Как определить лексическое значение слова – Как определить лексическое значение слова?
Как определить лексическое значение слова?
Тема урока: Как определить лексическое значение слова?
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: уточнение представлений о лексическом значении слова, введение понятия «многозначное» и «однозначное» слово.
Планируемые результаты :
Личностные:
– мобилизация сил
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– умение осуществлять саморегуляцию, как способность к мобилизации сил.
–– рефлексия, самооценка;
Познавательные УУД:
– умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
– умение работать со словарем
– умение формулировать учебной задачи;
– извлечение необходимой информации из текста;
– умение строить речевое осознанное высказывание в устной форме;
– умение устанавливать причинно-следственные связи, доказательство.
– построение логической цепочки рассуждений;
– умение работать с информационными источниками, осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
– выстраивание речевого высказывания в устной форме;
– выслушивать собеседника;
– выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
Предметные:
– знать что такое лексическое значение слово;
– знать что такое «однозначное» и «многозначное» слово;
– уметь определять в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение с помощью толкового словаря;
– уметь распознавать в тексте однозначные и многозначные слова, определять их значение, составлять предложения с многозначными словами;
– уметь работать с толковыми словарями;
– формирование у обучающихся орфографической зоркости;
– уметь понимать и сохранять в своей памяти учебную задачу урока;
– оценивать результаты своей деятельности и деятельности других учащихся.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
для учителя:
учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; толковый словарь; презентация.
для обучающихся:
учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, толковый словарь, заготовка «Цветок», карточка 1.
Информационные источники:
Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд.– М., Просвещение, 2013 – 159 с.
Рабочая тетрадь на печатной основе к УМК «Школа России». Русския зык. 3 класс. В 2-х частях. Часть 1
Содержание урока
Средства,оборудование
Орг. этап
(1 мин)
М-инструктаж
— Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сейчас у нас с вами урок
Что нам понадобится на уроке?
Хорошо.
Отступаем две строчки от предыдущей работы. Запишите число, месяц и классную работу.
Приветствуют учителя.
Учебник, пенал, тетрадь рабочая и на ПО.
Р-саморегуляция, как способность к мобилизации сил, К-выстраивание речевого высказывания
ТПО, учебник, презентация, карточка 1
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Словарный диктант
Сейчас мы подготовим руку к письму и проделаем чистописание.
Пропишите у себя в тетради узор и доведите до конца строки, обратите внимание, что петля выходит за пределы рабочей строки, в верхнюю дополнительную строку.
Под диктовку запишите у себя в тетрадь следующие слова: Урожай, месяц, машина, сорока, праздник, морковь, класс, альбом.
Какие это слова?
Поставим ударение и выделим трудные места в каждом слове, комментируя.
Слово альбом тоже словарное, поставим ударение, выделим соответствующие орфограммы.
Выполняют чистописание.
Записывают словарные слова.
Тетрадь
Изучение нового материала
М-работа с книгой (словарем), практическая работа
М-проблемный диалог
М-дид. игра
Объясните лексическое значение словарных слов, которые вы записали.
Давайте выясним значение слова альбом в учебнике, в толковом словаре на стр. 152
Для объяснения лексического значения слова мы пользовались толковым словарем. Можете сказать, что это за словарь?
У вас на столе есть распечатка, посмотрите на нее. Прочитайте про себя, а после постарайтесь мне ответить. Учитель демонстрирует толковый словарь и немного рассказывает о нем.
Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Хорошо, молодцы. Сегодня мы с вами будем учиться определять лексическое значение слова, также узнаем немного нового о некоторых словах.
Хорошо, продолжим. Вы назвали мне значения слов, но что вы заметили, когда определяли значения слов.
Как мы можем проверить сколько значений имеет слово?
Кто умеет пользоваться толковым словарем?
Давайте вспомним или узнаем. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке, то есть нам нужно искать их по алфавиту, когда вы нашли нужное слово, нужно прочитать его значение, как правило, если у слова несколько значений, то будут указаны все его значения.
У каких слов только одно значение?
А у каких слов несколько значений?
Как вы думаете, как называют слова, у которых только одно значение?
А у которых больше одного значения?
Что нового вы узнали о слове?
Тематическая физминутка:
МН: Лист — бумаги, лист дерева
Язык — орган, международный
Лук — овощ, стрелковое оружие
Ручка — дверная, шариковая, рука
Кран — водопроводный, подъемный
Билет — проездной, экзаменационный
Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
Родилась, держать, печь, коса.
ОЗ: бинокль, троллейбус, чемодан, здание, зонд, кенгуру, рысь.
Посмотрите внимательно на следующие слова на слайде, объясните их значения.
Конь
Лист
Чемодан
А если эти слова станут частью предложений, от чего будет зависеть значение этих слов? Как объяснить значение каждого слова? От чего это будет зависеть?
Под эти слова мною были подобраны предложения. Давайте определим значение этих слов и запишем предложения в тетрадь.
Какое значение будет у слова лист?
Какое значение будет у слова конь?
Подтвердили ли мы высказывание?
Урожай – количество уродившегося зерна, плодов, трав.
Месяц – период времени, у которого есть название. Месяц – луна.
Машина – средство передвижения, механизм на производстве.
Сорока – птица.
Праздник – Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу.
Морковь – овощ, корнеплод.
