cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок биологии 6 класс ботаника наука о растениях – Конспект и презентация к уроку биологии 6 класс. Наука о растениях

Конспект и презентация к уроку биологии 6 класс. Наука о растениях

Класс 6

Тема урока: «Наука о растениях – ботаника»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами;

  • дать представление о царствах живой природы;

  • сформировать базу биологических понятий;

  • расширить знания о роли растений в природе и жизни человека;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • экран;

  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II. Актуализация опорных знаний

-Ребята, давайте постараемся ответить на несколько простых вопросов.

Фронтальная работа:

1.Как вы думаете, что такое природа?

3.Вспомните, что изучает биология?

3.Почему в школе надо изучать науку о растениях?

III. Мотивация и целеполагание

-Ребята, теперь вы хорошо знаете, что такое природа. Изучать природу не только нужно, но это еще и очень интересно.

Слайд 1.

— В этом году нам с вами предстоит познакомиться с новой дисциплиной – биологией. Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

Слайд 2.

— Термин «биология» предложил Жан Батист де Ламарк в 1802 году.

Слайд 3.

-Ребята, не забывайте, что жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них – ботаника, изучением которой мы займемся в этом году.

-Итак, тема нашего урока: «Наука о растениях – ботаника».

IV. Изложение нового материала

Слайд 5.

-Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст, который жил в 370—286 годах до нашей эры. Ему было известно около 600 видов растений. Теофраст сыграл огромную роль в развитии науки, объединив разрозненные данные о растениях в единую систему.

-А кто-нибудь знает, что означает слово «ботаника»?

Ботаника в переводе с греческого означает «зелень», «трава», «растение».

Слайд 6.

— Но как же разобраться во всем многообразии живых организмов?

Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп, которые получили название царства. Давайте запишем определение в тетрадь.

Царства — это одна из самых высоких уровней классификации живых организмов.

Все живые организмы делят на 4 крупные царства: бактерии, грибы, животные и растения.

Самые примитивные — бактерии. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам, т.е. содержат ядро.

Слайд 7.

-Ребята, а теперь давайте подумаем, чем растения отличаются от животных?

Слайд 8.

— Первым отличием является способ питания. Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца, а животные питаются готовыми органическими веществами.

Слайд 9.

— Вторым отличием является рост. Рост растений не ограничен, а большинство животных растет до определенного возраста.

Слайд 10.

— Третьим отличием является движение. Растения малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни, а животные активно передвигаются, имеют органы для передвижения.

Слайд 11.

— Следующим отличием является газообмен. Растения вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода). Животные также вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, не способны к фотосинтезу.

Слайд 12.

— Еще одним отличием является строение клетки. В состав клеточной стенки растительной клетки входит клетчатка или целлюлоза, содержатся пластиды, которые обеспечивают фотосинтез, окраску листьев, плодов. У животных же наружный слой тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют.

Слайд 13.

— Ребята, а как вы считаете сколько видов растений существует на Земле?

Слайд 14.

— Общее количество существующих видов растений — приблизительно 400 000— 500 000!

Слайд 15.

— При этом растительный мир очень разнообразен, что проявляется в жизненной форме растений. Выделяют 3 основные жизненные формы растений:

  • травы – жизненная форма растений с сочными, зелеными, не одревесневающими побегами;

  • кустарники – жизненная форма растений, имеющая несколько скелетных осей;

  • кустарнички – жизненная форма растений, не имеющия главного ствола с сильно ветвящимися одревесневшими побегами;

  • деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся в течение жизни одним стоволом.

V. Физкультминутка

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

VI. Продолжение изложения материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Слайд 16.

— Роль растений в природе и жизни человека огромна. А как вы думаете какую роль играют растений в природе и в жизни человека?

Слайд 17.

— Практически все растения имеют зеленый цвет, а следовательно , способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию

органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов.

Слайд 18.

— Кроме того, в процессе фотосинтеза ра­стения выделяют кислород, который необходим для дыхания живых организмов. Растения образуют ежегод­но около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода и выделяя при этом кисло­род.

Слайд 19.

— Кроме того, человек используют растения не только в качестве пищи, но и в качестве лекарств от многих заболеваний.

Слайд 20.

— Также растения играют большую декоративную роль.

Слайд 21.

— И служат источником сырья для производства одежды.

Слайд 22.

— Наука ботаника имеет многочисленные отрасли, каждая из которых занимается изучением отдельных проблем.

Анатомия растений – изучает внутреннее строение растений.

Слайд 23.

Морфология растений – изучает внешнее строение растений.

Слайд 24.

Физиология растений — процессы, происходящие в растении.

Слайд 25.

Систематика растений – занимается классификацией растений.

Слайд 26.

Селекция растений – изучает сорта растений и их свойства.

Слайд 27.

Цитология – изучением строения растительной клетки.

Слайд 28.

Палеоботаника – занимается изучением ископаемых растений.

Слайд 29.

Экология растений – изучает связь растений с окружающей средой.

VII. Подведение итогов

А сейчас давайте подведем итоги.

  • Что изучает наука ботаника?

  • Каковы основные различия животных и растений?

  • Какова роль растений в природе и в жизни человека?

VIII. Домашнее задание

1.Выучить новые понятия и определения.

2.Подумать, в каких еще сферах человек использует растения.

Используемая литература:

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. — 3 изд-е., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 240 с.: ил.

2.Стихотворение с сайта:

http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062

3.Физкультминутка:

https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah

multiurok.ru

План-конспект урока по биологии (6 класс) по теме: Наука о растенияхботаника. Мир растений

Учитель биологи МБОУ СОШ №8 г.Елец

Косторных Ю.А.

Наука о растениях—Ботаника. Мир растений

Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов. Сформировать представление об основных свойствах жизни. Дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир. Показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой. Дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Ключевые понятия и термины: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения, многолетние, двулетние и однолетние растения, жизненная форма, декоративные растения, лекарственные растения

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Рассказ учителя о правилах поведения в кабинете и технике безопасности

3.Изучение нового материала

Биология—наука о живых орг-мах, их строении, жизнедеят-ти.

Термин «биология» стал использоваться с 1802г. Ввёл это понятие французский учёный Ж.Б.Ламарк.

Первые живые орг-мы появ-сь на Земле более 3,5млрд. лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки, не имеющие ядра, их наз-ли доядерными или прокариотами. . Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем многоклеточные орг-мы. Это ядерные орг-мы, или эукариоты.  Все живые сущ-ва отлич-ся по своим св-вам. В связи с этим их делят на большие группы, кот. наз-ся  Царствами.

Царство—очень большая группа орг-мов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Выд-ют несколько царств живых орг-мов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы

Все живые орг-мы обладают св-вами: дыхание, питание, размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ, смерть. Все живые орг-мы состоят из клеток.

В 6кл вы будете изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы.

Знакомство с биологией в школе нач-ся с изучения царства растений.

Наука, изучающая царство растений—ботаника (от греч. Ботане—трава, растение)

Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст, кот. собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Читаем учебник стр.5 выделенный шрифт.

Культурные растения—растения, выращиваемые чел-ком для удовлетворения своих потреб-тей. Они происходят от дикорастущих растений. Рис.3 стр.6

Дикорастущие растения—растения, кот растут, развив-ся и расселяются без помощи чел-ка Рис.4 стр.6  

Многолетние растения—растения, живущие много лет

Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года

Двулетние растения—растения, живущие 2 года  

Структура науки ботаники

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений

Процессы, происходящие в растении

Систематика растений

Классификация растений

Геоботаника

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их св-ва

Цитология

Клетка

Биохимия растений

Хим-ий состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

Общий внешний облик растений наз-ют жизненной формой. У растений их несколько: дерево, кустарник, кустарнички, травы

Пр-ры стр.9 учебника

Читаем стр. 9 учебника выделенный шрифт

Микология—наука, изучающая царство грибов.

Микробиология—наука изучающая микроорг-мы

Большинство растений имеют зелёный цвет, сл-но, способны к фотосинтезу, т.е. способны превращать энергию солнца в энергию органич-х в-в. Они яв-ся источником пищи для всех остальных орг-мов. В процессе фотосинтезе растения поглощают СО2 и выделяют О2, необходимый для дыхания др. живых орг-мов. Кроме того растения яв-ся местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от болезней.

Значение растений (самостоятельная работа) стр.10 учебника.    

4.Закрепление знаний и умений.        

-Что такое биология?

-На какие науки делится биология?

-Что изучает ботаника?

-Что изучает микология?

-Что изучает микробиология?

-Какие орг-мы относятся к доядреным? Как они по-другому наз-ся?

-какие орг-мы относятся к ядерным? Как они по-другому наз-ся?

5.Подведение итогов урока

Домашнее задание  

Введение, §1

Найти информацию о растениях, кот. сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Подготовить доклад, оформить его и сдать

Ресурсы:

1.А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения.

2.И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Учебник по биологии. 6 класс

   

Ресурсы интернета:

Ж.Б.Ламарк http://rsa.karelia.ru/moodle/mod/glossary/view.php?id=1631

Царства живой природы

http://biologymoscow.ucoz.ru/index/carstva_zhivoj_prirody/0-553

Теофраст http://qhhq.ru/raznoe/10-bez-kategorii/1589-vyskazyvaniya-citaty-i-aforizmy-teofrasta.html

Культурные растения. http://900igr.net/fotografii/biologija/Proiskhozhdenie-kulturnykh-rastenij/001-Selektsija-kak-nauka.html

Дикорастущие растения http://www.perunica.ru/specpodgotovka/5950-pitanie-v-ekstremalnyh-usloviyah-dikorastuschie-rasteniya.html

Жизненные формы растений. http://mirbiologii.ru/category/prezentacii-6-klass/page/2 

nsportal.ru

Методическая разработка по биологии (6 класс) по теме: Урок 1. Введение. Ботаника-наука о растениях.

           Урок 1.   Ботаника-наука о растениях.

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и техникой безопасности; дать представление о месте науки биологии и ее раздела-ботаники в системе естественных наук; показать многообразие живых организмов на земле;  формировать бережное отношение к родной природе.

Задачи:

  Образовательные:

 Сформировать представление о новой науке-ботанике.

Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.

Придать занятию творческий характер.

Развивающие:

1.Развивать представление о растении как живом организме.

2.Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к природе родного края.

2. Воспитывать  интерес к предмету.

Оборудование: компьютер,  мультимедиа-проектор, презентация к уроку, Красная книга.

                                    Ход урока.

I. Оргмомент. Познакомить с новым   кабинетом, правилами поведения и техники безопасности.   Рассмотреть учебник,  познакомиться с его структурой, с  рабочей тетрадью.

II. Изучение нового материала.

  В 6 классе  мы с вами начинаем изучать новый предмет-биология. Вспомните из природоведения, что изучает биология?  Биология — слово греческого происхождения. «Биос»- жизнь, «логос»- наука. Какие школьные предметы имеют корень «логос»? Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.  Мы привыкли к тому, что нас с раннего детства окружают растения. Это цветы у мамы на окне, это растения в огороде и в саду, зеленая лужайка под окном. Все растения изучает наука, которая называется ботаника. Ботаника-слово греческого происхождения, ботане — трава, растение.  Все живые организмы на Земле объединены в царства. Растения относятся к царству растений. В нем около 500 000 тысяч видов растений. Раньше это царство носило название «прозябаемое». Как вы понимаете такое название?

— А какие еще царства могут быть на Земле? – учащиеся делают предположения. На слайд выводится информация.

(Звучит музыка «Вальс цветов»)

Ученик читает стихотворение  «ЦВЕТЫ»:
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен —
В шесть-семь, а бархатцы — лишь в восемь.
Календула — та в девять. Ну, а сон:
Картофеля — часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.
(Альбина Александровна Сенькова)

-Живые организмы имеют отличия от неживых. Какие признаки растений как живых организмов   перечислены в стихотворении?  Называют признаки живых организмов, которые помнят из природоведения. Учитель добавляет те, которые не назвали.

-Как давно человек знаком с миром растений? Делают предположения. Учитель  просит вспомнить о растениях и их применении в Древнем Египте, Древней Греции, рассказывает о земледелии древних ацтеков.

 Физминутка для глаз.

-Как давно человек начал изучать растения?

 Учитель рассказывает о Теофрасте-отце ботаники.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

1.Откуда растения получают питательные вещества?

2. Как отличить растение от других живых организмов?

3. Какова роль растений в природе?

4. Как называют растения, которые выращивает человек?

5. Какова роль растений в жизни человека?

6. Почему растения считают источником здоровья?

7. Как называют растения, растущие без участия человека?

Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются на территории нашего района?

III. Закрепление:

Учитель предлагает задание: какие части растений употребляют в пищу? –задание на слайде.

IV.  Подведение итогов урока. Домашнее задание — выучить новые понятия.

V. Рефлексия –вопросы на слайде.

nsportal.ru

Биология. 6 класс. Урок №1.Тема урока: Ботаника

Биология. 6 класс. Урок №1. Дата:_________

Раздел: Введение.

Тема урока: Ботаника — наука о растениях. Многообразие растений, их значение.

Цель урока:

Образовательная:

Изучить понятие о ботанике — науке о растениях, многообразии растений и их значении.

Дать первоначальные сведения о биологической науке, предмете «Биология».

Развивающая:

Развить умение работать с текстом и составлять кластер.

Привить методы обучения на интерактивной доске.

Воспитывающая:

Развить чувство красоты природы родного края. Способствовать формированию патриотизма и чувства бережного отношения к природе.

Тип урока: вводный

Вид урока: комбинированный

Методы: ТРКМ, работа в группах, составление кластера. Работа учащихся на ИАД.

Оборудование: Интерактивная доска, кластеры, карточки-схемы, презентации по биологии.

План урока:

  1. Организационный момент.

Знакомство.

Требования к ведению тетрадей по биологии.

Вводная беседа по ТБ и поведению в кабинете биологии.

Для изучения биологии нужны – учебник «Биология», тетрадь по биологии и для лабораторных работ, знание компьютера и самое главное – что это?

Желание изучать и знать биологию.

  1. Побуждение

БИОЛОГИЯ – ЭТО … (записи ассоциаций на интерактивной доске)

Видеофрагмент – красота и разнообразие органического мира, природа родного края.

Работы уч-ся школы.

1 Люблю мой край.

Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

2 Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

3 Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

4 А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

5 Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

6 И выйдет с берегов река в апреле.

Лес весной шумит,

7 Люблю мой край!

8 Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

9 Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

2 Введение. Биология – наука о жизни. Беседа.

БИОЛОГИЯ

(с греческого языка)

БИОС ЛОГОС

Жизнь Наука

БИОЛОГИЯ – это многоотраслевая наука о живых организмах, их взаимодействии между собой и с внешней средой.

Слово биология пришло к нам из греческого языка и в переводе дословно означает наука о жизни. Объектом исследования этой естественной науки являются живые организмы, их взаимодействие с окружающей средой и другими организмами.

Впервые биология была выделена в отдельную науку в 19 веке, когда заметили некоторые характеристики, объединяющие определенные организмы в один класс. А введен термин «биология» был значительно позже — в 1800–1802 годах. Независимо друг от друга исследователи Фридрих Бурдахом, Готтфилд Рейнхорд Тревиранус и Жан Батист Ламарк впервые использовали рассматриваемый термин. Со временем, знания, накопленные вследствие исследования живых организмов нашей планеты, позволили разбить биологию на разделы более узкого направления.

Биология включает в себя ботанику (наука о растениях), зоологию (наука о животных), анатомию (наука о строении человека) и микробиологию (наука, изучающая микроорганизмы). Все эти разделы многократно переплетаются. В свою очередь они включают в себя подразделы, специализирующиеся на еще более узком направлении. Этот факт позволяет понять масштабность знаний, накопленных рассматриваемой естественной наукой.

Б) Видовой состав живых организмов – кластер. Работа на интерактивной доске.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

НЕКЛЕТОЧНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ

ВИРУСЫ ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ

БАКТЕРИИ ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

Видовой состав живых организмов

Животные – 2 000 000 видов

Растения – 500 000 видов

Грибы – 100 000 видов

Бактерии – 40 000 видов

Растения – 500 000 видов

Ботаника — наука о растениях.

Ботаника — (от греч. botane — трава — растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие растений(систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и исторического развития (эмбриология, эволюция), родственные связи(филогения), распространение (география растений), взаимоотношения со средой обитания (экология), структуру растительного покрова (геоботаника).По изучаемым объектам выделяют разделы: альгологию — о водорослях, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др. Ископаемые растения -предмет палеоботаники. Многие сведения о растениях были известны людям с глубокой древности. «»Отцом»» ботаники считают Теофраста. Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась в 18 в. (главным образом в трудах К. Линнея).

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ СЕМЕННЫЕ

СЕМЕННЫЕ: ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)

СПОРОВЫЕ: МОХОВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНОКООБРАЗНЫЕ

Презентация «Удивительные растения» Самое крупное и самое маленькое растение.

— Какие растения родного края вы знаете?

Составить фронтальный кластер – дети сами пишут на интерактивной доске и в тетрадях.

Подготовка к экскурсии. Опережающее задание: Жизненные формы растений.

Деление на рабочие группы: деревья, кустарники, травы (однолетние, многолетние).

Работа учащихся на ИАД.

Значение растений

В природе В жизни человека

Работа индивидуальная, в парах, общий кластер.

Обобщающая беседа.

Зеленые растения, водоросли, способные к фотосинтезу

Питаются Выделяют

Углекислый газ и вода Кислород и продукты

поглощают распада

Таким образом, весь свободный кислород атмосферы – результат деятельности фотосинтезирующих организмов. А это на Земле – только зеленые растения!

Вот почему берегите растения!

— Чтение с остановками. Введение стр. 5.

Обобщение по уроку: Ботаника — наука о растениях. Растения — живые организмы – это часть природы. Они взаимосвязаны между собой и с окружающей средой.

3 Домашнее задание: Учить «Введение». Стр.4. Знать записи урока. Подготовка к экскурсии: фото, рефераты «Жизненные формы местных растений»

4 Закрепление.

Рефлексия. Почему необходимо охранять растения?

Анализ урока, поощрения, оценки.

Карточки для урока №1.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

НЕКЛЕТОЧНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ

ВИРУСЫ ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ

БАКТЕРИИ ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ СЕМЕННЫЕ

СЕМЕННЫЕ: ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)

СПОРОВЫЕ:

МОХОВИДНЫЕ

ПЛАУНОВИДНЫЕ

ХВОЩЕВИДНЫЕ

ПАПОРОТНОКООБРАЗНЫЕ

infourok.ru

Урок биологии в 6 классе «Наука о растениях-ботаника»

Тема: Введение. Начало изучения Царства Растений. Наука о растениях — ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространение растений в Казахстане.

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами; формировать представление о науке о растениях-ботанике; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека; развивать умение работать в тетради, правильно оформлять тетради; воспитывать уважительное отношение к труду одноклассников, чувство патриотизма.

Оборудование: таблица «Структура науки биологии», таблица «Царства живых организмов», таблица «Различия растений и животных», портреты ученых – ботаников.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

-знакомство с учащимися

— ознакомление учащихся с целями, задачами и этапами урока

  1. Знакомство учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, правилами ТБ. Учащиеся после прослушивания правил ТБ расписываются в журнале по ТБ.

  2. Изучение нового материала:

  1. Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. Существуют следующие группы живых организмов: животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы (схема на доске).

  2. Биология («биос» — жизнь, «логос» — наука, учение. Это значит, что биология переводится с греческого как «учение о жизни» или иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 году, его предложил французский учёный Жан Батист Ламарк. Но жизнь на Земле существует в разных формах. Поэтому и биология делится на несколько «ветвей» — самостоятельных наук (учитель обращает внимание детей на стенд на стене класса «Биология»).

  3. Как вы видите, одна из наук биологии называется ботаника- наука, изучением которой мы займёмся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370-286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля. Он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку. Слово «ботаника» происходит от греческого слова «ботанэ», что означает «трава», «зелень», «растение».

— учитель с учащимися заполняет таблицу «Структура науки биологии»

В этом году мы свами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники и микроорганизмы. Для того, чтобы разобраться во всём многообразии живых организмов, их необходимо разделить не несколько больших групп. Такие большие группы живых организмов называют Царства. Запишем определение в тетрадь: Царство – самая крупная единица систематики. Систематика – это наука о классификации. Её мы будем изучать чуть позже.

Все живые организмы принято делить на 4 Царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них- дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.

— учитель с учащимися заполняют таблицу «Царства живых организмов»

Все живые организмы обладают следующими свойствами:

  • Дыхание (поглощение и выделение газов)

  • Питание

  • Размножение (воспроизведение себе подобных)

  • Рост (увеличение массы и размеров организма)

  • Развитие (качественные изменения организма)

  • Раздражимость (реакция на изменения окружающей среды)

  • Смерть

Каждым из этих свойств или несколькими свойствами сразу могут обладать и неживые организмы. Например, сосулька растет: вода стекает по ней и замерзает, вы все это неоднократно наблюдали. Про размножение компьютерного вируса вы тоже все слышали. Лавины, реки тоже двигаются. Все живые организмы состоят из клеток или их производных.

— учитель с учащимися заполняет таблицу «Различия животных и растений»

Грибы же занимают промежуточное отношение между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пишу и растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть ещё и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе – тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто – тоже гриб.

  1. Общее число ныне живущих видов растений – приблизительно 400-500 000 (по разным данным). Теофрасту было известнооколо600 видов растений. И действительно, куда бы мы не посмотрели, везде нас окружают растения. Они живут на суше и в воде. Одни из них микроскопические, другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, даже в безводных пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в тёплое время года тоже покрыты растениями. Как известно, большую часть земного шара занимают моря. Здесь широко представлены водные растения — преимущественно разнообразные виды водорослей. Некоторые из них достигают колоссальных размеров – до 100 метров в длину.

  2. Учащиеся размышляют о роли растений в жизни человека (высказывают мнение) . учитель дополняет.

  3. Основные сферы использования растений человеком:

  • Продукты питания

  • Корм для животных

  • Одежда из растительных тканей (хлопок, лён)

  • Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности

  • Лекарственные средства и сырьё для медицинских препаратов

  • Декоративная роль

  • Охрана и улучшение окружающей среды

  1. Заполнение таблицы «Структура науки ботаники»

— просмотр атласа «Растения Казахстана»

  1. Закрепление изученного материала по вопросам:

  1. На какие науки делится наука биология?

  2. Что изучает наука ботаника?

  3. Что изучает наука зоология?

  4. Что изучает наука микробиология?

  5. Что изучает наука микология?

  6. Какие организмы относят к доядерным?

  7. Назовите признаки живых организмов

  8. Какие основные отличия растений от животных?

  9. Какова роль растений в жизни человека?

  10. Какова роль растений в природе?

  11. Каково общее число ныне живущих растений на Земле?

  1. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф учебника

Дополнительное: найти информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей (оформить в виде доклада)

infourok.ru

Проверочная работа по биологии в 6 классе по теме: «Наука о растениях

Обобщающий тест по теме: « Наука о растениях – ботаника»

1 вариант

1. Царство Растений изучает наука:

А) физиология Б) ботаника

В) анатомия Г) биология

2. Культурными растениями считаются:

А) все растения, выращиваемые человеком

Б) только декоративные растения

В) только сельскохозяйственные растения

Г) только растения, выращиваемые в специальных заповедниках, парках

3. Переведите на русский язык:

«биос» …………………..

«ботанэ» ………………..

4. К каким растениям относится сирень?

А) покрытосеменные Б) споровые

В) голосеменные Г) нецветковые

5. Растительная клетка снаружи покрыта

А) цитоплазмой Б) вакуолью

В) клеточной оболочкой Г) мембраной

6. Хромосомы находятся:

А) в цитоплазме Б) в вакуолях

В) в пластидах Г) в ядре

7. Рост растения в толщину обеспечивает

А) основная ткань Б) образовательная ткань

В) покровная ткань Г) проводящая ткань

8. Ситовидные трубки входят в состав

А) образовательной ткани Б) покровной ткани

В) основной ткани Г) проводящей ткани

9. Верными являются следующие утверждения:

А) основная структурная единица организма – ядро

Б) основная структурная единица организма – клетка

В) в ходе дыхания у растений выделяется кислород

Г) растения получают органические вещества из углекислого газа и воды

10. Для покровной ткани характерны следующие особенности:

А) покрывает различные органы

Б) запасает питательные вещества

В) клетки плотно сомкнуты между собой

Г) клетки постоянно делятся

11. Как называются пластиды изображённые на рисунке?

1. 2. 3.


12. Поясните следующие термины:

Жизненная форма растений — ………………………………………..

Орган — …………………………………………

Ядро — ……………………………………………

Ткань — ………………………………………….

13. Вставьте пропущенные слова.

1. Процесс деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние и при котором вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информацией материнской клетки, называется … .

2. … сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

3. … клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны … особые органоиды, передающие наследственные признаки от клетки к клетке.

4. Каждая … делится продольно на две равные половинки, которые расходятся к противоположным концам материнской … .

5. Вокруг разошедшихся … формируется ядерная оболочка, каждая … достраивает недостающую половинку.

6. В … возникает перегородка, и … разделяется на две дочерних, с таким же количеством …, как и в материнской клетке.

Обобщающий тест по теме: « Наука о растениях – ботаника»

2 вариант

1. Предметами изучения ботаники являются:

А) животные организмы Б) растительные организмы

В) грибы и бактерии Г) все живые организмы

2. Декоративными растениями считаются:

А) все растения, выращиваемые человеком

Б) только дикорастущие растения

В) только сельскохозяйственные растения

Г) только растения, выращиваемые в парках, садах, квартирах

3. Переведите на русский язык:

«генераре» …………………..

«логос» ………………..

4. К каким растениям относится кедр?

А) покрытосеменные Б) споровые

В) голосеменные Г) нецветковые

5. Внутренняя среда клетки это

А) вакуоль Б) клеточный сок

В) ядро Г) цитоплазма

6. Особенностью растительной клетки является наличие:

А) хромосом Б) клеточного сока

В) хлоропластов Г) ядерной оболочки

7. Очень прочные оболочки имеют клетки

А) механической ткани Б) образовательной ткани

В) покровной ткани Г) проводящей ткани

8. Защищает органы растения от высыхания и механических повреждений

А) образовательная ткань Б) покровная ткань

В) основная ткань Г) проводящая ткань

9. Верными являются следующие утверждения:

А) основная структурная единица организма – цитоплазма

Б) клетка – основная структурная единица организма

В) в ходе деления две дочерние клетки получают различные наборы хромосом

Г) питание растения – процесс создания клетками органических веществ

10. Для образовательной ткани характерны следующие особенности:

А) клетки способны делиться всю жизнь

Б) осуществляет запасание солнечной энергии

В) клетки расположены близко друг к другу

Г) клетки содержат хлорофилл

11. Найдите на рисунке: ядро с ядрышком, поры, цитоплазму, вакуоль, пластиды, клеточную стенку. Укажите номер.

Ядро с ядрышком _____

Поры _____

Цитоплазма _____

Вакуоль _____

Пластиды _____

Оболочка клетки _____

12. Поясните следующие термины:

Высшие растения — …………………………………

Цитоплазма — ……………………………….

Побег — ………………………………………..

Хлорофилл …………………………………..

13. Вставьте пропущенные слова.

1. … – структурная и функциональная единица всех живых организмов.

2. Все … друг от друга отделены плазматической … – плотной прозрачной оболочкой.

… на внешней стороне имеет плотную оболочку – …, состоящую из клетчатки.

3. Живое содержимое клетки представлено … – бесцветным вязким полупрозрачным веществом.

4. В цитоплазме располагаются многочисленные … .

5. Важнейшим органоидом клетки является… .

6. Оно хранит …, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки.

7. В ядре находится одно или несколько … .

8. В растительной клетке имеется три вида … .

9. … имеют зеленую окраску, … – красную, а … – белую.

10. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … .

13. Вставьте пропущенные слова.

1. … – структурная и функциональная единица всех живых организмов.

2. Все … друг от друга отделены плазматической … – плотной прозрачной оболочкой.

… на внешней стороне имеет плотную оболочку – …, состоящую из клетчатки.

3. Живое содержимое клетки представлено … – бесцветным вязким полупрозрачным веществом.

4. В цитоплазме располагаются многочисленные … .

5. Важнейшим органоидом клетки является… .

6. Оно хранит …, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки.

7. В ядре находится одно или несколько … .

8. В растительной клетке имеется три вида … .

9. … имеют зеленую окраску, … – красную, а … – белую.

10. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … .

infourok.ru

Самостоятельная работа по биологии 6 класс. Тема: Ботаника

Контрольная работа № 1

Тема: Наука о растениях – ботаника.

Задание № 1.

1. Подорожник относится:

А) к травам Б) кустарникам В)кустарничкам Г)деревьям

2. Если растение живёт один год, то оно относится:

А) к однолетним Б) многолетним В) двулетним

3. Растения, в отличие от всех других организмов:

А) дышат Б) питаются В) растут всю жизнь

Г) образуют на свету органические вещества

4. Дикорастущие растения:

А) развиваются без помощи человека Б) выращиваются человеком

В) расселяются без помощи человека Г) выведены человеком

5. К культурным растениям относятся:

А) одуванчик Б) огурец В) полынь Г) берёза

6. К генеративным органам относятся:

А) корень Б) стебель В) лист Г) цветок

7. При помощи семян размножаются растения:

А) хвойные Б) водоросли В) мхи Д) цветковые

8. В какой среде живёт растение хламидомонада?

А) в наземно-воздушной Б) водной

В)почвенной Г) организменной

9. В процессе дыхания растения поглощают:

А)кислород Б)углекислый газ

10. Вегетативные органы нужны растению для:

А) питания и дыхания Б) размножения

Задание № 2. По описанию определите о какой ткани идёт речь, найдите эту ткань на рисунке.

  1. Клетки этой ткани мелкие с крупными ядрами. Благодаря делению этих клеток происходит рост растения. _______________________________

  2. Клетки этой ткани выполняют функцию питания растения (фотосинтез) поэтому обязательно должны содержать хлоропласты;_______________

  3. Клетки этой ткани плотно прилегают друг к другу, так как выполняют защитную функцию____________________________________________

1

2

3

4

Задание № 4.

Установите соответствие между названием растения и его жизненной формой.

Растение

Жизненная форма

  1. одуванчик

А) дерево

  1. дуб

Б) кустарник

  1. капуста

В) кустарничек

  1. малина

Г) трава

  1. брусника

  1. кукуруза

  1. морковь


Задание № 4 по рисунку установите соответствие между органоидом клетки и его названием: мембрана; цитоплазма; ядро; вакуоль; хлоропласт; клеточная стенка

Задание № 5. По рисункам установите правильную последовательность формирования целостного организма

Бланки ответов к контрольной работе № 1

Тема: Наука о растениях — ботаника

Ф.И._______________________________________________

Класс_______________________________________________

Задание № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание № 2

Название ткани

Номер на рисунке

1

2

3

Задание № 3

1

2

3

4

5

6

7

Задание № 4

органоид

1

2

3

4

5

6

Задание № 5

Бланки ответов к контрольной работе № 1

Тема: Наука о растениях — ботаника

Ф.И._______________________________________________

Класс_______________________________________________

Задание № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание № 2

Название ткани

Номер на рисунке

1

2

3

Задание № 3

1

2

3

4

5

6

7

Задание № 4

органоид

1

2

3

4

5

6

Задание № 5

Ключ ответов к контрольной работе № 1

Тема: Наука о растениях — ботаника

Ф.И._______________________________________________

Класс_______________________________________________

Задание № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

А

Г

А

Б

Г

Д, А

Б

А

А

Задание № 2

Название ткани

Номер на рисунке

1

образовательная

3

2

Основная

4

3

Покровная

1

Задание № 3

1

2

3

4

5

6

7

Г

А

Г

Б

В

Г

Г

Задание № 4

органоид

1

вакуоль

2

хлоропласт

3

ядро

4

цитоплазма

5

Клеточная стенка

6

Мембрана

Задание № 5

2

5

1

3

4

Ключ ответов к контрольной работе № 1

Тема: Наука о растениях — ботаника

Ф.И._______________________________________________

Класс_______________________________________________

Задание № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

А

Г

А

Б

Г

Д, А

Б

А

А

Задание № 2

Название ткани

Номер на рисунке

1

образовательная

3

2

Основная

4

3

Покровная

1

Задание № 3

1

2

3

4

5

6

7

Г

А

Г

Б

В

Г

Г

Задание № 4

органоид

1

вакуоль

2

хлоропласт

3

ядро

4

цитоплазма

5

Клеточная стенка

6

Мембрана

Задание № 5

2

5

1

3

4

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *