cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как завершить эссе – Как написать заключение в эссе: пример экспертного вывода

Содержание

Как написать заключение в эссе: пример экспертного вывода

Психологи утверждают, что сказанное в конце разговора запоминается лучше всего. Для учебных работ это справедливо вдвойне: обычно преподаватель внимательно читает только введение и заключение. Поэтому столь важно серьезное отношение к тому, как закончить эссе.

Советы, как написать заключение в эссе

Любая студенческая работа – за исключением разве что решения задач, предусматривающих численный ответ – завершается заключением или выводами. Заключение в эссе по сути похоже на заключение в других работах – к примеру, в курсовой или реферате:

  • Итоговый вывод в эссе должен базироваться на изложенных в основной части работы фактах и доводах, на рассмотренных позициях ученых и результатах экспериментов. Завершающая часть эссе должна согласоваться с приведенными в тексте элементами экспертного мнения.
  • Заключение в эссе не должно содержать принципиально новых фактов – только обобщения упомянутых ранее.
  • Стилистика заключения должна соответствовать стилистике всей работы. Если работа написана в сухом научном стиле, не стоит добавлять в заключении художественные средства, иначе оно будет смотреться инородным, искусственно присоединенным, а не органичным продолжением. Аналогично и в случае, если за основу был взят публицистический стиль: заключение не должно быть существенно более строгим.
  • Не перестраховывайтесь с помощью фраз «По моему скромному мнению», «Хоть я и не эксперт» и подобных им. Это выглядит как оправдания и неуверенность.
  • Главное, чтобы читатель понял, что эссе закончено, логическое завершение присутствует; чтобы не возникало ощущения, что автор писал-писал, а потом его отвлекли, и работа осталась неоконченной.

Рисунок 1. Пример заключения в эссе

Виды заключения в эссе

Существует несколько подходов к тому, как закончить эссе:

  • Риторический вопрос. Если эссе было написано в форме вопросов-ответов, завершить его можно риторическим вопросом, заставляющим читателя самого обдумать прочитанное и сформулировать для себя вывод.

Пример 1

Риторический вопрос не предполагает конкретного ответа, например: «Сколько еще наш народ будет терпеть вопиющую несправедливость?» не подразумевает ответа в стиле «Три года и два месяца», а намекает, что пора что-то менять.

  • Резюмирование авторской позиции. Классический вариант завершения текста. Достаточно просто кратко изложить вывод, вытекающий из сказанного выше.

Пример 2

Начать заключение такого типа можно со слов «Итак», «Таким образом», «Проанализировав … можно заключить».

  • Призыв к активным действиям.

Пример 3

Для учебных эссе это не очень характерно, но некоторые социальные темы могут быть раскрыты с помощью такого заключения, например: «Давайте начнем с себя и уже завтра бросим курить», «Возьмите телефон и просто позвоните самому близкому человеку – и мир станет чуть лучше».

  • Использование цитаты. Намного проще вынести цитату в эпиграф, но иногда она уместна и в заключении: «Как мы видим, и сегодня остается справедливым лермонтовское «…страна рабов, страна господ»».
  • Кольцевая композиция. Заключение должно перекликаться со введением. Самый простой вариант: во введении ставится вопрос, в заключении дается на него ответ: «Теперь можно с уверенностью ответить, что …».

Методы написания выводов в эссе

Метод написания выводов нужно выбрать задолго до того, как закончить эссе – желательно вообще до начала работы над текстом. Примеры методов:

  • В процессе написания основной части набросать идеи для концовки. Выдвигая и обосновывая новый тезис, кратко записывайте его на отдельный листик – тогда к концу работы над основной частью у вас будет заготовка для заключения.
  • Представьте, что читатель задает вопрос: «Ну и что?». Объясните ему с помощью заключения, почему весь текст был прочитан им не зря, что он должен для себя вынести.
  • Постарайтесь вывести читателя на более высокий уровень осознания вашего труда. Не просто механически повторите сказанное ранее, а заставьте его захотеть вам ответить, поспорить или поделиться своим опытом.

Оформление заключения в эссе

Одним из аспектов, касающихся того, как писать вывод в эссе, является оформление. Оформление заключения в эссе предельно простое:

  • Не требуется заголовок («заключение», «выводы» или подобный). Не нужно даже начинать заключение с новой страницы. Достаточно завершить мысль (составляющую последнюю часть основного текста работы) и плавно перейти к формулировке выводов.
  • Заключение начинается с нового абзаца без специальных разделителей (не нужно его отчеркивать или использовать другие средства).
  • Объем заключения должен быть соразмерен самому эссе. Если эссе занимает 3 страницы, отводить из них полторы на заключение неуместно. По общему принципу, объем заключения должен составлять 5-10% от объема работы; соответственно, в трехстраничном эссе он должен быть около трети страницы.
  • Параметры шрифта при переходе к написанию заключения не меняются: если весь текст написан шрифтом Times New Roman 14 размера, им же пишется и заключение.  

spravochnick.ru

Как закончить эссе

Для учеников и студентов – самым интересным жанром является эссе. В основном это обусловлено тем, что в такой работе нет четких границ и можно сполна отдаться полету своей фантазии. Но все же, как и в любом другом тексте, должна быть структурность и эссе должно состоять из вводной, основной части и в конце подведение итогов. И именно написание последнего нередко вызывает сложности у молодых авторов.

Так как же лучше закончить эссе?

Существует множество подходов по поводу того как именно лучше завершить свое повествование в эссе и в нашей статье, мы предлагаем ознакомиться с некоторыми методами, которые могут вам помочь.

  • Перечитайте свое эссе и постарайтесь кратко и емко высказать главную мысль, которую вы пытаетесь донести своим читателям. Последовательно, как в сочинении, выражайте подведенные вами итоги после написанного, напоминайте об основных аспектах исследуемой вами проблемы. К тому же, использование данного приема, поможет и вам лучше разобраться в своем сочинении, выработать определенную системность текста, подчеркнуть главное.
  • Так как ваше эссе посвящено конкретной проблеме, ее можно считать за тезисом вашего текста. Начав свое повествование с определенного утверждения, а по мере дальнейшего написания знакомя своих читателей с ходом ваших мыслей, в заключении можно снова подать первую, основную мысль вашего эссе. Это очень удачный прием, так как после прочтения текста, понимание главное фразы может быть совсем другим, и даже противоположным.
  • Рассуждение о будущем – аспект, который достаточно часто используется во время написания эссе. Так как по своей сути, эссе – это не аналитический жанр, и его главной характеристикой является публицистичность, философские рассуждения на тему рассматриваемой проблемы иногда занимают львиную долю сочинения. В эссе уместен домысел – об этом не раз говорили теоретики, изучающие этот жанр, потому заглянув в сочинении вперед, задумавшись о том, каким же будет развитие событий данной проблемы в будущем будет очень точным завершением вашего текста.
  • Публицистичность эссеистики также подразумевает общение с читателем. В конце сочинения вы можете пригласить своих читателей подискутировать с вами на эту тему, задав риторических вопрос или же призывая к действию, что в свою очередь наверняка заинтересует читателя, заставит его задуматься после прочтения.

Как закончить эссе — советы молодым авторам

Стараясь закончить эссе, не стоит просто излагать предоставленный в начале тезис. Как уже говорилось, после прочтения эссе, мнение о проблемы может кардинально измениться, но для этого нужно помочь своим читателям этого достичь, помочь выйти на уровень выше в своих умозаключениях, закончить фразой, которая обязательно заставит подумать, самому прийти к определенным выводам.

Вставлять цитату в заключении неуместно. Рассуждения и высказывания известных авторов и деятелей можно и нужно использовать в основной части, но читателю вы должны подавать только свои выводы, показывая к чему пришли именно вы после анализа данной проблемы и новые сведения здесь ни к чему.

Пафос в работе ни к чему!

Используйте поменьше пафосных и высокоинтеллектуальных слов. Эссе – это художественно-публицистический жанр и после его прочтения, вашему читателю должно быть также приятно и легко, как и после прочтения любимой книги.

В заключении эссе нужно подавать такую информацию, которая является актуальной в обществе здесь и сейчас, так читателю будет удобнее понять и принять ваше мнение.

Написать эссе – это достаточно непростая работа и, если вам все же кажется, что вы не справитесь с поставленной задачей, вы можете заказать написание эссе на сайте у наших авторов, и они выполнят работу качественно и в сроки.

Вам понравилась статья?

Наши авторы уже более 10 лет пишут для студентов эссе, рефераты, курсовые и другие виды учебных работ и они отлично в них разбираются. Если Вам тоже надо написать эссе, то оформляйте заказ и мы оценим его в течение 10 минут!

Читайте другие статьи:

ru.solverbook.com

Как закончить эссе — Как? Так!

Содержимое:

3 метода:

Думайте об окончании эссе как о банте на красиво завернутом подарке. Оно соединяет все воедино и представляет ваше эссе как отшлифованное целое. В вашей завершающей части необходимо суммировать все то, о чем говорилось в вашем эссе. К тому же, оно должно быть достаточно вызывающим и напоминать вербальный росчерк. Немного поработав, вы сможете украсить свое эссе замечательной концовкой, как торт украшают вишенкой.

Шаги

Метод 1 Набросайте идеи для вашей концовки

  1. 1 Задумайтесь над вопросом “И что?”. Отличный способ придумать концовку – это представить, что ваш читатель спросил вас “И что?” по поводу написанного. Почему то, что вы написали, имеет значение? Что можно написать в концовке, чтобы убедить читателя поверить в ваши идеи и рассуждения?
    • Задавая себе вопрос “и что?” в процессе написания эссе, вы сможете заглянуть гораздо глубже в своих мыслях и идеях.
  2. 2 Составьте список главных идей своего эссе. Понимая, каковы главные идеи вашего эссе, вы сможете лучше понять, что вам стоит включить в заключительную часть. Вам не стоит втискивать каждый пункт и подпункт в концовку: просто отобразите самые главные вещи.
    • Зная главные моменты своего эссе, вы сможете избежать появления новых идей в концовке.
  3. 3 Найдите темы, которые вы описывали в первом абзаце. Обращение к тому, с чего вы начинали, поможет вам правильно закончить эссе. Подумайте, можете ли вы немного развить тему, когда возвращаетесь к ней в конце.
    • Например, если вы начинали эссе с идеи о том, как мало человечество в сравнении с необъятными просторами космоса, вы можете вернуться к этой идее в концовке. Однако вы можете расширить эту тему в конце идеей о том, что с ростом знаний человека космос становится все меньше.
  4. 4 Подумайте, можете ли вы связать идею с другим контекстом. Одним из многих полезных способов завершить эссе можно считать увеличение важности обсуждаемой темы до более широкого контекста. Это поможет читателю понять, как он может применить ваши идеи к другой теме, а это придаст вашему эссе больше значимости и направленности.
    • Например, вы можете расширить свое эссе “Оранжевый – новый черный” и коснуться культуры заточения в тюрьму в целом.

Метод 2 Пишем заключительную часть

  1. 1 Начните с небольшого перехода (по желанию). Это может стать подсказкой для читателя, что вы собираетесь завершить эссе, и что ему необходимо следить внимательно. Несмотря на то, что в большинстве эссе последний абзац начинается с перехода, вам не обязательно делать это, если вы ощущаете, что и так понятно, что вы заканчиваете эссе. Переход может быть очень простым.
    • Вам необходимо избегать заезженных фраз, таких как, “В завершение”, “Суммируя вышенаписанное” или “Подвоя итог”, так как из-за их частого использования они уже считаются клише.
  2. 2 Кратко суммируйте главные идеи. Постарайтесь учесть каждое первое предложение абзаца (ваше тематическое предложение) и по-другому переписать главные идеи двумя-тремя предложениями. Это придаст убедительности вашему эссе, напоминая читателю, о чем шла речь и что вы обсуждали.
    • Не суммируйте идеи так, как они написаны у вас ранее. Читатель уже прочел ваше эссе. Не стоит ему напоминать о каждом пункте, который вы описывали.
  3. 3 Будьте лаконичны. Нет определенного канона длины вашей концовки, но для большинство эссе в старших классах и университете хорошим правилом будет то, что ваша концовка должна составлять около 5-7 предложений. Если меньше, возможно, вы не сможете достаточно хорошо подвести итог пунктам вашего эссе, если больше, то, скорее всего, вы ходите вокруг да около.
  4. 4 Убедитесь, что вы включили , если они у вас есть, в концовку. Если у вас был тезис, вам стоит обратиться к нему в конце, даже если он и мимолетный. Помните, тезис – главная тема эссе, то, о чем вы пишете. Если тот, кто читает вашу концовку, все еще не понял ваш тезис, значит, вы не слишком хорошо донесли посыл до читателя.
    • Найдите способ переработать тезис интересным образом при помощи других речевых конструкций. Переписывание тезиса при помощи тех же слов обескуражит читателя и не позволит проникнуть в суть вашего эссе.
  5. 5 Пишите по предмету осознанно. Звучать авторитетно – значит подбирать правильные слова (не использовать устаревших слов), полагаясь на валидные доказательства из надежных источников, и веря в собственные навыки письма. Не просите прощения за свои идеи и не используйте слишком специфичный язык.
    • Например, вместо написания «Поэтому я думаю, что Александр Пушкин был лучшим русским поэтом 19 века» напишите «Поэтому Александр Пушкин был лучшим русским поэтом 19 века». Читатель уже знает, что, если вы пишете о том, что Пушкин – лучший русский поэт, то вы верите в это. Если вы напишете «Я думаю», это будет выглядеть как то, что вы перестраховываетесь, и вы будете звучать менее авторитетно.
    • Еще один пример: Не просите прощения за свои взгляды. Это ваши идеи, поэтому примите ответственность за них на себя. Никогда не говорите ничего подобного «Я могу не быть экспертом» или «По крайней мере, я так считаю», так как это снижает надежность ваших слов.
  6. 6 Закончите эффектным росчерком. Ваше последнее предложение должно быть элегантным, провокационным и в точку. Это легче сказать, чем сделать. Но все начинается с иллюстрации сути вашего эссе. Спросите себя О чем мое эссе и что я хочу сказать?, и только после этого двигайтесь дальше.
    • Добавьте в концовку немного иронии. Поиграйте с последним предложением и немного поиронизируйте над тем, о чем вы пишите. Таким образом, концовка вашего эссе станет особенно провокационной.
    • Обращайтесь к эмоциям. В большинстве своем эссе часто рациональны, при их написании люди забывают об эмоциях. Поэтому обращение к эмоциям может быть мощным вариантом завершить эссе. Сделанное правильным образом, оно поможет статье обрести душевность. Просто не забывайте, что концовка должна оставаться в одном тоне с остальным эссе.
    • Включите призыв к действиям (использовать разумно). Если ваше эссе о том, как заставить людей меняться, включите призыв к действиям. Но пользуйтесь этим с умом: в неправильном контексте (пояснительное эссе или в дискуссионном эссе) это может быть разрушительным.

Метод 3 Избегаем типичных ловушек

  1. 1 Избегайте простого пересказа тезиса. Частая проблема многих концовок состоит в том, что в них просто пересказывается тезис и суммируют то, о чем уже шла речь. Это не дает читателям убедительную причину ознакомиться с концовкой – они уже знают, о чем там пойдет речь.
    • Вместо этого попробуйте вывести читателя на “новый уровень” в своей концовке, или обеспечьте дальнейшие умозаключения по поводу вашей основной идеи.
  2. 2 Не стоит использовать цитаты. Обычно нет нужды в том, чтобы завершать эссе цитатой или анализом – это то, что вы должны были делать в основной части эссе. Концовка – это место, где вы связываете все вместе, а не вводите новую информацию.
  3. 3 Не используйте высокопарный язык. Не стоит слишком увлекаться напыщенными или вторичными словами в концовке. Эссе должно быть приятным к прочтению и обсуждению, а не скучным и закостенелым. Лучше всего использовать понятный, точный язык, а не бессвязное предложение, напичканное слишком длинными словами.
    • Также не используйте «Во-первых», «Во-вторых», «В-третьих» и так далее, чтобы обозначить пункты. Лучше давайте четко понять, что вы говорите и сколько у вас пунктов.
  4. 4 Не вводите в концовке новый материал. Сейчас не время представлять новые идеи или наполненность. Это отвлекает внимание от первоначальной идеи и может запутать читателя. Не усложняйте вещи – упрощайте там, где это позволяет эссе, и опишите, к чему вы пришли после проведения необходимого анализа.
  5. 5 Не сосредотачивайтесь на незначительном пункте или идеи в эссе. Концовка – не лучшее время придираться к мелочам в вашем эссе. На самом деле, это самое время отступить немного дальше и посмотреть на свой труд более широко. Пусть ваше эссе фокусируется на главном, минуя второстепенное. Эти слова не являются способом начала перехода.

Советы

  • Никогда не забывайте еще раз прочесть эссе после написания. Проверьте правописание, грамматику и пунктуацию.
  • Всегда подбирайте актуальную информацию для концовки. Также постарайтесь связать концовку в тезисом, чтобы показать читателю, что ваши аргументы соотносятся с темой эссе.

Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-11-06 14:06:59

kak-otvet.imysite.ru

Как закончить сочинение-рассуждение | Сделай все сам

Сочинение-рассуждение входит в состав тестовых заданий Цельного Государственного Экзамена по русскому языку. Его толк – проанализировать ранее неведомый отрывок текста. Эта форма творческой работы должна максимально показать способность ученика думать и обосновывать свое суждение.

Инструкция

1. Конструкция сочинения-рассуждения включает следующие основные части: введение, обзор задачи и авторской позиции, аргументация собственного суждения учащегося и завершение. Завершение придает тексту законченность. В нем подводится результат каждого вышесказанного. В этой части необходимо коротко и отчетливо обозначить свои итоги и эмоции. Эффектное завершение содержит не больше 5-6 предложений.

2. Опытные педагоги, поясняя, как завершить сочинение-рассуждение , советуют писать его в последнюю очередь. Позже того, как работа над стержневой частью всецело закончена, перечитайте сочинение. Подумайте, насколько верно и полно вы выразили свои мысли.

3. Задайте себе вопрос: согласен ли я с автором прочитанного произведения? Результат на него может стать первой фразой завершения. Скажем: «Мне близка позиция автора по вопросу…» либо «В произведении автора я обнаружил доказательство собственным мыслям о …».

4. В том случае, если ваша позиция не совпадает с авторской, от крутых отрицательных оценок отменнее воздержаться. Пускай ваше сочинение-рассуждение заканчивается мягкой формулировкой: «Некоторые высказывания автора о … кажутся мне спорными» либо «Я согласен с автором в … Впрочем думаю, что по поводу … автор преувеличивает».

5. Покажите, что произведение вами прочитано наблюдательно и заинтересованно. Отличнее каждого это докажут такие речевые циклы: «Я много думал о теме произведения и суждении автора», «Рассказ о … напомнил мне об ответственности», «Прочитав данный отрывок из …, я понял, что…».

6. Сделайте последнее предложение как дозволено больше оптимистичным. В завершении абсолютно уместны чувствительные фразы: «Я признателен автору за то, что он открыл для меня…», «Позже чтения этого произведения у меня осталось чувство ясной веры», «Статья велико затронула меня, потому что…».

7. И помните основное: завершить сочинение-рассуждение надобно обобщением, но не повторением теснее высказанных мыслей.

Случается такое с всяким школьником – формулируешь принципы, складываешь думы в слова, выражаешь свое суждение и внезапно… Мысль застыла. Все, как бы, сказано, но не хватает самого основного – заключения. Написать благополучное завершение – значит завершить сочинение на “хорошо”.

Вам понадобится

  • тетрадь с сочинением, ручка, лист бумаги

Инструкция

1. Перечитайте еще раз наблюдательно свое сочинение. В всем абзаце кроются мысли. Запишите их лаконично на листочек. Осмыслите все написанное, ответьте себе на вопрос: “О чем все это?”

2. Освойте примитивный метод написания завершения. В тетрадь с сочинением перепишите основные мысли, выделенные из всех абзацев. Придайте им литературную форму и убедительность. Начать дозволено с всеобщих фраз: “Таким образом…”, “Выходит…”, “Из каждого вышесказанного следует…” Такое завершение лишь подытожит ваше сочинение, но не внесет ничего нового.

3. Освойте творческий подход к написанию завершения. Сядьте и поразмыслите над темой. К примеру, тема вашего сочинения “Образ Базарова в произведении Тургенева “Отцы и дети”. Подумайте, как лично вы относитесь к Базарову? Представьте себя на его месте. Как бы вы поступили на месте героя в обстановках, описанных в романе? Есть ли место Базаровым в нынешней жизни?В таком же ключе поразмыслите над всякий иной темой сочинения. Все свои размышления запишите на листочек бумаги и придайте им литературную форму. Перечитайте. Понравилось, выглядит убедительно? Сейчас перепишите в тетрадь с сочинением.

Видео по теме

Весь из нас когда-либо учился в школе (либо до сего времени еще учится). Все бы ничего – перемены, друзья, общение, столовая… Но все отменное рано либо поздно заканчивается. Следственно по закону стиля мы спускаем голову и медлительно тащим свои протестующие тела в класс, где нас поджидает с хитрым заданием следующий учитель-садист… Как бы бы и так непрерывно доводится напрягать и без того забитую детскую голову, а здесь еще и принуждают писать сочинение-рассуждение. А как это сделать по-стремительному и на достаточно порядочную оценку – об этом мы вам теперь расскажем.

Инструкция

1. Выходит, господа толстые (ударение умоляю ставить на 2-й слог), приступим. Наш “жгуче любимый” преподаватель дозволено сказать подкрался со спины с ножиком в руке в виде задания – написать сочинение-рассуждение на заданную тему.Хорошо бы примитивно сочинение – это еще полбеды. Переписал отчасти учебник, отчасти книгу, которую незадолго проходили – и сочинение готово. Но чай нет, немного этим террористам нашего детства бурления молодых мозгов, так они еще и рассуждать принуждают! Это уж ни в какие ворота не лезет! Но что сделать – пока мы в школе, и нужно как-то написать это горемычное сочинение-рассуждение.Выходит, будет осмысленно сперва сообразить, на какую тему пишем сочинение. Заодно дозволено припомнить одно из примитивных правил написания сочинения в всеобщем:каждый текст делится на три части – введение, “раздор” либо обстановка, развязка либо финал. При введении не стоит сразу же касаться основной темы сочинения. Введение оно на то и введение, дабы начать издали.

2. Позже того, как мы чуть приблизились к основному моменту, либо “раздору”, это сердцевина сочинения. При простом сочинении довольно будет уместить все в один абзац, но рассматривая тот факт, что садистски настроенные педагога задали нам еще вдобавок и рассуждение, то будет особенно благоразумным разбить “завязку” сочинения на два абзаца. В первой части мы опираемся на текст, приводим некоторые аргументы, припоминаем сюжет. Во 2-й части мы теснее можем начать излагать свои мысли, вновь же, опираясь на текст, приводить аргументы “за” и “вопреки”, для “красного словца” дозволено даже принять сторону одного из героев, пожалеть его и постараться уговорить педагога в том, что именно выбранный вами герой является “огорченным каждом миром, беззащитным лапочкой, которого так и хочется прижать к груди и приласкать”.

3. Когда мы пожалели бедного героя произведения, то дозволено теснее немножко расслабить мозг, впрочем выключать его вовсе не рекомендую – он еще может сгодиться. Сейчас так же дозволено сделать некоторое лирическое отхождение, но растекаться мыслью по древу на тему того, как сложно жилось в те времена, что тогда было много несправедливости, и прекрасно завершить одним предложением, которое повергает в фурор фактически всех учителей – “Дюже жалко, что все завершилось именно так… Я бы хотел сделать финал больше радостным, но, к сожалению, история не признает повелительного наклонения…”. И все, триумф вам обеспечен!

Видео по теме

Обратите внимание!
Не стоит под копирку брать теснее готовые сочинения из интернета либо особой литературы, чай преподаватели могут это определить. Напишите текст своими словами.

Сочинение по русскому языку является одной из частей цельного государственного экзамена по этому предмету. Положительно написанное сочинение должно разделяться на введение, основную часть, в которой рассматривается загвоздка, поднятая в теме работы, завершение.

Инструкция

1. Введение не должно быть слишком длинным – довольно написать пару–тройку предложений, в которых вы подведете читателя к своим рассуждениям. Если вам задали сочинение по какому-нибудь литературному произведению, напишите несколько слов об авторе, о его месте в отечественной литературе и о самом произведении. Можете упомянуть какую-либо цитату, которая подойдет к теме работы.

2. Если вы пишите сочинение-рассуждение, начните его с риторического вопроса, на тот, что попытаетесь ответить в будущем, либо с всеобщих рассуждений по теме. Используйте такие модели построения предложений : «Автор … вестим не только в нашей стране, но и за рубежом», «Не напрасно … считают классиком русской литературы», «Произведение … занимает специальное место в творчестве…», «Все мы задумываемся над проблемой….».

3. Основную часть сочинения начинайте с больше подробного рассмотрения литературного произведения по теме, раскройте позицию автора, а после этого приступайте к изложению своей точки зрения. Вы можете соглашаться либо не соглашаться с автором, иметь противоречивое отношение к произведению либо свою хорошую от общепризнанной позицию по заданной загвоздке. Если ваша работа посвящена какой-то всеобщей теме, отменнее привести какую-либо знаменитую цитату либо стихотворение, упомянуть автора, в произведениях которого рассматривалась сходственная задача. В любом случае не стесняйтесь выделять свою позицию, но делайте это грамотно и щекотливо. Выражайте свое суждение, начиная со слов: «Невозможно не согласиться с …», «Я (не) считаю, что…», «Суждение … представляется мне …».

4. Завершение. Не стоит делать его слишком огромным, довольно четырех – пяти предложений. Подведите выводы каждому, о чем писали в своем сочинении, сделайте какие-либо итоги в этой части своей работы. Завершение стоит начать со слов: «Выходит, … », «В завершении хотелось бы сказать о ….», «Таким образом….».

Обратите внимание!
Для удачного сочинения значимо не только его оглавление, но и грамотность, следственно не забывайте следить за своим правописанием и речевыми циклами.

Статья – совсем не всякий материал, а целый стиль. Он представляет авторский обзор общественных (либо иного рода) явлений и процессов, а полновесная статья выглядит как короткий пересказ научной работы: с поиском причин, следствий, своими итогами и обоснованиями. Следственно и то, как завершить статью , крайне особенный вопрос, не неизменно объективный для других материалов.

Инструкция

1. Подчеркните востребованость темы. Безоговорочно, это значимо сделать с самого начала работы, но и повторить в завершении не будет лишним. Чай, будучи ознакомленными со каждой информацией, читатели сумеют несколько заново взглянуть на загвоздку, больше велико ей проникнуться и ощутить на себе.

2. Обобщите итоги. Дабы сделать информацию больше доступной и прозрачной для читателя, повторите ещё раз основные мысли, которые хотели донести статьей. Безукоризненным вариантом стало бы повторение каждой работы в 2-х словах, впрочем не делайте этого слишком очевидно. Плохая идея начинать с “Сейчас повторим вышесказанное”, т.к. это примитивно непрофессионально. Пытайтесь представить суммирование как ещё одну часть своей работы, как некоторый конечный этап, тот, что подводит черту и приводит к основному итогу (пускай он был указан ранее). Так вы оставите значительно больше славное ощущение.

3. Завершите короткой историей. Не то дабы стоило написать басню в духе Крылова, но определенный жизненный пример будет абсолютно уместен (разумеется, если он подчеркнет идею статьи). Но при применении такого метода завершить статью , усердствуйте не скатываться в обиход. Примеры про вашу соседку бабу Надю будут идеально неуместны, усердствуйте подбирать что-то больше умственное. Самым оптимальным вариантом будет припомнить классиков, которые и вестимы всякому, и приземленностью вашу статью не наградят.

4. Ответьте на вопросы. Позже заключительных итогов постарайтесь увидеть навязывающихся недоумений, которые могут появиться при прочтении. Ответив на них, вы наверно угадаете чьи-то мысли, и при этом оставите позже прочтения чувство полной удовлетворенности и завершенности. Однако, стоит следить за тем, дабы вновь не углубиться в материал и не раздуть объём статьи. Тогда результат окажется противоположным и появится затянутость.

5. Выразите свое суждение. Данный метод верен, а основное, что абсолютно возможен для данного стиля. Тут трудно что-то порекомендовать (на то оно и авторское суждение), но если вы хотите быть отменно принятым, не будьте слишком радикальны в мнениях. Не пытайтесь говорить девизами и что-то доказывать – представьте своё отношение к протекающему как еще один итог.

6. Слегка отойдите от темы, вставьте то, что не является целью работы. Скажем, для статьи о общественных изменениях в России хорошим завершением стали бы предположения о том, к чему такие метаморфозы могут привести в грядущем. Разместив сходственные итоги в завершение, вы оставляете себе перспективу для последующей работы в этой области и, допустимо, создания цикла статей. Если у вас есть вероятность так либо напротив отслеживать реакцию публики, то это будет восхитительным методом прощупать почву.

Видео по теме

Полезный совет
Дайте прочитать завершение двум либо трем людям перед тем как сдавать работу.

Сочинение как результативное упражнение по становлению речи учащихся обширно используется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – изложение, повествование и рассуждение. Особенно универсальным является сочинение-рассуждение. Именно его, как водится, пишут абитуриенты на вступительных экзаменах.

Инструкция

1. Сочинение всякого из перечисленных видов является продуктом речевой деятельности человека и подразумевает создание подлинного текста – устного либо письменного. Получившийся текст должен заключать в себе смысловую целостность, быть связным и соблюдать последовательность изложения.

2. Изложение как тип речи требует предельно точного подбора слов. Употребляется для создания портрета человека либо экстерьера звериного, изложения нрава, манер, а также при раскрытии знаков предмета и для колляции явления. Повествование – это рассказ. Сочинение-повествование состоит из таких элементов как завязка, становление действия, кульминация, развязка. И изложение, и повествование могут быть, и в большинстве случаев являются, комбинированными частями сочинения третьего вида – сочинения-рассуждения.

3. Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор, выразив какую-нибудь мысль, в итоге обдумывания, размышлений над ней выводит аргументированное мнение. Коммуникативная цель текста-рассуждения – объяснить предмет речи либо уговорить в своей точке зрения на него. Во время построения текста (написания сочинения-рассуждения) устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, приводятся факты, доказательства и доводы, на основе которых строятся итоги. Структурировано текст-рассуждение выглядит так: принцип – доводы – итог. Как водится, структурные границы совпадают с абзацным членением.

4. Принцип – это расположение, которое требуется подтвердить. Это основная мысль текста и тема рассуждения. Изредка для больше точного выражения мысли может быть приведена цитата знаменитого либо влиятельного лица. Позже чего при помощи таких нормальных выражений как: «подтвердим это…», «это объясняется дальнейшим образом…», либо применяя вопросительные предложения, типа: «Что из этого следует?» – переходят к доказательной части.

5. Доводов, подтверждающих основную мысль (принцип) должно быть не менее 2-х. Они ступенчато соединяются друг с ином вводными словами и словосочетаниями («во-первых», «во-вторых»; «представим, что…»). В качестве доводов могут применяться определенные примеры, которые также сопровождаются специфическими словами и словосочетаниями: «скажем», «обратимся к примеру…».

6. Заключительная часть (итог) обыкновенно содержит несколько итожащих предложений. Тут наравне с обыкновенными повествовательными предложениями с применением слов: «следственно», «следственно», «из каждого сказанного следует…», может присутствовать и высокопарный вопрос, и побудительное предложение.

Обратите внимание!
Основной вопрос, на тот, что должен отвечать каждый текст сочинения-рассуждения – «Отчего?».

jprosto.ru

«Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку»

Доклад на семинаре

 

«Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку»

 

Из опыта работы по подготовке учащихся 10ых – 11ых кл.

к выполнению части С

Единого государственного экзамена по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель русского языка

и литературы МАОУ «СОШ № 95»

Колесникова Тамара

Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Саратов

2012 г.

Третья часть (С) ЕГЭ по русскому языку состоит из одного задания. Учащиеся должны создать собственный текст (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному.

Выбор жанра творческой работы – право экзаменующегося. Обычно выпускник выбирает сочинение-рассуждение, но может обратиться и к жанру рецензии, эссе.

Рецензия (от лат. «рассмотрение») – рассмотрение (разбор, анализ) и оценка текста (сочинения, статьи, монографии и т.д.). В ней автор должен отметить актуальность / неактуальность рецензируемой работы, показать её достоинства и недостатки, критикуя, привести аргументы за и против, дать общую оценку.

Анализируя тот или иной текст, рецензент рассуждает, всегда высказывает своё мнение и аргументирует его.

Эссе (от фр. «попытка, проба») – разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции. В эссе главную роль играют впечатления и ассоциации по какому-то конкретному поводу (вопросу), раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе обычно отражается оригинальность авторского взгляда на предмет. Для него характерна образная афористичная речь. Это своего рода этюд, произведение свободной формы с установкой на разговорную интонацию и лексику. Всё это призвано заставить читателя думать, удивляться, мыслить самостоятельно, вызвать потребность к самовыражению. Нужно помнить, что существование конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающего анализа. В эссе предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Для автора главным является личное постижение мира и отношение к нему, т.е. мы говорим о ярко выраженной позиции автора.

По форме эссе обычно представляет собой сочинение-размышление, поэтому в нём часто используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, широко применяются вводные слова и параллельный способ связи предложений в тексте.

Например, тезис исходного текста: «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них … Хоть я один… один, как всегда». (И.С.Тургенев, «Голуби»).

 

Эссе

 

Эта лирическая миниатюра И.С.Тургенева – замечательный этюд с натуры. Перед нами размышления автора о трагической судьбе одинокого человека, но стихотворение совсем не грустное, хотя и заканчивается словом одинок. Автор славит в нём дружбу, побеждающую смерть. В предложении: «…Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто летал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас» – И.С.Тургенев предстаёт как писатель-гуманист, которому хорошо даже от одного вида такой беззаветной дружбы. И такую огромную силу дают ему эти поддерживающие друг друга птицы.

Значительное место в повествовании занимает описание состояния природы и человека перед грозой. Для этого автор использует разнообразные художественные средства. Прежде всего, это эпитеты: зловещий блеск, последние лучи, одинокий лист, безмолвная земля. С этой же целью Тургенев использует глаголы: притаилось, изнывало, не видать, не слыхать, попрятались. В тексте используются символы: голубь – белый платочек или снежный комок. Наконец, обилие восклицательных предложений «Но глядь!»; «Пошла потеха!», передающих особую напряжённость автора и всей окружающей природы перед грозой.

 

Что требуется от автора сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту?

 

От автора сочинения-рассуждения по прочитанному тексту требуется, чтобы он:

1) верно понял содержание исходного текста и позицию автора;

2) в той или иной мере отразил и интерпретировал основные мысли автора исходного текста;

3) чётко выразил свою позицию по поводу прочитанного и аргументировал её;

4) отметил характерные для исходного текста языковые средства (не менее двух), правильно объяснил их роль в исходном тексте и привёл примеры;

5) оформил письменную творческую работу так, чтобы она имела смысловую цельность, композиционную стройность, продуманную последовательность, связность изложения;

6) точно сформулировал свои мысли, уместно использовал лексическое богатство русского языка, разнообразие синтаксических конструкций, выразительные средства языка;

7) написал сочинение-рассуждение по прочитанному тексту без орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

 

Как начать сочинение

 

Сочинение можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К.Г.Паустовский (М.Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот т прочитанный мною текст переносит меня…

или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлечённые существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, взаимопомощь, милосердие) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями своими размышлениями о том, что…

3) с двух-трёх риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит её? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно будет объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

 

Хочется привести в качестве примеров вступления к сочинениям, написанные учащимися нашей школы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

1. Должен ли человек любить свою Родину?

Именно над этим вопросом предлагает задуматься автор. Он раскрывает проблему, рассуждая о том, как много родина значит для человека. Писатель называет родину своей матерью. (Из сочинения ученика 10а кл Трушина А.)

2. Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность невозможна без милосердия. И именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.

Он не случайно обращается к этой теме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали равнодушными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие чувства, как милосердие и сострадание, утратили значимость. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как получилось, что это чувство оказалось запущенным?»

Позиция автора однозначна. Он считает, что умение «откликаться на чужую боль» – самое ценное качество человеческой души. Гранин считает, что, хотя эти чувства и даны человеку от рождения, душевные силы, как и физические, нуждаются в постоянной тренировке. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

3. Человечество на протяжении веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Что же такое гармония и какова её роль в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Автор с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: всё живое стремится к «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости, добра. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

 

Как сформулировать проблему

 

Виды проблемы:

 

 

Эпитеты, применимые к слову «проблема»:

 

  • сложная

  • трудная

  • важная

  • серьёзная

  • глубокая

  • основная

  • главная

  • актуальная

  • злободневная

  • острая

  • назревшая

  • и другие…

 

 

Некоторые шаблоны для ввода проблемы:

  • Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? – Р.п. )

  • Автор в данном тексте уделил внимание проблеме …

  • Автор затрагивает проблему (чего? – Р.п. )

  • В тексте поднимается проблема…

  • Текст… заставил задуматься над сложной проблемой (чего? – Р.п. )

  • Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения

  • Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить

 

 

Обратимся к исходному тексту

 

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше

– Ты читал «Тома Сойера»?

– Нет.

– А «Вия»?

– Нет.

– Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе.

(С.Михалков)

 

 

Формулировка проблемы

 

Основные проблемы текста С.Михалкова:

 

1. Роль чтения в детстве, в период становления личности человека

2. Проблема влияния книги на судьбу человека

3. Проблема важности чтения в детстве классической литературы.

 

Примеры неправильных формулировок:

 

1. «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

2. «Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков: дети в настоящее время не читают книг».

Объясните, в чём заключаются ошибки приведённых формулировок проблемы.

 

Типичные ошибки при формулировании проблемы

 

1. Непонимание проблемы

Игнорируя информацию текста, учащиеся «подгоняют» его под известные им проблемы

2.Неумение сформулировать проблему

Это связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Следует внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Нужно избегать общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны» или «проблема труда»

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Необходимо помнить, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста

 

 

Чтобы избежать указанных ошибок, мы используем следующие задания для учащихся.

 

1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

 

1.В чём опасность политики национализма?

А. Философская

2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

3. В чём смысл человеческой жизни?

В. Экономическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы

Д.Социальная

 

 

2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

 

3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

 

4. Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.

 

5. Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста..

 

6. Прочитайте формулировки проблем текста Ю.Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

 

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли.

Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(Ю.Лотман)

 

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1.Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

3. В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема национальной вражды.

4. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

 

 

Комментарий к проблеме

 

Комментарий – положительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Комментарий учащегося должен связать проблему, которую он сформулировал, с авторской позицией. Необходимо показать ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт читателю свои мысли, зашифровывает их словесно, задача автора сочинения – понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно учащемуся удалось понять проблему, увидеть её различные аспекты.

 

 

Составители ЕГЭ различают два типа комментария к проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для примера рассмотрим фрагмент сочинения по тексту Ю.Лотмана (о проблеме национальной вражды).

 

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

 

Ю.Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» – проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

 

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

 

Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в разных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

 

Типичные ошибки при комментарии проблемы

 

Вид ошибки

Рекомендации учащимся

Комментарий отсутствует

Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения

Комментарий не опирается на текст

Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли

Комментарий подменяется пересказом

Не пересказывайте, а анализируйте текст. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента

Не увлекайтесь цитированием. Цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её.

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная

Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только информацию, связанную с выделенной вами проблемой.

 

 

Авторская позиция

 

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста, затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выделение позиции автора.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым событиям, явлениям, героям, их поступкам. Читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих возможных или реальных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны. Ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

 

 

Средства выражения позиции автора

 

 

 

Слова-маркёры

Оценочная лексика

Средства выразительности

 

 

 

 

 

 

Вводные слова

Побудительные предложения

 

 

 

 

 

 

 

Слова-маркёры: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений: отличный, прекрасный, превосходный и т .д. – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, наглый и т.д. – отрицательная оценка.

Средства выразительности – риторические восклицания и т.д.

Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

 

 

 

Автор и рассказчик

 

Для правильного понимания текста важно различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, – это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

 

Помните!

Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

 

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

 

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда …

– Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? – строго спросил отец.

– Нет. Это не я.

– Кто тогда?

– Не знаю … Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

– Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки, не она виновата? – испытующе посмотрел на меня отец.

– Честное слово! Я здесь ни при чём! – ответил я, глядя ему прямо в глаза…

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай, забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен …

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное – не огорчать родителей. А что касается кошки … Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …

(Г.Андреев)

 

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

 

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера – это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

 

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

 

1. Отсутствие формулировки авторской позиции.

2. Позиция автора формулируется слишком широко и неточно.

3. Формулируется позиция автора по другой проблеме, не заявленной в сочинении.

4. Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика.

5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста.

 

Советы учащимся

 

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где он подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

 

Типовые текстовые конструкции

 

Существует мнение, что использование в сочинении типовых текстовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий и точный путь передачи информации.

Необходимо разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность, это речевые стереотипы, стандарты, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых ситуациях.

Но использование типовых конструкций требует от автора определённых умений.

 

Несколько советов учащимся

 

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций только те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой.

Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

 

Как закончить сочинение

 

Иногда бывает так, что сочинение учащегося остаётся незавершённым, то есть в нём отсутствует важный композиционный элемент – заключение. Оно должно подводить итог всей работы, логично завершать размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Рассмотрим различные способы оформления заключения.

 

Виды заключения

 

Виды заключения

Примеры

Обобщение основных мыслей автора

Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств – милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти? (Из сочинения ученицы 10а кл Преображенской П.)

Призыв, обращение к читателю

Автор подводит нас к выводу, что каждый человек должен любить свою родину, ведь она для него как вторая мать. (Из сочинения ученицы 10а кл Шумилиной А.)

Использование цитат

Сергей Залыгин призывает читателей беречь самую главную драгоценность нашей культуры – русский язык. Ведь «…если мы потеряем наш язык, тогда потеряем и Россию». (Из сочинения ученицы 10а кл Решетниковой Е.)

 

 

 

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений наших выпускников.

1. Прочитанный текст В.Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых. (Из сочинения ученицы 10а кл Микиашвили С.)

2. Статья С.Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за моё воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

 

Итак, девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением: «Конец – делу венец».

Подводя итог сказанному, вспомним, как можно закончить сочинение:

 

  • в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста;

  • подведёнием итога сказанному, обобщением;

  • в форме яркого примера, обобщающего суждения;

  • в форме спора с воображаемым собеседником;

  • развёрнутой мыслью, выраженной во вступлении;

  • афоризмом;

  • энергичным ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения.

 

Типовые конструкции, используемые в заключении

 

  • Таким образом,

  • Следовательно,

  • Итак,

  • В заключение хочу подчеркнуть.

Памятки для учащихся

 

Как писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

 

Сначала напишите черновик:

а) покажите, что вы адекватно воспринимаете проблематику исходного текста (о чём в нём идёт речь, что думает об этом сам автор, какова его позиция) и его основную мысль;

б) если считаете нужным, полемизируйте с автором исходного текста, но вежливо и с фактами в руках;

в) пишите черновик, придерживаясь составленной вами композиции, заботьтесь о смысловой связи частей сочинения;

г) используйте разные синтаксические конструкции, включая сложное синтаксическое целое;

д) используйте разные средства связи предложений, иначе написанное будет восприниматься как простой набор предложений, а не как единый текст;

е) используйте абзацы, это обязательный элемент сочинения-рассуждения, они служат для перехода от одной микротемы к другой, без них текст с трудом воспринимается и осмысляется;

ж) как можно точнее выражайте мысли, используйте тропы и фигуры речи, умело применяйте их в сочинении.

 

 

Редактирование сочинения-рассуждения

 

Читая черновик,

а) убедитесь, верно ли отражена проблематика исходного текста и позиция автора;

б) внесите (если надо) изменения в текст;

в) уточните те или иные формулировки;

г) проверьте текст с точки зрения смысловой цельности, композиционной стройности, логичности и связности изложения; при необходимости внесите изменения;

д) проверьте, не страдает ли текст однообразием синтаксических конструкций; если да – внесите изменения;

е) проверьте, уместно ли использованы в тексте средства языковой выразительности;

ж) проверьте, нет ли орфографических ошибок; если есть – исправьте;

з) проверьте, нет ли пунктуационных ошибок; если есть – исправьте;

и) проверьте, нет ли грамматических, речевых ошибок; если есть – исправьте.

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Филиппов Л.К. Русский язык: Готовимся к ЕГЭ: Учеб.-метод. пособие. – Саратов: Научная книга, 2010. – 292 с.

2. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: Учеб.-метод. пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 192 с.

3. Нарушевич А.Г. С чего начать? Пишем сочинение-рецензию на Едином государственном экзамене по русскому языку // Русский язык, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2005, № 5

nsportal.ru

Как закончить сочинение-рассуждение 🚩 сочинение рассуждение по теме образование 🚩 Образование 🚩 Другое

Автор КакПросто!

Сочинение-рассуждение входит в состав тестовых заданий Единого Государственного Экзамена по русскому языку. Его смысл – проанализировать ранее неизвестный отрывок текста. Эта форма творческой работы должна максимально показать способность ученика мыслить и обосновывать свое мнение.

Статьи по теме:

Инструкция

Структура сочинения-рассуждения включает следующие основные части: вступление, анализ проблемы и авторской позиции, аргументация собственного мнения учащегося и заключение. Заключение придает тексту законченность. В нем подводится итог всего вышесказанного. В этой части нужно кратко и четко обозначить свои выводы и эмоции. Эффектное заключение содержит не более 5-6 предложений. Опытные педагоги, объясняя, как закончить сочинение-рассуждение, советуют писать его в последнюю очередь. После того, как работа над основной частью полностью завершена, перечитайте сочинение. Подумайте, насколько точно и полно вы выразили свои мысли.

Задайте себе вопрос: согласен ли я с автором прочитанного произведения? Ответ на него может стать первой фразой заключения. Например: «Мне близка позиция автора по вопросу…» или «В произведении автора я нашел подтверждение собственным мыслям о …».

В том случае, если ваша позиция не совпадает с авторской, от резких негативных оценок лучше воздержаться. Пусть ваше сочинение-рассуждение заканчивается мягкой формулировкой: «Некоторые высказывания автора о … кажутся мне спорными» или «Я согласен с автором в … Однако думаю, что по поводу … автор преувеличивает».

Покажите, что произведение вами прочитано внимательно и заинтересованно. Лучше всего это докажут такие речевые обороты: «Я много думал о теме произведения и мнении автора», «Рассказ о … напомнил мне об ответственности», «Прочитав этот отрывок из …, я осознал, что…».

Сделайте последнее предложение как можно более оптимистичным. В заключении вполне уместны эмоциональные фразы: «Я благодарен автору за то, что он открыл для меня…», «После чтения этого произведения у меня осталось ощущение светлой надежды», «Статья глубоко затронула меня, потому что…».

И помните главное: закончить сочинение-рассуждение нужно обобщением, но не повторением уже высказанных мыслей.

При написании сочинения всегда нужно учитывать ряд требований к особенностям построения его вводной части. Начать данную творческую работу необходимо, сформулировав первую фразу таким образом, чтобы она несла в себе нужную смысловую нагрузку, которая соответствовала бы основной теме дальнейшего текста.

Вам понадобится

  • — цитаты известных людей;
  • — исторические сведения об описываемой эпохе;
  • — анализ центрального образа творческой работы.

Инструкция

Начните сочинение с исторического экскурса. Это может быть краткая характеристика описываемого периода. Такое начало уместно в том случае, если концепция сочинения предполагает проведение анализа политических или социальных аспектов какого-либо исторического события или конкретного временного отрезка.

Используйте метод сравнения для построения вводной части своего сочинения. Для этого необходимо гармонично вплести его в литературный контекст. Сравнение во введении предполагает наличие анализа культурных традиций и устоев описываемого времени, размышлений о взаимосвязи темы данной работы с ними.

Использование афоризма или цитаты, точно отражающих суть данного литературного контекста, является еще одним распространенным методом построения учебной работы. Основной сложностью здесь является то, что в памяти учащегося должно храниться большое количество высказываний различных известных людей. Но можно пользоваться и домашними заготовками, если у вас есть возможность готовиться к сочинению заранее.

Если тема сочинения предполагает анализ образов данного произведения, можно начать с краткой аналитической справки. Упомяните в анонсе роль произведения и его место в мировой классике.

Универсальным инструментом для тех, кто долго не может определиться с началом творческой работы, является лирическое вступление. Собственный или чужой опыт, отвечающий теме сочинения, сможет гармонично предварить основное повествование. Среди вариантов вступления могут быть различные, но главной особенностью для многих из них выступают, к примеру, такие фразы: «Во все эпохи и времена человечеству приходится сталкиваться с проблемами… Подобный случай произошел также и в моей (или чьей-то жизни)…»

Наиболее сложным является аналитическое начало, но в литературном контексте оно смотрится наиболее выигрышно. Здесь во вступлении дается сама суть явления, события, действия, основная характеристика центрального образа. Способность несколькими предложениями изложить основную мысль выявляет склонности ученика логически мыслить.

www.kakprosto.ru

Как закончить сочинение?

Такие ситуации происходят чуть ли не с каждым школьником: сочинение готово, все тезисы сформулированы, а мыслей для последних заключительных фраз не хватает. Как закончить сочинение? Какие слова лучше всего подобрать для финала?

Завершение для сочинения по литературе

Для удачного завершения сочинения соблюдайте несколько нехитрых правил:

  1. Ещё раз перечитайте сочинение. В каждом из абзацев выделите главные мысли. Запишите их на листочек и попытайтесь обобщить.
  2. Литературную форму и убедительность этим мыслям можно придать с помощью следующих фраз: «В заключении», «Таким образом», «Итак» и так далее.
  3. Подумайте, как бы вы поступили на месте героя, это и напишите в заключении. Такой метод работает почти со всеми темами сочинений.

Логичный финал в сочинении-рассуждении

Теперь давайте разберем частный случай, как закончить сочинение-рассуждение по литературе.

Вот основные моменты, которые необходимо запомнить:

  • хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше шести предложений;
  • спросите себя – согласны ли вы с автором произведения? Ответ на этот вопрос можно вынести в заключении: «В данном романе/повести я нашёл подтверждение своим мыслям…»;
  • если же вы с автором не согласны, то лучше воздержаться от резкой критики. Сочинение лучше закончить так: «На мой взгляд, в отдельных моментах автор преувеличивает…», или «я согласен с писателем, но его отдельные высказывания кажутся спорными»;
  • пусть последняя фраза будет оптимистичной. Будет вполне уместным написать: «Это произведение меня затронуло потому, что…», «после прочтения у меня остались хорошие мысли…»;
  • самое главное правило – не нужно в заключении повторять уже высказанные ранее мысли. Заканчивайте обобщением.

Как закончить сочинение ЕГЭ

Когда вы заканчиваете сочинение ЕГЭ, нужно в конце коротко подвести итог всему сказанному и связать таким образом всю работу с прочитанным текстом. Завер

elhow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *