Какой из разделов программы включает в себя целевые ориентиры – Тест ( группа) на тему: Вопросы Всероссийского тестирования «ФГОС ДО: требования, структура, реализация»
4. Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы
4.1. Общие положения
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
4.2. Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:
использовать основные культурные способы деятельности;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других;
активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;
проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;
контролировать свои движения и управлять ими;
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у него складываются предпосылки грамотности;
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
studfiles.net
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
studfiles.net
Статья по теме: Основная образовательная программа ДО
Основная образовательная программа дошкольного образования
В связи с последними реформами образования в России, дошкольное учреждение теперь обязано иметь свою основную образовательную программу, которая разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении.
Основная общеобразовательная программа- это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Ее необходимо реализовывать в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОС ДО, а так же с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа должна показать:
- как с учетом конкретных условий, создается в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
- какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
- как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности
- как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения
В соответствии с ФГОС О, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер 30 384, основная образовательная программа дошкольного образования состоит из двух частей:
- Обязательная часть (не менее 60%). Комплексная программа=примерная основная образовательная программа.
Данная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно- эстетическое развитие
- физическое развитие
- Часть формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) парциальные программы.
Здесь должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одном или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики и формы организации образовательной работы.
Здесь важно помнить, что при 12 часовой работе дошкольного учреждения, 2 часа отведено на сон, поэтому на 100 % , в которых реализуется программа, остается 10 часов пребывания детей в дошкольном учреждении.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа включает три основных раздела:
- Целевой
- Содержательный
- Организационный
В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- Целевой раздел включает в себя пояснительную записку с целями и задачами программы, принципами и подходами к формированию программы, значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Так же отражаются планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса)
- Содержательный раздел (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей)- описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Должны быть представлены: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
- Организационный раздел Программы включает в себя: описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Программа строится на основании следующих принципов:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
- Принцип научно обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция должна проходить на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы, по средствам организации и оптимизации образовательного процесса, а так же интеграция видов детской деятельности
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
После утверждения Программы , необходимо выложить на сайт краткую презентацию для родителей воспитанников для ознакомления
nsportal.ru
Целевые ориентиры обязательной части Программы.
Поиск ЛекцийРезультаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры в раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Статья по теме: Целевые ориентиры в проекте ФГОС
Итак, свершилось!.. Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ. Принятие Стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству.
ФГОС включает в себя требования к:
- Структуре ООП.
- Условиям реализации ООП.
- Результатам освоения ООП.
Сегодня мы поговорим о результативности освоения ООП – мониторинге, в рамках ФГОС.
В проекте ФГОС сказано:
« III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО.
- В группе может проводиться оценка развития детей, динамики развития, в том числе измерение личностных образовательных результатов детей (такая оценка производится педагогом совместно с психологом- педагогом в рамках психолого педагогической диагностики (или мониторинга)). Участие ребёнка в мониторинге допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач : индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО.
- Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
2. Целевые ориентиры (ЦО) ДО определяются независимо от форм реализации Программы, её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.
3. ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
5. …целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга ( в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).
- …Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
- ЦО Программы выступают основаниями преемственности ДО и НОО. Настоящие ЦО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ДО.
- Если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.
- Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестацией.
К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
- Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- Способность выбирать себе род занятий.
- Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
- Обладание чувством собственного достоинства.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
- Подчинение разным правилам и социальным нормам.
- Проявление творческих способностей.
- Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).
- Способность к волевым усилиям.
- Проявление любознательности.
- Склонность к наблюдению, экспериментированию.
- Способность к принятию собственных решений.»
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание? Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.
Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. В дошкольной педагогике любят навешивать на детей ярлыки («высокий уровень», «низкий уровень), дифференцировать детей на сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя.
И сразу возникает много вопросов: диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны. Как? Какой меркой мы должны измерить так называемые «целевые ориентиры», как оценить уровень развития воображения и фантазии, уровень взаимодействия со сверстниками, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру? Попробуем разобраться…
Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.
В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход..
Как это сделать? По ФГОСТ будут оцениваться результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Но требования к результатам нельзя рассматривать как требования к унифицированному эталону. Ребёнок не может быть подведён под один шаблон, все дети разные, и у всех способности разные. И здесь главный ориентир должен быть смещён на развитие способностей, а те умения, которые есть у детей, тот опыт, чтобы он сумел применить его в неочевидной ситуации — применить жизненные навыки. Здесь важен индивидуальный подход.
Для дошкольного образования темп развития ребёнка, вариативность — крайне индивидуальны, очень сильно различаются. И мы можем наблюдать, что в определённый момент ребёнок, как бы, не дотягивает до определённого развития, а через полгода опережает этот уровень. Страшен риск, что мы попытаемся подойти с «одной линеечкой». Дошкольный возраст – особый возраст, возраст формирования одарённости ребёнка. Одарённости, которая даёт о себе знать часто неожиданно.
Главный риск заключается в том, чтобы мы не стали оценивать непонятно что непонятно как. Сегодня широко распространена традиция форсированного ускорения темпов развития за счёт псевдо учебной деятельности. Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. Этим результатом должно стать приобщение ребёнка, присвоение ему базовой ценностной культуры мира, которая выражается не только в духовных ценностях, но и в материальных ценностях, которые окружают ребёнка и в которых кристаллизованы умственные способности, умение понимать и строить в будущем концепцию мира.
Социализацию не следует понимать как освоение социальных норм, правил и ролей. И дальше не двигаемся. Т.е. в результате может создаться ложное впечатление, что Стандарт предполагает формирование послушного и удобного ребёнка, который оправдает ожидания учителей НОО.
В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно — ценностной сферы. И это потребность в любознательности, познании мира, универсальные подходы к осознанию мира , часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», с желанием и потребностью в творчестве, которые воплощаются в игровой, изобразительной деятельности
Это потребность и мотивация достижений. И это очень важно. Мы знаем, что у ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. Но, к сожалению, к младшему школьному возрасту она часто растворяется в нотациях и поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности — неправильности». А современный стандарт через виды деятельности, формы общения старается поощрить эту любознательность.
Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией,- это развитие у ребёнка способности сотрудничать, общаться не только со сверстниками и взрослыми, но уметь строить сотрудничество, направленное на освоение системы базовых ценностей культуры и освоение морально — этических норм. Хорошо известно, что освоение этих норм осуществляется не в процессе нравоучений, моралей, нотаций, которые читает взрослый, а в процессе реальной совместной деятельности, в которой дети прислушиваются друг к другу, помогают, делятся друг с другом и тем самым осваивают базовые человеческие нормы, по которым строится общение людей.
Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки — это умение в новой нестандартной ситуации, которую подбрасывает жизнь, не бояться этой новой ситуации, находить решения, ориентироваться на те социальные знания, которые дети получают в процессе своего воспитания в детском саду.
nsportal.ru
Связь целевых ориентиров ФГОС ДО и требований ФГОС НОО
методист МКУ «Отдел образования»
по начальному образованию
Вагизова Миннури Василовна
Связь целевых ориентиров ФГОС ДО и требований ФГОС НОО
Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определенную
стадию развития, проделанную ребёнком
Л.С. Выготский
В федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, содержится требование, которым объединяется большинство целевых ориентиров, связанных с умением ребенка учиться. Это формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образования, ее характера, особенностей развития детей. Под целевым ориентиром понимаются социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Вместе с тем, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры необходимо учитывать в процессе планирования образовательных результатов освоения учащимися ООП начального общего образования. Данное общее требование конкретизируется в ряде целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования (табл.)
Важно
Понятие «предпосылки учебной деятельности» означает, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте остается игра, но первичные навыки саморегуляции, самоконтроля, познавательной активности, навыки взаимодействия, достигаемые как целевые ориентиры, становятся базой, на которой в дальнейшем формируется совокупность универсальных учебных действия, являющихся основой метапредметных образовательных результатов учащихся начальных классов.
Преследуя цель обеспечить преемственность метапредметных образовательных результатов,важно учесть порядок организации и содержание входной диагностики в первом классе; характер анализа оценочной информации (включая соответствующие шаблоны), формы ее предъявления участникам образовательных отношений.
Также необходимо планировать мероприятия по коррекции уровня готовности учащихся к получению начального общего образования (в т. ч. в части формирования универсальных учебных действий учащихся; далее – УУД) и разработать систему стимулирования инновационной практики педагогов по вопросам преемственности.
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования в части формирования предпосылок учебной деятельностиГруппы УУД по ФГОС начального общего образования
Овладение основными культурными способами деятельности
Личностные УУД
Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Коммуникативные УУД
Развитое воображение.
Различение условной и реальной ситуации.
Способность к волевым усилиям
Рефлексивные УУД
Владение устной речью.
Способность выражать свои мысли и желания
Коммуникативные УУД.
Рефлексивные УУД
Любознательность, потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Интерес к причинно-следственными связям.
Способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Познавательные УУД
А сейчас проведем небольшой контроль знаний по связям целевых ориентиров ФГОС ДО и требований ФГОС НОО. Эти карточки расположите парами.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строит речевые высказывания в ситуации общения.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
Молодцы, почти все справились.
infourok.ru
Целевые ориентиры как результат реализации образовательной программы ДОУ.
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных особенностей.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Что такое целевые ориентиры? Это социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
Инициативность и самостоятельность (ребенок способен выбирать себе род занятий, партнеров, умеет воплощать свои замыслы)
Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)
Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество;
Развитые творческие способности, развитая устная речь;
Хорошо развита мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;
Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования.
Невозможно проследить в каком из видов деятельности и форм проведения НОД проявляется или прослеживается развитие этого или иного целевого ориентира дошкольника.
Для развития целевых ориентиров свою работу стараюсь организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в группе создана насыщенная предметно – развивающая, образовательная среда, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Размещение оборудования по уголкам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы, являются обязательными материалами в оборудовании, которые активизируют познавательную деятельность, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. В нашей группе имеется большой выбор детских книг и энциклопедий, которые стимулируют развитие широких социальных интересов и познавательную активность детей. А также пробуждает стремление к овладению чтения. Каждый день в группе отводится время для «Минутки чтения», мы подчеркиваем роль книги как источника новых знаний и можно отметить, таких детей как Ярослав, Лука, Савелий, Соня М., Аня Т., Соня Б, Корней, Маша, проявляют интерес именно к энциклопедиям, где можно получить ответ на самый интересный и сложный вопрос.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это новая игра, детали каких – то устройств, «сломанные игрушки», «таинственные» письма схемы, разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, ребята испытывают радость открытия и познания.
Дети проявляют инициативность и самостоятельность. Этот целевой ориентир хорошо прослеживается в играх с правилами, сюжетно – ролевых и режиссерских играх. Игра является ведущим видом деятельности и как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей их совместной деятельности. Игра в детском возрасте норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Мы стараемся заинтересовать внимание детей играми с готовым содержанием и правилами т. к., они содержат в себе черты будущей учебной деятельности, такие игры как «Будь внимателен», «Домино», «Сложи в корзину», «Догадайся и найди такой же» и много других разных игр. Используем их на занятиях, а также ежедневно планируем проведение таких игр с отдельными детьми, в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения. В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием, развивающие: «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Составь узор», «Поймай мышку», «Шашки». Ребята в знакомых играх придумывают новые правила, разнообразят их содержание, за счет включения новых игровых действий, такие дети как Ярослав, Корней, Дима, Соня, Аня, Ксюша проявляют настойчивость в поиске решения и достижений результата, контролируют свои действия и действия других детей, исправляют ошибки. Содержание сюжетных игр обогащается на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности (магазин, больница, парикмахерская, путешествия), в игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов. В сюжете режиссерских игр и игр – фантазирования ребята творчески объединяют события из разных книг, мультфильмов, события, самостоятельно придуманные детьми.
Обращаем внимание детей на манеры поведения, соблюдения требований этикета. В игровых и практических ситуациях ребята учатся пользоваться вежливыми оборотами речи, проявлять внимание друг к другу через игровые ситуации «Ласковое имя», «Комплименты», «Волшебные слова». Вместе с детьми создаем и принимаем «кодекс наших правил». Поощряем самостоятельность в выполнении правил в практических ситуациях, театрализованных этюдах, знакомим детей со стихами, пословицами о вежливости, доброте, уважение к старшим. Продолжаем развивать у детей чувство «единой семьи», интерес к сверстнику, желание выражать доброжелательность и сотрудничество по отношению к ним, через игры «Фоторобот», «Угадай о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга». Воспитываем элементарную ответственность за свои действия и поступки: если совершил оплошность – разлил воду, насорил – убери, если нечаянно толкнул – извинись, не забудь выполнить обещание. Дети следуют социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены. Воспитательные моменты проходят через все режимные моменты. Содержание самообслуживания и детского труда требует самостоятельности добросовестности, качественного выполнения обязанностей: несложная починка игрушки, книг, наведение порядка в группе, при этом дети включаются как в отдельные трудовые процессы, так и в целостные виды труда, расширяем круг поручений все это ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества. Дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить начатое дело до конца.
Для экологического развития детей организую специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе побуждаем детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно – следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы, математики, истории, таким образом, у детей складываются предпосылки грамотности. Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Могут фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимают устную речь и могут выразить свои мысли и желания, через игры совместно со взрослыми и под руководством взрослых.
У детей развита крупная и мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов, это физические упражнения, графические диктанты, штриховка в альбомах и тетрадях, рисование, конструирование из крупного и мелкого строительного материала. Мы вместе с детьми радуемся их успехам, особо подчеркиваем, какими умными и умелыми они становятся самостоятельными, что помогает лучше осознать свои достижения, чувство самоуважения для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе.
Просмотр содержимого документа
«Целевые ориентиры как результат реализации образовательной программы ДОУ. »
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных особенностей.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Что такое целевые ориентиры? Это социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
Инициативность и самостоятельность (ребенок способен выбирать себе род занятий, партнеров, умеет воплощать свои замыслы)
Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)
Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество;
Развитые творческие способности, развитая устная речь;
Хорошо развита мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;
Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования.
Невозможно проследить в каком из видов деятельности и форм проведения НОД проявляется или прослеживается развитие этого или иного целевого ориентира дошкольника.
Для развития целевых ориентиров свою работу стараюсь организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в группе создана насыщенная предметно – развивающая, образовательная среда, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Размещение оборудования по уголкам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы, являются обязательными материалами в оборудовании, которые активизируют познавательную деятельность, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. В нашей группе имеется большой выбор детских книг и энциклопедий, которые стимулируют развитие широких социальных интересов и познавательную активность детей. А также пробуждает стремление к овладению чтения. Каждый день в группе отводится время для «Минутки чтения», мы подчеркиваем роль книги как источника новых знаний и можно отметить, таких детей как Ярослав, Лука, Савелий, Соня М., Аня Т., Соня Б, Корней, Маша, проявляют интерес именно к энциклопедиям, где можно получить ответ на самый интересный и сложный вопрос.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это новая игра, детали каких – то устройств, «сломанные игрушки», «таинственные» письма схемы, разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, ребята испытывают радость открытия и познания.
Дети проявляют инициативность и самостоятельность. Этот целевой ориентир хорошо прослеживается в играх с правилами, сюжетно – ролевых и режиссерских играх. Игра является ведущим видом деятельности и как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей их совместной деятельности. Игра в детском возрасте норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Мы стараемся заинтересовать внимание детей играми с готовым содержанием и правилами т. к., они содержат в себе черты будущей учебной деятельности, такие игры как «Будь внимателен», «Домино», «Сложи в корзину», «Догадайся и найди такой же» и много других разных игр. Используем их на занятиях, а также ежедневно планируем проведение таких игр с отдельными детьми, в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения. В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием, развивающие: «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Составь узор», «Поймай мышку», «Шашки». Ребята в знакомых играх придумывают новые правила, разнообразят их содержание, за счет включения новых игровых действий, такие дети как Ярослав, Корней, Дима, Соня, Аня, Ксюша проявляют настойчивость в поиске решения и достижений результата, контролируют свои действия и действия других детей, исправляют ошибки. Содержание сюжетных игр обогащается на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности (магазин, больница, парикмахерская, путешествия), в игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов. В сюжете режиссерских игр и игр – фантазирования ребята творчески объединяют события из разных книг, мультфильмов, события, самостоятельно придуманные детьми.
Обращаем внимание детей на манеры поведения, соблюдения требований этикета. В игровых и практических ситуациях ребята учатся пользоваться вежливыми оборотами речи, проявлять внимание друг к другу через игровые ситуации «Ласковое имя», «Комплименты», «Волшебные слова». Вместе с детьми создаем и принимаем «кодекс наших правил». Поощряем самостоятельность в выполнении правил в практических ситуациях, театрализованных этюдах, знакомим детей со стихами, пословицами о вежливости, доброте, уважение к старшим. Продолжаем развивать у детей чувство «единой семьи», интерес к сверстнику, желание выражать доброжелательность и сотрудничество по отношению к ним, через игры «Фоторобот», «Угадай о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга». Воспитываем элементарную ответственность за свои действия и поступки: если совершил оплошность – разлил воду, насорил – убери, если нечаянно толкнул – извинись, не забудь выполнить обещание. Дети следуют социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены. Воспитательные моменты проходят через все режимные моменты. Содержание самообслуживания и детского труда требует самостоятельности добросовестности, качественного выполнения обязанностей: несложная починка игрушки, книг, наведение порядка в группе, при этом дети включаются как в отдельные трудовые процессы, так и в целостные виды труда, расширяем круг поручений все это ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества. Дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить начатое дело до конца.
Для экологического развития детей организую специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе побуждаем детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно – следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы, математики, истории, таким образом, у детей складываются предпосылки грамотности. Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Могут фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимают устную речь и могут выразить свои мысли и желания, через игры совместно со взрослыми и под руководством взрослых.
У детей развита крупная и мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов, это физические упражнения, графические диктанты, штриховка в альбомах и тетрадях, рисование, конструирование из крупного и мелкого строительного материала. Мы вместе с детьми радуемся их успехам, особо подчеркиваем, какими умными и умелыми они становятся самостоятельными, что помогает лучше осознать свои достижения, чувство самоуважения для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе.
kopilkaurokov.ru