cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект развитие восприятия символов букв цифр – Конспект по теме «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ» (1 класс)

Конспект по теме «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ» (1 класс)

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №4» х.Базовый Грачевский район

Ставропольский край

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

учитель начальных классов

Колесникова Татьяна Дмитриевна

2016 год

Тема:

«Развитие зрительного восприятия и

пространственной ориентировки»

Цельпрограммы: Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.

Коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений направленных на развитие зрительного, тактильного восприятия,моторики мелких мышц руки.

Формирование зрительных эталонов букв и цифр на основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур.

Актуальность:Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют учащимся уточнение образа букв, пространственного расположения их элементов.

Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности. Без чего невозможно правильное обозначение звуков графическими символами-буквами.

Для выявления состояния знаний и навыков в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки предлагаются детям задания:раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом (огурец-зелёный, помидор-красный и т. д.).


Во время экскурсий, прогулки, собирается природный материал (листья, шишки, жёлуди и др.),


который потом используется как счётный материал на уроках математики, поделочный — на уроках ручного труда. На занятиях в добукварный период он служит для обучения первоклассников умению различать предметы по форме, цвету, размеру, объёму.

Можно предложить ученикам выполнить простейшую классификацию, разложить материал:

  1. по названиям: жёлуди, шишки, листья;



  1. по цвету: листья жёлтые, зелёные, красные;

  1. размеру:

листья или шишки – большие,средние, маленькие;




  1. форме:




Для специальных упражнений применяются сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера.

Цель таких занятий — подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности.

  1. Точное воспроизведение образца. Выкладывается на доске сочетание из трёх полосок бумаги. Образец тщательно анализируется, а затем ученики воспроизводят его у себя на партах, при необходимости сверяя свою работу с изображением на доске.Этот вид упражнений способствует обучению навыку списывания.

  2. Выполнение образца по памяти. Предлагаемый образец анализируется и закрывается, а открывается тогда, когда ученики самостоятельно выполняют упражнение. Они сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.Это упражнение сложный вид работы, развивающий у учащихся зрительную память, самоконтроль,способствующий формированию навыка списывания как подлинного акта письма. А не только копирования.

  3. Выполнение упражнений по словесной инструкции направлено на формирование таких сложных психических функций. Как зрительные представления и предметно-пространственное воображение. Кроме того, у учащихся вырабатывается слуховое внимание, умение понимать обращённую к ним речь.

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки следует проводить в следующем порядке:

  1. Различение наиболее распространённых цветов:

чёрный, коричневый, красный, жёлтый, синий,зелёный, белый.

Обычно для первых упражнений берутся одновременно две-три полоски.

Детям могут быть предложены такие задания:

  • назвать все цвета;

  • назвать цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;

  • распределить полоски так, как на доске;

  • запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;

  • выполнить упражнение по словесной инструкции.

  1. Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы

Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены.

Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению.

  1. Для сравнения берётся не более двух сочетаний:

  • различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;

  • различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру.

  1. Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей.

Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов – стол, стул,ёлочка и др.


Устанавливается, на что похожа данная фигура. Из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигура разбирается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа. Далее учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом.

Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.

  1. В дальнейшем геометрические фигуры включают в следующие упражнения:классификация геометрических фигур с непременным соблюдением последовательного усложнения заданий.

Первыми даются задания, ориентирующие детей на выделение предметов:

по однородному признаку:

И дальше предметы классифицируются по трём признакам:

Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определённой последовательности:

  • в расположении их по горизонтали, по вертикали;

  • в различении комбинаций из этих фигур;

  • в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.

Из усвоенных геометрических фигур составляются аппликации.

Формирование у учащихся зрительных восприятий и пространственной ориентировки способствует и развитию аналитико – синтетической деятельности, в частности такой её функции, как сравнение.

Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение косичек из шерстяных нитей, шитьё по проколу, работа с цветной мозаикой, конструктором, низание бисера, выполнение аппликаций, работа с бумагой, соломкой и другими мелкими предметами).

«Слепые фотографы»(М.Сигимова).

Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чувствительности.

Нарушение:Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Задержка психического развития.

Возраст: 7-11лет.

Количество играющих: трое или более.

Описание игры: детям предлагают запомнить («сфотографировать») несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали. Если игра проводится в группе, то можно обратить внимание других детей на то, как работают руки «фотографов».

Комментарий: эта игра направлена на развитие мелкой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с младшими школьниками.

«Узнай предмет».

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.

Нарушения:Синдром дефицита внимания и гиперактивности.Ранний детский аутизм. Задержка психического развития.

Возраст: 6-9 лет.

Необходимые приспособления

мешочек, разные мелкие предметы-игрушки, катушки, ручки и т.д.




Количество играющих: два или больше.

Описание игры: ребёнку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Комментарий: необходимо, чтобы ребёнок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.

«Дом из зерна».

Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Нарушение:Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Задержка психического развития.

Возраст: 7-9лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: различные зёрна и семена.

Описание игры: ребёнок должен из семян выложить:

  • дом, солнце, цветы, бабочку;



Комментарий: если в игре участвуют несколько детей, процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки нафоне создания общей картины.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять, развивается память, внимание воображение, фантазия.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, что облегчает овладение навыком письма.

I группа. Упражнения для кистей рук (стр. 8-29):

  • учат напрягать и расслаблять мышцы;

  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

  • учат переключаться с одного движения на другое.

(Фонарики, моем руки, месим тесто, флажки, ёжик, лодочка, пароход, речка и рыбка, деревья, корни, птичка пьёт водичку, птичка летит, цветок, кошечка, дом, труба, стул, стол, ворота, замок).

II группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр. 30-47):

(Зайчик, ножницы, вилка, колечко, очки, лыжник, коза, мостик, улитка, пчела, лягушка, три богатыря, дружные пальчики, собака, лошадь, кошка, мышка, петух, курочка, гусь, семья, домик).

III группа. Упражнения для пальцев динамические (стр. 48-57):

  • развивают точную координацию движений;

  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;

  • учат противопоставлять большой палец остальным.

(Дружные ребята, в гости, пальчик-мальчик, мы топали, наши пальчики играли).Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой, после этого – двумя одновременно.

В начале урока рекомендуется выполнять такие коррекционные упражнения:

  1. Противопоставление пальцев.

  2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и одновременно.

  3. Супинация и пронация кисти (движения вверх, и вниз), смена быстрая и медленная.

  4. Отведение и приведение пальцев.

  5. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

  6. Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочерёдно.

  7. Свободное похлопывание кистью по парте.

  8. Отведение и приведение кисти.

  9. Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

  10. «Щелчки».

  11. «Крючки».

  12. Упражнения для держания карандаша.

  13. Работа со счётными палочками (сбор палочек поочерёдно меняя руки, конструирование).

Виды упражнений по формированию графических умений:

  1. обводка по шаблону или трафарету;


  1. обводка по контуру;

  1. соединения по точкам;


  1. раскрашивание и штриховка в разных направлениях.



Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребёнку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.

  1. По трудности они располагаются в следующей последовательности:

  • Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий.

  • Вычерчивание кривых линий.

  • Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы:т,ш,н,и.

  • Рисование знакомых предметов.

  • Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий.

  • Рисование узоров из геометрических фигур.

  • Рисование бордюров из волнистых линий.

  1. Упражнения направленные на обучению письму элементов букв:

  • Прямая палочка.

  • Прямая палочка с закруглением внизу.

  • Прямая палочка с закруглением вверху.

  • Прямая палочка с закруглением вверху и внизу.

  • Петелька.

  • Полуовал.

  • Элементы заглавных букв.

  1. Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде:

  • Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ.

  • Обведение указкой.

  • Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем.

  • Письмо элемента учащимися в воздухе.

  • Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно.

  • Рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях.

  • Письмо элемента в тетради по контуру.

  • Самостоятельное письмо.

  1. Для работы над правильным написанием букв рекомендуются следующие упражнения:

  • Упражнения для развития свободных движений руки.

  • Упражнения для работы над высотой букв.

  • Упражнения для работы над формой отдельных букв.

  • Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв.

  • Упражнения для предупреждения сходства букв.

  • Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

  • Упражнения для работы над соединениями букв.

  • Упражнения в списывании текстов для совершенствования всех качеств письма.

Требования для леворуких школьников значительно отличаются от требований, которые предъявляются к детям, пишущим правой рукой.

  1. Посадка при письме.При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступнёй стоят на полу или подставке, голова немного наклонена направо.

  2. Положение рук. Кисти руки и приёмы держания ручки. Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист.

  3. Положение кисти руки. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат согнутый мизинец и нижняя часть ладони.

  4. Приём держания ручки. Ручка кладётся на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладётся сверху ручки на расстояние 1,5 — 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева на право (направление ручки при письме левой рукой — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).

  5. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так,чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по прежнему направлен в середину груди ребёнка.

Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, в строке, он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. И это не случайно.

У леворуких в отличие от праворуких ведущим является правое полушарие, а левое — подчинённым. В правом полушарии заложены аппараты, связанные с левой рукой и обеспечивающие нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Левая рука при письме производит движения, симметричные движениям правой руки.

Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застёгивание и расстёгивание пуговиц. Завязывание и развязывание лент. Перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме. Завязывание узелков.

Выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к трём суставам, затем к плоскости ладони. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы. Остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх. Пальцы разомкнуть как можно шире, и медленно соединять их, опуская руку вниз. Сжимать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.

infourok.ru

План-конспект занятия (3 класс) на тему: Занятие по коррекции зрительного восприятия на тему «Символы России»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

А теперь тихонько сядьте на места и проверьте – готовы ли вы к занятию.

Дети приветствуют гостей.

Садятся на места.

Проверяют свою готовность к занятию (подставка, дневник, пенал)

2.  Основной этап. Определение темы и целей урока. Работа по теме урока.

Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…

Скажите мне, пожалуйста, когда вы слышите слово «матрёшка», что вы себе представляете.

(учитель показывает матрёшку)

Скажите мне, в какой стране придумали матрёшку?

Действительно, матрёшка появилась лишь немногим более ста лет назад в России. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой неслучайно.  

Как вы думаете, от какого слова «матрёшка»? Почему её так назвали?

Раньше имя  Матрёна и Матрёша были очень популярны. Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать деревянную игрушку в виде куклы. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства и  плодородия. А также неофициальным символом России. Каждый иностранный турист старается приобрести матрёшку на память.

Матрешки

Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы (расписывается в стилях гжель, хохлома и т.д.), внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более.

В России.

Мать, мама.

Потому что внутри большой матрешки находятся матрёшки поменьше.

Ребята, а какие еще неофициальные символы России вы знаете? С чем и кем еще ассоциируется у иностранных туристов наша страна? (если дети затрудняются ответить, то целесообразно продолжить урок с выполнения задания на карточке 1.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятие?

Какая основная цель занятия?

Верно, давайте попробуем найти некоторые из названных вами символов на карточке №1, которая лежит на подставке. Как вы думаете, почему именно эти объекты стали символами России?

  • Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России. Она является символом одухотворенности, процветания и долголетия.
  • Медведь выбран символом-животным нашей страны. Сделано это не случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался царем лесом. Медведь является символом силы.
  • Самовар является символом гостеприимства, семейности и единства нашего народа.
  • Балалайка является символом России, благодаря своей простоте, доступности, практически в каждой семье был свой балалаечник.
  • Чебурашка – герой книг Эдуарда Успенского, который полюбился детям и взрослым, благодаря своему умению дружить. Это символ дружбы. Также Чебурашка был официальным символом Олимпиады в Сочи.

А теперь давайте встанем и попробуем изобразить каждый из символов.

Молодцы! Садитесь.

Берёзка, медведь, чебурашка, шапка-ушанка, самовар, балалайка, Красная площадь и другие предположения детей.

О символах России.

Узнать что-то новое и интересное о символах России. Выполнить интересные задания для развития зрительных функций.

 Дети выполняют задание на карточке и по очереди перечисляют, кто и что еще являются неофициальными символами России (самовар, чебурашка, медведь, балалайка, берёзка) и вешают на доску цветные картинки с символами. А затем рассуждают, почему же именно эти объекты стали неофициальными символами России.

Дети поднимают руки наверх и качаются вправо – влево.

Дети изображают медведя: немного сгорбившись, переступают с ноги на ногу, рычат.

Дети ставят руки на пояс, надувают щеки, пыхтят.

Дети изображают, как играют на балалайке.

Дети делают массаж ушей.

Дети садятся на места.

Но помимо неофициальных символов у России, как и у любой другой страны, есть официальные символы. Вспомните какие? (слайд 1)

Перед вами лежит конверт. В нём части картинки. Если вы соберете их верно, то вспомните, как выглядит герб России.

Что вы знаете о гербе России?

Что вы запомнили?

Уберите картинку обратно в конверт и поставьте его на подставку

Звучит гимн России

Ребята, вы узнали эту музыку? Кто её автор?

Ребята, а что вы знаете что такое гимн?

А вы помните слова гимна? Давайте сейчас проверим (слайд 3-4)

Но перед тем, как проверить, давайте вспомним как слушают гимн?

Давайте и мы встанем и послушаем гимн. Можете подпевать.

Звучит первый куплет и припев гимна

Герб, гимн, флаг.

Дети собирают разрезную картинку.

Ответы детей, затем один из учеников читает о гербе России (слайд 2)

Ученик 1

Герб России — величественный и красивый. На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел — царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар — державу. В самой середине герба вы видите щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копье в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Георгий Победоносец — небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.        

Ответы детей.

Дети убирают разрезную картинку в конверт.

Это гимн России. Автор – Сергей Михалков.

Ответы детей, затем один из учеников читает о гимне России

Ученик 2

Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять). Но прославлять не в смысле «хвалить», а делать общеизвестным, сохранять память.

Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит

 

Дети называют недостающие слова.

Стоя, мужчины снимают головные уборы.

Дети встают и слушают гимн. Те дети, которые хотят, могут подпевать гимн.

3.  Физкультминутка. Зрительная гимнастика.

Садитесь на места, выполним зрительную гимнастику (слайд 5)

Следим за движением матрёшек только глазами, голова же должна быть зафиксирована.

Дети выполняют зрительную гимнастику

А теперь немножко разомнёмся. Встаём.

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.

(1-2 раза)

Дети встают и выполняют упражнение, повторяя за учителем.

Шагают на месте

Изображают «богатырей»

Шагают на месте и широко разводят руки

4.  Продолжение работы над темой занятия.

Остался последний официальный символ. Какой?

Все помнят, как выглядит Российский флаг?  

Сейчас проверим. Перед вами кубики. Вам нужно, используя все кубики, собрать флаг России. Те, кто справился, поднимает руку.

Посмотрите на соседние столы. У вас у всех одинаковые флаги?

А теперь проверим верно ли вы собрали флаг или нет. (слайд 6)

А вы знаете, что обозначают цвета на флаге?

Флаг

Дети выполняют задание

Проверка выполненного задания

Ответы детей, затем один из учеников читает о цветах на флаге России.

Ученик 3

В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений.

Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет — благородство и откровенность;
синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

5. Итог урока. Рефлексия.

Чем было посвящено наше занятие?

Какие они бывают?

Перечислите официальные символы.

Перечислите неофициальные символы.

Вы познакомились с символами России. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы все живем.

Что вам понравилось на занятии?

Что было выполнять легко? Что трудно?

За что вы могли бы себя похвалить?

Перед вами замок с башнями. Чего не хватает на шпиле башен?

Прикрепите каждый на шпиль башен одну звездочку.

Если хорошо работали, то большую звездочку; если не все получилось, то среднюю; а если ничего не получилось, то маленькую. Ведь вы все же узнали для себя что-то новое.

Спасибо за занятие.

Символам России

Официальные и неофициальные

Герб, гимн, флаг

Матрёшка, самовар, берёза, медведь, чебурашка.

Ответы детей

Звёздочек

Дети оценивают себя.

Каждый  выходит к доске и прикрепляют звёздочку.

nsportal.ru

«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти»

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся в 3 классе

на тему: «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти»

учитель: Ижболдина М.А.

Цель: совершенствовать зрительное восприятие.

Задачи:

  • Совершенствовать зрительно – моторную координацию

  • Коррегировать зрительное восприятие, память, внимания на основе упражнений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • воспитание доброжелательного отношения к окружающей действительности.

  • Развивать зрительную память, согласованность рук

  • Воспитывать умение объяснять свои действия, слушать выступающего, при необходимости помогать товарищу

Оборудование: цветные карандаши, медиопроектор, тетрадь в клетку, пиктограммы, плакат «Времена года», предметные картинки, карточки к упражнению для тренировки глаз, карточки к упражнению сюжетная картина с «нелепицами», «осколочные» картинки.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Психологический настрой.

Возьмемся за руки

И встанем все по кругу,

Чтоб передать свое тепло друг другу.

И пусть частичка вашего тепла

Вас греет всюду и всегда.

(Учащиеся стоят в кругу. Занятие начинается с определения настроения каждого ученика.)

Упражнение «Какое у меня настроение?»

(Каждый ребёнок рассказывает о своём настроении и почему оно сейчас именно такое?)


радость   спокойствие гнев              грусть


— Посмотрите на рисунки.

— Назовите чувства, которые выражают эти лица.

— Покажите ваше настроение. (Поднимают пиктограммы)

— Давайте улыбнемся друг другу.

— Мне нравится ваш настрой на работу.

— Работаем, накапливая баллы.

За каждое задание можно получить 3 балла, если выполнил все верно, если с помощью или одной ошибкой – 2 балла, если две ошибки – 1 балл, если неверно – 0 баллов.

Набравшие 13 -15 баллов получают оценку «5»

8 – 12 баллов – «4»

4 – 7 баллов — «3»

2. Актуализация знаний.

(звучит музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года»)

— Послушайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный, ответ нашел ты? (Времена года)

(вывешивается плакат «Времена года»)

— Вспомните и перечислите основные приметы каждого из времен года.

— На занятии мы сегодня побываем в гостях у времен года.

В тетради записываем дату, время года, день недели.

3. Коррекционные упражнения.

Упражнение по коррекции зрительного восприятия.

(представлены картинки, относящиеся к различным временам года)

— Посмотрите.

— Назовите, что увидели.

— Распределите предметы по временам года

(один ученик у доски,)

— Запомните только те предметы, которые мы встречаем или используем весной и запишите их в тетрадь.

— Проверка с доски, подсчитываем баллы за задание.

Психогимнастика.

Цель:развитие мышечного контроля, развитие про­извольности движений, развитие межполуишрного взаимодействия, снижение нервного напряжения.

-Растяжка «Снеговик».

Исходное положение стояДетям предлагается представить, что они снеговики. Тела их должны быть напряжены, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговики начали таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения дети приседают, руки, шея расслаблены. Пригрело солнышко, вода от снеговика начала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Упражнение в прослеживающем движении глаз.

(вывешивается картинка мальчика в весеннее время)

— Какое это время года? Почему?

— Перечислите весенние месяцы.

— Весной мы встречаем птиц.

(На партах лежат узкие конверты.)

— Возьмите узкие конверты. Достаньте содержимое конвертов.

— Кого вы видите? (птицы)

— Кто узнал и назовет этих птиц?

— Работают глаза. Проследите глазами путь каждой птицы.

— Кто летит первым? (грач)

— А вторым? (скворец)

— А третьим? (ласточка)

— Возьмите карандаши.

— Проверьте себя. Подсчитываем баллы за задание

— Наступила весна, скоро прилетят первые птицы, мы будем встречать птиц,

развешивать скворечники.

Упражнение по коррекции зрительного восприятия и внимания.

(вывешивается картинка мальчика в летнее время)

— Какое это время года? Почему?

— Перечислите летние месяцы.

(на доске сюжетная картина с «нелепицами»)

— Посмотрите на картину.

— Какое время года изображено на картине?

— Расскажите, что вы видите?

— Вам нравится данная картина?

— А что вам не нравится на этой картине?

(вывешивается правильный вариант картины)

Физ. Минутка

— Летом тепло, хорошо, весело. (встали) Мы ходим на речку, плаваем (изображаем), ловим рыбу (изображаем), собираем ягоды (изображаем), играем в мяч (изображаем).

Упражнение по коррекции зрительной памяти.

(вывешиваются картинки с изображением различных предметов, относящихся к разным временам года)

— Какое это время года? Почему?

Предлагаются карточки с названием предметов.

— Игра «Четвертый лишний?»

Упражнение «Собери «осколочные» картины».

— В гостях у каких времен года мы побывали?

(на партах лежат конверты с «осколочными» картинками)

— Соберите из частей целую картинку.

— Назовите, что у вас получилось. (Зима, весна, лето, осень)

— Назовите одним словом. (Это времена года.)

— Мы побывали во всех временах года.

— Какое время года вы любите и почему? (Я люблю весну, потому что природа оживает и т. д.)

— Любое время года прекрасно по — своему.

— Перечислите последовательность времен года.

4. Итог занятия

— Наше занятие подошло к концу.

— Чем мы сегодня занимались?

— Похвалите друг друга.

— Изменилось ли у вас настроение. Покажите.

— Вы сегодня все молодцы! Времена года передали вам сладкие подарки.

infourok.ru

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ, ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №61»

Тема: «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ,

ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

провела:

учитель –дефектолог:

Кодинцева

Юлия Олеговна

По материалам Степановой О.А. Профилактика школьных трудностей у детей:

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ,

ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Исследователи утверждают, что до 90% информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы, явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А.Р. Лурия, 1975).

Среди наиболее типических характеристик зрительного восприятия как дошкольников, так и младших школьников выделяется, во-первых, его малая дифференцированность. Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешивают сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.

Во-вторых, дошкольникам и младшим школьникам может быть свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные, несущественные детали, на которые не обратит внимание взрослый, а существенное и важное при этом не воспринимается.

В-третьих, для восприятия детей этого возраста характерна и ярко выраженная эмоциональность: ими в первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Наглядное, яркое, живое воспринимается ими обычно лучше и отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения.

В процессе дошкольного и начального образования происходит постепенная перестройка зрительного восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной и специфической деятельности, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Наблюдающий ребенок следует поставленной перед собой цели, владеет специальными приемами наблюдения, что приводит к обогащению его верными, яркими образами окружающей действительности и служит основой формирования представлений и понятий. В процессе активного наблюдения бывают задействованы различные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей, воспитывать у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты.

Для поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде объектов ребенка высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации безусловно важна и необходима, однако она свойственна далеко не всем первоклассникам. Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта характерны для 40—80% детей. Следствием этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует оказания соответствующей помощи. Кроме того, недостаточная воспитанность восприятия детей выражается и в таком явлении, как отвлечение внимания. Поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет и на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем и т.д.

В целях постепенного овладения детьми дошкольного и младшего школьного возраста техникой зрительного восприятия и развития «умелости взора», рациональными приемами запоминания и логической обработки наглядно представленной информации, взрослые могут использовать игры, игровые задания и упражнения, построенные как на учебном, так и неучебном материале. На первых порах в играх, особенно с детьми дошкольного возраста, следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что им доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные’ и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, выполненные в разной художественной манере, схематические изображения, чертежи и пр. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически гораздо более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный объект, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.

Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия

  • Назови все красное (круглое, деревянное…)

  • Одинаковые по форме

  • Ищем сокровище (описание предмета) «Мое сокровище —. маленькое, синее, шелковое, нарядное» (бант на голове у одной из участниц игры) и т.д.

  • Рассели жильцов Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).

  • Отгадай признак

  • Лучший знаток загадок Обязательное условие, которое должно быть выполнено, — предмет-отгадка должен находиться в поле зрения игроков, быть ими виден.

  • Чем похожи? Чем отличаются?

  • Кто назовет больше признаков?

  • Найди в мешочке

Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов

  • Найди одинаковые множества Игровой материал для этой игры — коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание— найти парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов.

  • Найди отличия Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.).

  • Сложи картинку В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки,

  • Заплатки

В этой игре детям предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных (рис. 3). Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если детям будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам (рис. 4).

Рис. 3

Рис. 4

Разложи по порядку

В качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить их по порядку и составить рассказ. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым точным и интересным (рис. 5).



Рис. 5

Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда

Заметь все!

На наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6—8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5—10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы.

Разложи по порядку

Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ними ряд картинок и запомнить расположение каждой из картинок. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков — восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает тот игрок, кто первым правильно восстановит картинный ряд.

Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

От светлого к темному

Игровой материал — одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача — как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой. Выигрывает тот, кто быстрее создаст гамму цветовых оттенков.

Шерлок Холмс

Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса».

Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3—4 изменений и постепенно увеличивать их число.

Угадай, что изменилось?

Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т.д.). Детям предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие-либо изменения в их расположении. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось в расположении картинок.

Игра может повторяться неоднократно, при этом должно постепенно увеличиваться число картинок, которые в ней используются, а наиболее активные игроки должны быть названы и поощрены.

Какие буквы (цифры) изменили свое место?

Ведущий предлагает детям запомнить расположение букв (цифр)’. Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение в ряду 1—4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места» и правильно восстановить все элементы ряда.

Узнавание и называние стилизованных и схематических изображений предметов

Что продают в магазине?

В этой игре используются стилизованные рисунки — «вывески» магазинов. Задача игроков — узнать, какие товары продают в том или ином магазине (рис. 6).

Дорожная азбука

Игрокам предлагается рассмотреть дорожные знаки, которые встретил на своем пути водитель, и как можно точнее рассказать, как пролегал его маршрут (рис. 7).

Рис. 6

Рис. 7

На что похоже?

Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игр.

Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями — рисовать по очереди будут дети, а отгадывать — взрослый и другие участники игры (рис. 8).

Рис. 8

Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр

Угадай, чья тень?

Детям предлагаются несколько реалистических картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень (рис. 9).

Рис. 9

Волшебные картинки

Игрокам предлагается рассмотреть «волшебные» картинки и определить, какие предметы на них нарисованы. После того как предметы правильно названы детьми, можно предложить обвести их контуры сплошной линией и раскрасить (рис. 10).

Рис. 10

Необычный алфавит

Педагог предлагает детям сначала назвать буквы в таблице (рис. 11), а затем назвать с опорой на нее весь алфавит по порядку.

Ф

и

ц

У

к

Е

н

г

ш

щ

3

х

ъ

• •

ы

В

А

п

р

о

Л

д

ж

э

я

ч

с

м

и

т

ь

Б

ю

Рис. 11

От 1 до 20 и обратно

Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно (рис. 12). Можно засечь время, которое потребуется для поиска и называния цифр каждому игроку, и тогда победа того или иного игрока будет установлена вполне объективно.

19

1

17

3

2

12

14

4

15

6

10

5

11

7

20

8

9

13

16

18

Прослеживание взором наложенных линий, узнавание зашумленных или наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала)

Лабиринты

Рис. 13. Кто где живет?


Рис. 14. Помоги грибнику выбрать нужную тропинку

Рис. 15. Помоги кролику пройти сквозь лабиринт. Посчитай, сколько букв Ш в лабиринте

Рисунок под дождем

Детям предлагается рассмотреть рисунок и назвать, какие предметы, геометрические фигуры, буквы и цифры были изображены на нем до того, как пошел дождь (рис. 16).

Рис. 16

Наложенные и скрытые изображения

Рис. 17. Сколько мыльных пузырей получилось у Незнайки?

Рис. 18. Кто спрятался в кустах?

Рис. 19. Какие буквы, алфавита спрятаны здесь?

Рис. 20. Сколько предметов на рисунке?

Какое слово зашифровано?

Взрослый предлагает детям назвать все буквы, которые они видят на рисунке, и сосчитать их количество (рис. 21). После того как дан правильный ответ, устраивается соревнование — кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?

Рис. 21 Склеенные слова

Для игры детям предлагаются карточки, содержащие «склеенные» (т.е. соединённые без пробелов) слова. Задача игроков — отделить слова друг от друга вертикальной чертой и посчитать общее количество слов в каждой строке, например:

слонкорова туфликорзиначасы. фартукписъморадугасвет аеснякроватьсанкимедведьчерепаха коверпонисамолетперчаткисекундамальчики

Найди слова

Для игры необходимо подготовить карточки по числу играющих детей с буквенным текстом, в котором «спрятаны» разные слова, например:

сивренудысупдлдроваибмтегмирыдушсиренъйфф фанерасверцуктарелкайцйцкчайхгродкастрюлявар кдегкощказимаваренъеывакждежизнъвасфконькен пмтилнрозакдалегкарентавакнстмсеменаждцапляк сольпаркеузэхвоябдложээкскаваторваренкщйцхвбч ваенсолнцепрпарадибтълработаывугхуходпорохалв

Каждому игроку необходимо как можно быстрее найти такие слова и подчеркнуть их. Для повышения интереса и азарта детей время выполнения задания можно ограничить тремя минутами. Выигрывает тот, кто первым правильно подчеркнет все слова.

Нахождение заданного изображения (геометрической фигуры, буквы, цифры) в ряду других, сходных

Рис. 22. Найди одинаковые морковки

Рис. 23. Сколько пар носков?

Рис. 24. Найди двух одинаковых бабочек

Рис. 25. Раскрась одинаковые геометрические фигуры

Рис. 26. Зачеркни все многоугольники

А

В

Ю

3

Д

А

Ю

р

А

А

Ш

К

Ф

А

И

Л

А

Х

Рис. 27. Обведи одинаковые буквы

329725 142692 826273

Рис. 28. Подчеркни все двойки

Корректоры

Игровая задача — как можно быстрее найти в предлагаемом и одинаковом для всех участников игры тексте (напри-

1′ мер, в отрывке из художественного произведения, газетной статье или на странице учебника) одно—три заданных ведущим слова. Отыскав слова, их необходимо подчеркнуть или обвести кружком. Итог игры и определение лучшего «корректора» проводятся коллективно.

Что зачеркнуть, что подчеркнуть

До начала игры педагог, разделив доску пополам, на каждой из ее частей пишет ряд предложений, а затем закрывает написанное экраном. Количество предложений зависит от возраста играющих.

Дети делятся на две команды и к доске выходит по одному игроку от каждой команды. Им предстоит внимательно прочитать написанное на доске (экран убирается), зачеркнуть в словах все буквы А и подчеркнуть буквы И (или по договоренности какие-либо другие). На это отводится 2—3 минуты. Выполнение задания игроками проверяется командой-соперницей и на основании этого определяются победители.

Расшифруй письмо

Взрослый зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Выигрывает тот, кто первым правильно расшифрует (прочитает) слово (рис. 29).

Рис. 29

:• Вариант игры — дети сами «кодируют» с помощью выбранных значков слова и предлагают их друг другу прочитать.

Буквы заблудились

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место (рис. 30). В игре может принимать участие весь класс, она также может быть проведена в малой группе, в парах.

Рис. 30

Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях

Рис. 31. Сравни картинки и найди между ними отличия. Закрась столько окошек, сколько отличий ты обнаружишь в рисунках

Рис. 32. Сравни картинки и найди между ними пять отличий

Рис. 33. Сравни картинки и найди между ними семь отличий

Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом

Нарисуй целое

Для игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Педагог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать ее. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.).

Буквенный конструктор

Для проведения игры потребуется один или несколько (по количеству детей) наборов элементов букв (вначале — печатных, позже — рукописных) (рис. 34). Ведущий игры называет букву, которую требуется сконструировать, например букву Н. Затем дети должны рассказать, какие элементы и в каком количестве были использованы при конструировании этой буквы.

Следующее задание ведущего — не изменяя ни самих элементов, ни их количества, сконструировать новую букву (буквы). Выигрывает тот, кто предложит большее число новых букв.

Рис. 34

Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе

Рис. 35. Чем похожи предметы?

Рис. 36. Разложи по группам

Рис. 37. Найди лишнюю фигуру

Рис. 38. Четвертая — лишняя

Угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям

Рис. 39. Кто пришел сегодня в гости?

Рис. 40. Дорисуй предмет

Буквы и цифры

Всем игрокам раздаются одинаковые листочки с нарисованными на них элементами букв и цифр (рис. 41). Игровая задача — как можно правильнее и быстрее дописать буквы и цифры.

Рис. 41

Вершки и корешки

Традиционные минутки чтения, которые учитель проводит, предлагая детям хором или индивидуально читать написанные на доске или напечатанные на карточках различные слоги, слова (например, словарные), можно в значительной степени разнообразить. Для этого карточки, которые будут предлагаться для чтения на том или ином уроке, следует либо разрезать пополам по горизонтали, либо перегнуть (также по горизонтали), чтобы были видны только «вершки» или «корешки» слогов, слов (рис. 42). Однако прежде, чем предлагать такие слова детям, педагогу следует проверить, действительно ли слог, слово будут «узнаваемы», так как не все буквы можно угадать по их только нижней или только верхней части.

Рис. 42 Найди свою салфетку

На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку (рис. 43). Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо (рис. 44).

Рис. 43

Рис. 44

Определение на предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей

Рис. 45. Что неправильно нарисовал художник?

Рис. 46. Так бывает или нет?

Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков

Правильно — неправильно

В ходе игры (в индивидуальной форме или коллективно) детям предлагается определить, какие из букв написаны неправильно, и зачеркнуть их карандашом (фломастером) красного цвета (рис. 47). Аналогичная игра может быть проведена и на цифровом материале (рис. 48).

Р

Д

а

г

8

1

э

N

Е

3

Я

г

а

И

К

Л

п

м

и

V

а

А

р

я

К

я

Ь

о

т

В

ч

и

у

Б

П

Рис. 47

2

Г

8

А

4

3

7

а

л

Ш

и

С

П

д

и

Б

4

0

5

7

10

ф

1

И

8

в

9

В

ж

6

У

ы

З

М

10

Риг. 48

Сопоставление букв (цифр), выполненных печатным и рукописным шрифтом

Самые красивые буквы

В русском языке существует ряд букв, начертание которых в рукописном и печатном шрифтах, а также в заглавном и строчном вариантах существенно различается. Для того чтобы дети быстрее и успешнее их запомнили, после знакомства с каждой из таких букв на занятии (уроке) педагог предлагает каждому ребенку на следующий день принести из дома самую красивую букву А (Б, В, Д, Е и др.). Вместе с детьми педагог может аккуратно наклеить принесенные детьми буквы на лист бумаги с тем, чтобы использовать получившуюся таблицу на занятии (уроке), предлагая, например, подсчитать и показать все печатные (или рукописные, заглавные, строчные) буквы А (рис. 49).

Рис. 49

Еще один вариант неоднократного проведения игры с использованием похожей таблицы возможен в том случае, если на бумагу будут наклеены разные буквы (рис. 50).

Игровые задания:

Покажи все буквы А (Б, В, Д, Е и др.) и определи их число. Каких букв больше других? Каких букв меньше других? Не считая, определи, каких букв больше — Б или В? И т.д.

Рис. 50

Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фигур, символов, буквенных и цифровых знаков и др.

Погода в сказочном городе

Для игры потребуются наборы цветных карандашей по числу детей и чистые листочки бумаги. Педагог в течение только 1 секунды демонстрирует детям символы, с помощью которых можно описать погоду в сказочном городе (рис. 51). Задача детей — как можно быстрее и в заданном порядке воспроизвести символы погоды. Победитель (победители) игры определяется коллективно.

Аналогичные игры могут проводиться с постепенным увеличением визуального представленного ряда (рис. 52, 53), главное же условие остается неизменным — педагог демонстрирует его в течение очень короткого времени.

Рис. 51

Рис. 52. Запомни и зарисуй волшебный маршрут

л

0

К

ш

М

С

Б

Р

ю

Рис. 53. Запомни и нарисуй по памяти буквы и цифры

infourok.ru

План-конспект занятия по логопедии на тему: ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ

И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО

ВОСПРИЯТИЯ

 «Наложенные» изображения.

Предъявляются 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные» изображения.

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все «спрятанные» изображения.

«Зашумленные» изображения.

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые «зашумлены», т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

«Парные» изображения.

Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

«Незаконченные» изображения.

Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

«Точечные» изображения. Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Перевернутые» изображения.

Предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

«Разрезанные» изображения.

Предъявляются части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.  «Перекрытые» изображения.

Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которых скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.

Обобщенные схематические изображения.

Предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Необходимо отгадать, что это может быть.

Данные задания в игровой форме предлагаются на уроке всему классу. Обязательно включается соревновательный элемент (на личное или командное первенство). Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета (математика, русский язык, ознакомление с окружающим и т.д.) и темы урока.

nsportal.ru

Упражнения на развитие восприятия

Упражнение “Дорисуй фигуры”

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

Инструкция:

1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

Работа с Бланками №№ 3 и 4 проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

 

Задание: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя.

 

Задание: “Найди спрятанные предметы”

Упражнение “Маршруты”

Цель: развитие тонкой моторики.

Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики и просят его карандашом провести путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать “стены”.

 

 

Задание “Как пройти к зайке?”

 

Цель: развитие наглядно-образного мышления у ребенка.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкция: Ребенку по очереди (с 1-го по 6-ой) предъявляются распечатанные бланки методики. На каждом бланке нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, лиственные деревья, грибы, цветы. У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом бланке разные.

Внизу на каждом бланке также даны по две схемы пути. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки), проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около какой-нибудь елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируют по количеству поворотов (от 2 до 5).

Перед началом игры взрослый, показывая ребенку 1-ый бланк, говорит, что в этом лесу под одной из елочек спрятался зайка. Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Взрослый показывает ребенку первую схему пути. Они вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего проходит дорожка к зайке (сначала от травки прямо до елочки, потом сворачивает направо до цветочка, затем идет вниз к елочке, под которой и сидит зайчик). По первой схеме взрослый помогает ребенку искать зайчика. Следующие схемы ребенок уже проходит самостоятельно.

Примечание: в приложении к методике дается картинка-раскраска с изображением зайчика. После того как ребенок справится со всеми заданиями данной методики, ему в качестве “приза” можно дать раскрасить эту картинку.

Задание “Разные дома”

Цель:

Научить ребенка сравнивать рисунок и чертеж предмета.

Материал:

  1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Ребенку предлагаются 4 схемы.

 

  1. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т.п. (см. Бланк)

Руководство:

Взрослый рассказывает ребенку, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Ребенку предлагается рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Взрослый показывает ребенку первую схему и картинку к ней. Ребенок находит ошибку. Затем взрослый показывает следующую картинку к этой же схеме, потом – третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно еще 3 картинки. Если ребенок не может найти правильный ответ, взрослый помогает ему. Точно также рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

Задание: сложи целую картинку из частей.
Примечание: предварительно необходимо разрезать рисунок чайника на 5 частей по указанным линиям.

 

www.vashpsixolog.ru

Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников

Аннотация

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. В сборнике представлены упражнения для развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. Сборник может быть полезен педагогам – психологам, учителям, родителям.

 

Введение

В настоящее время в условиях обновления современного образования огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего, на развитие способностей учащихся. Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, – вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда [Меликян З.А.].

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения.

Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности.

Большое значение имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [Венгер Л.А.]

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи.

Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Восприятие младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью отличается узостью, ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные трудности в усвоении учебного материала.

Задача психолога — помочь таким детям в совершенст­вовании зрительного восприятия, сформировать недоста­ющие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для успешного развития.

 

Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников

РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С НАЛОЖЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ И ЗАШУМЛЕНИЕМ

3.1. «Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

 

3.2 «Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.


3.3 «„Зашумленные“ изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать (Приложение 3, рис.1 )

 

3.4 «Кто больше увидит»

Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть. (Приложение 3, рис. 2)

 

3.5 Найди рыбу, волка, лошадь, улитку, мышь, клоуна, молящегося человека (Приложение 3, рис.3)

 

3.6 Перечисли все инструменты, изображённые на картинке (Приложение 3, рис.4)

 

Приложение 1

Рисунок 1

 

 

 

Рисунок 2

 

 

Приложение 2

Рисунок 1

 

 

 

 

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

Приложение 3 Рисунок 1

   
   

 

 

 

 

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Приложение 4

Рисунок 1

 

 

 

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

 

 

 

Рисунок 4

 

Приложение 5

Рисунок 1

 

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

Рисунок 4

 


.

 

 

Аннотация

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. В сборнике представлены упражнения для развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. Сборник может быть полезен педагогам – психологам, учителям, родителям.

 

Введение

В настоящее время в условиях обновления современного образования огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего, на развитие способностей учащихся. Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, – вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда [Меликян З.А.].

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения.

Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности.

Большое значение имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [Венгер Л.А.]

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи.

Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Восприятие младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью отличается узостью, ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные трудности в усвоении учебного материала.

Задача психолога — помочь таким детям в совершенст­вовании зрительного восприятия, сформировать недоста­ющие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для успешного развития.

 

Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *