Искусство 9 класс 2 урок искусство и власть – План-конспект урока по МХК (9 класс) по теме: Искусство и власть ч.2
План-конспект урока по МХК (9 класс) по теме: Искусство и власть ч.2
9 класс
Урок № 2
Тема урока: «Искусство и власть»
Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.
УУД:
Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»
Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.
Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.
Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Оборудование для учителя:
Экран для показа презентации, конспект.
Оборудование для ученика:
Тетрадь, ручка, карандаш.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
- Приветствие.
- Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
- Отмечание отсутствующих.
- Повторение пройденной темы:
- Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке? О связи искусство и власти
- Что такое искусство? Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
- Какие виды искусства вы знаете? живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
- Когда же появилось искусство? Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
- Что такое власть? Власть — способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
- Когда появилась власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
- Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
- Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
- Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
- Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
- Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
- Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
- В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
- Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
- Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
- Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
- Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
- Угадай-ка: посмотрите на экран и назовите произведения искусств:
- Бог солнца — Ра
- Октавиан Август из Прима Порто. Римская статуя
- Пирамида Хеопса
- Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
- Идолы. Статуи языческих богов
- Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
- Геракл
- Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
- Золотая погребальная маска Тутанхамона
- Успенский собор Московского Кремля
Молодцы!
6. Изучение нового материала:
Мы продолжаем с вами тему урока: «Искусство и власть»
Выводы – читать по слайдам.
Запись в тетрадь: Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.
Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).
В «Слове о погибели Русской земли» сказано:
«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, — князьями грозными… всем ты преисполнена, земля Русская!»
Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.
Запись в тетрадь: В XVIII в. открылась новая глава российской истории.
Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.
Запись в тетрадь: Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.
Давайте послушаем Концерт В.Титова посвященный Полтавской победы.
Василий Поликарпович Титов (ок. 1650-1710) — русский церковный композитор, государев певчий дьяк.
Титов Концерт в честь Полтавской победы
Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.
Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
(слайд Хоровая капелла имени Глинки)
Воспевание власти особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке.
«Бо́же, Царя́ храни́!» — государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн «Молитва русских».
Слушаем гимн «Боже, царя храни!»
- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (Боже, храни королеву).
Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.
Слушаем Гимн Великобритании
Гимн Великобритании на русском языке
Боже храни нашу милостливую Королеву
Долгой жизни нашей благородной Королеве
Боже храни Королеву
Пошли ей победного
Счастья и славно
Долго царствовать над нами
Боже храни Королеву
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.
Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.
Скорой всего Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.
Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917),
Видеофрагмент песен Октябрьской революции
…памятники,
плакаты,
произведения живописи,
музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945).
Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.
Такие замечательные певцы: В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков……
7. Закрепление пройденного материала:
ТЕСТ:
1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?
А) Успенский собор
Б) Новоиерусалимский монастырь
В) Храм Христа Спасителя
2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _
Светская и религиозная
3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?
А) Б. Иофан Б) Дм. Левицкий
В) Ж.Л.Давид
4. Кто автор портрета Екатерины II?
Дмитрий Григорьевич Левицкий
5. Определи Новоиерусалимский собор
1 — 2 — 3 — 4 — 5
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило…
- Я приобрел…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
8. Домашнее задание
Разделивших на группы, подготовить презентацию:
(3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем:
- Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
- Портреты знаменитостей художника Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
- Памятники Московского Кремля (слайды с названием памятников)
- Триумфальные арки мира (презентация)
- Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)
- Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)
- Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)
- Соборы России (презентация-фильм)
nsportal.ru
План-конспект урока по МХК (9 класс) на тему: Конспект урока искусства. 9 класс. «Искусство и власть»
Урок 1. «Искусство и власть»
I. Приветствие. Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)
— Что такое искусство?
— Что такое власть? (ответы учащихся).
Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
— Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
— Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?
Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
II. Изучение нового материала.
Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.
Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.
Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)
— Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?
В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)
Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?
Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)
Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)
Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).
Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.
Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.
Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)
В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».
Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)
Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.
1. Триумфальная арка в Париже — монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)
2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)
1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.
IV. Подведение итогов урока.
Д/з учебник с.102-107
nsportal.ru
Конспект урока по искусству в 9 классе «Искусство и власть»
Первый урок «Искусство и власть» (с. 102 – 104)
Задачи урока: обобщить имеющие художественные знания учащихся о влиянии власти, государства, отдельных личностей на функции искусства в жизни общества, изучить материал учебника, проанализировать художественные произведения разных эпох и стилей, заинтересовать учащихся изучением регионального материала в контексте данной темы.
Формирование УУД: личностные – определять содержание произведений искусства, их направленность на укрепление власти государств и их правителей, познавательные – изучать факты истории, которые отражаются в художественных произведениях, проявлять интерес к воплощению деятельности творцов искусства; коммуникативные – участвовать в обсуждении новых и известных явлений культуры и искусства, высказывать собственную точку зрения, фиксировать ее в письменных и устных высказываниях,
Первый этап урока – обсуждение вопроса: «Как власть влияет на создание и потребление произведений искусства?» (учащиеся приводят примеры, аргументируют свое мнение). Учитель предлагает свои художественные произведения, чтобы активизировать учащихся. Здесь уместно вспомнить, например, значение музыки в Петровскую эпоху (канты, музыка для оркестров), гимны, патриотические песни, плакаты Великой Отечественной войны, памятники выдающимся личностям (Мавзолей В.И. Ленина), храмовые сооружения (например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве – собор Покрова Божией матери, что на рву у Фроловских ворот, воздвигнутый царем Иваном Грозным в память о победе русских воинов над Казанским и Астраханским ханствами в 1552 – 1554 гг.) и др.
Второй этап урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника (с . 100 – 102). Выделение значимых для понимания темы мыслей, восприятие произведений скульптуры (памятники), живописи (портреты), архитектуры (арки, храмовые постройки), запечатлевших образы правителей, направленность их влияния на людей, стремление увековечить свои государственные дела, воинские доблести, анализ средств их художественной выразительности.
Третий этап урока: прослушивание музыкальных произведений, связанных с темой урока, коллективное обсуждение из содержания, музыкального языка как средства раскрытия образов (см. фонохрестоматию 9 класса, треки №№ 1 – 11).
Заключительный этап урока – обобщение по теме урока. Размышления о том, как в вашем крае, республике (городе, селе, поселке) искусство отражает государственные, исторические, художественные замыслы /идеи, воззрения/ власти (современной и прошлых поколений), какими функциями обладают эти художественные творения.
Домашнее задание:
Разделивших на группы, подготовить презентацию (3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем: «Искусство в годы революционных переворотов в России», «Искусство в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «Авторская песня как форма общественного протеста против государственного режима /власти/», возможна также свободная тема.
Подготовить исполнение песен индивидуально и группой.
infourok.ru
Презентация по Искусству на тему «Искусство и власть» (9 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Искусству на тему «Искусство и власть» (9 класс) Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда:Воздействующая сила искусства Искусство и власть
2 слайд Описание слайда:Искусство часто использовалось для укрепления власти, светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Август из Прима Порто. Римская статуя
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже.
4 слайд Описание слайда:В итальянском городе Падуя стоит знаменитый конный памятник кондотьеру, а в последствии правителю Падуи Эразмо да Нарни. Итальянский скульптор Донателло создал эту статую в 1443-1453 годах. .
5 слайд Описание слайда:В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота (арка) у Тверской заставы. В 60-е годы XX в. Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте, рядом с музеем панорамы «Бородинская битва»
6 слайд Описание слайда:Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Родольфо Фьораванти перестраивается Московский Кремль. Строительство собора было закончено к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 августа 1479 года состоялось торжественное освящение собора. «Москва – Третий Рим, а четвёртому не быти».
Окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых дьяков.
8 слайд Описание слайда:Во второй половине XVII в. по замыслу патриарха Никона – создать святые места по образу Палестины — под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.
9 слайд Описание слайда:В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I, по меткому выражению А. С. Пушкина, было прорублено «окно в Европу» – основан Санкт-Петербург.
10 слайд Описание слайда:В XX в. в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчёркивала силу и власть государева.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Искусство и власть — изо, уроки
Конспект урока по искусству.
Учитель: Киреева А. В.
Класс: 9
Урок:1
Дата: 9 Б – 3.09
9 В – 5.09
9 Г – 2.09
9 Д – 3.09
Раздел: Воздействующая сила искусства (8 ч)
Тема: «Искусство и власть»
Цель: обобщение имеющихся у школьников знаний о влиянии власти, государства на искусство; анализ художественных произведений разных эпох и стилей; развитие интереса учащихся к изучению регионального материала в контексте данной темы.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— Как правильно называется наш предмет? (искусство)
— Что такое искусство? ( ответы учащихся)
Определение: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
Сообщение темы урока.
— Тема нашего сегодняшнего урока «Искусство и власть»
4. Изучение нового материала.
— Что такое власть? (ответы учащихся)
Определение: Власть в общем смысле это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств.
— Исходя из определений, какую связь между этими понятиями мы наблюдаем?
И искусство и власть воздействуют на людей! Могут ли они взаимодействовать между собой?
Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти.
Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.
— С такими произведениями искусства мы сегодня с вами и познакомимся.
Просмотр презентации:
— Посмотрите на изображения и ответьте на вопросы: какие качества художники и скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?
Август из Прима Порто. Римская статуя
Д. Левицкий. Екатерина 11
Ж.-Л. Давид. Бонапарт, пересекающий Альпы на огненном скакуне.(фрагмент)
Александр Невский. Художник П. Д. Корин 1942 г.
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена.
— Окончание строительства первого каменного храма Москвы- Успенского собора стало поводом к основанию хора государевых певчих дьяков, который в 18 веке переведен в Санкт- Петербург и переименован в Придворную певческую капеллою. Большой коллектив певцов способствовал более сильному звучанию музыки и это подчеркивало власть государства.
— Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь.
Вывод: Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это революционные песни, марши в период Октябрьской революции(1917), музыкальные сочинения Великий Отечественной войны, массовая песня послевоенных лет.
— Теперь давайте проанализируем государственные символы нашего государства. Государственные символы — установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки конкретного государства. Назовите их: герб, флаг и гимн.
— Что такое гимн?
— Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.
— Давайте послушаем
(1 куплет, припев)
— Как вы думаете, почему исполнение гимна, мы слушали стоя?
— Какие еще вам известны правила прослушивания гимна?
— Где мы можем услышать гимн?
— Что вам известно о происхождении гимна?
Работа с текстом учебника.
Прежде чем в 1816 году был официально принят государственный гимн, все торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами. В 1816 году был избран один из старейших европейских государственных гимнов, гимнВеликобритании «God Save the King» («Боже, храни Короля»). Этот гимн стал в России исполняться на слова стихотворения Василия Жуковского «Молитва русских. С 1816 по 1833 годы этот русский гимн исполнялся во всех торжественных случаях, но музыка оставалась английской. «Боже, Царя храни!» оставался официальным гимном вплоть до свержения монархии в феврале 1917 года. 2 марта 1917 годаВременное правительство ввело в качестве нового гимна «Марсельезу» — национальный гимн Франции.
Государственный гимн СССР, музыка которого совпадает с музыкой сегодняшнего российского гимна, был официально введён в действие 1 января 1944 года. После того, как в 1943 году был распущен Коминтерн, и отношения с союзниками требовали от СССРотказаться от каких-либо намёков на мировую революцию, сохранять в качестве гимна СССР «Интернационал» оказалось невозможно. Также победы в Великой Отечественной войне усилили патриотические настроения в советском обществе, и патриотические чувства решено было отразить в новом гимне. Был объявлен конкурс, в котором участвовало более сотни соискателей. Музыку для гимна выбирал лично Иосиф Сталин, остановивший свой выбор на песне «Гимн партии большевиков», написанной Александром Александровым ещё в 1939 году. Сама мелодия Сталину понравилась, но он обратил внимание Александрова на нескладную, по его мнению, инструментовку. Александров начал оправдываться: из-за отсутствия времени он поручил выполнить оркестровку своему заместителю Виктору Кнушевицкому. В итоге сошлись во мнении, что композитор должен оркестровать свои сочинения сам.
После осуждения «культа личности» Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году, гимн СССР использовался без слов, потому что в тексте упоминался бывший руководитель страны. Хотя официально слова гимна отменены не были. В частных беседах этот гимн стали именовать «Песней без слов». В 1977 году, при Леониде Брежневе, в СССР приняли новую Конституцию. Текст гимна является неотъемлемой частью Конституции, поэтому правительству требовалось принять новый вариант текста без упоминания о И. В. Сталине и внести другие коррективы в соответствии с текущим положением. Автору первого гимна Сергею Михалкову было доверено создание второй редакции советского гимна. Новый гимн был утверждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года. В нём были исключены упоминания о Сталине, армии, знамени и добавлены слова о коммунистической партии и коммунизме.
Дебаты вокруг гимна возобновились в октябре 2000 года, после встречи Владимира Путина с российскими спортсменами, которые жаловались новому президенту на отсутствие слов и невозможность петь гимн во время церемоний награждения медалями на летних Олимпийских играх. До этого футболисты московского «Спартака» высказывали недовольство на отсутствие слов в гимне — это сказывается на моральном духе и патриотическом настрое команды, а также ухудшает результаты на международных выступлениях. Этого же мнения придерживались члены национальной футбольной команды, не попавшие в финальную часть Чемпионата мира в 1998 году. Путин привлёк к этой проблеме внимание общественности и вынес проблему на рассмотрение Государственного совета..
В ходе ноябрьской сессии Совета Федерации Президент заявил, что законодательное закрепление национальных символов (гимна, герба и флага) должно быть приоритетной задачей для государства. В качестве музыки для гимна Путин предложил взять бывший советский гимн, написав при этом к нему новый текст. 4 декабря 2000 года он внёс в Госдуму новый законопроект «О Государственном гимне РФ», 8 декабря Госдума проголосовала в пользу принятия музыки Александрова в качестве гимна. 381 депутат высказался «за», 51 депутат проголосовал «против» и 2 воздержались. По итогам голосования была создана комиссия, задачей которой являлось рассмотрение предложений о тексте государственного гимна. От граждан было получено свыше 6 тысяч писем с текстами, но комиссия остановила свой выбор на стихах С. В. Михалкова
— Каким был первый гимн, до 1816года?
— Какие изменения внес Пётр 1?
— Какие ещё гимн потерпел изменения?
— Когда был утверждён действующий сейчас гимн?
— Кто является автором текста и композитором?
— Давайте рассмотрим текст.
— Выпишите в тетради прилагательные, которые характеризуют Россию.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
— Какие слова вы выписали?
— Каждая строка гимна, каждое словосочетание, только подчёркивают силу, могущество России.
Хронология гербов России
Даты | Изображение | Название | Даты | Изображение | Название |
XV век | Оборотная сторона печати Ивана III, 1497 г. | середина XVI века | Герб с Большой государственной печати | ||
1580-е—1620-егоды | Герб со Средней государственной печати (с крестом) | 1620-е—1690-егоды | Герб с Большой государственной печати | ||
1 четверть XVIII века | Герб Петра I | 40—90-е годыXVIII века | Герб времён Елизаветы I Петровны | ||
10 (21) августа 1799 | Герб России при Павле I (с Мальтийским крестом) | 1-я четверть XIX века | Герб Николая I | ||
Середина XIX века | 1883—1917 гг. | Малый герб Российской империи | |||
1882—1917 гг. | Большой герб Российской империи | 1917—1918 гг. | Эмблема Российской республики | ||
1918—1920 | Герб РСФСР | 1919—1920 | Герб России (проект) | ||
1920—1978 | Герб РСФСР | 1978—1992 | Герб РСФСР | ||
1992—1993 | Герб Российской Федерации | С 1993 | Герб Российской Федерации |
— 1992 году в России продолжали использовать герб образца 1978—1991 гг., но надпись «РСФСР» на щите была заменена на «Российская Федерация» (в связи с переименованием государства).
— Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. Герб разрешается изображать без геральдического щита.
В 2000 году был принят новый закон «О Государственном Гербе Российской Федерации», устанавливающий описание и порядок использования герба.
— Где мы можем в нашей повседневной жизни встретить изображение герба?
Итог урока.
— Итак, давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке?
— Что такое искусство, власть, что у них общего?
— Каким образом искусство символизирует власть?
— Что нового вы узнали о гимне РФ? О гербе РФ?
6. Домашнее задание.
Изображение герба РФ
Приложение1
История гимна
Прежде чем в 1816 году был официально принят государственный гимн, все торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами. В 1816 году был избран один из старейших европейских государственных гимнов, гимнВеликобритании «God Save the King» («Боже, храни Короля»). Этот гимн стал в России исполняться на слова стихотворения Василия Жуковского «Молитва русских. С 1816 по 1833 годы этот русский гимн исполнялся во всех торжественных случаях, но музыка оставалась английской. «Боже, Царя храни!» оставался официальным гимном вплоть до свержения монархии в феврале 1917 года. 2 марта 1917 годаВременное правительство ввело в качестве нового гимна «Марсельезу» — национальный гимн Франции.
Государственный гимн СССР, музыка которого совпадает с музыкой сегодняшнего российского гимна, был официально введён в действие 1 января 1944 года. После того, как в 1943 году был распущен Коминтерн, и отношения с союзниками требовали от СССРотказаться от каких-либо намёков на мировую революцию, сохранять в качестве гимна СССР «Интернационал» оказалось невозможно. Также победы в Великой Отечественной войне усилили патриотические настроения в советском обществе, и патриотические чувства решено было отразить в новом гимне. Был объявлен конкурс, в котором участвовало более сотни соискателей. Музыку для гимна выбирал лично Иосиф Сталин, остановивший свой выбор на песне «Гимн партии большевиков», написанной Александром Александровым ещё в 1939 году. Сама мелодия Сталину понравилась, но он обратил внимание Александрова на нескладную, по его мнению, инструментовку. Александров начал оправдываться: из-за отсутствия времени он поручил выполнить оркестровку своему заместителю Виктору Кнушевицкому. В итоге сошлись во мнении, что композитор должен оркестровать свои сочинения сам.
После осуждения «культа личности» Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году, гимн СССР использовался без слов, потому что в тексте упоминался бывший руководитель страны. Хотя официально слова гимна отменены не были. В частных беседах этот гимн стали именовать «Песней без слов». В 1977 году, при Леониде Брежневе, в СССР приняли новую Конституцию. Текст гимна является неотъемлемой частью Конституции, поэтому правительству требовалось принять новый вариант текста без упоминания о И. В. Сталине и внести другие коррективы в соответствии с текущим положением. Автору первого гимна Сергею Михалкову было доверено создание второй редакции советского гимна. Новый гимн был утверждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года. В нём были исключены упоминания о Сталине, армии, знамени и добавлены слова о коммунистической партии и коммунизме.
Дебаты вокруг гимна возобновились в октябре 2000 года, после встречи Владимира Путина с российскими спортсменами, которые жаловались новому президенту на отсутствие слов и невозможность петь гимн во время церемоний награждения медалями на летних Олимпийских играх. До этого футболисты московского «Спартака» высказывали недовольство на отсутствие слов в гимне — это сказывается на моральном духе и патриотическом настрое команды, а также ухудшает результаты на международных выступлениях. Этого же мнения придерживались члены национальной футбольной команды, не попавшие в финальную часть Чемпионата мира в 1998 году. Путин привлёк к этой проблеме внимание общественности и вынес проблему на рассмотрение Государственного совета..
В ходе ноябрьской сессии Совета Федерации Президент заявил, что законодательное закрепление национальных символов (гимна, герба и флага) должно быть приоритетной задачей для государства. В качестве музыки для гимна Путин предложил взять бывший советский гимн, написав при этом к нему новый текст. 4 декабря 2000 года он внёс в Госдуму новый законопроект «О Государственном гимне РФ», 8 декабря Госдума проголосовала в пользу принятия музыки Александрова в качестве гимна. 381 депутат высказался «за», 51 депутат проголосовал «против» и 2 воздержались. По итогам голосования была создана комиссия, задачей которой являлось рассмотрение предложений о тексте государственного гимна. От граждан было получено свыше 6 тысяч писем с текстами, но комиссия остановила свой выбор на стихах С. В. Михалкова
Приложение 2
Гимн Российской Федерации
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Хронология гербов России Приложение 3
Даты | Изображение | Название | Даты | Изображение | Название |
XV век | Оборотная сторона печати Ивана III, 1497 г. | середина XVI века | Герб с Большой государственной печати | ||
1580-е—1620-егоды | Герб со Средней государственной печати (с крестом) | 1620-е—1690-егоды | Герб с Большой государственной печати | ||
1 четверть XVIII века | Герб Петра I | 40—90-е годыXVIII века | Герб времён Елизаветы I Петровны | ||
10 (21) августа 1799 | Герб России при Павле I (с Мальтийским крестом) | 1-я четверть XIX века | Герб Николая I | ||
Середина XIX века | 1883—1917 гг. | Малый герб Российской империи | |||
1882—1917 гг. | Большой герб Российской империи | 1917—1918 гг. | Эмблема Российской республики | ||
1918—1920 | Герб РСФСР | 1919—1920 | Герб России (проект) | ||
1920—1978 | Герб РСФСР | 1978—1992 | Герб РСФСР | ||
1992—1993 | Герб Российской Федерации | С 1993 | Герб Российской Федерации |
8
kopilkaurokov.ru
Тест по искусству на тему «Искусство и власть» (9 класс)
Тест «Искусство и власть» 9 класс
1. Для чего использовалось искусство в государстве?
а) для укрепления власти
б) для развития культуры
в) для красоты
2. Верно ли утверждение, что деятели искусств во все времена создавали
идеализированные образы вождей?
а) да
б) нет
в) не во все времена
3. Какой вид искусства увековечивает доблесть воинов и полководцев?
а) изобразительное искусство
б) монументальное искусство
в) наскальная живопись
4. В честь какого события в 1814 году были построены Триумфальные ворота у Тверской
заставы?
а) по указу Наполеона I в честь своей армии
б) в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III
в) в честь победы русской армии над Наполеоном
5. Кто автор портрета Екатерины II «Екатерина II — законодательница»?
а) А. И. Бельский
б) Д. Г. Левицкий
в) И. И. Фирсов
6. Какой город в ХV веке после падения Византии становится центром православной
культуры?
а) Новгород
б) Москва
в) Чернигов
7. Для чего был построен первый каменный храм Москвы — Успенский собор?
а) для культурного развития государства
б) по религиозному замыслу
в) подчеркнуть власть государеву
8. Во время правления какого царя на Руси искусства возглашают хвалу Господу и
здравицу молодому царю всея Руси?
а) Павел I
б) Пётр I
в) Иван VI
9. Кто из советских архитекторов стал автором неосуществлённого проекта Дворца Советов?
а) Н. А. Ладовский
б) Б. М. Иофан
в) К. С. Мельников
10.В какой период истории нашего государства искусство стало отражать не только волю
правителей, но и народа?
а) дореволюционный период
б) советский период
в) в переломные моменты истории ХХ века
infourok.ru
План-конспект урока по МХК (9 класс) по теме: Искусство и власть ч.1
9 класс
Урок №1
Тема урока: «Искусство и власть»
Цель: начать осваивать понятия «искусство», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.
УУД:
Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»
Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.
Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.
Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Оборудование для учителя:
Экран для показа презентации, конспект.
Оборудование для ученика:
Тетрадь, ручка, карандаш.
Тип урока: комбинированный урок.
Структура урока:
Этап
Оборудование
Время
1. Организационный момент: приветствие и знакомство, 2. проверка к готовности, 3. отмечание отсутствующих (5 мин)
4. Вводное слово: Мотивация учебной деятельности
- Презентация (5 мин)
5. Изучение нового материала
- Презентация, тетрадь, ручка (20 мин)
6. Закрепление нового материала: опрос по теме (7 мин)
7. Подведение итога урока (видеоролик) (1.10)
8. Домашнее задание (3 мин)
Ход урока:
- Приветствие и знакомство: (о себе)
- Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
- Проверка по журналу.
- Вводное слово:
В этом году вы продолжаете изучать предмет искусство.
В течение года вы будете вести тетрадь, где будете записывать все самое интересное и необходимое для того, чтобы освоить этот предмет, а также свои мысли, открытия, мнения и проверочные работы. А еще в освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы уже занимались на протяжении восьмого класса.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть».
Запись в тетрадь: Тема урока: «Искусство и власть»
Для начала следует найти ответы на вопросы:
- Что такое искусство? (ответы учащихся).
- Что такое власть? (ответы учащихся).
Запись в тетрадь: Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности: живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
- Когда же появилось искусство? (ответы учащихся)
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
Запись в тетрадь: Власть — способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (ответы учащихся).
Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
5. Изучение нового материала.
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность.
Запись в тетрадь: Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепление власти, — светской и религиозной.
Запись в тетрадь: Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.
Запись в тетрадь: Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им предавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.
Запись в тетрадь: В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен: поклонение идола, божествам, внушающий трепет
Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного.
Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами.
В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимают шаманы и жрецы, обладающие огромной властью.
- Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен? (ответы учащихся).
В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона.
Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти:
- Увековечивая имена фараонов в фресках,
- сохраняя черты их лица в погребальных масках,
- говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы.
- Но вот вопрос: Персонифицировано (в образе человека) ли искусство в это время? (нет)
Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы.
Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции.
Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах.
Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов.
Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.
Во времена Республики (историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.) стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы».
С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах.
Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).
Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.
Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.
Запись в тетрадь: Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи.
ВОПРОСЫ:
Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны.
Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами.
Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев.
Запись в тетрадь: По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже— монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном.
На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
Запись в тетрадь: В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.
Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.
Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна.
(слайд с другими триумфальными арками)
Запись в тетрадь: В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва.
В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже.
Запись в тетрадь: Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Запись в тетрадь: Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».
Запись в тетрадь: Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве.
Запись в тетрадь: Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
- Закрепление нового материала:
ТЕСТ:
Искусство и власть
1. Для чего использовалось искусство в государстве?
А) для укрепления власти
Б) для самоудовлетворения
В) для красоты
2. Какие виды власти реализовывались в искусстве?
Светская и религиозная
3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет Б) да
4. Как называется данная статуя и кто её автор?
Статуя кондотьера Гаттамелаты. Донателло
5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?
1) Триумфальная арка в честь армии Наполеона в Париже
2) Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном в Москве
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило…
- Я приобрел…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- Пересказ по учебнику или все учить в тетради (стр. 100-103) (обязательно)
nsportal.ru