cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Изложение класс 5 подробное – Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение.

Содержание

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение.

Подробное изложение в 5-м классе

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

      Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

       Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

       Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

       Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

      От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

      Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

1.      Постановка задачи урока.

2.      Вступительная беседа.

3.      Чтение текста.

4.      Анализ текста.

5.      Работа над планом.

6.      Повторное чтение текста.

7.      Написание изложения.

8.      Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

1.      Маленький пингвиненок.

2.      Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

3.      Наконец малыш решился и бросился в море.

4.      “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

 

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Подробное изложение в 5 классе «Отважный пингвиненок»

Подробное изложение в 5-м классе

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец, он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

— Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…). Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

nsportal.ru

Конспект урока изложение 5 класс

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока изложение 5 класс»

Урок русского языка в 5 классе

Подробное изложение

Отважный пингвинёнок

Цели урока:

  • Развивать умение находить тему и идею текста;

  • Развивать умение составлять план;

  • Совершенствовать умение излагать свои мысли в устной письменной форме.

  1. Повторение понятий текст, тема, идея, микротема.

  2. Слушание текста

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

  1. Работа с текстом:

  • Тема: пингвинёнок

  • Идея: самый отважный пингвинёнок первым искупался в холодном море.

  • Как можно озаглавить текст?

  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

  1. Составление плана:

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.

  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

  • Наконец малыш решился и бросился в море.

  • “Это был самый отважный пингвиненок”.

  1. Предупреждение ошибок

Образуйте множественное число от существительного птенец.

Составьте словосочетания со словами: скала, трехэтажный, вскарабкаться

Составьте предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

  1. Знакомство с памяткой «Как работать с черновиком»

  • 1. Читая  черновик  про себя, следите, раскрыты ли  в нём тема и основная  мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите черновик необходимые исправления.

  • 2. Прочитайте   черновик   вслух; прислушайтесь: нет ли    в нём речевых ошибок и недочётов.

Устраните их.

  • 3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.

  1. Повторное прослушивание текста, постановка задачи

Грамотно изложить текст от 1-го лица в соответствии с планом, сохраняя тему и основную мысль.

multiurok.ru

Урок развития речи. Подробное обучающее изложение «История одной сказки» (5-й класс)

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • Заинтересовать творчеством Г.-Х. Андерсена.
  • Познакомить с историей создания сказки Андерсена «Девочка со спичками».
  • В процессе восприятия текста и работы с ним дать детям возможность эмоционально раскрыться, учиться сопереживать.
  • Научить детей приёмам работы над подробным изложением с использованием ключевых слов и выражений.

Задачи урока:

Обучающие:

  • формирование умения писать изложение, воспринятого на слух и зрительно;
  • отработать навыки определения темы, идеи, стиля и типа текста, составление плана с подбором ключевых слов;
  • обратить внимание детей на способы связи предложений в тексте.

Развивающие:

  • развитие устной и письменной речи, памяти, орфографической зоркости;
  • формирование самостоятельности читательских суждений.

Воспитательные:

  • воспитание неравнодушного читателя, умеющего сопереживать герою;
  • формирование таких нравственных понятий как милосердие, любовь к ближнему.

Используемое оборудование: Г. Цыферов. Мой Андерсен. – М.: Малыш,1969; выставка книг Г.-Х. Андерсена; записи на доске; тетради для творческих работ, черновики, тексты «Девочка со спичками» Г. Цыферова; тестовые задания по тексту изложения, ручки, карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент:

Тетради, черновики, тексты, тестовые задания по тексту (сначала закрыты).

II. Слово учителя о теме и цели урока:

Сегодня на уроке развития речи мы будем учиться писать подробное изложение, составлять план текста с опорными словами.

Давайте вспомним такие понятия: текст, тема, основная мысль, стиль, тип текста, микротема, выразительные средства языка.

III. Словарная работа.

На доске записаны слова с пропуском букв.

Данные слова встретятся нам в тексте изложения. Давайте объясним правописание данных слов, раскроем значение некоторых из них.

Сер… це, прод…вать, ра…скажу, оч…рованный, п…жалу…ста. др…жащая, ост…навливат…ся, ст…рин…ые, др…гоцен…ая, р…ждествеская, оп…чаленная, ч…рствый, с…жаление, св…ркающая, сл…мался.

Ученики комментируют с места, а учитель заполняет пропуски букв, графически обозначая выбор орфограммы. Затем детям предлагается записать те слова, которые вызвали затруднения.

IV. Вступительная беседа.

Мы с вами знакомы уже со многими сказками Г.-Х. Андерсена.

Какие сказки нам известны? (Дети называют прочитанные ими ранее сказки)

Вам хотелось бы узнать, как появилась сказки «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок» и другие сказки Андерсена?

А поможет нам другой писатель – Г. Цыферов. Он написал книгу «Мой Андерсен» о добром сказочнике и о его сказках.

У Г.-Х. Андерсена есть трогательная сказка «Девочка со спичками», и сегодня мы познакомимся с историей ее создания.

V. Чтение рассказа учителем.

Вы можете закрыть глаза и представлять то, о чем я буду читать.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ.
Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку – добро и зло там лежат рядом. Может быть…
Но вот, что я вам расскажу. Это было в Копенгагене. В тот день одна девочка продавала спички:
– Купите, господин! Купите, пожалуйста!
Но ни тихое «пожалуйста», ни дрожащая ручонка – ничто не могло помочь ей. Люди не желали останавливаться.
Похрустывал снег под ногами, заиндевевшие деревья становились похожими на старинные парики, а робкая девочка, точно тоненькая свеча, по-прежнему стояла на углу. И вдруг, озябнув, ее голосок сломался, будто хрупкий новогодний шар. И тогда, словно услышав тот звук, кто-то осторожно положил руку на ее плечо: «Возьми, пожалуйста», – произнес он голосом принца. И сама мечта, драгоценная монетка, упала в ее ладонь.
Наверное, тут бы и надо кончить рождественскую сказку, но, к сожалению, девочка подняла глаза – на шее принца вместо блестящего, сверкающего кашне… было старенькое полотенце. И опечаленная девочка вернула монету.
– Вы добры, но я не могу взять последнее, – прошептала она. Вот и все. Остается добавить, что тем принцем был молодой Андерсен. А годы спустя он написал сказку.
В той сказке девочка умерла, но сказочник не мог поступить иначе. По-прежнему бедные дети, точно тоненькие свечи, стояли на улицах. И добрый Андерсен знал: если они погаснут, в Копенгагене станет темно и грустно.
Вот почему он и написал сказку с печальным концом. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.
Из книги Г. Цыферова «Мой Андерсен» [1]

Обмен впечатлениями после прочтения текста.

Кто-нибудь, возможно, встретился с самим Андерсеном или представил себя на месте девочки.

VI. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста.

1) Индивидуальная работа с текстом. Ее цель выявить, все ли могут самостоятельно справиться с определением темы, главной мысли, работать над элементами анализа текста.

Прочитайте еще раз текст и выполните задания, карандашом обводя номера правильных ответов

А 1 В тексте в основном говорится

  1. о встрече Андерсена с бедной девочкой
  2. о том, как девочка продавала спички
  3. о том, что на свете много несчастных детей
  4. о том, что история из жизни Андерсена стала основой для сказки

А 2 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. Андерсен не был принцем
  2. маленькой девочке приходилось работать целый день
  3. печальная сказка может сделать добрее и черствых людей
  4. трудно быть добрым, когда ты беден

В 3 Автор в тексте использует сравнения. Для каждого слова из первого столбца найди из второго столбца сравнение. Запиши соответственно около номера слова букву выбранного ответа.

1. Андерсен А. тоненькие свечки
2. Деревья Б. сундучок
3. Дети В. заиндевевшие парики
4. Сердце Г. принц
5. Монетка Д. мечта
  1. _____
  2. _____
  3. _____
  4. _____
  5. _____

В 4 Почему девочка продавала спички? Выбери верные утверждения и обведи соответствующие буквы.

А. Она хотела разбогатеть
Б. Чтобы не умереть от голода
В. Все дети в Копенгагене работают
Г. Девочка мечтала встретить принца
Д. Девочка была нищей

Укажи верный ответ

1. БГ; 2. АВ; 3. БД; 4. ГД; 5. ВГ.

После выполнения теста учитель собирает работы.

2) Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, почему наше сердце похоже на «очарованный сундучок»?
  • Какую основную задачу поставил автор: сообщить точные факты написания Андерсеном сказки или словами нарисовать картину рождественского дня, затронув душевные струны читателя? Назовите стиль текста.
  • Какие чувства испытывали вы, читая текст?
  • От какого лица ведется рассказ? Какой тип речи использует автор? Как начинается повествование? Докажите свои ответы.
  • Только ли повествование использует Г. Цыферов? Описание чего или кого есть в этой истории? Найдите описание девочки.
  • Какие слова и выражения использует автор для описания последовательности действий девочки? Назовите эти глаголы.
  • Обратите внимание на то, что автор говорит «я расскажу», а сама история сказки дается в прошедшем времени.
  • Какие языковые средства выразительности использует автор, чтобы ярче и эмоциональнее описать рождественский день и встречу девочки с «принцем»? Приведите примеры эпитетов, сравнений.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Подберите синонимы к словам и замените сложные конструкции простыми.

Заиндевевшие – в инее
Не желали останавливаться – проходили мимо
Озяб – продрог
Голосок сломался. Что это значит?
Произнес – сказал
Кашне – шарф
Годы спустя – через много лет
Погаснут (дети) – замерзнут, умрут
Черствый — равнодушный

  • Как избежать повторения слов «девочка» и «Андерсен»? (Бедняжка, она, малышка…сказочник, принц, он…)
  • Почему девочка вернула монетку?
  • Почему Андерсен написал сказку с печальным концом?
  • В тексте есть элементы рассуждения. Найдите, в каких частях они присутствуют?
  • Г. Цыферов пишет, что «сказочник не мог поступить иначе», почему? Какой вывод делает автор текста?

3) Составление сложного плана, подбор ключевых слов, определение микротем.

Для записи плана тетрадный лист разметить так, чтобы оставалось достаточно свободного места для записи в правой колонке ключевых слов.

Что такое микротема? Назовите их. С помощью них мы будем составлять план (учитель на доске, а дети в черновике в левой колонке записывают пункты плана)

Запись ключевых слов, самостоятельно используя словарь трудных слов, записанных ранее.

Сбор, исправление ключевых слов. Учитель в это время записывает их на доске, дети корректируют свои записи.

I. Добро и зло Сердце, очарованный сундучок
II. История девочки Дрожащая ручонка, пожалуйста, снег, деревья, тоненькая свечка…
1) На улице  
  Мечта – драгоценная монетка, вместо кашне – полотенце…
2) Принц  
  Не могу взять, принц Андерсен…
3) Возвращенная монетка  
III. Сказка с печальным концом Черствый, добрый, погаснут, печальное…

VII. Анализ пунктуации текста и замена сложных синтаксических конструкций простыми.

Использование начерченных на доске схем предложений с прямой речью, схем однородных членов предложения и сложных предложений.

VIII. Повторное чтение текста.

Дети следят по своим записям, мысленно повторяя текст.

IX. Пересказать текст, сохранив его стилистические особенности (1-2 учащихся)

X. Запись изложения по плану.

Напомнить, что абзацы выделяются красной строкой. В особо трудных случаях использование орфографического словаря.

XI. Домашнее задание.

Вам захотелось прочитать сказку «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена?

Ответьте устно на вопросы.

  1. Почему «в Копенгагене станет темно и грустно, если они погаснут»?
  2. Как ты думаешь, почему девочка вернула монетку?
  3. Ты согласен со словами Г.Цыферова, что «только печальное делает черствых людей добрее»? Объясни свое мнение.

Литература:

  1. Г. Цыферов. Мой Андерсен. Издательство «Малыш». Москва, 1969.

30.07.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Подробное изложение «Хитрый заяц» (5 класс)

  1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово:

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания. Совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Прослушивание текста, выделение микротем

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит

(Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы)

— Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, понять и использовать слова автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль)

— Прослушайте текст и определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»?

— Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного текста

Обсуждение содержания текста, осмысление

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам

Анализ текста

— О чем говорится в тексте (его тема)?

— Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

— Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

— От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование?

— Опишите внешний вид зайца.

— Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

— Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?

— При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательность повествования.

— Как автор связывает предложения?

— Подберите синонимы к слову «заяц».

— Почему автору стало стыдно убивать зверька?

— Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным?

Работа над планом

Примерный план

1. Случай на охоте

2. Куда зайцу спрятаться?

3. «Не выдавай меня»

4. Экзамен на хитрость сдал

Учитель повторно читает текст изложения, дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением

Составляют план изложения совместно с учителем

Индивидуальная, групповая

Индивидуальная, групповая

Групповая, индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа

Написание изложения

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование нужно вести от 3 лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

multiurok.ru

Разработка урока развития речи по русскому языку 5 класс «Подробное изложение с изменением лица»

Сценарий урока по развитию речи в 5 классе

(подготовка к подробному изложение).

Тема: Подробное изложение с изменением лица

Цели:

  1. Предметные: знать о возможностях использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.

  2. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным пре5дметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

  3. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, тволрческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, парная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://LearningApps.org/display?v=pt10i9qa516

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи. Нам предстоит работать в них в течение двух часов. Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение). Да, это будет изложение.

Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)

Какие разновидности изложений вы знаете? (Сжатое, подробное с изменением лица).

Сегодня на уроках мы с вами будем учиться писать подробное изложение с изменением лица.

Что такое изложение, близкое к тексту?

Сформулируйте цель урока. (Слушаем варианты детей)

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к подробному изложению? 

Ответы учащихся:

– послушать текст, понять тему и идею текста;

— объяснить лексические значения неизвестных вам слов;

– составить план текста;

– рассмотреть языковые особенности текста;

– предупредить ошибки.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи

Сейчас я прочитаю текст. Вы будете слушать. С какой целью? (Чтобы определить тему и идею текста)

Ну а теперь давайте обратимся к тесту изложения.

(чтение текста, у детей на партах текст, он же отражается на интерактивной доске)

Чтение текста учителем.

Часть 1

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчтвые, и днем и ночью мудро молчали. И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.

Часть 2

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных литьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже… Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…

В.П.Астафьев

После прочтения текста:

— Давайте познакомимся с автором текста

1.Работа с презентацией № 2:

— показ слайда № 1

  1. Работа с интерактивным приложением «Работа с текстом изложения» http://LearningApps.org/display?v=pt10i9qa516:

Задание № 1:

— наведите порядок в вопросах, установите их последовательность и найдите ответы на них в тексте изложения части 1.

  1. От чьего лица идет рассказ? ( от лица автора)

  2. Почему главному герою дали путевку? ( Он заболел)

3. Где находится санаторий? ( На юге страны)

4. Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)

5. Куда пошел гулять главный герой? (В парк)

6. Почему парк называется приморским?

7. Чем поразил автора этот парк? (Тема, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

!!! 8. Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

Открыть слайды № 8, 9 с изображением названных растений.

— А кто их вас был на юге? А вы видели интересные растения? Чем они вас поразили?

9. Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях). Как вы понимаете это выражение?

10. Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)

11. На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)

12. Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)

13. С чем сравнивает В.П.Астафьев листья пальм? (С шевелюрой современных молодых людей).

  1. Лексическая работа:

Ребята, каково лексическое значение слов ПУТЕВКА, САНАТОРИЙ, дайте свое толкование этих слов. А ребята, у которых лежат на партах толковые словари, найдут и зачитают нам толкования этих слов, а вы сравните, правильно ли вы определили значение этих слов.

— Сколько лексических значений имеет слово ПУТЕВКА? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

Открыть слайд № 2, 3 (презентация № 2) со словарной статьей из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.

Автор пишет, что платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение слова ОДА.

— Открыть слайд № 4 (презентация № 2)

Итак, давайте сделаем ВЫВОД о содержании 1-ой части текста.

Что описывает В.П.Астафьев, на что обращает внимание читателя? ( В 1-ой части В.П.Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями).

РАБОТА над 2-ой частью.

  1. Почему , на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1-ой части говорится об экзотических растениях, во второй части о русских березах).

Такой прием называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ, т.е. по определению С.И.Ожегова что-то противопоставляется чему-то.

Задания ко 2-ой части текста: ( вывести на доску)

  1. Сформулируйте вопросы по содержанию 2-ой части текста, запишите и задайте их своим одноклассникам. Ответы ищите в тексте.

  2. Устно объясните лексическое значение выделенных слов, пользуясь «Толковым словарем» С.И.Ожегова.

  3. Составьте план 2-ой части текста (Поделить текст на абзацы :

1. Найдите эпизод встречи с березами, как автор рассказывает о встрече с березами в южном парке?

2. Найдите описание березок.

3.Выделите эпизод истории появления березок на юге.

4.О чем вспомнил автор, глядя на березки в южном парке.)

Обратите внимание, что в этом тексте всего 2- абзаца, а смысловых частей — больше . Давайте попробуем их отыскать. Покажите на пальцах , сколько, по вашему мнению, смысловых частей? Правильный ответ — 4. Прочитаем смысловые части, дадим им названия, запишем в тетради. Что у нас получилось?

ПЛАН (выводится на доску):

  1. Прогулка по парку.

  2. Березки на полянке.

  3. История деревьев.

  4. Воспоминания автора.

При написании изложения важно сохранить выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность.

Выпишите эпитеты, которые использовал автор для описания березок.

— Что нам нужно ещё раз сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (прочитать его ещё раз). Именно это мы и сделаем на следующем уроке, прежде чем писать изложение.

Ваша задача — написать изложение 2-ой части текста от 3-его лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять синонимы «главный герой», «В.П.Астафьев», «рассказчик».

Выберите для себя возможный вариант работы:

  1. Запись по памяти изложения по составленному плану.

  2. Выборочное списывание по составленному плану.

На следующем уроке дети после прочтения текста пишут подробное изложение.

Рефлексия:

  1. Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

  2. Что понравилось, запомнилось, удивило?

  3. Что пригодится в будущем?

  4. Что вам показалось наиболее сложным?

Домашнее задание:

  1. Составить «Памятку работы над текстом для подробного изложения».

intolimp.org

Изложение с творческим заданием. 5 класс

ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

5 класс

Цель урока: совершенствовать навыки пересказа текста по коллективно составленному плану с сохранением типа речи и авторских средств выразительности; формировать навыки описания предмета на основе примера из художественной литературы; воспитывать интерес к животному миру.

1.1 Сообщение темы и постановка учебной задачи:

Сегодня мы будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача -еще и проиллюстрировать текст.

П. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа.

— Каков порядок работы над письменным изложением?

(первое прослушивание текста, составление плана, работа над сложными словами, устный пересказ по частям, второе прослушивание текста, письменный пересказ)

  • Какие типы речи вы знаете? Что представляет собой описание предмета?

  • Какие стили речи вам известны?

III. Работа по теме

1. Чтение текста

О чём говорят рыбки?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали яркие рыбки.

Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям. Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоёмов.

(По Н. Сладкову)

2. Анализ текста.

1. К какому типу мы отнесем этот текст? ( Текст повествовательного характера с элементами описания. В первой части автор описывает подводное царство. Во второй части текста рассказывается о просьбе подводных обитателей, рыбок)

2. Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое название?

3. Примерный план текста

  1. Подводное царство.

  2. Просьба подводных обитателей.

  3. Обещание рыбок.

4. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Заглянет.., захочет.., присм..трет..ся, ра…чистил, разл..жил, заг…рался, ф..нарь, ра..сказать, расч…щать, об…татели, пр..сили.

5. СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

— Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту – одну или несколько? Почему? (Это повествование, события сменяются одно другим.)

— А если бы вам было нужно нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

Совместными усилиями всего класса описываем словесно примерное содержание рисунка к тексту:

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ

1. ФОН: морской пейзаж—голубой водоем.

ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ: подводное царство — сад. На дне ёлочки, укрепленные

камнями. Аллейки, вдоль них — водоросли, а под ними раковины. Еще нарисуем

фонарь, который загорался ночью (вода возле фонаря более светлая) и ярких

рыбок, которые приплывали на огонёк.

КРАСКИ: будем использовать зеленую, темно-голубую, светло-голубую, желтую, нежную розовую, красную краску.

6. Создание рисунков, их анализ

— Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели сказать зрителю своим
рисунком? Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить
картину происходящего? Как вы назвали свой рисунок?

7. Создание речевой ситуации

— Представьте, что вы писатель и с вами произошел такой случай. Расскажите об
этом своим родным, друзьям от 1-го лица.

8. Учащиеся пишут творческое изложение (если не успевают его на уроке,
заканчивают дома)

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *