cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по музыке и пению 4 класс 8 вид воронкова – Рабочая программа по Музыке и пению для 4 класса VIII вида.

Рабочая программа по музыке 4 класс VIII вида.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Бутырская средняя общеобразовательная школа»

Григоьрьева Т.А.

2017 г.

Рабочая программа учебного курса музыка для 4 класса (VIII вид) составлена на основе

программы «Пение и ритмика» для 1-4 классов обучение детей с умеренными и выраженными нарушениями умственного развития в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида авторов: Т.Б.Башкирова, С.М.Соколова (Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2011 г.)

В соответствии с учебным планом МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» курс «музыка» в 4 классе VIII вида изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год.

Содержание предмета «Пение и ритмика» 4 класс (VIII вида)

Пение: Обучение певческой установке. Работа над напевным зву­чанием. Развитие слухового внимания и чувства рит­ма. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкаль­ной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удер­живания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения петь песни подвижного и напевного характера. Развитие умения слышать вступление и правильно начи­нать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания песни на основе харак­тера ее мелодии. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдержи­вать ритмический рисунок. Совместное согласованное пение. Одновременное нача­ло и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правиль­но формировать гласные и отчетливо произносить соглас­ные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависи­мости от смыслового отношения слова в тексте песни. Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения распределять дыхание при исполнении запевных песен. Развитие умения контролировать слухом качество пения. Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить разу или куплет хорошо знакомой песни. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии. Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в бы­стром темпе исполняемого произведения.

Слушание музыки: Развитие умения самостоятельно узнавать и называть пес­ни по вступлению. Развитие умения дифференцировать различные части песни. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения. Знакомство с музыкальными инструментами и их звуча­нием: баян, гитара, труба, орган, арфа, флейта, саксофон, виолончель, балалайка. Обучение детей игре на ударно-шумовых, народных инструментах. Развитие умения различать звуки по высоте и длительности. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Развитие умения различать марши, танцы. Формирование элементарных представлений о многофун­кциональности музыки. Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Обучение детей игре на фортепиано.

урока

Дата проведения

Тема урока

Форма организации учебного занятия

План

факт

Первая четверть

1

4.09-8.09

Мелодия главная мысль музыкального произведения

Организационный урок

2

11.09-15.09

Зарождение русской народной музыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3

18.08-22.09

Жанры русской народной музыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4

25.09-29.09

Жанры русской народной музыки (Продолжение)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

5

2.10-6.10

Народные традиции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6

9.10-13.10

Настроение и характер произведения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

7

16.10-20.10

Идейное и художественное содержание произведения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

8

23.10-27.10

Идейное и художественное содержание произведения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вторая четверть

9

6.11-10.11

Музыкальная викторина. Жанры русской народной музыки.

Урок повторения

10

13.11-17.11

Музыкальные средства выразительности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11

20.11-24.11

Выразительное значение динамических оттенков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12

27.11-1.12

Нотная грамота

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

13

4.12-8.12

Длительность нот

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

14

11.12-15.12

Звуковысотность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

15

18.12-22.12

Ритм

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

16

25.12-28.12

Обобщение урока по теме музыкальные средства выразительности

Музыкальная викторина

Третья четверть

17

9.01-12.01

Марши

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

18

15.01-19.01

Танцы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

19

22.01-26.01

Сказочные сюжеты в музыке

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

20

29.01-2.02

Сказочные сюжеты в музыке (Продолжение)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

21

5.02-9.02

Струнные народные музыкальные инструменты

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

22

12.02-16.02

Народные музыкальные инструменты – духовые

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

23

19.02-23.02

Музыкальные инструменты (гармонь, баян)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

24

26.02-2.03

Народные музыкальные инструменты (трещетки, деревянные ложки и т.д.)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

25

5.03-9.03

Игра на музыкальных инструментах

Урок закрепление знаний

Музыкальная викторина

26

12.03-16.03

Обобщение урока по теме музыкальные инструменты

Урок закрепление знаний

Урок-путешествие

Четвертая четверть

27

2.04-6.04

Игра на музыкальных инструментах

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

28

9.04-13.04

Оркестр

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

29

16.04-20.04

Оркестр русских народных инструментов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

30

23.04-27.04

Разная музыка… (спортивная, развлекательная и т.д.)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

31

30.04-4.05

Музыка в кино

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

32

7.05-11.05

Музыка в мультфильмах

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

33

14.05-18.05

Современные детские песни

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

34

21.05-25.05

Урок-концерт

Обобщающий урок

Урок-концерт

multiurok.ru

Рабочая программа по музыке и пению в 4 классе коррекции VIII вида.

Учебно-тематический план

Пение

— Пение в диапазоне ля малой октавы – до.

— Мягкая атака как основной способ звукообразования.

— Умение петь продолжительный фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.

— Навыки нефорсирования звука при пении песен энергичного характера.

— Работа над чистотой унисона.

— Графическое изображение нот: до, ре, ми.

— Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.

— Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги:

ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.

— Развитие умения четко проговаривать текст в песнях с быстрым темпом.

— Пение звукоряда до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом.

— Представление о выразительности динамических оттенков:

форте, пиано.

— Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.

— Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

— Играть на металлофоне короткую песенку- попевку.

Слушание музыки

— Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.

— Умение различать мелодию и аккомпанемент в песне.

— Знакомство с духовыми инструментами: кларнет, туба, саксофон.

— Умение различать звучание трубы и флейты.

-Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

— Народные музыкальные инструменты: домра, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка, и др.

— Устанавливать различия в звучании симфонического, народного оркестров.

Различать марши: военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный.

— Различать танцы: вальс, полька, полонез, танго.

— Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный материал для распевания

«Здравствуйте» — муз. О. Арсеневской.

«Я иду» — муз. О. Арсеневской.

«Вальс» — муз. Е. Тиличеевой.

«Пастушья песенка» — франц. нар. песня.

«Дождик, лей на крылечко» — р.н. закличка.

«Соловей, соловеюшка» — р.н.п.

«Кузнец» — муз. И. Арсеева, сл. народные.

«Как под наши ворота» — р.н.п и др.

.Логопедические распевки

«Логопедические распевки» — муз. Т.Овчинниковой.

«Задача» — муз. О.Боромыковой, сл. И. Демьянова.

«Загадка» — муз. и сл. О.Боромыковой.

«Родной край» — муз. и сл.О.Боромыковой.

«Морские волны» — муз. и сл. О.Боромыковой.

«Снежинки» — муз. и сл. О.Боромыковой.

Содержание программы

В программу включены следующие разделы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота.

Слушание музыки

Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь педагогу приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи), информационные компьютерные технологии. Наиболее распространенным видом представления демонстрационных материалов являются мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты.

Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены особенностями интеллектуального, психического развития детей с ОВЗ.

Одной из задач урока музыки в школе VIII вида является коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка. Такие темы уроков как «Музыка – язык чувств», «Настроения и чувства в музыке» знакомят детей с

выразительными возможностями музыки, с музыкальными произведениями, различными по своему характеру и настроению. Анализируя характер прослушанных произведений, особое внимание необходимо уделять роли таких средств музыкальной выразительности в создании образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки.

Важным средством музыкальной выразительности является тембр. Как правило, фортепиано – это первый инструмент, с которым знакомятся дети. Школьники в возрасте 7 – 9 лет хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей к определению звучания тех или иных инструментов при прослушивании симфонических произведений. Знакомство с тембрами представлено в темах «Музыкальные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра».

Существует три последовательных этапа прослушивания:

  1. Дети ещё не понимают языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.

  2. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и ее выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.

  3. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы, но данный вид работы учащимся со сложной структурой дефекта не доступен.

Музыкальный материал для слушания в данной программе представлен произведениями русских, зарубежных и советских композиторов, отличающихся доступностью, жанровым разнообразием, яркостью, красочностью музыкального образа. Исходя из спетени подготовленности, уровня интеллектуального развития, а также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от местных условий.

Хоровое пение

Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь. Известно, что хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.

На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.

При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции.

Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни. Поэтому работа над дикцией является основной формой работы на уроках музыки в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).

Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста. Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 -5 звуков, в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му, ди, да, ра и др.

Перед исполнением песен важная роль отводится подготовке голосового аппарата к пению, т.е. распеванию.

Систематическое использование упражнений, направленных на расширение диапазона голоса, развитие звуковысотного слуха, певческого дыхания, чистоты интонации способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.

Данная программа предполагает использование логопедических распевок и логоритмических упражнений на уроках музыки в начальной школе. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость включения логоритмических упражнений в коррекционно – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и упражнений у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц кисти, крупная моторика, формируется умение запоминать порядок движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение. Учитель музыки должен тесно сотрудничать с логопедом, работающим с детьми в школе. Отбирая упражнения для распевания, учителю музыки необходимо учитывать рекомендации специалиста.

На уроке музыки актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок с жизнеутверждающей валеологической песенки – распевки, дающей позитивный настрой на весь день.Несложный добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.

Программой предусмотрены валеологические песенки –распевки (О. Арсеневской), упражнения для развития голоса и музыкального слуха, а также коррекции речевых нарушений у детей начальной школы. Предлагаемый материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно.

Песенный репертуар, предусмотренный программой, включает в себя песни современных авторов и композиторов, а также отвечает целям и задачам обучения, возрастным возможностям и интересам детей, требованиям к художественной ценности музыки и слова.

Помимо рекомендованного программой репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства, интересы детей. В репертуар каждого класса необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.

В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.

Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и в удобной для детей тональности. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен.

Игра на музыкальных инструментах.

По желанию учителя звучание детских голосов может сопровождаться игрой на инструментах: деревянных ложках, бубнах и т. д.

На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют). Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, снятию психоэмоционального напряжения.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Игра на детских музыкальных инструментах может быть как самостоятельным разделом, так и может быть включена в раздел пение, когда исполнение сопровождается игрой на музыкальных инструментах.

Начиная с 1-го класса по мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель может разделить группу детей на две подгруппы, одна из которых играет первую часть музыкального произведения, например, на деревянных ложках, а другая — вторую часть на барабане.

В ходе урока дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют в коллективном музицировании, определяя сильную долю в марше, польке, вальсе.

Во 2-х классах предлагается осваивать навыки игры на металлофоне на материале коротких простейших детских песен – прибауток.

В 3-х и в 4-х классах мелодии усложняются, но в пределах терции.

Музыкальная грамота

Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, порядок нот в гамме до мажор, графическое изображение нот. Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 –го класса) , желательно без подыгрывания на инструменте (попевки на одном звуке: «Месяц май», «Небо синее» — муз. Е. Тиличеевой, «Андрей – воробей – р.н.п. и др.) Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки. Все теоретические знания необходимо давать на практическом материале (пение попевок, отрывков из разучиваемых произведений).

Учащимся 1 – 4-х классов необходима двигательная разрядка, поэтому на уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы – игры для детей» А. Бурениной.)

infourok.ru

Рабочая программа по музыке и пению 4 класс VIII вид


Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке и пению для учащихся 4 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, муниципального бюджетного образовательного Рабочая программа составлена на основе:
— Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный класс, 1 – 4 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2009 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание. Программа “Музыка и пение” автор Евтушенко. Методические рекомендации для учителя под редакцией Г, П, Сергеевой, Е. Д. Критской — положение МБОУ СОШ №1 “ О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)”.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;
совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку.
Программа по пению и музы

schoolfiles.net

Рабочая программа по музыке 4 класс (коррекция)

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса обучающихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.),

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является од­ним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию техничес­ких средств, музыка стала одним из самых распространен­ных и доступных видов искусства, сопровождающих челове­ка на протяжении всей его жизни.

Цель:музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

формировать музыкально-эстетический словарь;

формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;

совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.

Место учебного курса в учебном плане.

«Музыка» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Искусство».

www.prodlenka.org

Рабочая программа по музыке и пению для детей VIII вида, 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке и пению 8 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе типовой авторской программы И.В. Евтушенко для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Музыка и пение 5-8 классы» под редакцией В.В. Воронковой, М: Владос, 2010 г; основной образовательной программы школы; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида на 2016-2017 учебный год; авторского тематического планирования учебного материала.

Рабочая программа учебного курса по музыке и пению составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ). Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

  2. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год»;

  4. Примерная программа основного общего образования по музыке и пению, составленная на основе типовой авторской программы И.В. Евтушенко для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Музыка и пение 5-8 классы» под редакцией В.В. Воронковой, М: Владос, 2010 г;

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учереждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №6 г. Сальска на 2016-2017 учебный год.

  7. Учебный план МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2016-2017 учебный год.

  8. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2016-2017 учебный год.

  9. Учебный план индивидуального обучения по программе VIII вида Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 г. Сальска, разработан на основе примерного регионального учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов Ростовской области (приказ Министерства образования РФ от 10.04.02 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»), в соответствии с Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении детей на дому».

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Задачи:

  • образовательные: формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности; формировать музыкально – эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

  • коррекционные: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звук произносительной стороны речи; помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

  • развивающие: совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки; активизировать творческие способности.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка и пение, 8 класс»

Музыка и пение как учебный предмет в 8 классе состоит из следующих разделов:

Место учебного предмета «Музыка и пение, 8 класс» в учебном плане.

Согласно учебному плану индивидуального обучения, Бугаев Данил обучается по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по музыке и пению в 8 классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с учебным планом, расписанием МБОУ СОШ №6 г. Сальска на 2016 – 2017 учебный год, а также с государственными праздниками, рабочая программа курса рассчитана на 17,5 часов.

Требования к уровню подготовки, обучающихся по данной программе к окончанию 8 класса

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков на обязательном уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №6 г. Сальска.

Восьмиклассники должны научиться самостоятельно исполнять несколько песен; отвечать на вопросы о прослушанных произведений; называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальное произведение; называть исполнителя-певец, инструмент, оркестр, ансамбль; определять характер, содержание произведения; определять средства выразительности, давать адекватную оценку качеству исполнения произведения; подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.

Содержание учебного курса «Музыка и пение, 8 класс»

п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание темы в программе

Требования к уровню подготовки обучающихся

(базовый уровень)

Сроки прохождения

1

Пение

11 ч

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений. Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре / дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль /.

Эмоциональное осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений.

Выразительное концертное исполнение разученных произведений.

Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности.

Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей: достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, пение мажорных и минорных трезвучий и пентаккордов, звукорядов на слоги.

Пение попевок с полутоновыми интонациями.

Пение с закрытым ртом.

Совершенствование певческого дыхания.

Упражнения на чистое округлое интонирование.

Вокально- хоровые распевания на песнях.

Пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.

Обучающиеся должны уметь:

  • средства музыкальной выразительности;

  • основные жанры музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты;

  • музыкальные профессии и специальности;

  • особенности творчества изученных композиторов;

  • особенности народного музыкального творчества.

Обучающиеся должны знать:

  • самостоятельно исполнять несколько песен;

  • отвечать на вопросы о прослушанном произведении;

  • называть произведения, композиторов;

  • называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

  • определять характер, содержание произведения;

  • определять ведущие средства выразительности;

  • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.

2

Слушание музыки

4 ч

Взаимосвязь искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.

3

Музыкальная грамота

2,5 ч

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений.

Повторение определения средств музыкальной выразительности- темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных произведений из программы 5-7 классов.

Тематическое планирование курса

«Музыка и пение, 8 класс»

Календарно-тематическое планирование «Музыка и пение, 8 класс»

Раздел

тема

Количество часов

Дата

Виды деятельности, контроля

Тип урока

Примечание

Взаимосвязь искусства в отражении реального

4

1

Героика в музыке.

Пение. «С чего начинается Родина?».

0,5

Пение.

Урок открытия новых знаний.

2

Героика в музыке.

Пение. «С чего начинается Родина?».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок закрепления.

3

Лирика в музыке.

Пение. «С чего начинается Родина?».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок открытия новых знаний

4.

Лирика в музыке.

Пение. «С чего начинается Родина?»

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок закрепления

5

Эпос в музыке.

Слушание. С. Прокофьев «Половецкие пляски с хором» из оперы «князь Игорь».

0,5

Устный опрос.

Слушание музыки.

Урок открытия новых знаний

6

Эпос в музыке.

Слушание. С. Прокофьев «Половецкие пляски с хором» из оперы «Князь Игорь».

0,5

Устный опрос.

Слушание музыки.

Урок закрепления

7

Драма в музыке.

Пение. «Город золотой»

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок открытия новых знаний

8

Пение. «Город золотой»

0,5

Устный опрос.

Пение.

Комбинированный урок.

Направления современной музыки.

4

9

Юмор в музыке.

Пение. «Город золотой».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок открытия новых знаний.

10

Юмор в музыке.

Пение. «Есть только миг».

0,5

Пение. Устный опрос.

Урок закрепления

11

Народная музыка в творчестве композиторов.

Пение. «Есть только миг».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок открытия новых знаний.

12

Народная музыка в творчестве композиторов.

Слушание. Г. Свиридов «Романс» из иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

0,5

Слушание музыки. Устный опрос.

Урок закрепления

13

Направления современной музыке.

Слушание. Г. Свиридов «Романс» из иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

0,5

Слушание музыки. Устный опрос.

Урок открытия новых знаний.

14

Направления современной музыке.

Пение. «Песенка о медведях».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Комбинированный урок.

15

Направления современной музыке.

Пение. «Песенка о медведях».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Комбинированный урок.

16

Пение. «Песенка о медведях».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок закрепления

Композиторы.

5

17

Особенности творчества Прокофьева.

Пение. «Старый клен».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок открытия новых знаний.

18

Особенности творчества Прокофьева.

Пение. «Старый клен».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок закрепления

19

Особенности творчества Шостаковича.

Пение. «Старый клен».

0,5

Устный опрос.

Пение.

Урок открытия новых знаний.

20

Особенности творчества Шостаковича.

Пение. «Старый клен».

0,5

Устный вопрос. Пение.

Урок закрепления

21

Особенности творчества Хачатуряна.

Пение. «Старый клен».

0,5

Пение. Устный опрос.

Урок открытия новых знаний.

22

Особенности творчества Хачатуряна.

0,5

Устный опрос.

Урок закрепления

23

Особенности творчества Свиридова.

Пение. «Старый клен».

0,5

Пение. Устный опрос.

Урок открытия новых знаний.

24

Особенности творчества Свиридова.

0,5

Устный опрос.

Урок закрепления

25

Джазовая музыка.

Слушание. Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

0,5

Устный опрос.

Слушание музыки.

Урок открытия новых знаний.

26

Джазовая музыка.

Слушание. Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

0,5

Устный опрос.

Слушание музыки.

Урок закрепления

Язык музыки.

4

27

Язык музыки.

Пение. «Последний бой».

0,5

Пение. Устный опрос.

Урок открытия новых знаний.

28

Язык музыки.

Пение. «Последний бой».

0,5

Пение. Устный опрос.

Комбинированный урок.

29

Язык музыки.

Пение «Последний бой».

0,5

Пение. Устный опрос.

Урок закрепления

30

Анализ музыкальных произведений.

Пение «Последний бой».

0,5

Пение. Устный опрос.

Урок открытия новых знаний.

31

Анализ музыкальных произведений.

0,5

Устный опрос.

Комбинированный урок.

32

Анализ музыкальных произведений.

0,5

Устный опрос.

Урок закрепления

33

Музыка в нашей жизни.

Слушание. Музыка из к/ф «История любви».

0,5

Устный опрос.

Слушание музыки.

Урок открытия новых знаний.

34

Музыка в нашей жизни.

Слушание. Музыка из к/ф «История любви».

0,5

Устный опрос.

Слушание музыки.

Урок закрепления

Учебно — методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 5-9 классы /под ред. В.В. Воронковой – М., Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г./

  2. Ноутбук.

  3. Проектор.

  4. Фортепиано.

  5. Фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

  6. Образовательные ресурсы сети интернет.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *