.-А. Моцарта). Что вы слышите? Звуки музыки волнующие и беспокойные, но в то же время, нежные и восхитительные.
Вот падают листья, как будто танцуют под музыку, то, поднимаясь в воздухе, то, падая на землю, тихо шуршат под ногами. А вот шумит дождь, капает по крышам, стучит в окна. Воет ветер, несёт листья по земле. С печальным криком улетают на юг птицы. Музыка завораживает и кружит, возьмите листья и покружитесь вместе с ней. (Дети подбирают листья и кружатся под музыку). Это замечательное произведение написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
А теперь мы сделаем осень на бумаге. (Включается музыка, дети начинают работать, музыка звучит до конца работы).
Возьмите толстую кисть, окуните в воду и стряхните на лист бумаги — идёт дождь, он стучит и капает, пока не заполнит весь лист. Тут поднялся ветер и закружил воду по листу (круговыми движениями из стороны в сторону дети размазывают воду). Ветер пригнал тучу (рисуют синей краской овал или круг вверху листа), из тучи полился дождь (тонким прикосновением рассыпаем по листу сверху вниз точки-дождинки).
Выглянуло солнышко, чтобы порадовать нас и сделать осень ярче, праздничнее (рисуем жёлтый круг), оно посылает свои лучи на землю (длинные, волнистые линии сверху от солнца вниз). А вот ветер поднял с земли листья — красные, жёлтые, зелёные, оранжевые, фиолетовые и всех возможных цветов (дети примакиванием рисуют разноцветные пятна). Ветер закружил их и поднял к самому небу (дети поднимают листы бумаги и по очереди опускают каждый край вниз, чтобы краска растеклась по бумаге в разных направлениях).
Теперь посмотрите, что у вас получилось, на первый взгляд кажется, что это просто разводы, но попытайтесь увидеть в этом что-то знакомое — очертания листьев, фигуру человека, животного, дерево, домик, скамейку, всё то, что подскажет вам воображение. ( Руководитель подходит по очереди к каждому и помогает подчеркнуть увиденное в рисунке).
Подведение итогов занятия по рисованию:
Какая яркая и красочная вышла у нас осень, вы настоящие мастера. И у каждого осень — особенная, не похожая на другую. Это потому, что каждый видит по-своему, и в природе не бывает ничего одинакового! Главное — не бояться быть непохожим и уметь рассказать или показать другим, каким ты видишь этот мир.
Давайте всем покажем, какая получилась у нас замечательная осень. (Устраивается выставка картин «Разноцветная осень»).
Котлобай О.
vscolu.ru
План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему « Осеннее дерево».
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему
« Осеннее дерево».
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию осенней природы, желание изображать деревья. Формировать умения создавать образ дерева по методу «Шаг за шагом», работать с алгоритмическими схемами; видеть и передавать в рисунке характерные особенности дерева, правильно рисовать его части; соблюдать последовательность создания образа. Развивать художественное видение особенностей строения и формы деревьев, их цветовой характеристики, индивидуальных признаков. Закреплять умения изображать дерево графическими материалами. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.
Средства: слегка затонированные листы бумаги, технологическая карта последовательности рисования дерева, цветные карандаши, картинки с изображением осенних деревьев разных пород.
Методы: практический, словесный, проблемные вопросы.
Способы: художественное слово, обсуждение, обследование, показ, индивидуальная работа, поощрения, рефлексия.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: экскурсия в парк, сквер; рассматривание различных деревьев, кустарников, их строения, формы, расцветки; проведение д/и.
Мотивация: приметы осени.
Рефлексия: итог занятия.
Ход проведения занятия:
Перед детьми несколько картин с изображением разных осенних деревьев. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их внимательно, читает стихотворение Г. Соренкова «Осенняя краса»:
Светит солнышко с небес.
С летом день прощается.
Мы идём в страну чудес
К осени-красавице.
Осень в сказочной красе
Скоро с нами встретится:
Лента жёлтая в косе
У березы светится,
Гроздья ягод у рябин —
Яркие фонарики.
В каждой ягодке рубин
Драгоценный маленький.
А у тоненьких осин
Осень — красок магазин.
Чудо-краски — разные.
Воспитатель:
— Ребята, на прогулке в осеннем парке мы с вами любовались красотой и разнообразием деревьев. Назовите, какие деревья вы запомнили? (Дуб, клён, осина, берёза, сосна, ель…) Какие деревья изображены на картинах, которые расположены перед вами? (Ответы детей.) Чем отличаются эти деревья друг от друга? (Формой кроны, толщиной ствола, расположением ветвей, формой и размерами листьев, высотой.)
— Скажите, как одним словом можно назвать деревья, покрытые листвой? (Лиственные.)
— Какие лиственные деревья вы знаете? (Тополь, берёза, клён, осина, дуб, липа…)
— Как одним словом можно определить все деревья покрытые хвоей? (Хвойные.)
— Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, пихта… Ответы детей воспитатель сопровождает показом изображений всех деревьев называемых детьми.)
— А теперь скажите, что общего у всех деревьев? Что у них есть? (Ствол, ветви, маленькие веточки, крона – листья или хвоя.)
— В основном какого цвета ствол у деревьев? (Коричневого.)
— А сейчас я вам предлагаю на время забыть, что вы дети, и превратиться в осенние листочки.
Физкультминутка: «Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Дети возвращаются на рабочие места.
Воспитатель:
— Так вот сегодня ребята, предлагаю нарисовать те деревья, которые вам больше всего понравились во время нашей прогулки по осеннему парку. Рисовать вы будете по технологической карте, которая лежит на каждом столе. Обратите внимание на последовательность изображения любого дерева, будь то берёза или ель, дуб или сосна.
— Что сначала надо изобразить? (Ствол.)
— На втором этапе что рисуем? (Ветви.)
— Куда растут ветви у лиственных деревьев? (Вверх.) А у хвойных? (В стороны.)
— После того как нарисуете ветви, что нужно изобразить? (Маленькие веточки.)
— Как они расположены на деревьях? (В разные стороны на больших ветвях.)
— Посмотрите внимательно на схему, что она вам подсказывает делать дальше? (Рисовать листья.)
— Какой последний этап, что делаем в конце? (Закрашиваем дерево цветными карандашами, создаем композицию.)
Дети приступают к работе. Воспитатель по ходу работы индивидуально напоминает детям о строении дерева, при необходимости предлагает помощь.
Готовые работы выставляются на стенд, анализируются.
Воспитатель:
Ну, что ребята, вы славно постарались. Посмотрите какой красивый парк образовался теперь и в нашей группе. Какие разные деревья в нем находятся. Зимой, когда все деревья будут стоять без листвы, если нам станет грустно, мы сможем вновь окунуться в красивую сказку осеннего леса, глядя на ваши работы.
nsportal.ru
План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ИЗО «Золотая Осень»
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Осень»
Для детей старшей группы
Программные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.
2. Учить передавать в рисунке цвета «осени».
3. Познакомить детей с картинами русских худлжников.
4. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.
Материалы для занятия:
— листы бумаги для рисования формат А-4
— гуашь, акварельные краски
— кисточки: № 2, № 5, № 8
— баночка с водой, салфетки
— заготовки листьев деревьев (не менее 5 видов )
Предварительная работа:
1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
2. Разучивание стихов об осени: М. Лесовая «Золотой дождь», Е.Трутнева «Осень, Л. Зимина «Осенние листья».
3. Беседы о приметах осени.
4. Загадывание загадок об осени.
5. Чтение коротких рассказов М. П Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки».
6. Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу».
Дидактические игры: «Осенние приметы», «С какого дерева лист», «Кленовый листочек».
7. Разучивание танца «Вальс осенних листьев».
Ход занятия.
Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень».
Воспитатель:
— Какое время года произвучало в музыке П.И Чайковского?
(ответы детей)
— Ребята, какая здесь осень? – поздняя или ранняя?
(ответы детей)
— Какой цвет у осени?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Ивана Бунина
«Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой……
Воспитатель: Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.
1-й ребёнок: «Осень»
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.
2-й ребёнок: «Октябрь уж наступил…»
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как называется осеннее явление, когда с деревьев падают листья? (ответы детей)
Воспитатель: Когда приходит время года «Осень», то можно увидеть как листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на золотой, красный, оранжевый, коричневый. Это происходит потому, что дерево готовится к зиме. Гуляя в парке, в лесу или просто идя по улице можно наблюдать такую картину, дует ветерок и наши листочки разлетаются в разные стороны.
Ребёнок:
На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей…
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала,
И снова надела наряд золотой!
Физкультминутка: «Рыжие белочки»
Листики падают,
Осень пришла. (Махи руками вверх — в стороны — вниз.)
Рыжие белочки,
Как у вас дела? (Наклоны вперед.)
— Мы набрали шишек
Для своих детишек. (Прыжки на месте.)
Листьев полное дупло —
Будет нам зимой тепло. (Повороты туловища влево-вправо.)
Листики падают,
Осень пришла. (Махи руками вверх — в стороны — вниз.)
Рыжие белочки,
Как у вас дела? (Приседания.)
— Насушили ягод,
Чтоб хватило на год. (Махи руками вверх — в стороны — вниз.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Осенний клад»
Ребёнок:
Падают с ветки желтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Воспитатель: — Ребята я буду вам загадывать загадки, а вы мне будете огадывать и говорить, что это.
Загадывание загадок:
1. Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
2. Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
4.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
5.Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
6. Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
Воспитатель: А скажите мне, какое дерево является символом нашей Родины?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, берёзка – наша белоствольная красавица.
Ребёнок:
«Берёзка»
В прозрачной синеве осенней
Берёзки золотая грусть.
Вокруг пожухла лета зелень,
Морозы скоро. Ну и пусть!
Прохладой тянет из долины,
Туман расплылся по земле.
Стоит берёзка средь равнины,
Росы слезинки на стволе.
Хрупка, нежна и беззащитна,
Живёт наперекор ветрам,
Спокойна, молчалива, скрытна,
Порой мудра не по летам….
Воспитатель: — Ребята, на наше занятие я принесла вам репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». Давайте её с вами рассмотрим.
Вопросы детям:
— Какое время года на ней изображено? Почему?
(ответы детей)
— Какие приметы осени вы здесь увидели?
(ответы детей)
Воспитатель: — Ребята, рассказать о нашей картине можно и в стихах. Послушайте как «Осень» описала поэт Элла Гоник.
Тихая осень явилась на землю неслышно,
Нас восхищая красой светлоокой небес,
Вновь в одеянии, и многоцветном, и пышном,
Как заиграл всеми жаркими красками лес!
Снова встречаем душою, улыбкой желанной
Всю несказанную прелесть чарующих дней,
Будет нам осень сиять красотой первозданной,
Мы и весною порой затоскуем о ней.
Воспитатель: Наблюдая за природой во время прогулки, мы можем видеть «Осень» как красивую пору. Она как художник придумывает свои наряды, сама решает каким цветом будет окрашено то, или иное дерево, куст.
Динамическая пауза:
«Осенью»
Слова педагога: Выполняемые движения:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели
Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели
В теплые края. Изображают улетающих птичек.
Практическая часть:
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: У вас на столах лежат разные листья, дубовые, кленовые, листья берёзки, рябины. Давайте мы их с вами разглядим.
Вопросы детям:
— Все ли листочки одинаковые?
— Чем они отличаются? (цвет, форма, величина)
(ответы детей)
Воспитатель:
Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники или это будет просто листочек «дубовый» или «берёзовый».
Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.
Итог.
Воспитатель: — Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть как листочки с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют вальс.
— Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень»
Анализ занятия.
1. Спросить у нескольких детей сумели ли они нарисовать осень?
2. Понравилось ли вам занятие?
3. Что мы рисовали?
4. Какой момент понравился?
5 Рассказать о своих рисунках.
6. Оформить выставку под названием «Золотая осень».
nsportal.ru
План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Осенний пейзаж»
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для старшего дошкольного возраста.
Тема: «Осенний пейзаж».
ПАСПОРТ
Тема: «Осенний пейзаж».
Предварительная работа.
Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.
Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.
Вид деятельности: Рисование.
Методические приемы: Рассмотреть с детьми детские рисунки, определить какими материалами они нарисованы; напомнить с чего надо рисовать пейзаж, как надо рисовать. Сюрпризный момент.
Литература:
1. И. В. Тюфанова. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников;
2. И. Г. Швайко, Занятие по изобразительной деятельности в детском саду.
3. Т. А. Копцева, Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная).
Музыка: Чайковский “Времена года”.
Цель:
1. Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
2. Научить детей видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции;
3. Научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы.
4. Научить детей нетрадиционному способу рисования «печатание листьями (цветами)».
5. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ.
7. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).
8. Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».
9. Учить красиво располагать изображение на листе.
10. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
11. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы, интерес к изобразительной деятельности.
Материал и оборудование
1. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».
2. Лист ватмана 60 на 40 см. с нарисованным фоном городского пейзажа.
3. Сухие листья и цветы.
4. Гуашь.
5. Поролоновые тампоны, ватные палочки, салфетки.
6. Рамка, мольберт.
7. Фрагменты аудиозаписи «Времена года, Осень» П.И. Чайковского.
8. Альбом с репродукциями пейзажей и альбом с репродукциями работ детей из серии «Родники прекрасного».
1 ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Ход занятия.
Дети: Заходят, приветствуют присутствующих в зале («Здравствуйте»)
Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. Давайте назовем все осенние месяцы (репродуктивный метод, прием повтора).
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как в старину называли сентябрь? (репродуктивный метод, прием повтора).
Дети: Сентябрь называли «запевалой осени»
Воспитатель: Дети, давайте отгадаем загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
Что это?
Дети: Это осенние листья
Воспитатель: Ребята, давайте по – рассуждаем. Мы с вами знаем, что существуют три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Как вы думаете, первая осень, — она какая? (словесный метод)
Дети:
-радостная, пышно убранная;
-красивая,
-богатая, урожайная;
-солнечная.
Воспитатель: Да, ребята, это все про сентябрь.
Воспитатель: Теперь давайте вспомним, как называли в народе ноябрь?
Дети: Октябрь называли «Листопадом»
Воспитатель: А как вы думаете, какая вторая осень?
Дети: Листья постепенно опадают. Чуть подует ветер, и они медленно кружась, опускаются на землю.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какого цвета бывают осенью листья?
Дети:
— желтые;
— желто-красные листья;
— А я видела бордовые листья;
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о третьей, поздней осени. Какая она, как вы думаете?
Дети:
— короткие дни;
— листья опали и лежат ковром;
— пасмурно и туманно,
— холодно,(а какое по ночам небо) звездное.
Воспитатель: А.С. Пушкин, наш любимый русский поэт, очень любил осень, вот послушайте его стихотворение: (чтение стихов)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лисов таинственная сень
С печальным шумом опадала.
Ложился на поля туман,
Гусей – печальный караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: А теперь снова загадка. Лес стал голый, не слышно птичьих голосов. Но не все птицы улетели в теплые края, в лесу осталась, угадайте кто: (рассуждение, загадки)
Удивляется луна:
Засветились 2 окна,
А за ними два крыла
Показались из дупла.
Тенью вылетела птица:
Ночью ей в дупле не спиться.
Если писк она услышит,
Плохо будет серой мыши.
Если птицу знаете.
Загадку отгадаете.
Дети: Сова.
Воспитатель: Правильно. Вот видите, какая разная осень!
Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что каждое время года красиво по-своему. О красоте осени писали поэты вот так (чтение стихов)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: – Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
(З. Федоровская)
Осенью
В саду пожелтели,
Осыпались клены,
И только скамейка
Осталась зеленой.
Стоит она в тихой аллейке,
И дождик
Стучит по скамейке.
А. Барто
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
Воспитатель: Но про осень писали не только поэты, но и художники. А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Почему поэт и художник назвали осень золотой?
Дети: Потому что листья желтые, похожи на золото.
Воспитатель: (искусствоведческий рассказ) Да, действительно, в середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.
– Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине? – предлагает педагог. Указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает:
– Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко-далеко от зрителя деревенские домики. Интересно, как сумел художник передать в картине такое большое пространство?
– Каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины – небольшие подготовительные рисунки. На картине Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья нарисовал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.
– Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? (У нее много оттенков.) Одинаков ли синий цвет неба и речки? (Тоже разные оттенки.)
– Вы знаете, дети, как различается цвет предметов, освещенных солнцем, и предметов, находящихся в тени. Поэтому художники смешивают краски, чтобы добиться нужного им оттенка каждого цвета. Скажите, каких красок больше на картине – ярких, светлых или темных? (Светлых и ярких.) Как вы думаете, можно ли назвать эту картину Левитана радостной? А если бы художник изобразил все то же самое: и рощу, и луг, и речку, но другими красками? Небо нарисовал бы в темно-серых тучах, воду в речке сделал бы тоже темной, листву на деревьях – мокрой, коричневой, траву на лугу – тускло-зеленой? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему нет? Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие, радость. Они видели осеннюю природу в жизни такой же красивой, а теперь снова увидят ее на картине. Итак, Левитан специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.
– Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины – пейзажами.
Воспитатель: Закончить первую часть нашего занятия, хочется следующими стихами: (чтение стихов)
Кто сказал, что осень
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.
Желтые листочки
В воздухе кружат.
По стеклу дождинки
Весело стучат.
Если светит солнышко,
Можно нам гулять:
Бегать, веселиться,
Прыгать и скакать.
Если туча хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
Дождик переждем.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Физминутка “ОСЕНЬ”.
Воспитатель:
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я?
Дети: поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.
Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз.
Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу.
Стоя прямо, пожимать плечами.
Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой.
Физминутка “ВО ДВОРЕ СТОИТ СОСНА”
Воспитатель:
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Дети: Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх, то же самое на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Дети идут на места.
2 ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Предварительная работа:
Воспитатель предлагает детям прослушать песню Гр. Гладкова и А. Кушнера «Песня о картинах». Обсуждение названий картин «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, какое сейчас время года? А чем осень отличается от зимы или от лета? Каковы ее приметы? (прием повторения)
Дети: листья желтеют, опадают; идут дожди, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Расскажите чем вам нравиться осень? Мне, например, нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.
А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно.
Творческая поисково-экспериментальная работа.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним что происходит осенью? Подойдите ко мне и посмотрите на рисунки. Что на них изображено?
Дети: осенние пейзажи.
Воспитатель: А с чего мы начнем рисовать наш осенний пейзаж? Подумайте, какая у вас будет осень? Грустная или радостная? А теперь садитесь за столы да давайте создадим свою волшебную осень.
Пейзаж – это значит изображение природы. Такой, какая она есть, или такой, какой ее сделал человек. А почему пейзаж осенний? Рисовать мы с вами будем осень, значит пейзаж у нас будет осенний.
Воспитатель: Давайте повторим это новое слово, чтобы лучше его запомнить. Посмотрите, вот уже и рамка готова для нашего осеннего пейзажа. А на листе бумаги я нарисовала фон.
Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по -волшебному. Поставлю я его на мольберт. Это такой специальный столик для рисования. Мольберт – постарайтесь запомнить это слово.
Воспитатель: Прежде чем приступим к рисованию, послушаем детей, которые специально для сегодняшнего занятия приготовили нам стихотворения о осени.(чтение стихов)
1 ребенок
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Вот и заглянул к нам в сад
Золотистым звоном.
2 ребенок
Осень все позолотила,
Золотое все кругом
И березы, и рябины
Золотым горят огнем.
3 ребенок
Полюбуйтесь — маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зеленый, мерит новый
Красный, желтый и лиловый.
Воспитатель: Замечательные стихи. Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Дети: Ветер
Воспитатель: Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Дети: Дождь.
Воспитатель: Правильно это дождь.
Воспитатель: Мы с вами прочитали много стихов об осени, разгадали все загадки. Пора приступать к рисованию. Но, прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, как изображают осень художники.
Дети: Подходят к выставке «Осенние пейзажи» и рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Репродукции каких картин не подходят к теме нашего вернисажа? Найдите две одинаковых репродукции.(Рассматривание)
Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в парке, когда идет дождь и дует сильный осенний ветер. В парке растет много разных деревьев, угадайте, какие деревья видела я, когда гуляла там (художественное слово).
Если дует ветерок,
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок …
Дети: Осины
Воспитатель:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Дети: Рябина
Воспитатель:
На дереве этом
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
Дети: Дуб, желуди.
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке?
Дети: Клен, береза, липа.
Воспитатель: Много деревьев вы знаете. Теперь давайте их наконец нарисуем, но помните, что все деревья отличаются друг от друга. (показывает собственные рисунки). Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.
Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.
Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев (использование образцов педагога).
Воспитатель: Мы с вами уже рисовали и осенний дождь, и сильный ветер, а сегодня все это объединим в одном рисунке. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем парке, и как они будут расположены на вашем рисунке.
Дети: Начинают рисовать. (Эвристический метод)
Воспитатель: Уточняет приемы рисования.
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Напоминает ребятам, кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы.
(Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.
Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.
Техника рисования тычком и жесткой кистью.
Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.
Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве).
Воспитатель: Поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью и т. д.
По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):
Воспитатель: А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.
Листик с дерева намажу
Снизу желтенькой я краской.
Сверху я его проглажу –
Выйдет дерево, как в сказке.
Так деревья рисовать –
Ничего нет проще.
Я могу наштамповать
Небольшую рощу.
Воспитатель: Ребята, попрошу вас обратить особое внимание на то, что листочки нужно намазывать снизу, там где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон, возле нарисованной ветки. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение (показ).
Воспитатель: Предлагает отдельным детям:
— Напечатать листик, сорванный ветром и упавший на землю.
— Напечатать «куст», на кусте ватной палочкой аккуратно нарисовать ягоды.
— Напечатать цветы на клумбе.
Воспитатель: Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза)»
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Давайте поставим ее на мольберт и полюбуемся.
Итог занятия:
1. Выставка и анализ детских работ
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле?
Дети: Волшебная.
Воспитатель: Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).
А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы (исследовательский).
2. Прощание
Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.
На этом наше занятие закончено, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть.
Примечание:
— Обращается внимание на разнообразие красок и красоту работ.
— Поскольку дети работали под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Во второй половине дня проводится слушание и обсуждение этой музыки.
nsportal.ru
Конспект занятия по рисованию на тему: «Осенние листья» (старшая группа)
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенние листья»
Задачи: Учить детей рисовать осенние листья, передавая форму и окраску. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения оттенков). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства. Поддерживать творческие проявления.
Предварительная работа: наблюдение за листопадом на прогулке. Сбор и рассматривание осенних листьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист?», «Найди свою пару». Чтение и разучивание стихотворений об осени. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов об осени.
Материалы и оборудование: акварельные краски, альбомного листа, палитры, кисти, стаканчики-непроливайки, простые карандаши, осенние сухие листья, дидактические игры «С какого дерева лист?», «Найди свою пару», аудиозапись «Осень» А Вивальди.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится.
(Стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»)
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко – желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Дети: В этом стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: а какие приметы осени вы знаете? Назовите.
Дети: (перечисляют приметы осени).
Воспитатель: К нам в группу пришла посылочка необычная. Давайте-ка посмотрим, что же в ней.
(Дети открывают коробку – в ней красивые осенние листочки)
Воспитатель: а давайте, ребята, поиграем с листочками. Игра называется «С какого дерева лист?». Я буду показывать вам лист, а вы называть с какого он дерева.
Воспитатель: Красивые листочки подарила нам осень. Давайте и мы попробуем нарисовать осенние листья.
(На столах у каждого акварельные краски, кисти, непроливайки, палитры, альбомные листы.)
На магнитной доске прикреплены разноцветные осенние листья.
Воспитатель: Обратите внимание на разнообразные оттенки, которые можно увидеть на листьях. Вот лист каштана похож на корону. Осень окрасила этот лист в желтый цвет как будто золотую корону. А этот лист клена, он напоминает ладошку с растопыренными пальцами. Для кленового листа осень припасла оранжево-желтую краску. Весь листок сначала раскрасила оранжевой краской, а потом смешала оранжевую и желтую.
Сначала листок рисуем простым карандашом. Наносим краску смешивая ее прямо на листочке по 2-3 цвета, так, чтобы краска сливалась одна в другую, образуя новое сочетание, новые оттенки. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы на рисунке листочки были как настоящие.
Самостоятельная деятельность детей.
(По ходу занятия воспитатель помогает детям выбрать верное цветосочетание)
Воспитатель: Какие красивые получились листочки. Давайте их рассмотрим и отметим лучшие. (Дети оценивают работы друг друга за аккуратность, за интересное цветовое решение)
Воспитатель: Молодцы! Все хорошо постарались. Давайте сейчас поиграем. Игра называется «Найди свою пару». Каждому из вас я раздам осенние листочки. Все они разного цвета, формы, но среди них найдется два одинаковых листочка. По моей команде вы будете бегать по группе, изображая осенний листопад. Как только я скажу: «1,2,3 – пару найди!» вы должны найти одинаковые листочки и образовать пару.
(Воспитатель под тихую осеннюю музыку А. Вивальди читает стихотворение)
Осень начинается,
Листья осыпаются.
И веселый хоровод,
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой,
Желтой, красной, золотой
1,2,3 – пару найди!
(Игра проводится 1-2 раза).
infourok.ru