cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока гласный звук ы буква ы – Конспект урока по обучению грамоте » Звук ы, буква Ы » ( 1 класс)

Конспект урока по обучению грамоте » Звук ы, буква Ы » ( 1 класс)

08.10.14. Урок « Обученние грамоте»

Тема: Звук Ы, гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Упражнение в чтении.

Цель: познакомить учащихся с гласным звуком Ы и буквой Ы.

Задачи:

  1. Развивать речь, логическое мышление.

  2. Формировать умение определять , выделять звук Ы из речи.

  3. Развивать фонематический слух.

Ход урока:

1 Организационный момент:

-Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.

-Сегодня к нам на урок пришли гости: воспитатели детских садов, педагоги других школ. Кто узнал своих знакомых, помашите рукой. А теперь поздоровайтесь, как научились в школе.

Сели красиво.

2 Повторение пройденного материала.

-Всё, что мы произносим, это- ( речь)

-Речь бывает устной и письменной.

-Какие органы участвуют в устной речи ( язык, уши)

-Какие органы участвуют в письменной речи ( глаза, руки)

-Из чего состоит наша речь? ( из звуков)

-Из звуков складываем слоги, из слогов слова, из слов предложения, из предложений текст.

-На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

-Гласные бывают … (ударные и безударные)

-Согласные … (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

-Какие звонкие согласные звуки изучили? (Р,Г)

-Какие глухие согласные звуки изучили? (П,Т)

-От чего зависит твёрдость и мягкость согласного ? ( от того, какой гласный звук после согласного)

Какие гласные изучили? ( А, О, И)

— Какие гласные делают согласные твёрдыми? (А,О)

— Какие гласные делают согласные мягкими? (И)

Задание: на доске гласные и согласные, составьте слоги. В один столбик с твёрдыми согласными, во второй с мягкими согласными. А тётушка Сова посмотрит.

— Назови слоги.

-Доскажи слово. ( учитель показывает на слоги, дети договаривают слова)

Физкультминутка. Дети сами проводят.

4 Знакомство с новым материалом.

Отгадайте загадку:

— Жёлтый, круглый, весь из дыр,

Любят мыши вкусный…. (сыр)

-Сколько гласных в этом звуке? Один

— Какой? (Ы) Что о нём можете сказать? (гласный)

— Назовите тему урока. Что сегодня можем узнать? ( дети высказывают предположения, открываем шторку на доске — проверяем предположения)

— Звук ы обозначается буквой Ы.

— Что напоминает буква Ы?

-Вот топор , полено рядом ,

получилось то, что надо,

Получилась буква Ы

все мы знать её должны.

— Откройте тетради, найдите точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове СЫР.

— Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.

— Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. Где место Ы в слове сыр? ( в середине)

-Отгадайте ещё одну загадку:

-Ну и кошка, вот так кошка,

Даже страх берёт немножко,

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. ( РЫСЬ)

-Сколько гласных в этом звуке? Один

— Какой? (Ы)

— Отступите 2 клеточки, поставьте точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове Рысь.

— Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.

— Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. В каком месте слова Ы? ( в середине)

— Сколько слогов в слове СЫР, в слове РЫСЬ (один)

— Надо ставить ударение? (нет)

-Что делает звук ы с согласными? ( делает их твёрдыми)

5. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 44.

— Посмотрите на звуковичка, что надо сделать ? ( раскрасит тапочки в красный цвет)

— Почему ( он гласный), раскрасьте.

— Найдите 3 столбик слогов. Поставьте пальчик. Читаем хором. Теперь девочки. Теперь мальчики.

— Что делает ы с согласными? ( делает их твёрдыми)

— Рассмотрите картинки. Назовите Слово, которое обозначает женское украшение. (бусы)

-Раскрасьте звуки цветом. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. В каком месте слова буква Ы?

— Назовите слово, которое обозначает возвышенность над местностью.(горы)

— Расставьте звуки цветом, на слоги, ударение. На каком месте в слове стоит звук Ы?

— А есть слова, которые начинаются на Ы? (нет)

— Мы услыхали от Совы , что нету слов на букву Ы.

— А помогут нам про это узнать книги, которые называются СЛОВАРИ. На переменке полистайте, поищите слова на Ы. Если найдёте, то скажете.

Физкультминутка.

Дилы-дилы-дилы-дилы появились…… крокодилы

Афы-афы-афы-афы жуют листики ……жирафы

Ны-ны-ны-ны водой брызгают …… слоны.

Яны-яны-яны яны – по веткам скачут…. обезьяны.

Что объединяет все эти слова?

6. Наблюдение над ед. и мн. числом.

-А что же обозначает ы в конце слова?

-Прочитайте пару слов ниже на странице. ( один предмет- много предметов)

В корзиночке. Назвать один предмет, много предметов. Игра наоборот.

— Посмотрите в классе и назовите предметы во множественном числе, чтобы заканчивались на Ы. ( Шары, Хризантемы, вазы, глобусы)

Игра « Найди пару»: Лиса ( лисы), парты ( парта), олень, матрёшка, столы, книга, окно, бревно.

Всегда ли слова во мн. числе заканчиваются на Ы на какие гласные? (а, и)

7. Работа с текстом Николая Сладкова « Лесная хатка».

8. Итог урока.

— Что нового узнали ?

— В словах , обозначающих много предметов, какие гласные на конце слова могут быть.?

— Бывают слова , которые начинаются на Ы?

— Что у меня коробочка. Мн. число? В коробочке\ конфета, а мн. число? На конце слова Ы. Всем спасибо за работу.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Гласный звук [ы], буква ы»

2.10.2013 Технологическая карта. Урок 19

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

СЛАЙДЫ 2-4

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка

1.-Повторение изученных букв.

2.– Как жужжит пчела, шмель?

– Как звенит комарик?

– Как пыхтит тесто?

– «Надуйте» воздушный шарик.

– Как шарик выпускает воздух?

– Как шипит змея?

– Ж-ж-ж…

– З-з-з…

– Пых-пых-пых!

– Ф-ф-ф…

– С-с-с…

– Ш-ш-ш…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

СЛАЙД 5

( показ одного шара и несколь-ко шаров)

– Что у меня в левой руке?

— В правой руке?

– Установите сходство и различие слов: шар, шары.

– Произнесите слова: шар, шары.

Чем второе слово отличается от первого?

-Что будем изучать на уроке?

Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы.

Рассматривают шары.

– Шар.

– Шары.

– Сходство: один
и тот же предмет; различие: количество предметов.

– Звук [ы]

Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33)

Фронтальная. Словесный, практический.

Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 6

– Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ.

– Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук.

Слого-звуковой анализ слов шар, шары.

Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод

Выделяют звук [ы]
в процессе слого-звукового анализа.

Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный

слого-звуковой анализ

2. Знакомство
с буквой ы

СЛАЙД 7-8

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

СЛАЙД 9

– Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы

Все мы знать ее должны.

– Найдите букву ы на «ленте букв».

– На что похожа буква ы?

– Выложите букву ы из прово-локи.

Находят букву ы на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву ы

Находят букву ы
на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа с рисунком (учебник,
с. 32)

СЛАЙД 10

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа
с рисунком

– Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы].

– Мыши, сыр, часы

Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32)

– Что вы узнали о ней?

– Прочитайте стихотворение
В. Берестова (с. 33)

– Найдите слоги со звуком [ы].

– Дома выучите стихотворение

– Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука.

– ны, -ры, -вы.

Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву
в тексте

2. Работа с пословицей

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

– Какие обязанности есть у ученика?

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд.

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках,

Пойдем мягко, как лисята.

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Ёжик сладко потянулся,

Наконец-таки проснулся.

Захотелось поиграть

Всех ребят пересчитать

Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

СЛАЙДЫ 11-12

СЛАЙД 13

1.-Как произносим согласный с Ы?

– Где на «ленте букв» располо-жена буква ы?

-Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы
на «ленте букв».

Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы]

Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы]

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понрави-лось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

doc4web.ru

Гласный звук [ы], буква ы.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

СЛАЙДЫ 2-4

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка

1.-Повторение изученных букв.

2.– Как жужжит пчела, шмель?

– Как звенит комарик?

– Как пыхтит тесто?

– «Надуйте» воздушный шарик.

– Как шарик выпускает воздух?

– Как шипит змея?

– Ж-ж-ж…

– З-з-з…

– Пых-пых-пых!

– Ф-ф-ф…

– С-с-с…

– Ш-ш-ш…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

СЛАЙД 5

( показ одного шара и несколь-ко шаров)

– Что у меня в левой руке?

— В правой руке?

– Установите сходство и различие слов: шар, шары.

– Произнесите слова: шар, шары.

Чем второе слово отличается от первого?

-Что будем изучать на уроке?

Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы.

Рассматривают шары.

– Шар.

– Шары.

– Сходство: один
и тот же предмет; различие: количество предметов.

– Звук [ы]

Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33)

Фронтальная. Словесный, практический.

Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 6

– Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ.

– Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук.

Слого-звуковой анализ слов шар, шары.

Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод

Выделяют звук [ы]
в процессе слого-звукового анализа.

Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный

слого-звуковой анализ

2. Знакомство
с буквой ы

СЛАЙД 7-8

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

СЛАЙД 9

– Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы

Все мы знать ее должны.

– Найдите букву ы на «ленте букв».

– На что похожа буква ы?

– Выложите букву ы из прово-локи.

Находят букву ы на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву ы

Находят букву ы
на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа с рисунком (учебник,
с. 32)

СЛАЙД 10

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа
с рисунком

– Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы].

– Мыши, сыр, часы

Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32)

– Что вы узнали о ней?

– Прочитайте стихотворение
В. Берестова (с. 33)

– Найдите слоги со звуком [ы].

– Дома выучите стихотворение

– Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука.

– ны, -ры, -вы.

Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву
в тексте

2. Работа с пословицей

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

– Какие обязанности есть у ученика?

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд.

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках,

Пойдем мягко, как лисята.

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Ёжик сладко потянулся,

Наконец-таки проснулся.

Захотелось поиграть

Всех ребят пересчитать

Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

СЛАЙДЫ 11-12

СЛАЙД 13

1.-Как произносим согласный с Ы?

– Где на «ленте букв» располо-жена буква ы?

-Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы
на «ленте букв».

Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы]

Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы]

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понрави-лось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по обучению грамоте на тему» Гласный звук [ ы], буква ы.»

Разработка урока

Криворучко Наталья Анатольевна

Урок обучения грамоте

Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Упражнения в чтении и письме.

Урок обучения грамоте.

Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Упражнения в чтении и письме.

Цели: формировать умение выделять звук [ы] в речи, умение слышать и слушать, писать букву ы ; развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами и слогами с буквой ы ; воспитывать культуру поведения при работе у доски и на местах.

Оборудование: предметные картинки, модели звуков, образцы печатной и прописной буквы ы, плакат с проектом « Город звуков и Букв».

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Если я произнесу слово, начинающееся

с гласного звука, то присядут девочки.

С согласного — мальчики. ( Ослик, тигр)

-Умницы!

-Молодцы!

Приветствие учителя, самоорганизация.

Садятся девочки

Садятся мальчики.

II. Повторен6ие изученного

1. Чтение слогов по таблице на доске

га, го, ги, па, та, ра, то, по, ро, ри, ти(Такие же слоги на с.44 в учебнике)

Прочитайте слоги.

Дети читают слоги.

2. Работа со схемами — « человечками»

Назовите согласные звуки, которые вы услышали в этих слогах.

[г], [п], [т], [р]

Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко?

Перед [и]

А перед какими твёрдо?

Перед [а], [о]

Возьмите схему – человечка, обозначающего гласный звук [и] и покажите где он живет в « Городе звуков и букв.»

Берёт схему – « человечка» и прикрепляет на плакате к району Гласных букв.

Возьмите любую схему-«человечка», обозначающую согласные звуки и букву

и поселите его в домик.

Берёт схему-«человечка» и прикрепляет на плакате к улице Согласных.

III.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Побуждающий диалог- постановка проблемы.

Диалог с учителем.

На доске неоформленная схема- «человечек»

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать.

Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытие» новых знаний? Почему?

Урок «открытия» новых знаний так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.

Что же мы сегодня будем « открывать»?

Новый звук и новую букву.

Проведение звуковой разминки.

Проговаривание звуков.

Какой звук издает тесто, когда поднимается?

( пы-ы х – пых )

Какой звук слышим в середине слога?

[ы]

Подведение к формулированию темы.

Формулирование темы.

Проживает ли такой звук в нашем «городе букв и звуков»?

Нет

На доске висит проект «Город Звуков и Букв»

Сформулируйте тему нашего урока.

Звук [ы] , буква ы.

Каковы задачи нашего урока?

Узнать всё про новый звук, новую букву. (Белый кружок)

Чему должны научиться?

Научиться писать строчную букву ы.(Жёлтый кружок)

Научиться читать слоги с буквой ы.(Синий кружок)

( Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока.)

IV. Выдвижение версий.

Может быть, кто-то из вас уже догадался, в каком районе « гласных или согласных» будет проживать этот звук?

Выдвигают версии.

V. Актуализация знаний.

Побуждающий диалог.

Диалог с учителем.

Нам нужно узнать всё про этот звук [ы]. Что мы сначала должны выяснить?

Гласный он или согласный.

VI. Поиск решения проблемы – « открытие» нового знания.

Знакомство со звуком [ы].

Предлагает рассмотреть рисунок (с. 46) Что вы видите? Назовите предметы, что общего в этих словах. Что видите на 1 картинке? Давайте начертим схему слова.

[ы]

Это сыр.

Чертят схему

Сколько гласных звуков в этом слове?

Один [ы]

Сколько слогов?

Один.

Докажите, что [ы] гласный.

Можно пропеть. Голос не встречает преград.

Руководство коллективной работой.

Открывают тетради для печатания и вычерчивают схему.

Обозначьте этот гласный звук на схеме. Надо ли обозначать ударение?

Нет —————————

Расскажите о звуке [ы]

Звук [ы] гласный, может быть ударным.

Знакомство с буквой ы.

А какой значок нам поможет увидеть звук [ы]?

Буква ы.

Посмотрите на неё. Что напоминает вам эта буква?

Предположения учащихся. Дети рассказывают стихи:

Вот топор, полено рядом —

Получилось то, что надо .

Получилась буква ы,

Все мы знать её должны.

( Кравцова.)

Бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, — увы!

Где место буквы ы в слове сыр?

В середине.

Обозначим на схеме.

___________Ы________

На какой улице мы поселим нашего нового жителя в « Городе звуков и букв»?

В районе гласных, в домике с красной крышей.

Как же мы должны одеть «человечка»? Перед вами схема «человечка», оденьте его вдвоем. Поселите его в город.

Раскрасить красным цветом башмаки.

Мы решили с вами первую задачу (познакомиться со звуком [ы] и буквой ы)? (Убирает белый кружок.)

Да

VII. Физминутка.

Буратино шёл, шёл, шёл. Азбуку нашёл. Потянулся, развернулся и в школу пошёл.

VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Организация работы по чтению слогов.

Чтение слогов.

( Ваша задача – научиться читать слоги с буквой ы.)

а) подготовьтесь читать слоги.

б) прочтите их вслух по одному.

в) прочитаем хором. ИГРА

а) чтение слогов про себя

б) чтение слогов вслух

в) чтение слогов хором

Договорите каждый слог до целого слова.

г) участие в игре «Доскажи словечко».

Как произносятся согласные звуки перед [ы]?

Твёрдо.

Вы научились читать слоги? Справились с задачей? (Убирает синий кружок)

Да.

Анализ и написание буквы ы и слогов с нею.

а) Сравнение письменной и печатной буквы.

Почему в букваре в левом верхнем углу написано две буквы ы ?

Одна – печатная, другая письменная.

Наша задача научиться писать строчную букву ы.

б) Графический анализ буквы

б)Графический анализ буквы

Из скольких частей состоит буква, какие это элементы?

Из двух: крючок и короткая палочка с закруглением внизу.

Запишите их.

Пишут элементы.

в) Показ написания буквы учителем с комментированием. Напишите букву Ы на ладони.

Учащиеся смотрят и слушают. «Пишут» на ладони.

г)Обведите букву ы на табло.

Дети обводят ы на табло.

д) Напишите букву ы.

Запись буквы на 3 строке.

е) Сравнение букв ы и и.

Какие элементы одинаковые в этих буквах?

Короткая палочка с закруглением внизу и вправо.

Откуда начинают писать эти буквы?

Сверху.

Запишите слоги с буквой Ы

Пишут ы, и, слоги

Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? (Убирают жёлтый кружок)

Да.

IХ. Резервный материал.

Чтение пар слов в букваре (с. 46)

Запись слогов с буквой ы.

X. Подведение итога урока. Рефлексия. Самооценка

С какой буквой познакомились на уроке? Какой звук она обозначает?

С буквой ы.

Гласный

Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Нарисуйте эту оценку на обратной стороне листочка.

Рисуют сигналы. (Смайлики).

На столе у вас бумажная полоска, а на ней написан ряд букв. Красным карандашом обведите в кружок букву Ы. Поменяйтесь листочком с соседом, если правильно обведена буква Ы, то подчеркните ручкой, а если нет – обведите в кружок.

Дети красным карандашом обводят букву Ы, затем обмениваются листочками и проверяют.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Звук и буква ы»

Грамота

Дата:15.10.15г.

Тема: Звук и буква ы. Письмо буквы ы. Цели урока: знакомство с новым звуком и буквой; развитие речи учащихся, мышления, логики, развитие мелких мышц руки; воспитание бережного отношения к учебным материалам.

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Актуализация опорных знаний

-На какие 2 группы делятся буквы в алфавите.

-Чем отличаются звуки от букв?

-Из чего состоит предложение? Что такое предложение?

-Давайте составим предложения:

осень, птица, юг;

мама, магазин, молоко;

Марина, книга, школа.

III. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы

1. Загадки

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Под полом таится,
Кошки боится.

Что любит мышка?

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.

2. Работа над выделением звука

– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо
Получилась буква Ы
Все вы знать её должны

3. Работа с рисунками

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим этот гласный звук на схеме.

– Дайте характеристику.

– Характеристика других звуков.

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим эти гласные звуки на схеме.

– Характеристика.

– Характеристика других звуков.

– Ударение.

ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

IV. Работа по «Букварю»

Чтение слогов.

ыа
аы
оы
ыо
аыи
ыао
ыои

ыр
ыг
ыт
ып
ры
гы
ты
пы

рыр
гыг
тыт
пып
тры
пры
рып

– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

– А какой гласный звук дает мягкость согласного?

VI. Первичное закрепление

– Кто это? (Мышь.)

– Какие звуки произносит мышка?

– А человек?

– А еще на какие две группы можно разбить наши звуки?

– Гласные?

– Согласные?

– Дать характеристику.

1. Чтение пар слов

– Что такое тропа? (Небольшая дорога.)

– Чем различаются эти слова? (Тропа – это одна, тропы – это много.)

– Какой буквой заканчиваются слова, обозначающие один предмет?

– А слова, обозначающие много предметов?

– Первое слово обозначает один предмет, т.е. стоит в ед.ч.

– А второе слово обозначает много предметов, т.е. стоит во мн.ч.

2. Составление предложений со словами

парта – парты

торт – торты

– Прочитайте еще раз слова, которые обозначают много предметов.

– Какие буквы стоят в словах множественного числа на конце? (ы и)

– Подчеркните их.

Физкультминутка

Работа в Прописи №1

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

– Давайте напечатаем эту букву:

ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

– Вспомните и назовите слово с буквой ы.

Игра “Найди пару”

Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи, окно.

VII. Итог урока

-С какой буквой познакомились. Почему поместили букву Ы на красный фон ленты букв?

– Назовите все изученные гласные звуки.

– Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко, а перед какими твердо?

– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

– Приведите примеры.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока русского языка (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте по теме: «Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]»

Урок      Обучения грамоте    1 класс

Тема: Буква ы,  обозначающая гласный звук [ ы] (Слайд 1)

Цели:

1. Образовательные: 

  1. Познакомить с буквой, обозначающей  гласный звук  [ ы], учить наблюдать за

позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;

  1. Работать  над развитием фонематического слуха
  2. Отработка техники чтения;  закрепить понятия кто? что?;
  3. Работать над понятием множественного и единственного числа;
  4. Работать над лексическим значением слов;  над составлением предложений; попутное повторение.

2. Развивающие:

  1. Пополнение словарного запаса;
  2. Развитие речи учащихся; связанной правильной речи, внимания;
  3. Развитие мышления, логики; памяти,
  4. Развитие мелких мышц руки;

3. Воспитательные:

  1. Привитие бережного отношения к учебным материалам.
  2. Приобщение детей к русской литературе;
  3. Воспитание культуры общения
  4. Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к  чужому мнению (при работе  со сказкой «Лиса и Журавль»)

Оборудование:

  1. учебник “Азбука” (1–4) по программе “Школа 2100”;  «Мой друг Букварь» по системе О.Поповой
  2. тетрадь по печатанию;
  3. слоговая таблица;
  4. рисунки:
  1. иллюстрирование загадок;
  2. для выделения нового звука;
  3. для характеристики изученных звуков;
  1. головоломка.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала
  1. Прослушивание в грамзаписи сказки «Лиса и журавль»
  2. Пересказ сказки «Лиса и журавль», знакомство с понятием «противоречие» (Слайды 2-5)
  3. Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»

                                                                         .

-Что вы можете сказать по схеме предложения?

— Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

— Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

— А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?

— Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

  1. Актуализация  опорных знаний

1. Повторение изученного материала.

 — Что нам помогает общаться? (Речь.)

 -Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

—  Из чего состоят предложения? ( Из слов.)

— Из чего состоят слова? (Из звуков.)

2.Работа по таблице «Звуки речи» ( Лента букв)

— Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

— Чем отличаются согласные от гласных?

— Чем отличаются ударные гласные от безударных?

— При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)

Учить читать:

ао   но   на

оа   ан   он

— Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)

4.Развитие памяти и наблюдательности
— Продолжим урок упражнением на  развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите.
(Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд)
5. Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как  можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)

Слайд 7.
 -Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить  этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
— Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
— А после коровы? (После коровы медведь.)
— Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
Игра «Внимание!» 

-Запомните расположение животных, закройте глаза.
Слайд 8.  

Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк  оказался  первым.)

6. Звуковой анализ слов
— Отгадайте загадку.
За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.  (Лиса)

— Это лиса

Слайд 9.

— По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей)

-Произнесите слово, выделяя голосом второй звук. (Ли-и-иса)

-Назовите второй звук. [и].
— Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды)
—  Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)

7. Речевая разминка

1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»

     Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)

3) Работа над скороговоркой (слайд 10)

Мама мыла Милу мылом.

— Произнести скороговорку, выделяя звуки [м],[м,].

— Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

—  Произнести скороговорку с разной интонацией:

                          — спокойно;

                          —  сердито;

                          — весело, бодро

-Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:

-Что делала мама?

-Кого мыла мама?

-Чем мама мыла Милу?

-Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

4. Слого-звуковой анализ слов: «Мила» и «мыла»

— Чем отличаются схемы? Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?

— Какой звук указал нам на мягкость согласного звука  [м ,]?

— Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м ]? Произнесите его.

— Что можете сказать о звуке [ы]?(Поётся, тянется, произносится голосом без прегра

  1. Работа над новым материалом. Знакомство со звуком[ы] и буквой ы

1. Постановка темы урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой и звуком, который она обозначает. Вы научитесь писать новые буквы.

2. Фонетическая зарядка

— Как пыхтит тесто? (Пых-пых)

5.Игра «Найди одинаковый звук в словах»

— Какой одинаковый звук есть в словах-отгадках на загадки? 

1)  Загадки(Приложение 2)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

(рыбы)

Под полом таится,
Кошки боится.

(мышь)

Что любит мышка?

(сыр)

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка

(тыква)

2) Работа над выделением звука

– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

3) Работа с рисунками

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим этот гласный звук на схеме.

– Дайте характеристику.

– Характеристика других звуков.

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим эти гласные звуки на схеме.

– Характеристика.

– Характеристика других звуков.

– Ударение.

4) Итог

ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

5) Показ буквы ы печатной и прописной, её анализ  (Образец написания буквы)

6) Работа в парах  (на партах у детей листочки со стихами)

— Найдите и обведите букву ы в словах стихотворений (3 уровня  сложности: 1, 2, 3)  — по выбору учащихся:

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы (2)

(А.Шибаев)

-Кто же вымоет тарелки?

-Вы, конечно, вы, вы, вы.

-Почему же мы, мы, мы?

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы. (4)

(Е.Благинина)

Может лучше ты, ты, ты?

-Отдохните, вы и ты:

Все тарелки вы-мы-ты.

Я и ты, мы и вы –

Все мы знаем букву Ы! (21)

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала
  1. Отработка техники чтения (Слайд 11)

— Прочитайте слоги.

ыа  аыи      ыр рыр          ры тры


аы  ыао      ыг гыг          ты пры


оы ыои      ыт тыт          пы рпы


ыо оаы      ып пып        ты  пты

– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

– А какой гласный звук дает мягкость согласного?

  1.  Работа в тетради по печатанию

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

– Давайте напечатаем эту букву:

ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

– Вспомните и назовите слово с буквой ы.

  1. Работа в «Прописи» № 1, с. 24

1. Коллективный анализ слов «осы» и «совы», составление схем у доски и в тетради

2. Самостоятельное  раскрашивание рисунков к словам

3. Самостоятельная работа в «Прописях» № 1, с. 34

— Раскрасьте рисунок, в котором есть буква ы. Сделайте модель понравившегося рисунка.

тыква       груша       сливы

Слайды 12-14 (Один- много) Чиж, лещ, сова, сом, щука, дятел. ?

Игра «Один-много или «Найди пару»

Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи,.

ХII. Работа в тетради по печатанию (слайд 15)

Головоломка.

Трапортортопотопорота

XIII. Итог урока:

-Чему учились на уроке?  С какой буквой познакомились?

— Что обозначает буква Ы? Назовите все изученные гласные звуки. В чём отличие гласных от согласных?

– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

– Приведите примеры.

XIV. Рефлексия:

— Покажите своё настроение с помощь солнышек и тучек.

— Наклейте на «Листы настроения» ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.

                                                                 

           

Задание 9.  (Для умеющих читать)

Научись читать текст выразительно  (Слайд 16)

Как живёт ёжик?

    Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи – вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.

    И только весной вылезет из норы.      

nsportal.ru

Урок 20. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [ы], БУКВА Ы | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 20. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [ы], БУКВА Ы