cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе асмолов – Как проектировать УУД в начальной школе.Пособие для учителей под редакцией А.Г. Асмолова.

Содержание

Учебно-методический материал на тему: А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Пособие для учителя. 18 февраля 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

  Формирование универсальных учебных действий осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования со…

КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны…

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы…

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)

    Применение  на уроках  ИКТ дает широкие возможности для  развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо…

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ «ЦО № 1», Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных …

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

Методика «Беседа о школе». Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка». Методика «Кто Я?». Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Опросник мотивации….

«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников…

nsportal.ru

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

Как проектировать универсальные учебные действия

в начальной школе

(по одноимённому пособию для учителя под редакцией А.Г.Асмолова)

Методологические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране успешно развивается стратегия вариативного образования, которая в отличие от унифицированного образования построенного в соответствии с принципом школоцентризмом и педагогикой знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов), основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.

Обоснование Л.С. Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социально-культурного опыта сфокусировало внимание на обучении. А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчёркивая мотивационно-смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от полноты системы условий, на которые опирается учащийся. Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно-социального опыта и определены содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов их формирования. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно-технических сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности.

Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования находят свои отражения такие направления, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), психопедагогика «живого знания» (В.П.Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.В.Клочко, Е.А.Ямбург), личностно ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская, В.В.Сериков и др.), школа диалога и культур (В.С.Виблер), и др. За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия. Предлагаемая концепция развития универсальных учебных действий и направлена на изменение сложившегося положения в образовании. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельностибудет включать оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Теоретико-метологической основой разработки концепции развития учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний формирования картин мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

Понятие «универсальные учебные действия».

В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться). Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Виды универсальных учебных действий

Личностные действия:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    • Целеполагание – постановка учебной задачи

    • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

    • Прогнозирование –предвосхищение результата

    • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

    • Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ д.

    • Оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

    • Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные универсальные действия включают:

  • Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.

  • Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез

  • Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Коммуникативные действия:

    • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)

    • Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

    • Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)

    • Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

    • Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Личностные универсальные учебные действия

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:

— методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера) с. 52

— проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

— методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)

— рефлексивная самооценка учебной деятельности

— шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

— опросник мотивации

— методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха

— задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

— задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

— анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю) с.73

Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Как проектировать? Опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание (по П.Я.Гальперину и С.Л.Кабыльницкой) с. 88

Познавательные универсальные учебные действия

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Какими заданиями можно спроектировать эту деятельность? Например:

— построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска)

— проба на определение кол-ва слов в предложении (С.Н.Карпова)

— методика «Кодирование» (тест Д.Векслера) с.111

— диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

— методика «Нахождения схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?

— задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)

— методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

— задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) с.132

— задание «Дорога к дому» (модифицироанный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования д.б. согласовано с программой развития универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

infourok.ru

Статья «Как проектировать УУД в начальной школе»

Как проектировать универсальные учебные действия

в начальной школе

Методологические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране успешно развивается стратегия вариативного образования, которая в отличие от унифицированного образования построенного в соответствии с принципом школоцентризмом и педагогикой знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов), основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.

Обоснование Л.С. Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социально-культурного опыта сфокусировало внимание на обучении. А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчёркивая мотивационно-смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от полноты системы условий, на которые опирается учащийся. Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно-социального опыта и определены содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов их формирования. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно-технических сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности.

Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования находят свои отражения такие направления, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), психопедагогика «живого знания» (В.П.Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.В.Клочко, Е.А.Ямбург), личностно ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская, В.В.Сериков и др.), школа диалога и культур (В.С.Виблер), и др. За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия. Предлагаемая концепция развития универсальных учебных действий и направлена на изменение сложившегося положения в образовании. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельностибудет включать оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Теоретико-метологической основой разработки концепции развития учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний формирования картин мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

Понятие «универсальные учебные действия».

В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться). Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Виды универсальных учебных действий

Личностные действия:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    • Целеполагание – постановка учебной задачи

    • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

    • Прогнозирование –предвосхищение результата

    • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

    • Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ д.

    • Оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

    • Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные универсальные действия включают:

  • Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.

  • Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез

  • Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Коммуникативные действия:

    • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)

    • Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

    • Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)

    • Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

    • Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Личностные универсальные учебные действия

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:

— методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера) с. 52

— проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

— методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)

— рефлексивная самооценка учебной деятельности

— шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

— опросник мотивации

— методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха

— задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

— задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

— анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю) с.73

Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Как проектировать? Опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание (по П.Я.Гальперину и С.Л.Кабыльницкой) с. 88

Познавательные универсальные учебные действия

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Какими заданиями можно спроектировать эту деятельность? Например:

— построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска)

— проба на определение кол-ва слов в предложении (С.Н.Карпова)

— методика «Кодирование» (тест Д.Векслера) с.111

— диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

— методика «Нахождения схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?

— задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)

— методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

— задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) с.132

— задание «Дорога к дому» (модифицироанный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования д.б. согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

infourok.ru

Статья «Как проектировать УУД в начальной школе»

Как проектировать универсальные учебные действия

в начальной школе

Методологические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране успешно развивается стратегия вариативного образования, которая в отличие от унифицированного образования построенного в соответствии с принципом школоцентризмом и педагогикой знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов), основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.

Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования находят свои отражения такие направления, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), психопедагогика «живого знания» (В.П.Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.В.Клочко, Е.А.Ямбург), личностно ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская, В.В.Сериков и др.), школа диалога и культур (В.С.Виблер), и др. За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия. Предлагаемая концепция развития универсальных учебных действий и направлена на изменение сложившегося положения в образовании. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности будет включать оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Теоретико-метологической основой разработки концепции развития учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний формирования картин мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

Понятие «универсальные учебные действия».

В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться). Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Виды универсальных учебных действий

Личностные действия:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    • Целеполагание – постановка учебной задачи

    • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

    • Прогнозирование –предвосхищение результата

    • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

    • Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ д.

    • Оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

    • Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные универсальные действия включают:

  • Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.

  • Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез

  • Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Коммуникативные действия:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)

Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)

Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Личностные универсальные учебные действия

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:

— методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера) с. 52

— проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

— методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)

— рефлексивная самооценка учебной деятельности

— шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

— опросник мотивации

— методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха

— задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

— задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

— анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю) с.73

Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Как проектировать? Опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание (по П.Я.Гальперину и С.Л.Кабыльницкой) с. 88

Познавательные универсальные учебные действия

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Какими заданиями можно спроектировать эту деятельность? Например:

— построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска)

— проба на определение кол-ва слов в предложении (С.Н.Карпова)

— методика «Кодирование» (тест Д.Векслера) с.111

— диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

— методика «Нахождения схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?

— задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)

— методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

— задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) с.132

— задание «Дорога к дому» (модифицироанный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования д.б. согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

infourok.ru

КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических  материалов и пособий в системе начального образования.

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и граждан-ской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной   системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием    явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, не-удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача  целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей   одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития    детей, а также могут быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования.

Заказать книгу можно по этой ССЫЛКЕ

director.edu54.ru

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических  материалов и пособий в системе начального образования.

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и граждан-ской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной   системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием    явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, не-удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача  целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей   одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития    детей, а также могут быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования.

Заказать книгу можно по этой ССЫЛКЕ

metodist.edu54.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *