cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Когутов михаил из белой калитвы – Михаил Когут | Facebook

Содержание

Бои под Белой Калитвой | Меотида: История, культура, природа нижнего Дона и приазовья

У Аркадия Гайдара в повести Р.В.С. есть короткое, но очень точное и яркое описание событий Гражданской войны на юге России:

«А везде беспокойно бурлила жизнь. Где-то недалеко проходил большой фронт. Ещё ближе — несколько второстепенных, поменьше. А кругом красноармейцы гонялись за бандами, или банды за красноармейцами, или атаманы дрались меж собой.»

Этот эпизод даже экранизирован в фильме «Бумбараш», снятом по мотивам произведений А.Гайдара о Гражданской войне.

Конечно, образ этого места и этих событий — собирательный. Но есть в истории Гражданской войны страницы, которые очень подходят к этому описанию.

Одна из таких страниц — события в окрестности нынешнего города Белая Калитва, в те времена станицы Усть-Белокалитвенской. Особенность этого края в тесном соседстве казачьих, шахтерских и слободских поселений. У казаков  в Усть – Белокалитвенской, Ермаковской, Екатериненской станицах и многих хуторах  преобладали настроения в поддержку белого движения. Понятно, что шахтеры – пролетарии поддерживали красных.

Почему вспомнил об этом районе и о том времени?

В краеведческом музее Тацинска, среди богатой экспозиции о Гражданской,

увидел это фото. Надпись – «Московские красногвардейцы отправляются на Дон для подавления калединского мятежа.»

Тут же вспомнил балку Медвежью и рассказанный местным жителем трагический эпизод весны 18-го года.

Прочитайте, пожалуйста, эту заметку.

Сразу пришла мысль, что на фото в Тацинском музее именно эти молодые люди, которых порубили казаки в балке Медвежьей.

Сочинил такую картинку  для того, чтобы уяснить себе ход событий 18-года в этом районе.

В начале апреля, а точнее 5-6 числа, белоказаки под командованием полковника Быкадорова из района Екатериненской (ныне Краснодонецкой) наступают на Богураево, где под властью Реввоенсовета формировались красногвардейские отряды, в основном из рабочих окрестных Васильевских и Свинаревских шахт. Атака белых отбита.

В ответ  10 апреля красногвардейцы занимают Екатериненскую. Очень вероятно, что отряд красных погибает в балке Медвежьей во время этих событий.В конце апреля белоказаки возвращают себе контроль над Екатериненской. Это связано с общим отступлением красных частей из Украины под давлением белых и кайзеровских войск.

Эта картина тоже из Тацинского музея.

Под ней такая подпись.

Как красные расправлялись со своими противниками – картин нет по понятным причинам. А на могиле расстрелянных казаков станицы Екатериненской, которую показали мне местные жители, я побываю еще раз этим летом и расскажу вам.

В начале мая – 7-го числа, 3-я и 5-я Красные украинские армии под командованием Ворошилова отступают из района Усть-Белокалитвенской к Царицыну. (Большая стрелка)

В это же время  отряд Подтелкова и Кривошлыкова проходит через Усть-Белокалитвенскую, направляясь на север области в надежде поднять казачество на борьбу с Белыми и кайзеровскими войсками. 11 мая  Подтелков с Кривошлыковым повешены в хуторе Пономареве. Их товарищи расстреляны. Эпизод хорошо снят у Герасимова в «Тихом Доне».

8 мая белоказаки Быкадорова штурмуют Усть-Белокалитвенскую у Караул горы. В это же время к станице подходят кайзеровские войска, они бомбят с аэропланов расположения красных у станицы. Скоро весь район занят германцами. Небольшой разъезд Грачи, к востоку от станицы, был крайней точкой продвижения оккупантов.

Помимо красных, белых и германцев, в районе постоянно действовали банды самой разной окраски. История донесла до нас прозвище одного из вольных атаманов – Кучум. На самом деле это был белый офицер из хутора Ясиновского Д. Свеколкин. О красных бандах, опять же по понятным причинам, рассказов почти нет.

И это только события 1918 года, а впереди был не менее кровавый 19-й.

Уже писал, что с высоты прошедших лет, одинаково дороги и те и эти, одинаково больно и за тех, и за других. 

Как хочется, чтобы кровь предков превращалась в мудрость потомков. Не получается.

meotyda.ru

История нашего края из архива И. И. Колодкина, известного историка и краеведа — О Городе — Каталог статей

Долгое время наша история оставалась тайной за семью печатями. А о том, что происходило в нашей Белой Калитве и окрестностях вообще мало известно. Мы предлагаем вашему вниманию продолжение исторических изысканий из архива И. И. Колодкина, известного историка и краеведа:

У казачьего населения Дона была своя цель и задача в этой войне. Была у него и своя Армия. Она так и называлась: Донская Армия, и Флот. Летом и осенью 1919 года главнокомандующим Донской Армией и Флотом был генерал-лейтенант Сидорин. А Белая Армия – Добровольческая Армия – это Армия Российская. Конечно, в Белой Армии служили и казаки, может быть, значительная часть казаков. Но не все казаки поддерживали Добровольческую Армию. Донская Армия, а в нее входили не только казачьи подразделения, но и полки из иногородних жителей Дона, из крестьян, рабочих, и Белая Армия были союзниками в Гражданской войне в борьбе с большевиками и советской властью под руководством коммунистов. Ведь после террора, устроенного советской властью, когда войска красных пришли на Дон первый раз, началось Верхнедонское казачье восстание под лозунгом: «За советскую власть, но без коммунистов».

Подтелков и Кривошлыков с отрядом шли на восток, на станцию Грачи и отметились в Богураеве. Как-то они здесь мало шкоды наделали. Зато весной 1918 года за несколько дней до Вербного воскресенья, уже из Белой Калитвы на Лихую двигались отряды красногвардейцев под руководством Романовского, профессионального революционера. Шли они на Лихую, чтобы по железной дороге повернуть на Москву, А им навстречу шли 73 эшелона революционных войск под руководством К. Ворошилова и других. Дело в том, что это был сборный контингент войск.

Тут были и красногвардейцы, и бойцы украинской Красной Армии. Были отряды и батальоны интернациональные. Были анархисты и просто ассоциации воров и бандитов без определенной политической ориентации. Были отряды уголовников, покинувших царские тюрьмы. Все они, конечно, ненавидели казаков и как могли «гуляли» по Дону: жгли, казнили, насиловали.

«У нас на постое был красноармеец. Достал наган из кобуры и матери ствол в рот сунул: «Давай блины закундрючивай, а то мозги вышибу на глазах у твоих …». Она ему в ответ: «Да я не дюжа тебя боюся. Блинов спяку. Да с чего, муки-то нету». Он с товарищами запряг лошадей в бричку и поехали они на гору, где хуторские могилки, на Халабудин ветряк (ветряная мельница). Привезли муки в мешках: брали, сколько хотели. Мать пекла блины, а красноармейцы ели. Откуда-то сметаны принесли, меду». (Губарева Е.Н.).

Красноармейцы ели блины в х. Богураеве примерно за день-два до Вербного воскресенья весной 1918 года. И шли они походом по железной дороге на самодельном бронепоезде из Белой Калитвы на Москву через узловую станцию Лихая. Бойцы были, в основном, все рабочие, шахтеры. Но какие шахтеры? В основном, это не местные коренные шахтеры, а пришлые, из дальних российских губерний. А накануне, с 1914 года Россия вела непрерывную войну с Германией, Австрией и другими их союзниками. А шахтеры на действующих шахтах были по брони. Шахтеров из крестьян-иногородних коренных жителей Дона забрали на войну, а пришлые остались работать. Потому как шахты давали уголь, необходимый для железной дороги и для заводов – оружие делать. Казаки-станичники Белой Калитвы тоже были мобилизованы на фронт. Вот что нам известно.

Из Белой Калитвы и окрестных хуторов, принадлежащих ей, были мобилизованы на театр военных действий и на службу 11 Донской казачий полк, 28 Донской казачий полк, 45 Донской казачий полк, 4 сводный Донской казачий полк, а также казаки-белокалитвинцы служили в отдельных сотнях. Часть казаков служила в 10 Донском казачьем полку, особенно офицеры. Также из Белой Калитвы ушли казаки служить в Лейб-гвардии Его Величества Казачий полк, служили в Лейб-гвардии Атаманском полку, в 6 Гвардейской батарее и в казачьих батареях.

В Казачьем полку было 600 человек, и конь считался как боевая единица. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, сколько же казаков было мобилизовано, и кто оставался в юрту. А оставались тут, в основном, старики, женщины и подростки, дети. На их плечи легла вся тягота. Нужно было пахать, сеять, собирать урожай, растить детей.

Вот тут и развернулись революционеры, заехавшие еще в 19 веке на Дон, в том числе и в Усть-Белокалитвинский юрт. Кто бы мог подумать, в основном они были из купеческой среды. Явились они с бывшей старой границы на стыке нынешней Гомельской области (Белоруссия), Смоленской области (Россия) и Черниговской области (Украина). В беседах с участниками событий упоминались такие населенные пункты: Новозыбково, Клинцы, Злынка, Добрянка. А часть явилась на Дон с Австро-Венгерской границы, с Дуная. В частности, рассказывали, что во время Германской войны, накануне событий, описываемых нами, занимался агитацией среди шахтеров человек умный, грамотный, тонкий политик агитатор Белугин. Его предки приехали в станицу Екатериновскую (Краснодонецкую). Там у них были лабазы, лавки, магазины. Сами они из староверов-поповцев.

А наш герой перебрался в Белую Калитву и тут вел пропаганду среди шахтеров и местного населения. Дело не только ограничивалось пропагандой и агитацией. Боеспособные казаки и солдаты на войне, на фронте. Местная власть – атаман, казачье и волостное правление оказались в руках слабых, немощных  стариков. Чтобы подкрепить агитацию делом, стали угонять скот, чтобы озлобить население, вызвать недовольство. Угоном скота не ограничивались. То там, то там злостно нарушали веками сложившийся уклад казачьей жизни. Дошло до того, что в Белой Калитве свили гнездо фальшивомонетчики – чеканили фальшивую монету. Такая обстановка сложилась в Усть-Белокалитвинском юрте накануне весны 1918 года.

Так что революционные организации в Белой Калитве к началу гражданской войны выросли и созрели, обросли бойцами и сочувствующими. А руководители дружин поднаторели в разбое по хуторам. Население осталось практически незащищенным. А фронтовики стали возвращаться в юрт, считая себя «большевиками». И были они без оружия, только лошади и шашки, потому что их разоружали по дороге, оставляя коня, седло и шашку-собственность. Так что революционерам всех мастей в нашем юрте с оружием оказалась проблема.

Пока казаки дошли до дома, у них уже нечего было отбирать – карабинов не было. А у лидеров установка была: войну международную перевести в войну гражданскую. И окончание внешней войны они воспринимали как начало гражданской войны. Нужно было оружие. Революционеры (а они уже действовали открыто, легально в нашем юрте, ведь рядом с Атаманским Правлением действовали Ревкомы и Советы) имели связь с окружением Ленина. Секретарь Ленина была, якобы, выходцем из тех же губерний, откуда и наши местные революционные лидеры. Через нее нашли подход к вождю мирового пролетариата. Он распорядился на рудники прислать нужное количество винтовок, патронов, пулеметов и т.д. Когда пришли вагоны с оружием на ст. Грачи и дальше по железной дороге, казаки не обратили на это внимания, занимаясь своими мирными делами.

«Власть знает, что делает». Кто будет проверять пломбированные вагоны? Оружие было доставлено по назначению, получено и роздано бойцам. Вот тут-то все и началось к весне 1918 года. Оружие было применено в первую очередь против зажиточных казаков и иногородних, против хозяев шахт, землевладельцев и тех же купцов. У кого было что нажито, стали понимать, что угроза явная не только их имуществу, но и жизни семей. А так как казаки способны к самоорганизации, они долго дремали, то первыми спохватились зажиточные слои казачества и иногородних.. А основная масса народонаселения выжидала, соблюдая нейтралитет. Инициативная группа казаков и иногородних собралась в станице Екатериновской. Перед ними стоял один вопрос: что делать? От хутора Богураева был старик-лавочник по прозвищу Зарубай. В станице Екатериновской было решено организовать самооборону. В режиме реального времени собрались со всех хуторов станицы Усть-Белокалитвинской, со всего юрта, казаки на лугу против хутора Дубового на Круг.

И здесь решался вопрос: что делать? Здесь наметился явный раскол в казачьем обществе юрта. Казачьи офицеры, кстати, по натуре весьма сентиментальные, умные, женатые на представительницах местечек западных губерний России, на «полячках», категорически выступили против вооруженного восстания. Присутствовавшие на этом Круге мне говорили:

— Казак, офицер хутора Свинарева, выступил на этом Круге с брички. «Нам, казакам, против Красной армии и советской власти выступать не надо! Мы не сможем их одолеть». При этом он снял свою кавалерийскую бекешу и показал собравшимся казакам рукав: «Вот это – мы, Донская область, казаки. А это – все остальные, Россия с ее населением. Они камня на камне не оставят от наших хуторов и станиц. И людей наших уничтожат.» Но наиболее горячие казаки зашумели: «Судить его! Долой погоны. Расстрелять!» В эти минуты отец Кононова Артема Степановича очень боялся за жизнь своего сына (а это был он).

Насколько все-таки трезво мыслили в такой ситуации казаки, и в первую очередь, старики. Казаки хоть и знали пословицу: не каждый старый кобель Батька, но стариков слушали. Кононова Артема Степановича арестовали, присудили к 10 годам и отправили в окружную станицу Каменскую, где он просидел более года почему-то в пороховом погребе в заключении, а не в тюрьме.

На этом Круге было решено организовать 9 пеший Белокалитвинский полк из казаков и конную казачью сотню. По сотням и взводам распределили офицеров. Наш юрт оказался на военном положении, как со стороны казачьих формирований, так и со стороны вооруженных отрядов Красной Армии.

На Майдане станицы Усть-Белокалитвинской показался отряд конных казаков, вооруженных шашками. Собрались у станичного Правления. Красногвардейцы занимали железнодорожный вокзал и пристанционные казармы, контролировали железную дорогу. Красная гвардия в порядке отошла из станицы к железной дороге на х. Форштадт. В это время со стороны станицы Екатериновской подошла конная сотня. Собрались в лаву. Атаковали со стороны Караула станцию с шашками наголо. У красногвардейцев был бронепоезд: паровоз, несколько полувагонов. Полувагоны в середине обшиты деревянными шпалами. В стенах полувагонов проделаны амбразуры для стрелков и станковых пулеметов.

В составе бронепоезда были и открытые платформы, обложенные мешками с песком. На них артиллерийские орудия. Был дан приказ машинисту вывести бронепоезд на кривую, в сторону х. Дороговского. И казачья атакующая лава екатериновцев стала видна, как на ладони. Красногвардейцы открыли огонь по казакам из пушек и пулеметов. Казаки повернули морды коней назад. Тут были первые жертвы екатериновцев, убитых Красной гвардией в открытом столкновении.

И.И. Колодкин, С. СМИрнофф

Материал взять с сайта www.kalitva.ru

kalitva-history.ucoz.com

График приема

поселение

Ф.И.О.

Время приема

Место приема

Белокалитвинское

городское поселение

ХАРЧЕНКО

Сергей Владимирович

3-я среда

месяца

с 9.00 до 12.00 часов

Здание Администрации Белокалитвинского района, каб.№114

Депутатами Собрания депутатов Белокалитвинского района 6 созыва

поселение

Ф.И.О.

Время приема

Место приема

Белокалитвинское

городское поселение

БЛАТМАН

Михаил Леонидович

каждый четверг месяца

с 16-00 до 18-00 часов

г. Белая Калитва, ул. Вокзальная 31

Богураевское сельское поселение

БЕЛОКОНЕВ

Владимир Павлович

Каждый понедельник,

вторник, пятница месяца

с 8.00 до 12.00 часов

Администрация Богураевского сельского поселения

МАРКОВ

Василий Леонидович

каждый 2-й

понедельник месяца

с 15.00 до 17.00 часов

Здание конторы ОАО «Новый труд»

х.Богураев, ул.Центральная, 41

Горняцкое сельское поселение

СНИСАРЕНКО

Ольга Павловна

1-я, 3-я пятница месяца

с 9.00 до 10.00 часов

п.Горняцкий

ДК имени Артема

1-й понедельник месяца

с 15.30 до 16.30 часов

Администрация Горняцкого

сельского поселения

2-я пятница месяца

с 10.00 до 11.00 часов

Здание Крутинской Администрации

2-я пятница месяца

с 11.00 до 12.00 часов

Здание Погореловского клуба

4-я пятница месяца

с 11.00 до 12.00

Ст.Грачи

БАКАНОВА

Зоя Алексеевна

1-я, 3-я пятница месяца

с 9.00 до 10.00 часов

п.Горняцкий,

ДК имени Артема

Грушево-Дубовское сельское поселение

СЯГАЙЛО

Сергей Леонидович

каждый вторник месяца

с 9.00 до 10.00 часов

Голубинский клуб

каждый вторник месяца

с 10.00 до 11.00 часов

Чернышевский клуб

ДУБИНИН

Николай Алексеевич

каждая пятница месяца

с 10.00 до 11.00 часов

Администрация Грушево-Дубовского

сельского поселения

Ильинское сельское поселение

СУЛИМЕНКО

Юрий Иванович

каждый вторник месяца

с 10.00 часов

Администрация Ильинского поселения

ДМИТРИЕНКО

Виктория Павловна

каждый четверг месяца

с 10.00 часов

Здание Ильинской средней школы

Коксовское сельское поселение

КИРЕЕВ

Сергей Иванович

последняя пятница месяца

с 13.00 до 16.00 часов

Администрация Коксовского сельского поселение

МИНАЕВ

Сергей Анатольевич

последний четверг месяца

с 9.00 до 12.00 часов

Администрация Коксовского сельского поселения

Краснодонецкое сельское поселение

БЫКАДОРОВ

Федор Георгиевич

каждый вторник месяца

с 8.00 часов

Администрация Краснодонецкого сельского поселения

БЫКАДОРОВА

Людмила Леонидовна

каждый четверг месяца

с 15.00 часов

Здание Насонтовской школы

Литвиновское сельское поселение

ХОЛОДНЯКОВА

Татьяна Георгиевна

каждая среда месяца

с 14.00 по 16.00 часов

Администрация Литвиновского

сельского поселения

ПУЗАНОВ

Петр Иванович

каждая пятница месяца

с 8.00 до 12.00 часов

В административном здании

ТНВ «Пузанов и К»

Нижнепоповское сельское поселение

ГРИЦЫХИН

Василий Александрович

каждый вторник месяца

с 9.00 до 11.00 часов

Администрация Нижнепоповского сельского поселения

КАПУЗА

Иван Георгиевич

2-й вторник месяца

с 10.00 до 12.00 часов

Административное здание ИП Глава КФХ Капуза И.Г.

Рудаковское сельское поселение

СОНКИН

Владимир Николаевич

каждый вторник,

четверг месяца

с 8.00 до 11.00

Администрация Рудаковского сельского поселения

ТИТОВА

Елена Владимировна

1-й вторник месяца

с 15.00 до 16.00 часов

Администрация Рудаковского сельского поселения

Синегорское сельское поселение

ВОЛКОВ

Николай Иванович

2-я и 4-я пятница месяца

с 10.00 до 16.00 часов

Администрация Синегорского сельского поселения

СОРОКИН

Василий Николаевич

3-я среда месяца

с 17.00 до 19.00 часов

ФАП п.Синегорский

Шолоховское городское поселение

КАЗАКОВ

Михаил Борисович

каждая пятница месяца

с 8.00 до 10.00 часов

Администрация Шолоховского городского поселения

ДРЕНЬ

Анна Васильевна

1-й, 3-й понедельник месяца

с 14.00 до 16.00 часов

Здание ОАО «Шолоховский хлебокомбинат»

kalitva-land.ru

Белокалитвинцы чтят своих освободителей — О Городе — Каталог статей

У Белокалитвинского мемориала на высоте Бессмертия есть своя история, которая стала известна в 60-х гг., благодаря поисковой работе краеведов СШ № 2.

В 1962 году краеведы начали сбор материалов об освобождении родного города от фашистов. Побывали на местах боев у Богатовской переправы, расспрашивали очевидцев, местных жителей. В поселке шахты 3-бис (ныне п. Атаева) краеведы встретились с Александрой Михайловной Питаевой. Оказалось, что она прямо в окопе захоронила павших защитников высоты. Все эти годы она оберегала могилу в сухой степи. Иначе от неё бы не осталось и следа.

Весной 1964 года останки бойцов с воинскими почестями были перезахоронены на площади Павших бойцов у СШ № 4. Но кто они? Каковы их имена? Земля хранила тайну. Два года краеведы собирали материал с помощью ветеранов 112-й Башкирской дивизии, генерал-майора Михаила Дмитриевича Борисова, который командовал 8-м кав. корпусом при освобождении города. Установить имена 30 героев удалось и с помощью архивов. Начался поиск семей атаевцев. Первой удалось отыскать семью Атаева, которая уже более 40 лет считает наш город своей второй родиной. Отправив письмо родным бойца Халеева, краеведы неожиданно получили ответ от него самого. Это для всех была огромная радость, ведь его считали погибшим, а фамилия была высечена на обелиске. Позже Халеев приезжал в наш город, побывал на месте гибели своих товарищей.

Краеведы, учителя и ученики СШ № 2 предложили увековечить место сражения. Учитель рисования Коврижных сам выполнил эскиз памятника. А военком города М.А.Израбеков и работники БКМПО установили обелиск с плитой «Отчизна помнит», на которой высечены имена героев.

21 января 1967 года состоялось открытие памятника. Из Ашхабада приехала семья Атаева. С тех пор ежегодно дети, внуки, правнуки 9 мая собираются на Белокалитвинской земле, чтобы почтить память героев.

Белокалитвинская земля объединила людей из разных уголков страны. Воины 8 национальностей пали в бою за наш город. Сам Атаев – туркмен, были башкиры, узбеки, чуваш, украинец и двое русских. Об этом нам нужно помнить всегда, особенно сейчас, когда сильна национальная рознь, вражда. Неважно, какой ты национальности, если ты любишь ту землю, на которой живешь, знаешь её историю, славное боевое прошлое.

Проходят годы. Уходят из жизни освободители нашего города. Всё меньше рядом с нами тех, кто прошел с боями по Белокалитвинской земле, освобождая её от захватчиков. Сегодня в городе и районе проживает 5 участников боев за освобождение Белой Калитвы:

Аниканов Серафим Григорьевич – х. Чапаев,

Ахметов Александр Антонович – г. Белая Калитва,

Евлахов Виктор Павлович – х. Ясногорка,

Обухов Михаил Николаевич – х. Богураев,

Чекменёв Евгений Семёнович – г. Белая Калитва.

Каждый год 9 мая на Высоте Бессмертия зажигают Вечный огонь. Сюда приходят ветераны Великой Отечественной. Их с каждым годом, к сожалению, становится всё меньше. Приходят молодые люди, которым и в наше время пришлось воевать (Афганистан, Чечня, другие «горячие точки»). Белокалитвинцы несут сюда цветы, признательность и огромную благодарность освободителям.

Ещё войне не виделось конца,

И здесь, под Белой Калитвою,

Была зловещей эта высота

А каждый метр её давался с бою.

Атаев здесь сражался как герой,

Его бойцы на этом пали месте.

За Родину последний приняв бой,

Солдатский долг свой выполнили честно.

Здесь мужества высокий образец,

Истории достойная страница.

Героев помнит Северский Донец,

Их именами город наш гордится.

Пусть жизнь идёт, и много дел, забот,

Пусть стала городом давно уже станица,

Но мы сюда приходим каждый год

Чтоб Высоте Бессмертья поклониться.

Белокалитвинцы помнят и чтят память своих освободителей. Память народа – огромная книга, где записано всё.

С. СМИрнофф

Материал взять с сайта www.kalitva.ru

kalitva-history.ucoz.com

Экскурсия по Белокалитвинскому и Тацинскому районам Ростовской области — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Экскурсию проводит:

Команда школы №7 поселка Шолоховского Белокалитвинского района Ростовской области

Город Белая Калитва.

Доброе утро всем участникам сегодняшней экскурсии. Сегодня вас сопровождают Зверева Татьяна и Калманович Ирина. Мы проведем экскурсию по городу Белая Калитва. Мы начали экскурсию с границы Белокалитвинского района[1] и пока будем двигаться к городу немного о нем расскажем.

Город расположен в месте впадения реки Белая Калитва в Северский Донец, в 168 км от Ростова-на-Дону. Местность в районе пересечения четырех полноводных рек была заселена с глубокой древности. По мнению ряда исследователей битва русских с половцами 1185 г., воспетая Бояном в «Слове о полку Игореве» произошла в междуречье Калитвы и Быстрой. Первое казачье поселение на месте нынешнего города появилось в 1703 по указу Петра I. Эта дата официально считается годом рождения города Белая Калитва. После образования Ростовской области 13 сентября 1937 года в ее состав вошел Белокалитвинский район с центром в станице Усть-Белокалитвинской. Вся дореволюционная и нынешняя история Белой Калитвы связана с казачеством. В мае 1918 года в Усть-Белокалитвинской несколько дней находился штаб 5-й и 3-й Украинских Красных армий под командованием К.Е. Ворошилова. В Великую Отечественную войну Белая Калитва находилась под оккупацией полгода. Ее освобождение проходило в зоне Сталинградской битвы. В то тяжелое для страны и города время 30 солдат восьми национальностей под командованием лейтенанта Аннаклыча Атаева повторили под Белой Калитвой подвиг панфиловцев-эскадрон взял высоту и держал ее более суток. А. Атаеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. В 1941 году станица Усть-Белокалитвинская стала называться поселком Белая Калитва, в 1958 году поселок получил статус города, с 1959 – статус районного центра, с 1988 года город и Белокалитвинский район (76 населенных пунктов) являлся единой территориальной единицей с общим административным управлением. С 1 января 2006 года г. Белая Калитва стал самостоятельным муниципальным образованием в составе Белокалитвинского района, одновременно являясь районным центром и центром Белокалитвинского городского поселения. Город и район расположены в центральной части Ростовской области, на восточной оконечности Донецкого кряжа, на берегах самого крупного притока Дона — Северского Донца. Сам город стоит в устье впадающих в Донец рек Калитва и Лихая.

Историко-краеведческий музей.

По мере продвижения к Белокалитвинскому историко-краеведческому музею, я хочу чтобы вы получили первое представление о нем. Музей расположен на Майдане, в октябре 1996 зародилась идея возведения музея в городе Белая Калитва. Нашли совершенно не приспособленное здание, но после двухлетней, напряженной работы по реконструкции здания и сбору экспонатов в сентябре 1998 года был открыт музей. Собрано более пяти тысяч экспонатов подлинников, часть из которых уникальна и представляет большую историческую ценность. По началу работы было оформлено 15 тематических экспозиционных залов. С гордостью хочу сказать, что музей поистине стал очень популярен, и является визитной карточкой города. В музее ведется большая научно-исследовательская работа по изучению истории Донского казачества.[2] Это основное направление деятельности музея, ведь решением командования Всевеликого Войска Донского историко-краеведческому музею присвоен статус казачьего, и это ко многому обязывает.[3]

Майдан.

Капличка Введенский храм

Историческая часть города — это главная улица станицы — Большая и Майдан, где мы с вами сейчас и находимся. Здесь мы можем рассмотреть и даже посетить возрожденный православный Введенский храм, недавно открывшуюся старообрядческую церковь, капличка — памятник погибшим казакам, памятник жертвам политических репрессий, казачье правление, городской историко-краеведческий музей, и «Кони» — (скульптурная группа, созданная талантливым белокалитвинским скульптором Кальченко С.П.)- все это Майдан.

Парк Маяковского.

Излюбленное место отдыха белокалитвинцев — Парк имени Маяковского. Он находится на слиянии рек Калитвы и Донца. В парке мы будем гулять долго. Он большой, красивый, и таит множество неожиданных открытий. Начиная со входа, мы с вами наблюдаем аллею героев, памятник погибшим афганцам, установленный при поддержке Российского Союза Ветеранов Афганистана. Далее мы наблюдаем памятник атаману Платову — подарок от Войска Донского. История дышит в лицо… Слышите ржание коней? Нет, не почудилось. Впереди конноспортивный клуб. Ухоженные аллеи, скульптуры, рукотворное озеро с лебедями, новые аттракционы, зооуголок, площадки для отдыха…А вот набережная на стрелке Донца и Калитвы. И тут, как и на вершине Караул-горы, перехватывает дыхание. Набережная, как дорога оправа бриллиантового блеска вод. Я предлагаю вам, дорогие участники экскурсии, разойтись по аллеям парка и насладиться красотой природы. А потом встретимся здесь, нас ждет еще столько интересных и красивых мест.[4]

Караул-гора.

Большое видится на расстоянии. Сейчас мы с вами поднимаемся на самую высокую точку г. Белая Калитва на Караул-гору. С этого места город виден как на ладони. В давние времена здесь находился сторожевой пост казаков. Здесь же возведен памятник «Храбрым Русичам-воинам Игоревой рати 1185 года». Монумент установлен в 1970 году. Хочу заметить, что это единственный в России памятник, посвященный трагическому исходу битвы дружины князя Новгород-Северского Игоря Святославовича с половецкой ордой хана Кончака. Века проходили за веками, на смену одним народам приходили другие. Сарматы, хазары, аланы, печенеги, половцы — все они в разное время населяли Донские земли. В период античной Греции в бассейне Черного моря и Азовского греками были основаны несколько городов и колоний. Самым северным был город Танаис. В период формирования русского государства границы древней Руси испытывали постоянный натиск со стороны воинственных кочевых народов. Для предотвращения жестоких набегов на Русь и нанесения упреждающих ударов, сюда в дикое поле снаряжались военные экспедиции. Так весной 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославович собрал боевую дружину и выступил в поход против половцев, готовящихся к вторжению в пределы Руси. Прошу обратить ваше внимание на мнение авторитетных историков, которые утверждают, что битва князя Игоря с половецкой ордой могла произойти, именно, в пределах Белокалитвинского района. Находки, сделанные близ устья речки Лихой, косвенно подтверждают эту версию. Лезвия боевых топоров, фрагменты кольчуг, обломок меча соответствуют времени похода князя Игоря. Все находки, найденные при раскопках вы видели в Белокалитвинском историко-краеведческом музее. Посмотрите вокруг! Только отсюда можно увидеть сомкнувшееся кольцо горизонта. Земля внизу похожа на гигантскую тарелку с загнутыми бортами. И на этом блюде кипит жизнь горожан с большими и маленькими событиями.

Пока мы будем ехать к следующему объекту, хотелось бы познакомить вас с Калитвой — литературной.

Калитва — души моей столица…

В 2003 году вышел в свет сборник стихов о Белой Калитве, посвященный 300-летию города. Книга называется «Калитва — души моей столица». В ней четыре раздела:

«Донская старина» — старинные песни;

«Город юный и древний» — стихи и песни, посвященные Белой Калитве;

«Сердце на ладони»- в основу этого раздела легли лирические стихи местных поэтов;

«Лестовка»- фольклорный уникальный, емкий и лаконичный жанр, рожденный нашим земляком Иваном Колодкинывм и не имеющий аналогов.

На белокалитвинской земле живет много талантливых людей. И просто удивительно, сколько земляков обладает поэтическим даром. Звучат струны души, и идут от сердца слова, которые льются-переливаются, поются-играются. Из поколения в поколение переходят казачьи песни, передаются из уст в уста. Их поем мы и будут петь наши внуки и правнуки, так и не узнав имен сочинителей — прадедов и прапрадедов. Но мы знаем и ценим творчество наших земляков-современников.

Это Александр Снитко, Алексей Данилов, Виктор Боковой, Алексей Сазонов, Михаил Попов, Павел Ильин, Олег Зеленин, Николай Пикуш, Владимир Лях, Валентин Ляхов, Светлана Орехова, Татьяна Долгопятова, Виктор Пичугин, Александр Кравченко, Екатерина Кирьянова, Виктор Минеев, Вальтер Кресс, Ольга Фокина, Светлана Леонова, Василий Долгопятов, Наталья Хиббатулина, Сергей Понедельченко, Филипп Мирошниченко, Тамара Леонова, Иван Манойло, Иван Колодкин.

Каждый автор по-своему интересен. И книга получилась хорошая — искренняя, светлая, наполненная чувством. Стихи о любви наших поэтов, без смущения, украсили бы страницы солидных столичных журналов. Равнодушным читателя они никак не оставят. Мы предлагаем вашему вниманию попурри на стихи авторов сборника «Я в любви признался городу» [5]

Две Сестры.

А сейчас давайте мы немного расскажем о том, какие есть у нас ещё удивительные места. На западе Ростовской области, на правом обрывистом берегу Северского Донца, километрах в восьми южнее города Белой Калитвы, недалеко от хутора Какичева, расположены две совершенно одинаковые стометровые горы – Две Сестры. Они находятся в восточной части Донецкого кряжа, крутыми уступами ниспадающего к Донцу. Сотни миллионов лет назад тектонические процессы так вздыбили здесь земную кору, что пласты горных пород: известняка, песчаника и прочих – с тех пор залегают под углом тридцать – сорок градусов к горизонту. Их обнажения, свободные от осадочных пород, напоминают гребни древних динозавров, которые, возможно, когда-то паслись в этой заросшей дремучими лесами местности. Из обильной растительности впоследствии образовались богатейшие залежи одного из самых крупных месторождений планеты – Донецкого каменноугольного бассейна.

Две Сестры иногда называют Грядными или Гребенными горами, а также Сарматскими (сарматы жили здесь две тысячи лет назад ). Казачья легенда гласит, что Две Сестры — это окаменевшие девушки-близнецы, красавицы, тоскующие по возлюбленным и горюющие о своей несчастной доле, потому что их женихи, разлученные с ними, превратились в орлов и парят в небе над крутыми каменистыми хребтами гор. Сестры смотрят в тихие донецкие воды – и кажется, что вековое спокойствие разлито вокруг то зеленых, то седых, то заснеженных склонов. Можно сказать,что это – одно из самых красивых мест Ростовской области. И ещё пару слов о интересных фактах существования этих гор. В 70-х годах прошлого века московские оборонщики заинтересовались странным явлением: военные лётчики сообщили, что при приближении к Двум Сёстрам на радаре исчезает сигнал. В Белую Калитву даже приезжали учёные из Москвы, но результаты их исследований остались засекреченными. И в наши дни Две Сестры всё так же окружены тайной. Много странного здесь происходит. Некоторые местные жители и близко не решаются подходить к этим горам. Других, наоборот, тянет сюда, будто магнитом. Частенько над Двумя Сёстрами люди видят НЛО. Они подолгу зависают над горами. Исследователи аномальных явлений говорят, что здесь очень сильная энергетика: дают о себе знать карстовые разломы.[6]

Авиловы горы.

Вот и подошли мы к последней достопримечательности Белой Калитвы — это Авиловы горы. Эти горы овеяны легендами. Одна из них — об Авиловой пещере, что находится в одноимённых горах,где когда-то жил монах-отшельник… В царствование Петра I, во время великого наводнения, старца забрали из пещеры. Куда он делся потом, история умалчивает. Однако сохранилось предание, что проводить его вышло великое множество народа. Авила громко выкрикивал с плота, что станица будет богата хлебом, но деньги в ней не будут водиться. Белокалитвинцы шутят, что это предсказание до сих пор остаётся в силе: миллионерами Белая Калитва не славится… Местные жители уверяют, что в Авиловой пещере до сих пор обитает дух загадочного старца. Некоторые туристы слышат шаги кого-то невидимого, бродящего по пещере, другие даже видят призрак. А экстрасенсы искренне верят, что если остаться здесь ночевать, то во сне можно увидеть своё будущее.

Авиловы горы — лишь малая часть большого Донецкого кряжа, известного в древности под названием Сарматские горы. Авиловы горы расположены на живописном берегу реки Калитва. Они довольно высоки и со стороны реки обрываются отвесной скальной стеной, отражаясь в зеркальной глади воды.

У самой вершины скал находится Авилова пещера. Пройти к ней непросто: по самому краю обрыва вьётся настолько узкая тропка, что не везде можно поставить ступню. Поэтому подниматься приходится долго, местами всем телом прижимаясь к отвесной стене, чтобы не сорваться.

Интересно, что пещеры Авиловых гор упоминаются ещё в старинных письменных источниках. Один из путешественников писал, что «с левой стороны Донца есть довольно высокие горы, называющиеся Авиловы; в них существуют пещеры или углубления — признаки жилищ, а в окрестностях их — различные монеты, глиняные черепки и другие вещи. В одной из пещер задавлен большим обвалившимся камнем какой-то необыкновенный зверь, кожа которого чрезвычайно толста, и эту кожу ещё недавно многие отрезывали из любопытства». Более поздние исследователи предполагают, что диковинным зверем был не кто иной, как… пещерный носорог. Ведь когда-то климат в наших краях был совсем другим и водились у нас и носороги, и мамонты, и много прочей экзотики. Теперь уже не найдёшь, в какой именно из здешних пещер лежал диковинный зверь: большинство пещер разрушено камнеломами.


На этом наша экскурсия по городу Белая Калитва окончена. Далее мы проедем в хутор Погорелов, а по дороге мы предлагаем еще раз вернуться в город, еще раз полюбоваться его красотой и индивидуальностью, только с помощью видеоролика.[7]

Хутор Погорелов.

Экскурсию продолжает Шушпанова Татьяна.

Дорогие друзья! Сейчас мы находимся в х. Погорелове. Этот хутор возник одним из первых в Белокалитвинском районе.История его насчитывает более 260 лет. Перед вами стоит Крестовоздвиженский храм. За всё время существования в хуторе не было церкви. Строить храм хуторяне начали в конце XX века. В августе 1999 года по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона был организован Крестовоздвиженский приход. Осенью 1999 года выделили землю под строительство храма, а в июле 2000 года был заложен и освящен камень на месте его строительства.Он символизирует строительство новой улицы с названием — Каяльская! Со временем здесь планируется построить посёлок для молодых семей.

Проехав чуть дальше к реке, мы видим памятник «Слово о Полку Игореве» .На протяжении нескольких лет на Донской земле проходят мероприятия, посвящённые памятнику древнерусской литературы под девизом»Слово о полку Игореве- памятник культуры, объединяющий народы».[8] Это произведение с каждым годом становится не дальше от нас, а более современно и понятнее для живущих в XXI веке. В нем есть все для каждой эпохи: патриотизм, дружба, любовь, распри, плен, раскаяние, победа над собой.Основные идеи, которые были заложены в произведении, нашли отклик и стали девизом чтений. Сотни неравнодушных людей, молодежи, школьников, ветеранов, представителей общественных объединений, казачества, людей многих национальностей и вероисповеданий России, Украины, Белоруссии, собираются в разных по форме мероприятиях в мае, чтобы напомнить нам о том, что в наше время может объединять людей. Общая история, память, и наше желание жить в мире и согласии. Каждый год на основном месте проведения мероприятий по традиции появляются новые атрибуты чтений: флагшток, поклонный крест, крепость, причал и каменная ладья, остров, и т.д., которые придумывают и делают участники этого мероприятия. Этот памятник изготовлен в форме стремени, шлема, отражающем эпоху XII века, а внутри изображена земля, на которой стоит раскрытая книга со свитком «Слово о полку Игореве». Внизу на ободе отлит девиз чтений — » Слово о полку Игореве — памятник культуры, объединяющий народы.Памятник изготовлен из бронзы.Открытие этого памятника стало главным событием Международных Каяльских чтений.

В 2011 году состоятся 10-е Международные Каяльские чтения. Каждый год в хутор приезжают такие участники чтений, как военно-исторические клубы, участники молодёжного лагеря международной дружбы » Из прошлого в будущее» ,творческие коллективы: Абхазия, Беларусь, Греция, Германия, Дания, Казахстан, Киргизия, Литва, Молдавская Республика, США, Сербия, Украина, Франция, Черногория, Южная Осетия, страны Африки… Дальше на правом высоком берегу реки Калитва у хутора Погорелов стоит огромный крест на мраморной плите которого высечены эти слова: » Храбрым ратникам князя Игоря от казаков Славного Войска Запорожского Низового».Здесь же установлены ещё две плиты, посвященные памяти павших во славу живущих от кавказского линейного казачьего войска и от 96 Донского казачьего полка Донской армии. Дорогие друзья, давайте оглянемся вокруг и понаблюдаем за прекрасной природой этого хутора…

Для просмотра мы даём вам возможность посмотреть нашу фото галерею. [9]

Поселок Шолоховский.

О поселке вам расскажет Артеменко Сергей.

Ели на улице М.Горького

Я хочу начать рассказ с истории строительства поселка. А начиналось все ранней весной…В голубом апрельском небе весело пели жаворонки. Освободившаяся от снежного покрова земля парила и ждала тружеников-хлеборобов.Но в это весеннее утро сюда, на южную окраину будущего посёлка приехали труженики, но другой профессии — строители. 58 лет назад наш посёлок был похож на большую строительную площадку. Весной 1952 года началось строительство шахтёрского посёлка, который в 1953 году назовётся Шолоховский, а его первая улица будет — Октябрьская.

И вырос Шолоховский как посёлок строителей и шахтёров. Вместе с жилыми домами, строители начали возводить стены больничного комплекса. В 1954 году было сдано в эксплуатацию здание поликлиники, где были открыты стационар, родильное отделение, лаборатория и «Скорая помощь». В 1953 году открыли первую школу в помещении барака, а в 1955 году уже было выстроено новое, красивое двухэтажное здание. Отсюда ведет отсчет своей жизни средняя школа №7. К концу 1955 года закончилось строительство кинотеатра «Спартак». В 1975 году на строительство угольных шахт, жилых домов и других объектов прибыли молодые рабочие из Болгарии, которые проработали на строительстве посёлка 3 года. Чуть позже появилась автобаза №2, пожарная служба и другие социальные объекты поселка.

90-е годы — самые трудные годы в жизни поселка. Начинают закрываться угольные шахты, резко возрастает уровень безработицы. Молодые семьи уезжают в поисках работы в другие населенные пункты, катастрофически падает количество учащихся в школах и детских садах, некогда «молодой» поселок становится, к сожалению, «поселком-пенсионером». И очень часто на улицах поселка слышны слова: «У поселка нет будущего, он тихо умирает…» К счастью, есть люди, неравнодушные к судьбе Шолоховского. При поддержке Губернатора Ростовской области Голубева Василия Юрьевича и Администрации Белокалитвинского района поселок возрождается. Шолоховский готовится встретить свое 60-летие в 2013 году в новом облике. В настоящее время в поселке строится спортивный комплекс, на центральных улицах положен новый асфальт, отремонтированы фасады домов в центре поселка. Поселку жить![10]

Есть в Шолоховском такое место, которое называется площадь памяти Героев, погибших в Афганистане. Среди них есть ребята, которые учились в нашей школе. Это Виктор Ширяев и Владимир Пятибратов. Именно сюда в день выпускных вечеров, бывшие школьники приносят море цветов. Мы помним вас Герои! Площадь находится на центральной улице посёлка — улице Максима Горького. Можно сказать, что эта улица особенная, более чем на один километр в длину она засажена елями. Зелёные красавицы придают улице величие и торжественность. Такая улица в Ростовской области одна!

Может моя, оценка субъективна, но, кроме общей для всех нас великой Родины у каждого есть еще и своя маленькая, но бесконечно близкая и дорогая сердцу Родина. Сколько бы мы ни странствовали по Свету вдали от этого единственного в своем роде уголка земли, мы всегда стремимся сюда…[11]

Станица Тацинская.

Далее по маршруту вас будет сопровождать Филонова Олеся.

В центральной части Ростовской области расположена станица Тацинская, которая основана в 1881 году. В конце 19 века в десятке километров от реки Быстрой в составе юрта станицы Ермаковской возникло поселение, названное хутором Таловым. Около хутора часто останавливались подводы пришлых людей, чтобы отдохнуть, затем начали здесь селиться. Первые поселенцы появились в декабре 1880 года. Весной 1881 года в хуторе поселилось три брата казака — Сергеевы. Улицу из трех дворов начали называть улицей Сергеевых или «Сергиятским краем». Постепенно улица расширялась на восток. Сюда переселялись люди из хуторов Багаевского и Крутинского и станицы Ермаковской.

По переписи 1897 года хутор Таловый состоял из 73 дворов. Население составляло 241 человек мужского и 242 женского пола. Росту и развитию станицы способствовало строительство железной дороги. В конце 19 века акционерное общество по строительству железных дорог юга России начало проводить изыскательные работы для строительства одноколейки Лихая — Царицын. По одному из вариантов дорога прокладывалась через земли помещика Е.С.Тацина. Акционерное общество обратилось к нему и предложило большую сумму денег. Отказавшись от денег, Е.С.Тацин поставил одно условие: станция проектируемая на сотом километре новой дороги, должна быть названа его именем.

Первым начальником станции Тацинская стал Н.Ф.Леонтьев. Возле станции помещики Тацин и Павлов начинают строить дома и магазины, через 10 лет здесь выросли улицы. Жители занимались в основном сельскохозяйственным производством и ремёслами. В начале 1918 года в станице был создан первый на Дону революционный комитет. В 20-30 годы образовались коллективные сельские хозяйства. Мирный труд жителей был прерван Великой Отечественной войной.

В декабре 1942 года на Тацинской земле совершил подвиг 24-й танковый корпус генерала В.М. Баданова, разгромив вражеский аэродром. С него в окружённую под Сталинградом группировку доставлялось оружие, боеприпасы, продукты. За умелую операцию «Малый Сатурн» 24-й танковый корпус был преобразован во 2-ой гвардейский «Тацинский». Его командир В.М.Баданов был награжден орденом Суворова 2-ой степени. Капитан М.Е.Нечаев — командир батальона удостоен звания Героя Советского Союза — посмертно. Успеху гвардейцев — тацинцев содействовали местные патриоты. Более безопасный путь танкистам к аэродрому показали пионеры Гриша Волков и Федя Игнатенко, посмертно награжденные медалями «За Отвагу».

Благодарные тацинцы в память о подвигах танкистов воздвигли мемориальный комплекс «Прорыв». В центре станицы расположена аллея Героев-земляков, на Гвардейской площади стелла-памятник. История и дела тацинцев отражены на стендах, витринах и экспозициях музея.

Музей «Боевой и трудовой славы».

В станице Тацинской есть музей «Боевой и трудовой славы» [12], который был основан в 1968 году при поддержке военкомата.[13] Им была предоставлена большая часть экспонатов. Музей открыт в память тацинских танкистов, которые разгромили здесь крупную авиабазу немецко-фашистского войска, они уничтожили запасы боеприпасов и горючего, предназначенных для снабжения Паулюса по воздушному мосту. Тем самым внесли большой вклад в победу под Сталинградом. Так же в музее есть экспозиция, посвященная погибшим в Афганистане и Чечне. В музее 4 зала: 1 зал – предметы старины; 2 зал – зал гражданской войны, дореволюционные годы; 3 зал – зал боевой славы героям Тацинки; 4 зал – современный зал. В наличии имеются такие экспонаты, как пулемет Максим, тачанка. Личные вещи генерала-майора Боданова В.М (китель, сабля), в которых он проводил военный парад. Часы начала 19 века, под которыми родился капитан гвардии Нечаев М. Е. А также имеется панорама военных действий, ордена и медали (к ним прилагаются документы). Все экскурсии сопровождаются записью голоса Левитана.[14] 10 мая 2010 года по первому каналу показывали сюжет о тацинских героях под названием «Служу Отчизне». Выйдя из музея, мы наблюдаем с левой стороны стену скорби «Никто не забыт. Ничто не забыто», которая была воздвигнута в честь танкистов, ВДВ, радистов, моряков, военно-полевых водителей, медсестер и т.д. Дальше стоит настоящий танк Т34 («Слава героям танкистам — тацинцам»), который участвовал в Великой Отечественной войне.

Аллея Героев.

А сейчас мы пройдём по аллее Героев:[15]

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: Спиваков Александр Григорьевич,(25.03.1916, пос. Тацинский – 08.10.1943), начальник штаба 1844-го истребительного противотанкового полка, Геpой Советского Союза (26.10.1943, посмертно). На фронте с августа 1941 года. Осенью 1943 года под Днепропетровском умело организовал огневую поддержку при отражении контратак противника. Погиб в этом бою.

Заверталюк Яков Гаврилович,[16] Аникин Леонид Дмитриевич, Банников Иван Николаевич, Свиридов Александр Андреевич [17], Аскалепов Василий Семенович [18], Дудкин Евгений Петрович , Воронин Иван Николаевич [19], Тупикин Григорий Васильевич- Герой Советского Союза, после войны многие годы был директором школы, Нечаев Михаил Ефимович [20], Нетребский Владимир Петрович [21], Полетаев Петр Ефимович. Немного дальше, в центре станицы, можно увидеть братскую могилу: «Слава героям – танкистам, павшим смертью храбрых 24.12.1942 г. при освобождении ст.Тацинской»

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

Из станицы Тацинской мы с вами отправляемся к географическому центру, а по дороге давайте полюбуемся Донской природой с помощью нашего фотоальбома «Времена года».[22]

Памятный знак географического центра Ростовской области.

Мы считаем, что памятным знаком географического центра Ростовской области может быть часовня. Географический центр — это место, с которого можно выйти в четыре части света, поэтому часовня имеет четыре арочных входа. Начиная с самой древности, на Дону преобладала православная вера, именно вера объединяла казаков для организации походов и защиты южных рубежей страны. Поэтому символ православия здесь — единый купол и православный крест. Изнутри стены часовни украшены фрагментами рисунков из истории Донского казачества. Здесь вы можете увидеть военные походы казаков на Волгу, Иран и Турцию, веселые казачьи праздники, воскресный майдан, обычный день донской станицы и необъятную степь. В центре, под самым куполом на пьедестале расположен каравай — символ плодородных донских земель и радушного гостеприимства. Дон имеет очень богатую историю, поэтому все путешествия по донской земле, памятники архитектуры просто пропитаны духом казачества.


На этом наша экскурсия окончена. Мы благодарим всех за внимание.


Проект:Путешествие к географическому Центру.

letopisi.org

Легенды Авиловых гор | Дороги мира

Белая Калитва хранит немало преданий далёкой старины. Белокалитвинские горы — Авиловы и Две сестры  — тоже имеют свои легенды.

Я расскажу о пещере Авила, которая находится в Авиловых горах.

Белые скалы смотрятся в воду

Я уже рассказывала эту легенду читателям нашей газеты, а теперь хочу пересказать её читателям своего блога Дороги мира. Мою статью различные сайты без всякого зазрения совести перепечатали, наверное, уже десятки раз, поэтому пришлось переписывать её заново.

 

Здесь открывается будущее

 

Авиловыми горами называют отрезок огромного Донецкого кряжа, который в старые времена носил гордое имя Сарматских гор. Над живописным обрывом у берега Калитвы возносятся ввысь неприступные белые скалы. Это и есть Авиловы горы. Стоят они у реки водной глади реки, глядятся в водное зеркало.

Тропинка к пещере Авилы

Местный гид и альпинист Александр Забродин показал нам пещеру, в которой жил когда-то таинственный отшельник по имени Авила. Пещера эта прячется в зарослях кустов у самого верха скалы. Издалека, ни со стороны реки, ни с другого берега, пещеру эту не видно. Подъём к ней крутой и опасный: единственная дорога – это тропинка шириной в ладонь вдоль края скалы. В некоторых местах она настолько узка, что даже негде поставить ногу. А внизу, под тропой, десятки метров пропасти и острые прибрежные камни на дне. Люди пробираются здесь прижавшись к скале, иначе невозможно.

— Только не смотрите вниз, — говорит проводник Саша. – Не дай Бог, голова закружится, а несчастные случаи нам не нужны.

Сама пещерка совсем маленькая, больше десятка человек в ней, наверное, и не поместится. По преданиям, вытесал эту пещерку в белой скале монах-отшельник Авил каким-то железным инструментом.

–  Называли монаха в этих краях старцем Авилой, а откуда он был родом – толком никто не знал, — поведал нам Саша. – Явился он с верхнего Донца, и какое-то время жил у Каменских скал, в местах неподалёку от нынешнего Каменска-Шахтинского. В Авиловой пещере старец прожил два десятилетия, а потом бесследно пропал. Кто он был, откуда пришёл, куда ушёл – история умалчивает.

Но пока он жил в пещере, местные ходили к Авиле за помощью. Всем было известно, что старец обладал вещим даром и мог предсказывать будущее. Он был старообрядцем и калитвинские старообрядцы чтили его особо. Пока он жил здесь почитателями старца Авилы была протоптана к пещере тропа.

 

Пророчество старца


 

В петровские времена случилось в станице Усть-Белокалитвинской большое наводнение. Пещера старца оказалась отрезана водой от внешнего мира. Старец долго сидел на горе в одиночестве и, видимо, голодал. А потом пробрались к нему калитвенцы и с трудом уговорили покинуть пещеру.

Посмотреть на исход старца из его обители собралась вся станица. И потом долго люди из уст в уста передавали, что Авила плыл на плоту по разлившейся реке и вещал во всеуслышание, что станица будет богата хлебами, но бедна деньгами. Жители Белой Калитвы говорят, что пророчество старца сбывается до сих пор: здесь и ныне не встретишь сильно богатых людей.

Зато богата местная земля своими красотами и легендами…

Местечко Пигарка у Авиловых гор

– От самой горы, где жил старец Авила, до Введенского храма, стоящего в  центральной части Калитвы, прокопан длинный подземный туннель, – рассказывает Александр. – Кто его выкопал – история умалчивает. Впрочем, во многих старинных храмах раньше были подземные ходы, чтобы в случае опасности прихожане могли уйти по ним. Батюшка Владимир водил меня к этому ходу, но при советской власти туннель засыпали. Службы в храме тогда перестали вести, а в здании церкви обустроился Дворец пионеров. Именно в те годы ход и был засыпан песком, потому что любопытные дети всё время норовили туда залезть.

Некоторые из местных жителей верят, что до сих пор на Авиловых горах обитает дух таинственного старца. Некоторые туристы видели его привидение, и даже слышали, как кто-то невидимый ходил по пещере, шаркая, как это делают очень старые люди.

Есть поверье, что если провести ночь в пещере и уснуть  здесь, то спящий увидит своё будущее.

 

Донские носороги


 

В старинных летописях говорится о множестве пещер в этих горах. Один из путешественников так упоминал в рассказе эти места:

«с левой стороны Донца есть довольно высокие горы, называющиеся Авиловы; в них существуют пещеры или углубления — признаки жилищ, а в окрестностях их — различные монеты, глиняные черепки и другие вещи. В одной из пещер задавлен большим обвалившимся камнем какой-то необыкновенный зверь, кожа которого чрезвычайно толста, и эту кожу ещё недавно многие отрезывали из любопытства».

Позднее учёные предположили, что этот диковинный зверь был пещерным…носорогом. Да-да, когда-то в наших краях водились не только мамонты, но носороги и другие диковинные звери, нетипичные для донских краёв. Да и климат тогда был не похож на нынешний. Хотя в последние годы у нас лето настолько жаркое, что я уже и не удивлюсь, если приехав на какой-нибудь водоём, увижу в нём плещущегося бегемота. Нашли же у нас в этом году в популярном у ростовчан озере Солёном живую пиранью!

Вот такие они, белокалитвенские пещеры – полные тайн и загадок. А теперь многие пещеры разрушены каменоломами и от них уже не осталось следа. Пойди теперь найди, в какой из них лежал древний пещерный носорог. А, может быть, лежит и до сих пор…

Если дороги мира заведут Вас в Белую Калитву – обязательно сходите к Авиловым горам, полюбуйтесь на красивые скалы, отражающиеся в воде и прекрасные пейзажи вокруг.

Правда ведь, красива наша донская природа?

—————-

Схожие записи:

Легенды Дона: мистический остров Зелёный

Пещера дракона в Вавельском холме

Пшадские дольмены

Призрак таможенной заставы

Античный Танаис — город-легенда

Причудливые деревья

worldroads.ru

Караул гора — О Городе — Каталог статей

В стихах о кургане Караул местный поэт писал:
Полынный, пыльный и ковыльный, 
Вершиной спрятавшись в туман, 
Стоит над степью он, всесильный, 
Седой, как прадед мой, курган. 
А прадед мой с вершины этой 
Смотрел внимательно в простор 
И, вражьи орды чуть заметив, 
Сейчас же разводил костер..
     
С вершины Караула, у Сокольих гор, можно видеть междуречье Калитвы и реки Быстрой, где, как говорят ученые — исследователи, проходила историческая битва с половцами, воспетая Бояном в «Слове о полку Игореве».

По мнению В. А. Афанасьева, высказанному на страницах «Исторического журнала», путь войска Игорева лежал через нынешний Донбасс. Прочерченный на карте, опубликованной в том же журнале, путь Игоря завершается на левобережье Северского Донца, близ города Белая Калитва. Автор высказывает мысль о том, что речка Быстрая, бывшая в далекие времена полноводной, и есть легендарная Каяла. Другой ученый — В. И. Стеллецкий — утверждает, что Каялой следует считать реку Белую Калитву.

В мае 1970 года на вершине Караул — горы белокалитвенцы торжественно открыли памятник воинам Игоревой рати — храбрым русичам.

Под монолитом замурованы капсулы с землей, доставленной из Киева и Путивля, Новгород — Северского и Трубчевска, из Рыльска и Курска, из всех городов, откуда дружинники шли в Игореву рать и где по ее следам прошел отряд юных членов школьного научного общества «Боян», учеников школы поселка Шолоховского города Белая Калитва.

Выступавшие на митинге при открытии мемориала говорили о любви к Отечеству, о том, что потомки храбрых русичей беззаветно сражались за Советскую власть, за победу над гитлеровцами. Как же убедительно звучали эти слова на Караул — горе, где лишь недавно. сровнялись и заросли чебрецом и полынком окопы воинов ворошиловской армии! Здесь весной 1918 года был командный пункт командарма 5 — й Украинской армии К. Е. Ворошилова, под этой горой руководил боем с белоказаками и германскими интервентами юный нач. штаба 5 — й армии Николай Руднев.

С Караул горы хорошо видны правобережные высоты и то место, близ корпусов завода запасных частей, которое не имело своего названия и лишь на военных картах значилось как высота 79,9. Ныне место это священно и по праву именуется высотой Бессмертия. Здесь стояли насмерть 30 гвардейцев сабельного эскадрона лейтенанта Аннаклыча Атаева. Подвиг их равен подвигу панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково.

Но вернемся к прошлому этого края.
В географическом описании «Россия» под редакцией П. П. Семенова — Тян — Шанского говорится, что местность, на которой расположена станица Усть — Белокалитвенская, была заселена в глубокой древности. Раскопки и случайные находки говорят о том, что люди здесь жили четыре тысячелетия назад. В окрестностях города в наши дни находят предметы, относящиеся к срубной культуре бронзового века. А несколько лет назад в одном из городских дворов были найдены останки погребения и предметы катакомбной культуры бронзового века (II тысячелетие до нашей эры).

Как и весь Великий Луг, или Дикое поле (как именовалась Донщина в прошлом), берега Донца и Калитвы — реки были ареной жестоких битв степных народов, а также сражений русских богатырей — воинов за родную Русь.

Казаки поселились здесь, на исконно русской земле, в XVI — XVII столетиях. Официальная дореволюционная история скупо говорит о трагедии, что разыгралась на этой земле три сотни лет тому назад.

По берегам Северского Донца и его притоков, от Бахмутской земли до впадения в Дон, существовали казачьи городки (так первоначально именовались станицы). Были такие городки и по берегам Калитвы реки, и в устье ее, и выше по течению. В царствование Петра I, подавляя Булавинское восстание, каратели огнем и мечом прошли по здешним станицам. Жителей подвергали казням и диким экзекуциям, а селения сжигали дотла. Так были уничтожены городки по Северскому Донцу, Белой Калитве, по другим рекам, в том числе и по Черной Калитве (ныне в Воронежской области). По реке Белой Калитве уничтожены были станицы и в нижнем течении и в среднем — Скородумовская, Дегтева, Кривороженская, на месте которых в последствии выросли крестьянские села, принадлежавшие донским помещикам.

Датой рождения нынешнего города Белая Калитва является 1703 год. Именно в том, 1703 году войсковой грамотой «по челобитью» казаков Михаилы Никитина, Сысоя Ермолаева, Емельяна Дорогального «со товарищи» дозволено было заселить новую станицу на реке Белой Калитве.

В сообщении, опубликованном в церковном журнале за 1891 год, говорится: «Станица делится на четыре части: Майдан, Низовка, Бугор и Заяровка. Майдан расположен небольшой площадью на нижнем конце станицы, на спуске к реке Калитве. В этой части станицы находятся церковь, училище, лавки и станичное правление. К западу от Майдана идет Низовка, а на восток и север — Бугор. К западу от Бугра в половине станицы есть небольшой яр, дома, стоявшие за этим яром, составляют часть Заяровскую..».

Казачий городок, ставший станицей, оставался малолюдным. Сто лет» назад в нем насчитывалось всего 165 — 170 дворов. На редкость красивое местоположение было привлекательным, но земля не давала богатых урожаев.

Год за годом, почти два столетия, жила Усть — Белокаитвенская обычной жизнью казачьей станицы: радовались семьи возвращению служивого после семилетней (позже — трехлетней) отлучки, голосили матери, жены и сестры, провожая казаков в далекие польские города, где стояли казачьи полки, в которых служили многие станичники, или в Центральную Россию, а то и в Петербург — в гвардейские полки, батареи, в которые отбирали рослых казаков.

Долголетняя военная служба не отражалась на хозяйствах богатых, зажиточных казаков, в которых работали батраки, зато разоряла хозяйства бедноты, малоимущих казаков. 

Жены ушедших на длительную службу не в состоянии были справиться со всеми работами, по возвращении же казака домой его снова отрывали от весенних полевых работ для всевозможных практических учений. В результате казак, особенно если в семье он единственный работник, оказывался в бедственном положении.

Из поколения в поколение старики рассказывали внукам, а внуки, став стариками, передавали своим внучатам предания о казачьей удали и храбрости, о том, как в Семилетнюю войну гонялись за прусским королем Фридрихом, как ходили в походы с самим Суворовым, при котором служил любимец полководца калитовский казак Обухов, и как с Платовым Наполеона били, и как Плевну у Османпаши отвоевали.

Особенно памятны были события войны против наполеоновского нашествия. Многие казаки вступили тогда в ополчение атамана Платова. Собирались в окружной Каменской станице, а оттуда на конях — под Москву, в Тарутино. Большинство калитовских казаков служило в дивизии генерала Орлова — Денисова. Немало было среди них храбрецов. Казаку хутора Рудакова Недоедкову Михаилу Григорьевичу за храбрость дивизионный командир Орлов — Денисов лично подарил именную саблю. Интересна дальнейшая история этой сабли. Оказывается, с ней служили и сын, и внук, и правнук воина платовской конницы. А его праправнук, бывший горняк Горняцкого рудника, капитан 5 — го Донского кавкорпуса Василий Антонович Недоедков разил ею гитлеровцев на всем боевом пути корпуса от Кавказа до Австрийских Альп. Ныне эта знаменитая сабля хранится в музее.

В Усть — Белокалитвенской станице до конца прошлого столетия не было заметных перемен. По — прежнему в окружении холмов, у цепи Авиловых гор, стояла она, отличаясь от окрестных хуторов разве что на редкость правильной планировкой: вдоль Донца — улицы, вдоль Калитвы — переулки. И отражались в воде круглые соломенные шапки куреней. Лишь ближе к майдану отливали на солнце цинковые и зеленые железные крыши куреней станичной знати.

И за речкой Калитвой, на ее левом берегу, среди зыбучих песков, по прежнему жался к Караул — кургану хутор. В отличие от станицы курени его были разбросаны в беспорядке. Никто не помнит, когда и почему получил этот хутор нерусское название — Фортштадт. К западу от хутора, там, где ныне площади и большие улицы с кварталами многоэтажных домов, накалялась под жгучим летним солнцем, а зимой стыла под студеным ветром песчаная пустошь. Лишь ближе к берегу глаз радовали обширные фруктовые сады.

Казачьи семьи в станице и на Фортштадте занимались хлебопашеством, садоводством, богатые — коневодством. Неширокую пойму Донца ближе к берегу станичники использовали под огороды. Поливали их водой из реки и из колодезей. Колодезные журавли, словно вехи, стояли вдоль всей поймы. От реки станицу не было видно за густой зеленью садов, над которыми высились громадные ширококронные тополя — раины. Вдоль Калитвы, в пойме, между грядой Авиловых гор и песчаным побережьем, в два ряда протянувшись от станицы до Пигарьки, также стояли фруктовые сады.

В дни весенних паводков вся пойма, в том числе и сады, заливалась водой. В годы больших разливов вода поднималась выше и на нынешней Набережной улице, в районе городского парка, под водой оказывались дворы и фундаменты куреней.

Земля в юрте станицы считалась малоудобной, особенно на правобережье, где местами почва каменистая, а отдельные участки вовсе непригодны для хлебопашества. И на более плодоносном левобережье, в условиях самого примитивного земледелия, хлеборобы довольствовались 35 — 40 пудами зерна с десятины.

Некоторое представление об использовании земли дает сохранившийся в архивах отчет станичного атамана войскового старшины Попова за 1903 год. Из этого отчета видно, что в юрте Усть — Белокалитвенской станицы с ее десятками хуторов и с населением более 22 тысяч человек (казаков 19939) числилось 116 тысяч десятин земли, из этого количества пахотоспособной 84 тысячи десятин. (Под казачьи паи земли отводилось значительно меньше.) Полностью неудобной для хлебопашества земли было более 31 тысячи десятин да под лесами 600 десятин. Под садами в станичном юрте было занято две тысячи десятин удобной земли.

Лучшие земли отводились преимущественно казакам зажиточным, офицерам, власть имущим. Многие казачьи семьи в юрте совершенно не имели рабочего скота или лошадей. А более тысячи хозяйств, как утверждает станичный атаман, имели такую незначительную тягловую силу, что хлебопашеством заниматься им было трудно.

Положение беднейшей части казаков было удручающим.

Отправляясь на действительную военную службу, казак обязан был иметь свою справу: пригодного для строевой службы коня, обмундирование, все, вплоть до ухналей — гвоздей для подковки лошадей. Вы помните, читатель, страницы первой книги «Тихого Дона», посвященные сбору на службу Григория Мелехова и смотру призываемых в слободе Маньково. Так было во всех станицах, в том числе и в Усть — Белокалитвенской.

На какие средства всю эту справу могли приобрести те, о которых станичный атаман говорит, что они не имеют рабочего скота и лошадей и что им трудно заниматься хлебопашеством? Станичная казна могла помочь приобрести строевого коня незначительной части призываемых. Ну, а остальные шли к домовитым, а иначе говоря, к богатеям, закладывать свой земельный пай, позычить, то есть шли в кабалу к богатому одностаничнику.
     
Особенно трудно жилось иногородним, не имевшим ни земли, ни тягла, ни элементарных прав. Бесправные, они полностью зависели от казаков, главным образом имущих. Здесь была своя традиция, поощряемая правителями области. Иногородняя беднота жила в полунищете где — ни будь на Бугорской стороне, на окраине. Ею пополнялись ряды батраков, а позднее — шахтеров.

В соседних станицах завидовали мощной казне калитовского станичного правления: больше тысячи десятин сдавались предприимчивым владельцам каменоломен, шахт за большую арендную плату. Но хозяева станицы не хотели тратить эти средства на нужды населения, Никого не беспокоили почти поголовная неграмотность и процветавшее знахарство. Не строили ни больниц, ни школ, ни капитальных мостов. Переправой через реку Калитву служила примитивная плотина водяной мельницы, «гребля» (близ нынешнего маслозавода).

Рядом с новой, большой, о пяти синих куполах, в золоченых звездах, православной церковью и недалеко от однокупольной церкви старообрядческой убогим выглядело желтое деревянное помещение приходской школы. В предреволюционные годы в школе работали два учителя. А до этого преподавание в ней было обязанностью дьякона, поэтому за школой долгое время сохранялось название «дьяконская». Стояла школа над самой кручей у реки Калитвы, близ остатков фундамента деревянной церкви, проданной в конце девяностых годов хутору Богураеву. Лишь много лет спустя расщедрилось правление: на площади появилось двухэтажное здание нового двухклассного училища.

Материал взять с сайта www.kalitva.ru

kalitva-history.ucoz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *