Портрет осеевой валентины – Презентация «Биография В.А.Осеева» | Социальная сеть работников образования
Презентация к классному часу «Экскурс по творчеству В. А. Осеевой».
Тема: «Экскурс по творчеству В. А. Осеевой».
Цель:
- сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне
- способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;
- раскрыть содержание понятий: «волшебное слово», «настоящий друг», «щедрость»;
- дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Оборудование: интерактивная доска, книжная выставка, портрет В. А. Осеевой.
Ход:
- Орг. момент:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьм?мся
И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).
- Слайд №1, №2,№3, №4. Рассказ учителя о биографии В. А. Осеевой.
Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась?
Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт.
Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.
Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную.
Много лет она воспитывала детей – беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.
- Со стихотворением «В гости к ягодам» вас познакомит Белов Кирилл.
Слайд №5
Стих «В гости к ягодам»
На берёзовой полянке
Земляничка расцвела,
Закраснела, заалела,
В гости Груню зазвала:
«Кушай, Груня, земляничку,
Для тебя созрела я.
А поешь — запей водичкой
Из студёного ручья!»
Съела Груня земляничку,
Запила её водичкой,
Побежала на село.
А на утро всё село
В гости к ягодам пришло.
- Назовите ребята рассказы, с которыми вы уже знакомы: Сторож, Плохо, Что легче? и т. д. слайд №6
- А вот оживший рассказ «Синие листья» вам покажут Катя и Маша.
Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».
6. Упр. «Хорошо – плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
— Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ)
— Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ)
— Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА)
— А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)
— А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)
— Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО)
— Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО)
— Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ).
7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение.
8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно».
9. Викторина. Слайд №9, №10, №11.
10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу «Экскурс по творчеству В. А. Осеевой».»
Валентина Александровна
Осеева
Валентина Александровна Осеева родилась в
г. Киеве
28 апреля 1902 года.
Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.
Придя к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать детей.
Много лет она воспитывала детей – беспризорников, а в свободное время писала стихи, рассказы, сказки. Любила придумывать игры.
Стихотворение В. А. Осеевой
«В гости к ягодам»
Рассказы В. А. Осеевой
«Синие листья»
«Отомстила»
«Плохо»
«3 товарища»
«Волшебное слово»
«Сторож»
«Что легче?»
Чему учат рассказы В. А. Осеевой?
«Отомстила»
«Волшебное слово»
«Что легче?»
«Сторож»
«Три товарища»
Делиться с товарищем.
Просить прощение, если обидел друга.
Не обманывать.
Быть вежливым.
Приходить на помощь товарищу.
«Правила дружбы»
Не ссориться!
Вредничать другу!
Просить прощения, если обидел друга!
Врать другу!
Быть вежливым!
Обижать друга!
Не жадничать!
Помогать друг другу!
Не злиться!
Постоянно ссориться!
викторина
Найди портрет В. А. Осеевой
б
в
а
Какой рассказ написала В. А. Осеева?
в
а
б
К какому рассказу эти картинки?
а
в
б
«Плохо»
«Сторож»
«Отомстила»
kopilkaurokov.ru
Презентация — Валентина Александровна Осеева
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Валентина Александровна Осеева
Слайд 2
Родилась 28 апреля 1902 г.
Отец
Александр Дмитриевич Осеев
Мать
Ариадна Леонидовна Осеева
Слайд 3
Особенно запомнила Валя дачу на Барабошиной поляне под Самарой. Навсегда в памяти у девочки осталась могучая река Волга, ее овражистые крутые берега, гудки пароходов и баржи…
Слайд 4
Биография ее детства стала основой для повести «Динка». Почти все факты, изложенные в книге, взяты из жизни самой Вали, герои тоже настоящие, их прототипами стали близкие девчушки: Динка — это сама Валя, средняя сестра Лика написана со средней сестры Анжелики, а строгая Алина — старшая сестра Вали Галина.
Слайд 5
Окончив школу, поступила на драматический факультет Киевского института им. Лысенко
Слайд 6
Валя, которой шел 21 год, однажды зашла к матери на работу. Увидев воспитанников, пообщавшись с ними, вспомнив своих полуголодных друзей детства, девушка поняла, что ее призвание — воспитывать и учить детей. Так стала педагогом Валентина Осеева.
Слайд 7
Первый рассказ «Гришка», который был издан в 1937 году, позже, в 1940 году, напечатали целый сборник Осеевой под названием «Рыжий кот».
Слайд 8
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах
Слайд 9
Чтобы убедить маленького читателя в пользе слова пожалуйста, писательница ввела в рассказ «Волшебное слово» элементы сказки
Слайд 10
Первый муж Валентины Осеевой, Сергей Хмелев, буквально спас ей жизнь. 19-летняя девушка работала воспитательницей в Даниловском детском приёмнике и случилось так, что как раз в ее смену беспризорники устроили бунт. Сергей выпряг на улице какую-то лошадь и прискакал на помощь. Позже они поженились.
Слайд 11
Рассказы В. Осеевой о детях военной поры отличаются реалистическим изображением народных характеров и атмосферы того времени, особой теплотой повествовательного тона.
Слайд 12
Книги писательницы: «Бабка», «Волшебное слово», «Отомстила», «Плохо», «Синие листья», «Три товарища», «Хорошее», «Волшебная иголочка», «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее», «Почему», «Просто старушка», «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка», «Динка прощается с детством»
Слайд 13
В 1952 году была награждена Сталинской премией третьей степени за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Слайд 14
Скончалась В.А. Осеева-Хмелева 5 июля 1969 года, похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище
lusana.ru
Валентине Осеевой – 115! — «ВО!круг книг» Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска
«Добрая и честная, смелая и рыцарски благородная»
Сегодня, 28 апреля, исполнилось бы 115 лет талантливейшей писательнице, так полюбившейся нам с детства, Валентине Осеевой. Сегодня Юлия Новикова, зав. сектором Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина расскажет Вам, уважаемые читатели, о том, как складывался творческий путь Валентины Александровны. Таких парадоксальных писателей, пожалуй, больше и нет в советской истории. За долгую жизнь она написала всего две большие книги – и получила за одну из них Сталинскую премию. И при этом – ни пафосных интервью в газете «Правда», ни «Голубых огоньков» по телевизору, ни теплых должностей в писательском союзе. Никто из ее верных поклонников (а это, без преувеличения, все детско-подростковое население СССР 1960-х и 1970-х годов) так и не узнал о ее личной жизни ничего, хотя пытались многие. Пять скупых строчек в Большой советской энциклопедии – и точка.Одна из двух повестей писательницы Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» рекомендовалась учителями для внеклассного чтения. Другая – «Динка» — зачитывалась буквально до дыр. Валя Осеева родилась в Киеве в революционной семье. Отец девочки, инженер-моторостроитель и видный революционер, активный участник событий 1905 года, вынужден был скрываться от жандармов под чужой фамилией. Но это помогло ненадолго, Александр Дмитриевич был арестован, прошёл по этапу тридцать пересыльных тюрем и несколько лет сидел в Самарской крепости. Мать Вали, Ариадна Леонидовна, работала корректором в местной газете и была связана по революционной работе с Анной Ильиничной Ульяновой-Елизаровой, сестрой В.И. Ленина. Детство Валентины выпало на тяжелые годы, именно поэтому, первые впечатления того времени — разлука с отцом, тайные короткие встречи с ним в других городах, куда приходилось для этого выезжать, ночные обыски. Семья вынуждена была часто менять место жительства.
В юности В. Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Сталинской премией (1952).
В 1959 году вышла повесть «Динка», а чуть позднее «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни. Повесть В.А. Осеевой «Динка» посвящена жизни десятилетней девочки после революции 1905 г. Дальнейшая судьба Динки описана в книге «Динка прощается с детством», где действие происходит во время первой империалистической войны.
А какое у Вас любимое произведение Валентины Осеевой, дорогие читатели? Творческий пусть Валентины Осеевой отражает ее жизнь и судьбу, которая очень интересная и удивительная! Все, кто читал «Динку», могут задаться вопросом, а что же произошло дальше? Поженились Динка и Ленька? Существовал и Ленька, но кем он был в реальной жизни, теперь не знает никто. Известно только, что Осеевы действительно взяли к себе бездомного мальчика, привезли его с собой в Киев и помогли ему поступить там в реальное училище. Но замуж Динка – это уж точно! — вышла за другого. Вы только представьте, со своим первым мужем, Сергеем Хмелевым, Валентина познакомилась, когда он спас ей жизнь! 19-летняя девушка работала воспитательницей в детприемнике, и случилось так, что как раз в ее смену беспризорники устроили бунт. Вале удалось пробраться в комнату, где был телефон, и позвонить приятелю. Сергей выпряг на улице какую-то лошадь и прискакал на помощь. Позже они поженились. Сына Валентины Осеева назвала Ленька. Жизнь с Сергеем у писательницы была разной. Близкие вспоминают, что при всей своей любви к жене Сергей мог, увидев красивую девушку, исчезнуть из дома вместе с ней. И вернуться недели через две. Впрочем, Валя к этому относилась спокойно. В 1953 году, когда у писательницы уже появилась внучка, ее собственная жизнь началась как будто заново. Она влюбилась и вышла замуж во второй раз. Это был писатель Вадим Дмитриевич Охотников. Когда они надолго разлучались, он не стеснялся слать ей из деревни в Москву телеграммы следующего содержания: «Приезжай скорее. Я устрою ванну. Буду мыть тебя в ванной и целовать тебя мыльную и вкусную». Соседи только диву давались: мол, первый раз видим, чтобы люди в таком возрасте целовались у всех на виду. Вот тогда Валя была по-настоящему счастлива.
Валентины Александровны не стало 5 июля 1969 года. Уход из жизни для большого писателя вовсе не означает, что путь его кончился. Нет, этот путь продолжается его творчеством, его книгами.
А. Г. Алексин отмечает: «Писательница Валентина Осеева придавала слову, разумеется, очень большое значение. Во-первых, потому, что оно – слов! – было главным и надежным строительным материалом ее произведений. А во-вторых, она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и тяжко ранить».
Читайте детям, с детьми и сами перечитывайте замечательнейшие произведения Валентины Осеевой!
При написании текста использовались материалы: Приглашаем за книгами Валентины Осеевой в Центральную библиотеку им. А. С. Пушкина Осеева В. А. Динка: [повесть] / Валентина Осеева. — Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 765 с. — (Внеклассное чтение). Осеева, В. А. Динка прощается с детством / Валентина Осеева. — Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 446 с. — (Внеклассное чтение). Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи: повести / Валентина Осеева. — Кишинев: Лит. артистикэ, 1989. — 687 с.Осеева, В. А. Волшебное слово: [рассказы] / Валентина Осеева; худож. Л. Дронова и А. Дронов. — Москва: Кн.» Искателя», 2007. — 64 с.: цв.ил. — (Библиотека школьника).
Осеева, В. А. Синие листья / Валентина Осеева; рис. Елены Карпович. – Москва: Эксмо, 2011. — 128 с.: цв.ил. — (Книги — мои друзья).
Осеева, В. А. Собрание сочинений: в 4-х т. / В. А. Осеева. — Москва: Дет. лит., 1984 — 1986.
Осеева, В. А. Рассказы: 1-4 кл. / В. А. Осеева; худож. И. Минкин. — Москва: Омега, 2016. — 95 с., [2] л. ил.: ил. — (Школьная библиотека).
Юлия Новикова
Еще о Валентине Осеевой в блоге наших друзей
vokrugknig.blogspot.com
ОСЕЕВА Валентина Александровна — Чтобы помнили
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
chtoby-pomnili.livejournal.com
Биография Валентины Осеевой
ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА
1902 — 1969
Осеева Валентина Александровна
родилась 28 апреля 1902 года.
.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.
- . В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных
детей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др.
Из какой книги В.Осеевой эта иллюстрация?
Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть «Динка» во многом автобиографична. Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке. Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться.
В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией.
…Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
videouroki.net
Осеева Валентина
ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА
(Осеева-Хмелева)
Даты жизни: 28 апреля 1902 – 5 июля 1969
Место рождения: город Киев (Украина)
Русская советская детская писательница
Известные произведения: «Рыжий кот», «Динка», «Волшебное слово», «Васек Трубачёв и его товарищи», «Динка прощается с детством» и др.
Родилась Валентина Александровна Осеева 28 апреля 1902 года в Киеве. Валя росла в революционной семье. Отец её, Александр Дмитриевич Осеев, — видный революционер, активный участник событий 1905 года, вынужден был скрываться от царской полиции, жить и работать под чужой фамилией. Он был арестован и несколько лет сидел в Самарской крепости.
Мать и тётка Осеевой были связаны по революционной работе с Анной Ильиничной Ульяновой-Елизаровой — сестрой Владимира Ильича Ленина — и получали от неё задания.
Первые впечатления детства — разлука с отцом, тайные короткие встречи с ним в других городах, куда приходилось для этого выезжать, ночные обыски.
Семья вынуждена была часто менять место жительства. Навсегда осталась в памяти могучая река Волга с её плёсами и овражистыми берегами. Барбашина поляна под Самарой. Взрослые были заняты своими таинственными делами. Девочка на весь день убегала к реке. Её манили гудки пароходов, баржи, суета пристани. Жигулёвские горы, овеянные легендами. Она близко видела жизнь грузчиков, бурлаков, портовых рабочих.
Много бездомных детей слонялось тогда по берегам Волги, за гроши они помогали разгружать баржи, выполняли непосильные работы на пароходах. Девочка жила одной жизнью со своими босоногими друзьями. Она любила петь с ними разудалые песни или разыгрывать сценки, изображая рыбаков и мастеровых, пароходную публику, шарманщиков и лодочников. В холодные дождливые вечера, засыпая в своей тёплой постели, она мечтала построить большой светлый дом, дворец, для всех мальчишек и девчонок, которые бродили по пристани, голодные и разутые, которые работали на хозяев с утра до ночи…
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией.
Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть «Динка» во многом автобиографична. Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке. Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться. Детство отчаянной девчонки совпало со сложными годами первой русской революции 1905 г. Динка растет в семье, связанной с революционным подпольем, ее находчивость, смелость выручают взрослых в трудную минуту.
«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» — такой запомнил писатель Алексей Алексин Валентину Осееву.
Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА
Валентина Осеева родилась в Киеве в семье инженера-строителя. Её родители были активными участниками революционного движения, в их доме некоторое время была явка революционеров. В своих автобиографических произведениях – «Динка» (1959) и «Динка прощается с детством» (1969), она рассказала, в какой атмосфере проходило её детство, как формировался характер, что повлияло на её взгляды и судьбу.
Дети полюбили эти книги. Особенно им нравилась главная героиня — сообразительная, изобретательная, деятельная. Динка — из тех героев, к которым прикипаешь душой, с которыми хочется дружить. Она кажется настолько реальной, что долгие годы читатели спрашивали автора в письмах, что с Динкой было дальше. Если вспомнить, что повести автобиографические, то представить, что было дальше, довольно легко.
После окончания гимназии Осеева поступила на драматический факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве, но не закончила его. В 1923 году семья переехала на подмосковную станцию Подсолнечная, где мать Осеевой организовала детскую трудовую коммуну. Работа с беспризорными детьми помогла и Валентине найти своё призвание: она стала педагогом и писателем.
Для своих воспитанников она сочиняла разные истории, рассказывала о героических революционерах и храбрых командирах Гражданской войны, писала пьесы и киносценарии. В 1937 году один из её устных рассказов, «Гришка», был напечатан в газете «За коммунистическое просвещение». А потом стихи и рассказы Осеевой печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята» и др.
Больше 16 лет работала Осеева в детских коммунах и колониях, и только по состоянию здоровья вынуждена была оставить педагогическую деятельность. Но к детям она обращалась постоянно — в своих книгах. Первой из них был сборник рассказов «Рыжий кот» (1940). А потом появилось знаменитое «Волшебное слово» (1944).
Осеева старалась разговаривать с детьми о том, что очень важно знать и понимать маленькому ребенку, иначе ему очень трудно будет жить. За многие века человечество выработало основные правила общежития, но усвоить их в теории — одно, применяют же на практике далеко не все.
Вот, к примеру, герои рассказа «Бабка» наверняка знают, что старших надо уважать, но ведут себя так, что внук замечает: «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится». И сам он, глядя на родителей, позволяет себе непочтительное отношение к «бабке», не ведая, что унижает только себя. Умирает бабушка — и приходит стыд, приходят муки совести. Горький урок дает писательница детям: иногда бывает поздно исправить ошибку, можно каяться сколько угодно, да ничего уже не поправишь. Одна надежда — больше никогда мальчик Боря не будет так обращаться с людьми.
В рассказах «Три товарища», «Синие листья», «На катке», «Печенье» и других Осеева преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. С детства все запоминают волшебное слово «пожалуйста», которое для мальчика, героя рассказа, стало открытием. До встречи с мудрым старичком он не понимал, как надо разговаривать с людьми. Узнав волшебное слово, он стал обладателем одного из многих секретов умения расположить к себе людей.
Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя — об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору.
Замечательные рассказы написала Осеева о войне, о детях и взрослых, сплоченных общей бедой. Одна из частей трилогии «Васек Трубачев и его товарищи» также посвящена военному лихолетью. Герои первой части, которых читатели сразу полюбили за сплоченность, активность, смекалку и по достоинству оценили их живые характеры, оказываются на захваченной фашистами территории. Помогая партизанам, они проявляют свои лучшие черты. И писательница гордится своими героями: именно такими она хотела видеть читателей, сочиняя свои уроки нравственности.
Валентина Осеева //Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.4-5., ил.
ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА
Свой педагогический талант и литературный дар Осеева целиком посвятила детям. Больше 15 лет она была воспитателем в домах для беспризорников. Досуг писательница посвящала сочинению сказок и пьес для детей, ставила спектакли, придумывала игры, которыми увлекалась не меньше воспитанников. Именно по просьбе ребят она опубликовала свой первый рассказ, а через три года вышла ее дебютная книга «Рыжий кот».
Осеева писала стихи, сказки, короткие рассказы. В ее произведениях всегда говорилось о том, что больше всего волнует юных читателей: о дружбе и бескорыстной помощи, обидах и прощении, любви и равнодушии — о таких разных отношениях между людьми. Этой теме посвящен сборник «Волшебное слово». Большую популярность у маленьких читателей завоевали и другие книги Осеевой: «Отцовская куртка», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».
В 1946 г. писательница начала работать над повестью «Васек Трубачёв и его товарищи». Ее герои — обыкновенные школьники, которые учатся настоящей дружбе, взаимопониманию и поддержке. У них хватает и проблем, и недостатков, это не идеальные книжные герои. Но в этом их обаяние: Васек и его одноклассники кажутся живыми лицами, посмотри на своих друзей — и наверняка найдешь похожих ребят. Персонажам повести не раз придется прощать друг другу ошибки и искать свой путь в пока еще чужом мире взрослых. Но они справятся со всеми трудностями, потому что их главная цель в жизни — стать хорошими людьми. «Васек Трубачёв и его товарищи» — трилогия (три книги, объединенные одной темой и общими героями). В следующих книгах писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, они проходят трудные испытания, учатся преодолевать опасности, как закаляется их характер и они становятся на борьбу с захватчиками. Трилогия Осеевой была отмечена Государственной премией, а позже экранизирована.
Большой успех выпал и на долю повести «Динка», в которой отразились многие события жизни самого автора. «Динка» — это история взросления и трогательной дружбы девочки Дины и мальчика-сироты Лёни, которые оказываются втянутыми в революционную борьбу в России 1910 г. Они раздают листовки с призывами, укрывают друзей от полиции, решают проблемы с родными, протягивают друг другу руку помощи в трудную минуту. Позже вышло продолжение этой повести — «Динка прощается с детством». По мотивам этих произведений сняли два фильма: «Найди меня, Лёня» и «Раннее, раннее утро…».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Осеева жила и работала воспитателем в Башкирии. Там писательница выучила башкирский язык и позже занималась переводами. Книги самой Осеевой были переведены на несколько языков народов бывшего СССР.
Рисунок выполнен по фотографии В. А. Осеевой ок. 1940 г.
Валентина Александровна Осеева
//Русские писатели и поэты ХХ века: комплект наглядных пособий «Великая литература»
/авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.
kids.azovlib.ru
Валентина Александровна Осеева
В 2017 году отмечается 115 лет со дня рождения Валентины Александровны Осеевой – известной детской писательницы. Она половину жизни посвятила воспитанию детей-сирот и оставила потомкам богатое литературное наследие. Ее имя вошло в детскую литературу незадолго до Великой Отечественной войны.
Валентина Осеева родилась в 1902 году в Киеве. Раннее детство ее прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Когда семья оказалась в тяжелом положении, Осеевы вновь вернулись в Киев, где девочка поступила в гимназию.
После Октябрьской революции В. Осеева попыталась осуществить свою мечту стать актрисой. В 1920 году она поступила на актерский факультет Института им. Н. Лысенко в Киеве. Во время обучения в театральном институте, Валентина удачно исполняла характерные роли в маленьких сценках на сказочные сюжеты собственного сочинения. Инсценированная ею сказка о Красной Шапочке имела большой успех. Кроме того, она с увлечением руководила театральной труппой, для студенческих концертов сочиняла стихотворения и писала лирические пантомимы. Однако окончить институт ей не удалось. В 1923 году семья переехала в Москву.
В. Осеева предполагала продолжать обучение в театральном институте, но жизненные обстоятельства сложились иначе. На подмосковной станции Подсолнечная Ариадна Леонидовна Осеева, мать Валентины Александровны, и ее сестра Анжела работали в трудовой коммуне для беспризорных детей. Случайно приехав к ним, Валентина увлеклась этой работой. Так начался плодотворный семнадцатилетний путь В.А. Осеевой – педагога-воспитателя. Эта работа не прекращалась и в дальнейшем. Уже став детской писательницей, Валентина Александровна продолжала решать в своих художественных произведениях все те же воспитательные задачи.
Работая в трудовой коммуне, Осеева поняла, что воспитывать детей нужно не нравоучительными нотациями, а силой примера. И здесь ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она превосходно владела. Долгими зимними вечерами Валентина Александровна рассказывала своим маленьким подопечным, собиравшимся у горящей печи, истории с продолжениями. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни воспитанников коммуны. Эти истории, сочиняемые тут же, на ходу, подсказывали ребятам ответы на многие волновавшие их вопросы.
В вымышленных героях дети нередко узнавали друг друга. Возможно, что именно из этих импровизаций и родились позднее те рассказы о морали, которые принесли В.А. Осеевой заслуженную известность.
Ее воспитанники настояли на том, чтобы один из особенно полюбившихся им устных рассказов был записан и отправлен в редакцию. Это была история о мальчике-беспризорнике, воспитывавшемся в детском доме. Рассказ назывался «Гришка», он был напечатан в 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение».
Произведением, сразу привлекшим внимание читателей и критики, стал рассказ «Бабка». Появившийся в сборнике «Снежки» два года спустя, он до сих пор включается в книжки Осеевой. Его героиня – старая женщина, взвалившая на себя все заботы о семье и доме, не пользуется заслуженным уважением со стороны домочадцев. Она смирилась с этим и лишь иногда вздыхает: «Обидеть – что ударить, а приласкать – надо слова искать». И только после смерти старушки родные начинают понимать, кого потеряли. Рассказ «Бабка» покоряет читателей своей теплотой, лиризмом, соединенными с глубокой моралью, вытекающей из самого содержания.
Так Валентина Осеева начала свою серию «рассказов о морали», восстанавливая в советской детской литературе дидактические традиции, зачинателями которых были Лев Николаевич Толстой и Константин Дмитриевич Ушинский.
Короткие и выразительные рассказы В. Осеевой все чаще стали появляться на страницах детских периодических изданий: в «Пионерской правде», «Дружных ребятах», «Мурзилке», «Затейнике» и «Пионере», а потом их издавали отдельными сборниками.
Тепло, по-дружески, вела Валентина Александровна своего маленького читателя от рассказа к рассказу, раскрывая перед ним «что такое хорошо и что такое плохо».
Писательница Осеева сразу нашла общий язык со своими читателями, так же как воспитательница Осеева находила общий язык с питомцами детских коммун и колоний.
С 1941 года в книги Валентины Александровны приходит военная тема. Она пишет о детях, застигнутых войной и рано повзрослевших. Так, в сборнике «Будь героем», изданном в Детгизе в 1941 году и сохранившемся в фонде ИОБДЮ, среди произведений других авторов напечатан рассказ писательницы «Андрейка». В нем идет разговор о мальчишке, взвалившем на свои плечи заботу о доме вместо ушедшего на фронт старшего брата. Открывается сборник стихотворением В. Осеевой «Пионерам»:
Пионер! Ты носишь галстук красный,
Ты присягу помнишь и во сне.
Ты себе представить должен ясно,
Что в тылу сейчас как на войне…
Самым известным произведением Валентины Александровны является рассказ «Волшебное слово». И хотя он был написан в 1944 году, его сюжет по-прежнему актуален. Ведь умение ладить с окружающими необходимо и в наши дни.
В. Осеева – мастер интригующего начала. Рассказ «Волшебное слово» сразу захватывает внимание маленького читателя. Таинственным кажется старичок с длинной седой бородой, со старомодным зонтиком и своим «волшебным словом». Оказывается, самое обычное, мирное слово «пожалуйста» обладает волшебной силой. И написан этот рассказ самыми простыми словами, понятными всем.
В 1944 году вышла небольшая книга рассказов писательницы, которая так и называлась по первому произведению – «Волшебное слово». В фонде нашей библиотеки этот сборник, выпущенный в издательстве «Детская литература», представлен 1967 годом издания. Но он тоже является прижизненным изданием.
Тематика детских рассказов В.А. Осеевой разнообразна. Она так же многогранна, как и сама жизнь. О чем только не рассказывает писательница своим маленьким друзьям. Чувство уважения к старшим, забота о слабых, внимание к заболевшим раскрываются во многих простых по сюжету, но впечатляющих рассказах сборников «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья».
Валентина Александровна помогает своим юным читателям распознавать истинную дружбу, не ссориться из-за пустяков, не быть злопамятными. В рассказах «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Плохой товарищ», «Тетрадки», «На катке», «Кто хозяин», «Навестила» писательница остроумно высмеивает многие отрицательные черты в поведении детей. «Что легче: лгать или говорить правду?», – спрашивает она в своих рассказах. От души посмеются маленькие читатели над болтливыми девочками из рассказа «Три сороки», над пустословами из рассказа «Время», над хвастливым зайчишкой из сказки «Заячья шапка». А потом задумаются: а нет ли и среди них подобных врунов и хвастунишек? Чтобы активизировать мысли и чувства ребенка, автор часто идет от противного, то есть показывает отрицательные примеры и вызывает их осуждение. В сказке «Добрая хозяюшка» поначалу все складывается вроде бы мило и забавно: девочка променяла петушка на курочку, курочку на уточку, уточку на щенка, но вдруг – резкий поворот сюжета: щенок удрал от девочки: «Не хочу с такой хозяйкой дружить, не умеет она дружбой дорожить!»
В своих произведениях В.А. Осеева, как правило, не формулирует вывод, предоставляя эту возможность своему читателю. Так, в рассказе «Печенье» братья разделили все печенье поровну (вроде справедливо), но забыли маму и бабушку. В рассказе «Навестила» Муся наведалась к тяжело больной подруге, но ничем не помогла ей. В рассказе «Синие листья» девочка дала подружке зеленый карандаш, но с такой неохотой, что подружка отказалась его взять. Этот рассказ включен в сборник «Синие листья», вышедший в издательстве «Детская литература» в 1965 году, который сохранился в фонде нашей библиотеки.
Человек, думающий только о себе, остается, в конце концов, один, а это тяжело и грустно. Ребенок должен прочувствовать эту истину, чтобы сделать следующий шаг в направлении к бескорыстному добру в отношениях с людьми. Об этом рассказы писательницы «Просто старушка» и «Просто так».
Валентина Осеева не только прозаик, но и поэт. Ее стихи – это разнообразный мир детских чувств и впечатлений. Не все стихи одинаково удачны, но в лучших из них дети найдут живые описания природы и животных.
Стихотворения В. Осеевой обычно короткие, но выразительные; их форма образна, звучание музыкально и ритмично, а тональность добродушна и шутлива. На протяжении нескольких десятилетий во многих газетах и журналах для детей печатались ее веселые и звучные стихи, остроумные песенки. Стихи Валентины Александровны были опубликованы и на страницах тематических сборников. Например, в сборнике «Наша книга» 1957 года издания, включившем в себя избранные произведения для детей дошкольного возраста, среди авторов мы находим и В.А. Осееву.
Мама, ноги у меня
Все равно что два коня!
Я их утром запрягаю,
Я сапожки обуваю,
Зашнурую, запрягу
И бегу, бегу, бегу!
По дорожке скачут ножки,
Где вприпрыжку, где в галоп,
Звонко стукают сапожки.
Кони – рысью! Кони – гоп!
По камням и по пескам,
Через речку по мосткам,
По полям и по лугам…
Как я рад своим ногам!
В сборниках В.А. Осеевой «Снежки», «Ежинка», «Синие листья» и других также представлены ее стихотворения.
Во многих своих поэтических произведениях Валентина Александровна, отражая непосредственность детского видения жизни, одухотворяет природу и животных. Лучшим стихотворением писательницы считается стихотворение «Ежинка»:
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез:
– Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли,
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдешь?
– Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Еж.
В. Осеева была мастером «малых форм», но в ее литературном наследии есть и большие произведения. В 1947 году была опубликована первая повесть трилогии «Васек Трубачев и его товарищи». Еще до Великой Отечественной войны задумала Валентина Александровна большую повесть о жизни советской школы. Замысел был близок к осуществлению, когда началась война, и рукопись пришлось отложить. Когда же появилась возможность к ней вернуться, жизнь дополнила ее новым материалом. В.А. Осеева создавала свою книгу, когда уже были написаны и опубликованы героические повести А. Гайдара, Л. Пантелеева, Л. Кассиля. Нельзя было повторять сказанное, возвращаться к прежним образам и проблемам, необходимо было сказать новое слово, раскрыть новые характеры. И Осеева успешно справилась с этой нелегкой задачей. Умение проникать в жизнь, отличное знание детской психологии явились крепкой основой всей конструкции ее первого большого многосюжетного произведения.
Повесть «Васек Трубачев и его товарищи» стала любимой книгой юных читателей. За это произведение писательница была удостоена Государственной премии.
Именно в нашей детской литературе произошло событие, какого не знала ни одна литература: гайдаровский герой – Тимур – шагнул с книжных страниц в жизнь, создал движение своих последователей. Нечто подобное произошло и с юным героем книги Валентины Осеевой – Васьком Трубачевым.
«Васек Трубачев и его товарищи» – трилогия, книги которой объединяются не только одними и теми же героями, но и проблемным единством, заключающимся в раскрытии души ребенка, формирования его характера. Если в первой части описываются события, в общем-то, обычные, связанные с жизнью одного класса одной из подмосковных школ в мирное, предвоенное время, то последующие книги, в особенности вторая, посвящены героическому времени Великой Отечественной войны. В борьбе советских людей с немецко-фашистскими оккупантами принимают посильное участие юные герои, мужают и закаляются их характеры.
В повести отлично выписаны образы детей, создан точный психологический портрет каждого из героев, и перед читателем возникают лица живые и запоминающиеся. Таков активный и деятельный Васек Трубачев, с его рыжеватым чубом, выбивающимся из-под тюбетейки, аккуратный и подтянутый Саша Булгаков, неуклюжий и добродушный Федя Мазин, робкий Петя Русаков, мечтательный Сева Малютин и многие другие ученики четвертого класса «Б».
Вторая книга повести называется «Отряд Трубачева сражается». Великая Отечественная война застает ребят вдали от родного дома, на Украине, в колхозе «Червони Зирки», куда они поехали на экскурсию. Тяжелые испытания выпадают на их долю, они совершают немало подвигов: выполняют поручения партизанского штаба, расклеивают сводки о положении на фронтах. Ребята не одиноки, они действуют вместе с колхозными пионерами, о них бережно заботятся, ими руководят старые и опытные подпольщики: председатель колхоза Степан Ильич, партизаны-колхозники Матвеич, дед Михайла, баба Ивга и другие. Не сразу стали они героями, но в тяжелую годину войны исчез испуг первых дней, все мелкое и личное уступило место всепоглощающей любви к народу, и эти чувства укрепили их волю и повели на подвиг… В основу этой книги легли подлинные события войны и фашистской оккупации Украины.
Третья часть повести рассказывает о том, как ребята участвуют в восстановлении школы в своем родном городке. Они не только работают на стройке, ухаживают в госпитале за ранеными, но и учатся, готовясь к переходу в следующий класс.
В фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества сохранились два издания произведения: это выпущенные отдельными книгами в издательстве «Детская литература» в 1953 году вторая и третья части трилогии и книга, изданная полностью в Детлите в серии «Библиотека пионера» («Библиотека пионера» – двенадцати-томное издание, задуманное как летопись жизни советской пионерии).
Быть может, современным школьникам будут не совсем понятны поступки героев этой трилогии, но они не смогут остаться равнодушными и не испытать восхищения от тех больших дел, которые совершили их сверстники в годы войны.
Одно из последних произведений Валентины Александровны Осеевой, автобиографическая повесть «Динка», – ее большая удача. Много лет писательница работала над ним: оттачивала каждое слово, выбрасывала целые главы, переписывала эпизоды, стремясь вместить в книгу огромный мир своего детства, эпоху первой русской революции, множество людей, окружающих ее.
На обложке объемной книги изображена бегущая девочка: крепкие загорелые босые ножки, кольца жестких волос закрывают лоб и щеки. Это – Динка, восьмилетняя героиня повести. Ее детство, как и детство писательницы, выпало на сложные послереволюционные годы. Динка росла в семье, связанной с подпольной организацией революционеров, и ее находчивость, смелость нередко выручают взрослых в трудную минуту. Острое чувство справедливости, способность сопереживать, искренняя привязанность и верная дружба девочки с сиротой Ленькой вызывают симпатию читателей к юной героине повести. Горячую, вспыльчивую, но добрую девочку просто нельзя не полюбить. Повесть оставляет светлое ощущение. Юные и взрослые герои ее необыкновенно симпатичны и надолго запоминаются читателям.
Выполняя настойчивые просьбы своих читателей, Валентина Осеева написала продолжение «Динки». Последняя книга «Динка прощается с детством» вышла в 1969 году уже после смерти писательницы. Юные читатели снова встретились со своей любимой героиней, с ее старыми и новыми друзьями. Прошли годы, выросла Динка, буйные кудряшки сменились толстыми косами, она перешла в старшие классы, к ней пришла первая любовь… Но она и в свои пятнадцать лет так же неуемна и горяча.
К сожалению, только первая часть дилогии, являющаяся прижизненным изданием, сохранилась в фонде ИОБДЮ.
В 1983 году все увидели Динку на экранах телевизоров в трехсерийном фильме «Раннее, раннее утро».
В.А. Осеева придавала слову очень большое значение, потому что оно было главным в ее произведениях. Она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и ранить. Произведения писательницы востребованы и сейчас, они учат ребят доброте и отзывчивости, чувству уважения к старшим, прививают им умение дружить, не ссорится из-за пустяков.
Тема творчества Валентины Осеевой возникла в плане нашей исследовательской работы совсем не случайно. Мы не просто хотели отметить юбилей замечательной детской писательницы, но и решили призвать юных читателей библиотеки познакомиться с ее произведениями. Темы их не потеряли своей актуальности: ведь в нашем жестком и торопливом, во многом поверхностном мире, так не хватает доброты, честности, мужества.
Прижизненные издания книг В.А. Осеевой в фонде ИОБДЮ
-
Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи / В.А. Осеева. – М. : Детгиз, 1953. – 464 с. : ил.
-
Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи. Книга 2 / В.А. Осеева ; рис. Г. Фипингоф. – М.-Л. : Детгиз, 1953. – 383 с. : ил.
-
Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть / В.А. Осеева. – М. : Детгиз, 1961. – 863 с. : ил. – (Библиотека пионера. Избранные повести и рассказы).
-
Осеева, В.А. Волшебное слово / В.А. Осеева ; рис. А. Пахомов. – М. : Детская литература, 1967. – 16 с. – (Мои первые книжки).
-
Осеева, В.А. Динка : повесть / В.А. Осеева ; рис. А. Ермолаев. – М. : Детгиз, 1959. – 479 с. : ил.
-
Осеева, В.А. Пионерам : стихотворение // Будь героем : рассказы и стихи. – М. : Детгиз,1941. – С. 3-4.
-
Осеева, В.А. Синие листья : рассказы и стихи / В.А. Осеева. – М. : Детская литература, 1965. – 11 с. : ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ).
Литература о жизни и творчестве писательницы
-
Валентина Александровна Осеева // Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку : беседы для родителей / И.Н. Тимофеева. – М. : Книга,1987. – С. 163-165.
-
Валентина Александровна Осеева : к 70-летию со дня рождения // Книги – детям : сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым / сост. В.Я. Меерзон, Е.А. Ручимская. – М. : Детская литература, 1971. – С. 121-123.
-
Кремянская, Н.И. В.А. Осеева // Детская литература, 1969 : сборник статей / отв. ред. Е.С. Аксенова. – М. : Детская литература, 1969. – С. 175-194.
-
Таратута, Е.А. Волшебное слово // Таратута, Е.А. Драгоценные автографы : книга воспоминаний / Е.А. Таратута. – М. : Советский писатель, 1986. – С. 216-219.
iv-obdu.ru