cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект по чтению художественной литературы в старшей группе – План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе

Содержание

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Занятие по чтению художественной литературы в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Занятие по чтению художественной литературы в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.

Задачи:

Воспитательные:

— формирование нравственного воспитания.

— закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;

— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Развивающие:

— развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.

— развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать;

Образовательные:

— обогащение словаря новыми словами

— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Работа над словарем: приветствовать, счастливого пути, благодарю.

Методические приемы: беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, малоподвижная игра, иллюстративный материал

Ход занятия.

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Доброе утро, дети! Я рада вас всех видеть! Как ваше настроение?

Дети: Доброе утро! Хорошее! Мы тоже очень рады Вас видеть!

Воспитатель: Очень хорошо!

Дыхательная гимнастика:

«Сердитый ёжик». Вдох, сесть на корточки обхватив себя руками, голову опустив и произнести «пых-пых-пых» -сердитый ёжик, встать вдохнуть и выдохнуть «фыр-фыр-фыр» -довольный ёжик. (3-5 раз).

Воспитатель: Ребятки, сели на свои места я прочту вас стихотворение, внимательно послушайте.

«Доброе утро»

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро.

Длится до вечера!

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие слова вам из стихотворения запомнились больше всего? Ответы детей. Что это за слова? Ответы детей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Ответы детей. Правильно! Теперь посмотрите друг на друга и покажите, как бы вы поприветствовали друг друга? (пример ответа: Доброе утро\день\вечер! Здравствуй!).

Воспитатель: Умнички!

Воспитатель: Почему вежливые слова называют волшебными?

Дети: Потому что…. (услышав вежливое слово грустный человек становится веселым, злой-добрым и т.д.) 

Физкультминутка.

Настроение упало (опускают руки вниз)

Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)

Но неважны нам печали (махи руками)

Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)

С делами справимся вдвоем (пожимают руки)

С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)

Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляемся)

И друг друга мы обнимем. (обнимаются все)

  1. Основная часть.

 (воспитатель приглашает двух детей или более детей разыграть диалог, используя вежливые слова, помогает, если ребенок затрудняется)

давайте вспомним правила поведения, например, за столом, на улице, в автобусе, в магазине (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомни, как правильно разговаривать в магазине.

-Давайте, мы отправимся в путешествие в «Страну Вежливости». А как нам найти туда дорогу?

Я вспомнила, ребята, у меня есть один знакомый Зайка, который живет в этой стране, ему нужно позвонить и спросить дорогу.

Любые обращения к незнакомым за помощью следует начинать с волшебных слов, простите или извините.

Послушайте, как нужно составить предложение при разговоре с Зайкой. Прежде всего нужно поздороваться, затем сказать :«Извините, вы не подскажете как попасть в «Страну Вежливости»? И Зайка должен ответить. Мы скажем : «Большое спасибо».

Теперь вы попробуйте задать вопрос, Зайке используя вежливые слова.

Два-три ребенка изображают разговор по телефону с Зайкой.

Малоподвижная игра «Вежливые слова»

Воспитатель: Детки, а давайте поиграем в игру «Вежливые слова».

(Встаем в круг и под музыку передаем мяч, музыка останавливается и тот, у кого мяч называет вежливое слово).

Игра: «Подскажи словечко» 

(за правильные ответы воспитатель раздает цветы, звездочки).

В: а сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем… (до свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво

Слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты, сказать спешите

-Прошу вас, пожалуйста (извините).

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше … (не перебивай).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (простите, пожалуйста)

Все вы знаете, что дети иногда ссорятся, а это «очень опасно»: сразу появляются обида, грусть, раздражение и плохое настроение. Послушайте, стихотворение из нашего волшебного блокнота как опасно ссорится и что из этого бывает.

Чтение стихотворения Романа Сефа «Совет».

Что же может произойти после ссоры.

Ответы детей.

Я зачитываю стихотворение еще раз, а вы попробуйте за мной повторять.

Чтение стихотворения. Дети повторяют.

Физкультминутка.

Я ушел в свою обиду — дети шагают на месте, останавливаются.

И казал, что я не выйду — грозят пальцем,

Вот не выйду никогда — обнимают себя руками, голову наклонить к груди

Буду жить там навсегда — наклоны в стороны, руки – вперед.

Как вы думаете, почему обиделся мальчик. (Ответы детей).

Если он с кем-то поссорился, то его надо научить мириться с людьми.

-Где же мы с Вами сегодня были?

-В «Стране вежливости».

-Вы запомнили, что лучше не ссориться? А если поссорились, то обязательно попросите друг у друга прощения и помиритесь. Сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Ребята, вам понравилось занятие?

Чему мы научились сегодня?

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Чтение художественной литературы»

                Конспект НОД в старшей группе

                По образовательной области

            «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: Л.А. Косьмина

           Тема. Чтение русской народной сказки

                   «Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель. Познакомить с русской народной сказкой, помочь детям понять ее смысл.

Задачи. Учить понимать характеры и поступки героев.

               Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

               Познакомить с фразеологизмом «душа в душу»

               Обогащать словарь детей.

               Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование. Книга с иллюстрациями, плоскостные фигурки:

                              Воробей, мышь, блин. «Чудесный» мешочек с

                              мелкими игрушками: медведь, лиса, бабка,

                              заяц, курица, лягушка, мышка, волк, петух, кот.

                              Маски: воробей, мышь, блин.

                        Ход занятия.

1. Вводная часть.

Воспитатель (на плечи накинут павлово-посадский платок) подзывает детей

— Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки,

  Сказки старинные, некороткие, недлинные.

  Подходите-ка, друзья, расскажу вам сказку я.

2. Игра «Чудесный мешочек».

— Пришла я к вам, ребятушки, не с пустыми руками, а с чудесным мешочком.

— Ты достань из мешочка игрушку,

  Да скажи, из какой сказки будет зверюшка.

Дети достают из мешочка игрушки-персонажи сказок: медведь, лиса, бабка, заяц, курица, лягушка, мышка, волк, петух, кот и называют, из какой они сказки.

— Молодцы, ребята, много сказок знаете. А какие это сказки? (русские народные). Поставьте игрушки на полку и проходите на стулья.

3. Рассказывание сказки.

— Сегодня я вас познакомлю еще с одной русской народной сказкой. Только имена у героев необычные: Крылатый, Мохнатый, да Масленый. Вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки? (жили-были…) Это называется зачин.

— Ну, так, слушайте.

Во время рассказывания воспитатель выставляет плоскостные фигурки.

4. Беседа по содержанию с показом иллюстраций.

— Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (плохо, бедой может обернуться).

— Как жили друзья вначале? (хорошо, дружно). « Жили они, поживали, друг друга не обижали» (показ картинок)

— Можно про них сказать: «Жили душа в душу»? Когда так говорят?

— Чем друзья занимались? (чтение отрывка)

— Почему друзья рассорились? (каждый решил, что у другого работа полегче, да повеселее)

— Что они порешили? (поменяться работой)

— Что произошло с Блином? (пол бока лиса отъела) (показ картинок)

— А с Мышью что стало? (обварился, ошпарился)

— А каким нашел Блин Воробья? (клюв насторону, слезами заливается)

— Как вы думаете, почему из Блина не получился охотник, а Мышь не сумел приготовить вкусную еду? (взялись за чужую работу, а делать ее не умеют)

— Блин в конце сказки сказал такие слова: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.» Как вы понимаете эти слова? Почему Блин так сказал? Бедой для всех это кивание на других обернулось.

— Чем  закончилась сказка? «Поплакали, погоревали и стали снова жить-поживать по-старому»

— Кто запомнил концовку? (хоровое проговаривание)

5. Драматизация отрывка (использование масок).

— Вспомните, как каждый рассказывал о своей работе? (чтение отрывка)

— Кто хочет исполнить роли Блина, Мыши, Воробья?

1реб. – А я, Блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу – вот щи и жирные!

2реб. – А я, Мышь, дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, — хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча!

3реб. – Да и я, Воробей, не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!

6. Итог.

— Сказка заканчивается грустно: каждый пострадал от своей глупости, но запомнили на всю жизнь, что каждому нужно хорошо делать свое дело, не перекладывая его на чужие плечи.

— Дети, понравилась вам сказка? Я предлагаю вам нарисовать понравившихся героев этой сказки.

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе р. н. с. «Хаврошечка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе  р. н. с. «Хаврошечка»

 Цель: Создание  положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей, развитие фантазии, образного мышления, воображения через театрализованную деятельность.

Задачи:

-Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».

-Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситуациях, понимать нравственную сторону поступков окружающих.

-Учить детей эмоционально разряжаясь, сбрасывать зажимы, «отыгрывать» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, тревогу. С помощью участия в сказке уравновешивать психику детей, снимать эмоциональное и телесное напряжение. Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения: развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

-Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.

-Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.

-Развивать координацию движений, умение слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.

Ход занятия

-Игровая мотивация: дети стоят на ковре, улыбаются друг другу

— Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (Игрушкка)

— Что вы можете о  корове рассказать?

Д.(ответы детей).

– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра  — в сказку нам идти пора.

Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»

Дети садятся на стулья. Звучит музыка.

Сказка:

Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

 «Чистка кастрюли»

– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.

«Уборка пола»

– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.

Дети выполняют упражнение.

– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.

 Пальчиковая гимнастика:

Дай молочка Буренушка

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котятки

Малые ребятки

Дай им сливок ложечку

Творогу немножечко

Масло , простоквашки,

Молочка для кашки

Всем дает здоровье

Молоко коровье

Слушаем сказку дальше:

Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

«Печаль Крошечки-Хаврошечки»

– Ребята, тяжело жилось  Хаврошечке?  Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)

– А как можно пожалеть Хаврошечку?  Что можно ей сказать или сделать?

– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.

(Ответы детей)

Слушаем сказку дальше:

Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.

«Танец Луговых цветов»

– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.

«Заветные слова»

(гимнастика для глаз)

Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка

«Спи глазок, спи другой»

Слушаем сказку дальше:

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

«Танец в саду»

– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

«Изобрази недовольство»

– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)

– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.

– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

Итог занятия:

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

— С какой сказкой вы сегодня познакомились?

— Назовите главных героев сказки

— Кто помогал Хаврошечке?

— Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?

— Почему хозяйка приказала зарезать корову?

— Кто понравился вам из героев сказки и почему?

— Какая была Хаврошечка?

— Как называется человек который любит трудиться?

— Чем закончилась сказка?

— Чему вас научила эта сказка?

 Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова

«Ра-ра-ра  — возвращаться нам пора»

И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект занятия по художественной литературе в старшей возрастной группе. В. Сутеев «Елка».

Конспект занятия в старшей возрастной группе.

Образовательная область: Речевое развитие.

Образовательный маршрут: «Литературная радуга»

Чтение произведения: В. Сутеев  «Елка».

Цель: 

изучение сказки «Ёлка».

Задачи:

Обучающие:

-формировать интерес к творчеству В. Сутеева;

— учиться делиться по подгруппам и выполнять различные упражнения;

— выражать свое отношение к поступкам героев;

        

— учиться характеризовать героев произведения по их поступкам.

Развивающие:

— развивать речь детей, расширять словарный запас;

-развивать зрительное и слуховое восприятие;

— развивать внимание, зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику;

Воспитательные:

— способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, накоплению читательского опыта;

— воспитывать интерес к сказкам.

Оборудование: изображение снеговика, елки, новогодняя обстановка в группе, пластилин, стеки, дощечки для лепки, бумага, краски, кисти, салфетки, карандаши, счетные палочки.

Предварительная работа: беседа про зиму, Новый год, чтение сказок В. Г. Сутеева

Ход занятия: 

Организационный момент:

Ребята и воспитатель садятся в круг. На демонстрационной доске изображения к сказке В. Г. Сутеева «Елка».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем читать новую сказку, а какую, вы догадаетесь, отгадав стихотворения-загадки. Но будьте внимательными, т. к. загадки с подвохом.

Воспитатель: Много-много-много лет

Дарит нам подарки Дед,

Дарит елку, поздравленья,

Этот праздник — … День рожденья?

Дети: Новый год.

Кто он, с белой бородой,

Сам румяный и седой,

Он всех лучше и добрей!

Догадались? — …Бармалей?

Дети: Дед Мороз.

Воспитатель: К нам приехал Дед Мороз,

Внучку юную привез.

Дети ждут ее подарка –

Эта девочка — … Русалка?

Дети: Снегурочка.

Воспитатель: Вот она, красавица,

Вся переливается!

Принесли ее с мороза,

Это дерево — … береза?

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Кто помощник Дед Мороза?

Кто с морковкой вместо носа?

Кто весь белый, чистый, свежий?

Кто из снега сделан? — …Леший?

Дети: Снеговик.

Воспитатель: О каком празднике эти загадки?

Дети: о Новом годе?

Воспитатель: В какое время года он бывает?

Дети: зимой

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь, февраль

Воспитатель: Какие изменения происходят зимой в природе?

Дети: становится холодно, выпадает снег, короткий день и. т. д.

Воспитатель: Вы любите зиму? Почему?

Дети: дети перечисляют почему любят зиму (зимние игры, забавы, развлечения)

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по

одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по ладошке одной руки

указательным и средним пальчиками другой руки)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя

ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения

всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным

пальцем пр. р. по ладони л. р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на колени то

одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой

ложкой, руки под щёки)

Воспитатель: Ребята, а почему вы любите Новый год?

Дети: волшебство, подарки, Дед Мороз и. т. д

Воспитатель: А какое дерево самое главное в Новый год?

Дети: Ёлка

Воспитатель: Правильно. Сейчас я вам прочитаю сказку Сутеева «Елка»

Чтение сказки. Серия вопросов по прочитанному материалу

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: да, нам очень понравилась сказка.

Воспитатель: В какое время года начинаются события в сказке?

Дети: события начинаются в последний день декабря.

Воспитатель: Кому написали письмо дети? О чём просили?

Дети: дети написали письмо Деду Морозу, чтобы он прислал им из леса самую пушистую и зеленую елку. 

Воспитатель: Как работали ребята? Кто главный герой?

Дети: работали ребята дружно и слажено, и получился у них Снеговик – почтовик.

Воспитатель: С кем отправился в путь Снеговик? Кто взял письмо?

Дети: Снеговик отправился в путь с щенком Бобиком. Когда Снеговик развалился, лиса взяла письмо.

Воспитатель: А кто помог Бобику и спас Снеговика? Кто вернул письмо?

Дети: Снеговика заново слепили зайцы и белки. Медведь и сорока помогли Снеговику вернуть письмо. 

Воспитатель: Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят? Почему сказка называется «Ёлка»?

Дети: Дед Мороз выручил Снеговика, дал ему сани, чтобы снеговик быстрее добрался с елкой до ребят.

Воспитатель: Чему эта сказка вас учит?

Дети: всегда приходить на помощь, взаимовыручку, подмогу.

Воспитатель: Сейчас мы будем выполнять различные задания по нашей сказке. Но для этого надо разделиться на маленькие группы. Давайте сосчитаемся.

Проходит деление ребят на три подгруппы.

1) Подгруппа: рисуют снеговика.

2) Подгруппа: лепят снеговика.

3) Подгруппа: конструируют снеговика или елку.

Самостоятельная работа детей.

Подведение итога занятия:

Воспитатель: Какое произведение мы сегодня слушали?

Дети: Владимира Сутеева «Елка».

 Воспитатель: К какому жанру оно относится?

Дети: к сказке, потому что здесь есть происходит волшебство, и лесные животные умеют разговаривать.

Воспитатель: Понравилась сказка? Хочется ее еще раз прочитать?

Дети: да, очень.

Воспитатель: Чему нас сказка учит?

Дети: всегда приходить на помощь, взаимовыручку, подмогу.

Воспитатель: Какое настроение у нас, после прочтения сказки?

Дети: хорошее, радостное, новогоднее, хочется верить в чудеса. 

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: карта занятия по чтению художественной литературы

Мотивационно-

Побудительный

Организационно-

поисковый

Рефлексивно-

корригирующий

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.
Старичок-Лесовичок: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?
Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес! Какой воздух в лесу?
А какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет.  Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица леса вышла на охоту.

Лесовичок: Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.  

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М. Пришвина в презентации).
  И сегодня мы  познакомимся с произведением М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.
-В рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.
Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).
Копуля —  это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.
Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.

-Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.

Старичок-Лесовичок:  Понравился вам рассказ? О какой птице рассказывает автор? Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
Что автор рассказывает о сосновой смоле? Какие названия трав вы запомнили? Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? Почему писатель так назвал свой рассказ? Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? А хлеб есть полезно?  В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?
Лесовичок:  Молодцы, какие вы! А  теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!

Игра «Правда — неправда»  (Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).

-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?
-В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
-Под заячьей капустой лежал кусок батона?
— А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
-Зиночка съела  этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.
                                   Физкультминутка

Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, чудеса у нас на свете: Стали карликами дети а потом все дружно встали, великанами мы стали,
Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли,
и нисколько не устали!
Лесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?
Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал.

— Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)
А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я приду к вам с новым рассказом.  А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Я приготовил вам сюрприз – корзину шишек! Шутка! За то, что вы такие смекалистые и догадливые, вот вам подарочки от меня, Старичка-Лесовичка.

До свидания, до новых встреч!

Здороваются со Старичком-Лесовичком.

Дети отвечают на загадку.

Отвечают на вопросы.

 

Ответы детей.

Внимательно слушают Лесовичка.

Дети слушают рассказ.

 

Ответы детей на вопросы по содержанию рассказа.

Играют в игру «Правда-неправда».

Выполняют движения с проговариванием слов.

Дети отвечают на вопросы.

Прощаются со Старичком- Лесовичком.

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе Чтение «Айболит» К.И. Чуковского

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе

Чтение «Айболит» К.И. Чуковского

Конспект занятия подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

 Федотова Лейсан Равилевна

Программные задачи.

1) Продолжить знакомство детей с произведениями К.И. Чуковского.

2) Познакомить со сказкой «Айболит».

3) Учить отвечать на вопросы по тексту сказки, передавать свое отношение к поступкам героев, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

4) Вызывать эмоциональный отклик, желание поиграть с игрушкой на тему услышанного, предоставлять возможность договаривать слова.

5) Воспитывать интерес к творчеству К.И. Чуковского.

Словарная работа: гоголь-моголь, Лимпопо, Занзибар, Калахари.

Ход занятия

       Воспитатель: —

       Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить,

Ручки будут хлопать

Ножки будут топать

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся

Давайте улыбнемся друг другу

Воспитатель: — В гости дедушка Корней, приглашает всех детей, но особенно он рад пригласить таких ребят, кто умеет слушать сказки или любит их читать.

— Ребята, а сейчас давайте вспомним произведения К.И. Чуковского необычным образом, я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

— Вдруг из подворотни —

Страшный великан

Рыжий и усатый? (Таракан)

— В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный (Бармалей)

— Я — великий Умывальник,

Знаменитый (Мойдодыр)

Умывальников начальник

И мочалок командир

— А потом позвонили зайчатки

Нельзя ли, прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки

Пришлите, пожалуйста, книжки (Телефон)

— Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли,

Ищет их она, зовет,

И в дороге слезы льет (Федорино горе)

— Прогулялась я по полю

И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый, маленький комар (Муха-Цокотуха)

Воспитатель: — Молодцы! Вспомнили произведения К.И. Чуковского.

— Знаете, ребята, сегодня к нам в гости придет гость. Послушайте мою загадку:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки на них глядит, добрый доктор (Айболит)

— Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением К.И. Чуковского «Айболит». Воспитатель читает текст.

Физминутка

— Мы веселые ребята (шаг на месте)

Дружно делаем зарядку

Вправо — раз, влево — раз (руки на пояс)

Улыбнемся всем сейчас

На носочки дружно встанем,

Руки к солнышку потянем

Загляни к нам солнышко

И погрей нам горлышко

Ну, а если заболеем (ладони к щекам)

Нам поможет Айболит (наклоны головы)

Витаминки нам пропишет

И микстурой угостит (ладошки мисочкой)

 Вопросы по тексту

— Понравилась ли вам сказка?

— Чем она вам понравилась?

— Кем был Айболит? Что он делал?

— Какие звери приходили к Айболиту7

— Почему плакала зайчиха?

— Зачем доктор Айболит отправился в Африку?

— Как он узнал, о том что заболели звери?

— Легко ли доктору было добраться до больных зверей?

— Кто помог Айболиту преодолеть море? Горы? Лес?

— Расскажите, что в это время происходило в Африке?

— Как доктор лечил больных зверей?

— Вылечил он зверей!

Воспитатель: —  Молодцы! В дверь постучался доктор Айболит и принес детям витаминки. Доктор Айболит приглашает детей поиграть с ним, нужно выбрать любого животного и подойти и полечиться у доктора.

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) по теме: Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»

 Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»

Программное содержание:

Познакомить детей с рассказом В.Осеевой «Печенье».

Учить детей понимать и оценивать характер главных героев.

 Развивать у детей умение слушать художественное произведение,  отвечать на вопросы, поддерживать беседу,  высказывать свою точку зрения.

Прививать навыки культурного поведения в общении друг с другом.

Ход занятия

Ребята, я знаю, что вы все умеете здороваться. Но знаете ли вы, что здороваться можно по-разному.

Давайте попробуем поздороваться. Какие слова можно использовать для приветствия? (Добрый день, привет, доброе утро, приветствую вас и т.д.)

Молодцы ребята, вы очень воспитанные, знаете много вежливых слов.

А я  знаю мальчиков, которые таких слов не знают!

Их зовут Миша и Вова. Из какого они рассказа, вы знаете?

Эти ребята из рассказа «Печенье» Валентины Осеевой.

      Я вам предлагаю его послушать.

       Чтение рассказа.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба.

Вопросы по содержанию

Что сделали мама и бабушка в начале рассказа?

Что попросил у бабушки Миша? Как он сказал?

 Как вели себя ребята вначале рассказа?

Знают ли мальчики вежливые слова?

Почему мама и бабушка стали грустными и замолчали?

Как вы считаете, правильно ли поступили мальчики?

        Чем закончился рассказ?

Как бы вы поступили, если были  бы на месте мальчиков?

Ребята, о чем этот рассказ?Чему он нас учит? (Быть вежливыми, внимательными друг к другу). Я думаю, что вы будете вежливыми и внимательными.

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Слово наоборот»

Грустный-…, вежливый-…, жадный-…, добрый-…., быстрый-…

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *