cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Убранство русской избы конспект урока 5 класс – План-конспект урока по технологии (5 класс) по теме: Урок «Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы | скачать бесплатно

Конспект урока «Убранство русской избы.» 5 класс

План — конспект урока в 5 классе

Учитель Суртаева Виктория Ивановна

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы

  2. Мультимедийная презентация

  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

СловарьКлеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

  2. Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

  3. Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV.  Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня  мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)

VII. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

  1. Что вам хотелось показать в своей работе?

  2. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

  3. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

  4. Применяли вы в своих работах законы перспективы?

  5. Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя. Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

VIII.Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

(Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.)

infourok.ru

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе «Убранство русской избы»

В папке находится конспект урока, музыкальное сопровождение, методический материал для проведения урока.

Тема: «Убранство русской избы»

Цель урока:

познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения.

Задачи урока

  • Сформировать навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении избы, предметов быта.
  • Развитие интереса к внутреннему миру человека.
  • Сохранение наглядного и практического смысла, связи с фольклором.
  • Формирование художественных знаний, умений и навыков

Формирование культуры общения в коллективной деятельности

Материалы

: альбом, карандаши, краски, фломастеры.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе. Элементы декоративного убранства русских изб.

Музыкальный ряд:народные мелодии – плясовые, лирические, русские народные песни, народная музыка в инструментальном изложении.

Ход урока:

Орг.момент: — В старину гостей встречали поклоном, давайте и мы поприветствуем наших гостей поклоном.

Сообщение темы урока:

О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение

РУССКАЯ ИЗБА

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.

Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,

И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.

Горел огонь, в печи гудело,
На улице метель, пурга.
Окошко все заиндевело,
У печки сторож – кочерга.

Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.

Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.

Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня все до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.

Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.

— Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (о русской избе)

1. Слово «изба» произошло от древнего «изьба», «истобка» — изначально так называлась отапливаемая часть дома. Можно ли сегодня назвать дома избой?

-Из каких элементов строения состоит изба?

Исследуйте стр. 21 , найдите информацию об элементах строения избы, прочитайте (1 читает). Итак, как называлась верхняя часть дома? (крыша) Средняя? (клеть) нижняя? (подклет)


Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, порядок. Чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
крыша дома связывалась в народных представлениях с небом,

клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а

подклет (погреб) – с подземным миром.

-Ребята, как вы думаете, имело ли значение место для постройки изб? (поближе к воде и лесу).

Место выбирали особым образом: брали старую дубовую кору, клали на место, где хотели избу ставить, и не трогали её три дня. На 4-й день смотрели: если там паук или муравьи – не ставили , считали место плохим. А когда находили под корою мурашку черную или червяков – доброе место. Неудачным место также было там, где раньше стояла баня, где был пожар, проливалась кровь. После выбора места хозяин освящал его специальным ритуалом. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов – жертвоприношения курицы, барана, коня. Под бревна 1-го венца укладывали шерсть, зерно, деньги – символ богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома.

-Из какого материала строили (рубили) крестьянские избы? (дерева)

-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

На Руси испокон веков главным строительным материалом было дерево. Дерево – самый древний строительный материал, который подарила нам сама Природа. Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими предками ещё в 16-17 веках, стоят до наших дней.

Какие свойства дерева вы знаете? (отлично удерживает тепло, даже в трескучий мороз стены сруба теплые.)

А сейчас мы с вами снова отправимся в путешествие назад в прошлое, в древнюю Русь. Закрываем глаза, садимся в машину времени и полетели!

Вот мы видим, как попали в русскую деревню древней Руси. Идем по улице, справа и слева нас стоят дома. Посмотрите, они все одинаковые? (нет)

Каждая изба отличалась одна от другой. Как вы думаете, чем? (декором)

– А чем смотрела изба на этот мир?

Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

В связи с этим возник такой важный элемент декора, как наличник. Вслушайтесь в это слово.

Какова роль наличника?

Верхняя часть наличника называлась кокошник, а нижняя – фартук.

Откроем страницу 23 учебника и рассмотрим иллюстрацию.

— Обратите внимание на крышу избы, которую венчает гордый силуэт коня – бревно – охлупень.

Конь с широким размахом крыльев словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди.

Резная доска, спускающаяся по краю крыши – причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин – полотенце – полуденное солнце в зените.

Таким образом, дом становился, словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Практическая работа:

Сегодня мы с вами украсим «глаза» нашего дома — наличниками. Материалы используем любые – краски, карандаши, фломастеры.

Физминутка

Перед началом работы проведем разминку пальчикам:

На двери весел замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули…

И открыли!

Кладем перед собой лист вертикально, и рисуем небольшой прямоугольник – это наше окно. И украшаем наше окошко наличниками.

Практическая работа (музыка)

Давайте подведем итог нашего урока:

— Чему мы научились на уроке?

— Что нам удалось сегодня на уроке?

— Что не удалось и почему?

– Кому захотелось построить свой дом с использованием декоративных элементов?

— Зачем люди украшают свои жилища?

— Назовите элементы избы.

infourok.ru

«Внутреннее убранство русской избы» 5 класс

УРОК № 1

Тема модуля: « Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки».

Тема коллективной работы: « В русской избе».

Цель: обобщение знаний по устройству крестьянского жилища и быта русского народа, ознакомление учащихся с русским фольклором, формирование умений украшение предметов быта русским народным орнаментом.

Форма организации совместной деятельности: комбинированная — совместно-индивидуальная и совместно — взаимодействующая.

Материалы и инструменты: Цветная бумага, клей, белая бумага, краски, кисти, ножницы.

Ход модуля. 1.Орг. момент.

(Дети рассаживаются за столы). Урок разделен на основе блочно — модульной технологии).

«Дом, как крепость и житница в нем и радость и печаль. Жизнь, рождение творится

Чьё родство уносит вдаль».

1. Микромодуль — мотивация, (включается видеофильм)

Мы, ребята, на предыдущих уроках знакомились с историей строительства русских домов — изб. Как выбиралось место для дома, кто строил, из чего. Какие с этим были связаны приметы, верования суеверия. И всё это было связано с защитой своей семьи от всяких несчастий, погодных явлений.

Вместе с тем всё оформление дома служило не только защитой, но и украшением: резные наличники, украшение фронтона, конь — охлупень на крыше, резные лавки, резные ворота и т. д. Это требовало огромного труда, терпения и умения от хозяев дома. В основном резьбой по дереву занималась мужская половина в семье. Женщины же занималась внутренним убранством крестьянского дома, чтобы в доме было уютно и красиво.

«Дом построил, не забудь! Поскорей украсить!

От ненужных нам примет поспеши избавить».

2. Микромодуль — образ .

— А что за убранства, которыми наполняли крестьянский дом?

Разнообразная утварь, предметы быта: ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, прялки и др. предметы. Помогающие крестьянину в его повседневной жизни. Эти предметы радовали глаз и окружали всю его семью теплом и радостью. (включается видеофильм)

« Прялка — пчелка расписная Ах какая? Хороша!

За такою и работа будет спорится всегда».

Особое место в доме занимала прялка — спутница русских женщин. Её дарил молодец в подарок невесте, отец — дочери, муж — жене. Прялку хранили всю жизнь, передавая следующему поколению, (включается видеофильм)

«А нарядная посуда так красива и ярка, Что любая в ней еда будет вкусна и свежа». Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. СОЛОНКИ — вырезались из дерева в форме уточек.

ХЛЕБНИЦА — служила приданым для дочери и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия. Все тарелки, чашки, ложки были резными или расписными. Особое место уделялось вышивке полотенец и праздничной одежды.

Расписывались предметы быта разнообразными орнаментами. Вы уже знакомы с русскими народными орнаментами. Они запечатлеют природные формы разных областей (северный орнамент — ели, клюква, рыбы, олени). Центральных областей — цветы, солнышко, птицы. Сочетание

контрастных цветов: красный, синий, желтый, черный, зеленый). С какими видами росписи вы знакомы?

  • Городецкая — это родина расписных прялок, кони — качалки (конь — огонь).

  • Золотая Хохлома — золото олицетворяло счастливую, богатую жизнь, довольство,
    красоту и чистоту. Трава же и цветы, ягоды и листья побеги напоминали людям о
    молодости, нови и силе.

  • Дымковская роспись — глиняные свистульки, игрушки, животные.

  • Жостовские подносы — пышущие разноцветьем цветов, радующие глаз,
    веселящие душу.

3. Микромодуль — анализ.

Все вы очень хорошо говорили о видах росписи. А давайте проанализируем, какие цвета в основном используют мастера украшения и что они обозначают?

  • О чем говорит ЗОЛОТО в элементах росписи? — о счастливой, богатой жизни. о
    довольствии, красоте и чистоте.

  • Цвет цветов, трав, ягод и листьев — напоминали людям о молодости, нови и
    силе.

* Для чего нам необходимо что-либо украшать?- для уюта и красоты в доме… *Как действует на вас красота предметов, вещей и т.д.? — мне тепло, комфортно. *Какие предметы вам больше всего нравятся- сделанные своими руками или те, которые вы покупаете в магазине? — своими руками, в них тепло рук, с ними трудно расставаться…

4. Микромодуль -действие.

  • Ребята! Посмотрите на внутреннее оформление нашей избы.

  • Какая она сейчас? — некрасивая, тусклая…

  • Что надо сделать, чтобы она была уютная и красивая? — украсить предметы быта, повесить вышитые занавески, полотенца и накрыть праздничный стол.

  • Значит, чем мы сегодня займемся? — украшением внутренней части избы.

  • Мы превращаемся в мастеров украшения? — Да.

— А что вам в этом поможет? Какие предметы? — краски, кисти, цветная бумага, клей, ножницы…

« Делай дело — ни ленись!

Творчески работай! Вырезай, пиши, трудись!

Навык отработай!»

— Разделимся на две команды:

— Кто хочет расписывать предметы быта, игрушки — за один стол.

-Кто хочет вырезать из цветной бумаги украшения предметов — за второй стол.

Перед вами лежат предметы быта из бумаги, из глины и из керамического теста. Ваша задача:

  1. Расписать или вырезать орнаментом эти предметы и поместить их в эту избу.

  2. Вид росписи выбрать самостоятельно.

Украшение избы (дети самостоятельно оформляют внутреннюю часть избы и любуются).

« Здесь уют и красота Все в узорах, росписи

Добротой душа полна. Счастье в полном коробе !».

-Ребята? Где в настоящее время вы можете использовать навыки, полученные на уроках данного цикла?

А) Оформить дома календарь с элементами орнаментов.

Б) Вышить узоры на полотенцах, салфетках.

В) Расписать разделочную доску, а потом покрыть её лаком.

Эти навыки и знания вам пригодятся в дальнейшей жизни?

-Да. Новоселье — праздник.

-Дом украшен.

— Кого не хватает в нашем доме? – гостей

-Пригласим гостей на новоселье? — Да.

-А кого приглашают на новоселье? — родных, друзей , знакомых…

-А у нас уже есть гости? — Да.

-А что делают на новоселье? — пляшут, поют и потом кушают.

-Начинаем праздник? — Да.

Обычно в старину праздники — новоселья праздновали в праздник введения во Храм Пресвятой Богородицы. Люди считали, что преклонение перед Богами принесет счастье и довольство в дом. Древнейшее правило — во всём следовать примеру Богов.

«Новоселье, новоселье Птицей белою летит

Радость, счастье нам желает

И удачу нам сулит».

1 участник: Унывать нам не годится, уходи печаль и грусть

Есть еще, чем нам гордиться. Не умрет святая Русь!

( музыкальное выступление «Калинка» — хоровод )

В приложении №1

2 участник:

Приглашаем в гости к нам Все мы делим пополам Всем мы рады непременно Заходи народ честной!

(музыкальное выступление «Дрема» — песня — игра)

3 участник:

А теперь народ честной Мы подумаем с тобой! Отгадать надо загадки, С полуслова! Без оглядки!

4 участник: «Четыре брата. Под одной шляпой стоят. Одним кушаком обвязаны».

(Стол).

5 участник: «Мочили, колотили, рвали, крутили, узор вышивали и на стол клали».

( скатерть ).

  1. участник: «Идут, идут, а с места не сойдут». ( часы)

  2. участник: «Стоит толстячок, подбоченивший бочок, шипит и кипит,

Всем пить чай велит». ( Самовар).

3 участник: «Кругло, широко, из лесу взято. Дыр много, а вылезть некуда» (Сито, решето).

  1. участник: «Стоит толстуха — деревянное брюхо, железный поясок». (Бочка).

  2. участник: «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу

валяется». ( Ведра и коромысло).

«Пусть фантазия народа золотых коснется рук

И закружат хороводы времени, замыкая круг»

5. МИКРОМОДУЛЬ – ПРОПОВЕДЬ

Засверкает, заискрится в творчестве вся доброта.

Ведь недаром говорится.

Миром правит — красота!

В старину считалось, что нет новоселья без хорошего застолья «Поесть — значит обжиться и тогда все входит в свою колею».

Учитель: «Уж я милости прошу к нашему шалашу.

Пирогов полон стол накрошу и откушать вас попрошу!».

-Ой вставала я ранёшенько, умывалась я белешенько.

Пр. Ой ли кали — калинка моя в саду ягода малинка моя. -Одевала черевички на босу и гнала свою корову на росу.

-Я гнала свою корову на росу повстречался мне медведь во лесу.
-Я медведя испугалася во чисты кусты бросалася.

-Ты медведь ты мой батюшка ты не тронь мою коровушку.

-Ты не тронь мою коровушку не губи мою головушку.
-Я коровушку доить буду, малых детушек кормить буду.

-Ой вставала я ранешенько умывалась я белешенько.

Нитка тоньше, тоньше, тоньше Клубок больше, больше, больше.

Припев. Клубок катится Нитка тянется

Нитка тоньше, тоньше, тоньше Клубок больше, больше, больше.

Он просил Груняшу: Эх, выйди на часок.

Припев. Клубок катится Нитка тянется

Нитка тоньше, тоньше, тоньше Клубок больше, больше, больше.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы» (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2

Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.

Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Предметная цель:

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метопредметная цель:

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.

Музыкальный ряд: народные песни.

Видео ряд: презентация

Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение нового материала;

  3. Практическая работа;

  4. Выставка работ;

  5. Закрепление новых знаний

  6. Подведение итогов. Презентация

Ход урока:

  1. — Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.

  2. (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

-С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

(Размышления учащихся)

-На самом деле эти три буквы очень символичны:

Д – похоже на строение, сооружение;

О – практически у всех народов, является символом оберега;

М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

(демонстрация второго слайда)

-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.

Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир)— тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь — Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын — кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

— Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

(размышления учащихся)

— Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь — охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

— Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

— Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

— Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

(демонстрация 3 слайда)

— Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

Но по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

И. Денисов.

(Чья половина у печи?)

— Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный ) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.

(демонстрация 4 слайда)

-Словно птицы зазвенели-

Сколько света и тепла…

Бабка радугу постелит

От порога до стола.

Все сомнения отбросте:

Хоть избушка на земле,

Но идут по небу гости

Прямо к солнцу на столе.

Каждый ноги вытирает

И проходит не дыша

Там, где радуга играет,

Словно бабкина душа.

-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,

идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины

в традиционных культурах.

(демонстрация 5 слайда)

-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

(размышления учеников)

-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

(демонстрация 6 слайда)

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

  1. –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

С чего начнём?

(размышления учащихся)

Выбор композиционного решения.

Детальная прорисовка предметов.

Подмалёвок.

Передача в цвете деталей.

-Требования к самостоятельной работе учащихся:

Эстетичность работы.

Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

Законченность композиции в цвете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Выставка работ (самооценивание).

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

Д/З — Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

infourok.ru

Конспект,презентация по изобразительному искусству на тему Убранство русской избы (5 класс)

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Автор: Борисова Надежда Георгиевна, учитель ИЗО

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия: Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая модель: Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока:

Для учителя. 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

  1. Орг. часть – 1-2 минуты.

  2. Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

  3. Рассказ учителя «Быт крестьян».

  4. Практическая работа. Рисование интерьера избы.

  5. Итог 1 урока.

  6. Работа в цвете.

  7. Итог 2 урока

I.Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

рис. 3. Русская печь

-какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол, красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

  • От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

  • Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати. На полатях спали дети.

  • Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

  • Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

  1. Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.

а) б) в)

VI. Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

  1. Что представляет из себя внешний вид избы?

  2. Какой основной материал использовался при строительстве избы?

  3. Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

  4. На какие зоны был разделен интерьер избы?

  5. Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

  6. Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII. Продолжение практической части — рисование интерьера в цвете.

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

  1. Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

  2. Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

  3. Стекла в окне – серым.

  4. Мебель – следующим оттенком коричневого.

  5. Далее раскрашиваются предметы быта.

  6. Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

  1. Что вам хотелось показать в своей работе?

  2. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

  3. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

  4. Применяли вы в своих работах законы перспективы?

  5. Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя. Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX. Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

infourok.ru

Технологическая карта урока по ИЗО на тему «Убранство русской избы»(5 класс)

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество педагога

Бабикова Светлана Михайловна

Наименование образовательного учреждения, район

Муниципальное казенное образовательное учреждение Торбеевская ООШ имени А.И. Данилова Новодугинский район

Тема урока , класс

Убранство русской избы 5 класс

Тип урока

Формирование новых знаний.

Методы и формы урока

Беседа с постановкой проблемы, практический , творческий поиск, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока

Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем -«избой»,единством её конструкции и декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре.

Планируемые результаты

Предметные: научатся понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение,

вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче;

уважительно относиться к культуре народного искусства;

понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Используемые образовательные ресурсы ,зрительный ряд

Презентация »Украшение русской избы»

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; изображение избушек, теремов из русских народных сказок

Оборудование

Акварель, цветные карандаши, бумага, кисти, шаблон окна.

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения УУД

1.Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Беседа с постановкой цели.

Читает стихотворение: За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Слушают учителя. Осмысливают цель урока.

Проговаривают тему урока. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, контролируют их.

2.Изучение нового материала.

Объяснительно-иллюстративный

-Как вы думаете ,о чем пойдет речь на уроке, какова тема урока?

Знакомство с основными элементами русского жилища их символическим значением. Показ презентации.

-Внимательно рассмотрите избу.

Какие элементы убранства дома вам знакомы ?

Крыша- космос, окна -глаза, сруб, стены –земля. У каждой избы свой неповторимый вид, своя судьба. Дома в деревнях раньше никогда не красили. Так чем же привлекают они наш взгляд? Человек украшает свой дом, наполняя образами не только для красоты, но и для того чтобы привлечь к дому силу добра и света , а так же защитится от злых сил. Сегодня мы остановимся на украшении окна. Окна дома украшали разными наличниками. Нижняя часть окна -фартук, верхняя часть-кокошник. У окна есть ставни. Для чего нужны ставни?

Участвуют в диалоге. Проговаривают тему.

Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

Учащиеся обсуждают элементы дома.

Отвечают на заданные вопросы.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям, делают выводы.

3. Физминутка

4.Творческая

практическая деятельность.

Упражнение» Зеркальное рисование» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Практический

-Нарисуйте по шаблону

окно. Украшайте окно элементами с которыми вы познакомились на уроке. Выполняйте работу при помощи линейки. Строго придерживайтесь размеров и симметрии. Соблюдайте последовательность в работе.

Учащиеся рисуют в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Рисуют окно по

шаблону, дополняют элементами убранства. Украшают свою работу.

Индивидуальная работа

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Предметные: выполняют творческую работу используя свою фантазию и воображение.

5. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Оценивание результатов

Проводит выставку работ. Оценка работ по алгоритму: -проявление фантазии в украшении окна; -способы построения композиции; -соблюдение размеров и симметрии.

Рассматривают работы. Обсуждают успешность по заданному алгоритму. Выбирают лучшие работы.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Регулятивные: оценивают конечный результат .осознают правила контроля.

infourok.ru

Конспект урока «Убранство русской избы»

Тема: «Убранство русской избы» (изнутри) 5 класс

Цели: — формирование общекультурной учащихся – тема всего года обучения ДПИ , познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища – вид ДПИ – резьба по дереву; — развивать кругозор, расширять словарь; — воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего.

Ход урока.

Приветствие.

Рапорт дежурного.

Подготовка к уроку: тетрадь, ручку, карандаш, ластик, альбом, цветные карандаши.

План урока:

  1. Повторение.

  2. Новая тема

  3. Работа в тетради.

  4. Рисунок в альбоме.

  5. Домашнее задание.

— Будем повторять тему прошлого урока.

Назовите тему прошлого урока. «Убранство русской избы» (снаружи)

Что ты запомнил(а) на прошлом уроке? Верх крыши называется конёк.

Наличник – украшение окна.

Нарисуй на доске символы солнца (символ богатства, счастья и тд.).

— Будем изучать новую тему.

— Посмотрите, что вы видите?

— Сколько комнат? – Одна комната.

— Что самое главное в доме? – Печь.

— В печи готовили еду. На печи спали старики и дети. Печь – самое уютное место в доме.

— Есть кровать? — Нет кровати.

— Есть полати, на них спали все остальные взрослые.

— Стол, большой, чтобы уместилась вся большая семья.

— Есть лавки, длинные, широкие, на них спали гости.

— Есть шкаф? – Нет шкафа. Одежду хранили в сундуках.

— Посмотрите, какая в избе посуда?

— Посуда деревянная и глиняная.

Запишите в тетради

Словарь: изнутри – в комнате (в здании), печь, полати – место для сна, сундук – большой ящик для хранения вещей.

Физминутка.

— Выполним рисунок в альбоме.

— Выполни рисунок русской избы изнутри, простым карандашом.

— Нарисовал(а) печь, стол, …….

— Нарисовал(а) избу изнутри.

Домашнее задание: закончить рисунок, выучить словарь.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *