Правила по русскому языку 1 3 класс – Nothing found for Wp Content Uploads 2018 02 Pravila Pamjatka Po Russkomu Jazyku 3 Klass Pdf
Основные правила по русскому языку за 3 класс. — КиберПедия
Основные правила по русскому языку за 3 класс.
Речь. Текст. Предложение. Слово.
Текст состоит из предложений, а предложения — из слов.
Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Каждое предложение произносится с какой-либо целью.
Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.
Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.
Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)
Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно
Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.
Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте.
Текст — повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части:начало, основная часть, концовка.
В тексте — описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
Текст — рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?
Главные члены предложения:
Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
В предложении есть главные члены и второстепенные.
Главные члены— подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член
Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.
Однокоренные слова.
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.
Звуки и буквы.
Звуки мы произносим и слышим.
Букву пишем и видим.
Звук на письме обозначается буквой.
Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.
Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.
Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.
Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.
При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.
Гласный звук образует слог.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Перенос слов:
Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.
Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится
В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.
Ударные и безударные гласные.
Безударные гласные в корне слова нужно проверять.
Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Словосочетание
Словосочетание — два слова, связанные между собой по смыслу.
В словосочетании одно слово зависит от другого.
Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.
Состав слова.
Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Окончание — это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – это часть слова до окончания.
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся, а буквы в, д,л, т пишутся.
Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.
Правописание приставок.
Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.
Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.
Части речи.
Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.
Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают.Местоимение это часть речи.
Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.
Имя существительное.
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. — женского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.
Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительного Кем? Чем?
Предложный О Ком? О чем?
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Падеж | Предлоги | Вопросы |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный | от, до, из, без, у, для, около, с к, по в, во, на, за, про, через с, со, за, под, над, между, перед о, об, в, на, при | Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Имя прилагательное
Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной.
Один предмет можно противопоставить другому по какому — либо признаку: температуре, цвету, размеру.
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.
Мужской род — какой?
Женский род — какая?
Средний род — какое?
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.
Глагол.
Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов.
В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.
Смысл слова уточняется в предложении и в тексте.
Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.
Глагол изменяется по временам.
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?Что делали? Что сделали?
Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л-
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род — что делал?
Женский род — что делала?
Средний род — что делало?
Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу.
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?
Не придает глаголу отрицательный смысл.
Не с глаголами пишется раздельно.
Основные правила по русскому языку за 3 класс.
cyberpedia.su
По школьным ступенькам 3 класс: Учим правила
*****ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
**********
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ
*****
*****
ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
*****ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
*****blog3klass.blogspot.com
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ
Слова, у которых есть несколько значений, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица. 2. Хитрый человек.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, называются ОМОНИМАМИ. Например: ЛУК 1 – растение; ЛУК 2 – оружие.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ. Например: месяц – луна.
Слова, противоположные по смыслу, называются АНТОНИМАМИ. Например: белый – чёрный.
3
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? и подчёркивается отрывистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией и точкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.
5
ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) ветке.
МЕСТОИМЕНИЕ — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
7 О СОСТАВЕ СЛОВ
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: читал (что?) книгу, рассказывал (о чём?) о книге.
ОСНОВА – это часть слова без окончания. Например: дедушка, девочка, облако.
Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ, в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию) часть. Например: лес , лесной, лесник .
КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов. Например: лес, лесной, лесник.
СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Например: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбный (суп).
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать, забежать, добежать, убежать. 9 Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Например: подъезд, съёжился, объявил, предъюбилейный. 6. В именах существительных женского рода с ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь. В именах существительных мужского рода с ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется. Например: рожь, печь, мышь, вещь – ж. р. ёж, грач, ландыш, лещ – м. р. 7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Например: Марина, Волга, Москва. 8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У. Например: жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука. 9. Начало предложения пишется с большой буквы. Например: Мальчики играли во дворе.
10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например: Сосна росла у берега. Сосна росла у (высокого) берега. Приставка со словом пишется слитно. 11 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СКЛОНЕНИЕ – это изменение слова по падежам и числам. В русском языке различаются три разных типа склонений существительных. К I склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме. Например:стена, земля, папа, дядя.
Ко II склонению относятся существительные ср. р. с окончаниями -о, -е, а также существительные м. р. с нулевым окончанием в начальной форме. Например:окно, поле, стол , конь .
К III склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в начальной форме. Например:тетрадь , рожь .
13 ГЛАГОЛ СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Личные окончания глаголов
Спряжение глаголов определяем по неопределённой форме.
15 |
ТЕКСТ – это группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных по смыслу, стилю и грамматически.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём автор пишет.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ автора – это то, что автор хочет сказать; то, ради чего он пишет текст.
ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ автора – это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чём он пишет.
ВИДЫ ТЕКСТОВ по цели высказывания
Цель автора в ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ – рассказать о каких-либо событиях.
Цель автора в ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ – описать что-либо или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.
2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные (сообщают о чём-либо), вопросительные (задают вопросы), побудительные (просят, требуют, советуют).
По интонации предложения бывают: восклицательные (произносим с особым чувством), невосклицательные (произносим спокойно).
ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это главные члены предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что? (подчёркивается одной чертой)
СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? (подчёркивается двумя чертами) 4
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, связанных по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Например:день(какой?) ясный, гулял(где?) в парке.
ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи, людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что? Например:(кто?) девочка, медведь; (что?) урок, клён.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например:(какой?) красный, лесной, (какая?) весёлая, (какое?) яркое, (какие?) умные.
ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? Например:(что делает?) читает, (что делал?) рисовал, (что сделал?) купил. 6
О ФОРМАХ СЛОВ
Изменения слова – это ФОРМЫ СЛОВА. Например: (есть) школьник – (нет) школьника; (он) школьник – (они) школьники.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных – это форма единственного числа. Слова в этой форме отвечают на вопросы: кто? что? Например: (кто?) школьник, школьница; (что?) урок, тетрадь, окно.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных – это форма мужского рода единственного числа. Слова в этой форме отвечают на вопрос: какой? Например: (какой?) грамотный, сильный.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов – это форма, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Например: (что делать?) писать; (что сделать?) написать; (что сделать?) помочь.
8 ОРФОГРАММЫ
1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать родственное слово или другую форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода – водный, вода – воды.
2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать родственное слово или другую форму этого слова так, чтобы после согласной была гласная.
Например:голубка – голубушка, завод – заводы.
3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ, надо подобрать родственное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: солнце – солнышко, капустный – капуста.
4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Например: платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10
11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: не спешить, не рисовать.
12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь. Например: девочка, ручной, каменщик, помощник, кончик.
13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после Ц пишется буква Ы. Например: голубцы, птенцы, леденцы.
В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И. Например: циркуль, цифра, циркач. Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать, на цыпочках.
14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, день. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку. Например: якорь, Ира, Юлия. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Например: суб—бота, хок—кей, кол—лекция. 12
Безударные падежные окончания имён существительных
14
Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения на -ать и -еть так: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ, А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
16
|
ext.spb.ru
Основные правила по русскому языку в 1-2 классе
Основные правила и понятия по русскому языку за 1 и 2 классы
ЛЕНТА БУКВ
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Э
О
У
А
Ы
Б
В
Г
Д
З
Ж
М
Л
Р
Н
Й
ЗВОНКИЕ
Ъ
Е
Ё
Ю
Я
И
П
Ф
К
Т
С
Ш
Х
Ц
Ч
Щ
ГЛУХИЕ
Ь
АЛФАВИТ
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная,
2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А Б В Г Д Е Ё
а бэ вэ гэ дэ е ё
Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое
Н О П Р С Т У
эн о пэ эр эс тэ у
Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
эф ха цэ че ша ща твёрдый
знак
Ы Ь Э Ю Я
ы мягкий э ю я
знак
Гласные звуки
их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги
[а], [о], [э], шума нет безударный
[и], [ы], [у]
ВЫВОД:
сколько гласных звуков, столько и слогов:
у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:
безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко — [малако];
безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак — [п΄итак];
после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина — [шыр΄ина]
а – а е – й΄ я – й ΄
я – а — э а
э – э ё – й ΄ ю – й΄
е – э — о у
о – о 1. в начале слова – якорь
ё – о — 2. в середине слова после
у – у разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – у — 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая,
и – и поём
ы – ы
10 – 6
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж — [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл].
Возьмите на заметку!
1. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].
2. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].
БУКВА
[ ЗВУК ]
ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ — ТВЁРДЫЙ
Буквы ъ, ь не обозначают звука!!!
Ударение всегда падает на гласный звук!
Слог, в котором гласный звук находится под ударением, называется ударным. Остальные слоги – безударные.
Значения слов
СОСТАВ СЛОВА
КОРЕНЬ – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.
опоздать — поздний, опоздание
книга – книжный, книголюб
Однокоренными или родственными словами называются все слова с одинаковым корнем и схожим значением.
ОСНОВА СЛОВА — это всё слово без окончания.
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.
выход – вход, уход, приход, ходит
СУФФИКС – это часть слова, которая находится после корня (между корнем и окончанием) и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.
Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.
ОКОНЧАНИЕ – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.
друг – другу, друга, другом, о друге
умный – умная, умную, умные, умное
пришёл – пришла, пришло, пришли
Орфограммы
1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
снежинка — снег
сторона — стороны, сторонка
СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Трава –травыЗвезда – звёзды
2. Много – один
Шаги – шаг
Грачи – грач
3. Что делал? Что делать? — Что делает?
Смотрел, смотреть — смотрит
Писал, писать — пишет
1. Слово – предмет (имя существительное)
Трещит – треск
Водичка — воды
2. Слово – признак (имя прилагательное)
Темнота – тёмный
Ласкает – ласковый
3. Слово – действие (глагол)
Кормушка -кормит
ходьба – ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковёр – коврик
гнездо — гнёздышко
2. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
3. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА, НА КОНЦЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р, в.
4. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.
сердце — сердечный
радостный — радость
солнце — солнышко
5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН
7. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
(Ь – показатель мягкости согласного звука)
согласный — Ь тетрадь
согласный — Ь — согласный тьма
8. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК
— Е (ученье)
— Ё (бельё)
согласный — Ь — Ю (вьюга)
— Я (лисья)
— И (воробьи)
9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ ЗНАК
Е (подъезд)
Ё (съёжился)
согласный — Ъ — Я (объявление)
Ю (предъюбилейный)
10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Написание удвоенных согласных в словах проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.
перрон жужжать аллея
11. ПРОПИСНАЯ БУКВА
Части речи
Имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет (явления, чувства …).
Имена существительные изменяются по числам.
Словосочетание – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание не содержит законченную мысль!
ПредложениеЗнак в конце предложения
по цели высказывания
по интонации
Повествовательное
(рассказ, повествование)
Невосклицательное
•
Восклицательное
!
Вопросительное
(вопрос)
Невосклицательное
?
Восклицательное
? !
Побудительное
(приказ, просьба)
Невосклицательное
•
Восклицательное
!
Грамматическая основа предложения
(главные члены предложения)
Подлежащее(лежащее в основе предложения)
Сказуемое
(что сказано о подлежащем)
– это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
– это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.
– отвечает на вопросы кто? или что?
– отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?
– подчёркивается одной чертой
– подчёркивается двумя чертами
– может быть одно подлежащее
Ночь. Поздняя осень.
– может быть одно сказуемое
Морозит. Запиши в тетрадь.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются!
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет главную мысль (что хотел передать читателям автор) и тему (о чем говорится в тексте).
Типы текстов
Текст – повествование:
говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;
действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;
можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?
Текст – описание:
говорится о признаках предмета или явления;
все признаки можно увидеть одновременно;
можно поставить вопрос: какой предмет?
Текст – рассуждение:
говорится о причинах явлений;
их нельзя увидеть, но можно понять;
можно поставить вопрос: почему это так?
infourok.ru
Все основные правила русского языка за 3 класс
Все тонкости и хитрости правописания в русском языке собрали авторы пособия для третьеклассников Узорова О. и Нефедова Е. Задача книги – объяснить те нюансы, которые часто опускаются в учебниках. Исключения, словарные слова, уточнения в правилах – все это дети найдут в данном сборнике.
В портфеле каждого ученика должны быть все правила русского языка за 3 класс. Каждый родитель знает, что даже самая важная информация теряется. Более того, в четвертом классе обязательно понадобится вспомнить какую-нибудь редкую орфограмму, или Вы займетесь дополнительными занятиями на каникулах. И тогда ребенок сможет подсмотреть нужное правило в удобном, подробном и доступном справочнике Узоровой О.
Правила по русскому языку для 3 класса, изложенные опытнейшим педагогом и автором многих практических пособий, помогут быстро найти и прочесть нужную орфограмму. Кроме обычных формулировок, в сборнике есть не только сухие формулировки, но и пояснение на доступном детям языке.
Также Узорова О. наглядно показывает детям 3 класса явления «мимикрии» в русском языке, когда в правило к одной орфограмме дети ошибочно включают похожее слово, не относящееся к нему (измороСь – измороЗь). Накопленный за годы работы в школе бесценный опыт автора поможет не только родителям, но и многим учителям.
Данная книга охватывает всю программу по орфографии без исключений. С пособием Узоровой О. у взрослых не возникнет никаких проблем при повторении теории правописания в третьем классе. Некоторые темы будут полезны даже родителям, подзабывшим тонкости родного языка.
В библиотеке нашего сайта подобраны самые лучшие пособия для младшей школы. На наших книжных полках только те книги, которые нужны родителям и детям. Вы можете получить их за одну минуту, нажав кнопку «Скачать».
Издательство: АСТ, Астрель
Год издания: 2013
Автор: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Формат: PDF
Количество страниц: 23
Язык: Русский
Скачать бесплатно vse_pravila_russkogo_yazika_3_klass_uchebnik.pdf
www.vse-dlya-detey.ru
3 класс | RusskiePravila.Ru
Видео урок русского языка. Тема: «Типы предложений по цели высказывания»
Видео с официального канала проекта InternetUrok.ru.
- Русский язык 3 класс. Темы уроков:
- Предложение
- Состав слова
- Фонетика
- Правописание
- Части речи
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол
- Наша речь
- Предложение
- Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении >>>>>
- Простое и сложное предложения. Союзы >>>>>
Видео урок русского языка. Тема: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных»
Видео с официального канала проекта InternetUrok.ru.
- Русский язык 3 класс. Темы уроков:
- Предложение
- Состав слова
- Фонетика
- Правописание
- Части речи
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол
- Наша речь
- Правописание
- Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне >>>>>
- Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё >>>>>
- Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными >>>>>
- Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными >>>>>
- Правописание предлогов и приставок >>>>>
- Правило употребления твёрдого и мягкого знаков >>>>>
- Сложные слова. Соединительные гласные Е и О >>>>>
- Обозначение звука [ы] после Ц >>>>>
Видео урок русского языка. Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные Е и О»
Видео с официального канала проекта InternetUrok.ru.
- Русский язык 3 класс. Темы уроков:
- Предложение
- Состав слова
- Фонетика
- Правописание
- Части речи
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол
- Наша речь
- Правописание
- Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне >>>>>
- Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё >>>>>
- Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными >>>>>
- Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными >>>>>
- Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных >>>>>
- Правописание предлогов и приставок >>>>>
- Правило употребления твёрдого и мягкого знаков >>>>>
- Обозначение звука [ы] после Ц >>>>>
russkiepravila.ru
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ
Слова, у которых есть несколько значений, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица. 2. Хитрый человек.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, называются ОМОНИМАМИ. Например: ЛУК 1 – растение; ЛУК 2 – оружие.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ. Например: месяц – луна.
Слова, противоположные по смыслу, называются АНТОНИМАМИ. Например: белый – чёрный.
3
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? и подчёркивается отрывистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией и точкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.
5
ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) ветке.
МЕСТОИМЕНИЕ — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
7 О СОСТАВЕ СЛОВ
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: читал (что?) книгу, рассказывал (о чём?) о книге.
ОСНОВА – это часть слова без окончания. Например: дедушка, девочка, облако.
Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ, в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию) часть. Например: лес , лесной, лесник .
КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов. Например: лес, лесной, лесник.
СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Например: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбный (суп).
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать, забежать, добежать, убежать. 9 Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Например: подъезд, съёжился, объявил, предъюбилейный. 6. В именах существительных женского рода с ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь. В именах существительных мужского рода с ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется. Например: рожь, печь, мышь, вещь – ж. р. ёж, грач, ландыш, лещ – м. р. 7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Например: Марина, Волга, Москва. 8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У. Например: жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука. 9. Начало предложения пишется с большой буквы. Например: Мальчики играли во дворе.
10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например: Сосна росла у берега. Сосна росла у (высокого) берега. Приставка со словом пишется слитно. 11 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СКЛОНЕНИЕ – это изменение слова по падежам и числам. В русском языке различаются три разных типа склонений существительных. К I склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме. Например:стена, земля, папа, дядя.
Ко II склонению относятся существительные ср. р. с окончаниями -о, -е, а также существительные м. р. с нулевым окончанием в начальной форме. Например:окно, поле, стол , конь .
К III склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в начальной форме. Например:тетрадь , рожь .
13 ГЛАГОЛ СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Личные окончания глаголов
Спряжение глаголов определяем по неопределённой форме.
15 |
ТЕКСТ – это группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных по смыслу, стилю и грамматически.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём автор пишет.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ автора – это то, что автор хочет сказать; то, ради чего он пишет текст.
ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ автора – это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чём он пишет.
ВИДЫ ТЕКСТОВ по цели высказывания
Цель автора в ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ – рассказать о каких-либо событиях.
Цель автора в ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ – описать что-либо или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.
2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные (сообщают о чём-либо), вопросительные (задают вопросы), побудительные (просят, требуют, советуют).
По интонации предложения бывают: восклицательные (произносим с особым чувством), невосклицательные (произносим спокойно).
ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это главные члены предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что? (подчёркивается одной чертой)
СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? (подчёркивается двумя чертами) 4
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, связанных по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Например:день(какой?) ясный, гулял(где?) в парке.
ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи, людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что? Например:(кто?) девочка, медведь; (что?) урок, клён.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например:(какой?) красный, лесной, (какая?) весёлая, (какое?) яркое, (какие?) умные.
ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? Например:(что делает?) читает, (что делал?) рисовал, (что сделал?) купил. 6
О ФОРМАХ СЛОВ
Изменения слова – это ФОРМЫ СЛОВА. Например: (есть) школьник – (нет) школьника; (он) школьник – (они) школьники.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных – это форма единственного числа. Слова в этой форме отвечают на вопросы: кто? что? Например: (кто?) школьник, школьница; (что?) урок, тетрадь, окно.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных – это форма мужского рода единственного числа. Слова в этой форме отвечают на вопрос: какой? Например: (какой?) грамотный, сильный.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов – это форма, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Например: (что делать?) писать; (что сделать?) написать; (что сделать?) помочь.
8 ОРФОГРАММЫ
1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать родственное слово или другую форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода – водный, вода – воды.
2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать родственное слово или другую форму этого слова так, чтобы после согласной была гласная.
Например:голубка – голубушка, завод – заводы.
3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ, надо подобрать родственное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: солнце – солнышко, капустный – капуста.
4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Например: платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10
11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: не спешить, не рисовать.
12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь. Например: девочка, ручной, каменщик, помощник, кончик.
13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после Ц пишется буква Ы. Например: голубцы, птенцы, леденцы.
В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И. Например: циркуль, цифра, циркач. Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать, на цыпочках.
14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, день. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку. Например: якорь, Ира, Юлия. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Например: суб—бота, хок—кей, кол—лекция. 12
Безударные падежные окончания имён существительных
14
Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения на -ать и -еть так: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ, А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
16
|
ext.spb.ru