Класс – группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; социальная группа людей; группа учащихся.
Читает ученик, что альбом – тетрадь в переплете стихов, рисунков, коллекций, книга.
Никто не может
Читают, пробуют объяснить значение фразы.
Как определить лексическое значение слова?
Некоторые слова имели только одно значение, а какие-то слова имели несколько значений.
Можем проверить его в толковом словаре.
Ответы детей.
Урожай, сорока, праздник, морковь, альбом.
Месяц, машина, класс.
Однозначные
Многозначные
Что слова бывают однозначными и многозначными.
Конь – лошадь, шахматная фигура, снаряд для гимнастических упражнений
Лист – с дерева, альбомный лист (бумага).
Если слово однозначное, то оно будет иметь одно значение, то есть однозначное, но если слово многозначное, то это будет зависеть от предложения в котором употреблено слово.
Лист, который упал с клена.
Конь –фигура из шахмат.
Да
П- поиск и выделение необходимой информации; умение работать со словарем
К– выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
П-умение строить речевое осознанное высказывание в устной форме.
Р-целеполагание, как постановка учебной задачи
П- построение логической цепочки рассуждений
П-классификация, выделения основания для классификации объектов.
П-построение речевого высказывания в устной форме.
П-установление причинно-следственных связей, доказательство.
Учебник, толковый словарь
Карточка 1
Тетрадь
Проверка понимания нового материала
М-работа с толковым словарем, орфографическим словарем
М-работа с книгой
Откройте свои рабочие тетради на стр. 20. задание 43. Что требуется выполнить?
Прочитайте первое лексическое значение. О чем идет речь, назовите или определите слово?
Хорошо, запишем его в рабочую тетрадь.
По аналогии все остальные значения.
Прочитайте задание упражнения 46. Что требуется выполнить?
Выполняем самостоятельно. Я проверю, как вы работаете с толковым словарем.
Откройте учебник на стр. 67. С помощью толкового словаря учебника постараемся определить значение данных слов, из учебника нужно выписать словарное слово альбом и указать его лексическое значение. Теперь вам нужно придумать предложение со словом альбом и записать его, выделив подлежащее и сказуемое.
Наверное вы не знали, но слово альбом появилось в латинском языке, означало «белая доска», на такой доске писали сообщения, потом этим словом стали называть тетрадь с белыми страницами, но теперь альбомы бывают не всегда такими.
Определить слово по его лексическому значению. Вставить пропущенные буквы.
О ягоде.
Ягода
Ученик
Январь (сл. слово)
Лопата (сл. слово)
Пшеница (сл. слово)
Восток
Требуется узнать значения слова пейзаж. Придумать предложения с этим словом в разных значениях. Одно предложение записать.
Выписывают слово альбом с его лексическим значением. Указывают лексическое значение.
К-умение выстраивать речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
ТПО, учебник.
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1 мин)
М-инструктаж
Дома вам нужно выполнить упражнение 44, 45,47,48 из рабочей тетради.
Слушают учителя, чтобы выполнить дом. задание
К-умение выслушивать собеседника
Дневник
Подведение итогов
М-рефлексия
П-«Цветок»
Сегодня мы говорили о том, как определить. значение слова. Так что же это? Ответили ли мы на вопрос урока?
(В Греции было слово lexis, которое обозначало «слово», от него произошло lexikos, которое обозначало словарный, словесный. В науке о языке лексикой называется словарный запас определенного языка, а словосочетанием лексическое значение – значение слова, его смысл.)
Как можно определить значение неизвестного нам ранее слова, чтобы понимать его смысл?
А как определить значение слова с несколькими значениями?
Рефлексия. «Цветок».
На уроке я узнал что-то новое о слове и о том, как определить его лексическое значение.
Теперь я умею отличать многозначное слово от однозначного. И знаю, как определить значение слова, которое ранее мне было не известно.
Я не отвлекался на уроке и внимательно слушал учителя.
Я знал как правильно записать словарные слова, они не вызвали у меня затруднения.
Мне понравился урок, …
ДА, определить лексическое значение, значит определить , что слово обозначает)
С помощью толкового словаря
Нужно внимательно прочитать предложение и после этого подумать, какое значение этого слова будет тут уместно или применимо.
Заштриховывают лепесток красным, если ответ нет, если ответ да – зеленым.
Р-рефлексия, коррекция. П-построение речевого высказывания в устной форме.
Р-самооценка деятельности.
Заготовка «Цветок».
infourok.ru
Как определить лексическое значение слова
Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов
К. Паустовский
Тема: Как определить лексическое значение слова(5 класс)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока: формирование представления о способах определения лексического значения слова, способности определять лексическое значение слова; развитие умения работать с толковым словарём, различать слова и формы слова.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Предметные результаты: различение лексического и грамматического значения слова, умение определять лексическое значение слова различными способами
Оборудование урока: презентация, смайлики.
Ход урока
Деятельность учителяДеятельность учеников
Формирование УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
— Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение… Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями.
Формула удачи: улыбка- настроение –вера в себя- результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
самоопределение
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
-Ребята ,мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим.
«Атака веером». Повторение изученного.
-Что изучает Фонетика?
-Графика?
-Орфография?
-Орфоэпия?
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разделом русского языка. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока отгадав загадку. (Слайд №4)
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
И безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Обозначено…
— Давайте выясним то, без чего оно (слово) не состоится.
Чтение стихотворения. (Слайд №5)
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова —
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
— Можно ли назвать «плим» — словом?
-А теперь попробуем сформулировать тему урока «Слово и его лексическое значение»
—Как вы думаете чему мы должны сегодня научиться?
-Какова главная цель урока?
-Какова задача урока?
(звуки)
(буква и их звуковое значение)
(наука о правописании)
(произношение звуков, слов и ударение в словах
Словами
Нет, потому что нет лексического значения. Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла.
Определяют тему урока
Понять ,что такое ЛЗ слова
Научиться определять ЛЗ,
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения
— Ребята, а что же такое вообще слово и его ЛЗ? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к учебнику.
Вы самостоятельно читаете текст(упр.234) и по ходу чтения делаете пометки в тексте
+ —это новая для меня информация
?-эта информация для меня не понятна
Беседа по тексту:
-Какая информация вам была знакома?
-Какие новые сведения вы для себя отметили?
-Все ли понятно? Какие появились вопросы?
Лексическое значение – важнейший признак слова.
-Что такое лексика?
-Ребята, а сколько слов в русском языке?
-А конкретнее?
-Почему же?
-Что такое ЛЗ слова?
-Какие существуют способы объяснения ЛЗ слова?
-Скажите, если вы не знаете значения слова, где будете искать подсказку?
Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть.
Словарный состав языка
Много
Нельзя сказать
Какие-то слова появляются, какие-то исчезают
(в словаре).
Метапредметные результаты
Целеполагание
Постановка вопросов
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели
Формулирование проблемы
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
-Ребята ,откройте тетради и запишите число кл.работа
Работа в парах и по группам. (Слайд №11)
Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике.
1 ряд – богатырь, истома, ложа.
2 ряд – яхонт, пядь, тюль.
упр.235(сам.)
упр.239
Работа в парах.Самостоятельная работа
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного
Волевая регуляция в ситуации затруднения
Управление поведением партнера
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты
Действие по аналогии
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Личностные результаты
Самоопределение
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
– Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12)
– Какая была цель урока?
– В чём были сложности?
— Оцените свою работу на уроке
— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Ответы детей.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
Предметные результаты
Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
infourok.ru
Слово. Как определить лексическое значение слова
Цели урока:
— углубить знания учащихся по теме «Лексика»;
— научить определять лексическое значение слова разными способами;
— совершенствовать умение точного, уместного и выразительного употребления слов в устной и письменной речи;
— развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: выставка словарей, таблицы, распечатки стихотворения В. Боровицкой «Слово», в течение урока работает видеостудия «Спектр +»
Ход урока:
Чтение стихотворения В. Боровицкой «Слово» учителем.
Над самой лучезарною из стран
Склонялось солнце позднего заката.
Удача, что капризна и крылата,
Оставила великих афинян.
И войско македонского царя
Стояло в дне похода от столицы.
Последние историки, скорбя,
Дописывали горькие страницы.
И не было защитников у стен.
Олимп молчал или не слышал зова.
Но был ещё оратор Демосфен,
Владевший не мечом, а тайной слова.
Он, говорят, был смел, хоть ростом мал.
Упорный малый. Он собрал всех вместе,
И вновь поднял забытые слова
О Доблести, Величии и Чести.
Последний бой – последний яркий след.
С отчаяньем и злобой бились люди
За Грецию, которой больше нет,
Не стало и вовек уже не будет.
На месте битвы – тишина и тлен.
И чьи — то еле слышимые стоны.
Погибли все. И с ними Демосфен.
Последним из погибших было Слово.
Учитель: Сейчас вы услышали стихотворение «Слово», написанное В. Боровицкой. Понравилось оно вам?
— о ком говорится в стихотворении? (о Демосфене)
— что вы знаете о Демосфене?
— только ли о нем рассказывается в стихотворении? (о слове)
— о слове мы сегодня с вами и будем говорить (запись числа и темы урока).
Учитель: сегодня мы будем учиться определять лексическое значение слова разными способами, отбирать самые точные слова для построения предложения, будем разгадывать тайны слова.
II Актуализация знаний.
1. Наука, изучающая язык, называется…
А) страноведение
Б) лингвистика
В) грамматика
2. Слово и его лексическое значение изучается в разделе…
А) орфография
Б) фонетика
В) лексика
3. Слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию, называются…
А) антонимы
Б) синонимы
В) однокоренные слова
4. Фраза перед текстом, раскрывающая идею, смысл текста, называется…
А) эпиграф
Б) основная мысль
В) тема
Учащиеся поднимают сигнальную карточку с правильным ответом, записывают слова в тетради и на доске: ЛИНГВИСТИКА, ЛЕКСИКА, СИНОНИМЫ, ЭПИГРАФ.
Учитель: Эти словарные слова будут часто звучать на уроке, к ним мы будем обращаться в ходе работы. А теперь прочитаем эпиграф к теме урока (стр. 77).
— как вы понимаете слова Л. Успенского? Да, слово – это чудесная вещь, это чудо. А что означает это слово? (необыкновенный, волшебный, диковинный)
— Смысл этого слова и есть его лексическое значение (стр. 77 определение)
— Подумаем вместе, как можно определить лексическое значение слова? (подбором синонимов, однокоренных слов, по толковому словарю, при помощи рисунка). По ходу ответов учащихся на доске появляются карточки — листочки «Подбор синонимов», «Подбор однокоренных слов», «Толковый словарь», «Рисунок» на дереве.
III Закрепление материала.
Учитель: Обратимся к стихотворению. Прочитайте первое четверостишие, лексическое значение какого слова вам непонятно? (лучезарный) Определим по толковому словарю его лексическое значение.
Лучезарный – полный света, сияния, блеска (С. И. Ожегов).
Обзор выставки, где представлены различные словари (сообщение ученика)
Учитель: что вы узнали о Демосфене из стихотворения? Какими чертами характера он обладал? («смел, но ростом мал», «упорный малый»)
Работа по вариантам: подобрать синонимы к слову
I вариант – смелый
II вариант – малый
Учитель: заглянем в словарь синонимов и посмотрим, все ли значения мы указали.
— выпишите слово «защитник», подберите к нему однокоренные слова. Как однокоренные слова помогают понять значение этого слова? (тот, кто за щитом)
— каким еще способом можно объяснить значение слова? (рисунок)
Творческая работа: представьте, что вы художники, и вам предложили проиллюстрировать детскую книжку и объяснить значение непонятных слов: след, закат, царь, солнце, меч, страница. Попробуйте сделать это при помощи рисунка.
Индивидуальное задание: объяснить значение слова «оратор» при помощи рисунка.
— есть в русском языке слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение. Работа с таблицей № 1. (упр. № 240)
— самостоятельная работа, таблица № 2 (упр. № 241)
— Проверка, какой можно сделать вывод?
IV Итог урока: мы сегодня не раз обращались к стихотворению В. Боровицкой. Какова основная мысль стихотворения? (ответы учащихся)
— вместе с нами на уроке работали члены видеостудии «Спектр+», они помогут нам подвести итог урока:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие открытия сделали?
Что показалось особенно интересным?
Захотелось ли прочитать толковый словарь от корки до корки?
Мнение гостей.
Учитель: сегодня мы только слегка приоткрыли дверь в страну «Лексикология», впереди еще много открытий.
Д/З написать сочинение на тему «Путешествие по Толковому словарю» или статью в газету – отзыв об уроке.
videouroki.net
Как определить лексическое значение слова
Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов
К. Паустовский
Тема: Как определить лексическое значение слова(5 класс)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель урока: закрепление умения определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
• личностные: формирование мировоззренческих понятий
• предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
• регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
• познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
• коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
Деятельность учителяДеятельность учеников
Формирование УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1. Приветствие.
— Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок нам начать пора.
А теперь улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! Теперь займите свои места.
2. А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Ну и обязательно приготовьте сигнальные карточки.
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
самоопределение
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
— Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году предлагаю заполнить таблицу. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».Запишите свои ответы в таблицу
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
2)
ф
о
н
е
т
и
к
а
3)
г
р
а
ф
и
к
а
4)
л
е
к
с
и
к
о
н
5)
о
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
6)
с
и
н
т
а
к
с
и
с
7)
л
е
к
с
и
к
о
г
р
а
ф
и
я
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже и тоже впишете в кроссворд, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
О чем это стихотворение?
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах). На доске записываем — Слово
— Все ли в нашем мире названо словами?
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит —
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
Что вы можете сказать о таком слове, как ПЛИМ? ( ничего не обозначает и ничего не выражает)
2.
сИдеть – сЕдеть
стАрожил – стОрожил
— Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной?
Делаем вывод: Достаточно ли только произнести слово, чтобы определить , что оно означает?
3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка: Написать на доске предложение:
Я пойти завтра на прогулка.
— Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение?
— Как будет звучать тема нашего урока?(Слайд 5)
(Откройте тетради и запишите число и тему урока
IV. Определение целей урока(Слайд 6)
— А теперь поставим цели к нашему уроку:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
— Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей?
(звуки)
(буква и их звуковое значение)
(наука о правописании)
(произношение звуков, слов и ударение в словах
О словах
Нет, потому что нет лексического значения. Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла.
от значения слова, от лексического значения).
Нет. Нужно знать грамматическое значение(правильно определить букву)
(пойти — буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.
Определяют тему урока
Понять ,что такое ЛЗ слова
Научиться определять ЛЗ,
(выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения
— Ребята, а что же такое вообще слово и его ЛЗ? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к учебнику.
Вы самостоятельно читаете текст(упр.234) и по ходу чтения делаете пометки в тексте
+ —это новая для меня информация
?-эта информация для меня не понятна
Беседа по тексту:
-Какая информация вам была знакома?
-Какие новые сведения вы для себя отметили?
-Все ли понятно? Какие появились вопросы?
-Какие существуют способы объяснения ЛЗ слова?
-Скажите, если вы не знаете значения слова, где будете искать подсказку?
4.а где хранятся слова русского языка?( в словарях)
5.А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
— Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?
Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть.
— Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
— Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов.Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина — 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
А раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения занимается — Лексикография — ( Запишем слово в таблицу)
ЛЕКСИКОЛОГИЯ( раздел науки о языке, изучающий лексику.) (Запишем слово в таблицу)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться. —А словарный запас человека носит название ЛЕКСИКОН. (Запишем слово в таблицу)
Много
Нельзя сказать
Какие-то слова появляются, какие-то исчезают
(открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
Метапредметные результаты
Целеполагание
Постановка вопросов
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели
Формулирование проблемы
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Определить лексическое значение слова и грамматическое значение
БЕРЁЗА — лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (Марина определяет ЛЗ,а мы грамматическое)
Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.
Березовый( веник), подберезовик ( гриб)Работа в парах и по группам. (Слайд)
2.Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике.
1 ряд – богатырь, истома, ложа.
2 ряд – яхонт, пядь, тюль.
упр.235(сам.)
3.Работа с текстом
упр.238
Работа в парах.
Самостоятельная работа
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного
Волевая регуляция в ситуации затруднения
Управление поведением партнера
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты
Действие по аналогии
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Личностные результаты
Самоопределение
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
– Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12)
– Какая была цель урока?
– В чём были сложности?
— Оцените свою работу на уроке
— С каким настроением вы уйдете с урока? Поднимите вверх смайлик
Ответы детей.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
Предметные результаты
Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
infourok.ru
Как определить лексическое значение слова
Урок 1-2.
Тема: Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова.
Цели:
Знать о функции слова в языке, определение понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова, словарная статья;
основные приемы толкования лексического значения слова;
толковать лексическое значение слова, используя различные приемы;
пользоваться толковым словарем;
Прививать навык связного изложения мыслей, развивать речь учащихся, умение выделять главное;
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
Воспитывать любовь к родному языку, прививать эстетическое отношение к слову, чувство ответственности к слову.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, наблюдение над языковым материалом, работа с учебником, самостоятельная работа (аналитико-синтетические упражнения), конструирование текста в форме словарной статьи толкового словаря.
Ход урока:
1. Подготовка к изучению новой темы.
1). Пресс-конференция.
В повести Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» есть эпизод, который любят вспоминать языковеды. Гулливер становится свидетелем удивительных преобразований в языке: «научным» проектом отмены всех слов, существующих в нем. Цель проекта, как кажется его устроителям, благородна — сберечь время, здоровье людей, которым приходится запоминать огромное количество слов. Гораздо проще носить при себе вещи, которые нужны, чтобы выражать мысли.
Гулливер наблюдает за тем, как этот проект воплощается в жизнь: люди, изнемогающие под тяжестью огромных узлов с вещами, тратя уйму времени, передвигаются с большим трудом. Беседы длятся часами. И это понятно! Ведь нужно снять мешок, развязать его, отыскать нужную вещь, чтобы показать ее собеседнику. А в конце разговора все вещи сложить в мешок.
-Каковы минусы и плюсы данного «научного» проекта? Как вам кажется, какими оказались результаты этого эксперимента над языком и людьми?
(Этот «научный» эксперимент имел неутешительные результаты: то, от чего горе-ученые хотели уберечь людей, и получили – время и здоровье сберечь, конечно, не удалось. Да и вряд ли к каждому слову можно было подобрать эквивалент, то есть подходящий предмет).
2). Анализ эпиграфов к уроку.
-Как вы понимаете высказывания Л. Успенского и В. Дорошевского, которые служат эпиграфами к нашему уроку? Какой основной мыслью связан рассказ о «научном» проекте с эпиграфами?
Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо»,
то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский.
Оболочка слова светится отраженным светом вещей.
В. Дорошевский.
(Слово – самая чудесная вещь? Почему? Потому что вопрос о происхождении языка, появлении слов до сих пор остается открытым. Потому что благодаря языку, а значит, и слову люди могут общаться, передавать информацию, думать, петь, читать, то есть быть людьми. Слово — магия звуков, смысла. С помощью слова мы можем выражать свое отношение, свои чувства к тому, о чем говорим. Потому-то слова и отражают «свет вещей», которые они обозначают. Слово несет
-1-
энергетику – положительную или отрицательную – в зависимости от того смысла, которым оно обладает).
2. Проверка творческих домашних работ.
(Ребята зачитывают сочинения-эссе на тему «Портрет слова «слово» (каким настроением, смыслом проникнуто, какие рождает ассоциации) или « Достойно ли слово названия «чудо»?)
Родной язык – язык слов: простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых…
И кажется, все нам о слове уже известно. Ну слово и слово. Просто и понятно.
Но это только на первый взгляд! При внимательном исследовании оно предстает
сложнейшим единицей языка с неисчерпаемым смыслом.
4. Наблюдение над языковым материалом.
-Выпишите из высказывания В.Дорошевского слова со значением предмета, затем — со значением действия.
Вещи
Оболочка отвечают на вопрос что? Светится — что делает?
Свет обозначают предмет действие предмета.
Слова
-Данные слова объединяет грамматическое значение — значение части речи.
Но при этом каждое слово из этой группы обладает индивидуальным значением
Свет Светится
Что? Лучистая Излучает свет. Что делает?
Предмет. энергия. Действие.
лексическое значение
(индивидуальное значение;
определенный предмет,
определенное действие)
грамматическое значение
(общее значение предмета, общее значение действия)
Итак, подведем итог. Значение предмета, признака, действия является общим значением слова, его грамматическим значением.
Значение каждого отдельного слова, которое отличает данное слово от других слов языка, есть лексическое значение слова.
-Как объяснить лексическое значение слова? Какой раздел лингвистики изучает лексическое значение слова?
На эти вопросы нам предстоит найти ответы (сообщение темы и целей урока).
5. Объяснение нового материала.
Работа с учебником (стр.66, упр.205)
(чтение и подготовка к пересказу лингвистического текста).
6. Закрепление.
1). Дайте краткое толкование слову «чудо». (Поразительное, необычное явление)
2). Подберите синонимы к слову «чудо» (диво, волшебство, сверхъестественное,
фантастика, магия)
3). Подберите однокоренные слова (чудесный, чудеса, чудодейственный,
чудотворец, чудотворный, чудесник)
4). Игра «Кто быстрее?»
Заменить высказывание более точным словом.
-2-
1. Травянистое растение с ярким, ароматным соцветием. (Цветок)
2. Прозрачная бесцветная жидкость. (Вода)
3. Отточенный инструмент для резания. (Нож)
4. Плотный, округлый кусок глины, земли или снега (Комок)
5. То, что пачкает, делает неопрятным. (Грязь)
6. Серебристо-белый металл, лекарство. (Железо)
-Запишем высказывание В.А.Сухомлинского о слове.
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать нежным цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи.
-Как вы понимаете смысл высказывания?
5). Задание «Лови ошибку!»
Определи грамматическое и лексическое значение слов. Исправь речевые ошибки маленьких детей, связанные с незнанием значений.
Лодырь – человек, который делает лодки. Мельница – жена мельника.
Запись в тетради и на доске:
Лодырь Мельница
Кто? Бездельник Кто? Приспособление для
Предмет. Предмет. размола зерна.
(грам. знач.) (лексич. знач.)
Отчаяться — напиться чая. Застенчивый – человек, живущий за стенкой.
Отчаяться Застенчивый
Что сделать? Потерять Какой? Стыдливый,
Действие. надежду. Признак предмета. смущающийся.
6). Упражнение 217(устно)
7). Упражнение 219(обратить внимание на строение словарной статьи: слова, выделенные жирным шрифтом, примеры, поясняющие значение слова; обратить внимание на то, что у слова может быть не одно значение).
8). Творческое изложение.
Задание: написать о значениях слова «оболочка» в жанре словарной статьи для толкового словаря.
Чтение текста изложения.
Оболочка
Оболочку выдумала природа. Яблоко вырастает в оболочке-кожуре, и орех покрыт крепкой оболочкой, и яичная скорлупа – тоже оболочка.
Защищаясь от холода, дождя, снега, ещё первобытный человек надевал на себя звериную шкуру – оболочку. И слово тоже имеет оболочку.
Да и наша планета Земля окутана не одной оболочкой.
Одним словом можно сказать так: всякая упаковка, предохраняющая плод, или
вещь, или живое существо от внешних повреждений, — оболочка.
Чем дальше развивалась техника, тем разнообразнее становились оболочки.
На рамы натягивают прозрачную пленку-оболочку, и теплица готова. Из тонкой воздушной ткани делают оболочки воздушных шаров. Консервная банка – оболочка из жести.
Вопросы к тексту.
-Как вы думаете, сколько значений у слова «оболочка»?
-Так что такое оболочка? (кожура, покрывающая плод, слой, окружающий что-либо)
Ваша задача — по образцу, данному в толковом словаре учебника, написать толкование слову «оболочка», привести примеры.
-3-
7. Итоги урока:
Опрос по цепочке
-Что изучает лексика как раздел науки о языке?
-Какие значения имеет слово? Расскажите о грамматическом и лексическом значении слова на примере слова «тихий».
-Как определить лексическое значение слова?(на примере слова «тихий»).
-Как называется словарь, разъясняющий лексическое значение слова?
-Может ли словарь вместить всю лексику языка? Почему?
8. Домашнее задание: упр. 205 (устно), упр. 220 (для всех), составить «Бестолковый словарь» (см. задание «Лови ошибку»)
Дополнительное задание (на выбор): 1). Объяснить смысл пословицы: Мал язык, да всем телом владеет. Подобрать и записать пословицы о языке. Составить словарную статью слова язык. 2). Написать сочинение-размышление к высказыванию В.А. Сухомлинского о слове (см. 4 задание)
multiurok.ru
Урок русского языка в 5-м классе «Как определить лексическое значение слова» по программе М.Разумовской
Разделы: Русский язык
Урок 1
Цели урока:
- Познакомить с 4 способами толкования лексического значения слов.
- Научить определять лексическое значение слов 4 способами.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Разминка: упражнение «Руки-ноги»
Один хлопок учителя – команда рукам (руки поднять или, если они до этого были подняты, опустить). Два хлопка – команда ногам (то есть встать или, если звучат два хлопка, исполнители уже стоят, сесть)
II. Актуализация знаний
– Тема не записана, постараемся ее самостоятельно выяснить/
1. Записать предложение, расположив слоги по росту (от большего к меньшему)
(А там сидят сорок русских богатырей)
– Кто такие богатыри?
– А что еще знаете?
– Кто прав – воины или герои былин?
– В толковом словаре найдем ответ на вопрос, кто такой богатырь.
2. На доске записано слово
УЩЕЛЬЕ
– Что это такое?
– Как мы определили?
– Что мы делали?
– Как определить значение слова?
(Смотреть в словаре; подбирать однокоренные слова)
3. На доске записано слово
АНТРАКТ
– Как узнать значение этого слова? (Дети затрудняются это сделать.)
– Угадайте, какие слова пропущены в следующих строках, запишите их в столбик:
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
Если вы устали слишком,
То дают вам…
После урока непременно
Звонит звонок на…
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Называется…
Перерыв
Передышка
Перемена
Антракт
– Теперь понятно значение слова АНТРАКТ?
– Как называются слова с похожими значениями? (Синонимы)
– Какой еще способ толкования лексического значения слова выяснили? (Подбор синонимов)
4. На доске записано слово
ЛАДЬЯ
БУЛАВА
– Объясните значение этих слов.
Работа с учебником. С.57. Иллюстрации ладьи и булавы.
– Какой еще способ определения лексического значения слова открыли? (По картинкам)
– Когда чаще всего такой способ используется? (Для маленьких детей)
– Какая тема нашего урока?
Тема урока: Как определить лексическое значение слова
– Что такое лексика?
III. Словарная работа
ЛЕКСИКА
СИНОНИМ
Орфографически проговорили.
Прописали в воздухе
Проговорили («жужжание») и записали в тетрадь
– Какие способы определения лексического значения слова мы узнали?
IV. Тренировочные упражнения
1. Лексический диктант
Называется значение, а дети записывают слова:
Башня с сигнальными огнями для ориентировки
проходящих судов (маяк)
Цвет, средний между красным и желтым, цвет
апельсина (оранжевый)
Группа специалистов, решающих вопрос о
присуждении премии или награды на конкурсе,
выставке (жюри)
Запас слов и выражений человека (лексикон)
Слова, имеющие близкие значения (синонимы)
– Что мы сейчас делали?
– Каким способ определяли лексическое значение слов?
2. В данном тексте найдите синонимы, выпишите их
И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали… (Н.Носов)
– Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор?
3. Работа со словарями
(Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать – есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком).
– Каким способ определяли лексическое значение слов?
V. Домашнее задание (на выбор)
1. Упр. 157.
2. Придумать значение слов бестолкового
словаря:
ГУСАР
ПРЛОМБИР
СЛЕПЕНЬ
СУДЬБА
МАЙОР
ЗУБРИЛА
РАДИСТ
3. Составьте книжку для малышей, сами выберете, к каким словам надо нарисовать иллюстрации.
VI. Закрепление изученного
1. Устно объясняем значение слова и указываем способ.
ХРАНИЛИЩЕ
ХРАБРЕЦ
ЗАСТЕКЛИТЬ
2. Мы сегодня говорили о трех способах определения лексического значения слова. (Дети поправляют)
VII. Итог урока
– Чем мы занимались на уроке?
– Что нового узнали?
Урок 2
Цель урока: систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Разминка «Проснулись»
- Потянулись.
- Зажмурились (разбудили глазки).
- Улыбнулись.
- Разбудили щечки (надули и пальчиками нажали «хлоп»).
- Потерли глазки (кулачками).
- Потерли ушки.
- Разбудили бочок, другой (наклонились).
- Разбудили животик
- Разбудили голову (наклоны вправо, влево).
II. Актуализация знаний
«Немой диктант» (Повторение изученного в начальной школе). Показываю рисунки, дети записывают слова заяц, корова, лошадь, собака, картофель, морковь, капуста, помидор, огурец
– Что за слова вы записали?
– Что мы ещё делали?
– Как вы догадались?
– Что мы узнали на прошлом уроке?
– Сколько есть способов определения лексического значения слов? Какие?
III. Проверка домашнего задания
– Кто выполнил упражнение?
– Как вы толковали слово?
– При помощи какого способа?
– Кто составил бестолковый словарь?
– Кто сделал книжку для малышей?
IV. Всесторонняя проверка знаний
1. Упражнения на развитие долгосрочной памяти
На доске, на цветных карточках, слова.
– Внимательно посмотрите на слова:
ШИРОКИЙ
ТВЕРДЫЙ
СКУЧНЫЙ
СТАРЫЙ
БЕСПОМОЩНЫЙ
НЕРЯШЛИВЫЙ
Карточки переворачиваются, дети по цвету отгадывают слова и записывают в тетрадь. Проверка.
– Мы в конце урока вернемся к этим словам ещё раз.
2. Словарная арифметика. (Е и Ё в кроссвордах как одна буква)
ЕЛКА + ИКС =
МИНА + ТОН =
ОНИ + С НИМ =
Проверка.
ЛЕКСИКА
АНТОНИМ
СИНОНИМ
– С какими двумя терминами работали на прошлом уроке?
– С каким не работали?
– С ним будем работать сегодня.
3. Словарная работа
АНТОНИМ
- Орфографически проговорили.
- Прописали в воздухе.
- Закрыли глаза и представили себе слово, написанное яркими буквами.
- Проговорили («жужжание») и записали в тетрадь.
– Что такое антонимы?
На доске таблица слов по Эдигею
ХООЛДЫЙ ТЕЛЫПЙ ГОРЯИЧЙ |
СУЙХО МОРЫКЙ СЫОРЙ |
ЧИТЫСЙ ГРЯНЗЫЙ СВЕИЙЖ |
МАКИЙЕЛНЬ ОГНЫЙМРО ОБЛЬШОЙ |
ТВЕДРЫЙ ЯМГКИЙ КРПЕИКЙ |
ВЕСЛЕЫЙ ГРУТСЫНЙ ПЕЛЬНЫЙАЧ |
– Что за слова? (Дети читают правильные слова по столбикам.)
– Назовите синонимы и найдите антонимы
4. Групповая работа
Составить пирамиду противоположностей
– Как можно назвать пирамиду, которую составили
4. Творческая работа
– Закройте глазки и представьте, что вы не ученики 5 класса, а настоящий затонувший корабль. Кто превратился, скорей описывай свои ощущения! Рассказывай, как ты утонул, какие сокровища скрываешь внутри себя, с кем подружился под водой! Быстрее, пока не стали обратно учениками.
5. Упражнения на развитие долгосрочной памяти
На доске слова на цветных карточках, которые были в начале урока. Дети видят только цвет.
– Подберите антонимы к словам
ШИРОКИЙ ТВЕРДЫЙ СТАРЫЙ СКУЧНЫЙ БЕСПОМОЩНЫЙ НЕРЯШЛИВЫЙ |
УЗКИЙ МЯГКИЙ НОВЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ АККУРАТНЫЙ |
V. Домашнее задание
– Я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: «Грустная история о словах-врагах», «Сказку о том, как правда превратилась в неправду», «Историю о том, как два слова постоянно между собой ссорились». А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение.
19.03.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
I. Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.(Слайд №1,2) Выбери из предложенных фигурок (тучка или солнышко) ту, которая соответствует вашему настроению. На доске магнитом закрепляется фигурка, выбранная большинством ребят. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | II. Актуализация изученного, подведением к теме урока. | Мы познакомились с такими разделами русского языка, как фонетика, синтаксис и пунктуация. (Слайд №3) «Финкин мэпс» (Карта). Повторение изученного. Класс делится на группы. - Какие разделы науки о языке вы изучали в этом году? -Что изучает фонетика?? Графика? Морфемика? -А какие языковые единицы в этом учебном году ещё не изучали? — Ребята, каждой группе нужно состаить схему по методу «Финкин мэпс» и объяснить, как вы это применили. 1 группа – карта-дерево 2 группа – карта-скобка 3 группа – карта-шар 4 группа – карта-мультипоток (Оценивание работы групп.) Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разделом русского языка. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. (Слайд №4) Отгадайте загадку: Всему название дано – И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, И безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Обозначено… — Давайте выясним то, без чего оно (слово) не состоится. Чтение стихотворения. (Слайд №5) А я придумал слово. Смешное слово – плим. Я повторяю снова — Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим. И ничего не значит Плим, плим, плим. — Можно ли назвать «плим» — словом? — Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Какая тема сегодняшнего урока? (Слайд № 6) Лексическое значение – важнейший признак слова. Сегодня мы познакомимся с такими понятиями в русском языке, как «Лексикология», «Лексика» и лексическим значением слова. (Слайд №7) Чтение материала на стр. 84 — Где можно найти лексическое значение слова? (Обращаем внимание на выставку словарей). (Слайд №8) | Работа в группах Словами (Запись темы в тетрадь) Нет, потому что нет лексического значения. Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла. Дописывают тему урока В толковом словаре. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, работать в группе. Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков | IV. Формулирование основного вопроса урока. | (Слайд №9)Постановка проблемы. Учащиеся пытаются разрешить проблему: что такое слово через сравнение слова и формы слова, опираясь на знания из начальной школы: слова отличаются по значению, а формы слова имеют одинаковое значение. — Давайте попробуем определить проблему урока. Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит… — Как называются в русском языке слова ВОРОН, ВОРОНУ, К ВОРОНУ? — Определите их лексическое значение. — Сформулируйте проблему урока. Решение проблемы. Физминутка «Чоп-чилли-чоп» | Запись в тетрадь. Формы одного и того же слова. Лексическое значение одинаковое Проблема: чем отличаются слова от форм слова? | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы | V. Открытие нового знания. | Исследовательская работа(Слайд №10) Тригексафлексагон Запись слов Берёза, мама, школа. — По каким признакам объединены в группу слова? — Какое значение в основе данной группировки? Запись слов Окунь, щука, акула — По каким признакам объединены в группу слова? — Какое значение в основе данной группировки? Составление схемы: (Слайд №11) лексическое значение (изучает лексикология) Слово имеет грамматическое значение (изучает морфология) | Запись в тетрадь. Это существительные ж. р., ед. ч., 1 скл., и. п. Грамматическое Это названия рыб Лексическое | Метапредметные результаты Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Предметные результаты 1. Извлекать информацию из видеоряда 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). | VI. Развитие умений. | Работа в парах и по группам. (Слайд №12) Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике. 1 ряд – сувенир, жюри, земля. 2 ряд – маяк, пурга, кроссворд. 3 ряд – гнездо, флейта, рысь. Упр. 239. | Ответы детей. Работа в парах. Самостоятельная работа | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение | VII. Рефлексия. | – Назовите ключевые слова урока. (Слайд №13) – Какая была цель урока? Что ещё нового о словах и значениях слов вы узнали? – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке? – В чём были сложности? – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке? | Ответы детей. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
videouroki.net