Правила по русскому 8 класс – Все основные правила русского языка, 8 класс
Русский язык, 8 класс: уроки, тесты, задания
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
-
Основные единицы синтаксиса
-
Словосочетание
Простое предложение
Двусоставные предложения
-
Подлежащее
-
Сказуемое
-
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
-
Виды односоставных предложений
Простое осложнённое предложение
-
-
Предложения с обособленными членами
-
Предложения с вводными и вставными конструкциями
-
Предложения с обращением. Повторение темы
Предложение с чужой речью
-
Cпособы передачи чужой речи
www.yaklass.ru
Русский язык 8 класс
Представляем Вам подборку материалов по русскому языку для 8 класса общеобразовательной школы, для повторения и самостоятельного изучения онлайн.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
Простое предложение
Двусоставные предложения
Подлежащее
Сказуемое
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Простое осложнённое предложение
Предложение с чужой речью
Чужая речь. Прямая речь. Диалог
Косвенная речь. Цитирование
перейти к материалам 9 класса >>>
вернуться на страницу «Русский язык для школьников» >>>
Для улучшения успеваемости или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
Желаем Вам успехов!
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
- Русские тексты с аудио
- Диалоги на русском языке
- Видео на русском с субтитрами
- Упражнения по правильному произношению
- Русские скороговорки в аудио формате
- Общие фразы на русском
- Русские сленговые выражения
- Анекдоты на русском с переводом на английский
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
- Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)
Мы рекомендуем:
- Лучшие репетиторы по русскому
Самое необходимое из теории:
- Грамматика русского языка
Предлагаем пройти тесты онлайн:
- Тест на уровень владения русским
- Тест по лексике русского
- Тесты по грамматике русского
- Какой язык учить?
Рекомендуемые статьи и видео:
- Как успешно пройти собеседование на русском
- ТВ – средство изучения иностранного языка
- Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
- Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
- 5 правил успешного изучения языка
- Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
- Как улучшить беглость речи
- Видео: «Как улучшить произношение и понимание
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (8 класс) на тему: Памятка по русскому языку для 8 класса (таблицы и схемы)
Памятка 8 класс. Синтаксис.
Таблица № 1 Типы связи слов в словосочетаниях
Согласование | Управление | Примыкание |
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (изменяются оба слова). старый сарай (И.п.) старого сарая(Р.п.) старым сараем (Т.п.)
| Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (изменяется только главное слово). освоение глубин освоением глубин освоению глубин. | Зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу. настойчиво интересоваться; пришел поговорить; спал улыбаясь. !!!притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ Т.К. ЭТИ СЛОВОФОРМЫ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ: его портфель, ее сумка, их ребенок |
Таблица № 2 Способы выражения подлежащего
Имя сущ., прилаг. (в роли сущ.), местоим. в И.п. | Снег идет. Кто-то постучал. Бородатый оглянулся. |
Причастие в роли сущ. в И.п. | Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову. |
Неопределенная форма глагола. | Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное. |
Наречие | Твои завтра мне надоели. |
Междометие | По лесу разносилось «ау». |
Числительное | Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня. |
Фразеологизм | Семь пятниц на неделе у ленивого. У него золотые руки. |
Словосочетания | Брат с сестрой вернулись порознь. Прошло три года. У меня много работы. Несколько человек отошли в сторону. |
Союзным словом | Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе. |
Таблица № 3 СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное Составное глагольное (СГС) Составное именное (СИС)
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА + НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Глаголы со значением:
- начала (начать, начинать, стать) Я начал спускаться.
- конца (перестать, переставать, кончать, кончить) Он перестал повторять.
- продолжительности (продолжать) Учитель продолжал настаивать.
- желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)
- возможности действия (мочь, смочь, уметь, суметь)
Краткие прилагательные
должен, рад, готов, обязан, способен, намерен Я намерен бороться.
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (сущ., прилаг., числит. и др., кроме глагола)
Глаголы-связки:
- глагол БЫТЬ Я буду врачом.
- глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть. Она стала грустной. Здесь звуки взрывов казались громче.
Второстепенные члены предложения.
Таблица № 4 . Определение
Согласованное определение (согласование)
Форма | Примеры |
1. Полное прилагательное | Солнечный день; любимая книга; отцовы слова. |
2. Полное причастие | Выполненное дело; зеленеющий лес. |
3. Местоимение-прилагательное | Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума. |
4. Порядковое числительное | Первый день; во втором ряду. |
5. Числительное один | Одно перо; одна тетрадь. |
Несогласованное определение (управление, примыкание)
Форма | Примеры |
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога | Полёт лётчика; блузка в горошек; дама в шляпе; юбка складками; мебель из берёзы; аллея перед домом; баночка из-под крема. |
2. Инфинитив | Жажда познать; стремление увидеть. |
3. Наречие | Поворот налево; глаза навыкате. |
4. Прилагательное в сравнительной степени | Деревья поменьше; арбузы поспелее. |
5. Притяжательные местоимения его, её, их | Её брат; их забота. |
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным | Девушка с голубыми глазами; девушка высокого роста; человек большого ума. |
Таблица № 5 Дополнение.
Дополнение
(вопросы косвенных падежей)
Прямое Косвенное
1.Сущ., мест.в В.п. без предлога 1. В.п. с предлогом + все формы падежей
Пишу письмо Стираю бельё борьба за свободу отдал мне
2. Р.п.+ глагол с не 2.Инфинитив
Я не писал (чего?)письма Я прошу вас (о чем?)говорить
Ночь не принесла прохлады
3. Р.п. (обозначение части целого)
Налил несколько капель.
Таблица № 6 Обстоятельство
Примеры | Способы выражения обстоятельств: |
1.Звонко кукушка вдали куковала. | наречие |
2. Она изменилась до неузнаваемости. | сущ. с пред. |
3.Он работал не покладая рук. | фразеол. оборот |
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. | дееприч. оборот |
5. Я приехал повидать тебя. | инфинитив |
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. | сравнительный оборот |
7. И звуки полетят, красуясь и играя. | деепричастие |
Таблица № 7 Односоставное предложение.
Вид предложения | Форма выражения главного члена | Примеры |
Определенно — | 1-е(я,мы), 2-е (ты,вы) лицо ед. и мн.числа наст. и буд. времени и повелительного наклонения глагола | Делаю уроки. Решим задачу завтра |
Неопределенно — | 3-е (они) лицо мн. числа настоящего, будущего времени и мн. число прошедшего времени глагола | По радио передают (передавали) заявление ТАСС. |
Обобщенно — | 1-е, 2-е лицо ед. и мн. числа наст. и буд. времени и повелительного наклонения глагола; 3-е лицо мн. числа глагола. | Цыплят по осени считают. Любишь кататься — люби и саночки возить. |
Безличное | Безличный глагол; краткое страдательное причастие; слово НЕТ; слова категории состояния | Похолодало. Здесь накурено. Нет желания идти. Тепло в комнате. |
Назывное | Существительное в именительном падеже; сочетание имен, одно из которых имеете форму именительного падежа | Ночь. Горы Кавказа. Двенадцать часов. Золотая нива. |
Таблица № 8 Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится | |
1.Оба главных ч. п. (П-С) выражены сущ. или числ. в именит.падеже | Старание – залог успеха. Дважды два – четыре. Пятнадцать лет – пора мечтаний |
2. Оба главных члена предложения или один из них выражены инфинитивом | Сохранять природу – беречь Родину. Жить на Земле – большое счастье. |
3. Если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит. | Вдохновение – это залог успеха. Понять – значит простить. Книга – вот лучший советчик. |
Тире не ставится | |
1.Если подлежащее выражено личным местоимением | Он автор книги. Я честный человек. НО: при противопоставлении ТИРЕ СТАВИТСЯ Ты – хозяин, я – работник. |
2. Если перед сказуемым есть сравнительные союзы: как, словно, будто, точно, как будто. | Облака как причудливые фигуры. Озеро словно зеркало. Лес точно терем. Глаза будто вишни |
3. Если перед сказуемым имеется отрицание «НЕ» или слово «ЕСТЬ» | Дружба не услуга. Ветер не помеха для прогулки. Красота есть источник поэзии НО: при логическом подчёркивании и в пословицах ▬ СТАВИТСЯ Жизнь прожить – не поле перейти. (Посл.)
|
4. Если перед сказуемым есть вводное слово |
Геология, на мой взгляд, наука интересная |
5. Если перед сказуемым есть наречие, союз, частица (кроме это, вот, значит) | Декабрь лишь начало зимы. (Частица). Пихта тоже дерево смолистое. (Союз). Сергей теперь профессор.(Наречие). |
nsportal.ru
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему: Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс
ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Тип связи | Особенности | Способы выражения | Примеры |
Согласование | Зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. !!! При изменении главного слова изменяется и зависимое. | Главное слово: сущ., местоим. Зависимое слово: отвечает на вопрос КАКОЙ? — прил., прич., местоим., числит. | жаркий полдень удивленный взгляд мой ответ первый ученик |
Управление | Зависимое слово стоит в том падеже, который требуется главному. !!! При изменении главного слова зависимое остается неизменным. | Главное слово: глаг., сущ., прил. Зависимое слово: отвечает на падежные вопросы – сущ., мест., числит. | идти в школу дорога к дому |
Примыкание | Зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному только по смыслу | Главное слово: глаг., нареч., сущ., прил. Зависимое слово: неизменяемая часть речи – нареч., дееприч., н.ф. глагола. | бежать быстро уехал учиться сказал волнуясь |
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Отвечает на вопросы | Может быть выражено | Примеры | |
Подлежащее | Кто? Что? | сущ., местоим., числит., прил., глаг в н.ф., неделимыми сочетаниями, а также любой частью речи в роли сущ. | Лиса семерых волков проведет. Никто не судья в своем деле. Утопающий хватается за соломинку. Один в поле не воин. Жить – Родине служить. Мать с дочерью уехали отдыхать. |
Сказуемое | Что делает предмет? Что с ним происходит? Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой? | Глаг., сущ, прил. и другими частями речи | Наступила ночь. Вечер молчалив и тих. Что-то смутно чернеет впереди. Чтение – вот лучшее учение. |
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО
Сказуемое | ||
Простое глагольное | Составное | |
глагольное | именное | |
Выражается: 1) глаголом в одном из наклонений: Статные осины высоко лепечут над вами. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных. Ты бы помогла мне. 2) неделимым сочетанием: Наш Андрюша на уроке бил баклуши. 3) глагольным междометием: И с возом бух в канаву. | Выражается: 1) вспомог. глаголом + Н.Ф.глагола: Владимир начинал сильно беспокоиться. 2) кратк.прил.+Н.Ф.гл.: Он всегда был готов помочь друзьям. 3) нареч.+ Н.Ф.глагола: Работу надо выполнить к вечеру. 4) сущ.+ Н.Ф.глагола: Она сама была мастерица ткать кружева. | Выражается: глаголом-связкой (быть, казаться, являться, называться и др.) + любая именная часть речи (сущ., местоим., числит., прил., прич., нареч.): Быть может, волею небес я перестану быть поэтом. Мой дедушка – ветеран войны. (нулевая связка) |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Отвечает на вопросы | Особенности | Примеры | |
Дополнение | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | Бывает прямым и косвенным. (Прямое сочетается с сущ. в В.п. без предлога.) | Спорить с ними я не мог. Герой оказался в гуще событий. Я велел ямщику ехать. |
Определение | Какой? Который? Чей? | Бывает согласованным и несогласованным (согласованное – согласование, несогласованное – управление, примыкание). | Роняет лес багряный свой убор. Минуты перед боем – особые минуты. Пришла ей пора опомниться. |
Приложение (определение, выраженное существитель- ным) | Какой? Который? | Пишется через дефис, если и определяемое существительное, и приложение являются именами нарицательными | Мчится по сухой тропинке заяц-русак. Сейчас я читаю повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Река Кама впадает в Волгу. |
Обстоятельство | Где? Куда? Когда? Откуда? Как? Зачем? Почему? | Обозначает место, время, причину, цель, условие, уступку, образ и степень действия | Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. |
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Однородные | Неоднородные |
Каждое определение относится к одному определяемому слову: Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи. | Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся словосочетанию: В поселке построена новая телефонная станция. |
Выражены одной частью речи. Искл: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного: Слышались короткие, отрывистые свистки далекого соловья. | Сочетание качественного прилагательного с относительным или с местоимением, причастием, числительным: Первые настоящие морозы установились только в феврале. |
Между определениями можно вставить соединительный союз и: За рекой поднимались дубовые, (и) пихтовые леса. | Невозможно употребление с И: Высокие металлические мачты идут через тайгу. |
ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С главным членом – подлежащим | С главным членом — сказуемым | ||
назывные | определенно-личные | неопределенно-личные | безличные |
Подлежащее выражено сущ. в И.п. или сочетанием «числ.+ сущ.». Может употр. с частицей вот. | Сказуемое обозначает действие, совершаемое говорящим или собеседником; выражено глаголом 1-го или 2-го лица | Сказуемое обозначает действие, совершаемое каким-то неопределенным лицом; выражено глаголом 3-го л. мн.ч. или глаголом мн.ч. прош.вр и условного накл. | Не называется тот, кто производит действие. Сказуемое выражено: 1) безличным гл.; 2) безличной формой личного гл.; 3) Н.Ф. гл.; 4)кратк.страд.прич.; 5) катег.сост.; 6) словом нет; 7) сущ. в Р.п. с не или ни. |
Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Вот море, вот пермские дремучие леса | Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море. Давайте поработаем. Выберите себе книгу по вкусу. | В дверь стучат. Газеты приносят по утрам. Сообщили о резком похолодании. | Мне нездоровится. На улице холодно. Пахнет сеном над лугами. У меня нет линейки. На небе ни одлачка. |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая.
2) Запятая ставится между однородными членами, если они соединены
- одиночными противительными союзами;
- повторяющимися союзами;
- двойными союзами.
Сочинительные союзы | ||
Соединительные | Разделительные | Противительные |
одиночные: и, да(=и) повторяющиеся: и …, и…, и … ни …, ни … двойные: не только …, но и … как …, так и … | одиночные: а, но, да(=но), однако, зато, же | одиночные: или(иль), либо повторяющиеся: или …, или… либо …, либо … то …, то … не то …, не то … |
Например: 1. Дни стояли теплые и ласковые. 2. Ночью ветер злится да стучит в окно. 3. Нигде не видно ни воды, ни деревьев. 4. Она не только работала, но и училась. | Например: 1. Ученье без уменья не польза, а беда. 2. Мал золотник, да дорог. 3. На день рождения мне подарили небольшой, зато очень удобный велосипед. | Например: 1. В воскресенье мы поедем за город или пойдем в музей. 2. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. 3. Долго ль мне гулять по свету то в карете, то верхом? |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Условия обособления | Примеры | |
Определения | 1) распространённые согласованные определения, стоящие после определяемого слова | Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Ветер, холодный, пронизывающий, зависал на карме. Узорчатые края облаков, пушистые и лёгкие, изменялись с каждым мгновением. |
Приложение | 1) если они относятся к личному местоимению | Мы, ученики, бегали по коридорам школы. Весь мир радовался подвигу Юрия Гагарина – первого космонавта Земли. |
Обстоятельство | выделяется запятыми вне зависимости от положения в предложении; не выделяются запятыми фразеологизмы. | Снег шёл с самого утра, не переставая. Он трудился не покладая рук. |
Уточняющий член предложения | 1) обстоятельства места и времени, стоящие после уточняемого слова | В передней, в правом углу, стоял деревянный сундук. На поляне были все дикорастущие растения, кроме мать-и-мачехи. |
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Вводные слова – это слова, сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к тому, о чем говорит;
указывает на последовательность изложения;
указывает на источник сообщения.
Вводные слова грамматически не связаны ни с одним членом предложения.
Не путайте с вводными словами слова вдруг, как раз, все-таки, даже, ведь и др.!
Значение | Вводные слова | Примеры |
Различная степень уверенности | Конечно, несомненно, безусловно, разумеется, в самом деле и др. Наверное, кажется, пожалуй. Не правда ли и др. Очевидно, вероятно, видимо, может быть и др. Возможно, может, может быть, должно быть и др. | Несомненно, солнечные дни установились надолго. |
Различные чувства | К счастью, к радости, к удивлению, к изумлению, к несчастью, чего доброго, к огорчению, на беду, к ужасу, к моему стыду, нечего греха таить и др. | Дождь, к счастью, быстро закончился. |
Источник сообщения | По-моему, по-вашему, по словам …, по сообщению …, по сведениям …, по мнению … и др. | По сообщению газет, в праздничные дни погода обещает быть ясной. |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом, наконец, итак, значит, например, наоборот и др. | Во-первых, занятия спортом закаляют организм, во-вторых, воспитывают волю и, наконец, дисциплинируют человека. |
Замечания о способах оформления мыслей | Одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др. | Одним словом, все обошлось. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Схемы | Примеры |
«П,» — а. | «Очень хороший город, прекрасный город,» — отвечал Чичиков. |
«П!» — а. | «Право, останьтесь, Павел Иванович!» — сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. |
А: «П.» | Учитель сказал: «Ребята, будьте осторожны, переходя улицу.» |
А: «П?» | Я часто задавал себе вопрос: «В чем смысл человеческих подвигов?» |
«П, — а, — п.» | «Ну, матушка, — возразил Иван Кузьмич, — оставайся, коли ты на нашу крепость не надеешься.» |
«П, — а. – П.» | «Приходите вечером в плавательный бассейн, — сказал тренер. – Там продолжим тренировку.» |
«П! — а. – П.» | «Да ведь это школа! — радостно сказал шофер. — Здесь учительница живет.» |
«П? — а. – П.» | «Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха.» |
nsportal.ru
Справочник по русскому языку 5-9 классы
- ГДЗ
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 классы
Справочник по Русскому Языку за 5 класс
Справочник по Русскому Языку за 6 класс
Справочник по Русскому Языку за 7 класс
Справочник по Русскому Языку за 8-9 классы
Сразу хочется отметить удобный переход к нужному разделу. Не нужно листать книгу –достаточно выбрать нужный раздел и переход осуществляется нажатием соответствующей кнопки.
Содержательная часть справочников тоже на высоте. Информация подается блоками в форме таблиц. Все важные слова выделены красным цветом. К примеру, правило использования приставок «при» и «пре» подается не одним куском, а в удобной форме, с примерами и выделенными буквами и и е, чтобы наглядно показать в каких конкретных ситуация пишутся эти буквы. Информация в такой форме лучше усваиваются учениками.
Отдельно стоит отметить подачу материала, касающегося использования знаков препинания. Правила использования знаков сгруппированы в таблицах, а рядом приводятся удачные примеры. Например, правила использования запятых перед словом как. Ученики часто делают пунктуационные ошибки, не зная, когда ставиться запятая пред как. В учебнике в удобной форме подается правило по этой части, при этом красным выделяется ключевые его моменты.
Часто возникают проблемы со знаками препинаниями при прямой речи. В справочнике много внимания уделяется именно этому разделу. Множество удачных примеров помогают разобраться с правильной расстановкой знаков препинания при использовании прямой речи. Вообще, материал, касающийся пунктуации, подается в очень удобной форме, усвоить его не так уж и сложно.
Для пятиклассников материал подается в развернутой форме, с множеством примеров и в очень доходчивом стиле. Информация имеет четкую структуру, все ключевые моменты хорошо видны.
В целом, выполнены на должном уровне, заниматься по ним очень удобно, не нужно тратить лишнее время на уточнение деталей.
Обобщающие таблицы по русскому языку, 8 класс
ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Согласование
Зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
!!! При изменении главного слова изменяется и зависимое.
Главное слово: сущ., местоим.
Зависимое слово: отвечает на вопрос КАКОЙ? — прил., прич., местоим., числит.
жаркий полдень
удивленный взгляд
мой ответ
первый ученик
Управление
Зависимое слово стоит в том падеже, который требуется главному.
!!! При изменении главного слова зависимое остается неизменным.
Главное слово: глаг., сущ., прил.
Зависимое слово:
отвечает на падежные вопросы – сущ., мест., числит.
идти в школу
дорога к дому
Примыкание
Зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному только по смыслу
Главное слово: глаг., нареч., сущ., прил.
Зависимое слово: неизменяемая часть речи – нареч., дееприч., н.ф. глагола.
бежать быстро
уехал учиться
сказал волнуясь
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
глаг в н.ф.,
неделимыми сочетаниями,
а также любой частью речи в роли сущ.
Лиса семерых волков проведет.
Никто не судья в своем деле.
Утопающий хватается за соломинку.
Один в поле не воин.
Жить – Родине служить.
Мать с дочерью уехали отдыхать.
Сказуемое
Что делает предмет?
Что с ним происходит?
Какой он?
Каков он?
Что он такое?
Кто он такой?
Глаг., сущ, прил.
и другими частями речи
Наступила ночь.
Вечер молчалив и тих.
Что-то смутно чернеет впереди.
Чтение – вот лучшее учение.
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО
Простое глагольное
Составное
глагольное
именное
Выражается:
1) глаголом в одном из наклонений:
Статные осины высоко лепечут над вами.
Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных.
Ты бы помогла мне.
2) неделимым сочетанием:
Наш Андрюша на уроке бил баклуши.
3) глагольным междометием:
И с возом бух в канаву.
Выражается:
1) вспомог. глаголом + Н.Ф.глагола:Владимир начинал сильно беспокоиться.
2) кратк.прил.+Н.Ф.гл.:
Он всегда был готов помочь друзьям.
3) нареч.+ Н.Ф.глагола:
Работу надо выполнить к вечеру.
4) сущ.+ Н.Ф.глагола:
Она сама была мастерица ткать кружева.
Выражается:
глаголом-связкой (быть, казаться, являться, называться и др.) + любая именная часть речи (сущ., местоим., числит., прил., прич., нареч.):
Быть может, волею небес я перестану быть поэтом.
Мой дедушка – ветеран войны. (нулевая связка)
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Отвечаетна вопросы
Особенности
Примеры
Дополнение
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
Бывает прямым и косвенным.
(Прямое сочетается с сущ. в В.п. без предлога.)
Спорить с ними я не мог.
Герой оказался в гуще событий.
Я велел ямщику ехать.
Определение
Какой?
Который?
Чей?
Бывает согласованным и несогласованным
(согласованное – согласование, несогласованное – управление, примыкание).
Роняет лес багряный свой убор.
Минуты перед боем – особые минуты.
Пришла ей пора опомниться.
Приложение
(определение, выраженное
существитель-
ным)
Какой?
Который?
Пишется через дефис, если и определяемое существительное, и приложение являются именами нарицательными
Мчится по сухой тропинке заяц-русак.
Сейчас я читаю повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Река Кама впадает в Волгу.
Обстоятельство
Где?
Куда?
Когда? Откуда?
Как?
Зачем? Почему?
Обозначает место, время, причину, цель, условие, уступку, образ и степень действия
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Неоднородные
Каждое определение относится к одному определяемому слову:
Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи.
Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся словосочетанию:
В поселке построена новая телефонная станция.
Выражены одной частью речи. Искл: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного:
Слышались короткие, отрывистые свистки далекого соловья.
Сочетание качественного прилагательного с относительным или с местоимением, причастием, числительным:
Первые настоящие морозы установились только в феврале.
Между определениями можно вставить соединительный союз и:
За рекой поднимались дубовые, (и) пихтовые леса.
Невозможно употребление с И:
Высокие металлические мачты идут через тайгу.
ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С главным членом – подлежащимС главным членом — сказуемым
назывные
определенно-личные
неопределенно-личные
безличные
Подлежащее выражено сущ. в И.п. или сочетанием
«числ.+ сущ.».
Может употр. с частицей вот.
Сказуемое обозначает действие, совершаемое говорящим или собеседником; выражено глаголом 1-го или 2-го лица
Сказуемое обозначает действие, совершаемое каким-то неопределенным лицом; выражено глаголом 3-го л. мн.ч. или глаголом мн.ч. прош.вр и условного накл.
Не называется тот, кто производит действие.
Сказуемое выражено:
1) безличным гл.;
2) безличной формой личного гл.;
3) Н.Ф. гл.;
4)кратк.страд.прич.;
5) катег.сост.;
6) словом нет;
7) сущ. в Р.п. с не или ни.
Псковская земля.
Мелколесье.
Валуны.
Голубые озерца льна.
Вот море, вот пермские дремучие леса
Люблю грозу в начале мая.
Уходим завтра в море.
Давайте поработаем.
Выберите себе книгу по вкусу.
В дверь стучат.
Газеты приносят по утрам.
Сообщили о резком похолодании.
Мне нездоровится.
На улице холодно.
Пахнет сеном над лугами.
У меня нет линейки.
На небе ни одлачка.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая.
2) Запятая ставится между однородными членами, если они соединены
одиночными противительными союзами;
повторяющимися союзами;
двойными союзами.
и, да(=и)
повторяющиеся:
и …, и…, и …
ни …, ни …
двойные:
не только …, но и …
как …, так и …
одиночные:
а, но, да(=но), однако, зато, же
одиночные:
или(иль), либо
повторяющиеся:
или …, или…
либо …, либо …
то …, то …
не то …, не то …
Например:
1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно.
3. Нигде не видно ни воды, ни деревьев.
4. Она не только работала, но и училась.
Например:
1. Ученье без уменья не польза, а беда.
2. Мал золотник, да дорог.
3. На день рождения мне подарили небольшой, зато очень удобный велосипед.
Например:
1. В воскресенье мы поедем за город или пойдем в музей.
2. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
3. Долго ль мне гулять по свету то в карете, то верхом?
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.Ветер, холодный, пронизывающий, зависал на карме. Узорчатые края облаков, пушистые и лёгкие, изменялись с каждым мгновением.
Мы шли под дождём; мелкий и холодный, он иголками колол лицо
Приложение
1) если они относятся к личному местоимению
2) если они стоят после определяемого существительного
3) если относятся к имени собственному и стоят после него
4) если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение (потому что был …)
Мы, ученики, бегали по коридорам школы.
Землю кропит мелкий дождь, предвестник осени.
Весь мир радовался подвигу Юрия Гагарина – первого космонавта Земли.
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении.
Обстоятельство
выделяется запятыми вне зависимости от положения в предложении;
не выделяются запятыми фразеологизмы.
Снег шёл с самого утра, не переставая.
Он трудился не покладая рук.
Уточняющий член предложения
1) обстоятельства места и времени, стоящие после уточняемого слова
2) обстоятельства или дополнения с предлогами несмотря на, например, кроме, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.
В передней, в правом углу, стоял деревянный сундук.
На поляне были все дикорастущие растения, кроме мать-и-мачехи.
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Вводные слова – это слова, сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к тому, о чем говорит;
указывает на последовательность изложения;
указывает на источник сообщения.
Вводные слова грамматически не связаны ни с одним членом предложения.
Не путайте с вводными словами слова вдруг, как раз, все-таки, даже, ведь и др.!
ЗначениеВводные слова
Примеры
Различная степень уверенности
Конечно, несомненно, безусловно, разумеется, в самом деле и др.
Наверное, кажется, пожалуй. Не правда ли и др.
Очевидно, вероятно, видимо, может быть и др.
Возможно, может, может быть, должно быть и др.
Несомненно, солнечные дни установились надолго.
Различные чувства
К счастью, к радости, к удивлению, к изумлению, к несчастью, чего доброго, к огорчению, на беду, к ужасу, к моему стыду, нечего греха таить и др.
Дождь, к счастью, быстро закончился.
Источник сообщения
По-моему, по-вашему, по словам …, по сообщению …, по сведениям …, по мнению … и др.
По сообщению газет, в праздничные дни погода обещает быть ясной.
Порядок мыслей и их связь
Во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом, наконец, итак, значит, например, наоборот и др.
Во-первых, занятия спортом закаляют организм, во-вторых, воспитывают волю и, наконец, дисциплинируют человека.
Замечания о способах оформления мыслей
Одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др.
Одним словом, все обошлось.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
«П!» — а.
«Право, останьтесь, Павел Иванович!» — сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо.
А: «П.»
Учитель сказал: «Ребята, будьте осторожны, переходя улицу.»
А: «П?»
Я часто задавал себе вопрос: «В чем смысл человеческих подвигов?»
«П, — а, — п.»
«Ну, матушка, — возразил Иван Кузьмич, — оставайся, коли ты на нашу крепость не надеешься.»
«П, — а. – П.»
«Приходите вечером в плавательный бассейн, — сказал тренер. – Там продолжим тренировку.»
«П! — а. – П.»
«Да ведь это школа! — радостно сказал шофер. — Здесь учительница живет.»
«П? — а. – П.»
«Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха.»
infourok.ru
«Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 8 класс» — описание книги | УзороваВсеОснПравРусЯз
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Жалобная книга
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
ast.ru